Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА


    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНОГО ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ



    Барутенко Роман Олегович,
    адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин
    Академии управления МВД России,
    старший лейтенант милиции, г. Москва

    Как верно отмечает В.С. Нерсесянц «правовой закон и правовое государство внутренне взаимосвязаны: в обоих случаях речь идет о различных формах выражения (нормативной и институциональной формах) идеи и принципа господства права». [1; 9 с.14.]
    В нашем случае, говоря о законности как режиме общественной и государственной жизни, состоящем в строгом соблюдении демократических законов лицами, осуществляющими государственно-властные полномочия, т.е. государственными органами и должностными лицами, в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей, мы напрямую связываем его с существованием правового государства, то есть государства, в котором главенствует право.
    С точки зрения существования и функционирования правового государства законность как принцип имеет двоякое значение для государственного аппарата. Во-первых, это принцип деятельности самого государственного аппарата.[2; 10 с.171.] То есть, все органы и должностные лица обязаны соблюдать законы государства, гарантирующие реализацию и защиту прав и свобод человека. Во-вторых, охрана и обеспечение законности - это направление деятельности государственного аппарата. Так в Конституции Российской Федерации записано, что правительство осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (п. «е» ч. 1. ст. 114 Конституции РФ).
    В Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации»,[3; 2] определены полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: участвовать в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществлять меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывать и реализовывать меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.
    Эти задача ложится на правоохранительные органы государства.
    Правоохранительные органы это - государственные или негосударственные учреждения, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.[4; 19 с.86.]
    Н. Л. Гранат определяет законность в правоохранительных органах как основанный на Конституции и других правовых законах режим функционирования правоохранительных органов и их должностных лиц, в процессе которого обеспечивается неуклонное соблюдение и исполнение правовых законов.[5; 18 с.23.]
    Правоохранительная функция является основной для органов внутренних дел, а принцип законности - основополагающим принципом деятельности органов внутренних дел при выполнении последними своих функций.[6; 17]
    Среди функций МВД, определенных «Положением о министерстве внутренних дел», названы две, на наш взгляд наиболее важные с точки зрения соблюдения законности задачи: министерство внутренних дел определяет основные направления деятельности органов внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина и обеспечивает выполнение органами внутренних федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства, а также законов и иных нормативных правовых актов Субъектов РФ, принятых в пределах их полномочий.[7; 7]
    Во многих приказах и указаниях МВД также подчеркивается важность законности как ведущего принципа деятельности органов внутренних дел. Так, в Приказе МВД России от 26 февраля 1996г. «О мерах по обеспечению законности в органах внутренних дел Российской Федерации и собственной безопасности» говорится «считать поддержание должного уровня собственной безопасности и законности приоритетной задачей в деятельности руководителей всех уровней органов внутренних дел».[8; 6]
    Исходя из вышеизложенного, можно констатировать тот факт, что основополагающим принципом деятельности всех структурных звеньев МВД является принцип законности, определяющими факторами которого являются - соблюдение законов государства и уважение прав и свобод человека и гражданина.
    В нормотворческой деятельности ОВД необходимо соблюдение определенных требований, наличие которых делает правовые акты законными. К таким требованиям относятся:
    1. Соответствие нормативно-правовых актов положениям Конституции РФ и федеральных законов. Согласно п. 13 ст. 10 Положения о МВД России «неправовые нормативные акты, изданные органами внутренних дел, противоречащие законодательству Российской Федерации должны быть отменены министром внутренних дел России».[9; 5]
    В Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997г. «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента России, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.[10; 4]
    2. Единство и непротиворечивость системы нормативно-правовых актов. А.Ф. Ноздрачев подчеркивает, что законы, постановления правительства и конкретизирующие их министерские ведомственные акты должны функционировать как «цельный организм», в неразрывном единстве.[11; 15 с.85.]
    3. Издание акта правомочным для этого органом и по вопросам входящим в его компетенцию.[12; 14 с.269.] Данное требование исключает не только «формальное противоречие решения закону, но и возможность фактического нарушения прав и ущемления законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций».[13; 12 с.97.]
    4. Соблюдение установленного порядок издания акта и формы его внешнего выражения.[14; 114 с.270.]
    5. Обязательная государственная регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальное опубликование ведомственных нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющих государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.[15; 6]
    Большое значение для обеспечения и охраны законности имеет правоприменительная деятельность органов внутренних дел.[16; 13] Каждая относительно самостоятельная структура органов внутренних дел в определенном объеме обладает правоприменительной компетенцией. Применению норм права органами внутренних дел присущи общие признаки и черты, характеризующие правоприменительную деятельность любого государственного органа с ее разделением на регулятивную и охранительную.[17; 16 с.97.]
    В законе «О милиции» указываются основные принципы деятельности милиции: «законность, гуманизм, уважение прав человека, гласность» (ч. 2 ст. 3 Закона).[18; 3]
    В понятии соблюдения законности в деятельности милиции. С одной стороны речь идет о нормативно - правовых актах, правоприменительных актах и деятельности компетентных органов государства, направленная на соблюдение законности в деятельности милиции. С другой стороны необходимо анализировать собственно нормативные акты, правоприменительные акты и деятельность милиции с точки зрения соответствия их режиму законности в государстве.
    В качестве специфических юридических средств обеспечения законности в деятельности милиции нужно выделить юридическую ответственность сотрудников милиции, контроль за законность деятельности милиции и право граждан на обращение в суд в связи с неправомерными действиями сотрудников милиции.
    Важным ведомственным документом в развитии МВД и повышения уровня законности в милиции является Приказе МВД России от 20 марта 1996г. «О Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России», рассчитанной на период до 2005г. МВД ставит ряд задач, направленных на совершенствование правового обеспечения в системе МВД России: приведение правовых предписаний, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, в соответствие с международными обязательствами России и международно-правовыми стандартами; обеспечение совершенствования правового регулирования деятельности органов внутренних дел с учетом общественного развития, правовой базы Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления на основе положений Конституции России; оперативное и полное информирование сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, а также населения о нормативных актах, регулирующих правоохранительную деятельность; завершить подготовку и передать в законодательные органы проекты базовых нормативных документов, регулирующих функционирование системы МВД России; до 2005 года завершить универсализацию и оптимальное сокращение количества правовых документов, регламентирующих деятельность системы МВД России.
    Важным представляется вопрос соответствия ведомственных
    нормативных актов законам государства и вопрос внутренней непротиворечивости нормативно - правового материала. С этой целью Приказом МВД России от 9 декабря 1998 г. было утверждено «Положение об Экспертном совете МВД России по вопросам нормотворческой работы».
    Контроль, осуществляемый за законностью в деятельности милиции, должен осуществляться всесторонне, объективно, систематически, гласно и по возможности совместно несколькими друг друга контролирующими инстанциями.
    Выделяют следующие виды контроля: в зависимости от места в управленческом цикле: предупредительный, текущий и последующий; по назначению (цели, объему) контроля: общий, охватывающий все стороны деятельности подразделения, специальный, осуществляемый за отдельными направлениями работы.[19; 11 с.132-138.]
    Контроль за соблюдением законности в деятельности милиции в зависимости от органов его осуществляющих может быть двух видов:
    1. Государственный контроль. В самом общем виде государственный контроль можно охарактеризовать как деятельность государственных органов, должностных лиц и общественных организаций, «направленную на получение и анализ информации о процессах и явлениях, происходящих в обществе, на установление нарушений и отклонений от нормативных и индивидуальных предписаний, а также выдвижение требований об устранении выявленных нарушений в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, обеспечения режима законности».[20; 20 с.12-13.]
    -наблюдение за подконтрольным объектом;
    -получение информации о состоянии законности на нем;
    -принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности;
    -выявление причин и условий, способствующих нарушениям;
    -принятие мер по привлечению к ответственности виновных в нарушении законности.[21; 8 с.365.]
    2. Общественный контроль - контроль за деятельностью милиции со стороны общественных организаций.
    Государственный контроль может в свою очередь быть внешним и внутренним. Внешний контроль организуется и проводится государственными органами не входящими в систему органов внутренних дел. Сюда относятся Парламент, Президент, его Администрация, Премьер - министр, Прокуратура и суды общей юрисдикции. Внутренний контроль осуществляется либо специальными структурами внутри МВД (Отдел собственной безопасности), либо руководящим персоналом в чьи функциональные обязанности входит контроль за деятельностью подчиненных структур.
    В качестве предложения можно дополнить Закон «О милиции» и другие ведомственные акты ОВД указанием на то, что все нормативные акты, которыми руководствуется милиция в процессе осуществления своих функций, не должны противоречить Конституции. Это является особенно важным потому, что деятельность милиции во многом регламентирована ведомственными актами.
    Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что законность является одним из основополагающих принципов в деятельности ОВД, наряду с принципом соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Эти принципы в деятельности органов милиции имеют первостепенное значение, тем более в ракурсе проблемы построения правового государства в России.
    Используемая литература:
    1.Конституция Российской Федерации 1993 года.
    2.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 31.12.1997) «О Правительстве Российской Федерации». СЗ РФ 1997. №51. Ст.5712.
    3. Федеральный закон 18.04.1991 года №1026-1 (ред. от 25.07.2002 №116) «О милиции».
    4. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 11.02.1999) «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». СЗ РФ 1997. №33. Ст.3805.
    5.Приказ МВД России от 9.12.1998г. было утверждено «Положение об Экспертном совете МВД России по вопросам нормотворческой работы».
    6.Приказ МВД России от 26.02.1996г. «О мерах по обеспечению законности в органах внутренних дел Российской Федерации и собственной безопасности». СЗ РФ 1996. №30. Ст.3605.
    7.Приказ МВД России от 20.04.1996г. «О Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России».
    8. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М., 1997.
    9. Нерсесянц В.С. Конституционная модель Российской правовой государственности: опыт прошлого, проблемы и перспективы//Правовое государство, личность, законность. - М., 1997.
    10.Байтин М.И. Механизм государства.//Теория государства и права: Курс лекций//Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.; М.Н. Марченко. Государственный аппарат//Общая теория государства и права: Академический курс//Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. Т. 2.
    11.Кисин В.Р. Организация исполнения решений в органах внутренних дел //Основы управления в органах внутренних дел//Под ред. А.П. Коренева. - М., 1988.
    12.Коренев А.П. Подготовка и принятие решений в органах внутренних дел.//Основы управления в органах внутренних дел//Под ред. А.П. Коренева. М., 1988.
    13.Лазарев В.В., Левченко И.П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел. М, 1989; Гранат Н.Л., Колесникова О.М., Тимофеев М.С. Толкование норм права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. М., 1991.
    14.Недбато П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960.
    15.Ноздрачев А. Ф. Пределы конкретизации законов и подзаконных актов министерств и ведомств Союза ССР (по материалам функциональных ведомств)//Уч. зап. ВНИИСЗ. – М., 1968. Вып.12.
    16.Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997.
    17.Афанасьев В.С. Обеспечение законности вопросы теории и практики (по материалам органов внутренних дел). Дис. д-ра. юрид. наук М, 1993.
    18.Гранат Н. Л. Правовые и нравственно-психологические основы обеспечения законности на предварительном следствии. Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1992.
    19.Григонис Э.П. Дисс. канн. юрид. наук. «ОВД в механизме правового государства (теоретико-правовой аспект). – С-Петербург., 1995.
    20.Маштакова Е.А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 2000.






    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2021 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru