Разное
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Разное

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено: 14.02.2006


    Парламентские расследования в России

    Галичев М.Г. и коллектив Study-law
    http://www.study-law.ru
    info@study-law.ru

        29 декабря 2005 года был опубликован в российской газете Федеральный закон РФ от 27 декабря 2005 года No 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального собрания Российской Федерации» (далее закон «О парламентском расследовании»). Настоящий Федеральный закон вступил в силу на всей территории России со дня его официального опубликования.

        Данный закон интересен тем, что он создает в Российской правовой системе новый институт расследования (парламентское расследование), которое необходимо отличать, прежде всего от расследований уголовных преступлений, подлежащих расследованию правоохранительными органами Российской Федерации в соответствии с нормами УПК РФ.

    В соответствии со ст. 1 Закона «О парламентском расследовании» им регулируются общественные отношения, связанные с осуществлением палатами Федерального Собрания Российской Федерации деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства, а именно расследование:

    1) фактов грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

    2) обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

    3) обстоятельств, связанных с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    При этом парламентскому расследованию не подлежат:

    1) деятельность Президента Российской Федерации;

    2) деятельность суда по осуществлению правосудия;

    3) деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

    Предметом парламентского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления.

    Как следует предположить, принятие столь интересного и важного для современной России Федерального закона, предрешило возникновение в стенах Федерального собрания России парламентской комиссии по расследованию причин трагедии в г. Беслан. Важно что, члены Федерального собрания, так же как и все человечество, были поражены, варварством бандитов, да и беспомощностью правоохранительных органов России, что, по моему мнению и явилось тем катализатором создания исследуемого нами Федерального закона.

    И так, в чем же состоит отличие парламентское расследования от расследований проводимых в порядке уголовного судопроизводства. Конечно первое отличие, это цели проводимых расследований.

    Применительно к досудебному производству по уголовным делам цели предварительного следствия следующие:

        - раскрытие преступления;

        - установление лица, его совершившего;

        - ограждении невиновного от привлечения к ответственности;

        - подготовка материалов, достаточных для разрешения дела в суде по существу.

    Парламентское расследование имеет совершенно иные цели. В соответствии со ст.2 Закона «О парламентском расследовании» целями парламентского расследования являются:

    1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

    2) обеспечение палатами Федерального Собрания Российской Федерации контроля деятельности Правительства Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных органов, не являющихся органами государственной власти, а также органов местного самоуправления по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения парламентского расследования;

    3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий.

    При этом в законе специально отмечается, что парламентское расследование не подменяет собой дознание, предварительное следствие и судопроизводство (ч. 3 ст. 2 Закона «О парламентском расследовании».

    Парламентское расследование, так же как и расследование уголовных преступлений и административных правонарушений проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, равенства граждан перед законом, коллегиальности, объективности и гласности.

    Правовой основой парламентского расследования является Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральные законы, и иные нормативно правовые акты Российской Федерации.

    Существенным отличием парламентского расследования от расследования и судебного рассмотрения уголовного дела за совершение уголовного преступления, это отсутствие цели установления виновности конкретных лиц в совершении каких – либо преступлениях, вину лица совершившего преступление может установить в соответствии с действующим Российским законодательством, только в соответствии с подведомственностью и подсудностью дел суд и только суд.

    Говоря об этом нельзя не вспомнить отчет о расследовании Бесланской трагедии, опубликованный 29.12.05 . в Российской Газете, где докладчик господин Трошин говорит о следующем:

    «Спецслужбы и милиция не располагали данными, что это будет именно школа N 1 в Беслане, но центральное руководство МВД и ФСБ передавали в конце августа 2004 года в свои региональные подразделения приказы и распоряжения о необходимости особой бдительности и принятии конкретных мер по предотвращению возможных терактов. К сожалению, как выяснила комиссия, эти указания на местах выполнены не были. Более того, по мнению комиссии, многие должностные, в том числе высшие, лица правоохранительных органов республик Северная Осетия-Алания и Ингушетия допустили преступную халатность и беспечность. Торшин привел более чем убедительный пример: оказывается, банда формировалась прямо под носом у милиции. Лагерь террористов располагался возле селения Пседах, в 70 метрах от дороги и всего в пятистах метрах от окраины села……»

    Утверждение о совершении преступной халатности сотрудниками правоохранительных органов республик Северная Осетия – Алания Ингушении, в контексте Закона «О парламентском расследовании» наверное, является не верным, поскольку данное утверждение, звучит, как констатация факта вины. А установление вины, как нам известно, функция судебных органов России.

    В данном случае более уместно было бы говорить о возможном наличии в действиях (бездействии) сотрудников правоохранительных органов вышеуказанных республик признаков преступной халатности.

    Важным является определения срока проведения любого расследования, в том числе и парламентского. В соответствии со ст. 5 Закона «О парламентском расследовании» срок парламентского расследования не может превышать один год со дня создания комиссии, и данное ограничение является чрезвычайно важным с позиции необходимости ограничения возможности «спускания на тормоза во времени» когда - то бударажащих Российское общество событий.

    В последствии, если будет опубликован результат первого в истории России парламентского расследования, мы вернемся к анализу данного правового института.







    патентование товарного знака информация www.copyrightlaw.ru/services/registratsiya-tovarnogo-znaka | "Вектор СБ". установка системы оповещения пожаре по конкурентным ценам . смотреть подробнее.


    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru