Журнал "Право:Теория и Практика"
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Журнал "Право:Теория и Практика"

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры
    Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Пермь оказывает юридические услуги в Перми - весь комплекс


    РЕКЛАМА

    Актуальные вопросы регулирования гражданских прав россиянв странах СНГ.



    Скаков Борис Борисович, аспирант Института прав человека Московского государственного социального университета


    С распадом в 1991 году СССР и возникновением на его территории 15 независимых государств с новой силой встал вопрос о соотечественниках, оказавшихся за пределами России.
    Вне зависимости от разнообразия ситуаций, в которых находятся наши соотечественники в новых государствах, известный в странах СНГ российский адвокат А.Н. Замота выделяет шесть основных причин их незавидного правового положения. Это:
    1. ограничения в гражданских и иных правах;
    2. сужение сферы применения русского языка;
    3. ущемление экономических интересов;
    4. бытовой национализм;
    5. общие экономические условия в стране проживания;
    6. общие политические условия;
    7. в целом правовая незащищённость.[1]
    Ключевым институтом в гражданском праве любой правовой системы является право собственности, которое оказывает влияние на все институты и отрасли права страны: семейное, трудовое, гражданское, уголовное и другие отрасли. Оно лежит в основе наследственных и обязательственных правоотношений. Поэтому рассмотрение регулирования прав собственности у российских граждан в странах СНГ является базовым в понимании их гражданских прав.
    Поскольку общим режимом в отношении россиян в странах СНГ является национальный режим, то можно предположить, что в отношении права собственности этот режим продолжает действовать. И отчасти это так. Это справедливо в той части, когда россияне выступают в этих странах только как иностранные граждане. Они могут пребывать на территории стран СНГ постоянно или временно. Поскольку Договор о положении граждан, постоянно пребывающих на территории другого государства РФ ратифицирован только в отношении Казахстана, Киргизии и Армении, то его положения на сегодняшний день, к сожалению распространяют свое действие на россиян только в отношении этих республик. Кроме того, существует Союзное государство России и Белоруссии (ранее Союз Белоруссии и Российской Федерации), в рамках которого были приняты ряд нормативных актов, облегчающих порядок обмена жилыми помещениями, осуществления прав собственности на территории, как Российской Федерации так и Республики Беларусь. Последним случаем, вносящим коррективы в национальный режим являются случаи двойного гражданства, когда гражданин Российской Федерации имеет одновременно и гражданство другого государства. Поскольку международных договоров о двойном гражданстве Россия заключила всего два: с Туркменистаном - Договор “Об урегулировании вопросов двойного гражданства”[1] и с Таджикистаном - Договор “Об урегулировании вопросов двойного гражданства”[2] , то данная проблема не является особо актуальной, однако также вносит свои коррективы в режим.
    Основным правовым режимом, действующим в отношении граждан Российской Федерации, является национальный. Это закреплено в Конституциях этих государств: “Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, как и граждане Украины”[3] . (Аналогичная норма содержится и в Конституции Казахстана - ст. 11. П. 4 и в Конституции Белоруссии.) Поскольку за гражданами этих республик признается право частной собственности в отношении любого законно приобретенного имущества (ст. 26 Конституции Казахстана, ст. 41 Конституции Украины) данная норма распространяется и на право собственности в отношении иностранцев.
    Эта норма уточняется в законах о правовом статусе иностранцев - ст. 12 Закона Туркменистана устанавливает, что “Иностранные граждане могут в соответствии с законодательством Туркменистана имеют на праве собственности жилой дом и иное имущество, наследовать и завещать имущество... а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права.” Закон Казахстана также устанавливает, что “иностранцы могут иметь в РК жилище ... и иное имущество... а также иные имущественные и личные неимущественные права.” В отличие от них закон Украины “О правовом статусе иностранцев” не содержит нормы о праве собственности иностранцев, однако это отчасти компенсируется статьей 7 закона - “Иностранцы имеют право заниматься на Украине инвестиционной а также внешнеторговой деятельностью...” Однако инвестиционная деятельность предполагает приобретение имущества на праве собственности или на ином другом праве для ведения предпринимательства, а не для личного пользования, поэтому из данной нормы не вытекает право собственности рядовых граждан.
    Более конкретно право собственности регламентируется в специальных законах, таких как гражданские кодексы, законодательство о земле, жилищное законодательство.
    Ограничения россиян в правах собственности на те или иные виды имущества имеют два аспекта:
    1. общий для всех лиц, находящихся на территории страны - связан с исключением отдельных видов имущества из гражданского оборота;
    2. специальные ограничения, распространяющиеся только на иностранцев, в правах владения, пользования или распоряжения отдельными видами имущества.
    Для определения круга прав на имущество, в первую очередь, необходимо определение к какой категории вещей это имущество относится.
    Коллизионные привязки Минской Конвенции а также гражданских кодексов России, Беларуси, Казахстана содержат ссылки на три вида вещей:
    1. движимые,
    2. недвижимые
    3. подлежащие обязательной регистрации,
    причём в отношении последних между Минской конвенцией и кодексами существует определённое расхождение.
    Для стран СНГ общим подходом является деление вещей на движимые и недвижимые: ст. 130 ГК РФ “К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
    К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.”
    Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе[1] . Такое же деление предусматривается и в гражданском кодексе Республики Беларусь - статья 126, и гражданском кодексе Казахстана - статья 117.
    К определению принадлежности имущества к движимым или недвижимым вещам применяется право страны, где это имущество находится (ст. 38 Минской конвенции, ст. 1205. п.2 Гражданского кодекса России). Для международного частного права это наиболее значимое деление. Так, согласно Минской Конвенции, право собственности на недвижимое имущество определяется по законодательству страны на территории которой находится недвижимое имущество - статья 38 Минской конвенции. Гражданские кодексы России (ст. 1205), Беларуси (ст. 1119), Казахстана (ст. 1107) продолжают данную традицию с некоторыми дополнениями - содержание права собственности и иных вещных прав н недвижимое и движимое имущество, их осуществление и защита определяются по праву страны, где это имущество находится.
    В отношении движимого имущества действуют аналогичные правила - ст. 1205 кодекса России, ст. 1107 - Беларуси. Но при этом в Минской конвенции нет упоминания о правах на движимое имущество, таким образом, этот вопрос не передается в ведение национального законодательства.
    Однако Минская конвенция и национальные гражданские кодексы расходятся в понимании имущества, в отношении которого осуществляется государственная регистрация. В Конвенции говорится о праве собственности на транспортные средства, подлежащие внесению в реестры[2] . В гражданских кодексах стран СНГ, в свою очередь, говорится об обязательной регистрации прав собственности и иных прав на отдельные виды имущества: в России это - недвижимость, в том числе суда и космические объекты, движимые вещи в отношении которых требуется обязательная регистрация прав собственности, в Казахстане - это также недвижимость, воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания, суда плавания "река-море", космические объекты
    космические объекты, движимые вещи в отношении которых требуется обязательная регистрация прав собственности.
    Что касается регистрации прав на транспортные средства, то этот вопрос регламентируется совсем не гражданским законодательством, а административным. Гражданско-правовая норма содержится только в гражданском кодексе Беларуси - ст. 1109 “Вещные права на транспортные средства и иное имущество, подлежащее обязательной регистрации”. В Кодексах других стран в силу отсутствия подобной нормы права на эти средства регулируется также как и на другое движимое или недвижимое имущество. Однако норма Конвенции более приемлема, т.к., во-первых, транспортные средства в силу своей мобильности пересекают границы различных государств, а учитывая традиционные маршруты россиян в период летных отпусков, данные средства могут оказываться на территории Украины, и Грузии и других республик бывшего Союза. Поэтому для защиты прав собственности, а также для единообразного регулирования прав на автотранспортные средства, создание данной нормы вполне оправдано. Поскольку сила международного договора выше, чем у национального закона, то в отношении транспортных средств, будет действовать норма Минской конвенции.
    Право собственности на движимое имущество, исходя из норм Минской конвенции, подходит под регулирование статьи 38 п.4 : “Возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество, являющегося предметом сделки, определяется по законодательству места совершения сделки, если иное не предусмотрено соглашением сторон”. Таким образом, если имущество является движимым, то право собственности на него регулируется не местным законодательством, а только законодательством страны приобретения либо законодательством страны, указанной в соответствующем пункте договора. Поэтому вещи, даже ограниченные в гражданском обороте, но не права владения которыми не влекут уголовной ответственности, должны оставаться в собственности российских граждан и не конфисковываться или изыматься иным образом в соответствии с гражданскими кодексами страны пребывания (транзита) россиянина. Именно такой режим в отношении вещей, ограниченных в гражданском обороте, вытекает из норм Минской Конвенции.
    Специальные ограничения российских граждан в правах собственности заключается, главным образом, в ограничении возможностей владеть земельными участками и иметь в собственности недвижимое имущество.
    Как гражданский кодекс России, так и кодексы других стран закрепляют за собственником права владения, пользования и распоряжения имуществом[1]. А также право совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, (общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям - гражданский кодекс Белоруссии) не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом, передавать имущество в доверительное управление.
    Кроме права собственности на землю законодательство стран СНГ признает такие виды имущественных прав как:
    1. право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 217 п.2 ГК Беларуси)
    2. право постоянного пользования земельным участком (там же)
    3. сервитуты (там же).
    Законодательство Республики Беларусь предусматривает предоставление вышеперечисленных прав лицам, указанным в нормах Кодекса Республики Беларусь «О земле».[2]
    Нормы данного Кодекса предусматривают:
    1. право пожизненного наследуемого владения земельными участками гражданами Республики Беларусь - ст. 10: “В пожизненное наследуемое владение земельные участки предоставляются гражданам Республики Беларусь для нужд и в размерах, предусмотренных ...”,
    2. право частной собственности на землю для граждан Беларуси, юридических лиц и иностранных государств - ст. 11 “частная собственность граждан Республики Беларусь на земельные участки”, а также “собственность юридических лиц Республики Беларусь и собственность иных государств на земельные участки” - ст. 12 Кодекса.
    Такой категории лиц как «иностранные граждане» либо «граждане Российской Федерации», либо «граждане союзного государства» в нормах Кодекса не предусмотрено, они в силу умолчания, не могут являться собственниками или владельцами земельных участков.
    Существует еще один способ стать юридическим владельцем земли - это быть членом крестьянского фермерского хозяйства, поскольку его члены также могут владеть землёй. Однако в данном направлении правоспособность российских граждан также сильно ограничена. Так, например, в соответствии с законодательством Казахстана иностранный гражданин не может быть главой крестьянского хозяйства. Им может быть только гражданин Казахстана[1] . Однако с другой стороны отсутствует запрет на то, чтобы иностранец являлся членом такого хозяйства. Членами хозяйства являются супруги, дети, усыновленные (удочеренные) дети, родители и другие близкие родственники, ведущие общее хозяйство. Однако, несмотря на отсутствие прямых запретов, законодательство Казахстана не позволяет иностранным гражданам стать членами крестьянского (Фермерского) хозяйства, т.к. ст. 6 и 7 данного закона предусматривает предоставление земли только гражданам, изъявившим желание вести такое хозяйство. Иностранцам предоставление земли не предусмотрено.
    Что касается регулирования прав граждан на жилые помещения, то оно предусмотрено только в ГК Республики Беларусь. Кодекс Республики Казахстан о таком праве также умалчивает. Однако россияне могут выступать собственниками жилых помещений в Казахстане. Это вытекает из норм закона о правовом положении иностранцев, который позволяет иностранным гражданам выступать собственниками жилых помещений с одним ограничением - они должны постоянно проживать на территории Казахстана.[1]
    Между Россией и Белоруссией может сложиться особый правовой режим собственности на жилые помещения. Так, договоры между нашими государствами предусматривают:
    1. равные права граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом.[2]
    2. обмен жилыми помещениями между гражданами России и Беларуси[3] ;
    3. получение государственного и муниципального имущества гражданами Российской Федерации или приобретение его в соответствии с действующими в процессе приватизации льготами[4] ;
    Однако оговорка «может сложиться» сделана не случайно, поскольку практически в каждой статье во всех договорах между Россией и Белоруссией, уравнивающих россиян в правах с гражданами Белоруссии указано, что реализация норм производится «в соответствии с национальным законодательством»[5] , т.е. с законодательством Белоруссии.
    После прав собственности наиболее актуальными для рядовых россиян являются права наследования имущества в странах СНГ.
    Коллизии в данных правоотношениях обусловлены, как правило, различиями в регулировании разными правовыми системами круга наследников при наследовании по закону, круг обязательных наследников и доли в наследстве.
    Поскольку страны СНГ в недавнем прошлом имели общее гражданское законодательство, то отличия на сегодняшний день не столь велики, к тому же свою роль сыграл и Модельный гражданский кодекс СНГ, поэтому примерно на 70 процентов наследственное законодательство является идентичным.
    В отношении наследования движимого и недвижимого имущества законодательство наших стран придерживается принципа расщепления коллизионной привязки. Согласно ст 45 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» право наследования движимого имущества определяется по законодательству страны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства, а в отношении недвижимого имущества - по праву страны местонахождения имущества. Расщепление коллизионных привязок содержится и в гражданских кодексах стран СНГ, но в Кодексах оно идёт дальше и содержит кроме этих двух привязок и иные формулы прикрепления. И здесь могут быть коллизии коллизий между Конвенцией и национальным законодательством. Так, имущество, зарегистрированное в какой-либо республике или внесённое в реестр, наследуется согласно законам государства в котором это имущество зарегистрировано[1] . Подобная привязка в Конвенции не предусмотрена и имущество, зарегистрированное в каком-либо государстве, будет относиться либо к движимому, либо к недвижимому имуществу и наследоваться в соответствии с общими принципами, определёнными в Конвенции, поскольку она является международным договором, имеющим приоритет перед национальным законодательством.
    Кроме этого в ГК Беларуси существует право наследодателя избирать в отношении наследования недвижимого имущества и имущества, подлежащего регистрации, право страны своего гражданства. Подобная норма также противоречит нормам Конвенции.
    Способность лица к составлению и отмене завещания, а также форма завещания и его отмены определяются по праву той страны, где завещатель имел место жительства в момент составления акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права места его составления.[2]
    Поскольку наследственное законодательство стран СНГ базируется на советском законодательстве и в СНГ существует модельный гражданский кодекс, нормы разделов «наследственное право» кодексов стран СНГ[1] близки нормам раздела 5 гражданского кодекса Российской Федерации. В силу этого имеет смысл рассмотреть различия в существующих нормах.
    Во-первых, это лица, имеющие право на обязательную долю в наследстве
    В РФ это:
    • несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя,
    • его нетрудоспособные супруг и родители
    • нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, которые наследуют вместе и наравне с наследниками, если не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении независимо от того проживали совместно с ним или нет.
    Статьи кодексов Республики Казахстан, Республики Беларусь, Модельного гражданского кодекса СНГ исключают нетрудоспособных иждивенцев из круга обязательных наследников. В этих кодексах нетрудоспособные иждивенцы могут наследовать только вместе с наследниками по закону, но не с лицами, указанными в завещании. Кроме того, в отличие от ГК РФ, в котором лица, имеющие право на обязательную долю в наследстве, наследуют не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону, в других странах их доля уравнивается с долями остальных наследников подходящей очереди.
    Во-вторых, в кодексах стран СНГ возможет устранение супруга от наследования по закону, за исключением случаев когда он является обязательным наследником, если будет доказано, что брак с наследодателем фактически прекратился до открытия наследства и супруги в течение не менее пяти лет до открытия наследства проживали раздельно[2] .
    В обязательную долю засчитывается все, что наследник, имеющий право на такую долю, получает из наследства по завещанию и (или) по закону, в том числе стоимость имущества, состоящего из предметов обычной домашней обстановки и обихода, и стоимость установленного в пользу такого наследника завещательного отказа. По гражданским кодексам Белоруссии и Казахстана любые ограничения и обременения, установленные в завещании для наследника, имеющего право на обязательную долю в наследстве, действительны лишь в отношении той части переходящего к нему наследства, которая превышает обязательную долю.
    По ГК РФ право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется из оставшейся незавещанной части наследственного имущества, даже если это приведет к уменьшению прав других наследников по закону на эту часть имущества, а при недостаточности незавещанной части имущества для осуществления права на обязательную долю - из той части имущества, которая завещана. Очевидно, хотя это не установлено в Кодексе, при недостаточности такого имущества, обязательная доля будет “сформирована” из всего объёма имущества, истребована от каждого из наследников пропорционально доли имущества, которое перешло каждому из них.
    В-третьих, из ГК Белоруссии исключен такой способ принятия наследства как вступление во владение или пользование им[1]. Модельный кодекс и кодекс РК не имеют статей, предусматривающих исчерпывающий перечень способов принятия наследства.
    Однако наибольшие расхождения существуют в круге лиц, входящих в ту или иную очередь наследования.
    1-я очередь -
    дети, супруг, родители (для всех кодексов);
    2-я очередь -
    родные полнородные, неполнородные братья и сестры, (для всех кодексов), в РФ и Белоруссии племянники и племянницы по праву представления; в РФ, модельном кодексе и Гражданском кодексе Казахстана дед и бабка
    3-я очередь-
    в РФ: полнородные и неполнородные дяди и тёти (двоюродные братья и сёстры по праву представления);
    в Белоруссии - дед и бабка;
    в Казахстане и в модельном кодексе - родные дяди и тети;
    4-я очередь
    в РФ: прадедушки и прабабушки;
    в Белоруссии: полнородные и неполнородные дяди и тёти (двоюродные братья и сёстры по праву представления);
    в Казахстане и Модельном кодексе: Не относящиеся к наследникам первой, второй или третьей очереди родственники наследодателя до шестой степени родства включительно, причем родственники более близкой степени родства устраняют от наследования родственников более далекой степени родства. Близость степени родства устанавливается на основании число рождений от общего предка.
    5-я очередь:
    в РФ - дети родных племянников и племянниц (двоюродные внуки и внучки), родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки);
    в Белоруссии: Аналогично 4-ой степени родства в ГК Казахстана и модельном ГК. Призываются к наследованию в качестве:
    1) родственников третьей степени родства -- прадеды и прабабки наследодателя;
    2) родственников четвертой степени родства -- дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедов и бабок (двоюродные деды и бабки);
    3) родственников пятой степени родства -- дети его двоюродных внуков и внучек (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедов и бабок (двоюродные дяди и тети);
    4) родственников шестой степени родства - дети его двоюродных правнуков и правнучек (двоюродные праправнуки и праправнучки), дети его двоюродных племянников и племянниц (троюродные внуки и внучки) и дети его двоюродных дядей и тетей (троюродные братья и сестры).
    В ГК Казахстана: сводные братья и сестры, отчим и мачеха, если они совместно проживали с наследодателем одной семьей не менее десяти лет.
    В Модельном ГК: нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, если они не наследуют одновременно с очередью призываемой к наследованию
    6-я очередь
    существует только в ГК РФ и Республики Казахстан:
    в РФ - дети двоюродных внуков и внучек (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестёр (двоюродные племянники и племянницы) дети двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тёти);
    в Казахстане - нетрудоспособные иждивенцы наследодателя;
    7-я и 8-я очереди
    существуют только в ГК РФ.
    Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что хотя ограничения в гражданских правах содержатся в национальном законодательстве, но основаниями для применения таких ограничений являются формулировки, используемые в международных договорах, подписываемых Российской Федерацией.
    Вместе с тем, нельзя не отметить сохраняющуюся близость гражданских кодексов Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и в целом модельного законодательства СНГ. Это позволяет более уверенно действовать в этих странах российским гражданам и защищать свои интересы. Однако подобную близость вряд ли можно назвать достижением в унификации или гармонизации законодательства стран СНГ, т.к. до недавнего прошлого гражданское законодательство наших стран было единым.

    [1]А.Н. Замота. О правовом положении и механизме защиты прав российских соотечественников в государствах СНГ и Балтии. // Евразийский журнал. 2001 № 10 www.e-journal.ru
    [1] Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Туркменитстан “Об урегулировании вопросов двойного гражданства” 23 декабря 1993 года. Ратифицирован федеральным законом от 25 ноября 1994 года N 41-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 4 марта 1996 г. N 10. Ст. 830.
    [2] Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан “Об урегулировании вопросов двойного гражданства” 7 сентября 1995 года. Ратифицирован федеральным законом от 15 декабря 1996 года N 152-ФЗ. // "Дипломатический вестник", N 10, 1995
    [3] Конституция Украины ст. 26 // www.rada.ua
    [1] Гражданский кодекс Российской Федерации ст. 130 ч.2.
    [2] Минская конвенция ст. 38. п.2 // Собрание законодательства РФ. 15 мая 1995 г. N 20. Ст. 1766.

    [1] Гражданский Кодекс Российской Федерации ст. 209
    Гражданский Кодекс Республики Беларусь ст.210 // www.ncpi.gov.by
    [2] Кодекс Республики Беларусь от 4 января 1999 года № 226-З “О земле” // www.ncpi.gov.by
    [1] Закон Республики Казахстан “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” от 31. 03. 1998 № 214-1 ст.1 п. 4 // www.kazahstan.com/zakon
    [1] ст. 9 Указа Президента, имеющего силу закона от 19.06.1995 г № 2337 “О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан”// www.kazahstan.com/zakon
    [2] Договор от 8 декабря 1999 г. «О создании союзного государства» ст. 8 // Собрание законодательства РФ. 14 февраля 2000 г. N 7. Ст. 786.
    [3] ст. 5 Договора от 25 декабря 1998 г между РФ и республикой Беларусь «О равных правах граждан» // Собрание законодательства РФ. 22 ноября 1999 г. N 47. Ст. 5625.
    [4] ст. 6 Договора между РФ и республикой Беларусь «О равных правах граждан»
    [5] следует также помнить о п.5. ст. 14 Договора «О создании Союзного государства» - « Граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства - участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств - участников, договорами между ними.»
    [1] ст. 1113 Гражданский кодекс Республики Беларусь // www.ncpi.gov.by
    ст. 1224 Гражданский кодекс Российской Федерации
    ст. 1123 Гражданский кодекс Казахстана // www.kazahstan.com/zakon
    [2] ст. 47 Конвенции «о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам»
    [1] для примера использованы Модельный ГК , ГК Республики Беларусь, ГК Республики Казахстан.
    [2] ст. 1064 ГК РБ, 1070 ГК РК, 1181 Модельного кодекса.
    [1] ст. 1070 ГК Республики Беларусь






    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2021 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru