Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе






    КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ - ГАРАНТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ


    (ВЫБОРЫ В МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ)

    Разумова Любовь Тимофеевна,
    соискатель при кафедре конституционного права государственного строительства Академии управления при Президенте Республики Беларусь, г. Минск, старший преподаватель Белорусского торгово-экономического университета г. Гомель

    Научный руководитель: к.ю.н., профессор, судья Конституционного суда Республики Беларусь Воробей Георгий Александрович

    В современный период в республике происходят важные события в жизни государства, в жизни людей.
    Осуществляется процесс формирования власти в Республике Беларусь: 09.09.2002 г. – выборы Президента Республики Беларусь; 02.03.2003 г. – выборы депутатов местных Советов депутатов. В 2004 году состоятся выборы депутатов Национального собрания Палаты представителей, будет сформирован Совет Республики.
    Все политические силы страны признают, что выборы, проводимые в Республике Беларусь, призваны стать важной вехой в развитии белорусской государственности и формировании гражданского общества.
    Выборы представляют собой определенную процедуру, регламентируемую правилами, в соответствии с которыми, из человеческой среды выдвигаются представители для выполнения определенных функций (например, для управления определенной организацией: государством, политической партией, коллективом работников и т.д.)
    В соответствии со ст. 21 Всеобщей декларации прав человека – каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной, непосредственно или через посредничество свободно избранных представителей.
    Выборы наравне с референдумом являются одной из форм непосредственной демократии. Посредством выборов власть передается от одних людей к другим мирным путем, через волеизъявление граждан. Люди выдвигают в руководящие органы своих представителей, которым доверяют и добровольно передают часть своих полномочий по управлению обществом или регионом.
    Через выборы формируются представительные органы власти, которые проводят политику в интересах граждан, их избравших. Государственные органы и местное самоуправление, которые созданы на легальной и легитимной основе, являются выразителями воли народа, они проводят политику, направленную на повышение уровня благосостояния граждан, реализацию их запросов и внутреннего потенциала.
    Правовую основу избирательной системы в Республике Беларусь составляют Конституция и Избирательный кодекс Республики Беларусь.
    Основные положения избирательного процесса закреплены Конституцией Республики Беларусь, в которой предусматривается регламентация проведения выборов и референдума – раздел III «Избирательная система. Референдум» (ст.ст. 64-78). Здесь закреплены основные принципы участия граждан Республики Беларусь в выборах, основные условия положения избирательного процесса и некоторые ограничения реализации избирательных прав.
    11 февраля 2000 года был принят Избирательный кодекс Республики Беларусь. В подготовке кодекса принимали участие Национальный Центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь и «Центральная избирательная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов». Избирательный кодекс состоит из 10 разделов, 29 глав и 156 статей.
    Действующее ныне избирательное законодательство включает также указы и декреты Президента Республики Беларусь, решения Конституционного Суда Республики Беларусь, решения Центральной избирательной комиссии, решения местных исполнительных органов власти по созданию избирательных комиссий, сюда же относятся нормы Уголовного кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, нормы Гражданского процессуального кодекса, предусматривающие ответственность за нарушение избирательного законодательства и порядок обжалования действий избирательных комиссий.
    В результате свободных выборов государственное правление приобретает свою легитимность, а это составляет основу управления гражданским обществом в условиях демократии. Однако само наличие выборов в государстве как формы организации волеизъявления граждан еще не подтверждает демократического характера политического режима.
    Комплекс прав человека, содержащихся в Европейской Конвенции прав и свобод (далее Конвенции), ограничивается в основном личными и гражданскими правами.
    Основные элементы европейского стандарта демократических выборов нашли отражение в Первом Дополнительном Протоколе (далее ПДП) и Конвенции (ст. 3). Комментарий третьей статьи, данный Комиссией по правам человека, приведен Т.Б. Бекназар-Юзбашевым в работе «Право на свободные выборы и Европейская конвенция по правам человека»[1].
    Отмечалось, что основными принципами интерпретации ст. 3 ПДП стали:
    • свобода выборов;
    • принцип, закрепленный в Преамбуле Конвенции согласно которому соблюдение основных прав и свобод человека должно обеспечиваться подлинно демократическим политическим режимом, невозможным без свободного формирования законодательной власти путем выражения истинной власти народа.
    В ст. 3 ПДП для государства предусматривается гарантия широкой свободы при регулировании порядка организации и проведения выборов, а также возможность, предоставленная государству устанавливать различного рода условия или ограничения в этой области.
    Особо хотелось бы подчеркнуть, что впервые в истории Республики Беларусь в выборах депутатов местных Советов депутатов 24 созыва приняли участие граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, имеющие вид на жительство.
    Одним из обязательных принципов демократических выборов является соблюдение принципов разумной периодичности и, соответственно, регулярности и обязательности выборов. Важность этого положения обусловлено требованиями п. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека и ст.256 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также возможностью полного отражения реально существующей политической воли народа. В целях осуществления избирателями права на свободные выборы, государство обязано установить в качестве принципа регулярные сроки полномочий выборных органов. Так, ст.93 Конституции Республики Беларусь закрепляет срок полномочий Парламента – 4 года; ст. 118 Конституции Республики Беларусь устанавливает срок, на который избираются местные Советы – 4 года.
    Прошедшие в республике выборы выявили ряд новых проблем. Например, отсутствуют нормы об обязательном освобождении от служебных обязанностей на период выборов кандидатов, работающих в средствах массовой информации или на государственной службе. Такое положение позволяет им по роду своей служебной деятельности использовать различную информацию о процессе проведения выборов (в данном случае речь идет о предварительном голосовании).
    На наш взгляд, следует отметить процедуру сбора подписей на выборах в местные органы управления и самоуправления, заменив ее выдвижением кандидатов от трудовых коллективов, по месту учебы, жительства и т.д.
    Еще одно замечание: так как избирательные комиссии вынуждены прибегать к помощи физических и юридических лиц, то целесообразно было бы разработать единую смету расходов для работы комиссии (здесь имеется в виду четкое определение денежных средств для каждой статьи сметы независимо от уровня выборов депутатов).

    [1] Опубликованной в Проблемы конституционализма: сб. науч. тр. Вып. 9. Европейские стандарты в области прав человека и их имплементация в законодательстве Республики Беларусь / Под ред. А. Вашкевича. – Мн.; Тесей, 2001. – 100с. (с. 35-36).







    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru