Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВЫХ АСПЕКТОВ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ



    Степанов Денис Андреевич,
    аспирант кафедры административного права
    Всероссийской государственной налоговой академии
    при Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам

    Научный руководитель: д.ю.н., профессор, проректор по научной работе Всероссийской налоговой академии при Министерстве по налогам и сборам России Кваша Юрий Федорович

    Федеральный закон от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц» и иные нормативные акты, регулирующие регистрацию юридических лиц, продолжают оставаться в центре внимания правоведов и практиков [1].
    По состоянию на 1 июня 2003 года количество записей о создании юридического лица по ХМАО составило 2425 [2].
    На момент вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц» на территории РФ было зарегистрировано 1,6 млн. юридических лиц, а на территории ХМАО – около 14 000[3]. Эти цифры позволяют говорить об актуальности проблемы для российского общества.
    В статье идет речь о правовых аспектах института государственной регистрации юридических лиц и о путях ее совершенствования. В предмет исследования не входит анализ регистрации предпринимателей без образования юридического лица и некоммерческих организаций.
    Самой важной проблемой современного правового регулирования является совершенствование правовой регламентации завершающего этапа государственной регистрации юридического лица.
    На сегодняшний день регистрация юридического лица завершается после принятия акта о государственной регистрации юридического лица (ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц») [4].
    Однако, фактическое начало предпринимательской деятельности законодательство связывает с постановкой на учет в различных государственных органах и получения иных согласований. После получения свидетельства о государственной регистрации, юридическое лицо обязано встать на учет в фонде социального страхования[5], в территориальном отделении пенсионного фонда РФ[6], в территориальном отделении Госкомстата РФ[7], в фонде занятости. В некоторых городах существует получение дополнительного разрешения на печать, выдаваемое органами местного самоуправления [8].
    Таким образом, начало экономической деятельности юридического лица задерживается на период от 10 до 30 и более дней, причиняя ущерб субъекту предпринимательской деятельности и государству. Такая же проблема существует и в других субъектах РФ.
    Автор считает, что формулировка статьи закона о завершении регистрации юридического лица не отражает сути этого этапа и предлагает завершающим этапом государственной регистрации считать не только получение свидетельства о государственной регистрации юридического лица, но и документов, подтверждающих постановку на учет во всех фондах (фонде социального страхования, пенсионном, органе статистики), получение разрешения на печать, разрешение на открытие расчетного счета.
    В этой связи, думается, что п. 3 статьи 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридического лица» после слов «подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр» дополнить словами «постановку во внебюджетных фондах и выдачи разрешения на изготовление печати».
    Логичнее было бы в Федеральный Закон от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц» включить также нормы, касающиеся выдачи разрешения на изготовление печати юридического лица.
    В настоящее время выдача разрешения на изготовление печати является дополнительным согласованием в органах местного самоуправления, что увеличивает сроки и расходы на регистрацию юридического лица. Опыт регистрации юридических лиц позволяет констатировать сложившуюся ситуацию о возможности незаконного получения и изготовления печати юридического лица.
    Автор предлагает внести в перечень документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, указанные в статье 12 федерального закона «О государственной регистрации юридического лица», дополнительный документ, предлагающий стандарт эскиза печати юридического лица с обязательными элементами, указывающими страну, область или округ, город или поселок местонахождения юридического лица, полное фирменное наименование юридического лица.
    Автор считает необходимым принятие «универсального» закона о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и некоммерческих организаций. До 01.07.02 года регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей была урегулирована Указом Президента 1994 года.
    23.06.2003 г. был принят Федеральный закон №76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», который распространяется на регистрацию предпринимателей без образования юридического лица.[9]
    Данный закон вступает в силу с 1 января 2004 года, за исключением положений обязывающих Правительство Российской Федерации издать нормативные правовые акты, которые должны обеспечить реализацию Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом вносимых в него изменений и дополнений в части государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.
    Думается, что принятием этого нормативного акта законодатель встал на путь принятия универсального закона о государственной регистрации коммерческих и некоммерческих юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. На наш взгляд следующим шагом будет внесение изменений касающихся особенностей государственной регистрации некоммерческих юридических лиц.
    Важной проблемой, требующей урегулирования, является решение вопроса о представлении документа подтверждающего оплату уставного капитала не менее 50%. Это требование зафиксировано в статье 14 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливающей необходимость на момент государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью, оплатить не менее 50% уставного капитала[10]. Это позволит привести в соответствие Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» по вопросу о порядке и условиях внесения 50% уставного капитала общества.
    В правовой базе института регистрации юридических лиц отсутствует решение вопроса о регистрации и учете таких «специфических» юридических лиц как государственные органы, в том числе, органы судебной власти и прокуратуры, войсковые части министерства обороны и МВД России, органы местного управления и муниципальные органы, обладающих правами юридического лица или являющихся таковыми, что требует дальнейшего правотворчества.
    Не урегулирован в правовых актах вопрос о наименовании вновь создаваемого юридического лица. В Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц» отсутствуют правовые нормы, обеспечивающие согласование наименования юридического лица в целях недопустимости его дублирования. В настоящее время практика регистраций позволяет сделать вывод о том, что регистрирующий орган не в праве отказать в регистрации юридического лица с наименованием уже имеющимся в государственном реестре юридических лиц [11]. Регистрация юридических лиц с одинаковыми наименованиями приводит к тому, что в Едином государственном реестре будет находиться информация о юридических лиц с одинаковым названием. При получении сведений, например, по ООО «Слон», заинтересованное лицо сможет только методом исключения (зная, например, фамилию учредителя) получить интересующую его информацию. Такой пробел в правовой базе приводит к путанице, ослаблению налогового контроля за финансовой деятельностью юридического лица.
    На практике сотрудники регистрирующего органа предлагают заявителю обратиться письменно с запросом о согласовании наименования юридического лица, заплатив при этом пошлину за выдачу сведений содержащихся в ЕГРЮЛ. В случае, если запрашиваемого наименования в реестре нет, то выдается выписка из реестра об отсутствии запрашиваемой информации, т.е. об отсутствии заявленного наименования. В дальнейшем заявитель вправе при подготовке документов для государственной регистрации юридического лица использовать это наименование.
    Данная процедура согласования требует дополнительного времени, финансовых затрат и усложняет регистрацию юридического лица, искусственно затягивает срок подачи документов для государственной регистрации юридического лица, так как выписка из государственного реестра готовится в течении 5 рабочих дней [12]. Необходимо отметить также, что с первого раза «согласовать» наименование юридического лица не всегда удается. В связи с этим, заявителю необходимо будет обратиться повторно в ЕГРЮЛ, что требует повторной оплатить государственной пошлины за получение сведений из реестра юридических лиц.
    В связи с вышеизложенными обстоятельствами предлагается дополнить Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» положением о необходимости формирования данных о наименованиях юридических лиц на магнитных и иных носителях. Данное условие можно обеспечить путем подготовку компьютерной программы и обеспечение места для ее установки в налоговом органе с целью возможности быстрого ознакомления с уже имеющимися наименованиями юридических лиц.
    Частично решить эту проблему попытался Приказ МНС РФ N БГ-3-09/431 от 13 августа 2002 года "Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц", который утвердил форму N Р80002 "Сведения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц" и установивший форму используемую для подготовки к публикации и изданию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Также было установлено, что сведения из государственного реестра, предназначенные для публикации, могут издаваться в виде отдельных брошюр либо печататься в изданиях органов региональной и местной печати на основании соглашений об информационном взаимодействии, а также должны размещаться на стендах в территориальных органах МНС России [13].
    Положительным моментом данного приказа стало то, что вышеуказанные сведения подлежат размещению на сайтах управлений МНС России по субъектам Российской Федерации в сети Интернет, которые должны обновляться не реже 1 раза в месяц на основании данных о государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр на подведомственной территории [14].
    Думается, что публикации в газетах и журналах информации о зарегистрированных юридических лицах не способ преодолеть данную проблему, так как в них отсутствует информация о ранее зарегистрированных юридических лицах, и не каждый заявитель способен отследить эти изменения.
    Автор считает, что необходимо проверять регистрирующими органами учредительные документы на соответствие законодательству. Статья 51 Гражданского Кодекса до внесения в нее изменений, устанавливала право регистрирующих органов на отказ в государственной регистрации юридического лица в случае не соответствия законодательству учредительных документов.
    После внесения изменений в ст. 51 ГК Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" отменяется государственный контроль регистрирующими органами за соблюдением законодательства при создании юридического лица [15].
    Законодатель, снимая с органов регистрации с 1 июля 2002 года, обязанность по правовой проверки учредительных документов, свел процедуру регистрации к формальному подсчету представленных документов. Автор считает введение таких условий регистрации юридического лица несвоевременным, так как приводит на практике к ослаблению функций государственного контроля за созданием юридического лица.
    В связи с принятием положения, регулирующего порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц, стало необходимым внесение соответствующих изменений в налоговый кодекс РФ и иные нормативные документы о порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков.
    В соответствии с п.8 ст.84 Налогового кодекса Министерство Российской Федерации по налогам и сборам ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [16].
    Далее в пункте 9 указано, что сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом [17].
    В соответствии со ст. 102 налогового кодекса, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
    1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
    2) об идентификационном номере налогоплательщика;
    3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
    4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам) [18].
    Пункт 2 ст. 102 налогового кодекса гласит, что налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами налоговой полиции, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом [19].
    К Федеральному закону, который устанавливает ограничения, относится Федеральный закон от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» и принимаемые в соответствии с ним нормативные акты. [20]
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодатель умышленно объединяет реестр налогоплательщиков и реестр юридических лиц, так как содержащаяся в нем информация аналогичная. Полагаю логичным не дублировать реестр налогоплательщиков с реестром юридических лиц. Данный тезис обосновываю тем, что реестр юридических лиц является открытым и у любого лица есть возможность получить из него информацию, которая аналогична сведениям, содержащимся в реестре налогоплательщиков, закрытым для ознакомления. Хотелось бы подчеркнуть, что открытость реестра юридических лиц законодатель закрепил в части первой Гражданского кодекса, которая была принята 30 ноября 1994 г., в то время как Налоговый кодекс был принят 31 июля 1998 года [21].
    Практика регистрации юридических лиц показывает, что в учредительных документах вновь создаваемых юридических лиц выявляется много несоответствий законодательству, которые до принятия Федерального закона от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц» года влекли отказ в государственной регистрации юридического лица.
    В связи с данным обстоятельством, предлагается в пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» ввести основание для отказа в государственной регистрации юридического лица как «несоответствие учредительных документов законодательству».
    Автор считает также, что необходимо в статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» устранить возможность определения регистрирующего органа Правительством Российской Федерации, а установить регистрирующий орган путем указания на него в тексте закона. Данное обстоятельство позволить придать нормативной базе относительно государственной регистрации юридических лиц стабильность. Считаем возможным в связи с принятием Приказа МНС РФ от 9 августа 2002 г. N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года", устанавливающего обязанность подать заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации одновременно с документами на государственную регистрацию юридического лица, отменить статью 116 Налогового кодекса РФ [22].
    Данный тезис обосновывается тем, что ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе не может быть применена к заявителю, так как все документы будут поданы одновременно с документами на государственную регистрацию юридического лица и невозможно будет нарушить срок постановки на учет в налоговом органе.
    Таким образом, предлагается нормативно связать в п. 3 статьи 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридического лица» окончание государственной регистрации с постановкой на учет во внебюджетных фондах и выдачу разрешения на изготовление печати и открытия расчетного счета.
    Вносятся предложения по совершенствованию законодательства о государственной регистрации юридических лиц, в части внесения 50 % уставного капитала и согласования наименования вновь создаваемого юридического лица (ст. 12 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и ст. 14 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
    В связи с предлагаемыми изменениями, необходимо скорректировать статьи Налогового кодекса (п. 8 ст.84, п.9 и п.2 ст. 102 НК) относительно соотношения реестра юридических лиц и налогоплательщиков.


    [1] Ломакин Д. В. О проекте федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц // Законодательство. 2001. № 6. С. 75.; С. Сарбаш «Комментарий основных положений Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц»// Хозяйство и право, 2002. №1. С. 20-30; Алексеев Ю.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц" М., 2002; Н. Козлова. Создание юридических лиц, взгляд в будущее// Хозяйство и право. №1. 2002. С.106-116 и т.д.
    [2] www.r86.nalog.ru.
    [3] www.gnivc.ru/news/2003_1_29n115.htm; www.r86.nalog.ru.
    [4] Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 08 августа 2001 года //Российская газета. 2001. 10 августа. N 153.
    [5] Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации"//Российская газета. 1994.22 февраля.
    [6] Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"//Российская газета. 2001. 20 декабря.
    [7] Постановление Госкомстата РФ от 15 июля 2002 г. N 154 "Об утверждении Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений"// Российская газета. 2002. 4 сентября.
    [8] Постановление администрации города Нижневартовска от 14.12 98 № 903 «Об утверждении Положения о временном порядке государственной регистрации юридических лиц»/ Факт. 1998. 23 декабря.
    [9] Федеральный закон от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц"//Российская газета. 2003. 25 июня
    [10] Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"//Российская газета. 1998. 17 февраля.
    [11] www.r86.nalog.ru
    [12] Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 08 августа 2001 года //Российская газета. 2001. 10 августа. N 153.
    [13] Приказ МНС РФ от 13 августа 2002 г. N БГ-3-09/431 "Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц"//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002.21 октября. N 42.
    [14] Приказ МНС РФ от 13 августа 2002 г. N БГ-3-09/431 "Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц"//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002.21 октября. N 42.
    [15] Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"//Российская газета. 2002. 26 марта.
    [16] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ//Российская газета. 1998. 6 августа.
    [17] Там же.
    [18] Там же.
    [19] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ//Российская газета. 1998.6 августа.
    [20] Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 08 августа 2001 года //Российская газета. 2001. 10 августа. N 153.
    [21] Гражданский кодекс РФ (Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. // Российская газета. 1994. 8 декабря.
    [22] Приказ МНС РФ от 9 августа 2002 г. N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года"//Российская газета. 2002. 9 октября. N 191.







    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru