Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА

    "Полиция печати" в системе полицейского права в ХIХ – н. ХХ вв.



    Бурлакова Радмила Исламовна,
    помощник судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя
    В ХIХ – н. ХХ вв. ученые-полицеисты вели поиск оптимальной модели управления государством, исследовали все многообразие существующих форм и методов внутреннего управления в различных областях. Одной из таких областей общественной жизни являлась печать. Как только появилось книгопечатание, государство пыталось поставить под свой контроль печатное слово. Поэтому "полиция печати" стала составной частью предмета регулирования полицейского права. Термин "полиция печати" очень редко употребляется в научных работах по истории административного права, цензурной политики, а между тем в ХIХ – н. ХХ вв. именно он являлся определяющим для уяснения целей и задач государственной политики в области печати, ее правового регулирования.[1]
    До ХIХ века труды по проблемам управления носили скорее практический, чем научный характер. Назначением полицейской государственной деятельности считалось обеспечение "счастья граждан", их безопасности и благосостояния. Правовым определением государственного обеспечения необходимого порядка в обществе являлся термин "власть полиции". Полицейская власть понималась при этом как инструмент осуществления заботы о благосостоянии общества. Соответственно с термином полиция отождествлялось внутреннее управление. Под полицией понималась совокупность различных элементов общественного порядка, общественного благосостояния и правительственная деятельность, направленная на его обеспечение.[2] В этом широком значении термин вошел в законодательство, затем в науку.
    Н. Деламар в "Трактате о полиции" не определял понятие "полиция", но, перечисляя все предметы полицейской деятельности, выделял главные ее черты, те сферы общественных отношений, которые объединены полицейской деятельностью. В разработанной им системе ученый выделил 11 частей той материи, в которой применяется полицейская деятельность: религия; обычаи; здравоохранение; питание; публичный порядок и спокойствие (мир); дорожное хозяйство; торговля; мануфактура (производство); служебный персонал; поденная работа (т.е. работа тех, кто продавал свою рабочую силу на один день).[3] И. Пюттер определял полицейскую власть как средство защиты общества от опасностей. По его мнению, содействие благосостоянию общества не должно было быть делом исключительно полиции, как это считалось ранее.
    В конце XVIII — начале XIX в. Г. Берг учение о полиции связал с принципами правового государства, и сузил ее понимание до обеспечения безопасности. Роберт фон Моль под полицией понимал учреждения в государстве, имеющие целью отстранять и удалять внешние препятствия, стоящие на пути к всестороннему развитию человеком его способностей и которые собственными силами удалены быть не могут.[4] То есть, по его мнению, в правовом государстве компетенция полиции должна быть ограничена помощью юстиции.
    Таким образом, как справедливо отмечает Ю.Н. Старилов, новое содержание понятия "полиция" было обусловлено проникновением в сферу управления новых знаний и вытекало из государственно-правовых представлений просветительской философии. В конце XVIII — начале XIXв. полицейская наука стала изменяться под воздействием гуманистических идей, произошел переход к "либеральному мышлению", характерному для правового государства.[5]
    В н. ХIХ в. происходит сужение предмета науки о полиции и выделяется собственно полицейское право – наука о правовых нормах, определяющих полицейскую деятельность государства, исследующая правоотношения, возникающие из данной деятельности, ее задачи, формы и границы.[6] Таким образом, полицейское право выделяется в самостоятельную отрасль права.
    В середине ХIХ в. полицейское право обеспечивало общественную безопасность, порядок, борьбу с правонарушениями. Подобный подход к полицейскому праву проявился в законотворческой деятельности некоторых европейских государств.[7] В ХIХ в. термин "полиция" изменился, это уже не внутренняя политика государства, а только отдельные ее проявления. В "материальном" смысле он понимался как функция публичного управления по защите общественной безопасности и порядка. Это понимание осталось практически неизменным до настоящего времени. К полиции в "формальном" смысле относятся все государственные задачи, для выполнения которых устанавливается компетенция полицейских органов.
    В России полицейское право как отрасль права и законодательства, а также как наука развивалось в ХIХ – н. ХХ вв. в русле западноевропейских традиций. В России, как и в западноевропейских странах под термином полиция понимали многообразную деятельность полицейских учреждений, направленную на обеспечение не только общественного порядка и безопасности населения, но и благосостояния общества, а также осуществление функций так называемого "внутреннего управления".
    Андреевский И.Е. основными условиями для нормальной жизнедеятельности индивида считал безопасность и благосостояние. Создать такие условия может только государство посредством закона. Он определял полицейскую деятельность как деятельность государства, которая проявляется в наблюдении за предприятиями частных лиц, союзов и обществ, имеющая целью обеспечить условия безопасности и благосостояния, и принять меры для обеспечения этих условий.[8] По мнению ученого, полицейская деятельность проявляется: во-первых, в полицейском законодательстве страны, определяющем начала и положения этой деятельности; во-вторых, в полицейской администрации, т.е. в деятельности государственных центральных и местных установлений, кому вверяются определенные ветви полицейского дела; в-третьих, в деятельности органов исполнительной полиции, являющихся необходимыми для обеспечения деятельности полицейских установлений и применения полицейского закона. Выделяя полицию безопасности, Андреевский включал в это понятие так же полицию печати как "предупреждение опасностей, могущих произойти от устного слова, письма, печати".
    Основания для классификации мер безопасности разрабатывал И.Т. Тарасов. По его мнению, характер мер безопасности предопределяется теми причинами, которыми порождается тот или другой вид опасности.
    Ученый различал меры предупреждения и пресечения опасности по источнику, из которого она проистекает: люди, предметы, природа. Выделял четыре группы мер безопасности: 1) меры безопасности относительно людей, 2) меры безопасности относительно животных и предметов; 3) меры безопасности от стихийных сил природы; 4) меры от опасности по источнику смешанного характера.[9] В первую группу входят меры безопасности относительно единичных лиц и различных сообществ: тайных собраний и союзов, различных классов профессиональных преступников, литераторов, художников, изобретателей и др.
    Регулирование удовлетворения духовных потребностей общества, а равно и защита литераторов, издателей, художников от возможного причинения им вреда входят в предмет регулирования полиции печати. Хотя Тарасов не дает такого понятия, но подробно останавливается на элементах печати, которые должны быть подвергнуты правовому регулированию. Это три основных элемента, которые и составляют полицию печати. Во-первых, культурная задача печати, следовательно, необходимость создания условий для ее развития. Во-вторых, общественная опасность и вред, который может быть причинен печатным словом. Соответственно законодательно необходимо установить ограничения, как по содержанию, так и по форме для печатной (художественной) продукции. Третий элемент – это имущественные права (т.е. авторские права) и существование законодательства о литературной и художественной собственности. Таким образом, Тарасов достаточно полно очерчивает границы предмета правового регулирования полиции печати.
    Дерюжинский В.О. определял явления, которые подлежат изучению полицейским правом. 1. Отрасли государственной и общественной деятельности, имеющие предметом различные стороны хозяйственной жизни (промышленность, торговля); 2. те отрасли, которые ставят своей задачей содействие духовно-интеллектуальному развитию населения (народное образование); 3. стороны государственной и общественной деятельности, которые по своему характеру не могут быть отнесены ни к одной из намеченных областей, но которые необходимы в интересах обеспечения развития как общества в целом, так и отдельного индивида. Это те отрасли, задачи которых состоят в охране общественного порядка и спокойствия, в полицейском праве их принято было обозначать как "полиция безопасности". Дерюжинский подводил к тому, что "полиция печати" входит в третью группу, это учение о тех внешних условиях, в которых находилась и должна находиться печать как важный фактор культурного развития.[10]
    Термин "печать" определяется как совокупность различных способов выражения мысли, делающих ее произведения доступными одновременно большому количеству людей. Создание условий для свободного развития печати сложная задача государства. Так как наряду с обеспечением свободы печати государству необходимо создать систему мер, которые с одной стороны предупреждали, с другой устанавливали ответственность за злоупотребление этой свободой. Совокупность данных мер и обозначается как "полиция печати". В полиции печати Дерюжинский выделял две группы мер государства: во-первых, систему предупредительных мер, в основании которой лежал институт предварительной цензуры; во-вторых, систему репрессивную, в основе которой судебное разрешение споров, связанных правонарушениями и преступлениями в области печати.
    М.К. Палибин и В.В. Ивановский также относили полицию печати к полиции безопасности, включая в ее понятие в основном меры наблюдения за печатью.[11]
    Таким образом, в науке полицейского права не сложилось однозначного определения содержания "полиции печати", поскольку одни ученые сужали это понятие до цензурной деятельности, другие включали меры по организации печатной деятельности и авторское право. Место полиции печати в системе полицейского права как науки и учебной дисциплины определялось целями государства в этой области.
    Особенная часть науки полицейского права включала нормы, которые определяли задачи деятельности административных учреждений, а также способы и средства их осуществления. В Особенную часть науки полицейского права входили учения: 1) о полиции безопасности; 2) о народном здоровье; 3) о духовном развитии; 4) об экономическом благосостоянии. Таким образом, полиция печати входила, как мы это выяснили, в полицию безопасности.


    [1] Российское полицейское (административное) право/Сост. Ю.Н. Старилов. Воронеж, 1999; Драго Р. Административная наука. М., 1982; Патрушева Н.Г. Изучение истории цензуры вт.п. ХIХ – н. ХХ вв. в 1960-1990-е гг.//НЛО. №30,1998.

    [2] Дерюжинский В.О. Полицейское право. СПб., 1911. С.12.
    [3] Драго Р. Административная наука. М., 1982. С.15.
    [4] Андреевский И.Е. Полицейское право. Т.1. СПБ., 1874.
    [5] Российское полицейское (административное) право/Сост. Ю.Н. Старилов. Воронеж, 1999. С.13.
    [6] Тарасов И.Т. Очерк науки полицейского права. М., 1897. С.4.
    [7] Уголовные кодексы полиции Баварии 1861 г., Бадена 1861 г., Вюрттемберга 1871 г.
    [8] Андреевский И.Е. Полицейское право. Т.1. СПБ., 1874.
    [9] Тарасов И.Т. Очерк науки полицейского права. М., 1897. С.132.
    [10] Дерюжинский В.О. Полицейское право. СПб., 1911. С.177.
    [11] Палибин М.К. Повторительный курс полицейского права. СПб., 1900; Ивановский В.В. Учебник административного права (полицейского права). Право внутреннего управления. Казань, 1908.







    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2021 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru