Разное
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Разное

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено: 17.10.2006


    Брюссельские заявления Януковича, или Кто определяет внешнюю политику Украины

    Игорь ШЕВЫРЁВ
    юрист-журналист
    г. Киев, Украина
     
    моб. тел.: +38 (067) 774-59-31
     
             Брюссельские заявления премьер-министра Виктора Януковича, сделанные им 14-15 сентября 2006 года во время нахождения в «столице» Северо-Атлантического Альянса, по поводу неготовности Украины к вступлению в НАТО породили вопрос: вправе ли глава правительства влиять на внешнюю политику страны? Расставить все точки над «и» могло бы продолжение конституционной реформы путем принятия законов «О Президенте Украины» и «О Кабинете Министров Украины».
     
    КОНКУРЕНТЫ
             Юридических оснований для утверждений о том, что премьер Виктор Янукович, заявив в Брюсселе о неготовности Украины вступить в НАТО, превысил свои должностные полномочия, нет.
             Прежде всего, выясним: имеет ли право украинский премьер делать внешнеполитические заявления? Или же это прерогатива Президента как главы государства?
             Согласно п. 1 ст. 116 Конституции, Кабинет Министров «обеспечивает осуществление внешней политики Украины».
             В свою очередь, Президент Украины, согласно п. 3 ст. 106 Конституции, «осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства».  
             Однако, в соответствии со ст. 113 Основного Закона, Кабмин является «высшим органом в системе государственной исполнительной власти».
             Кем же, в таком случае, является Президент: «тоже высшим органом» или же «более высшим»?
             А может Президент вообще не является органом власти? Тем более, в ст. 102 Конституции установлено, что «Президент является главой государства и выступает от его имени».
             Однако, означает ли эта норма, что Президент стоит над всей исполнительной вертикалью страны? Дает ли статус главы государства для Президента возможность вмешиваться в деятельность органов государственной исполнительной власти, в частности, в деятельность Кабмина?
             В п. 3 ст. 106 Конституции Украины, Президенту также дано полномочие  «представлять государство в международных отношениях, проводить переговоры и заключать международные договоры Украины».
             Однако, что означает представительская функция главы государства? В частности, будет ли считаться представительством его в конституционном понимании вариант, когда Виктор Ющенко, для подчеркивания украинского национального колорита оденет вышиванку, гуцульскую шляпу и в таком наряде выступит в Брюсселе с очередной презентацией внешнего курса Украины?
             Конституция Украины на указанные вопросы ответить не может.
             Безусловно, за официальным толкованием по данному вопросу можно обратиться в Конституционный Суд Украины. Тем более, суд доселе не рассматривал спор по данному предмету.
             Однако, вряд ли конституционные судьи смогут решить образовавшуюся «проблему». Наверняка, судьи сразу же «закопаются» в теорию конституционализма и начнут ссылаться на зарубежный опыт. Поскольку в отечественном законодательстве указанный вопрос отнюдь не урегулирован.
             Как ни крути, без принятия Закона «О Президенте Украины» не обойтись.  
             Как и не обойтись без принятия Закона «О Кабинете Министров Украины».
             При этом, в Законе «О Президенте Украине», помимо  определения символов и атрибутов президентской власти (например, булавы, клейнод и места расположения президентских резиденций), важно было установить точный перечень прав, обязанностей и полномочий главы Украинского государства, а также определить степень его вмешательства в деятельность других «ветвей» власти, прежде всего, в работу Кабмина.
             Неплохо было бы также урегулировать взаимоотношения главы государства с парламентскими коалицией и оппозицией.
             Кроме того, важно урегулировать порядок ветирования президентом законов, а также порядок отмены нормативно-правовых актов Кабмина, других органов исполнительной власти.
             Нуждается в детализации порядок роспуска президентом парламента.
             Не менее важно законодательно установить статус президентского секретариата и его реальное место в системе государственной власти.
             В свою очередь, в Законе «О Кабинете Министров Украины» важно определить статус правительства, пределы его компетенции при решении социально-экономических, культурно-просветительских и других проблем общества.
             Кроме того, нуждаются в точном определении права и полномочия  премьера, подчиненных ему министров, а также установление механизма взаимодействия правительства с парламентом, в частности, с коалицией и оппозицией.  
             Впрочем, и Президента, и Кабмин, применительно к внешнеполитической деятельности Украины объединяет одно: никто из них не вправе устанавливать внешнеполитический курс.
             Зато в силу существующих правовых пробелов, и Президент, и Кабмин до того момента, как законодательно будет уточнен их статус, являются конкурентами в осуществлении руководства внешней политики.  
     
    ЗАКОН И РАДА
             Согласно п. 5 ст. 85  Конституции, определение основ внешней политики Украинского государства является прерогативой Верховной Рады.
             В п. 9 ст. 92 Основного Закона эта парламентская прерогатива уточнена: определение основ внешней политики Верховная Рада осуществляет исключительно путем принятия соответствующего закона.
             В парламенте уже много лет находится без рассмотрения законопроект «Об основах внешней и внутренней политики Украины». Именно такой законопроект, в случае его принятия, стал бы базовым нормативно-правовым актом при определении украинской внешнеполитической стратегии, в частности, ее евроатлантического «вектора».
             В связи с тем, что данный закон, по разным причинам, до настоящего времени пока нет, Верховная Рада 19 сентября этого года приняла постановление.
             В этом постановлении парламент поручил правительству «последовательно и активно проводить курс на обеспечение на Украине верховенства права, укрепление демократии, политического плюрализма и рыночной экономики, соблюдение прав человека и прав национальных меньшинств». 
             Кроме того, в постановлении поручено Кабмину «до 1 ноября 2006 года подготовить законопроект, определяющий особенности вступления Украины в военно-политические союзы».
             Следует отметить, что согласно ст. 91 Конституции, постановление Верховной Рады является нормативно-правовым актом, наделенным юридической силой и обязательным к исполнению на территории Украины.
             При этом, главное условие правомочности постановления – его поддержка простым большинством народных депутатов от конституционного состава парламента, т.е. 226-ю голосами.
             Кстати, за постановление от 19.09.2006 года проголосовало 252 народных депутата. 
             Отдельный вопрос: в чем конкретно состоит юридическая сила постановления ВР? Например, каковы отличия постановления от «других актов ВР»? И, кстати, что, помимо законов и постановлений, скрывается за конституционной фразой «другие акты ВР»?
             Эти и подобные им вопросы могли бы быть прояснены после принятия долгожданного Закона Украины «О нормативно-правовых актах». 
             Однако, отсутствие указанного закона отнюдь не означает, что постановление Верховной Рады, принятое  19 сентября этого года, необязательно исполнять.
             Тем более, ст. 91 Конституции ставит парламентское постановление на один уровень с законом как акт Верховной Рады Украины.
     
    ПОЛИТХУЛИГАНСТВО
             Нельзя не оставить без внимания заявления отдельных членов правительства: министра обороны Анатолия Гриценко и министра иностранных дел Бориса Тарасюка.
             «Заявленная во время пребывания премьер-министра Украины в Брюсселе позиция о неготовности Украины присоединиться к выполнению ПДЧ относительно членства в НАТО значительно задержит процесс членства страны в этой организации», - заявил 18 сентября во время «горячей линии» Кабмина глава МИДа Борис Тарасюк. По мнению министра, «при нынешних обстоятельствах НАТО вряд ли пойдет навстречу Украине по поводу членства».
             Министр обороны был настроен более решительно. «Министерство обороны будет продолжать и в дальнейшем готовиться к ПДЧ Украины в НАТО. Конечной целью сотрудничества Украины и НАТО является полноправное членство в Альянсе», - подчеркнул Анатолий Гриценко 15 сентября во время своей пресс-конференции. А заявления своего непосредственного начальника (премьера) министр обороны назвал «непоследовательными» и «ошибочными».
             Вообще-то, если исходить из европейских политических традиций, несогласие с политикой правительства выражается одним путем: написанием несогласным министром личного заявления об увольнении с должности.
             Однако, и пан Гриценко, и пан Тарасюк выбрали путь оглашения политических заявлений. Хотя ни на политику правительства, ни, тем более, на внешнеполитический курс Украины оба министра повлиять не в силах. Другое дело, попытаться нарушить правительственную дисциплину.
             Хотя кроме устного (можно письменного) порицания, премьер Виктор Янукович никак не может заставить своих подчиненных соблюдать дисциплину. Поскольку, согласно ст. 85 Конституции Украины, назначает и увольняет министров Верховная Рада.
             Кстати, нынешний «конфликт» позиций, с одной стороны, премьера, а, с другой, министров обороны и иностранных дел, обусловлен нынешним порядком формирования правительства. Согласно п. 12 ст. 85 Конституции, только двух министров Верховная Рада назначает по представлению Президента, в то время, как на назначение остальных министров представление готовит премьер.  
     
    ВЫВОД
             Для того, чтобы уточнить место Президента и Кабинета Министров во внешнеполитической деятельности Украины необходимо принять закон «О Президенте Украины» и «О Кабинете Министров Украины». 
             Для того, чтобы определить внешнеполитический курс Украины, в частности, ее евроатлантические перспективы, необходимо принятие Закона «Об основах внешней и внутренней политики Украины».
             В любом случае, без продолжения конституционной реформы путем наполнения конкретным содержанием положений Основного Закона не обойтись.  
     
    СПРАВКА:
    БРЮССЕЛЬСКИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ ПРЕМЬЕРА
             «Украина стремится целенаправленно и в то же время прагматично и конструктивно строить дальнейшие отношения с ЕС и НАТО, учитывая при этом национальные интересы и мнение общественности».   
             «Сейчас вопрос о вступлении Украины в НАТО не стоит, этот вопрос не поддерживается обществом, имея рейтинг от 12 до 25%. Сейчас актуально другое – расширение сотрудничества между Украиной и НАТО».
             «Мы достигли главного – обособили вопрос о членстве в НАТО от нормального, взаимовыгодного сотрудничества. Это ключевой ориентир для дальнейшего курса правительства в направлении отношений с НАТО».
             «Отныне вопрос о вступлении Украины в НАТО будет решаться на общенациональном референдуме. Время покажет, когда возникнет необходимость в его проведении».
             «Углубление стратегического партнерства между Украиной и Северо-Атлантическим Альянсом должно быть двусторонним движением, поскольку это не только в интересах нашего государства, но и в интересах НАТО». 
             «Украина стремится целенаправленно и, в то же время, прагматично и конструктивно строить дальнейшие отношения с Евросоюзом и НАТО, учитывая при этом национальные интересы и мнение общественности».
     
    Источник: Официальный Интернет-портал Кабинета Министров www.kmu.gov.ua









    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru