Разное
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Разное

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    цена листа холоднокатаного sytex.ru
    Добавлено: 14.03.2006


    ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ, НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕКОТОРЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

    (Хроники корпоративной борьбы. Карелия, 2001-2002 гг.)·

    В. Г. Нестолий
    ООО «Центр частного права электроэнергетики»
    nestoliy1@yandex.ru

    Первая публикация: Право: История. Теория. Практика. Декабрь, 2004 г.: Межвуз. сб. науч. труд. В 2-х ч./Под ред. Н. П. Панфилова. – Липецк: ЛГТУ, 2004. – Ч. II. – С. 91-118.

    Часть III (окончание) и список цитированных источников обнародуются впервые.

    § 1. Правовая наука не может постичь юридического содержания правоотношений без постижения их фактической стороны, без изучения их фактического содержания. Юридическую личность предпринимателя как участника имущественных отношений мы только условно, в учебных целях, можем абстрагировать от иных сторон его жизни. Вступая же в договорные отношения с предпринимателем, мы учитываем его семейное положение, степень влияния на органы государственной власти и местного самоуправления, криминальные круги, мотивы к заключению договора и т. п. обстоятельства, не имеющие к сделке, казалось бы, непосредственного отношения.

    Иными словами, при анализе гражданской правосубъектности предпринимателя, индивидуального или коллективного, гражданина или корпорации, мы принимаем во внимание правосубъектность коммерсанта в сфере публичного права, социальный статус торгового деятеля как участника политических процессов, происходящих на местном, региональном, федеральном, а то и международном уровнях. Применительно к крупным корпорациям либо к гражданам, обладающим значительными капиталами, нельзя не согласиться с проф. Н. С. Суворовым, учившим, что понятие юридического субъекта не может ограничиваться сферой имущественных отношений гражданского права и что всякая цивилистическая теория юридической личности должна быть проверяема доктриной для области публичного права.001

    Обладание каким-либо имуществом на праве собственности зачастую не только благо, т. е. выгода, доходы, прибыль, польза от его эксплуатации, или бремя, т. е. публично-правовые обязанности по содержанию имущества, обязанность претерпевать правомерное пользование имуществом третьими лицами, но и риск его утраты в результате действий контролирующих или надзирающих органов, связанных с ними предпринимателей – конкурентов и др. факторов как субъективного, так и объективного характера. Правовой режим принадлежащего коммерсанту предприятия не только оказывает воздействие на особенности юридической личности предпринимателя как субъекта гражданско-правовых отношений, но и вынуждает его к реализации публичной правосубъектности и активному участию в политических процессах с целью обеспечения безопасности успешно функционирующего бизнеса.

    В мемуаре содержится изложение эмпирического материала, полученного автором с помощью включенного и опосредованного наблюдения, о противостоянии между публичными (государственными и муниципальными) органами и региональным АО-энерго, являющимся дочерним обществом РАО «ЕЭС России». Это противостояние обусловлено публичным характером договора энергоснабжения через присоединенную сеть, особенностями ценообразования на электрическую и тепловую энергию, кризисной ситуацией в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Карелия, и иными обстоятельствами. Противостояние между субъектами естественных монополий, находящимися под контролем государства, и государственными органами в отдельных регионах страны, происходит то в мягких, завуалированных, то откровенно жестких, открытых формах. По существу это противостояние между публичными (федеральными и региональными, местными) и хозяйственными органами страны, являющееся проявлением диалектического закона единства и борьбы противоположностей, и относиться к нему следует по философски спокойно, если борьба не выходит за рамки правового поля.

    § 2. По своему характеру предлагаемый мемуар - краткий очерк, записки, хроники, дневник, который отражает и выражает, прежде всего, позицию региональной энергосистемы. Основной принцип, которым руководствовался автор, представляя интересы энергокомпании в суде и за клавиатурой при фиксации записей, есть принцип партийности. Этот принцип заключается не в принадлежности к какой-либо определенной партии, например, Союзу Русского Народа, Союзу Михаила Архангела или Союзу Правых Сил, а в позиции определяемой интересами крупного социального субъекта, в данном случае РАО «ЕЭС России» и ОАО «Карелэнерго». «Партийность, - указывает проф. А. Ф. Черданцев, - это оценка социальных явлений с позиций интересов определенной социальной группы, с точки зрения ценностей на которые ориентирована данная группа».002 Другими словами, автор apriori руководствовался девизом – «Что хорошо для АО-энерго, хорошо для Карелии, что хорошо для РАО «ЕЭС России» - хорошо для страны!». С точки зрения автора, этот принцип не нуждался в аргументации. Стабильное финансово-экономическое положение АО-энерго есть основа энергетической безопасности Российской Федерации и Республики Карелия. Принцип партийности, взятый на вооружение автором, с необходимостью сочетался при накоплении и изложении эмпирического материала с принципом объективности научного познания. В данном случае, по мнению автора, соблюдение принципа объективности научного познания заключается в описании событий и сообщений о событиях такими, какими автор их видел. Эти события являются маленьким кусочком, частью окружающего нас мира. По одной единственной капле вполне можно судить о состоянии всего океана, по случайно сохранившемуся позвонку палеонтолог восстанавливает внешний облик допотопного ящера. Поэтому, как представляется автору, практическое и познавательное значение материала, представленного вниманию читателя, не ограничено рамками конкретного конфликта, по эти запискам вполне объективно можно судить о состоянии дел в российской коммунальной энергетике в целом.

    Правоотношения между корпорациями или с участием корпораций, в частности акционерных обществ электроэнергетического комплекса, есть корпоративные отношения в широком значении этого термина. Корпоративными являются также отношения между участниками корпорации, органами управления, должностными лицами, владельцами ценных бумаг, другими заинтересованными субъектами, так или иначе вовлеченными в процессы корпоративного управления и контроля (государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные союзы, работники, кредиторы, должники, средства массовой информации и пр.).

    Корпоративными в широком смысле являются все отношения, возникающие вокруг обеспечения безопасности и защиты менеджмента и владельцев компании, эффективности ее предпринимательской деятельности. Подобный подход является не совсем научным, поскольку увязывает воедино вопросы государственного (конституционного), муниципального, гражданского, административного, трудового, финансового, процессуального, уголовного и даже семейного права. Однако широкое понимание корпоративных правоотношений примечательно тем, что позволяет рассмотреть все вопросы, связанные с возникновением коммерческой организации, ее функционированием и прекращением.

    Корпоративные права определялись проф. В. М. Хвостовым как особый вид прав на чужую личность, а именно права юридического лица (корпорации) по отношению к ее членам и членов по отношению к корпорации.003 Следуя традиции, проф. Е. А. Суханов относит к корпоративным правоотношения, возникающие на основе участия (членства) субъектов в организационно-правовых образованиях – корпорациях (от лат. corpus – тело, иначе корпорация, синоним collegia), обладающих признаками юридических лиц. Благодаря корпоративным правам, указывает Е. А. Суханов, участники корпорации могут участвовать в различных формах в управлении корпорацией и ее имуществом.004 Корпоративные правоотношения юридической формой отношений по управлению частными имуществами корпораций (компаний).005 При несостоятельности корпорации ее участники отстраняются от управления имуществом банкрота, их полномочия в данной области переходят к арбитражному управляющему и конкурсным кредиторам. Правоотношения между конкурсными кредиторами, арбитражным управляющим, иными лицами, участвующими в деле о банкротстве и судопроизводстве по делу о банкротстве, являются корпоративными правоотношениями, поскольку возникают в связи с управлением несостоятельной корпорацией и установлением контроля над ее имуществом. Отсюда следует, что конфликты между лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются, корпоративными, и разрешаются они в ходе борьбы между ними за установление контроля над имуществом и личностью несостоятельного должника.

    К числу корпоративных отношений, таким образом, относятся и отношения, связанные с антикризисным управлением несостоятельным должником, а также иные вопросы применения и исполнения законодательства о несостоятельности (банкротстве). Для целей настоящего исследования крайне важно правильное указание М. В. Телюкиной о том, что возрождение в российском праве конкурсного процесса, установление ограничений для должника по распоряжению его имуществом, есть не что иное, как ограничение дееспособности несостоятельного должника. М. В. Телюкина обоснованно подчеркивает, что на данном этапе развития российского права правоспособность и дееспособность юридических лиц уже не являются полностью совпадающими по объему, но трудно согласиться с ее мнением о необходимости отказаться от термина «правосубъектность» в отношении юридических лиц.006 В учебной литературе продолжает господствовать позиция, согласно которой «юридические лица, национально-государственные и административно-территориальные образования обладают правоспособностью и дееспособностью в их неразрывном единстве», а «отрыв правоспособности от дееспособности может иметь место в отношении граждан, поскольку именно они обладают способностью взросления и постепенного приобретения определенных волевых и психических качеств».007

    Между тем, в ГК РФ 1994 г., равно как и в ГК РСФСР 1964 г., отсутствуют нормы о дееспособности юридических лиц. Действующее законодательство говорит нам лишь о правоспособности данных субъектов (п. 1 ст.48, ст. 49 ГК РФ). Публичные образования также правоспособны в сфере гражданского оборота (ст. 124 ГК РФ). Правоспособность юридических лиц дополняется дееспособностью выступающих от их имени органов или участников (ст. 53 ГК РФ), подобно тому, как правоспособность малолетних и граждан, утративших дееспособность, дополняется дееспособностью выступающих от их имени законных представителей (п. 1 ст. 28, п. 2 ст. 29 ГК РФ). Гражданская правоспособность публичного образования дополняется компетенцией выступающих от их имени государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 125 ГК РФ).

    Гражданин, ставящий семью в тяжелое материальное положение при злоупотреблении спиртными напитками или наркотическими веществами, может быть ограничен в дееспособности (ст. 30 ГК РФ). Индивидуальный предприниматель, признанный несостоятельным, ограничивается в правоспособности, поскольку лишается возможности заниматься предпринимательством от собственного имени на один год (п. 2 ст. 166 Федерального закона от 8 января 1998 г. No 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).008 Юридическое лицо, пребывающее в режиме наблюдения, обладает ограниченной дееспособностью, ибо многие сделки вправе совершать лишь с согласия временного управляющего (п. 2, абз.2 п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве 1998 г.), либо может утратить ее вследствие отстранения руководителя от должности (п. 4 ст. 58 Закона о банкротстве 1998 г.). Кроме того, режим наблюдения ограничивает правоспособность юридического лица, т. к. органы управления должника не вправе совершать некоторые юридически значимые действия независимо от наличия согласия временного управляющего (абз. 1 п.3 ст. 58 Закона о банкротстве 1998 г.).009

    На стадиях внешнего управления и конкурсного производства руководитель должника в обязательном порядке отстраняется от исполнения возложенных на него функций, прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (ст. 69, п. 2 ст. 98 Закона о банкротстве). Подобно тому, как делами малолетнего, оставшегося без родительского попечения, управляет опекун, так и делами несостоятельного должника – юридического лица управляет внешний или конкурсный управляющий, обязанный действовать в интересах должника и кредиторов добросовестно и разумно (п. 3 ст. 20 Закона о банкротстве). Правоспособность должника на стадии внешнего управления дополняется дееспособностью внешнего управляющего, а должник на стадии конкурсного производства вообще не обладает предпринимательской правосубъектностью, ведь у него имеется лишь правоспособность, а дееспособность отсутствует вовсе. Последний тезис подтверждается нормой п. 2 ст. 182 ГК РФ, согласно которой конкурсные управляющие действуют от своего имени в чужих интересах (должника и кредиторов – Авт).

    Отсюда следует важный теоретический вывод, имеющий далеко идущие практические последствия. Нормально функционирующее юридическое лицо обладает единством право- и дееспособности (правосубъектностью). Юридическое лицо, подвергшееся процедурам банкротства, утрачивает единство правосубъектности и, следовательно, изменяется содержание такого признака предпринимательства как самостоятельность, зафиксированного в легальной дефиниции (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Меняется значение переменной величины формулы гражданско-правового режима предпринимательства, подтверждаются слова проф. Е. А. Суханова о том, что отсутствие в собственности организации обособленного имущества означает отсутствие «самостоятельного субъекта имущественных отношений».010 Нет обособленного имущества, нет и самостоятельного лица. Иными словами, фактическое отсутствие в собственности корпорации имущества или его недостаток влечет за собой «умаление» правосубъектности юридического лица либо его ликвидацию Контрагенты и кредиторы несостоятельного должника вступают в корпоративные отношения с арбитражным (временным, внешним, конкурсным) управляющим. Некоторые специалисты говорят о фидуциарном (лично-доверительном) характере взаимоотношений между арбитражным управляющим и кредиторами.011

    Известно, что кредиторам свойственно стремиться к установлению доверительных, «понятийных» отношений с опекуном малолетнего, унаследовавшего предприятие. Кредиторы, содержавшие имущество унитарного предприятия ЖКХ путем предоставления товарных кредитов электрической энергии, но не получившие от муниципальных органов предварительного и равноценного возмещения при банкротстве должника (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ), вправе придать лично-доверительный характер отношениям с арбитражным управляющим для получения разумной и справедливой компенсации в натуре – имущественных комплексов (предприятий) должника. Для чего, при заключении с арбитражным управляющим соответствующего соглашения в первую очередь следует выявить особенности его юридической личности (правосубъектности) как индивидуального предпринимателя.

    § 3. Итак, права конкурсного кредитора в деле о банкротстве, можно квалифицировать как корпоративные, особенно с позиции отдельных буржуазных ученых, полагающих корпорацию nexus of contracts (взаимосвязью договоров) между разными субъектами производственного процесса. 012 Несостоятельный должник не утрачивает де-юре в результате вынесения решения о признании его банкротом права собственности (хозяйственного ведения) на имущество. Он лишается возможности управлять данным имуществом, де-факто это имущество уже не его. Данные корпоративные права (право на участие в собрании кредиторов, право формировать комитет кредиторов, право обжаловать действия конкурсного управляющего и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве и др.) входят в состав имущества конкурсного кредитора, являются его собственностью в широком смысле этого термина. Если в архаическую эпоху развития римского права кредиторы имели право на тело и личность несостоятельного (т. е. могли обратить несчастного в рабство или разрубить его на части пропорционально размерам своих требований),013 то ныне они имеют права корпоративного характера на управление его имуществом. И стоимость, цена данного права отнюдь не тождественна номинальной стоимости денежного обязательства. Субъектами корпоративных прав являются не только участники корпорации (товарищи, пайщики, акционеры и пр.), но и кредиторы несостоятельной организации, поскольку именно они участвуют в управлении юридическим лицом-банкротом и его имуществом.

    Принадлежащие кредитору права лица, участвующего в деле о банкротстве, могут приобрести и ярко выраженный вещный оттенок при включении их в состав принадлежащего кредитору предприятия как объекта гражданских прав, являющегося в силу закона недвижимостью (ст. 132 ГК). В последнем случае, косвенно, конкурсный кредитор приобретает право собственности на имущество должника, поскольку его права корпоративного характера в отношении данного имущества становятся частью сложной вещи, каковой и является предприятие как имущественный комплекс. Наличие в составе такого предприятия материальных объектов, т. е. здания, оборудования, земельного участка и пр., как правильно отмечает И. Гумаров, не является общеобязательным, допуская далее, впрочем, выражение, допускающее двоякое толкование: «Предприятие, будучи вещью в силу закона, может не иметь «вещественных доказательств» своего существования, поскольку, к примеру, все имущество такого предприятия составляют имущественные права».014 В дореволюционное время В. В. Розенберг высказывал мнение о том, что предприятие является нематериальным имущественным благом и сравнивал предприятие с иными нематериальными явлениями – произведениями литературы, искусства и т. п.015 Сегодня же весьма распространены коммерческие организации, все обособленное имущество (предприятие) которых состоит из фирменного наименования и прав конкурсного кредитора в отношении должников, доведенных до банкротства несостоятельным менеджментом. Данные права в отношении градообразующих предприятий, например, обладают высокой ликвидностью.016

    В корпоративной борьбе, затрагивающей интересы очень многих людей, нет случайных участников, будь то органы публичной власти, юридические лица или отдельные граждане (государственные и муниципальные служащие, единоличные исполнительные органы, иные представители корпораций, индивидуальные предприниматели и пр.). Поэтому при изучении существующего или возможного правового конфликта необходимо уделять тщательное внимание особенностям правового положения каждого, действительного или потенциального, субъекта конфликта с участием корпорации.

    II.

    § 4. Крупная дебиторская задолженность потребителей электроэнергии снижает инвестиционную привлекательность акционерных обществ электроэнергетики и электрификации. Потенциальные инвесторы просто не видят экономического смысла направлять имеющиеся у них средства на модернизацию электроэнергетического комплекса, поскольку многие хозяйствующие субъекты, в том числе муниципальные унитарные предприятия жилищно-коммунального хозяйства, не в состоянии гасить долги перед энергетиками. В конечном счете сложившаяся ситуация в электроэнергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве ставит под угрозу интересы национальной безопасности страны.017

    Энергетический кризис в Приморье зимой 2000 - 2001 гг. начался именно в коммунальной энергетике, что вызвало значительный рост потребления электроэнергии и, как следствие, кризис в «большой» энергетике Приморья. АО-энерго предоставляют муниципальным предприятиям ЖКХ товарные кредиты в силу публичного характера договоров на снабжение электрической и тепловой энергией, не получая при этом должного возмещения. Многие унитарные предприятия и муниципалитеты, таким образом, «живут» за счет своих кредиторов. Между тем организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства финансируется, согласно п. 1 ст. 87 Бюджетного кодекса РФ 1998 г.,018 исключительно из местных бюджетов. Обязанность безвозмездно содержать публичное имущество не может быть возложена на частные корпорации.019

    Для предотвращения кризисных ситуаций в коммунальном электроэнергетическом хозяйстве необходима передача имущественных комплексов (предприятий), обеспечивающих транзит энергии от электростанций к конечным потребителям, региональным АО-энерго, с тем, чтобы последние несли ответственность за бесперебойную подачу энергии «до последней розетки» и контролировали движение финансовых средств от потребителя до генерирующего комплекса.

    Первый заместитель председателя Госстроя России С. И. Круглик отмечает, что «в течение нескольких лет РАО «ЕЭС России» проводит компанию по ликвидации коммунальных энергопредприятий, относя их к «перепродавцам», которых рекомендуется ликвидировать, что якобы позволит снизить тарифы на энергоснабжение. Используются и другие методы устранения конкурентов с энергетического рынка России: изъятие у них функций энергосбыта, отчуждение их имущества, возбуждение процессов банкротства и т. п.».020 В литературе констатируется кризисное состояние коммунальных предприятий почти во всех регионах России «из-за низких тарифов, льготного отпуска услуг и неплатежей потребителей» и, что при желании против любого из них можно возбудить дело о банкротстве, акцентируется внимание, при этом, на «агрессивности» естественных монополистов РАО «ЕЭС России» и РАО «Газпром», «возбуждающих иски» против коммунальных предприятий электрических и тепловых сетей.021 «Прежде всего коммунальные предприятия обкладываются долгами. Далее, на предприятие-должник подается иск о признании последнего несостоятельным. Появляется арбитражный управляющий – ставленник кредитора, который никак не озабочен энергоснабжением, а имеет единственную цель – любыми средствами получить по максимуму долги, вплоть до взыскания на имущество, главное – программируется постепенный развал энергосистемы города из-за отсутствия средств на ее содержание» - пишут руководители РАО «Роскоммунэнерго» Э. Б. Хиж и Г. М. Сколик.

    Далее, впрочем, выясняется, что дело не в «программе постепенного развала энергосистемы города», а в контроле над имущественными комплексами по транзиту электроэнергии и финансовыми потоками и возможности применения мер превентивно-оперативного воздействия в отношении злостных неплательщиков. Правильность нашего вывода хорошо иллюстрируется, в частности, резолюцией II Всероссийского Форума по проблемам жилищно-коммунального хозяйства «стратегия развития жилищной и коммунальной сфер на современном этапе» (Москва, 13-14 марта 2001 г.): «Рекомендовать Госстрою России провести необходимые мероприятия с РАО «ЕЭС России» и РАО «Газпром» о нецелесообразности создания собственных структур и информационных систем по начислению, учету и сбору платежей с населения».022

    «В процессе процедуры банкротства, - свидетельствуют Э. Б. Хиж и Г. М. Сколик, - кредиторы – предприятия РАО «ЕЭС России» в лице арбитражного управляющего получают в свое распоряжение все имущество муниципального унитарного предприятия коммунальной энергетики, право сбора денежных средств с конечных потребителей энергии, минуя муниципальные финансовые органы, а также право ограничить энергоснабжение потребителей – населения, государственных и муниципальных предприятий (должников) с последующим введением в отношении их процедуры банкротства».023 (Курсив мой – Авт.). Таким образом, обращаясь в суд с заявлением о признании унитарного предприятия коммунальной энергетики несостоятельным, АО-энерго стремится к ликвидации излишних звеньев хозяйственного механизма, установлению контроля над движением денежных средств от конечного потребителя до своей кассы и своего банковского счета, к ограничению потребления электроэнергии не муниципальных «перепродавцов», а непосредственных неплательщиков, с тем, чтобы последние «не прятались» за добросовестных потребителей.

    Противники перехода предприятий коммунальной энергетики под контроль региональных АО-энерго, абсолютно правильно квалифицируя данные предприятия как естественные монополии, выражают недоумение, почему в отношении банкротства муниципальных предприятий, оказывающих услуги по транзиту электроэнергии, не применяется Федеральный закон от 24 июня 1999 г. No 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».024 Как известно, этот закон не столько регламентирует процедуры банкротства, сколько не допускает возбуждения дела о банкротстве субъекта естественной монополии. «Случаев признания банкротом таких организаций, - отмечается в литературе, - не имеется». Поэтому предлагается для «решения вопроса о банкротстве» муниципальных унитарных предприятий «распространить положения специального Закона о банкротстве ЕМ ТЭК также на коммунальную деятельность, для чего необходимо подготовить соответствующий Указ Президента РФ».025

    Указов о применении при процедурах банкротства предприятий коммунальной энергетики Закона от 24 июня 1999 г. No 122-ФЗ не требуется. Известны факты применения данного закона. Так, опубликовано постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 апреля 2000 г. по делу No А11-428/98-К1-3Б, где констатируется правомерность применения в отношении пребывающей в режиме внешнего управления организации, основная деятельность которой осуществляется в сфере услуг по передаче электрической энергии, специального закона о банкротстве субъектов естественных монополий ТЭК. 026 Президиум ВАС РФ указал на возможность приостановления производства по делу о банкротстве в случае, предусмотренном п. 2 ст. 10 Закона от 24 июня 1999 г. No 122-ФЗ в информационном письме.027 Тем не менее следует признать, что применение специального закона о банкротстве субъектов естественных монополий ТЭК в отношении предприятий коммунальной энергетики не получило распространения. Это объясняется, по нашему мнению, тем, что с одной стороны, закон препятствует органам государственной власти и местного самоуправления «реформировать» жилищно-коммунальное хозяйство путем «вывода» имущества должника с его последующей ликвидацией в конкурсном производстве, позволяющем «обойти» законодательство о приватизации муниципального имущества, а с другой стороны, закон препятствует АО-энерго ликвидировать злостного должника, получить контроль над муниципальными комплексами по транзиту электроэнергии и финансовыми потоками, и, тем самым, решить проблему неплатежей за электроэнергию. Нельзя не сказать и том, что специальный закон о банкротстве «препятствует» банкротству некоторых АО-энерго, являющихся фактически несостоятельными вследствие неплатежей предприятий коммунальной энергетики. Не случайно ВАС РФ перед принятием специального Закона о банкротстве естественных монополий ТЭК рекомендовал «избегать поспешности и формализма» при рассмотрении дел о банкротстве организаций топливно-энергетического комплекса, имеющих задолженность перед бюджетом, «иметь в виду, что процедура банкротства может использоваться в целях передела собственности, устранения конкурента».028

    В недрах Госстроя РФ готовится проект закона об особенностях банкротства организаций жилищно-коммунального хозяйства,029 в период 2000-2002 гг. на территории Карелии в сфере коммунальной энергетики органами власти осуществляется эксперимент по использованию процедур банкротства для освобождения муниципальных образований от долгов перед кредиторами. Вероятно, при этом принимаются во внимание рекомендации специалистов Центра правовых и финансовых отношений в ЖКХ.030 Закон об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий ТЭК от 24 июня 1999 г. No 122-ФЗ при этом игнорируется.

    Приведенные примеры подтверждают ранее высказанный тезис о необходимости решительного и бесповоротного отказа от практики публичного предпринимательства.031 Нельзя не согласиться с проф. Ю. К. Толстым, полагающим, что наделение государственных и муниципальных предприятий юридической личностью «призвано к тому, чтобы обозначить, «найти» козла отпущения, с которого можно было бы в полной мере спросить за результаты хозяйственной или иной деятельности соответствующего социального образования».032 Хорошей иллюстрацией к обоснованному мнению проф. Ю. К. Толстого на взгляд авторов является решение Координационного совета руководителей жилищно-коммунальных комплексов субъектов РФ при Госстрое России от 13 марта 2001 г. просить Госстрой России «обратиться в Правительство Российской Федерации о внесении дополнений в Федеральный закон от 08. 01. 98 No 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» о невозможности проведения процедур банкротства муниципальных предприятий ЖКХ. когда основным должником является муниципалитет или бюджетная организация (предприятие)».033

    В сложившейся ситуации АО-энерго, должники которого могут быть ликвидированы по инициативе органов исполнительной власти и местного самоуправления, должно и обязано воспользоваться механизмами, предусмотренными общим и специальным законодательством о несостоятельности, законодательством об исполнительном производстве для приобретения контроля над местными сетями, обеспечивающими транзит энергии до конечных потребителей.

    § 5. Контроль над имущественными комплексами коммунального хозяйства и финансовыми потоками, связанными с эксплуатацией данных предприятий, позволит АО-энерго выступать в качестве реального субъекта управления комплексным развитием соответствующих территорий. Если в прошлом центрами руководства комплексным развитием территорий административных единиц выступали местные Советы народных депутатов,034 то в настоящее время такими центрами должны стать корпорации, чьи предприятия располагаются на территориях соответствующих муниципальных образований. Эксплуатация таких предприятий невозможна без потребления электрической энергии. Если муниципальные сети, обеспечивающие транзит энергии перейдут под контроль АО-энерго, то возможности последних существенно возрастут. В результате повысится степень безопасности предпринимательской деятельности АО-энерго, улучшатся социальные гарантии местного населения, работающего на предприятиях АО-энерго, возрастет общественная значимость ее руководства. Отсюда следует, что приватизация и реструктуризация акционерных обществ электроэнергетики и электрификации с необходимостью должна сочетаться с «приватизацией» территорий, на которых расположены объекты электроэнергетического комплекса. Однако сегодня промышленные корпорации – крупные потребители электрической и тепловой энергии, объединяемые, как правило, в вертикально интегрированные холдинги, также стремятся приобрести контроль над коммунальными производственно-технологическими комплексами по транзиту электроэнергии, для чего создают собственные сетевые компании. Поэтому АО-энерго следует учитывать эту тенденцию и осуществлять меры правового воздействия на органы местного самоуправления с большей степенью интенсивности.

    Отечественная цивилистическая наука в последнее время все больше склоняется к признанию муниципальных образований корпорациями sui generis. «Муниципия, - пишет А. А. Иванов, - выступает в качестве особого рода корпорации, членами которой являются все жители». В подтверждение этого тезиса А. А. Иванов ссылается на п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. No 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»,035 согласно которому права собственника могут осуществляться от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением в соответствии с Уставом муниципального образования. В последнем случае население, по мнению А. А. Иванова, выступает в качестве органа муниципального образования.036 Представляется, что население, реализующее права собственника муниципального имущества в процессе, например, пользования городскими парками, дорогами, площадями, нельзя приравнивать к органам муниципального образования, например, к общему собранию городских или сельских жителей, последнее, в отличие от населения, потенциально способно к распоряжению муниципальным имуществом. Население не орган муниципального образование, а дестинатор, получающий выгоду от эксплуатации муниципального имущества.

    Взгляды на муниципии как корпорации не являются новыми для правовой науки. Проф. Н. С. Суворов относил города, колонии, селения и провинции к юридическим лицам по римскому праву (императорского периода), наряду с государством, императорским престолом, товариществами публиканов (откупщиков) и др.037 Согласно проф. И. А. Покровскому признание за муниципиями права на самоуправление происходило вместе с признанием их хозяйственной самостоятельности. Хозяйственная самостоятельность повлекла за собой подчинение муниципий в частноправовых вопросах обыкновенному гражданскому праву и обыкновенному гражданскому суду. Выработанная правоприменительной практикой по отношению к муниципиям категория юридическим лица (без использования этого термина) была перенесена римской юриспруденцией на различные частные корпорации.038

    Германская доктрина относит местные общины к территориальным корпорациям, членство в которых определяется местом жительства граждан. Территориальные корпорации по немецкому праву являются юридическими лицами публичного права, обладающими, в отличие от юридических лиц частного права, властными полномочиями в сфере публично-правовых отношений.039

    Однако состояние дел в большинстве муниципальных образований Российской Федерации таково, что применительно к ним следует признать правоту германского юриста XIX в. Отто фон Гирке, полагавшего корпорацию по римскому праву менее дееспособной, нежели малолетний. «Ребенок вырастет и приобретет полную дееспособность, корпорация, подобно неизлечимо безумному, состоящему под вечной опекой, никогда!».040

    Местное самоуправление не даруется «сверху». Законодательство о местном самоуправлении должно юридически фиксировать фактическое положение вещей. Предприниматели завоевывают самостоятельность в делах местного значения политическими и экономическими средствами при поддержке активной части населения города, района, села, когда степень развития товарно-денежных отношений на соответствующей территории позволит ставить вопрос о введении местного самоуправления. Не следует предоставлять самоуправления до тех пор, пока оно не выстрадано жителями. В подтверждение сказанному следует сослаться на авторитет исторической науки в лице акад. Е. В. Тарле, отметившего, что оживление торговой и промышленной деятельности в городах приводило к стремлениям бюргеров освободиться от власти сеньоров. «Городам, - писал академик, - удалось освободиться с трудом, со значительными пожертвованиями деньгами и кровью».041 В литературе приводятся статистические данные, согласно которым общее количество муниципальных образований – бюджетных доноров в России не превышает 400 из 1500.042 Отсюда следует, что потенциальную возможность самостоятельно разрешать вопросы местного значения имеют не более 25% от общего числа российских муниципий. И если государство «даровало» городам и селам возможность самоуправляться, для того чтобы уклоняться от оказания помощи их населению в решении вопросов «местного» значения, например, здравоохранения и образования, то патерналистские функции должны возложить на себя российские корпорации не без выгоды для себя.

    Идет процесс формирования регионального законодательства о социальном партнерстве. Будущий Федеральный закон о социальном партнерстве должен обеспечить комплексное регулирование связанных с ним вопросов. Приоритет при этом отдается трудовому законодательству, в котором должны быть закреплены основные начала правового регулирования социального партнерства. Законопроект о социальном партнерстве подготовлен Министерством труда РФ.043 Очевидно, что в первую очередь специалисты в области социальной политики исходят из интересов работников. Однако при принятии соответствующего закона, будь то рамочный закон или Основы законодательства о социальном партнерстве, нельзя забывать о том, что работники являются жителями вполне конкретных муниципальных образований, члены муниципий, работодатели которых – корпорации АО-энерго вполне могли бы оказать муниципиям посильную помощь.

    В отдельных регионах Российской Федерации органы местного самоуправления рады получить от АО-энерго необходимую помощь и потому беспрепятственно передают электрические сети под контроль обществ электроэнергетики и электрификации. При встрече со специалистами, работающими в «Курганэнерго» и «Оренбургэнерго», автором получена информация о том, что данные общества столкнулись с проблемой регистрации прав на сети, переданные муниципальными властями в собственность АО-энерго. Сотрудники АО-энерго уверяли, что не успевают решать проблемы, связанные с регистрацией прав, однако подчеркивали, что осознают важность своевременного и четкого исполнения указаний о скорейшем «укреплении» прав обществ электроэнергетики и электрификации на имущественные комплексы по транзиту электроэнергии. По их словам, сложность заключается в том, что муниципальные власти, зачастую, не имеют каких-либо правоустанавливающих и технических документов на имущество, передаваемое АО-энерго.

    Следует отметить, что далеко не везде АО-энерго находят понимание и поддержку со стороны муниципальных и региональных властей.044 Так, например, рынок снабжения населения, мелких и средних предприятий, бюджетных организаций электроэнергией в Смоленской области был монополизирован ГУП «Смоленскоблкоммунэнерго», контролируемое Администрацией Смоленской области. Как следует из сообщений СМИ, это государственное предприятие является крупнейшим и злостным должником ОАО «Смоленскэнерго». Поэтому региональное АО-энерго может предоставлять электроэнергию только на условиях предоплаты. Однако ГУП «Смоленскоблкоммунэнерго», как уверяют СМИ, выиграло преддоговорный спор в Арбитражном суде Смоленской области и Федеральном арбитражном суде Центрального округа,045 истратив на консультационные и юридические услуги 15 млн. 300 тыс. рублей, в то время как к работе в зимний период не подготовлены 180 котельных, работа по замене ветхих теплосетей выполнена всего на 14%, подготовлено к работе только 66 % центральных тепловых пунктов, за восемь месяцев 2001 года ГУП «Смоленскоблкоммунэнерго» увеличило свой долг перед АО-энерго на 76, 5 млн. рублей. При этом руководители коммунальной энергетики категорически отказались представить комиссии полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе расшифровку дебиторской задолженности и главную бухгалтерскую книгу.046

    На сегодняшний день единственным способом ликвидации проблемы неплатежей является переход предприятий муниципальной энергетики под контроль АО-энерго либо иных корпораций, в том числе контролирующих градообразующие предприятия. Муниципальные власти нередко декларируют готовность передать контроль за транзитом электроэнергии и соответствующими финансовыми потоками АО-энерго, но на деле не желают расставаться с возможностями, которыми обладает лицо, владеющее присоединенной сетью.

    Так, например, глава местного самоуправления Олонецкого района П. в судебном заседании по жалобе ОАО «Карелэнерго» на бездействие конкурсного управляющего Олонецкого МП ЖКХ, отказывающегося исполнять обязательства по оплате внеочередных требований за электроэнергию, потребленную несостоятельным должником в период наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства, заявил, что подателю жалобы предложено принять в свое ведение местные электрические сети и получать плату за электроэнергию непосредственно.047 Следует отметить, если орган местного самоуправления действительно предлагал АО-энерго принять в ведение электрическую сеть, что весьма сомнительно, это предложение нельзя рассматривать как оферту. Правовые формы управления и контроля над подобным объектом, владельческие титулы на данное имущество могут быть самыми различными: право собственности, доверительное управление, аренда, безвозмездное пользование и т. п. Предложение органа местного самоуправления, если оно имело место, нельзя считать действием, юридически связывающим ОАО «Карелэнерго», потому что оно не было совершено в письменной форме и в любом случае не отвечало требованиям, предъявляемым к оферте (ст. 435 ГК РФ). Более того, все действия органа местного самоуправления свидетельствуют о том, что Олонецкие муниципальные органы в ущерб интересам потребителей электроэнергии не в состоянии добровольно расстаться с имуществом, представляющим значительный интерес для энергетической корпорации.

    Противники передачи присоединенных сетей под контроль АО-энерго зачастую утверждают, что курс на поглощение коммунальной энергетики продиктован соображениями не экономического, а политического порядка. Так, например, руководитель ГУП «Смоленскоблкоммунэнерго» Л. полагал, что данный курс избран энергетиками после прихода в РАО «ЕЭС» «не чуждого политике» А. Б.Чубайса, чтобы иметь рычаги влияния на политику под флагом борьбы с неплатежами. Л. «недоумевал», для каких производственных нужд необходимо содержать газеты, партии, радиостанции, и высказывает мнение, что монополистам следует запретить заниматься политикой по аналогии с силовыми структурами. В качестве аргументов приводятся следующие доводы:

    1. долги АО-энерго перед унитарными предприятиями атомной энергетики;
    2. неспособность бюджетных организаций своевременно оплачивать потребленную электроэнергию;
    3. активное участие Союза правых сил в муниципальных выборах на территории Смоленской области.048

    В связи с этим следует сказать, что первый аргумент аналогичен аргументу «сам дурак», и потому не может быть принят всерьез. На второй и третий аргументы следует ответить, что делегирование представителей корпораций в органы местного самоуправления необходимо для защиты корпораций от органов местного самоуправления, не желающих утверждать реальные бюджеты и жить по средствам. Ликвидация предприятий коммунальной энергетики приведет в частности, к снижению тарифов на электроэнергию, что позволит оптимизировать расходы бюджета на ее оплату, и, с другой стороны, лишит злостных неплательщиков возможности «прятаться» за здания больниц и учебных заведений.

    Для защиты своих экономических интересов АО-энерго вынуждены содержать СМИ и политические партии, однако степень их влияния не следует преувеличивать. Так, например, руководитель ОАО «Ленэнерго» Л-в не был избран на пост председателя исполкома региональной организации СПС. Впрочем, руководство регионального подразделения СПС, как видно, ожидают проблемы, поскольку бывший лидер заявил: «Питерский СПС перестал существовать», и здание, где проходила партийная конференция, отключили от электричества. Было бы смешно вслед за СМИ думать, что «главный энергетик города решил расквитаться с бывшими товарищами доступным ему способом»,049 поскольку ответственность за непосредственное снабжение электроэнергией в Санкт-Петербурге несет перепродавец – государственное унитарное предприятие.

    Прямой запрет владельцам и менеджерам корпораций участвовать в политической жизни не приведет к какому-либо положительному результату. Юридический запрет работникам силовых ведомств заниматься предпринимательством и политикой, отнюдь не мешает государственным служащим и государственным органам быть участниками экономических и политических процессов различной степени сложности. Выступая в качестве представителей государства и от его имени, государственные служащие и органы государства нередко фактически действуют в своих собственных интересах либо в интересах конкретных «заказчиков» - корпораций и связанных с ней лиц, произвольно полагая данные интересы общественными и государственными, т. е. публичными. Действующее законодательство при этом, как правило, нарушается, что является следствием применения законов, не подлежащих применению в данном конкретном случае, неправильного толкования закона, подлежащего применению, не применения закона, подлежащего применению. Примеров тому в хозяйственной, судебной и прокурорской практике более чем достаточно.

    III.

    §7. Не каждый одобрит этот мемуар, автор его отнюдь не доллар и потому не может всем нравиться. Но ни в судебной речи, ни на лекции, ни в печати он не произнес слов, в истинности которых не был бы убежден. Другое дело, что слишком часто, слишком часто, убеждения и образ мыслей автора диктовались способом зарабатывать на жизнь, которая, однако, почти всегда оправдывала его. Коммунальная энергетика в кризисе, она ищет себе хозяина. Выбор темы сочинения и ракурс е¨ освещения определялся характером практики автора в Республике Карелия (2001-2002 гг.). Материал подготовлен к печати летом 2002 г., но не распубликован по техническим причинам. Впоследствии, автор отказался вносить в него какие-либо изменения, в том числе и связанные с принятием нового Закона о несостоятельности (банкротстве) (2002 г.). Лишь в декабре 2004 г. сей опус увидел свет трудами заведующего кафедрой права ЛГТУ, доц. И. П. Панфилова.

    Экземпляр сборника с мемуаром планировалось вручить вручить на добрую память эстетной и чарующей волшебным изяществом девушке, femina adorato, бывшей свидетелем и участником карельской кампании 2001 года. Любовь к ней не мешала работать, и помогала творить. Вместе было приятно пить чай, беседовать о русской литературе, посещать театр и гулять в парке. У женщин, как известно, вовсе не склонных признавать над собой чье-либо превосходство, при появлении этой особы перехватывало дыхание. Что же касается зрелых мужчин и едва созревших девчонок, так те от восхищения открывали рты, лишь только увидев е¨.

    При создании произведения все мысли автора были обращены к ней. Но в тяжелые дни автор всегда находил понимание у членов своей семьи: сына, жены и матери. Для юриста любые эмоции, что зерно для мельницы – вс¨ перемелется и вс¨ будет мукой. Главное, чтобы жернова не перемололи его самого. В сущности, крепкий чай, добрый табак, хорошая профессиональная библиотека, классическая музыка и советский рок-н-ролл – это вс¨, что автору нужно.

    Подход к библиографии детерминирован сферой изысканий, скромными возможностями автора в условиях карельского «книжного голода». Проблематика сочинения, его фабулы и сюжеты развертывались в произведениях:

    • Некоторые актуальные проблемы предпринимательской правосубъектности в ракурсе теории и практики несостоятельности. (Введение к новеллам о корпоративной борьбе)//Сибирский юридический вестник. 2001. No 4;
    • Некоторые проблемы предпринимательской правосубъектности конкурсных управляющих// Современные тенденции антикризисного управления. Доклады юбилейной научно-практической конференции, посвященной 50-летию ИПКгосслужбы/Под ред. А. Н. Ряховской. М.: ИПКгосслужбы. 2002. Т. 5. (В соавторстве с Т. М. Ткаченко);
    • Применение п. 4 ст. 104 ФЗ от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» в судебной практике//Современные тенденции антикризисного управления. Доклады юбилейной научно-практической конференции, посвященной 50-летию ИПКгосслужбы/Под ред. А. Н. Ряховской. М.: ИПКгосслужбы. 2002. Т. 5. (В соавторстве с Л. Н. Шамаевой);
    • Правовые проблемы определения размера и порядка выплаты справедливой и разумной компенсации//Современные тенденции антикризисного управления. Доклады юбилейной научно-практической конференции, посвященной 50-летию ИПКгосслужбы/Под ред. А. Н. Ряховской. М.: ИПКгосслужбы. 2002. Т. 5. (В соавторстве с В. Л. Литвиновым);
    • Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 2000 г. No 8-П в практике Арбитражного суда Республики Карелия. (Этапы корпоративной борьбы)//Сибирский юридический вестник. 2002. No 3. (В соавторстве с В. Л. Анисимовым, В. Л. Литвиновым);
    • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. No 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» в практике Арбитражного суда Республики Карелия//Сибирский юридический вестник. 2002. No 4. (В соавторстве с В. Л. Литвиновым);
    • Муниципалитеты в гражданских правоотношениях. (Практика арбитражных судов. Материалы к новеллам) //Сибирский юридический вестник. 2003. No 1;
    • Договор энергоснабжения – самостоятельный институт российского гражданского права//Сибирский юридический вестник. 2003. No 3;
    • Основные положения об энергосбытовых организациях в законах о реформировании российской электроэнергетики//ЭнергоРынок. 2004. No 5; No 6;
    • Гарантирующие поставщики: перспективы развития//ЭнергоРынок. 2004. No 8;

    Автор затрудняется определить жанр материала. Это не статья и не тезисы, и не китайское дацзыбао. Это даже не эскиз, а только строительные леса здания, которое предстоит ещ¨ возвести. Нельзя только сомневаться в научном характере сочинения. Создавая произведение, автор стремился выразить на бумаге непосредственность восприятия, передать подробности и ощущения тех оттенков, которые будут недоступны для будущих исследователей, не бывших участниками или свидетелями описываемых событий.

    Автор все дни карельской кампании жил надеждой, что настанет день и можно будет сказать оппонентам – противникам преобразований в электроэнергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве: «Люди, посмевшие идти против природы вещей, если вы торжествовали, то торжествовали лишь временно и упустили возможность передать публичное имущество под контроль монополий с выгодой для себя на условиях государственных и муниципальных концессий!». Иначе чего ради автор, коротая время, бражничал с непотребными девками? Работать его побуждали не только гонорары, ведь юриспруденцию нельзя купить или испортить деньгами, но и уверенность в правоте дела своего, желание дожить до победы. С этим желанием, любовью к жизни, юрист не должен расставаться никогда и ни в коем случае.

    Читателя не смутит партийный характер сочинения. Партии и союзы, упоминаемые здесь, выполнив свои функции, свою «историческую миссию» (Игорь Сечин) ушли в политическое небытие. Впоследствии автор и словом, и пером защищал интересы предприятий коммунальной энергетики, в том числе в арбитражных судах Курской и Курганской областей.

    Автор признателен издателю – Липецкому государственному техническому университету; талантливому адвокату, хорошему руководителю и понимающему человеку, заведующему кафедрой права ЛГТУ, к. ю. н., доц. И. П. Панфилову; старшему преподавателю той же кафедры Н. В. Латышевич.

    Автор признателен ООО РА «Информсервис» (начальник юридического отдела С. В. Кузьменко), что выплачивало ему небольшое пособие за чисто номинальный труд в не самые лучшие дни февраля - апреля 2003 г. Пособие избавило автора от поисков хлеба насущного, он с уважением относится к труженикам, но полагает, что пользу обществу ему лучше приносить в библиотеке, занимаясь научными изысканиями, стихосложением, либо выступая в судебном заседании или студенческой аудитории.

    Автор не менее признателен декану юридического факультета Московского экономико-лингвистического института к. ю. н. О. Ю. Ручкину, предоставившему свободу творчеству при чтении курсов акционерного и договорного права (сентябрь 2003 г. –январь 2004 г.).

    Автор благодарен Некоммерческому партнерству «Юрклуб», разместившему данное произведение на своем сайте в сети Интернет.

    Цитированные источники

    Гликин М., Работнова В. Как трудно быть правыми//Общая газета. 2001. 25-31 октяб.

    Гриценко Е. В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства: Значение опыта ФРГ для России/ Е. В. Гриценко. – Иркутск, 2001.

    Гумаров И. Понятие вещи в современном гражданском праве России//Хоз. и право. 2000. No 3.

    Гражданское право. Учебник. Изд. пятое, перераб. и доп./Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М., 2000. - Т. 1

    Гражданское право: В 2 т. Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1998. – Т. 1.

    Степанов С. А. Имущественные комплексы в российском гражданском праве/С. А. Степанов. М., 2002. (Современное гражданское право).

    Круглик С. И. О создании для коммунальной энергетики равных условий функционирования на потребительском рынке//Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2000. No 1.

    Лосев А. Ф. Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы// Платон. Диалоги. - М., 1986. (Филос. наследие).

    Нестолий В. Г. «Настольная книга» о предпринимательской правосубъектности граждан//Право: история, теория, практика. Июнь 2001 г. Сб. науч. труд./Под ред. И. П. Панфилова. – Липецк, 2001.

    Нестолий В. Г. Предпринимательская правосубъектность и предпринимательская деятельность. (Вопросы теории и практики)//Право: история, теория, практика. Июнь 2001 г. Сб. науч. труд./Под ред. И. П. Панфилова. - Липецк. 2001.

    Парягина О. А. Правовые проблемы социальной политики: Учебное пособие/ О. А. Парягина. – Иркутск: ЮИ ИГУ, 2001.

    Покровский И. А. История римского права/И. А. Покровский. – СПб., 1998.

    Полуэктов М. Заявление конкурсного кредитора о признании должника банкротом как одно из условий возбуждения дела о банкротстве юридического лица в арбитражном суде// Право и законность: Сб. науч. труд./Под ред. проф. И. Э. Звечаровского и проф. А. И. Хаснутдинова. – Иркутск, 2001.

    Попова Т. В. Обращение взыскания на имущество муниципального предприятия как должника, являющегося кредитором третьих лиц//Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2001. No 2.

    Ращевский Е. К вопросу о юридической природе плана внешнего управления// Хоз. и право. 2000. No 12.

    Ряховская А. Н. Проблемы антикризисного управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальных образованиях/А. Н. Ряховская. - М., 2001.

    Савенок С. Зима в Смоленск пришла внезапно// Независимая газета, 2001, 27 октяб.

    Селезнев Д. О. О некоторых аспектах финансовой самостоятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе//Сибирский юридический вестник. 2001. No 2.

    Смирнов С. Рубильник как кнут и пряник нашей действительности//Российская газета. 2001. 25 октяб.

    Суворов Н. С. Об юридических лицах по римскому праву /Н. С. Суворов – М., 2000. (Классика российской цивилистики).

    Суханов Е. А. Понятие права собственности в российском законодательстве и в модельном Гражданском кодексе для стран СНГ // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. No 4 (33)/ 2001. No 1(34).

    Тарле Е. В. А. К. Дживилегов. Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902 /Рецензия//Из литературного наследия академика Е. В. Тарле. - М. 1981.

    Телюкина М. В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)»/ Отв. ред. проф. А. Ю. Кабалкин. - М., 1998.

    Толстой Ю. К. К разработке теории юридического лица на современном этапе // Проблемы современного гражданского права. Сб. статей. - М., 2000. (Памяти С. Н. Братуся)

    Филиппова Н. Л. Круглый стол в профсоюзе жизнеобеспечения по теме «Реформы в ЖКХ//Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, 2001, No 3. С. 50.

    Хвостов В. М. Система римского права. Учебник/В. М. Хвостов. - М., 1996.

    Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов/А. Ф. Черданцев. - М., 2001.

    Чернышов Л. Н. Энергоресурсосбережение в жилищно-коммунальной отрасли//Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2001. No 2.

    Шершеневич Г. Ф. Конкурсный процесс/Г. Ф. Шершеневич.- М., 2000. (Классика российской цивилистики).

    Шишкин С. И. Краевой областной Совет: Проблемы комплексного развития территорий/С. И. Шишкин. – Иркутск, 1998.



    001См.: Суворов Н. С. Об юридических лицах по римскому праву /Н. С. Суворов - М., 2000. - С. 141. (Классика российской цивилистики).
    002См.: Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов/А. Ф. Черданцев. - М., 2001. - С. 24.
    003См.: Хвостов В. М. Система римского права. Учебник/В. М. Хвостов. - М., 1996.- С. 66.
    004См.: Гражданское право: В 2 т. Учебник /Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1998. - Т. 1. С. 102.
    005Там же. С. 29-30.
    006См.: Телюкина М. В. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)"/ Отв. ред. проф. А. Ю. Кабалкин. - М., 1998. - С. 89.
    007См.: Гражданское право. Учебник. Изд. пятое, перераб. и доп./Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М., 2000. - Т. I. С. 98. (Автор главы М. В. Кротов).
    008Собр. законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 222.
    009М. Полуэктов полагает, что ограничение дееспособности должника при возбуждении дела о банкротстве проявляется как в утрате возможности самостоятельно, без согласия временного управляющего, совершать определенные сделки, так и в ограничении права органов управления на принятие некоторых решений. (См.: Полуэктов М. Заявление конкурсного кредитора о признании должника банкротом как одно из условий возбуждения дела о банкротстве юридического лица в арбитражном суде// Право и законность: Сб. науч. труд./Под ред. проф. И. Э. Звечаровского и проф. А. И. Хаснутдинова. - Иркутск, 2001. - С. 35).
    010См.: Суханов Е. А.. Понятие права собственности в российском законодательстве и в модельном Гражданском кодексе для стран СНГ// Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 2000. № 4 (33)/ 2001. № 1(34). С. 85.
    011См.: Ращевский Е. К вопросу о юридической природе плана внешнего управления// Хоз. и право. 2000. № 12. С. 13-14.
    012Там же. С. 18.
    013См., напр., Шершеневич Г. Ф. Конкурсный процесс/Г. Ф. Шершеневич.- М., 2000. С. 27-29. (Классика российской цивилистики).
    014См.: Гумаров И. Понятие вещи в современном гражданском праве России//Хоз. и право, 2000, № 3. С. 79, 80. (Безусловно, имеется в виду имущество предприятия как имущественного комплекса, а не как коммерческой организации - Авт.) В хозяйственной и судебной практике вплоть до настоящего времени встречаются случаи отождествления коммерческой организации с принадлежащим ей имуществом. Например, заключаются договоры о доверительном управлении юридическим лицом, и подобным сделкам не дается надлежащая правовая оценка. См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 апреля 2001 г. № 2554/99//Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. № 8.
    015См.: Степанов С. А. Имущественные комплексы в российском гражданском праве. М., 2002. С. 66, 67. (Современное гражданское право). (Таким образом, можно обладать объектами интеллектуальной собственности на праве собственности, если осуществить их регистрацию в качестве предприятия, т. е. распространить на них правовой режим недвижимости - Авт.) Вещью в силу закона является и такой нематериальный объект как бездокументарная ценная бумага (Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"//СЗ РФ, 1996, № 17. Ст. 1918), владеть которой невозможно в силу отсутствия у нее физической природы.
    016Интересы, притязания, требования конкурсного кредитора, в условиях действия Закона о банкротстве 1998 г., (и всех последующих законов) удовлетворяются отнюдь не в результате реализации конкурсной массы, а при получении выгод, которые приносит положение лица, участвующего в деле о банкротстве. Выгода же есть категория не экономическая, а морально-этическая, однопорядковая с такими понятиями как милость, польза, бескорыстие, добросовестность и пр. См.: Лосев А. Ф. Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы// Платон. Диалоги. - М., 1986. С. 44. (Филос. наследие). Однако морально-этические категории, нематериальные блага в условиях усложнения товарно-денежных отношений приобретают явно выраженное имущественное содержание. См.: Нестолий В. Г. "Настольная книга" о предпринимательской правосубъектности граждан//Право: история, теория, практика. Июнь 2001 г. Сб. науч. труд. /Под ред. И. П. Панфилова.- Липецк, 2001. - С. 158, 159.
    017По данным Министерства машиностроения, науки и технологий, износ генерирующих мощностей электростанций РАО "ЕЭС России" на сегодняшний день составляет 52%. По данным самого РАО, масштабы развития электроэнергетики за период до 2010 г. потребуют более 70 млрд. долл. См.: Московские новости. 2001. № 27. По словам А. Акаева на укрепление энергетической отрасли Киргизии в течение 10 лет были направлены иностранные инвестиции на сумму более 180 млн. долл., что позволило бесперебойно обеспечивать население электроэнергией. Энергетическая безопасность, обоснованно полагает А. Акаев, есть элемент экономической и национальной безопасности страны. См.: Независимая газета. 2001. 27 октяб.
    018Собр. законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; 2000. № 32. Ст. 3339.
    019Предприятия муниципальных электрических сетей обеспечивают электроэнергией 57% населения. Остальные получают электроэнергию напрямую от АО-энерго. Коммунальное тепловое и электротехническое хозяйство разбросано по более 13 тыс. муниципий и достигло катастрофической степени износа. См.: Чернышов Л. Н. Энергоресурсосбережение в жилищно-коммунальной отрасли//Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2001. № 2. С. 42-43.
    020См.: Круглик С. И. О создании для коммунальной энергетики равных условий функционирования на потребительском рынке//Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2000. № 1. С. 93.
    021См.: Ряховская А. Н. Проблемы антикризисного управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальных образованиях/А. Н. Ряховская. - М., 2001. - С. 47.
    022См.: Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2001. Специальный выпуск: II Всероссийский Форум по проблемам жилищно-коммунального хозяйства. С. 26-29.
    023См.: Ряховская А. Н. Указ. соч. С. 47-48.
    024Собр. законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3179.
    025См.: Ряховская А. Н. Указ. соч. С. 51, 52.
    026См.: Долженко А. Н., Резников В. Б., Хохлова Н. Н. Судебная практика по гражданским делам/А. Н. Долженко, Б. Б. Резников, Н. Н. Хохлова. М., 2001. С. 124-126.
    027См.: Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2001 г. № 64 п. 7//Вестник ФСФО России. 2001. № 7.
    028См.: Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 января 1999 г. № С1-7/УП-61 "О применении законодательства о несостоятельности (банкротстве)"// Документ официально опубликован не был; получен из БД "Гарант".
    029Приказ Госстроя РФ от 21 сентября 2000 г. № 215 "О создании рабочей группы по разработке проекта Федерального закона "Об особенностях несостоятельности (банкротства) строительных организаций и организаций жилищно-коммунального комплекса" с изменениями от 26.10.2000 г.// Документ официально опубликован не был, получен из БД "Гарант".
    030См.: Попова Т. В. Обращение взыскания на имущество муниципального предприятия как должника, являющегося кредитором третьих лиц//Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2001. № 2. С. 76-79. Здесь прямо указывается, что возбуждение процедуры банкротства собственного предприятия является одним из способов сохранения своего имущества.
    031См.: Нестолий В. Г. Предпринимательская правосубъектность и предпринимательская деятельность. (Вопросы теории и практики)//Право: история, теория, практика. Июнь 2001 г. Сб. науч. труд./Под ред. И. П. Панфилова. - Липецк. 2001. - С. 49-81.
    032См.: Толстой Ю. К. К разработке теории юридического лица на современном этапе // Проблемы современного гражданского права. Сб. статей. - М., 2000. - С. 108. (Памяти С. Н. Братуся).
    033См.: Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2001. Специальный выпуск: II Всероссийский Форум по проблемам жилищно-коммунального хозяйства. С. 26-29.
    034См.: Шишкин С. И. Краевой областной Совет: Проблемы комплексного развития территорий/С. И. Шишкин. - Иркутск, 1998. - С. 11. Отметим, что фактической, реальной властью на территориях обладали партийные комитеты. Прокуратура, милиция и суд, органы безопасности (т. е. жандармерия, охранка) являлись инструментами данной власти. Нельзя отрицать также и того, что значительным влиянием на территориях пользовались и пользуются люди т. н. воровского закона.
    035Собр. законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.
    036См.: Гражданское право. Учебник. Изд. пятое, перераб. и доп./Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М., 2000. Т. 1. - С. 195. (Автор главы А. А. Иванов).
    037См.: Суворов Н. С. Указ. соч. С. 194-198.
    038См.: Покровский И. А. История римского права/И. А. Покровский. - СПб., 1998. - С. 310-316.
    039См.: Гриценко Е. В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства: Значение опыта ФРГ для России/ Е. В. Гриценко. - Иркутск, 2001. - С. 37.
    040См.: Суворов Н. С. Там же. С. 30.
    041См.: Тарле Е. В. А. К. Дживилегов. Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902 /Рецензия//Из литературного наследия академика Е. В. Тарле. - М. 1981.- С. 98.
    042См.: Селезнев Д. О. О некоторых аспектах финансовой самостоятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе//Сибирский юридический вестник. 2001. № 2. С. 26.
    043См.: Парягина О. А. Правовые проблемы социальной политики: Учебное пособие/ О. А. Парягина. - Иркутск: ЮИ ИГУ, 2001. - С. 102-103.
    044На федеральном уровне против передачи функций энергосбыта от коммунальных энергопредприятий в систему РАО "ЕЭС России" выступают Госстрой России, РАО "Роскоммунэнерго", руководство Общероссийского профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий (профсоюз жизнеобеспечения). См.: Филиппова Н. Л. Круглый стол в профсоюзе жизнеобеспечения по теме "Реформы в ЖКХ//Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2001. № 3. С. 50
    045См.: Смирнов С. Рубильник как кнут и пряник нашей действительности // Российская газета. 2001. 25 октяб.
    046См.: Савенок С. Зима в Смоленск пришла внезапно// Независимая газета. 2001. 27 октяб.
    047См.: Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 31 августа 2001 г. по жалобам ОАО "Карелэнерго" от 09.07. 2001 г. и от 20.07. 2001 г.//Дело № А26-2517/99-02-03/191 Арбитражного суда Республики Карелия.
    048См.: Смирнов С. Рубильник как кнут и пряник нашей действительности//Российская газета, 2001, 25 октяб.
    049См.: Гликин М., Работнова В. Как трудно быть правыми//Общая газета. 2001. 25-31 октяб.








    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru