Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА

    ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВЫХ АСПЕКТОВ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ



    Степанов Денис Андреевич,
    аспирант кафедры административного права
    Всероссийской государственной налоговой академии
    при Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам

    Научный руководитель: д.ю.н., профессор, проректор по научной работе Всероссийской налоговой академии при Министерстве по налогам и сборам России Кваша Юрий Федорович

    Федеральный закон от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц» и иные нормативные акты, регулирующие регистрацию юридических лиц, продолжают оставаться в центре внимания правоведов и практиков [1].
    По состоянию на 1 июня 2003 года количество записей о создании юридического лица по ХМАО составило 2425 [2].
    На момент вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц» на территории РФ было зарегистрировано 1,6 млн. юридических лиц, а на территории ХМАО – около 14 000[3]. Эти цифры позволяют говорить об актуальности проблемы для российского общества.
    В статье идет речь о правовых аспектах института государственной регистрации юридических лиц и о путях ее совершенствования. В предмет исследования не входит анализ регистрации предпринимателей без образования юридического лица и некоммерческих организаций.
    Самой важной проблемой современного правового регулирования является совершенствование правовой регламентации завершающего этапа государственной регистрации юридического лица.
    На сегодняшний день регистрация юридического лица завершается после принятия акта о государственной регистрации юридического лица (ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц») [4].
    Однако, фактическое начало предпринимательской деятельности законодательство связывает с постановкой на учет в различных государственных органах и получения иных согласований. После получения свидетельства о государственной регистрации, юридическое лицо обязано встать на учет в фонде социального страхования[5], в территориальном отделении пенсионного фонда РФ[6], в территориальном отделении Госкомстата РФ[7], в фонде занятости. В некоторых городах существует получение дополнительного разрешения на печать, выдаваемое органами местного самоуправления [8].
    Таким образом, начало экономической деятельности юридического лица задерживается на период от 10 до 30 и более дней, причиняя ущерб субъекту предпринимательской деятельности и государству. Такая же проблема существует и в других субъектах РФ.
    Автор считает, что формулировка статьи закона о завершении регистрации юридического лица не отражает сути этого этапа и предлагает завершающим этапом государственной регистрации считать не только получение свидетельства о государственной регистрации юридического лица, но и документов, подтверждающих постановку на учет во всех фондах (фонде социального страхования, пенсионном, органе статистики), получение разрешения на печать, разрешение на открытие расчетного счета.
    В этой связи, думается, что п. 3 статьи 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридического лица» после слов «подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр» дополнить словами «постановку во внебюджетных фондах и выдачи разрешения на изготовление печати».
    Логичнее было бы в Федеральный Закон от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц» включить также нормы, касающиеся выдачи разрешения на изготовление печати юридического лица.
    В настоящее время выдача разрешения на изготовление печати является дополнительным согласованием в органах местного самоуправления, что увеличивает сроки и расходы на регистрацию юридического лица. Опыт регистрации юридических лиц позволяет констатировать сложившуюся ситуацию о возможности незаконного получения и изготовления печати юридического лица.
    Автор предлагает внести в перечень документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, указанные в статье 12 федерального закона «О государственной регистрации юридического лица», дополнительный документ, предлагающий стандарт эскиза печати юридического лица с обязательными элементами, указывающими страну, область или округ, город или поселок местонахождения юридического лица, полное фирменное наименование юридического лица.
    Автор считает необходимым принятие «универсального» закона о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и некоммерческих организаций. До 01.07.02 года регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей была урегулирована Указом Президента 1994 года.
    23.06.2003 г. был принят Федеральный закон №76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», который распространяется на регистрацию предпринимателей без образования юридического лица.[9]
    Данный закон вступает в силу с 1 января 2004 года, за исключением положений обязывающих Правительство Российской Федерации издать нормативные правовые акты, которые должны обеспечить реализацию Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом вносимых в него изменений и дополнений в части государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.
    Думается, что принятием этого нормативного акта законодатель встал на путь принятия универсального закона о государственной регистрации коммерческих и некоммерческих юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. На наш взгляд следующим шагом будет внесение изменений касающихся особенностей государственной регистрации некоммерческих юридических лиц.
    Важной проблемой, требующей урегулирования, является решение вопроса о представлении документа подтверждающего оплату уставного капитала не менее 50%. Это требование зафиксировано в статье 14 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливающей необходимость на момент государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью, оплатить не менее 50% уставного капитала[10]. Это позволит привести в соответствие Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» по вопросу о порядке и условиях внесения 50% уставного капитала общества.
    В правовой базе института регистрации юридических лиц отсутствует решение вопроса о регистрации и учете таких «специфических» юридических лиц как государственные органы, в том числе, органы судебной власти и прокуратуры, войсковые части министерства обороны и МВД России, органы местного управления и муниципальные органы, обладающих правами юридического лица или являющихся таковыми, что требует дальнейшего правотворчества.
    Не урегулирован в правовых актах вопрос о наименовании вновь создаваемого юридического лица. В Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц» отсутствуют правовые нормы, обеспечивающие согласование наименования юридического лица в целях недопустимости его дублирования. В настоящее время практика регистраций позволяет сделать вывод о том, что регистрирующий орган не в праве отказать в регистрации юридического лица с наименованием уже имеющимся в государственном реестре юридических лиц [11]. Регистрация юридических лиц с одинаковыми наименованиями приводит к тому, что в Едином государственном реестре будет находиться информация о юридических лиц с одинаковым названием. При получении сведений, например, по ООО «Слон», заинтересованное лицо сможет только методом исключения (зная, например, фамилию учредителя) получить интересующую его информацию. Такой пробел в правовой базе приводит к путанице, ослаблению налогового контроля за финансовой деятельностью юридического лица.
    На практике сотрудники регистрирующего органа предлагают заявителю обратиться письменно с запросом о согласовании наименования юридического лица, заплатив при этом пошлину за выдачу сведений содержащихся в ЕГРЮЛ. В случае, если запрашиваемого наименования в реестре нет, то выдается выписка из реестра об отсутствии запрашиваемой информации, т.е. об отсутствии заявленного наименования. В дальнейшем заявитель вправе при подготовке документов для государственной регистрации юридического лица использовать это наименование.
    Данная процедура согласования требует дополнительного времени, финансовых затрат и усложняет регистрацию юридического лица, искусственно затягивает срок подачи документов для государственной регистрации юридического лица, так как выписка из государственного реестра готовится в течении 5 рабочих дней [12]. Необходимо отметить также, что с первого раза «согласовать» наименование юридического лица не всегда удается. В связи с этим, заявителю необходимо будет обратиться повторно в ЕГРЮЛ, что требует повторной оплатить государственной пошлины за получение сведений из реестра юридических лиц.
    В связи с вышеизложенными обстоятельствами предлагается дополнить Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» положением о необходимости формирования данных о наименованиях юридических лиц на магнитных и иных носителях. Данное условие можно обеспечить путем подготовку компьютерной программы и обеспечение места для ее установки в налоговом органе с целью возможности быстрого ознакомления с уже имеющимися наименованиями юридических лиц.
    Частично решить эту проблему попытался Приказ МНС РФ N БГ-3-09/431 от 13 августа 2002 года "Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц", который утвердил форму N Р80002 "Сведения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц" и установивший форму используемую для подготовки к публикации и изданию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Также было установлено, что сведения из государственного реестра, предназначенные для публикации, могут издаваться в виде отдельных брошюр либо печататься в изданиях органов региональной и местной печати на основании соглашений об информационном взаимодействии, а также должны размещаться на стендах в территориальных органах МНС России [13].
    Положительным моментом данного приказа стало то, что вышеуказанные сведения подлежат размещению на сайтах управлений МНС России по субъектам Российской Федерации в сети Интернет, которые должны обновляться не реже 1 раза в месяц на основании данных о государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр на подведомственной территории [14].
    Думается, что публикации в газетах и журналах информации о зарегистрированных юридических лицах не способ преодолеть данную проблему, так как в них отсутствует информация о ранее зарегистрированных юридических лицах, и не каждый заявитель способен отследить эти изменения.
    Автор считает, что необходимо проверять регистрирующими органами учредительные документы на соответствие законодательству. Статья 51 Гражданского Кодекса до внесения в нее изменений, устанавливала право регистрирующих органов на отказ в государственной регистрации юридического лица в случае не соответствия законодательству учредительных документов.
    После внесения изменений в ст. 51 ГК Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" отменяется государственный контроль регистрирующими органами за соблюдением законодательства при создании юридического лица [15].
    Законодатель, снимая с органов регистрации с 1 июля 2002 года, обязанность по правовой проверки учредительных документов, свел процедуру регистрации к формальному подсчету представленных документов. Автор считает введение таких условий регистрации юридического лица несвоевременным, так как приводит на практике к ослаблению функций государственного контроля за созданием юридического лица.
    В связи с принятием положения, регулирующего порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц, стало необходимым внесение соответствующих изменений в налоговый кодекс РФ и иные нормативные документы о порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков.
    В соответствии с п.8 ст.84 Налогового кодекса Министерство Российской Федерации по налогам и сборам ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [16].
    Далее в пункте 9 указано, что сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом [17].
    В соответствии со ст. 102 налогового кодекса, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
    1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
    2) об идентификационном номере налогоплательщика;
    3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
    4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам) [18].
    Пункт 2 ст. 102 налогового кодекса гласит, что налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами налоговой полиции, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом [19].
    К Федеральному закону, который устанавливает ограничения, относится Федеральный закон от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» и принимаемые в соответствии с ним нормативные акты. [20]
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодатель умышленно объединяет реестр налогоплательщиков и реестр юридических лиц, так как содержащаяся в нем информация аналогичная. Полагаю логичным не дублировать реестр налогоплательщиков с реестром юридических лиц. Данный тезис обосновываю тем, что реестр юридических лиц является открытым и у любого лица есть возможность получить из него информацию, которая аналогична сведениям, содержащимся в реестре налогоплательщиков, закрытым для ознакомления. Хотелось бы подчеркнуть, что открытость реестра юридических лиц законодатель закрепил в части первой Гражданского кодекса, которая была принята 30 ноября 1994 г., в то время как Налоговый кодекс был принят 31 июля 1998 года [21].
    Практика регистрации юридических лиц показывает, что в учредительных документах вновь создаваемых юридических лиц выявляется много несоответствий законодательству, которые до принятия Федерального закона от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц» года влекли отказ в государственной регистрации юридического лица.
    В связи с данным обстоятельством, предлагается в пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» ввести основание для отказа в государственной регистрации юридического лица как «несоответствие учредительных документов законодательству».
    Автор считает также, что необходимо в статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» устранить возможность определения регистрирующего органа Правительством Российской Федерации, а установить регистрирующий орган путем указания на него в тексте закона. Данное обстоятельство позволить придать нормативной базе относительно государственной регистрации юридических лиц стабильность. Считаем возможным в связи с принятием Приказа МНС РФ от 9 августа 2002 г. N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года", устанавливающего обязанность подать заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации одновременно с документами на государственную регистрацию юридического лица, отменить статью 116 Налогового кодекса РФ [22].
    Данный тезис обосновывается тем, что ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе не может быть применена к заявителю, так как все документы будут поданы одновременно с документами на государственную регистрацию юридического лица и невозможно будет нарушить срок постановки на учет в налоговом органе.
    Таким образом, предлагается нормативно связать в п. 3 статьи 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридического лица» окончание государственной регистрации с постановкой на учет во внебюджетных фондах и выдачу разрешения на изготовление печати и открытия расчетного счета.
    Вносятся предложения по совершенствованию законодательства о государственной регистрации юридических лиц, в части внесения 50 % уставного капитала и согласования наименования вновь создаваемого юридического лица (ст. 12 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и ст. 14 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
    В связи с предлагаемыми изменениями, необходимо скорректировать статьи Налогового кодекса (п. 8 ст.84, п.9 и п.2 ст. 102 НК) относительно соотношения реестра юридических лиц и налогоплательщиков.


    [1] Ломакин Д. В. О проекте федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц // Законодательство. 2001. № 6. С. 75.; С. Сарбаш «Комментарий основных положений Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц»// Хозяйство и право, 2002. №1. С. 20-30; Алексеев Ю.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц" М., 2002; Н. Козлова. Создание юридических лиц, взгляд в будущее// Хозяйство и право. №1. 2002. С.106-116 и т.д.
    [2] www.r86.nalog.ru.
    [3] www.gnivc.ru/news/2003_1_29n115.htm; www.r86.nalog.ru.
    [4] Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 08 августа 2001 года //Российская газета. 2001. 10 августа. N 153.
    [5] Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации"//Российская газета. 1994.22 февраля.
    [6] Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"//Российская газета. 2001. 20 декабря.
    [7] Постановление Госкомстата РФ от 15 июля 2002 г. N 154 "Об утверждении Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений"// Российская газета. 2002. 4 сентября.
    [8] Постановление администрации города Нижневартовска от 14.12 98 № 903 «Об утверждении Положения о временном порядке государственной регистрации юридических лиц»/ Факт. 1998. 23 декабря.
    [9] Федеральный закон от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц"//Российская газета. 2003. 25 июня
    [10] Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"//Российская газета. 1998. 17 февраля.
    [11] www.r86.nalog.ru
    [12] Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 08 августа 2001 года //Российская газета. 2001. 10 августа. N 153.
    [13] Приказ МНС РФ от 13 августа 2002 г. N БГ-3-09/431 "Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц"//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002.21 октября. N 42.
    [14] Приказ МНС РФ от 13 августа 2002 г. N БГ-3-09/431 "Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц"//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002.21 октября. N 42.
    [15] Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"//Российская газета. 2002. 26 марта.
    [16] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ//Российская газета. 1998. 6 августа.
    [17] Там же.
    [18] Там же.
    [19] Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ//Российская газета. 1998.6 августа.
    [20] Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 08 августа 2001 года //Российская газета. 2001. 10 августа. N 153.
    [21] Гражданский кодекс РФ (Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. // Российская газета. 1994. 8 декабря.
    [22] Приказ МНС РФ от 9 августа 2002 г. N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года"//Российская газета. 2002. 9 октября. N 191.






    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2021 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru