Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе






    Теоретические и юридические подходы к определению понятия «кандидат», «зарегистрированный кандидат»
    Стружак Евгений Петрович,
    аспирант кафедры конституционного и муниципального права
    Института государства и права
    Тюменского государственного университета

    Пассивное избирательное право - право быть избранным, гарантировано на уровне Конституции. Реализовать его может дееспособный гражданин РФ не находящийся в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда и достигший 18 летнего возраста[1]. Любой гражданин пожелавший воспользоваться этим правом, при соблюдении определенных условий приобретает специальный статус кандидата.
    Кандидат от латинского слова сandidatus – означает одетый в белое, в Древнем Риме – белую тогу[2]. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой кандидатом обозначается лицо, «которое предполагается к избранию, назначению или приему куда-нибудь», причем между указанным словом и словом «кандидатура» ставится в одном из значений, знак тождества. Кандидатура говорится в словаре - тоже, что кандидат в разговорной речи. В другом значении «кандидатура, чья или кого» обозначается как «предполагаемая, открывающая для кого-нибудь возможность стать кандидатом»[3]. Примерно аналогичным образом раскрываются понятия указанных слов и в других словарях русского языка[4].
    Представленные определения весьма полезны, поскольку значения слов в них раскрывается кратко и точно, а сами определения достаточны для понимания слова и его употребления. В тоже время они не содержат всех необходимых с юридической точки зрения признаков. Действительно словари русского языка раскрывают лишь значения слов. Наука же и действующие законодательство используют слово «кандидат» как специальное понятие, которое имеет собственное значение, отличное от литературного и разговорного употребления.
    Вопросу о понятиях (категориях) с методологической точки зрения в философской, в том числе и научно-юридической литературе уделялось и уделяется большое внимание[5]. Большинство специалистов изучавших указанные явления признают их несомненную значимость. Известный советский правовед Н.В. Витрук в одной из своих работ 1979 года писал: «Действительно научные, истинные понятия выступают как результат познания человеком объективной реальности, как средство, аппарат мышления, при помощи которого происходит освоение новых объектов, их свойств и закономерностей»[6].
    В связи с этим, очевидный интерес представляет понятие «кандидат» используемое в науке конституционного права. В современный период развитие этой науки направлено на все более углубленную и развернутую разработку собственного понятийного аппарата. Как очень точно отметил доктор юридических наук, профессор В.М. Корельский «важнейшая задача любой науки состоит в том, чтобы всесторонне изучить, а затем выразить в понятиях и научных определениях свой предмет»[7].
    В отечественной науке конституционного права понятие «кандидат» наряду с такими понятиями как «зарегистрированный кандидат», «список кандидатов», «избирательное право», «баллотироваться», «правовой статус» и т.д. входит в качестве самостоятельного элемента в понятийный аппарат ряда специальных (частных) теорий развивающихся в ее лоне, например: теории правового положения.
    Исходя из того, что слово «кандидат» широко употребляется в избирательном законодательстве и юридической литературе, вполне логично будет обратиться к специальным источникам. Примечательно, но факт: большинство справочных и энциклопедических изданий, не раскрывают исследуемого понятия. Например, Юридический справочник для населения 1989 года, Юридический энциклопедический словарь под редакцией А.Я. Сухарева, Российская юридическая энциклопедия 1999 года, Большой юридический словарь, Краткий юридический справочник для населения 2000 года вообще не содержат определения указанного правового понятия[8].
    Отдельные специалисты все же занимаются обозначенными исследованиями, однако, в науке по вопросу единой точки зрения не сформировано. Так авторы сборника вопросов и ответов по избирательному праву Д.Б. Катков, Е.В. Корчиго указывают кандидат это лицо, обладающие пассивным избирательным правом и выдвинутое в установленном законодательством порядке, в качестве претендента на замещаемую посредствам прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления. При этом выделяется понятие зарегистрированного кандидата, под которым понимается лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом на должность, замещаемую посредством прямых выборов[9].
    Тихомирова Л.В. и Тихомиров М.Ю. иначе разъясняют содержание этого правового понятия, кандидат по их мнению, это – « ...претендент на занятие должности, замещаемой в порядке выборов или назначения, зарегистрированный в этом качестве в установленном порядке»[10] В Энциклопедическом словаре по Конституционному праву под редакцией профессора С.А. Авакьяна, не содержится обще-родового определения исследуемого нами понятия, однако в нем самостоятельно раскрываются видовые понятия «кандидата в депутаты» и «кандидата на должность Президента РФ»[11]. Представленные определения, тем не менее, в достаточной мере позволяют выявить общие подходы авторов к необходимому набору юридических признаков, характеризующих указанного субъекта избирательного процесса. Их очевидной особенностью является отсутствие разграничения понятия кандидат, зарегистрированный кандидат, при этом кандидатом, считается только зарегистрированное лицо.
    Противоположной точки зрения придерживается профессор А.Е. Постников кандидат, по его мнению, это « ...лицо, которое баллотируется на определенную должность (Президента, губернатора, главы администрации и т.п.), либо лицо, которое баллотируется в депутаты соответствующего представительного органа государственной власти или местного самоуправления»[12]. С позиции этого ученого, факт регистрации имеет значение, но не принципиальное, поскольку регистрация выдвинутых кандидатов избирательными комиссиями лишь «юридически фиксирует кандидатов, по которым избиратель должен осуществить свое волеизъявление». Первоначальное же определение круга участников выборов, происходит при выдвижении кандидатов. Сам факт регистрации, это признание кандидата избирательной комиссией, для которой он до ее осуществления являлся как бы «кандидатом в кандидаты». Тем не менее, в законодательстве о выборах подчеркивает А.Е. Постников « ...о кандидатах говорится в двух различных контекстах: кандидаты до их регистрации избирательными комиссиями и зарегистрированные кандидаты» [13]. Действительно, современному российскому избирательному законодательству известно два обще-родовых правовых «статуса» и оперирует оно так же двумя соответствующими понятиями, «кандидат», и «зарегистрированный кандидат».
    Анализ существующих в литературе определений, приводит к выводу: ряд ученых одним из основных признаков кандидата, считают его обязательную регистрацию соответствующей избирательной комиссией. Такой подход, как представляется, не совсем точен. Наиболее последовательной представляется позиция тех, кто прямо разграничивают между собой два (выше обозначенных) понятия. Такой теоретический подход соответствует, по нашему мнению, не только действующему законодательству, но и отвечает потребностям реального правового регулирования. Поскольку статус лиц, выдвинутых в качестве претендентов на те или иные должности, в реальности существенно отличается, до их регистрации и после нее. Это подтверждается различным объемом предоставляемых прав, обязанностей и гарантий. Разграничение указанных понятий позволяет формулировать их конкретные дефиниции, отражающие важнейшие элементы правового статуса этих участников избирательного процесса. В этой связи трудно не согласится с профессором В.М. Корельским, справедливо отмечающим, что «нередко вопрос о существенных признаках какого-либо юридического понятия и его законодательной дефиниции (определения) решает сам законодатель»[14].
    Что ж следует обратиться к базовому закону, долгое время регулировавшему указанную сферу отношений.
    Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[15] (далее ФЗ «Об основных гарантиях...») в статье 2 кандидатом называл лицо, выдвинутое в установленном этим федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления.
    Под зарегистрированным кандидатом понималось лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом..., и далее шло перечисление должностей, и органов на членство в которых последний мог претендовать.
    Справедливости ради необходимо отметить, до 1997 года законодатель не разграничивал два выше обозначенных понятия, оперируя только одним - кандидат. Утративший силу Федеральный закон от 6 декабря 1994 года, «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» как таковое понятие кандидат не раскрывал, а перечислял лишь его виды: кандидат на должность Президента РФ, кандидат в депутаты Государственной Думы и т.д. (ст. 2)[16].
    Новый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принятый Государственной Думой 22 мая 2002 года сохранил указанное разграничение, принципиальных изменений в набор необходимых признаков характеризующих указанных субъектов не внес. Тем не менее, с точки зрения юридической техники, определения содержащиеся в нем более совершенны: исключены ненужные повторения и казуальные перечисления[17].
    Системный анализ и текстуальное сопоставление нового федерального закона и федерального закона от 19 сентября 1997 года, позволяют прийти к выводу: законодатель в ряде статей использует понятие кандидат как родовое, то есть, включающие в себя понятие кандидата и понятие зарегистрированного кандидата. Примером тому служат ч. 3 ст. 47 ФЗ «Об основных гарантиях...» и, ч. 4 ст. 40 нового Федерального закона в них, а также в ряде других статей термин кандидат используется именно таким образом. В указанных примерах исследуемые понятия соотносятся как общие и частное, общим соответственно выступает термин кандидат, частным термин кандидат как лицо не имеющие соответствующей регистрации (т.е. до регистрации) и термин - зарегистрированный кандидат (т.е. кандидат после регистрации). Большинство норм подобного рода сосредоточенно в главах посвященных финансированию выборов. Примечательно, что в новом федеральном законе определение понятия кандидат сформулировано таким образом, что бы подчеркнуть эти закономерности. Так среди прочего указывается: кандидат лицо « ...зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата» (п.1 ст. 2).
    Если ли здесь терминологическая путаница, думается, что нет. Используемый прием в достаточной степени оправдан, поскольку позволяет избежать необоснованного копирования одного и того же нормативного материала. Подобного рода техника юридического письма, используется законодателем не в первые, например: в ч.2 ст. 4, п. «а» ст. 71, ч. 3 ст. 80, ч. 3 ст. 90 и ряде других статей Конституции РФ, термин «федеральный закон», так же использован как родовое понятие, то есть включающее и федеральные конституционные, и обычные федеральные законы.
    Исследование юридических подходов к определению понятия «кандидат», «зарегистрированный кандидат» будет неполным, если ограничится только анализом федеральных законов. Для реализации поставленных целей следует обратиться к законодательству субъектов. В тоже время, следует обратить внимание: на сегодняшний день в связи с принятием нового федерального закона, отдельные нормы региональных правовых актов регулирующих аналогичную сферу общественных отношений, вступили с ним в противоречие. Большинство из них объективно устарели и не представляют теперь интереса с точки зрения реального правового воздействия. Исключение составляют законы тех субъектов, где выборы были назначены или избирательный процесс не был завершен до принятия и вступления в силу указанного федерального закона[18].
    Безусловно, в ближайшее время в подавляющем большинстве субъектов, будут внесены изменения в соответствующие законодательные и иные правовые акты. Пока же для нас представляется целесообразным обращение к указанным источникам с методологической точки зрения. Их исследование позволяет выявить общие подходы к решению поставленных вопросов, определить тенденции развития регионального законодательства.
    Почти во всех законах субъектов Российской Федерации регулирующих избирательный процесс содержатся соответствующие нормы-дефиниции, раскрывающие искомые понятия. Между собой эти нормы не вполне идентичны и действуют лишь в рамках соответствующего закона. За редким исключением они не выходят за рамки определений сформулированных в федеральном законодательстве, иногда напрямую копируют их, в общей массе конкретизируют понятия применительно к своей сфере правового регулирования.
    Для иллюстрации приведем несколько примеров. Закон Республики Алтай от 26 апреля 2001 года кандидатом называет лицо, выдвинутое в установленном этим законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай; Зарегистрированным кандидатом называется лицо, которое зарегистрировано Избирательной комиссией Республики Алтай соответствующим кандидатом.[19] Кандидат, в соответствии с Избирательным кодексом (законом) Тюменской области это лицо, выдвинутое в установленном порядке в качестве претендента на замещаемые посредством прямых выборов должность, депутатское место. Зарегистрированный кандидат «лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом на должность... замещаемую посредством прямых выборов..., в депутаты»[20].
    Подобные, практически идентичные федеральным, формулировки содержатся практически во всех анализируемых автором законах субъектов Российской Федерации[21]. Однако ряд региональных законодательных актов, раскрывая содержание термина «кандидат», вкладывает в его понятие дополнительные характеризующие указанного субъекта признаки. Такие, например, как наличие пассивного избирательного права. Так Закон Республики Адыгея о выборах Президента от 2 августа 2001 года среди прочего указывает на то, что кандидат - лицо, обладающее пассивным избирательным правом.[22] Аналогичные упоминания содержатся в законах Республики Мордовия, Коми-Пермяцкого и Ямало-Ненецкого автономного округа[23].
    Возникает вопрос: является ли такой подход оправданным, становится ли дефиниция при этом более совершенной. С позиции формальной логики думается, что нет. Федеральный законодатель в аналогичной ситуации формулируя определение понятия «кандидат» тоже учитывает то, что такое лицо должно обладать пассивным избирательным правом, однако саму указанную словесную конструкцию не использует. Поскольку в логике существует правило: нельзя определять неизвестное через неизвестное. В нашем примере, термин «кандидат», определяется (раскрывается) через неизвестное понятие «пассивное избирательное право», которое само по себе требует соответствующего определения. Дефиниции такого типа не редкость, встречаются они и в федеральных законах.
    В специальной литературе сложилось две точки зрения на этот счет. Первая состоит в том, что определение должно быть предельно понятно при любых условиях[24]. Приверженцы второй точки зрения, например логик В.И. Свинцов считают, что действительно определение должно быть понятно, однако «в специальной литературе вполне допустимы сложные определения, в которых используется научная или техническая терминология»[25]. Справедливости ради необходимо отметить, как первые, так и вторые, сходятся во мнении, что в текстах рассчитанных на массового адресата, определение должно быть максимально понятно (коммуникабельно). Следовательно, в процессе работы над законом, как нормативно правовым актом распространяющим свое действие на неопределенное количество человек, необходимо учитывать знания и лексикон потенциального адресата. С указанной позицией можно согласится, но лишь отчасти. Считаем, что текст любого закона всегда рассчитан на определенные, хотя бы «минимальные» познания потенциального адресата («читателя»), и нельзя просто до предела его упрощать.
    Таким образом, приходится констатировать, законы отдельных субъектов РФ содержат дефиниции, построенные с нарушением логических правил. Дело в том, что к определениям традиционно еще со времен Аристотеля, предъявляются различного рода требования. Их соблюдение обеспечивает правильность определения по форме и позволяет избегать в нем логических ошибок. Нельзя, например, раскрывать определяемое через само себя. Иными словами, определяемое понятие не должно повторятся в определяющем ни прямо, ни косвенно. При нарушении этого правила могут возникнуть различные логические ошибки, например тавтологии. Так, в Законе Республики Бурятия «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» от 16 марта 1994 г. (в редакции закона от 03.03.1998 г.) кандидат определяется как «лицо, выдвинутое в установленном настоящим Законом порядке в качестве кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия»[26]. Такую ошибку называют еще «idem per idem” (то же через то же) [27]. Будучи ошибочными с логической точки зрения, подобные дефиниции неэффективны и в практическом смысле. Гораздо удачней было бы заменить в указанном определении словосочетание «...в качестве кандидата...», словами «...в качестве претендента...», как это сделано, например, в федеральном законе, при этом тавтология устраняется. Из сказанного со всей очевидностью следует, что при выработке определений необходимо учитывать и законы формальной логики.
    Обращает на себя внимание подход законодателя Ивановской области. В Законе «О выборах в Ивановской области» от 21 августа 2000 года, раскрывается смысл только лишь термина «кандидат», причем весьма своеобразным образом. Кандидат указывается в нем «...лицо, обладающие пассивным избирательным правом, выдвинутое или зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата...»[28]. В представленном определении содержится попытка объединить понятия «кандидат» и зарегистрированный кандидат».
    С теоретической точки зрения такой подход заслуживает определенного внимания, т.к. он позволяет подчеркнуть единую правовую природу указанных субъектов избирательного процесса. В тоже время с практической стороны, гораздо правильней разграничивать указанные понятия, не создавая излишней терминологической путаницы. Профессор В.М. Корельский в своей работе не без основания отмечает « ...чем сложнее то или иное государственно-правовое явление, тем с меньшим успехом можно выразить в кратком его определении все существенное... В подобных случаях применяется несколько взаимосвязанных дефиниций, образующих понятийный ряд». Следует согласится с высказанной позицией, поскольку только именно при помощи двух обозначенных терминов можно, во-первых, отразить различный правовой статус указанных лиц и, во-вторых, отразить трансформацию (видоизменение) правового статуса кандидата в процессе всей избирательной компании.
    В законе «О выборах Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа»[29] аналогично закону Ивановской области не содержится нормы раскрывающей понятие «зарегистрированного кандидата», хотя в самом его тексте оно используется, и довольно таки часто. В другом Законе «О выборах депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа» в редакции от 20 июня 2000 года, напротив подобно федеральному оба исследуемых понятия раскрываются[30]. В законодательных актах некоторых субъектов например, таких, как Республика Мордовия, норм-дефиниций нет вообще в их текст включены бланкетные нормы, которые отсылают правоприменителя к правовым актам федерального уровня[31].
    Изложенное приводит к выводу: в законодательстве субъектов сформировалось несколько подходов к определению понятия «кандидат», «зарегистрированный кандидат».
    Суть первого подхода заключается в том, что закон субъекта копирует определения (нормы-дефиниции) содержащиеся в федеральном законе. Суть второго - закон субъекта содержит определения с набором дополнительных признаков, характеризующих указанных субъектов. Третий подход заключается в том, что оба исследуемых понятия смешиваются.

    [1] п. 2, п. 3 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // "Российская газет" от 6 апреля 1999 г.
    [2] Халипов В.Ф., Халипова Е.В., Шишкин А.Н. Выборы и власть: Словарь-справочник избирателя. – М.: Изд-во «Совершенство», 1999. С. 137.
    [3] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное – М АЗЪ, 1996. С. 258.
    [4] См. например.: Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1/ Под ред. проф. Д. Ушакова. – М.: ТЕРРА, 1996. С. 1303.; Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь: Ок. 35 000 слов. 4-е изд.,. стер. – М.: Рус. яз., 1997. С. 222.
    [5] Сурилов А.В. О понятийных средствах советской юридической науки. – В кн.: Некоторые вопросы советской правовой науки. Кишинев, 1968, с. 33-42; Марксистско-ленинская общая теория государства и права: Основные институты и понятия. М.: Юрид. Лит., 1970, с. 124-130; Самощенко И.С., Сырых В.М. К методологии советского правоведения. – Советское государство и право, 1973, №6, с. 29-36; Зиманов С.З. О понятиях в теории государства и права. – В кн.: Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. М., 1974, с. 76-78; Манов Г.Н. О понятиях и их определениях в общей теории государства и права. – Там же, с. 71-76; Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1998, с.17-18; Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998, с. 482-486; и др. НЕТ В СПИСКЕ ЛИТ. Т.К. НАДО УТОЧНИТЬ НАСЧЕТ СТРАНИЦ
    [6] Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. – М.: Изд-во Наука, 1979, С. 10.
    [7] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1998, С.17.
    [8] Юридический энциклопедический словарь. 2-е доп. изд. / под. ред. А.Я. Сухарева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 528 с.; Большой юридический словарь / Под. ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 704 с.; Российская юридическая энциклопедия. – М.: Издательский дом ИНФРА-М, 1999. – Х, 1110 с.; Юридический справочник для населения / Юрид. Лит., 1989. – 624 с.; Краткий юридический словарь // М.Е. Волосов, В.Н. Додонов, В.Е. Крутских, В.П. Панов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 304 с.; Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 368 с.
    [9] Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2001. С. 37.
    [10] Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: 1999. С. 195.
    [11] Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива – доктор юридических наук, профессор С.А. Авакьян. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА . М), 2000. С. 281-283.;
    [12] Постников А.Е. избирательное право России. Научное и учебное издание. – М.: Издательская группа ИНФРА .М –НОРМА, 1996. С. 64.
    [13] Там же. С. 61-64.
    [14] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1998, С. 17.
    [15] Собрание законодательства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г., N 14, ст. 1653
    [16] Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №33, ст. 3406; 1996, №49, ст.5498.
    [17] ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». М.: Издательство ЦИК РФ, 2002. - 286 с.
    [18] Так в ряде муниципальных образований юга Тюменской области например, в Бердюжском и Аромашевском районах выборы были назначены до принятия и вступления в силу нового федерального закона.
    [19] Закон Республики Алтай «О выборах главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай» от 26.04.2001 г. №21-27 // Ведомости Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, 2001.
    [20] Избирательный кодекс (закон) Тюменской области от 05.11.1999 г. № 140 (в ред. закона от 06.05.2000 №182, от 22.09.2000 № 200, от 11.04.2001 №326, от 08.06.2001 №344) // Вестник Тюменской областной Думы, 2001, №9.
    [21] См. например.: Закон Республики Адыгея «О выборах депутатов Государственного Совета – ХАСЭ Республики Адыгея от 14.06.2002 г. №178 (в ред. Закона РА от 06.06.2001 N 15) // Ведомости Законодательного Собрания (Хасэ) - Парламента Республики Адыгея, 1995, N 21.; Закон Республики Адыгея «О выборах депутатов городского, районного собрания представителей» от 13.07.1999 г. №135 (в ред. Закона РА от 02.10.1999 N 140) // Ведомости Законодательного Собрания (Хасэ) - Парламента Республики Адыгея, 1995, N 21.; Закон Республики Алтай «О выборах Депутатов Республики Алтай» от 26.04.2001 г. № 21-36 // Ведомости Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, 1997, N 22; Закон Пермской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермской области» от 18.07.2001 г. № 1585-255 // Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области, 1997, N 4; Закон Приморского края «О выборах Губернатора Приморского края» от 28.09.1999 г. №63-КЗ (в ред. от 21.08.2001 г. №150-КЗ // Ведомости Думы Приморского края, 1999, №43; 2001, №92; Закон Приморского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Приморского края» от 21.09.2000 г. №103-КЗ (в ред. от 19.09.2001 г.) // Ведомости Думы Приморского края, 2000, №69; 2001, №95; Закон Ставропольского края «О выборах депутатов Государственной Думы Ставропольского края» от 01.10.1997 г. №26-КЗ (в ред. от 04.10.2001 г.) // Сборник законов и других правовых актов ставропольского края, 1997, №10/40; Ставропольская правда, № 215-216 (22502-22502); Закон Курганской области «О выборах Губернатора Курганской области» от 05.06.2000 г. №315 (в ред. от 06.06.2001 г.) // Новый мир, 2000, №109-110; 2000, №107 и др.
    [22] Ведомости Законодательного Собрания (Хасэ) - Парламента Республики Адыгея, 2001.
    [23] Закон Республики Мордовия «О выборах депутатов государственного Собрания Республики Мордовия от 17 июля 1999 г. №45-З (в ред. Закона РМ от 05.01.2001 N 8-З) // Ведомости Государственного Собрания Республики Мордовия. 2001.; Закон Коми-Пермяцкого Автономного Округа «О выборах депутатов Законодательного собрания Коми-Пермяцкого Автономного Округа» от 29.06.2001 г. №35 (в ред. Закона КПАО от 20.08.2001 N 50); Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О выборах Депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа» от 03.11.1999 г. №30-ЗАО (в ред. от 06.04.2001 г.) // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 1999, №7/1; 2000,№1-2; 2001, №3.
    [24] Е.А. Иванов. Логика. Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1996. С. 88-90.
    [25] В.И. Свинцов. Логика: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 1987. С. 159-164.
    [26] Закон Республики Бурятия «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия от 16.03.1994 г. №427-ХII (в ред. Закона РБ от 03.03.1998 N 657-I) //..........
    [27] Е.А. Иванов. Логика. Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1996. С. 88.
    [28] Собрание законодательства Ивановской области, специальный выпуск, 2000.
    [29] Закон Ханты-Мансийского автономного округа «О выборах Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа» от 10.01.2000 г. №5-оз (в ред. от 18.09.2001) // Новости Югры. (Спецвыпуск), 2000; 2000, №135.
    [30] Закон Ханты-Мансийского автономного округа «О выборах депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа» от 05.02.1996 г. №4-оз (в ред. от 20.06.2000) // Новости Югры, 1996, №21; 2000, №76; 2000, №59.
    [31] Закон Республики Мордовия «О выборах Главы Республики Мордовия от 27 ноября 1997 г. №44-З (в ред. Закона РМ от 27.06.2001 N 37-З) // Ведомости Государственного Собрания Республики Мордовия, 1996, N 10, ст. 352.







    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru