Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА


    КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ, СОВЕРШАЮЩИХ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ЗАВЛАДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ БЕЗ ЦЕЛИ ХИЩЕНИЯ



    Сенаторов Андрей Сергеевич,
    аспирант кафедры уголовного права и криминологии Ульяновского государственного университета
    Научный руководитель: д.ю.н., профессор Чучаев Александр Иванович

    Вопросы изучения личности преступника имеют актуальное значение. Это объясняется тем, что личность преступника неотделима от самой преступности: ее причин, путей и средств предупреждения преступлений.
    Криминологическое изучение личности преступника посредством анализа ее структуры дает ключ к пониманию процессов мотивации и механизма преступного поведения, дает возможность делать прогностические выводы о будущем поведении личности и тенденциях развития изучаемой преступности, что является условием целенаправленности, конкретности и эффективности всех видов предупреждения преступлений[1]. Характеристику личности угонщика образует совокупность ее признаков и свойств, которые так или иначе связаны с данным преступным поведением.
    По данным проведенного исследования можно установить ряд особенностей характеристики угонщика, знание которых позволяет с высокой степенью вероятности определить возможный круг лиц, склонных к подобному роду преступлений, разработать действенные меры уголовно – правового воздействия на них, намечать основные направления деятельности органов внутренних дел по их раскрытию и предупреждению.
    Данный вид преступления совершается преимущественно лицами мужского пола – 98,9%, женщины составляют незначительную часть – 1,1% случаев. В большинстве своем – это лица, не имеющие семьи – 75,2%, женатые и имеющие семью – 24,8%.
    Возраст в значительной мере определяет физическое состояние и возможности лица, круг его потребностей и интересов, жизненных установок и ценностных ориентаций, желаний и стремлений. Известно, что с изменением возраста происходит изменение и самой личности – меняются ее социальные позиции, роли и функции, опыт и привычки, мотивация поступков. Все это оказывает существенное влияние на поведение человека. Изучение и учет возрастных особенностей лиц совершающих неправомерное завладение транспортными средствами без цели хищения необходимы в целях борьбы и профилактики этого вида преступления.
    Среди лиц совершающих угон транспортных средств 10% составляют подростки, не достигшие 16 лет, от 16 до 18 лет – 23,5%, от 18 до 24 – 38,2%, от 24 до 40 лет – 28,2%. То есть основную часть составляют молодые люди до 25 лет. Это отчасти можно объяснить отсутствием у них устоявшихся воззрений. Они легче поддаются вредному влиянию со стороны антиобщественных элементов. Не имея возможности правильно оценить свои действия, они совершают преступления, не просчитывая возможных последствий.
    Анализ характера группового участия несовершеннолетних в преступных посягательствах на транспортные средства позволяет сделать вывод о том, что для совершения угонов транспортных средств подростки подыскивают своих сверстников. Объединение несовершеннолетних в такую группу происходит, как правило, из числа сверстников, знакомых по месту жительства или учебы и связанных совместным проведением досуга. Такие группы достаточно стойкие применительно к времяпрепровождению несовершеннолетних, образуются не для совершения преступлений, однако антисоциальная основа и взаимное отрицательное влияние ее членов побуждают, в конце концов «импульс» к наиболее злостным формам противоправного поведения – преступлению. Решение совершить угон возникает не сразу, а в процессе бесцельно времяпрепровождения, нередко под воздействием алкоголя. Подготовка к преступлению сводится в основном к определению конкретного объекта посягательства и выбору условий времени. В основном угнанный транспорт используется подростками для удовлетворения интереса к вождению, для демонстрации удали, лихачества, что характерно для несовершеннолетних. Преступники в возрасте до 16 лет в большинстве случаев посягают на легковой транспорт, а после достижения совершеннолетия на все виды автотранспорта.
    Социальное положение и род занятий лиц, совершающих неправомерно завладение транспортными средствами, так же представляют научно – практический интерес. Данные, которые были получены в ходе проведенного исследования, позволяют сделать вывод, что: доля рабочих составляет – 29,9%; учащиеся – 18,7%, студенты – 3,7%, лица без постоянного источника дохода – 47,8%. Анализ статистики показывает, что основную долю составляют лица, которые ничем не заняты, не работают и не учатся. Отсюда следует, что одним из направлений деятельности органов внутренних дел по борьбе с указанными посягательствами является усиление контроля за такими лицами со стороны участковых инспекторов милиции. Среди учащихся более половины это учащиеся профтехучилищ и колледжей. Не является секретом то, что в ПТУ обучаются преимущественно «трудные подростки», которые по тем или иным причинам не приняли в 10-11 классы, либо они сами уходят, не справившись с программой школы.
    Одним из отличительных качеств преступника является устойчивость его антиобщественной направленности поведения, взглядов, навыков, привычек, проявляющихся наиболее активно в повторном совершении преступления. Показателем такой устойчивости выступает количество совершенных ранее этим лицом общественно опасных деяний. И чем больше преступлений совершено субъектом, то тем больше при прочих равных условиях выше стойкость антиобщественной направленности его личности, а, следовательно, и ее общественная опасность. Среди лиц осужденных за угон достаточно велик уровень рецидива. Из числа лиц, совершивших неправомерное завладение транспортным средством, ранее судимы были – 44,7%.
    Личность преступника, ее социальный тип, который по своим характерным признакам выделяется из общей массы людей, «внутри себя » не однороден. Такая неоднородность проявляется в индивидуально психологических качествах конкретных людей совершивших преступления и в самом преступном поведении.
    Формирование определенного типа личности преступника происходит на фоне взаимодействия трех основных факторов: макросреды, микросреды, самой личности и во многом зависит от степени и интенсивности их криминогенного и антикриминогенного взаимовлияния лица, угоняющего транспортное средство, относящегося к категории традиционных преступников.
    Анализ черт личности угонщика автомототранспортных средств в целом и его криминологическая характеристика позволяют выделить так же определенные типы личности этих преступников внутри рассматриваемого преступного контингента путем дифференциации степени и характера ее антиобщественной направленности и установки на противоправную деятельность.
    В основу отнесения лиц, совершающих неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения, к тому или иному типу, может быть положена установка личности на достижение тех или иных целей и применяемых для этого методов.
    Прежде всего, внутри рассматриваемой массы преступников следует выделить лиц, совершивших угоны в результате сложившейся криминогенной ситуации («ситуативные угонщики») не имеющие стойкой антиобщественной установки. Такие лица совершают угоны главным образом из-за легкомысленного отношения к чужому имуществу, пренебрежению к закону, желания удовлетворить свою прихоть. Угонщики рассматриваемой категории, как правило, трудоустроены, положительно характеризуются по месту жительства, материально обеспечены. Как правило, ограничиваются совершением одного угона.
    К следующему типу можно отнести лиц с четко выраженной антиобщественной установкой, однако сознательно допускающих возможность совершения преступления в целях получения личных материальных выгод. Такие лица характеризуются определенной нравственной деградацией. Поскольку индивидуальные запросы (стремление иметь личный автотранспорт, вести преуспевающий образ жизни) они не в состоянии удовлетворить за счет собственного труда, алчность и корысть толкают их на совершение преступлений. Угонщики этого типа, как правило, готовятся к совершению преступления, подбирают транспортное средство, но могут совершить преступление и без подготовки, при наличии благоприятной ситуации. Они обладают определенными преступными навыками, имеют прямые или косвенные связи с преступным миром, многие привлекались к уголовной ответственности. Угнанный ими транспорт используется для продажи узлов и деталей, в результате таких действий угон зачастую перерастает в кражу.
    Третий тип – это лица с прочными антиобщественными взглядами и активной установкой на противоправную деятельность. Наиболее характерной чертой этого типа преступников является стремление к паразитическому образу жизни и удовлетворению своих потребностей преступным путем. Для совершения преступления они, как правило, объединяются в хорошо организованные группы, распределяют роли между собой, тщательно готовятся к преступлению. Этот тип, как правило, имеет связи в сфере эксплуатации, ремонта и торговли транспортом, а так же с преступным миром. Большая часть преступников специализируется на совершении краж под видом угонов определенных транспортных средств и определенным способом, имеют судимости.
    Для насильственного типа лиц осужденных за совершение угона, характерна склонность к применению насилия для достижения своих преступных целей. В подавляющем большинстве случаев эти цели являются корыстными. В основе этого типа лежит пренебрежение к праву граждан на личную неприкосновенность.
    К паразитическому типу угонщиков можно отнести лиц склонных к пьянству. В отличие от корыстного типа личности, у лиц данной категории накопительство ценностей добытых преступным путем, как правило, отсутствует, угнанное транспортное средство реализуется, деньги тратятся на покупку спиртного.
    Для преступников романтического типа мотивом совершения данного преступления является стремление к красивой жизни, возникающей или усиливающийся, например, от просмотра видеофильмов в которых показана жизнь людей вне закона, живущих за счет совершения преступлений, либо прочтения книг аналогичного содержания, выбор которых в настоящее время весьма широк. Применение насилия при совершении угонов в данном случае воспринимается не как цель, а как средство для достижения цели. Идеалом является полная материальная обеспеченность, возможность распоряжаться большими суммами денег, и иметь в собственности автомобиль престижной марки. Постоянный риск ассоциируется у таких лиц с подвигом. Романтическое идеализирование преступной жизни характерно для лиц несовершеннолетнего возраста и молодежи до 20 лет.
    Следует признать, что в чистом виде, выделенные типы угонщиков автотранспорта на практике могут встречаться не часто, поскольку предложенное разграничение носит условный характер, а те или иные признаки могут принадлежать любому указанному типу, особенно на стадии перехода из одной группы в другую. Тем не менее, проведенная типология включает основные группы лиц, посягающие на автотранспорт, что имеет определенное теоретическое и практическое значение.
    Подводя итог, мы попытаемся составить криминологический портрет лиц совершающих неправомерные завладения транспортными средствами. Указанную категорию можно разделить на две группы, по возрастному признаку:
    1. Это подростки и молодежь от 16 до 25 лет, обучающиеся в школах колледжах и профтехучилищах. В большинстве своем проживающие на территории тех же районов, где совершают преступления. Стремясь утвердить свой авторитет в кругу своих знакомых путем совершения противоправных проступков.
    2. Мужчины, жители данного населенного пункта, в возрасте от 25 до 40 лет, не имеющие семьи, постоянного источника дохода, имеющие отношение к эксплуатации транспортных средств, со средним образованием и поддерживающие связи с преступной средой. Значительная часть лиц рассматриваемой категории совершают угоны в состоянии алкогольного опьянения.


    [1] Криминология и организация предупреждения преступлений. Учебное пособие для слушателей Академии МВД России. – М., 1995. С. 81, 86, 96.






    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2021 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru