Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    История института юридического лица в России в период после революции 1917


    Мошкало Богдан Вячеславович,
    аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин
    Российского нового университета, г. Москва
    Начиная с 1917 г. значение института юридического лица в имущественном обороте претерпело существенные изменения, в связи со сломом старого экономического и государственного устройства в России, доминированием государственного регулирования экономики. Тем не менее, понятие юридического лица, основы его деятельности, особенно в течение 1920-х гг., не оставались без внимания, понимание юридической личности во многом достигло современного состояния. После ноября 1917 г. практически в полном объеме законодательство Российской империи перестало действовать на территории РСФСР, и последующее законодательное урегулирование товарищества получили только в Гражданском кодексе РСФСР, принятом на IV сессии ВЦИК РСФСР от 31 октября 1922 г. В ГК РСФСР 1922 г. были предусмотрены товарищества. Но формально действующие до принятия Основ гражданского законодательства союза ССР и союзных республик 1961 г. и Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. положения Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. с конца 1920-х гг. практически не действовали, вследствие ликвидации уклада хозяйствования, основанного на частной собственности и утверждения господства социалистической системы ведения хозяйства.
    В период НЭПа сельскохозяйственные производители крестьяне были мелкими частными собственниками. Поэтому ГК 1922 г. допускал и признавал право частной собственности. Однако, Конституция СССР 1936 г. говорит уже не о частной, а о личной собственности, имеющей исключительно потребительское назначение[1]. В трудах ученых 1920-х гг. мы находим следующее определение юридического лица − под юридическим лицом понималась совокупность лиц, учреждения или организации, которые могут, так таковые, приобретать права по имуществу, вступать в обязательства, искать и отвечать в суде. Юридическое лицо должно было иметь утвержденный, а в надлежащих случаях зарегистрированный уполномоченным на то органом, устав или положение. Определенные в законе виды товариществ, преследующих хозяйственные цели, могли вместо устава иметь товарищеских договор, зарегистрированный в установленном порядке.
    Товарищеские объединения для совместного достижения какой-либо хозяйственной цели делятся на два основных вида: товарищества, преследующие коммерчески цели, и кооперативные товарищества. Правовое положение первых нормируется Гражданским кодексом, а вторых, − специальными законами об отдельных видах кооперативных товариществ (потребительских, сельскохозяйственных, кредитных, промысловых, жилищных)[2]. Правоспособность юридического лица возникает с момента утверждения устава (положения), а в тех случаях, когда закон требует регистрации юридического лица с момента таковой регистрации. Частные учреждения с правами юридического лица (например, больницы, музеи, учебные учреждения, публичные библиотеки и т.д.), могут быть учреждаемы только с разрешения соответствующих органов власти.
    Полное товарищество становится юридическим лицом, после регистрации, порядок которой определялся постановлением СТО от 20 февраля 1923 г.[3] и инструкцией НКЮ и КВТ от 13 апреля 1924 г.[4] Товарищества на вере, также как и полные товарищества, пользуются правами юридического лица с момента внесения его в торговый реестр. Так же важно отметить, что во внешнеторговом обороте лица как юридические, так и физические могли участвовать только через посредство государства.
    Законодательство, идя навстречу жизненным потребностям народного хозяйства, до издания гражданского кодекса выработало специальные декреты о кооперативных товариществах и так называемых товариществах ответственного труда. Кооперативные товарищества регулировались постановлением Совнаркома о товариществах (артелях) ответственного труда. Этот декрет был издан 25 ноября 1921 г.[5] Товарищество действовало на основании устава, утвержденного местным отделом юстиции, а уставы товариществ, в которых предусматривается открытие отделений за пределами губернии, утверждаются Народным Комиссариатом Юстиции.
    В СССР, в отличие от дореволюционной России, вполне по очевидным причинам стало наблюдаться стремление государства развить свою хозяйственную деятельность посредством создания государственных товариществ и товариществ смешанных, где участниками являлись с одной стороны государство, а с другой – частные лица.
    Чисто государственные товарищества образуются отдельными хозяйственными государственными органами. Каждый их государственных органов вносил определенный пай и нес в его пределах ответственность. Целью указанного соединения являлась реализация таких задач, осуществление которых или превышало силы отдельного государственного органа, или не входило специально в круг ведения каждого из членов товарищества в отдельности[6].
    Товарищества постепенно перестают быть объединениями частного права. В Постановлении СТО от 19 февраля 1926 г. государство узаконило свое участие в товариществах посредством государственных предприятий, если цели товарищества соответствовали уставным целям предприятий, таким образом, простые товарищества стали выражать и преследовать публичный, государственный интерес.
    После издания советской властью ряда декретов, относящихся к отдельны институтам гражданского права, в связи с переходом к новому курсу экономической политики постановлением ВЦИК от 31 октября 1922 г. принят Гражданский Кодекс[7]. Нормы, относящиеся к юридическим лицам, содержались в первой общей части Кодекса, которая регулирует лица как юридические, так и физические. Часть третья «Обязательственное право» содержала следующие, более подробные регламентации товариществ, а именно: простое товарищество (ст.ст.276-294), полное товарищество (ст.ст.295-311), товарищество на вере (ст.ст.312-317), товарищество с ограниченной ответственностью (ст.ст.318-321), акционерное общество (паевое товарищество) (ст.ст.322-360). Достаточно интересно сравнить структуру Гражданского кодекса 1922 г. и действующего Гражданского кодекса Российской Федерации. Первый содержал подробную регламентацию известных в то время юридических лиц, в целом, посвященной обязательствам, в то время как ГК РФ оставил в разделе обязательственного права только договор простого товарищества, так как оно не признается юридическим лицом, представляя собой только гражданско-правовую сделку.
    После национализации основных отраслей промышленности и оборота, государство стало не только политическим, но и хозяйственным субъектом. Свою деятельность в обороте государство осуществляло посредством трестов, создание и деятельность которых регламентировалась декретом ВЦИК и СНК от 10 апреля 1923 г. о государственных трестах[8] и декретом СНК СССР от 17 июля 1923 г. о трестах, находящихся в управлении местных органов[9].
    Оставляя в своих руках наиболее крупные хозяйства, государство объединяло отдельные однородные хозяйства в одно целое, под одним управлением, с одним планом работ и ставило эти хозяйства на хозяйственный расчет, где главным принципом являлось получение наибольших результатов при наименьшей затрате средств производства.
    Такое объединение хозяйств называлось трестированием, а сами хозяйства трестами. Комбинаты являлись видом трестирования и заключались в том, что в объединение входили не только однородные предприятия, но и такие, которые, хотя и являлись предприятиями с иными хозяйственными задачами, но, тем не менее, были связаны с первыми, являясь для них подсобным элементом. Создавая эти формы хозяйства, государство стремилось закрепить за собой главенствующую позицию в обороте с частным капиталом, для чего пользовалось организационно-правовыми формами, выработанными последними. Но такие хозяйства (тресты и комбинаты) не являлись товариществами.
    Осуществление экономической реформы, необходимой советскому хозяйству эпохи НЭПа, потребовало введения начал хозяйственного расчета и возрождения товарного хозяйства, что обусловило утверждение принципа безответственности казны за долги хозрасчетных предприятий и их объединений. Вместе с тем уже Декрет о государственных трестах от 10 апреля 1923 г.[10] ввел как изъятие из общего принципа о безответственности государства за долги треста возможность покрытия государством долгов треста по специальному решению соответствующих регулирующих органов. Предусматривались: покрытие дефицита треста за счет государственной казны по представлению ВСНХ и решению СТО ввиду особого государственного значения треста (ст.20); пополнение уставного капитала треста в случае его уменьшения (ст.51); удовлетворение кредиторов треста в случае недостаточности его оборотных средств для покрытия всех его обязательств (ст.52)[11].
    Положение о промышленных трестах от 29 июня 1927 г. уменьшило степень ответственности государства, поскольку предполагало лишь возможность пополнения капитала треста за счет государственной казны (ст.56).
    Особый вид организаций представляли подсобные предприятия при государственных учреждениях, регулируемые постановлением ВЦИК и СНК от 10 мая 1926 г.[12] Подсобные предприятия при государственных учреждениях могли вести только такие операции, которые связаны с деятельностью того государственного учреждения, в ведении которого они состоят.
    Поступила в редакцию 16.07.2003.

    [1] Братусь С.Н. Советское гражданское право и социалистическая законность // Социалистическая законность, 1967. − № 11. − С.61.
    [2] Данилова Е.Н., Перетерский И.С., Раевич С.И. Советское хозяйственное право. − Л., 1926. − С.77.
    [3] Сборник узаконений. − 1923, № 16. − Ст.201.
    [4] Сборник узаконений. − 1924, № 32. − Ст.354.
    [5] Опубликован в «Изв. ВЦИК» от 2 декабря 1921 г. − №271.
    [6] Александровский С.В. Гражданское право РСФСР. − Ново-Николаевск, 1923. − С. 68-69.
    [7] Собрание узаконений РСФСР. − 1922. № 71. − Ст.904.
    [8] Сборник узаконений. − 1923, № 29. − Ст.336.
    [9] Сборник узаконений. − 1923, № 84. − Ст.815.
    [10] Собрание узаконений и распоряжений раб.-кр. правительства РСФСР. − 1923. № 29. − Ст.336.
    [11] Венедиктов. А.В. Правовая природа государственных предприятий. − Л., 1928. − С.46.
    [12] Сборник узаконений. − 1926, № 31. − Ст.237.




    этикетки | от солидной организации ворота распашные цена doorhan-surgut.ru/products/sdvizhnye/raspashnye-vorota


    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru