Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    НАРУШЕНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ СОЗДАНИИ
    ОФФШОРНЫХ КОМПАНИЙ



    Бахтина Ирина Николаевна,
    аспирант сектора уголовное право и криминология
    Института государства и права Российской Академии Наук

    Нормы Российского законодательства не запрещают гражданам и предприятиям открывать компании в оффшорных зонах (территориях государств с льготным режимом налогообложения). Однако льготный режим оффшорных зон использовался и до сих пор используется для незаконного вывоза капитала, отмывания денежных средств, добытых преступным путем, организации полулегального бизнеса и укрывательства от уплаты налогов. Так, например, только по состоянию на 1998 г. в оффшорах россиянами было создано около 60 тысяч фирм, филиалов банков и самих банков, а в казну поступали денежные средства только от пятисот таких компаний. Между тем, только в Москве на тот период времени существовало около 12 тысяч фирм однодневок, занимающихся конвертацией рублевой массы в валюту и переводом последней в оффшорные зоны по всему миру. В результате подобного рода операций из нашей страны ежемесячно за рубеж «перекачивалось» около 2 млрд. долларов США[1].
    Существуют различные варианты использования оффшорных компаний при совершении на первый взгляд, вроде бы, вполне легитимных сделок. Наиболее распространенный вариант – это экспортные и импортные поставки. Например, некая компания N.LLC, зарегистрированная в Панаме, по импортному контракту является поставщиком товара для российской фирмы. При этом оффшорная компания имеет к этим товарам исключительно формальное отношение, она не производила этот товар, не доставляла его и, возможен вариант, когда она не оплачивает его. Заключив контракт с производителем, либо оптовым продавцом товара по низким ценам, компания N.LLC продает российской фирме по завышенным ценам. Чтобы избежать оплаты высоких таможенных пошлин в группу контрагентов номинально включается еще одна российская фирма, имеющая таможенные и налоговые льготы. Поскольку для российских фирм разница между покупной и продажной ценой ценами товар становится минимальной (товар должен быть продан по рыночной стоимости в России), то налогооблагаемая база становится низкой. Вся прибыль по сделке «осаждается» на оффшорной компании, бюджет страны не дополучает необходимую часть налогов.
    Как один из вариантов снижения таможенных пошлин и платежей при импорте товаров является регистрация оффшорной компании, расположенной в стране, подписавшей и ратифицировавшей договор с Россией об избежании двойного налогообложения.
    Другой разновидностью импортных операций с использованием оффшорных компаний до недавнего времени служили контракты, связанные с импортом услуг. Во внешнеэкономической деятельности было распространено оказание таких видов услуг как маркетинг, содействие в обучении специалистов, консалтинг и др. Причем, для отнесения затрат по некоторым видам услуг на себестоимость продукции было достаточно лишь подписать акт приема-сдачи выполненных работ. В большинстве случаев по таким сделкам реальных услуг не оказывалось, а происходило сокрытие прибыли организации от налогообложения. Но ситуация значительно изменилась благодаря введению 25 главы Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль», разъяснительных актов налоговых органов и Минфина. Следуя логике, изложенной законодателем в вышеперечисленных документах, любые затраты во-первых, должны быть экономически целесообразны для российской фирмы, т.е. принести доход; во-вторых, законодательно установлены ограничения по списанию затрат на себестоимость продукции; в-третьих, все затраты должны быть документально подтверждены (смета, отчет о проделанной работе и др.).
    Наиболее распространенный способ использования оффшорной компании при экспортной сделке заключается в перемещении основного финансового результата от сделки из России, как зоны повышенного налогообложения в оффшорную зону. Для этой цели в цепь сделки между двумя компаниями, находящимися в юрисдикции с высоким налогообложением и имеющими возможность работать напрямую, вводится компания посредник, некий оффшор N.Inc.
    Рассмотрим данный пример на цифрах. Российская компания производит или закупает и продает товар, цена которого составляет 200 евро за 1 единицу товара. При этом, налогооблагаемую прибыль, которую российская фирма может получить, продав товар напрямую без оффшора другой фирме, составит 50 евро на 1 единицу товара. Налог на прибыль с единицы товара составит 24% - 12 евро.
    Для того чтобы «сэкономить» на налогах российская фирма создает N.Inc и заключает экспортный контракт с этой компанией, а последняя с конечным покупателем. Но цены по экспортному контракту между оффшором N.Inc и российской фирмой ниже и могут составить 170 евро за 1 единицу товара. Соответственно происходит снижение прибыли до 20 евро на 1 единицу товара и налог составит – 4,8 евро (фактически в два раза ниже). Компания N.Inc продает товар по прежней цене конечному покупателю. Основная часть прибыли остается на расчетных счетах оффшорной компании.
    Оффшорные компании используются также и для фактически неограниченного ввоза денежных средств на территорию РФ и предоставления беспроцентного кредита российской компании. Этот способ в настоящее время в экономической среде достаточно часто стал использоваться. Суть его заключается в следующем: оффшорная компания N Ltd. становится участником, либо учредителем российской компании, зарегистрированной в соответствии с действующим законодательством. Оплачивает уставный капитал, через некоторое время, если российской фирме понадобятся дополнительные денежные средства, фактически беспроцентный и безвозвратный заем, то увеличив уставный капитал, материнская компания (оффшор) сделает дополнительные инвестиции. Согласно российскому законодательству инвестиции в уставный капитал не облагаются налогами, сам уставный капитал считается оплаченным, а компания получает возможность безвозмездно пользоваться денежными средствами.
    Другие схемы с использованием оффшорных фирм позволяют осуществлять сделки с ценными бумагами, принадлежащими крупным отечественным предприятиям и естественным монополиям. С этой целью на территории России приобретаются ценные бумаги, которые затем вывозятся за границу, где реализуются.
    Например, одна из российских инвестиционных компаний участвовала на биржах и на вторичном рынке ценных бумаг, скупая наиболее ликвидные акции крупных российских эмитентов по договору комиссии с компанией, зарегистрированной в оффшорной зоне. За выполнение данных операций российская компания как комиссионер получала символическое вознаграждение в размере 0,01% от суммы сделки. С данной суммы в бухгалтерском учете отражалась заниженная налогооблагаемая база. Основная же часть прибыли от перепродажи акций осаждается в оффшорной компании.
    Возможен и такой вариант, когда реестродержатель по передаточному распоряжению передает российской компании однодневке акции, а так в свою очередь переводит ценные бумаги на компанию, имеющую выход на оффшорную зону.
    Слабый контроль за фондовым рынком и вторичным рынком продажи акций позволяет скрывать до 60% сделок с ценными бумагами, в том числе совершенных и с оффшорными компаниями[2].
    Вышеприведенные примеры вполне наглядно показывают, какую криминогенную опасность для российской экономики представляют оффшорные компании. Фактически оффшорные компании являются лжефирмами, которые в соответствии со ст. 173 Уголовного кодекса РФ созданы без цели осуществления предпринимательской либо банковской деятельности. Определяющими моментами при создании оффшорной компании стали корыстное извлечение незаконной наживы, освобождение отналогов, незаконное получение кредитов. Субъект такого противоправного деяния вполне очевиден – прямой умысел. Мотив – корыстный, цель – специальная, не ведя коммерческой деятельности, но создав вроде бы легальную компанию, извлечь материальную выгоду. Субъект такого противоправного деяния по общим условиям уголовного права может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста, однако с учетом того, что покупают или создают оффшорные компании чаще всего руководители российских коммерческих фирм, то можно сказать, что субъект такого преступления будет специальный – бизнесмен, предприниматель, которые может позволить себе приобрести оффшорную компанию.
    До сих пор у российских правоохранительных органов отсутствует правоприменительная практика основанная на действующем законодательстве, которая бы позволила противостоять фактически легализованному «преступному бизнесу». Однако, используя правовые нормы представляется вполне возможным уголовно-правовое и административное преследование преступных посягательств и правонарушений. Кроме того, в отношении юридических лиц нерезидентов, которые ведут коммерческую деятельность на территории России, применяются действующие на этой территории нормы права. При регистрации оффшорных компаний резидентами РФ достаточно часто допускаются серьезные нарушения. Перечислим некоторые из них:
    • При регистрации оффшорной компании, владелец в комплекте с учредительными документами получает сертификаты акций. В соответствии с Таможенным кодексом РФ ввоз акций иностранных предприятий на территорию России подлежит обязательному декларированию. Как правило акционеры, владельцы оффшорной компании не осуществляют декларирование акций по трем причинам: 1) конфиденциальность; 2) чтобы не отчитываться перед налоговыми органами по поводу происхождения денежных средств, потраченных на приобретение компании; 3) скрыться от взаимозависимости российского юридического лица и оффшорной компании.
    • Оплата регистрации зарубежной оффшорной копании производится регистрационными компаниями, расположенными на территории России или за ее пределами. Как правило оплата в валюте – это валютная операция для совершения которой требуется специальное разрешение Банка России. Уставный капитал оффшорных компаний как правило номинальный (существует только на бумаге) и учредителями или акционерами как правило не оплачивается. Операции по вкладам в уставный капитал зарубежной компании отнесено Законом РФ «О валютном регулировании» к операциям, связанным с движением капитала, что также требует разрешение Банка России на вывоз капитала.
    • Принятие решения об учреждении на территории РФ оффшорной компанией российской дочерней фирмы должны быть выполнены требования ФЗ РФ «Об акционерных обществах» и ФЗ РФ «Обществах с ограниченной ответственностью». В соответствии, например, с Законом «ОБ акционерных обществах» к компетенции Совета директоров (Наблюдательного совета) относятся вопросы по созданию филиалов и открытию представительств общества, а также принятие решения об участии общества в других организациях. Как правило при создании дочерних компаний на территории РФ или наоборот создание фирм в оффшорных зонах принимается достаточно узим кругом лиц.
    В целях предупреждения лжепредпринимательства с помощью оффшорных компаний и усиления контроля правоохранительные органы могут предприниматель следующие действия:
    1. Подробное изучение корпоративных документов – протоколов Общего собрания акционеров или Совета директоров относительно правомерности приятия решения создания дочерней компании с помощью оффшорной или наоборот.
    2. Проверять легальность и открытость (т.е. соблюдение таможенного и валютного законодательства) при создания компании в оффшорной зоне.
    3. Проверять сделки по купле-продаже, дарению и доверительному управление относительного крупного пакета акций, продаваемых акционерными обществами или иными организациями, в случае, если их акции, векселя и облигации продаются оффшорными компаниям или через оффшорные компании.
    4. При отсутствии типового набора учредительных документов оффшорной компании и оплаты ее уставного капитал, обращаться в суд с иском о признании недействительности факта регистрации оффшорной компании и соответственности недействительности контрактов, которые она заключила.
    Российское правительство всегда предпринимало попытки остановить полулегальный оффшорный бизнес. Центральный банк России еще в 1994 году выразил отрицательное отношение к регистрации россиянами компаний в зонах льготного налогообложения. В феврале 1999г. Банк России опубликовал признаки, по которым валютная операция, совершаемая между резидентом и нерезидентом может относиться к разряду подозрительной. Своим документом, известным как список У-500, Центральный банк предложил банкам формировать резервы под операции с резидентами оффшорных зон.
    В феврале 2002г. в России вступил в силу закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Он установил границу в 600 тысяч рублей, свыше которой сделки подлежат усиленному контролю, в случае. Если в них усматриваются подозрительные признаки. В марте 2002г. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) подписала соглашение о сотрудничестве с Центробанком Кипра, позволяющее комиссии получать информацию о кипрских оффшорах, связанных с российскими резидентами или вкладывающих деньги в экономику России.
    В октябре 2002г. в борьбу с оффшорными компаниями вступило Министерство по антимонопольной политике (МАП). Мап решило внести исправления в антимонопольное законодательство, в соответствии с которым компании обязаны предоставлять сведения о реальных владельцах оффшорах.
    Поскольку зарубежные страны намного раньше, чем Россия столкнулись с обратной стороной оффшорного бизнеса, представляется весьма целесообразным воспользоваться опытом стран Западной Европы и США в разработке мер противодействия лжепредпринимательству с использованием оффшорных компаний.

    Бахтина И.Н. аспирант Института Государства и права РАН (сектор уголовное право и криминология)

    Список литературы:
    1. Гражданский кодекс РФ №51-ФЗ от 30.11.94 (с внесен. изм. и доп.) часть 1, 2.
    2. Налоговый кодекс РФ (с внесен. изм. и доп.) часть 1 от 31.07.1998г. №146-ФЗ, часть 2 от 05.08.00г. №117-ФЗ.
    3. Уголовный кодекс РФ (с внесен. изм. и доп.) от 13.06.96г. №63-ФЗ.
    4. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001г. №129-ФЗ.
    5. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию доходов, полученных преступным путем)» от 30.10.2002г. №115-ФЗ.
    6. Указание ЦБ РФ от 12.02.1999№500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правильностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушение валютного контроля».
    7. Апель А.Л. Справочник юриста по бухгалтерскому учету и налогообложению. – СПб: Питер.2002 – 304с.
    8. Болдырев Ю. Коррупция начинается с плохих законов//Санкт-Петербургские ведомости. 1998. 11 ноября, с. 3

    [1] Болдырев Ю. Коррупция начинается с плохих законов//Санкт-Петербургские ведомости. 1998. 11 ноября, с. 5
    [2] Апель А.Л. Справочник юриста по бухгалтерскому учету и налогообложению. – СПб: Питер.2002 – 304с., 259.







    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru