Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Право человека на материальное обеспечение по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца


    (На основе материалов международных документов)
    Алиев Маис,
    к. ю. н., доцент Бакинского государственного университета,
    Республика Азербайджан

    Проблема прав человека возникла несколько раньше понятия «прав человека» в современном понимании. Мы встречаемся с идеями о естественных правах выдающихся мыслителей XVIII века, выражающихся в том, что люди с момента рождения имеют равные права и только в общественных отношениях они стоят на различных ступенях общественного процесса[1]. Теория естественного права же исходит из той точки зрения, что человек имеет независимую ценность. С другой стороны, теория естественного права создает интерес к правам личности. Одновременно эта теория признает возможность человека занять любое место без всяких ограничений. В результате же, в сознании общества произошли прогрессивные изменения, связанные с реальными политическими и правовыми результатами.
    По мнению авторов учебника «Права человека», права человека, их генезис, социальные корни, назначение – одна из «вечных» проблем социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия. В различные эпохи эта проблема, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала то религиозное, то этическое, то философское значение в зависимости от социальной позиции находящихся у власти классов, заинтересованных в обосновании и оправдании существующего классово-ограниченного распределения прав и обязанностей в обществе, от исторического этапа социального развития. Права человека – сложное многомерное явление; их становление связано с генезисом правовых норм, в которых сформулированы права человека[2].
    История показывает что, права человека остаются не только проблемой, но и все важные события в мире, независимо от территориальных и идеологических вопросов, оставляют на ней свой след. Именно поэтому оценка прав человека в международном сообществе, как важной и основной, вполне закономерна.
    По мнению Л. Гусейнова, идея прав человека вышла на международный уровень после Второй мировой войны и была закреплена в соответствующих обязательствах государств. Развитие норм регулирующих основные права и свободы индивидов в международном праве, главным образом выполняющих миссию регулирования отношений между суверенными и независимыми государствами приобретает очень большое значение[3].
    Система международных прав и гарантий в области социального обеспечения, в том числе в области пенсионного обеспечения, в 1917-1991 годах окружала страну различными экономическими возможностями и внутренними политическими условиями. Как уже отмечалось, до Второй мировой войны международное сотрудничество в гуманитарных областях не имело общей идеи и достаточно эффективных механизмов. Это объясняется невысоким уровнем правовых гарантий. После завершения Второй мировой войны же, проблема обеспечения и защиты прав человека стали в центре внимания международных организаций.
    Л. Гусейнов указывает, что права человека в своем развитии прошли три этапа и на основании этих этапов можно выделить три поколения прав человека. К первому поколению прав человека относятся гражданские и политические права, ко второму поколению социально-экономические права, к третьему поколению относятся права, принадлежащие всему народу (например, право на развитие, право на мир, право на жизнь в здоровой окружающей среде и т.д.)[4].
    Защита экономических и культурных прав, в ряд которые входит и право на социальное обеспечение, в том числе и право на пенсию, впервые нашла свое отражение в начале XX века в Конституциях Мексики (1917 г.) и России (1918 г.), а после Второй мировой войны эти права были закреплены в ряде международных документов (Европейская Социальная Хартия 1961 г, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.).
    В первую очередь надо отметить то, что социально-экономические права, являющиеся частью прав человека, касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализации во многом зависят от состояния экономики и ресурсов государства, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты. В отличие от других видов прав человека социально-экономические права обладают следующими особенностями:
    1. эти права распространены в определенной социально-экономической области жизни человека;
    2. реализация социально-экономических прав зависит от состояния экономики страны.
    Длительное время социально-экономическим правам отводилась лишь второстепенная роль, возможности регулирования таких прав оценивалась негативно. Причина этого заключалась в господствующем в юридической литературе представлении о невозможности точно определить и юридически квалифицировать эти права, поскольку они не могут порождать непосредственных обязанностей государства по их обеспечению и правовой защите[5]. Позже эта тенденция сменилась отрицанием равноценности социально-экономических и политических прав.
    Очень интересны мысли профессора Э. Г. Тучковой о правах человека. По ее мнению, международное сообщество исходит из того, что признание государством, обществом присущего всем членам человеческой семьи достоинства и равных, неотъемлемых прав, является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. При этом права человека должны охраняться властью закона[6].
    В настоящее время значение социально-экономических прав в обеспечении правового статуса личности является бесспорным. Социально-экономические права объединяют в себе права обеспечивающие человеку достойный образ жизни и социальную защиту. Право социального обеспечения, в которое также входит право на пенсионное обеспечение, социальное страхование, медицинский уход является одним из основных социально-экономических прав. Уже довольно долгое время в обществе сформировались всеобщие идеи и ценности о справедливости, свободе, неотъемлемых правах человека, в том числе и о социально-экономических правах. Эти идеи, которые со временем обретают еще более широкое содержание, составляют основу концепции о правовом и социальном государстве.
    Конституция Азербайджанской Республики, определив в качестве составной части правовой системы Азербайджанской Республики общепризнанные принципы и нормы международного права, «весьма существенно меняет (и расширяет) наше традиционное представление об источниках права, которые, как известно, имеют очень важное значение в правоприменительной практике»[7].
    Вообще, организация человеческой жизни в обществе и основные принципы отношений между людьми уже определены в международных актах. Эти принципы составляют основу правовой системы всех развитых и цивилизованных государств. Все, что было изложено выше может быть также полностью отнесено и к праву на социальное обеспечение, в особенности же к праву на материальное обеспечение по старости, инвалидности и потере кормильца.
    В международно-правовой литературе указывается, что на данный момент, наравне с более чем 70 международными договорами, существуют также многочисленные конвенции в рамках МОТ, иногда называемые corpus juris-ом социальной справедливости[8].
    Международно-правовые акты, связанные с правом граждан на материальное обеспечение по старости, инвалидности и потере кормильца в основном могут быть разделены на несколько групп.
    В первую группу входят международно-правовые акты универсального характера. К таким актам относятся Всеобщая декларация прав человека (1948 г), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г) и так далее.
    Во вторую группу входят международно-правовые акты регионального характера. К таким актам относятся Европейская социальная хартия (1961 г), Европейская конвенция о социальном обеспечении (1972 г), Европейский кодекс социального обеспечения (1990 г) и другие.
    К третьей же группе можно отнести международно-правовые акты вспомогательного характера. К таким актам в особенности могут быть отнесены конвенции и рекомендации МОТ, выступающей как специализированное учреждение ООН.
    Все три группы международных документов регулируют основные права граждан в области социального обеспечения, в том числе и в области материального обеспечения граждан по старости, инвалидности и потере кормильца. Сущность материального обеспечения по старости, инвалидности и потере кормильца, а также по болезни, воспитанию детей и в других случаях, определенных международными документами, выражается в том, что гражданам, по объективным причинам, полностью или частично потерявшим способность работать и получать доход в результате своего труда, государство должно гарантировать выплаты достаточного количества средств, в том числе и помогать семье в связи с рождением ребенка и его воспитанием.
    Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года и сыгравшей незаменимую роль в развитии международного права и прав человека, наравне с рядом социально-экономических прав было определено и право на социальное обеспечение. Некоторые специалисты в области международного права указывают, что история международного права прав человека начинается с Устава ООН. По их мнению, идея защиты прав человека на универсальном уровне впервые нашла свое отражение именно в Уставе ООН[9]. Здесь, «развитие и поощрение уважения к правам человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии» определяется как одна из основных целей ООН (статья 1). ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии (статья 55) и для достижения этих целей, все государства обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с ООН (статья 56). Как видно, эти обязательства не были сформулированы точно и однозначно. Точнее, здесь речь идет не об обязанности обеспечения прав человека или уважении этих прав, а скорее об обязанности «содействовать и поощрять» эти права. С другой стороны, в Уставе ООН не перечисляются конкретные права и свободы человека. Именно для того, чтобы определить какие права человека и гражданина относятся к основным, 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.
    Думаем, что Всеобщая декларация прав человека является уникальным документом в области прав человека. Как уже упоминалось выше, это акт является первым международно-правовым актом, в котором были определены гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права человека.
    Право на социальное обеспечение и право на пенсионное обеспечение, являющееся основной ее составной частью, были определены в 22 и 25 статьях Всеобщей декларации прав человека. Так, в 22 статье Всеобщей декларации прав человека указывается, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях посредством национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Согласно же 1 части 25 статьи Декларации каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости, или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам[10].
    Как видно, Декларация отражает в себе право на материальное обеспечение не только по старости, инвалидности и в результате потери кормильца, но и вообще все задачи связанные с социальным обеспечением и указанные ниже, а именно:
    1. Право каждого человека, как члена общества на социальное обеспечение;
    2. Право каждого на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку возможность удовлетворения его основных потребностей (в пище, жилище, медицинском уходе, социальном обслуживании), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния каждого и его семьи;
    3. Перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение, в том числе и на пенсионное обеспечение.
    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, также выступающий как международно-правовой акт общего характера был принят в 1966 году, одновременно с Международным пактом о гражданских и политических правах (Азербайджанская Республика присоединилась к обоим 21 июля 1992 года). Особенности Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах тесно связаны с особенностями определенных в нем прав. Как мы уже упоминали выше, объем реализации этих прав зависит от экономического благосостояния государства и поэтому этот объем не может быть одинаковым в разных странах.
    Вслед за Всеобщей декларацией прав человека Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также признает право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование (статья 9); право на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (статья 11); право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (статья 12).
    Одновременно с этим каждое государство, участвующее в Пакте, обязуется принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление всех признаваемых прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер. Это относится и к праву на пенсионное обеспечение.
    Всеобщая декларация прав человека, с которой неразрывно связан Пакт, указывает, что каждый имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
    Таким образом, в указанных международных актах, не только закрепляется право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, но и определяется тот уровень жизни, который ему должен гарантироваться. По существу, это тот социально минимальный уровень, который включает в себя все необходимое для обеспечения здоровья и благосостояния человека и его семьи. Вместе с тем в этих актах содержится и перечень всех социальных рисков, защиту от наступления которых призвано гарантировать государство.
    Пакт об экономических, социальных и культурных правах, основанный на Всеобщей декларации прав человека, лишь в общем виде определяет обязанности его ратифицировавших государств. Можно сделать общий вывод, что Азербайджанская Республика выполняет взятые на себя обязательства, закрепленные в Пакте. Исключение составляет лишь уровень обеспечения, прежде всего пенсионного. Кроме того, в Конституции Азербайджанской Республики 1995 года забота о повышении благосостояния народа и каждого гражданина была определена как обязанность государства (статья 16), а также было определено, что минимальная сумма пенсий устанавливается законом (статья 38). Как видно, в Конституции не была установлена связь между минимальным размером пенсий и жизненным уровнем. Было бы лучше, если бы в Конституции Азербайджанской Республики не только пенсионное обеспечение, но и вообще минимум социального обеспечения был установлен в соответствии с жизненным уровнем.
    Профессор Э. Г. Тучкова, (являющаяся выдающимся ученным в области права социального обеспечения) в связи с реализацией права на социальное обеспечение, а точнее предоставлением государством минимального жизненного уровня этих прав справедливо указывает, что государство ни в одном случае не может быть освобождено от обязанности обеспечивать гражданам достойные жизненные условия[11].
    Согласно статье 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, государства участвующие в Пакте признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с настоящим Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе[12].
    Из актов входящих во вторую группу, актов частного характера самое значительное место занимает Европейская социальная хартия, принятая Советом Европы в 1961 году.
    Нужно отметить, что Совет Европы за более чем полувековой срок функционирования создал эффективные механизмы в направлении демократических принципов и укрепления солидарности. Сотрудничество Совета Европы с новыми государствами-членами а также разработанные программы в области поддержки им являются важными факторами в сфере укрепления и ускорения реформ в этих странах. Это развитие помогает новым государствам-членам последовательно интегрироваться в европейские процессы и структуры, а в первую очередь усилить свои позиции в Совете Европы. Исторические события, происходящие в последние 10 лет в Центральной и Восточной Европе в очередной раз подтверждают важную роль Совета Европы в оказании помощи новым государствам-членам в интегрировании в европейскую демократическую семью.
    Азербайджанская Республика стала полноправным членом Совета Европы в январе 2001 года. Совет Европы, поставивший целью достижение великого единства Европы, защиты принципа парламентской демократии, обеспечение верховенства закона и прав человека, помогать социальному прогрессу и экономическому развитию и укреплять общечеловеческие ценности, за более чем свою полувековой срок деятельности принял ряд актов, в числе которых Европейская конвенция о правах человека, Европейская социальная хартия, Европейский кодекс о социальном обеспечении, Европейская конвенция о социальном обеспечении и другие акты приобретающее важное значение. Временные соглашения о социальном обеспечении по старости, инвалидности и потере кормильца выступают в качестве первичных документов Совета Европы.
    Согласно статье 12 Европейской социальной хартии все трудящиеся и их иждивенцы имеют право на социальное обеспечение. В соответствии с этой статьей для эффективной реализации права на социальное обеспечение европейские государства берут на себя обязательства, указанные ниже:
    • Создать или поддерживать систему социального обеспечения;
    • Поддерживать такую систему социального обеспечения на достаточно удовлетворительном уровне, по меньшей мере, равном такому, который требуется для ратификации Конвенции №102 Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения;
    • Добиться постепенного выведения системы социального обеспечения на более высокий уровень и др.
    В 23 статье же было определено право на социальную защиту лиц преклонного возраста. В Хартии указывается, что согласно мерам применяемых в каждом государстве, лицам выходящим на пенсию в Европейском Союзе должны обеспечиваться все средства для обеспечения нужного жизненного уровня. Одновременно, каждое лицо, достигшее пенсионного возраста, но не имеющее право на получении пенсии или не имеющее других средств к существованию должно иметь право на достаточные средства, в том числе и на право на медицинскую и социальную помощь, отвечающую их требованиям.
    В целях обеспечения реального осуществления права лиц преклонного возраста на социальную защиту, европейские государства обязуются принять или поощрять принятие либо непосредственно, либо в сотрудничестве с государственными или частными организациями соответствующих мер. Государство реализует это путем:
    • Предоставления достаточных средств, позволяющих им вести достойное существование и активно участвовать в государственной, общественной и культурной жизни;
    • Распространения информации об услугах и льготах, предоставляемых лицам преклонного возраста, и о возможностях последних пользоваться ими.
    Все это позволит лицам преклонного возраста свободно выбирать свой образ жизни и вести независимое существование в привычных для них условиях. Это достигается путем:
    • Предоставления в их распоряжение жилья, приспособленного к их потребностям и состоянию здоровья, или соответствующей помощи для переоборудования их жилья;
    • Медицинского обслуживания и предоставления услуг, которые может потребовать их состояние, гарантированием лицам преклонного возраста, проживающим в заведениях для престарелых, необходимую помощь, и участие в определении условий жизни в этих заведениях[13].
    Но Европейская социальная хартия в первое время не смогла приобрести сильную политическую поддержку. Особенно в эпоху, когда существовали большие экономические проблемы, принятие государствами на себя обязательств требующих больших финансовых затрат казалось им несколько нереальными. Обеспечение социальной защиты населения требует высокий экономический потенциал[14].
    После этого, Совет Европы в сотрудничестве с МОТ, на основе 102-й Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г) подготовил в 1964 году Европейский кодекс социального обеспечения. Этот кодекс, вместе с протоколами к нему, определяет минимальный уровень защиты, который договаривающиеся государства должны представлять не только в связи с болезнью, безработицей, трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, материнством, но и в связи со старостью, инвалидностью и потерей кормильца, содержанием детей. Но в нем не установлен уровень социального обеспечения выше минимального уровня, предусмотренного Конвенцией №102 МОТ. В кодексе, помимо общих положений (об используемых терминах), раскрывается содержание всех традиционных звеньев социального обеспечения, в том числе пособий (здесь термин пособие употребляется в смысле пенсии) по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца). В кодексе также содержатся стандарты по начислению периодических выплат, а также стандарты процедур надзора и контроля. В таблице №1 указаны размеры выплат типичным получателям пособий. В этой таблице размеры выплат даны в процентах к прежнему заработку либо (при определенных условиях) к заработку квалифицированного рабочего мужского пола, занятого ручным трудом, либо к заработку обычного взрослого работника мужского пола. Государство может выбрать в каждом случае соответствующий заработок по своему усмотрению.
    Таблица № 1
    Основание для пособия
    Типичный получатель
    Размер пособия в %
    к заработку
    Старость
    Мужчина с женой пенсионного возраста
    40
    Инвалидность
    Мужчина с женой и двумя детьми
    40
    Потеря кормильца
    Вдова с двумя детьми
    40

    После доработки, пересмотренный Европейский кодекс социального обеспечения был открыт для подписания 6 ноября 1990 года. Первыми его подписали 13 государств: Австрия, Бельгия, Кипр, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Норвегия, Португалия, Швеция и Турция.
    В таблице № 2 приведены размеры выплат в процентах к прежнему заработку как одиноким, так и «типичным получателям пособия».
    Таблица № 2
    Страховой случай
    Размер пособия одинокого получателя, в % к заработку
    Размер пособия типичного получателя имеющего иждивенца в % к заработку
    Старость
    50
    Лицо, имеющее супруга определенного возраста 65
    Инвалидность
    50
    Лицо, имеющее супруга и двоих детей 65
    Смерть кормильца
    • Супруг, утративший кормильца
    • ребенок

    50

    20
    Лицо, утративший кормильца, с двумя детьми 65

    Нужно указать, что современное пенсионное законодательство Азербайджанской Республики, (по кругу лиц имеющих право получать указанные виды социального обеспечения) соответствует стандартам Европейского кодекса социального обеспечения. В пересмотренном кодексе установлены значительно более высокие нормы денежных пособий. В расчете на типичного получателя они выше примерно на 20% по сравнению с установленными в первом кодексе.
    Понятие «прежняя заработная плата», используемое в кодексе, определяется на основании национального законодательства. При этом могут устанавливаться максимальные пределы пособий либо прежнего заработка, из которого она исчисляется. Во всех случаях общая сумма пособий должна быть достаточна для поддержания здоровья и надлежащего материального положения семьи и не может быть меньше пособия, исчисленного из заработка обычного взрослого рабочего-мужчины.
    Установлено также, что размеры текущих периодических выплат по старости, в связи с трудовым увечьем по инвалидности и по случаю потери кормильца пересматриваются в связи с существенными изменениями в оплате труда и в стоимости жизни.
    В той ситуации, которая сложилась в Азербайджанской Республики в последние годы, многие виды социального обеспечения, прежде всего пенсии для граждан, работавших по найму, не соответствуют по своему уровню минимальным международным стандартам. Во вступительной части «Концепции пенсионной реформы в Азербайджанской Республики» утвержденной постановлением Президента Азербайджанской Республики от 17 июля 2001 года также указывается, что средний размер месячной заработной платы и пенсии пока еще не способен удовлетворить потребности населения в полном объеме. Одновременно с этим, управление пенсионной системы, механизм определения и выдачи населению пенсий не отвечает требованиям нашего дня[15].
    Европейская конвенция о социальном обеспечении же, принята с целью достижения большего единства национальных законодательств о социальном обеспечении, его многосторонней координации, реализации решения о заключении специального акта, регулирующего вопросы, связанные с социальным обеспечением иностранцев и мигрантов, в частности относительного равенства в обращении с их собственными гражданами и сохранения приобретаемых и уже приобретенных прав. В этой Конвенции подтверждается принцип равенства граждан договаривающихся стран и лиц без гражданства и принцип сохранения пособий независимо от любого места жительства, т. е. те принципы, которые лежат в основе Европейской социальной хартии и нескольких конвенций МОТ. Конвенция определяет правила применения законодательства стран и устанавливает специальные правила, регулирующие предоставление таким гражданам всех основных пособий и пенсий (по инвалидности, старости, по случаю потери кормильца, трудового увечья и профессиональных заболеваний, смерти, материнству, пенсии и пособия по безработице, семейные пособия).
    Вместе с тем Конвенция является тем актом, на основании которого в дальнейшем могут развиваться и заключаться двусторонние и многосторонние соглашения между европейскими государствами.
    Наша республика пока еще не присоединилась к этой Конвенции. Однако ряд важнейших положений, определяющих равенство иностранных граждан, беженцев, лиц без гражданства с гражданами нашей страны уже закреплены в нашей Конституции и законах.
    Согласно статье 69 Конституции Азербайджанской Республики иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Азербайджанской Республике, могут пользоваться всеми правами и должны выполнять все обязанности наравне с гражданами Азербайджанской Республики, если иное не предусмотрено законом или международным договором, стороной которого является Азербайджанская Республика.
    Подобное равенство также нашло свое отражение и в пенсионном законодательстве, в том числе и в Законе Азербайджанской Республики «О пенсионном обеспечении граждан» от 23 сентября 1992 года. В этом законе предусматривается, что трудовой стаж граждан других государств приобретенный в других странах зачисляется в стаж, требуемый для назначения пенсий, если иное не предусматривается международными соглашениями, заключенными с теми государствами. По этому закону, право иностранцев и лиц без гражданства на пенсионное обеспечение в любом случае сохраняется.
    Что касается двухсторонних соглашений в области пенсионного обеспечения, то Азербайджанская Республика уже подписала подобные соглашения с Российской Федерацией, Грузией, Узбекистаном, Украиной, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Турцией. Эти соглашения уже вступили в силу после ратификации.
    Третью группу международно-правовых актов, связанных с материальном обеспечением граждан по старости, инвалидности и потере кормильца составляют, как мы уже упоминали выше, конвенции и рекомендации МОТ.
    Нужно указать, что МОТ в течении срока своей деятельности принял ряд конвенций и рекомендаций в области социального обеспечения, в том числе и пенсионного обеспечения, как общего характера, так и частного характера, предусматривающие нормы по различным видам пенсионного обеспечения.
    Применение в отечественной практике международных принципов и норм, касающихся пенсионного страхования, осложняется тем, что соответствующие конвенции МОТ не ратифицированы Азербайджанской Республикой. Это, надеемся, задача ближайшего будущего. Чтобы ее реализовать, следует уже сегодня заниматься исследованием, изучением международного опыта, накопленного в рамках МОТ. Данная задача особенно актуальна в условиях реформирования системы пенсионного обеспечения в Азербайджане.
    К конвенциям и рекомендациям общего характера можно отнести Конвенцию № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 года, Конвенцию № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» 1962 года, Конвенция № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» 1962 года, Конвенцию № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» 1982 года и Рекомендацию № 167 дополнившая ее в 1983 году. К актам, относящимся к различным видам пенсионного обеспечения можно отнести нижестоящие:
    1. Конвенция № 35 «Об обязательном страховании по старости работников промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также надомных работников и домашней прислуги» (1933);
    2. Конвенция № 36 «Об обязательном страховании по старости работников в сельском хозяйстве» (1933);
    3. Конвенция № 37 «Об обязательном страховании по инвалидности работников промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также надомных работников и домашней прислуги» (1933);
    4. Конвенция № 38 «Об обязательном страховании по инвалидности работников в сельском хозяйстве» (1933);
    5. Конвенция № 39 «обязательном страховании на случай потери кормильца работников промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, надомных работников и домашней прислуги» (1933);
    6. Конвенция № 40 «Об обязательном страховании на случай потери кормильца работников сельскохозяйственных предприятий» (1933);
    7. Конвенция № 48 «Об установлении системы международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца семьи» (1935);
    8. Конвенция № 71 «О пенсиях морякам» (1946);
    9. Конвенция № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (1967) и одноименная Рекомендация № 131 (1967)[16].
    В отечественном и зарубежном законодательстве вполне устойчиво определились следующие основания пенсионного обеспечения: старость (как достижение определенного возраста); инвалидность; потеря кормильца. Данное обстоятельство свидетельствует об устоявшейся общемировой тенденции в пенсионном обеспечении и в соответствии этой тенденции общественным потребностям. По указанным основаниям назначаются пенсии трех видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
    Самые значительные позиции в области материального обеспечения граждан по старости, инвалидности и потере кормильца занимают Конвенция № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» 1967 года, обобщающая Конвенции МОТ № 35-40 1933 года, а также Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 года отражающая в своем содержании положения связанные с обязательным страхованием таких пенсионных рисков как старость, потеря кормильца.
    Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 года предусматривает выплаты государством девяти видов пособий. Конвенция также обращает большое внимание к проблемам назначения пособий по старости, инвалидности, потере кормильца.
    Конвенция, в отношении пособий по старости предусматривает нижеуказанные нормы:
    • Установленный возраст не превышает 65 лет. Однако компетентный орган власти может установить более высокий возрастной предел с учетом работоспособности пожилых лиц в соответствующей стране;
    • Законодательство страны может предусматривать приостановление выдачи пособия лицам, имеющим на него право, но занимающимся какой-либо установленной деятельностью, приносящей доход; может также предусматриваться сокращение пособия при системе, основанной на страховых взносах, когда заработок получающего его лица превышает установленную сумму, или при системе, не основанной на взносах, когда заработок получающего его лица его прочие средства или совокупность таковых превышает установленную сумму.
    Конвенция, в отношении пособий по инвалидности предусматривает нижеуказанные нормы, пособие выплачивается в случае, если:
    • Есть 15-летний рабочий стаж уплаты взносов или работы по найму или 10-летний стаж проживания в стране;
    • Потеряна полная способность к какому-либо труду.
    В отношении пособий по потере кормильца, Конвенция предусматривает что:
    • Пособие выплачивается вдове и детям при смерти кормильца;
    • Может предусматриваться сокращение пособия в случаях, когда вдова работает[17].
    Как видим, право гражданина, как члена общества на материальное обеспечение по старости, инвалидности и потере кормильца, нашло свое отражение во многих международно-правовых актах, как общего, так и частного характера, в том числе и в нашем национальном законодательстве. Так, содержание и обеспеченность этого материального права полностью зависят от состояния нормативной базы. Поэтому, для полной реализации прав граждан в этой области правоприменительная деятельность в нынешних условиях несет в себе очень большое значение.
    Но в отличие от большинства государств в национальном законодательстве нашей республики, то есть в Законе Азербайджанской Республики «О пенсионном обеспечении граждан» от 23 сентября 1992 года и в Законе Азербайджанской Республики «О социальном страховании» от 18 февраля 1997 года предусмотрено право на материальное обеспечение не по старости, а по достижении определенного возраста. Если мы проанализируем взгляд на пенсионное законодательство стран мира, то увидим что самый низкий пенсионный возраст для мужчин является 60, а для женщин 55 лет (Россия, Италия и т. д.), а максимальный возраст был определен в 67 лет (Швейцария, Испания и т. д.). Но из-за невозможности с медицинской и биологической точки зрения назвать людей такого возраста «пожилыми»[18], термин «пожилые» был заменен на «достижение определенного возраста».
    В указанных Конвенциях МОТ регулируются задачи связанные напрямую с пенсионным страхованием и его финансированием. Участие граждан в создании средств пенсионного страхования, учитывая исключения из общего правила в национальном законодательстве, а, также, несмотря на освобождение страхуемых от страховых взносов, признается как важная идея. Среди задач управления страховых фондов, одним из основных, также является задача участия страхуемых в управлении этих фондов.
    Вопросы обязательного страхования пенсионных рисков (старости, инвалидности, потери кормильца) получили свое закрепление в целом ряде специальных Конвенциях МОТ 1933 года (№ 35-40).
    Рассмотрим некоторые общие аспекты этих трех видов пенсионного страхования. Каждая из шести Конвенций об обязательном страховании в качестве основополагающей содержит обязанность, которую принимает на себя государство, ратифицировавшее эти конвенции, а именно: ввести или сохранять в силе системы обязательного страхования по соответствующему пенсионному риску, причем каждая такая система должна устанавливать условия «по крайней мере, равные» условиям, предусматриваемым Конвенцией.
    Очень важным, с нашей точки зрения, является определение в Конвенциях № 35-40 круга субъектов, подлежащих обеспечению на условиях обязательного пенсионного страхования. Сначала указан максимально широкий круг субъектов – «трудящиеся физического и нефизического труда», а далее перечисляются отдельные категории трудящихся, в отношении которых могут быть предусмотрены исключения в национальном законодательстве. Мы полагаем, что подробное перечисление категорий трудящихся, которые могут быть исключены из общей системы обязательного пенсионного страхования, имеет, по крайней мере, два положительных момента:
    1. Обращает особое внимание на трудящихся, организация обязательного пенсионного страхования которых вызывает наибольшие сложности;
    2. Распределяет их на более или менее однородные группы, что должно облегчить поиск путей для вовлечения их в систему обязательного пенсионного страхования.
    Рассмотрим основные условия пенсионного страхования, при которых застрахованным предоставляется пенсионное обеспечение в случае наступления различных пенсионных рисков.
    Право застрахованного лица на получение пенсии по старости обусловливается:
    1. Достижением пенсионного возраста, который при страховании работающих по найму не может превышать 65 лет;
    2. Наличием определенного стажа, который может включать уплату минимального числа взносов с момента страхования, а также в течение установленного периода, непосредственно предшествующего наступлению страхового случая.
    Таким образом, установлен предельный пенсионный возраст как определенная социальная гарантия и предусмотрена необходимость соблюдения обязательного условия – наличия стажа определенной продолжительности. Однако сразу следует отметить, что обязательность установленного условия компенсируется весьма широким значением самого термина «стаж».
    Право застрахованного лица на получение пенсии по инвалидности обусловливается:
    1. Потерей общей трудоспособности, что лишает возможности получать достаточное вознаграждение;
    2. Наличием определенного стажа, который, как и в случае пенсии по старости, может включать уплату минимального числа взносов с момента страхования, а также в течение установленного периода, непосредственно предшествующего наступлению страхового случая.
    Итак, одной из особенностей пенсии по инвалидности является отсутствие возможности достаточного материального самообеспечения. Кроме того, устанавливается социальная гарантия – пониженная продолжительность требуемого стажа.
    Право на получение пенсии по случаю потери кормильца также увязывается с продолжительностью страхования. По аналогии с пенсией по инвалидности установлены требования к уплате минимальной суммы взносов, продолжительности уплаты взносов, возможный «зачет» периодов страхования иных социальных рисков (временная нетрудоспособность, безработица). Для этого вида пенсии имеет важное значение конкретизация круга обеспечиваемых субъектов. Право на пенсию имеют дети умершего застрахованного и вдовы. В отношении вдов могут устанавливаться дополнительные условия, например: не вступившие в повторный брак, старше установленного возраста, являющиеся инвалидами. Можно сказать, что пенсия по случаю потери кормильца носит ярко выраженный «узкосемейный» характер.
    Порядок определения размеров всех указанных видов пенсий строится практически на одинаковых исходных положениях. Конвенции № 35-40, не устанавливая строгой основы для исчисления пенсий, допускают несколько возможных решений: а) размер пенсии определяется в зависимости или независимо от стажа страхования; б) размер пенсии представляет собой либо определенную сумму, либо процент от заработной платы, принимаемой во внимание в целях страхования, либо меняется в зависимости от суммы выплачиваемых взносов.
    Таким образом, для исчисления размера пенсии важное значение могут иметь три критерия: продолжительность страхового стажа, заработная плата, сумма выплаченных страховых взносов.
    Особое значение придается гарантированности минимального уровня обеспечения. Во взаимосвязи с необходимостью уплаты страховых взносов это возлагает на государство следующую обязанность: если предоставляется пенсия, обусловленная определенной продолжительностью страхового стажа, то при отсутствии гарантированного минимума такая пенсия должна включать определенную сумму или часть суммы, не обусловленную продолжительностью страхового стажа. На наш взгляд, этой нормой подчеркивается значимость самого факта уплаты страховых взносов. Поэтому в случаях, когда размер пенсии, исчисленный с учетом выплаченной суммы взносов, невелик, само участие в страховании гарантирует установленный минимальный уровень обеспечения.
    Важное значение в указанных Конвенциях по сохранению прав застрахованных при изменении режима страхования и при иных обстоятельствах. Этому посвящены нормы, предусматривающие сохранение для лиц, некогда подлежавших обязательному страхованию, права продолжать страхование или на добровольных началах, или сохранить свои права путем периодической уплаты взносов. Важной гарантией для застрахованных являются четко определенные основания, которые влекут утрату прав в отношении взносов, а также утрату или приостановление права на получение пенсии.
    Эти положения являются чрезвычайно актуальными в условиях существования различных систем пенсионного страхования и разных их уровней. Ибо возможность перехода из одной системы в другую является важным обстоятельством, позволяющим формировать систему пенсионного страхования в целом.
    В рассмотренных Конвенциях регламентируются также вопросы, непосредственно связанные с пенсионным страхованием и касающиеся финансирования и управления. В вопросах финансирования важнейшей идеей является участие застрахованных в создании средств пенсионного страхования, несмотря на то, что предусматривается возможность устанавливать национальным законодательством исключения из общего правила либо освобождать застрахованных о уплаты взносов. В вопросах управления страховыми фондами одним из обязательных элементов является участие застрахованных в управлении этими фондами.
    Все предложения о страховании в обобщенной форме представляются в Рекомендации МОТ № 43 «Об общих принципах страхования по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца». Рекомендация № 43 определяет некоторые дополнительные уточнения и предусматривает положения о сохранении и восстановлении прав страхуемых. Кроме этого, она, предусматривает также важность государственной финансовой помощи для проведения выплат без перерывов. В этом плане финансовая деятельность государства в некоторых случаях должна выражать в себе функции обычного страхователя осуществляющего выплаты в пользу некоторых категорий страхуемых. Выбор оснований для подобного страхования и определения круга лиц должен определяться, учитывая экономические возможности государства.
    Согласно Рекомендации № 43, предусматривается снижение пенсионного возраста для получения пенсий по старости до 60 лет, как средства обеспечения отдыха для престарелых и создания свободных мест на рынке труда. Одновременно с этим, в этой рекомендации предусматривается возможность получения пенсий более рано лицам, длительное время проработавших на тяжелых и вредных работах, чем лица, проработавшим на других работах. Эти нормы имеют большое значение в условиях перехода пенсионного обеспечения на рыночные отношения, и определяют связь с занятостью, предусматривающей необходимую дифференциацию пенсионного обеспечения. Можно придти к такому выводу, что подобная пенсионная система не исключает идеи дифференцирования пенсии. Однако, такая дифференциация должна реализовываться путем определения дифференцированных тарифов страховых выплат. В Рекомендации № 43 были указаны важные условия, определяющие уровень пенсионного обеспечения: пенсия должна быть на уровне для обеспечения основных потребностей, с которыми рабочие сталкиваются в старости. Поэтому, для всех людей, имеющих определенный трудовой стаж пенсия должна обеспечиваться, учитывая жизненный уровень. Кроме этого, в этой Рекомендации указывается что, пенсия, застрахованным лицам должна определяться с учетом их экономического положения в течение их время работы.
    Итак, уровень пенсионного обеспечения пенсионеров должен определяться тремя основными критериями: быть достаточным для покрытия основных нужд, учитывать рост стоимости жизни, быть соразмерным с тем экономическим положением, которое имел застрахованный в течение всей трудовой жизни[19].
    Основные положения Конвенций МОТ, посвященные обязательному страхованию по старости, инвалидности, потере кормильца, в течении последних десятилетий нашли свое дальнейшее развитие в других конвенциях и рекомендациях.
    В первую очередь надо обратить внимание на Рекомендацию № 67 «Об обеспечении дохода» (1944). В этой рекомендации также нашли свое отражение задачи обязательного страхования. В Рекомендации, в частности приводятся в качестве руководящих принципов следующие положения:
    • Системы обеспечения дохода должны уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца;
    • Обеспечение дохода по возможности должно быть организовано на основе обязательного социального страхования, посредством которого лица, удовлетворяющие установленным требованиям, имеют право с учетом уплаченных ими в страховое учреждение взносов на пособия, выплачиваемые в размерах и случаях, определяемых законом.
    В 1967 году принята Конвенция МОТ № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» Данная конвенция обобщает многие положения Конвенциях № 35-40 и расширяет сферу действия этих положений сочетанием страховой и нестраховой форм обеспечения. Особенностью Конвенции № 128 является обобщенный характер основных критериев обеспечения. Так, круг субъектов, согласно Конвенции, может определяться по проценту охвата системами обеспечения; в качестве основы расчетов выводится «типизированный заработок»; размер выплаты устанавливается в процентах к заработку «типичного работника» и т.п. В ряде случаев Конвенция № 128 содержит положения, которые делают более доступной возможность получения пособий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. С другой стороны, встречаются и более ужесточенные нормы по сравнению с Конвенциями № 35-40.
    Весьма сложным является исчисление размеров пособий, определение заработков для их исчисления, вплоть до того, что статьи выписываются в очень неопределенной формулировке, например: для отдельных категорий получателей пособия исчисляются «в разумном соотношении с размером пособия типичного получателя».
    Это положение является, на наш взгляд, свидетельством того, насколько утрачиваются конкретные критерии и ориентиры определения размера пенсии при переходе от страхового к нестраховому пенсионному обеспечению. Такая неопределенность позволяет устанавливать уровень пенсионного обеспечения по усмотрению государства.
    В дополнении к Конвенции № 128 принята Рекомендация МОТ № 131 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (1967). В Рекомендации сделан акцент на пособия, обусловленные уплатой взносов, то есть пособия, предоставление которых зависит от прямого финансового участия подлежащих обеспечению лиц или их предпринимателей или же от стажа профессиональной деятельности. Рекомендация интересна тем, что в ней говориться о необходимости распространения национального законодательства о пенсионном обеспечении по инвалидности и старости: а) на лиц, работа которых имеет случайный характер; б) на всех самодеятельных лиц. В этом положении ясно прослеживается тенденция к расширению круга застрахованных, пенсии которым должны назначаться на условиях пенсионного страхования.
    Анализ рассмотренных конвенций и рекомендаций позволяет сделать вывод о следующих тенденциях в сфере социального страхования в целом и пенсионного страхования в частности. Изложенные в указанных актах предложения, которые связаны с более широким охватом населения пенсионным обеспечением на этапе перерастания социального страхования в социальное обеспечение, несколько стирают грань различий между страховыми и нестраховыми пенсиями. Показательно, что первые конвенции, касающиеся пенсионного обеспечения, базировались на принципах страхования. Сложности с реализацией страховых принципов в пенсионном обеспечении и в международной практике привели к распространению нестрахового пенсионного обеспечения. Принцип «всеобщности» принесен в жертву принципам «страхования», в результате чего игнорируется чрезвычайно важное значение уплаты страховых взносов в системе пенсионного страхования как основы финансирования и дифференциации пенсионного обеспечения.
    Вообще, на основании анализа и обобщения конвенций и рекомендаций МОТ можно указать, что в этих документах определены основные положения пенсионного страхования соответствующего для использования при любом экономическом положении. Поэтому, изучение подобного международного опыта и его учет очень важен для успешного развития пенсионного страхования в нашей стране[20].
    Важно указать что, несмотря на то, что Азербайджанская Республика является членом МОТ с 1992 года, до сих пор не ратифицированы конвенции связанные с социальным обеспечением, в том числе и с пенсионным правом. Но, согласно пункту 25 Генерального Коллективного Соглашения на 2001-2002 годы, подписанного между Кабинетом Министров Азербайджанской Республики, Конфедерацией Республиканских Профсоюзов и Национальной Конфедерацией Республиканских Предпринимателей (Работодателей) 2 июня 2001 года, было достигнуто соглашение о присоединении к Конвенциям МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 года, № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» 1962 года, № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» 1982 года, связанных с социальным обеспечением[21].
    В общем, акт ратификации конвенции в первую очередь выражает в себе обязанность государства-члена соблюдать нормы принятые в рамках МОТ. Любое государство-член, может ратифицировать или не ратифицировать конвенцию, независимо от того участвовало оно в разработке или нет и независимо от того, как оно голосовало при принятии конвенции. Это исходит из самого Устава Организации. Ратифицированием конвенции связанной с социальным обеспечением государство в основном подтверждает обязанность выражающаяся в цели следовать по пути социального развития в зависимости от экономического развития. Оба эти процесса, при этом должны идти параллельно. Потому что экономическое развитие сопровождается повышением благосостояния людей в социальной сфере.
    Одновременно с этим, никто не сомневается, что социальные расходы вообще влияют на конкурентную способность экономики. В условиях развития тенденции обобщения экономики и либерализации международной торговли многие политики и экономисты развитых стран считают, что низкий уровень социальной защиты в отдельных странах, нанося вред странам, предусматривающим высокие нормы социального обеспечения составляет основу социального демпинга. Таким образом, нежелание ратификации конвенций в области социального обеспечение, в том числе пенсионного обеспечения в определенной мере может быть использовано для создания негативного образа государства, как участника международной торговли. Если у государства нет никаких негативных показателей, исходящих из национального законодательства или практики, в том числе и экономических трудностей, ратификация конвенций связанных с пенсионным обеспечением является целесообразной. Таким образом, она внутри государства напоминает о международных обязательствах повышения уровня социального благосостояния граждан, в том числе и уровня пенсионного обеспечения и этим она стимулирует проведения мер для достижения социального благосостояния, обуславливает общее социальное развитие.
    Закрепление в Конституции норм, предусматривающих защиту труда и здоровья людей, определяющих заработную плату соответственно прожиточному минимуму, предусматривающих государственную помощь семье, материнству, отцовству, детям, инвалидам и пожилым людям, развитие системы социальной службы, предусматривающих государственные пенсии и пособия и другие меры социальной защиты показывает, что государство заявляет о том, что оно сторонник одного из главных принципов современного демократического государства. Суть этого принципа состоит в создании таких условий, в которых человек мог бы жить в нормальных условиях и могло бы обеспечено свободное развитие человека, что является не личным делом самого человека, а должно решаться на уровне общегосударственной политики. Если человек по этой или другой причине не может себя материально обеспечить, то государство оказывает ему необходимую помощь. Такой подход отвечает требованиям положений нашедших свое отражение в 25 статье Всеобщей декларации прав человека.
    Несомненно, что объявление государства социально ориентированным, является шагом вперед в развитие государственности. В социальном государстве обеспечиваются гражданские права всех членов общества, соблюдается социальная справедливость, предусматриваются социальные гарантии, развиваются частная собственность и конкуренция как основа рыночной экономики[22].
    В настоящее время, для согласования национального законодательства о социальном обеспечении (в том числе и о пенсионном обеспечении) с международными актами о правах человека в основном используются следующие средства:
    1. Включение международных норм в нормативно-правовые акты государства о социальном обеспечении;
    2. Непосредственное применение ратифицированных международных актов.
    Азербайджанская Республика учитывает в своем внутреннем законодательстве нератифицированные акты международных органов и организаций, членом которых является. Но ратификация этих актов требует их обязательного соблюдения и создает условия для надзора соответствующих международных органов и организаций над применением этих актов. Поэтому ратификация основных международных актов в области материального обеспечения граждан по старости, инвалидности и потере кормильца (Европейская социальная хартия (1961), Конвенция социального обеспечения, Европейский кодекс социального обеспечения, Конвенция МОТ «Об основных целях социальной политики», Конвенция МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения»), а также создание законодательной базы для ратификации соответствующих актов очень важны для нынешней времени.
    На основании проведенного анализа можно сказать, что система социальной защиты должна обеспечивать надежное и длительное социальное обеспечение граждан и этим самым должна способствовать реализации прав на пенсии и другие социальные выплаты, обеспечивающие как минимум, минимальный прожиточный уровень в случаях старости, инвалидности и потери кормильца. Только надежные гарантии позволяют сохранять веру общества в экономическую систему в рамках долгосрочных планов.
    В то же время надо отметить, что предусматрение 12 и 148 статьями Конституции Азербайджанской Республики положений о том, что международные договоры, стороной которых является Азербайджанской Республика являются неотъемлемой составной частью системы законодательства и о том, что признание и обеспечение прав человека в соответствии с международными договорами, стороной которых является Азербайджанская Республика возлагает на Азербайджанскую Республику как государство обязанность согласовать свое национальное законодательстве о социальной защите с международными актами о правах человека. Осуществление же этих обязанностей означает, что Азербайджанская Республика должна обеспечивать для своих граждан жизненные условия на уровне международных стандартов.
    Опыт Азербайджанской Республики в последние годы позволяет придти к таким итогам, что мы не сможем преодолеть большие трудности встречаемые нашим обществом без усовершенствования отношений в социальной области и без решения проблем, существующих в этой области.
    Таким образом, перспектива развития пенсионного страхования в Азербайджанской Республике создает большую потребность в изучении международной практики в этой области. Так как Конституция Азербайджанской Республики предусматривает, что нормы, и принципы международного права являются частью национального права, эта обязанность всегда будет оставаться актуальной.
    Таким образом, надо указать, что в международных актах были определены ниже перечисленные основы пенсионного обеспечения: старость (как достижение определенного возраста), инвалидность, потеря кормильца. Это подтверждает соответствие общемировой тенденции в пенсионном обеспечении общественным требованиям. На основе указанных оснований назначаются 3 вида пенсий: по старости, инвалидности и потере кормильца. Как показывает международная практика, прочие проблемы связанные с определением пенсионного возраста, с назначением льготных пенсий в связи с особенными условиями труда, с уровнем пенсионного обеспечения могут быть решены именно в рамках обязательного пенсионного страхования.
    Поступила в редакцию 30.07.2003.

    [1] «Права человека накануне XXI века». М., 1994, с. 17;
    [2] «Права человека». Учебник для вузов. М., Изд-во «Норма», 2000, с. 15;
    [3] Л.Х. Гусейнов. «Международное право», Учебник, Баку, Изд-во «Юридическая литература», 2000, с. 171. на аз. языке;
    [4] Л.Х. Гусейнов. «Международное право», Учебник, Баку, Изд-во «Юридическая литература», 2000, с. 180. на аз. языке;
    [5] «Права человека». Учебник для вузов. М., Изд-во «Норма», 2000, с. 159;
    [6] Тучкова Э.Г. «Право социального обеспечения: методические материалы к изучению курса». М., Изд-во РОУ, 1995, с. 20;
    [7] Иванов С.А. «Применение конвенций МОТ в России в переходной период. Некоторые проблемы». «Государство и право», 1994, № 8-9, с. 72;
    [8] Л.Х. Гусейнов. «Международное право», Учебник, Баку, Изд-во «Юридическая литература», 2000, с. 176. на аз. языке;
    [9] Карташкин В.А. «Права человека в международном и внутригосударственном праве», М., 1995, с. 7:
    [10] Международная защита прав человека. Документы и материалы. Харьков, 1998, с. 13-14;
    [11] Тучкова Э.Г. «Право социального обеспечения» Учебно-методическое пособие. Нормативные акты о пособиях и компенсационных выплат. М., 1995, с. 81;
    [12] Международная защита прав человека. Документы и материалы. Харьков, 1998, с. 46;
    [13] Европейская социальная хартия. Социальный вестник № 1 (3), 2001, с. 111;
    [14] Байрамова П.А. «Права человека». Баку, Изд-во «Университета Азербайджан», 1998, с. 54. на аз. языке;
    [15] «Концепция пенсионной реформы в Азербайджанской Республики» утвержденной постановлением Президента Азербайджанской Республики от 17 июля 2001 года. газета «Азербайджан». 18 июля 2001 г. № 160, с. 1. на аз. языке;
    [16] Права человека. Сборник международных документов. М., Изд-во «Юридическая литература», 1998, с. 595-604.
    [17] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г.: «Право социального обеспечения России». М., 2001, с. 534; «Права человека». Учебник. М., 2000, с. 165;
    [18] Белов В.И. «Аспекты трудовой деятельности пенсионеров по возрасту». М., 1975. с. 5;
    [19] Миронова Т.К. «Пенсионное страхование в конвенциях МОТ» // «Социальная защита», 1998 № 3. с. 48;
    [20] Алиев М.Н. «Пенсионное страхование в конвенциях и рекомендациях МОТ» // «Экология. Философия. Культура» Сборник научных статей, 25 выпуск, Баку «Элм», 2000, с. 18-19, 229. на аз. языке;
    [21] Генеральное Коллективного Соглашение на 2001-2002 годы подписанного между Кабинетом Министров Азербайджанской Республики, Конфедерацией Республиканских Профсоюзов и Национальной Конфедерацией Республиканских Предпринимателей (Работодателей) 2 июня 2001 года. Журнал «Ганун», 2001, № 7-8, с.100. на аз. языке;
    [22] М.Н. Алиев. «Роль Конвенций МОТ по вопросам пенсионного обеспечения в развитии национального законодательства и условия их ратификации»» // «Экология. Философия. Культура» Сборник научных статей, 29 выпуск, Баку «Элм», 2001, с. 22-23, 371. на аз. языке;




    оформить сро срочно .Услуги для бизнеса СтройЮрист:8 861 203 40 10


    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru