Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Укрепление международно-правовых норм по физической защите ядерного материала.


    Омельченко Олег Владимирович,
    старший лейтенант милиции,
    адъюнкт кафедры международного права
    Московского Университета МВД РФ

    В последние годы были предприняты существенные совместные международные усилия как по укреплению безопасности конкретных ядерных установок по всему миру, так и по внедрению более эффективных рекомендаций и норм безопасности. Соединённые Штаты затратили сотни миллионов долларов на совместные усилия с государствами бывшего Советского Союза по модернизации систем физической защиты на десятках площадок по всей территории бывшего СССР и ожидают, что для завершения программы потребуется ещё более полутора миллионов долларов.
    Другие государства также вносят свой вклад в эти усилия. Значительное международное сотрудничество осуществлялось и в области повышения потенциального мониторинга, анализа и пресечения ядерной контрабанды.
    В МАГАТЭ создана консультативная служба по физической защите, в рамках которой предлагается проведение независимых авторитетных рассмотрений силами международных экспертов для государств-членов Агентства и координируется помощь государств-доноров для совершенствования физической защиты. Благодаря применению этого и других механизмов достигнуто значительное совершенствование физической защиты и в ряде других государств вне бывшего Советского Союза.
    Что касается норм и рекомендаций, то в 1999 году завершён существенный пересмотр рекомендаций МАГАТЭ по физической защите{1}. Предприняты новые инициативы по предоставлению государствам помощи в расчётах максимальных проектных угроз для их систем физической защиты и по расширению международной профессиональной подготовки по физической защите. После сентябрьских нападений Генеральная конференция МАГАТЭ единогласно одобрила принципы физической защиты, разработанные группой экспертов.
    Сегодня не существует договора, требующего от стран, использующих пригодный для изготовления оружия материал, защитить его от хищений или защитить от диверсий ядерные установки повышенной опасности. Единственным договором в этой области является Конвенция о физической защите ядерного материала, вступившая в силу в 1987 году и требующая мер физической защиты для материала только при его международной транспортировке{2}. Её требования не распространяются на материал при его внутреннем использовании, хранении и транспортировке. Они относятся к хищению ядерного материала, а дополнительные требования, касающиеся защиты от нападений на ядерные установки с целью диверсий, отсутствуют.
    Кроме того, требования Конвенции имеют очень общий и неконкретный характер. Не предусмотрено никаких механизмов проверки, или даже добровольных докладов, или независимых авторитетных рассмотрений практики физической защиты. Такого рода меры могли бы создать у международного сообщества уверенность в том, что государства адекватно защищают свои ядерные материалы и установки.
    В 1998 году Соединённые Штаты предложили, чтобы в Конвенцию были внесены поправки, и сотрудники МАГАТЭ наметили дополнительные возможности укрепления её требований. Затем Генеральный директор МАГАТЭ созвал совещание экспертов для рассмотрения Конвенции. Преодолев в начале работы некоторые разногласия, эксперты рекомендовали подготовить проект поправки, распространяющей действие Конвенции на гражданский ядерный материал при его использовании, хранении и транспортировке внутри страны; содержащей дополнительное требование по защите от диверсий на ядерных установках наряду с защитой от хищения ядерных материалов; устанавливающей основополагающие принципы физической защиты, которые стороны должны соблюдать; и включающей ещё несколько положений, касающихся конфиденциальности и национальной ответственности.
    Однако эксперты выступили против включения какого бы то ни было требования о подготовке государствами докладов об их мерах и правилах физической защиты; какого-либо механизма международного авторитетного рассмотрения таких мер; любой ссылки на гораздо более подробные рекомендации МАГАТЭ по физической защите, даже в виде требования «должным образом их рассмотреть» или «учесть»{3}; и на любое распространение действия Конвенции на материалы, используемые в военных целях.
    В сентябре 2001 года Совет Управляющих МАГАТЭ и Генеральная конференция с одобрением приняли доклад экспертов и решение Генерального директора созвать совещание группы экспертов по подготовке проекта предложенной поправки для внесения её в Конвенцию. Важно отметить, что Совет одобрил также основополагающие принципы физической защиты, рекомендованные экспертами{4}.
    В декабре 2001 года Генеральный директор МАГАТЭ собрал группу экспертов по юридическим и техническим вопросам для подготовки проекта поправки, имеющей целью укрепление конвенции с последующей передачей её на рассмотрение участников.
    Хотя уже предприняты шаги по улучшению физической безопасности ядерного материала, требуются дальнейшие постоянные усилия на национальном и международном уровнях{5}. В ответ на новые угрозы для ядерной безопасности необходимо срочно рассмотреть ряд конкретных мер по усилению и совершенствованию физической защиты ядерных материалов и установок. В частности, необходимо укреплять нормативную базу. Так, в отношении национальных норм и правил необходимо, чтобы:
    • каждое государство, обладающее ядерным материалом оружейного класса или ядерными установками повышенной опасности, должно в срочном порядке разрабатывать и принимать эффективные национальные программы и правила безопасности, как минимум устанавливающие уровень безопасности, сравнимый с тем, который рекомендуется в документе INFCIRC/225/Rev.4, и содержащие принципы физической защиты, одобренные на Генеральной конференции МАГАТЭ в сентябре 2001 года;
    • каждое государство, где имеются ядерный материал оружейного класса или ядерные установки повышенной опасности, должно включать в свои правила максимальные проектные угрозы (с соблюдением необходимой степени секретности). При рассмотрении этих угроз следует учитывать глобальный характер действий террористических организаций. Вряд ли имеется страна, обладающая крупными ядерными установками, для которой нападение небольшой группы хорошо вооружённых и подготовленных террористов, располагающих транспортным средством, взрывчаткой и, возможно, сообщником, действующим изнутри, не представляло бы весьма вероятную угрозу, обеспечить защиту от которой должны быть готовы системы безопасности страны{6};

    - эти национальные нормы и правила должны включать меры регулярного, реалистичного и независимого испытания функционирования систем безопасности при срыве изощрённых попыток хорошо подготовленных преступников как изнутри, так и извне преодолеть их. Мандат консультативной службы МАГАТЭ по физической защите должен быть расширен и включать помощь странам в проведении таких испытаний и создании в этих целях соответствующих национальных программ;

    - каждая страна, которой это касается, должна создать надёжную правовую и регулярную основу для решения проблемы хищения и незаконного оборота ядерных материалов. В частности, учитывая чрезвычайную опасность последствий, государства должны внести изменения в свои законы, чтобы наказания за хищения, несанкционированное владение либо передачу плутония или высокообогащённого урана или за крупную диверсию на ядерной установке повышенной опасности были сравнимы с наказаниями за убийство или государственную измену.

    В отношении международных рекомендаций и соглашений необходимо:

    - чтобы каждое государство, имеющее ядерный материал оружейного класса или ядерные установки повышенной опасности, если оно ещё не сделало этого, должно подписать и ратифицировать Конвенцию о физической защите ядерного материала;

    - чтобы каждое государство, имеющее ядерный материал оружейного класса или ядерные установки повышенной опасности, должно добровольно взять на себя обязательство по обеспечению безопасности своих установок, которое сравнимо или идёт дальше рекомендаций INFCIRC/225/Rev.4. Крупные и богатые ядерные государства, такие как Соединённые Штаты, Франция, Соединённое Королевство, Япония и Германия, должны совместно взять имеющее юридическую силу политическое обязательство обеспечивать уровни безопасности и сохранности для всех своих установок и материалов военного и гражданского назначения, рекомендованные в INFCIRC/225/Rev.4{7}; информировать МАГАТЭ о своих правилах и процедурах; разрешать проведение регулируемых независимых авторитетных рассмотрений физической защиты на своих установках, отобранных для этой цели; и поощрять другие государства к принятию сравнимых обязательств (включая требование о том, чтобы иностранные установки, которым они поставляют материалы или с которыми заключают контракты, демонстрировали соблюдение рекомендаций INFCIRC/225/Rev.4).

    - следует инициировать новое рассмотрение документа INFCIRC/225 для внесения необходимых изменений с учётом нового понимания масштабов угроз после событий 11 сентября;

    - внести в Конвенцию о физической защите ядерного материала поправки для распространения её действия на материалы, используемые внутри государств, и включения других изменений, рекомендованных совещанием экспертов, созванным МАГАТЭ;

    - обеспечить поддержку поправок, которая включала бы: а) обязательство поддерживать уровни безопасности, сравнимые с теми, которые рекомендованы в INFCIRC/225; b) охват материалов в военных арсеналах наряду с гражданскими запасами; c) обязательство информировать МАГАТЭ относительно национальных законодательных актов и правил, введённых в действие в соответствии с требованиями, содержащимися в упомянутой поправке, и общей организации физической защиты в данном государстве;

    - глобальное присоединение к Конвенции. Стремиться к универсализации участия в Конвенции в целях ликвидации любых пробелов и обеспечения непрерывности в применении норм, а также в национальных законодательных актах и регулирующих правилах, касающихся обязательств по Конвенции. Выполнение Конвенции на практике требует создания структур и законодательных актов, охватывающих ядерный материал, - вопрос, который в странах, не являющихся участниками Конвенции, может быть недостаточно чётко определён и решён;

    - модификация Конвенции в целях более глубокого её воздействия на национальную государственную практику, законодательство и регулирующую деятельность. Активное рассмотрение проблемы расширения Конвенции уже началось. Основное внимание уделяется распространению положений Конвенции на физическую защиту ядерных материалов мирного назначения, находящихся во внутреннем использовании, хранении и транспортировке, а также в целях предотвращения диверсий в отношении таких материалов. Универсальное присоединение к Конвенции и её расширение явились бы значительным шагом в ликвидации разрывов в системе международного контроля за ядерным материалом;

    - рассмотрение документа INFCIRC/225/Rev.4 государствами как юридически обязательного к исполнению и принятие соответствующих мер в этих целях как во внутренней деятельности, так и в отношении всех международных ядерных операций. Этот процесс уже идёт в некоторых государствах, но он должен найти отражение и в политике и в практической деятельности всех государств; государства должны учитывать это при принятии решений о том, заключать или нет соглашение о сотрудничестве с другими государствами. В идеальном случае это следует рассматривать в качестве условия сотрудничества.


    ПРИМЕЧАНИЯ:
    {1} INFCIRC/225/Rev.4.
    {2} IAEA. Legal Series.№ 12. Vienna, 1982. P. 383.
    {3} Бюллетень по атомной энергии, 4/2001. С. 34.
    {4} Бюллетень МАГАТЭ, 43/4/2001. С. 16.
    {5} Ядерный контроль. № 5. Сент.-окт. 2001. Т. 7, М. С. 14.
    {6} Независимое военное обозрение. № 35. 21-27.09.2001. С. 4.
    {7}Ядерное распространение. 1999. № 7. С. 94.











    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru