Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА



    ПРОЦЕДУРА МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ

    Зимина Ирина Анатольевна, соискатель кафедры гражданско-правовых дисциплин и международного права Белорусского государственного экономического университета, г. Минск

    Порядок международного усыновления включает в себя три этапа: а) отбор, утверждение, подготовка кандидатов в усыновители; б) судебное разбирательство; в) завершение процесса международного усыновления (регистрация свидетельства о рождении ребенка), признание решения об усыновлении компетентного органа иностранного государства; контроль за адаптацией усыновленного ребенка в семье усыновителей.

    Первый этап международного усыновления начинается с подачи ходатайства лиц, желающих усыновить ребенка, в компетентные органы государства, гражданами которого они являются или на территории которого постоянно проживают.

    В соответствии с Гаагской Конвенцией по защите детей и сотрудничеству в отношении международного усыновления 1993 г. (далее - Конвенция) [1] лица, постоянно проживающие в Договаривающемся государстве, которые желают усыновить ребенка, постоянно проживающего в другом Договаривающемся государстве, обращаются в Центральный Орган государства своего постоянного места жительства.

    Однако в силу того, что Центральные Органы ряда государств часть своих полномочий передали ассоциациям по усыновлению, а некоторые государства либо еще не присоединились к Конвенции, либо не создали подобного Центрального Органа, то полномочия по рассмотрению заявлений заинтересованных лиц, желающих усыновить ребенка, иностранным законодателем предоставлены либо административному органу, либо ассоциации, занимающейся усыновлением, либо суду.

    Например, в США ходатайство об усыновлении иностранного ребенка подается в службу иммиграции и натурализации (СИН), во Франции – в службу социальной помощи детству департамента проживания кандидатов в усыновители. Проживающие в Италии лица, желающие усыновить иностранного ребенка, проживающего за границей, должны предоставить декларацию о намерениях в суд по делам несовершеннолетних по месту их проживания и обратиться в суд с просьбой признать их пригодными к усыновлению.

    После подачи кандидатами в усыновители ходатайства об утверждении их кандидатур осуществляется отбор и подготовка данных лиц к усыновлению.

    В США компетентные лица ассоциации по усыновлению устанавливают соответствие жилья кандидатов в усыновители предъявляемым требованиям законодательства, проводят собеседование не только с каждым кандидатом, но и с проживающими с ними в доме. Более того, в отчете должностных лиц агентств, осуществляющих собеседование, должно быть указано как их количество, так и детально описан характер бесед со всеми членами семьи.

    Оценка способностей кандидатов в усыновители включает исследование их физического, психического и эмоционального состояния, оцениваются финансовые ресурсы кандидатов в усыновители; по запросу социального работника проверяется каждый взрослый, проживающий в доме кандидатов в усыновители на наличие жестокого обращения с детьми, насилия в семье, даже если выявленные факты не привели к аресту или судимости.

    Агентство по усыновлению, первоначально дающее предварительную оценку кандидатам в усыновители, передает необходимые документы в Центральный Орган. Например, решение об утверждении кандидатуры в усыновители принимает директор СИН, который несет ответственность за принятие независимого решения по ходатайству о предварительном оформлении документом по усыновлению сироты.

    Подготовка кандидатов в усыновители к роли родителей наиболее тщательно осуществляется в Бельгии, где разработана тематика бесед с лицами, изъявившими желание усыновить ребенка ("прибытие ребенка", "первичная информация ребенку о его усыновлении", "подростковый возраст", "сравнение биологического пути и усыновления", "сведения о родной стране ребенка в социо-экономическом и культурном аспекте"). Кроме того, соглашение ассоциаций по усыновлению на ведение дела усыновителей может быть расторгнуто при отказе последних участвовать в подготовке к принятию ребенка в семью.

    Только после того, как работники компетентных органов иностранных государств, а по требованию ст. 15 Конвенции – Центральный Орган принимающего государства убедятся в том, что заявители имеют право на усыновление, подготавливается доклад о личности кандидатов в усыновители, пригодности их к осуществлению прав усыновителей, причины усыновления, а также характеристиках детей, о которых они желают заботиться. Данный доклад передается Центральному Органу государства постоянного проживания ребенка.

    На директора Центрального Органа, по нашему мнению, необходимо возложить ответственность за усыновление белорусских детей иностранцами, гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства (например, за выбор кандидатов в усыновители).

    Необходимо создать единый банк данных Центральных Органов, в который бы вносились сведения не только о лицах, кандидатуры которых в качестве усыновителей были отклонены с указанием причин такого отказа, но и лицах, в отношении которых усыновление было отменено.

    Однако, несмотря на то, что Республика Беларусь присоединилась к Конвенции, Центральный Орган, который должен быть назначен в соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции Договаривающимся Государством для выполнения обязанностей, возложенных на такие органы, пока еще не создан.

    Для рассмотрения вопроса об усыновлении детей, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, иностранцы и граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории иностранного государства, подают необходимые документы, в соответствии с п. 7 Положения О порядке усыновления (удочерения) детей и установления опеки, попечительства над нами иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1679 (далее – Положение) [2], компетентному органу государства их проживания для рассмотрения и направлении данных документов загранучреждению Республики Беларусь. При отсутствии в иностранном государстве загранучреждения Республики Беларусь функции такого учреждения осуществляют дипломатические или консульские учреждения других зарубежных государств, с которыми Республика Беларусь имеет соответствующие соглашения о защите интересов граждан Республики Беларусь.

    На загранучреждения Республики Беларусь в государстве гражданства и постоянного места жительства кандидатов в усыновители законодательством возложены функции по подтверждению правильности оформления и легализации, представленных кандидатами в усыновители документов. Вместе с тем для ряда государств, являющихся участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г., единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен [3, ст. 3]. Однако представляется, что для защиты интересов усыновляемого ребенка недопустимо подходить к проверке документов, представленных кандидатами в усыновители лишь с формальной точки зрения. Во многих иностранных государствах проверку данных лиц на соответствие их предъявляемым требованиям к кандидатам в усыновители, и тем самым оформление необходимых документов осуществляют не государственные органы, а ассоциации по усыновлению. Представляется, что на загранучреждения Республики Беларусь в государстве гражданства и постоянного места жительства кандидатов в усыновители необходимо возложить функции по подтверждению информации, содержащейся в документах, представленных кандидатами в усыновители.

    После выполнения загранучреждением Республики Беларусь возложенных на него задач, оно в течение месяца направляет необходимые документы, через Министерство иностранных дел Республики Беларусь в Национальный центр усыновления (далее-НЦУ).

    В п. 6 Положения в редакции 1999 г. отмечалось, что при обращении кандидатов в усыновители с просьбой об усыновлении конкретного ребенка они вынуждены были указать обстоятельства, при которых познакомились с ребенком. Данное правило направлено на предотвращение случаев размещения фотографий детей в Интернете, в периодической печати иностранных государств. Как отмечается в приказе Министерства образования Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 июля 1998 г. № 439/196, О дополнительных мерах по совершенствованию и активизации усыновления, администрации некоторых детских домов и школ-интернатов, отделы образования сообщают сведения о детях, подлежащих усыновлению, и состоянии их здоровья отдельным гражданам и негосударственным организациям. Сведения о детях – гражданах Республики Беларусь, их фотографии и данные о состоянии здоровья печатаются в шведских газетах, и шведы по фотографиям выбирают детей. Так по фотографиям и медицинским показаниям граждане Швеции выбрали некоторых воспитанников детских учреждений Витебской и Минской областей, г. Гродно.

    Поэтому, по нашему мнению, не было необходимости в замене требования о необходимости "указания обстоятельств, при которых познакомились кандидаты в усыновители с ребенком, об усыновлении которого они ходатайствуют" на формулировку "указать обстоятельства, обосновывающие просьбу кандидатов в усыновители об усыновлении этого ребенка". Данные обстоятельства в соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 393-2 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК) [4], указываются вне зависимости от просьбы лиц, изъявивших желание усыновить конкретного ребенка.

    В п. 6 Положения, устанавливает перечень документов, требуемых от кандидатов в усыновители, пропуск срока действия которых является основанием для отказа в возбуждении дела, а если дело было возбуждено судьей – для отказа в удовлетворении требований заявителя (заявителей). К таким документам относятся: заявление о намерении усыновить ребенка; медицинское заключение о состоянии здоровья кандидатов в усыновители; справка с места работы. Однако в Положении не устанавливается срок действительности остальных документов. В то время как, например, в Бельгии разрешение на въезд усыновленного ребенка выдается МВД (офисом по делам иностранцев) на момент составления досье на усыновителей (без указания конкретного ребенка) и является действительным в течение 6 месяцев. Если же ребенок за этот промежуток времени еще не усыновлен, кандидаты в усыновители должны обратиться вновь в офис по делам иностранцев, чтобы обновить это разрешение на въезд. Поэтому, представляется, что в п. 6 Положения необходимо закрепить следующую норму: "все указанные документы, за исключением паспорта или иного документа удостоверяющего личность, копии свидетельства о браке или другого заменяющего его документа (если усыновляет супружеская пара), признаются действительными в течение срока, установленного в законодательстве государства гражданства или постоянного места жительства кандидатов в усыновители. В Республике Беларусь срок действия данных документов составляет один год с даты их составления (выдачи)".

    НЦУ сообщает сведения о кандидатах в усыновители и ребенке, предлагаемом им для усыновления, соответствующему управлению (отделу) местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющему функции по опеке и попечительству по месту проживания ребенка для подготовки обоснованного мнения о целесообразности (возможности) данного усыновления, который в свою очередь направляет НЦУ обоснованное мнение о целесообразности усыновления и копии необходимых документов, компетентному органу (организации) государства, представившему документы кандидатов в усыновители, гражданами (гражданином) которого они/он являются (является); кандидатам в усыновители для ознакомления и принятия решения об усыновлении данного ребенка в срок до одного месяца.

    После того, как НЦУ направил необходимые документы в государство гражданства или постоянного места жительства кандидатов в усыновители, в данной стране рассматривается вопрос о выдаче согласия на принятие ребенка, постоянно проживающего в другой стране с целью его усыновления.

    В случае согласия на усыновление предложенного ребенка кандидаты в усыновители в месячный срок направляют в НЦУ заявление, адресованное областному суду по месту нахождения ребенка, а в г. Минске – Минскому городскому суду об усыновлении данного ребенка, оформленное с учетом требований данного Положения.

    Однако, в ч. 2 п. 11 Положения не рассматривается вариант отказа кандидатов в усыновители от предложенного им НЦУ ребенка. Возникает вопрос о том, имеют ли они право на данной стадии международного усыновления, при наличии тех же представленных документов, обратиться в НЦУ с просьбой об усыновлении ребенка. Поскольку основополагающим принципом международного усыновления является принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, НЦУ направляет в соответствии с п. 1 ст. 16 Конвенции кандидатам в усыновители свое предложение об усыновлении ими конкретного ребенка, если "убежден в том, что ребенок может быть усыновлен" именно данными лицами. Таким образом, если кандидаты в усыновители вновь обратятся в НЦУ с просьбой об усыновлении ребенка, им должно быть отказано в ее удовлетворении, поскольку подбирается семья для ребенка, а не ребенок для семьи.

    При получении письменного согласия компетентного органа (организации) государства гражданства или постоянного места жительства кандидатов в усыновители и самих кандидатов на усыновление конкретного ребенка НЦУ готовит заключение о возможности усыновления, а также получает согласие Министерства образования Республики Беларусь на данное усыновление.

    Министерство образования дает свое согласие на усыновление детей кандидатами в усыновители, проживающими на территории только тех иностранных государств, компетентные органы которых: согласовали с Министерством образования процедуру международного усыновления, установленную данным Положением; представили документ-гарантию об обязательном информировании НЦУ об условиях жизни, воспитания в приемной семье каждого усыновленного ребенка. Данная информация должна представляться два раза в год в течение не менее 3-х лет после его усыновления. Указанный документ-гарантия должен подтверждаться компетентными органами иностранного государства не реже одного раза в год.

    Далее наступает следующий этап международного усыновления – судебный.

    Стадия возбуждения производства по делу об усыновлении начинается с подачи заявления о возбуждении дела. В соответствии с ч. 2 ст. 393-1 ГПК, граждане Республике Беларусь, постоянно проживающие на территории иностранного государства, иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновит ребенка, подают заявление об усыновлении в областной суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка, а в г. Минске – в Минский городской суд. Заявление подается через НЦУ, который обязан в 15-дневный срок с момента поступления заявления отправить его в установленном порядке в соответствующий суд.

    После принятия заявления судья проводит подготовку дела к судебному разбирательству. Судья выносит определение о предоставлении органами опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителя (усыновителей) с усыновляемым ребенком [4, ст. 393-3 ГПК]. Таким образом, кандидаты в усыновители должны не только познакомиться с усыновляемым ребенком, но и установить с ним контакт для возможности общения до подготовки дела к судебному разбирательству. Однако как следует из п.13 Положения, подлинные документы детей, а также заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам ребенка, с указанием сведений о факте личного общения усыновителей с усыновленным ребенком, непосредственно в судебное заседание представляет орган опеки и попечительства, на территории которого проживает усыновляемый ребенок. Кроме того, при перечислении обязанностей кандидатов в усыновители в п. 14 Положения закреплено, что "кандидаты в усыновители обязаны лично: до принятия решения об усыновлении посетить соответствующее управление (отдел) местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющее функции по опеке и попечительству, на территории которого проживает усыновляемый ребенок, для проведения собеседования и получения направления в детское интернатное учреждение для знакомства и (или) общения с ребенком; познакомиться и установить контакт с ребенком, передаваемым на усыновление".

    Правила же, закрепленные в п. 13, 14 Положения противоречат: Требованиям ст. 393-3 ГПК, обязывающим органы опеки и попечительства указать попечительства сведения о факте личного общения усыновителя (усыновителей) с усыновленным ребенком в своем заключении. Данное заключение должно быть истребовано судом в процессе подготовки дела к судебному разбирательству. Следовательно, в силу требований ГПК кандидаты в усыновители обязаны познакомиться с ребенком до подготовки дела к судебному разбирательству. В соответствии же с п. 14 Положения они обязаны познакомиться с ребенком до принятия судом решения об усыновлении; 2) требованиям п. 3 ст. 393-3 ГПК, предусматривающего, что к заключению органа опеки и попечительства должен быть приложен и документ, подтверждающий согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление, за исключением случаев, если такое согласие в соответствии с законом не требуется.

    По нашему мнению, в п. 14 Положения необходимо закрепить обязанность кандидатов в усыновители: "познакомиться с усыновляемым ребенком и установить с ним контакт до подачи НЦУ заявления кандидатов в усыновители об усыновлении ребенка".

    Если кандидаты в усыновители, руководствуясь требованиями п. 14 Положения, познакомятся с ребенком, подлежащим усыновлению, до принятия судом решения об усыновлении, то орган опеки и попечительства не сможет в своем заключении указать сведения о факте личного общения усыновителя (усыновителей) с усыновленным ребенком, а также приложить документ, подтверждающий согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста 10 лет.

    Обязанность установителей лично познакомиться с ребенком, наладить с ним отношения, вызвано предотвращением случаев нарушения кандидатами в усыновители требований законодательства, и тем самым отмен усыновления. В практике международного усыновления РФ встречались случаи "выписывания ребенка по каталогу" [5, с. 14]. "Усыновить ребенка заочно, а такое практиковалось, невозможно – это не тоже самое, что купить пальто по каталогу" [6, с. 11].

    Также спорным представляется требование п. 14 Положения, предусматривающего в качестве обязанности кандидатов в усыновители пройти собеседование в управлении (отделе) местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющего функции по опеке и попечительству, на территории которого проживает усыновляемый ребенок и получить направление в детское интернатное учреждение для знакомства и (или) общения с ребенком (до принятия решения об усыновлении).

    Логичнее было бы связать обязанность кандидатов в усыновители пройти собеседование не с получением направления для знакомства с ребенком, а с возможностью постановки их на учет в качестве усыновителей и, в связи с этим, обязанность НЦУ провести работу по подбору ребенка для усыновления. По нашему мнению, собеседование кандидатам в усыновители следует пройти после получения НЦУ необходимых документов кандидатов в усыновители и их предварительного рассмотрения, до проведения работы по подбору семьи для ребенка.

    Заявление об усыновлении ребенка рассматривается судом в закрытом судебном разбирательстве, в целях обеспечения тайны усыновления, в течение 15 дней со дня поступления в суд заявления усыновителя (усыновителей) из НЦУ республиканского органа государственного управления, ведающего вопросами образования.

    Часть 2 ст.122, ч. 2 ст. 393-4 ГПК предусматривают обязательное личное участие самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора, НЦУ. Невыполнение судом указанных требований закона является основанием к отмене решения суда.

    Рассмотрев заявление об усыновлении ребенка по существу, суд выносит мотивированное решение об удовлетворении заявления об усыновлении либо об отказе его в удовлетворении. В Республике Беларусь "из 746 изученных дел об усыновлении практически все заявления об удовлетворении судами удовлетворены. Отказано только в удовлетворении одного заявления, и одно заявление оставлено судом без рассмотрения" [7, с. 17].

    В течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда Республике Беларусь об установлении усыновления ребенка, суд обязан направить выписку из этого решения в государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния по месту вынесения решения, а также в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителя (усыновителей) либо в НЦУ. Усыновление подлежит обязательной регистрации в органах ЗАГСа по месту вынесения решения суда об усыновлении. Усыновителям выдается новое свидетельство о рождении усыновленного ребенка, а также свидетельство об усыновлении. Данные свидетельства подлежат легализации в Министерстве иностранных дел.

    В соответствии с требованиями Конвенции Центральные Органы обоих государств должны обеспечивать осуществление передачи ребенка в государство гражданства или постоянного места жительства усыновителей в безопасной и надлежащей обстановке и, если это возможно, в сопровождении приемных или предполагаемых приемных родителей [1, п. 2 ст. 19].

    По прибытии усыновленного ребенка в государство гражданства или постоянного места жительства усыновителей последние обязаны поставить усыновленного ребенка на консульский учет в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Республики Беларусь в месячный срок после его прибытия в страну. Данная обязанность усыновителей вытекает из п. 6 Положения, в котором предусмотрено, что в заявлении о намерении усыновить ребенка кандидаты в усыновители обязаны указать о том, что они обязуются поставить усыновленного ребенка на учет в соответствующих органах Республики Беларусь после его прибытия в страну постоянного проживания усыновителей.

    Большинство иностранных государств признают судебное решение об установлении усыновления ребенка, вынесенное в Республике Беларусь, вследствие чего ребенок передается в семью усыновителей без указания периода времени, по истечении которого усыновление будет объявлено завершенным.

    Например, в Бельгии, США решение об усыновлении, принятое судом Республики Беларусь, признается действительным и законодательство этих стран не требует от семьи усыновителей выполнения каких-либо официальных действий по возвращению к себе на родину.

    Во Франции, Италии суд должен принять новое решение об усыновлении (во Франции – через 6 месяцев, в Италии – через год) после помещения ребенка в семью. В Италии суд по делам несовершеннолетних, по истечении годичного срока, установив, что пребывание в семье усыновителя соответствует высшим интересам ребенка, объявляет о вступлении усыновления в законную силу и указывает в принятом решении о регистрации усыновления в отделах ЗАГСа. Если же суд придет к выводу, что усыновление не соответствует интересам ребенка, он может отменить решение о пребывании ребенка в семье усыновителей и до истечения годичного срока. При установлении судом, что усыновление ребенка не отвечает его интересам, то Центральный Орган Италии принимает меры, закрепленные в ст.21 Конвенции.

    Следовательно, и при временном помещении ребенка в семью усыновителей законодателем выработаны меры по защите интересов усыновленного ребенка, которые возложены на компетентные органы как государства гражданства или постоянного места жительства усыновителей, так и государства гражданства или постоянного места жительства усыновленного ребенка.

    В сфере международного усыновления Республике Беларусь необходимо сотрудничать прежде всего со странами, присоединившимися к Конвенции, с которыми заключены двухсторонние договоры, согласована процедура усыновления.

    С целью совершенствования законодательства Республики Беларусь в сфере международного усыновления, а также в связи с присоединением Республики Беларусь к Конвенции, необходимо принять закон об усыновлении, в котором были бы закреплены принципы усыновления; требования к усыновителям (необходимость проверки отсутствия судимости за умышленные преступления не только у кандидатов в усыновители, но и у совместно проживающих с ними лиц, в силу того, что усыновляемый ребенок будет общаться лицами, что может негативно сказаться на воспитании усыновляемого; установить максимальную разницу (сорок лет) в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком); полномочия Центрального Органа; порядок международного усыновления, установленный в соответствии с нормами Конвенции, опытом мировой практики по международному усыновлению. В данном законе следует также установить этические нормы для субъектов международного усыновления, а также ответственность сотрудников соответствующих компетентных органов за нарушение требований законодательства. Кроме того, необходимо предусмотреть, что председатель Центрального Органа несет ответственность за надлежащее осуществление досудебной процедуры международного усыновления.

    Литература

    1. О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления: Гаагская конвенция от 29 мая 1993 г. Ратифицирована Указом Президента Республики Беларусь от 20 августа 1997 г. №429 // Сборник действующих нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь: 1994 – 2000 г. - Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2001

    2. О порядке усыновления (удочерения) детей и установления опеки, попечительства над нами иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства: Положение. Утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. №1679 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - №85. - 5/1963

    3. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г. // Международное частное право: Сб. международных актов/ Сост. В.Г.Тихиня.ѕМн.: "Право и экономика".2000

    4. Гражданский процессуальный кодекс: Закон Республики Беларусь от 11 января 1999 г. №238-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999. №18-19, 2/13

    5. Краснова Т. Были бы помыслы чисты // Меgапоlis-Континент.-1998.-4 марта.-С.14

    6. Хаманев И. Посредников просят не беспокоиться // Ваше право.-1998.-февраль (№6).- С.11

    7. Санько. Н.Новый порядок усыновления (удочерения) в республике Беларусь // Судовы веснiк.-2001.-№1






    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2021 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru