Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОПТИМИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧАСТНЫХ ДЕТЕКТИВНЫХ И ОХРАННЫХ СТРУКТУР



    Садчиков Василий Иванович,
    Иванов Алексей Алексеевич,
    к.ю.н., Московский университет МВД России

    Расширение предпринимательства в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности в лице частных детективных и охранных предприятий, требует от органов внутренних дел контроля за их организацией и функционированием.
    Практика подобного контроля уже сложилась и можно говорить об имеющемся опыте его проведения. Однако в настоящее время наметился комплекс проблем, связанных с некоторым несовершенством законодательного оформления данного вида контроля и его непосредственным осуществлением на практике.
    Так, результаты проведенных ГУООП МВД России проверок свидетельствуют о том, что руководители органов внутренних дел подчас не в полном объеме выполняют возложенные на них обязанности по исполнению законодательства о частной детективной и охранной деятельности, слабо ориентируются в действующих нормативных актах, регулирующих правоотношения субъектов в этой сфере.
    В частности это серьезные упущения в части контроля за порядком хранения, учета и использования огнестрельного оружия и специальных средств охранно-сыскными структурами. Из-за низкой требовательности руководителей охранных предприятий и служб безопасности, а также бесконтрольности со стороны руководителей МВД, УВД понизился уровень обеспечения сохранности оружия на таких объектах.
    Зачастую охранники после работы не сдают огнестрельное оружие по месту его постоянного хранения, в результате чего оружие утрачивается или с его применением совершаются преступления. Факты утраты оружия были допущены частными охранными структурами, контролируемыми ГУВД Москвы, УВД Екатеринбурга и Свердловской области, УВД Ростовской, Волгоградской и ряде других областей.
    Обострение криминогенной обстановки, рост умышленных преступлений против личности стимулировали широкий спрос на охранные услуги и на процесс формирования частных охранных структур. В то же время со стороны преступных группировок и лиц с криминогенной направленностью проявляется повышенный интерес к проникновению в охранно-сыскные формирования.
    Методы взаимоотношений преступного мира с правоохранительными органами таковы, что без внедрения своих агентов в противоположный лагерь они существовать не могут. И поскольку сотрудниками многих частных детективных и охранных фирм являются бывшие работники МВД, ФСБ, ГРУ они стали заманчивой приманкой для криминалитета по налаживания прямых контактов с властью и с органами. Если удается каким-то образом заиметь «своего» человека в государственном учреждении, правоохранительном органе – это удача, которая нередко становиться отправным моментом для углубленного коррумпирования, создании разветвленной мафиозной сети.
    Кроме того, указанные лица пытаются с помощью легального получения лицензии обеспечить доступ к огнестрельному оружию, специальным средствам и документам на их ношение и хранение, вынашивая при этом преступные намерения.
    Сотрудниками лицензионно-разрешительных подразделений не проверяются случаи совмещения выборной оплачиваемой должности в общественных объединениях с частной детективной и охранной деятельностью. В результате чего, с их стороны предпринимаются попытки в обход действующего законодательства получить огнестрельное оружие для обеспечения личной безопасности.
    Не в полной мере осуществляется контроль за деятельностью охранно-сыскных формирований со стороны сотрудников уголовного розыска, региональных управлений по борьбе с организованной преступностью и других подразделений криминальной милиции.
    Работе по оперативному обслуживанию предприятий частной детективной и охранной деятельности не придается целевой направленности. Информацией о фактах незаконного использования оружия и спецсредств, преступных намерениях и проявлениях со стороны частных охранников и детективов органы внутренних дел зачастую не располагают. Не налажены рабочие контакты с руководителями охранно-сыскных формирований, не установлены доверительные отношения с их сотрудниками.
    Для обеспечения своевременного влияния и воздействия в охранных структурах требуется создать специальные оперативные позиции, использовать широкие возможности подсобного аппарата для получения конфиденциальной информации, в том числе на платной основе. Добытые данные должны способствовать предупреждению правонарушений в сфере охранной деятельности, а также документированию преступных деяний при реализации конкретных уголовных дел. Механизм и порядок этой работы во многом определены приказами МВД России.
    По смыслу ст. 49 ГК РФ коммерческие организации вправе заниматься любым видом деятельности, не противоречащим указанным в их уставах целям либо не запрещенным законом. В этой связи общественно опасный характер приобретают случаи юридического создания (регистрации) коммерческих организаций при отсутствии у учредителей намерения заниматься уставной предпринимательской деятельностью, а с целью заниматься запрещенной (в том числе и преступной) деятельностью под прикрытием официально зарегистрированных предприятий.
    Одним из важных направлений в работе ОВД является организация контроля за созданием и деятельностью негосударственных образовательных учреждений, техническая база и возможности которых могут быть использованы для подготовки незаконных вооруженных формирований. Некоторые учебные центры планируют техническую подготовку и обучение слушателей навыкам стрельбы из гранатомета, автомата Калашникова и других видов автоматического и стрелкового оружия, а также обращения со взрывчатыми веществами. В отдельных учебных заведениях значительная часть времени отводится отработке приемов рукопашного боя и специальной физической подготовке, включая прыжки с парашютом и подводное плавание. Повышенная боевая подготовка имела место в отдельных учебных центрах, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Кургане, а также в Ставропольском и Краснодарском краях, республиках Дагестан и Хакасия. Кроме того, некоторые негосударственные учебные заведения подобного типа практикуют выдачу свидетельств о прохождении подготовки в качестве охранника за повышенную плату без обучения.
    Подобные факты необходимо выявлять и пресекать в ходе работы комиссий по проверке специальных знаний и практических навыков частных детективов и охранников в ситуациях, связанных с применением оружия и спецсредств.
    На основании рассмотренных нарушений, включающих порядок лицензирования, отбор кадров, организации получения, приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия и специальных средств, все нарушения, граничащие с преступлениями под прикрытием частных детективных и охранных коммерческих предприятий, на наш взгляд, необходимо разделить на три большие группы, которые связаны:
    1. с воспрепятствованием законной деятельности правоохранительных органов в ходе проверки частных детективных и охранных структур;
    2. с прямым нарушением Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
    3. с лжепредпринимательством – когда коммерческая структура частного сыска или охраны создается для прикрытия запрещенной деятельности.
    Наиболее часто конфликтные ситуации у сотрудников частных охранных структур возникают с налоговой полицией. Только в 1996 г. по России было зафиксировано 698 случаев противоправных посягательств на налоговых инспекторов. Зачастую необходимые проверки осуществляются сотрудниками налоговых органов только с помощью подразделений физической защиты.
    Некоторые предприятия, занимаясь частной детективной и охранной деятельностью, идут на прямое нарушение требований Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», присваивая себе права, которые предоставлены только государственным правоохранительным органам и спецслужбам: устанавливают наружное наблюдение; ведут скрытую видеосъемку; пытаются дискредитировать сотрудников коммерческих фирм; вербуют работников правоохранительных органов. С помощью современной специальной аппаратуры осуществляется сбор информации не только о конкурентах, партнерах, но и о государственных органах. Имеются случаи внедрения «своих людей» в систему правоохранительных органов.
    Говоря о лжепредпринимательстве, следует высказать мысль о том, что частное детективное или охранное предприятие может создаваться и в целях легализации, приобретения и ношения оружия криминальными элементами, а также контроля определенной сферы коммерческой деятельности в том или ином регионе, налаживания связей с правоохранительными органами и в дальнейшем получения от них необходимой информации для своей преступной деятельности и т.п.
    Очевидно, что частная детективная и охранная деятельность как один из видов предпринимательства вступает в такие отношения с государством, которые должны строиться на четкой правовой основе. Существующий же ныне контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий со стороны государства явно недостаточен
    Каким же образом разрешить эту проблему?
    На наш взгляд, необходимо следующее:
    • уделять особое внимание вопросам выдачи лицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью.
    Оформление и выдачу лицензий предприятиям, организациям и физическим лицам производить в строгом соответствии с Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и подзаконных актов по его реализации. Руководителям органов внутренних дел организовать не реже одного раза в месяц занятия с сотрудниками лицензионно-разрешительных подразделений на предмет изучения текущих нормативно-правовых актов, регулирующих частную детективную и охранную деятельность;
    • усилить контроль за порядком приобретения, учета, хранения огнестрельного оружия и специальных средств охранными предприятиями и их персоналом, обращая особое внимание на порядок их использования в ходе выполнения договорных обязательств, своевременную сдачу в места постоянного хранения;
    • руководствуясь требованиями приказа МВД России, создать силами оперативных служб действенную систему контроля за осуществлением частной детективной и охранной деятельности;
    • в Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» строго определить формы взаимодействия между коммерческими предприятиями и правоохранительными органами с тем, чтобы объединить усилия этих весьма схожих структур в общей системе охраны общественного порядка и общественной безопасности в РФ.
    Установить, что одним из приоритетных направлений в деятельности лицензионно-разрешительных подразделений является работа по привлечению сил охранно-сыскных предприятий к поддержанию правопорядка на улицах и в других общественных местах, пресечению преступных и иных антиобщественных проявлений, в том числе при проведении массовых мероприятий;
    • обеспечить взаимодействие между государственными правоохранительными органами и частными охранно-сыскными предприятиями по обмену информацией, представляющей оперативный интерес, для раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников и расследования уголовных дел;
    • разработать и внедрить в практику органов внутренних дел комплекс мероприятий, направленных на выявление и пресечение незаконно действующих частных детективных и охранных предприятий, обеспечить планомерное их проведение;
    • ужесточить внезапные проверки со стороны органов внутренних дел за деятельностью частных детективных и охранных структур. В случае обнаружения существенных недостатков разрешить органам внутренних дел приостанавливать деятельность данных структур до полного устранения недостатков и письменного уведомления об этом в соответствующие ОВД, выдавшие лицензию;
    • определить систему школ (учреждений) для подготовки частных детективов и охранников. Не реже одного раз в год проводить их проверку с определением в целом профессиональной пригодности данного учебного заведения в соответствии со своим назначением;
    • специальные проверки в отношении руководителей проводить более досконально и тщательно, так как, руководитель будущего охранно-сыскного предприятия должен быть не только профессионалом, но и человеком с безупречной репутацией;
    • при рассмотрении и согласовании учредительных документов негосударственных образовательных заведений обращать особое внимание на тематические учебные планы в целях исключения из их разделов боевой подготовки вопросов по изучению автоматического и иного огнестрельного оружия, запрещенного к использованию действующим законодательством. Осуществлять систематический контроль за проведением занятий по огневой подготовке;
    • используя средства массовой информации, пропагандировать положительный опыт работы частных детективных и охранных предприятий, оказывающих реальное воздействие на снижение криминогенной обстановки, активно взаимодействующих с правоохранительными органами по вопросам охраны правопорядка и борьбы с преступностью.
    Говоря о совершенствовании тактики проведения контроля за частной детективной и охранной деятельностью, на наш взгляд необходимо говорить о контроле не только со стороны МВД, но и со стороны иных министерств и ведомств. Это вытекает из положений законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, относительно проверки предприятий данной сферы налоговыми, природоохранительными, антимонопольными и другими государственными органами в пределах своей компетенции.
    В Законе о частной детективной и охранной деятельности Российской Федерации говорится, что контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства Российской Федерации и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации. На наш взгляд, в виду специфичности решаемых задач в законодательном акте должны быть четко определены министерства и ведомства, которые призваны осуществлять контроль за частной детективной и охранной деятельностью и конкретно перечислены основные элементы контроля.
    Предполагается, что государственная налоговая инспекция наряду с общественной проверкой финансовой деятельности частных детективных и охранных предприятий поквартальной, полугодовой и годовой отчетности в обязательном порядке должна проводить внезапные проверки финансовой деятельности указанных предприятий.
    Создание целой сети частных предприятий, занимающихся детективной и охранной деятельностью серьезно поднимает вопрос о монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Думается, что в этой сфере деятельности решающая роль должна отводится антимонопольному комитету через его территориальные управления.
    В ходе обнаружения фактов недобросовестной конкуренции в таких формах, в частности, в таких формах, как распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации, введение клиентов в заблуждение относительно характера, полноты, качества, правомерности осуществляемой деятельности антимонопольный комитет в своем предписании может рекомендовать органу МВД, выдавшему лицензию, ее аннулировать. Антимонопольный комитет должен принять все меры к недопущению монополистической деятельности, связанной как с деятельностью самих хозяйствующих субъектов, так и соответствующих органов власти и управления, направленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
    Исходя из методов предлагаемых услуг частными детективными или охранными предприятиями, можно предположить возможность нарушений конституционных прав и свобод человека. В этой связи чрезвычайно важна деятельность надзорной инстанции в виде прокуратуры. Прокурор может вынести представление или протест с требованием об отмене или проведении в соответствии с законом решения, принятого предприятием или должностным лицом.







    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru