Разное
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Разное

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    казино сол официальный сайт

    Добавлено 10.09.2003

    ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН




    Вопросы правового статуса иностранных граждан и находящихся на территории Российской Федерации лиц без гражданства на протяжении последнего десятилетия крайне редко удостаивались внимания Законодателя. Результатом предания их забвению явилось положение, при котором существовавшая на тот момент совокупность разнородных правовых актов перестала отвечать потребностям практики. Изменить сложившуюся ситуацию призван федеральный закон от 25.07.2002 г. №115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вступивший в силу 01.11.2002 г. (далее - Закон). Закон не только вобрал в себя отдельные положения нормативно-правовых актов, применявшихся ранее, но и ввел ряд норм, ранее неизвестных российскому правопорядку, что сделало его одним из основных инструментов проведения целостной миграционной политики в России.
    Единообразному применению указанного инструмента способствует используемый Законом категориальный аппарат, выгодно отличающий Закон от ряда нормативно-правовых актов, действовавших ранее. Под иностранным гражданином в Законе понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. К лицам без гражданства отнесены физические лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Положения Закона об иностранных гражданах также применяются к лицам без гражданства за исключением случаев, когда законом для лиц без гражданства особо устанавливаются правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан, поэтому далее в тексте данной статьи термин «иностранный гражданин» включает и лиц без гражданства.
    Закон различает три категории иностранных граждан в зависимости от оснований их нахождения на территории РФ. Лица, получившие вид на жительство признаются постоянно проживающими на территории РФ. Временно проживающими являются лица, получившие разрешение на временное проживание. Те же лица, которые не имеют вида на жительство или разрешения на временное проживание и прибыли в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, именуются Законом лицами, временно пребывающими на территории РФ.
    Законом затронуты различные вопросы правового статуса иностранных граждан, однако, наибольший интерес способны вызывать содержащиеся в Законе положения о регистрации иностранных граждан по месту пребывания.
    Опираясь на Постановление КС РФ от 02.02.1998 г. №4-П[1] регистрация может быть определена как предусмотренный федеральным законом способ учета иностранных граждан в пределах РФ, носящий уведомительный характер и отражающий факт нахождения иностранного гражданина по месту пребывания.
    Задача регистрационного учета иностранных граждан может быть обозначена по аналогии с задачей, поставленной перед системой учета лиц, состоящих в гражданстве РФ, т.е. как обеспечение необходимых условий для реализации иностранными гражданами своих прав и свобод, а также выполнения ими своих обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом[2]. Общность задач привела к сближению формы осуществления регистрационного учета, что выразилось в отказе от ведения учета посредством регистрации национальных паспортов иностранных граждан в пользу регистрации непосредственно иностранных граждан. Следует отметить и расширение круга иностранных граждан, названных в числе объектов регистрационного учета, что также сближает учет иностранных граждан и граждан РФ, поскольку действующее законодательство рассматривает обязанность регистрироваться при определенных условиях как обязанность каждого гражданина РФ[3]. Перечень иностранных граждан, освобождаемых от регистрации, в настоящее время содержится в ст. 25 Закона. Сужение указанного перечня по сравнению с аналогичным перечнем, предусматривавшимся ранее действовавшим законодательством, произошло за счет исключения из него лиц, не достигших 18-летнего возраста, иностранных туристов, совершающих круизы и лиц, обладающих паспортами, выданными ООН.
    Сведения об иностранном гражданине, получаемые при его регистрации, являются одним из основных источников для формирования центрального банка данных, порядок создания и ведения которого должен быть установлен Правительством РФ (ст. 26 Закона). В целях предотвращения устаревания информации, содержащейся в центральном банке данных, Законом уточнен порядок исчисления срока, предоставляемого иностранным гражданам для выполнения возложенной на них обязанности по регистрации. Если ранее такой срок во всех случаях исчислялся со дня прибытия иностранного гражданина в пункт назначения, что не всегда позволяло точно определить момент начала и окончания течения срока, то теперь течение указанного срока для иностранных граждан, въехавших в РФ, начинается со дня, следующего за днем пересечения Государственной границы РФ. В случае перемены места пребывания в РФ срок, как и ранее, должен исчисляться со дня прибытия на новое место пребывания. При этом продолжительность самого срока осталась равной трем рабочим дням.
    Также в целях актуализации информации об иностранных гражданах, основанием для пребывания которых в РФ является вид на жительство или разрешение на временное проживание, Законом предусмотрена обязанность таких граждан ежегодно проходить перерегистрацию в регистрационном органе по месту своего жительства (п. 4 ст. 21). При этом Законодатель упустил из виду то обстоятельство, что отдельные иностранные граждане могут пребывать в РФ более одного года и по иным основаниям. К таковым, например, относятся граждане Республики Беларусь, обладающие правом свободного передвижения и постоянного проживания на территории РФ на основании международного договора[4], а также иностранные граждане, прибывшие в РФ на основании визы, но не имеющие разрешения на временное проживание, в том случае если в результате вынесения полномочным органом решения о продлении срока действия такой визы, общий срок её действия составит более одного года.
    Обязанности по выполнению функций регистрационных органов Законом возложены на органы МВД РФ и МИД РФ, при этом перечень иностранных граждан, регистрация которых осуществляется МИД РФ исчерпывающим образом определен ст. 22 Закона. В указанный перечень включены иностранные граждане, так или иначе имеющие отношение к дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств в РФ. Ранее в соответствии с Правилами пребывания иностранных граждан на территории СССР[5] регистрация заграничных паспортов иностранных граждан, прибывших на срок не более трех месяцев, могла осуществляться в принимающих организациях, а если иностранный гражданин избирал в качестве места пребывания гостиницу, его паспорт регистрировался в соответствующей гостинице.
    Безусловным достоинством Закона является установление небезупречного, но достаточно четкого порядка регистрации. Для регистрации иностранный гражданин, в качестве регистрационного органа по отношению к которому выступает паспортно-визовое подразделение МВД РФ, обязан обратиться с письменным заявлением в указанный орган по месту пребывания. Такое заявление может быть подано иностранным гражданином как лично, так и через организацию, по приглашению которой иностранный гражданин прибыл в РФ.
    Помимо письменного заявления к числу документов, предоставление которых является обязательным условием для осуществления регистрации, Законом отнесены:
    • миграционная карта, имеющая отметку органа пограничного контроля о въезде в РФ (ст. 23 Закона);
    • документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (ст. 23 Закона);
    • квитанция об уплате государственной пошлины (пп. 5 п. 1. ст. 19 Закона).
    Миграционная карта представляет собой документ, содержащий сведения об иностранном гражданине или лице без гражданства, въезжающем в РФ, и служащий для контроля за его временным пребыванием на территории РФ. Положение о миграционной карте и форма миграционной карты утверждены приказом МВД РФ от 11.11.2002 №1095. Заполнить миграционную карту при въезде в РФ обязан каждый иностранный гражданин, независимо от его возраста[6]. Каких-либо исключений из указанного правила Закон не делает, что, очевидно, не является разумным решением. Как подтверждение данной позиции может быть расценено появление в положении о миграционной карте указания на то, что миграционные карты при въезде в РФ не заполняются иностранными гражданами, освобожденными от регистрации (п. 3 положения). Действительно, предложение заполнить миграционную карту вряд ли станет лучшим началом для визита главы иностранного государства. Также вызывает сомнение целесообразность заполнения миграционных карт членами экипажей воздушных судов и рядом иных категорий граждан. Тем не менее, выход, предлагаемый положением о миграционной карте нельзя признать удачным не только потому, что он не соответствует федеральному закону, но и потому, что реализация подобного указания невозможна, поскольку в число лиц, освобождаемых от регистрации, входят иностранные граждане, прибывшие в РФ на срок не более трех дней. Положение о миграционной карте не дает ответа на вопрос о том, каким именно образом органам пограничного контроля предлагается отличать таких граждан при въезде в РФ от лиц, намеревающихся пребывать в РФ более трех дней.
    Интересно, что даже положение о миграционной карте не предлагает освобождать от заполнения миграционных карт граждан Республики Беларусь. Что касается неоднократных заявлений ряда высокопоставленных лиц, содержащих утверждения о том, что граждане Республики Беларусь не обязаны заполнять миграционные карты, то соответствующая оценка таких высказываний может быть дана самим читателем. Тем не менее, граждане Республики Беларусь в настоящее время действительно пересекают Государственную границу РФ без заполнения миграционных карт.
    Миграционная карта состоит из двух одинаковых частей - въездной и выездной, при этом заполненная въездная часть (талон "А") с проставленной в ней отметкой о въезде изымается должностным лицом органа пограничного контроля у владельца при въезде в РФ и передается в пост иммиграционного контроля в пункте въезда. Выездная часть миграционной карты (талон "В") с проставленной в ней отметкой о въезде хранится у иностранного гражданина в течение всего периода его пребывания на территории РФ и сдается должностному лицу органа пограничного контроля при выезде из РФ при прохождении пограничного контроля. Именно выездная часть миграционной карты и должна предъявляться уполномоченному органу для осуществления регистрации.
    Иностранным гражданам, регистрация которых осуществляется МИД РФ, регистрационным органом будут выдаваться дипломатические, служебные или консульские карты. Порядок использования таких карт будет установлен Правительством РФ (п. 2 ст. 22 Закона). Можно предположить, что указанные карты должны, в том числе, выполнять все функции, возлагаемые на карты миграционные, но, как было показано выше, в итоге такие иностранные граждане станут обладателями обеих карт, что вряд ли целесообразно.
    То обстоятельство, что органы пограничного контроля отныне обязаны проставлять отметки о пересечении Государственной границы РФ в миграционных картах иностранных граждан, не подменяет действующего порядка проставления аналогичных отметок в документах указанных граждан, дающих право пересечения Государственной границы.
    Регистрация иностранного гражданина производится при условии предъявления им одного из удостоверяющих личность документов, перечень которых определен ст. 10 Закона. Как правило, в качестве такого документа выступает паспорт иностранного гражданина. Так как до вступления в силу Закона учет иностранных граждан осуществлялся путем регистрации их паспортов, регистрационные органы обладают достаточным практическим опытом работы с подобными документами, который, как бы парадоксально это не звучало, в настоящее время является существенным препятствием для последовательной реализации Закона. Согласно сложившейся, например, в органах ПВС ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области практике применения Правил пребывания иностранных граждан в СССР[7], которыми до вступления в силу Закона наиболее подробно регламентировался порядок регистрации паспортов иностранных граждан, органы ПВС для осуществления регистрации изымали паспорта у иностранных граждан на срок до нескольких дней. К сожалению, вступление в силу Закона крайне незначительно отразилось на деятельности органов ПВС, в частности, указанные органы, по-прежнему практикуют изъятие паспортов иностранных граждан. При этом иностранным гражданам даже не выдается расписок, подтверждающих принятие документов.
    Косвенно о намерении сохранить существующую практику свидетельствует и п. 2 Инструкции по выдаче, оформлению и учету миграционных карт паспортно-визовыми подразделениями и подразделениями по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации[8], устанавливающий следующий алгоритм действий сотрудников органов ПВС при осуществлении регистрации иностранных граждан:
    • принятие талона «В» миграционной карты для регистрации.
    • проверка правильности заполнения выездной части (талон «В») миграционной карты, сличение данных, содержащихся в ней, с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина;
    • проставление после проверки отметки о регистрации на оборотной стороне выездной части (талон «В») миграционной карты;
    • внесение сведений об иностранном гражданине в электронную базу данных (учетные документы) и направление их в установленном порядке в подразделение по делам миграции и центральный банк данных;
    • возвращение выездной части миграционной карты (талон "В") иностранному гражданину, которая находится у него в течение всего периода пребывания в РФ.
    Между тем, согласно ст. 23 Закона для регистрации иностранный гражданин обязан лишь предъявить документ, удостоверяющий личность. Толковый словарь русского языка разъясняет, что «предъявить» значит показать в подтверждение чего-нибудь[9]. Следовательно, каких-либо оснований для изъятия паспортов иностранных граждан под предлогом регистрации в настоящее время не существует. Полагаю, что и условие о предоставлении паспорта для его регистрации в период до 01.11.2002 г. не могло служить основанием для изъятия паспорта, т.к. согласно тому же источнику «предоставить» означает «доставить, предъявить, сообщить»[10].
    Излишне говорить, что действия должностных лиц, выражающиеся в изъятии паспортов и миграционных карт у иностранных граждан, существенно ограничивают права таких граждан, в том числе, право на свободное передвижение, закрепленное ст. 11 Закона. Причем сказанное оказывается верным не только по отношению к иностранным гражданам, которые уже только в силу своей этнической принадлежности зачастую становятся объектом пристального внимания сотрудников правоохранительных органов, но и ко всем остальным иностранным гражданам, поскольку, например, осуществление деловой поездки при отсутствии документа, удостоверяющего личность, является крайне затруднительным. Представляется, что действия по изъятию паспортов иностранных граждан должны рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.17. КоАП РФ, устанавливающей ответственность за незаконное изъятие должностным лицом удостоверения личности гражданина (паспорта). Каких-либо оснований для сведения сферы применения указанной статьи исключительно к случаям изъятия паспорта гражданина РФ нет, поскольку специального указания на то закон не содержит.
    В качестве условия регистрации иностранного гражданина Закон называет уплату государственной пошлины. Так до вступления в силу Закона за регистрацию или продление срока регистрации иностранного паспорта или заменяющего его документа взималась государственная пошлина в размере 20% МРОТ. Что касается периода после 01.11.2002 г., то безупречность оснований для взимания государственной пошлины весьма сомнительна, поскольку в настоящее время законом не установлены все элементы соответствующего налогового сбора. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам Законодатель, исходя из характера данного сбора[11]. Однако, установление налогового сбора без определения основания уплаты и ставки сбора представляется невозможным. Применительно к государственной пошлине, уплата которой названа в качестве условия регистрации иностранного гражданина, законодательство о налогах и сборах не определяет ни один из указанных элементов обложения. Данное положение явилось следствием изменения объекта системы регистрационного учета иностранных граждан: приводя в соответствие с Законом иные нормативно-правовые акты (ст. 36 Закона) Законодатель изменил нумерацию, но не затронул содержание пп.10 п. 7 ст. 4 закона «О государственной пошлине»[12], которым устанавливается размер пошлины именно за регистрацию иностранного паспорта, т.е. за совершение юридически значимого действия отличного от регистрации иностранного гражданина. Таким образом, взимание государственной пошлины за регистрацию иностранного гражданина впредь до соответствующих изменений действующего законодательства является невозможным. Указанное обстоятельство игнорируется должностными лицами ПВС ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые исправно принуждают иностранных граждан при их регистрации к уплате суммы в размере 20% МРОТ.
    Несмотря на то, что по своей природе институт регистрации иностранных граждан призван отражать факт их нахождения по месту пребывания, Закон не требует от иностранных граждан предоставления сведений о том, по какому адресу они проживают или намереваются проживать. Хотя форма миграционной карты и содержит поле «Адрес (организация) в России», однако далеко не всегда сведения, указываемые в нем, позволят установить место пребывания иностранного гражданина. При въезде в РФ иностранный гражданин может и не знать, по какому именно адресу он будет проживать. Что касается изменения иностранным гражданином места пребывания в России, то в этом случае адрес нового места пребывания вообще не будет отражен где-либо. Таким образом, регистрационные органы фактически лишены возможности выполнения возложенных на них функций, что закономерно приводит к выдвижению требований о предоставлении дополнительных документов, якобы необходимых для регистрации. В числе таких документов должностными лицами органов ПВС ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области называются, например, справка о лицах, зарегистрированных в жилом помещении (форма 9), указанном заявителем в качестве места пребывания, ксерокопия договора аренды, фотографии и т.п. Более того, регистрация иностранного гражданина, прибывшего по приглашению юридического лица, дополнительно осложняется сохранением на практике требования о регистрации организации в органах ПВС, которое и ранее не имело под собой какого-либо законного основания, а в настоящее время безосновательно отождествляется с нормой об обязательности постановки организаций на учет в уведомительном порядке для целей оформления приглашений на въезд в РФ, предусмотренной ст. 25 закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[13]. При этом от организаций требуется предоставление следующих документов: нотариально заверенные копии учредительных документов, копию свидетельства о внесении записи об организации в единый государственный реестр юридических лиц, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, документальное подтверждение назначения на должность руководителя организации и копию паспорта лица, ответственного за регистрацию иностранных граждан и т.п.
    Как правило, собрать все истребуемые документы в течение трех рабочих дней после дня въезда в РФ не удается, в результате чего иностранный гражданин может быть привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 18.8. КоАП РФ, влекущего наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ с административным выдворением за пределы РФ или без такового.
    Возможным решением указанной проблемы является повышение роли письменного заявления иностранного гражданина, на основании которого должна осуществляться регистрация иностранного гражданина, если такая регистрация осуществляется органом МВД РФ. Представляется целесообразным внести необходимые изменения в Закон в целях установления определенных требований к содержанию такого заявления и предоставления Правительству РФ или уполномоченному им органу права устанавливать форму указанного заявления. Заявление должно содержать дату представления заявления, паспортные данные заявителя, указание на основание пребывания в РФ, номер миграционной карты и адрес места его пребывания. В этом случае должностные лица органов ПВС получат возможность не только ставить отметку о регистрации в миграционной карте иностранного гражданина сразу же после проведения сверки данных, изложенных заявлении и содержащихся в предъявленных документах, но и без промедления возвращать такие документы иностранному гражданину. Отметка о регистрации должна содержать адрес места пребывания иностранного гражданина. Ну а обработка содержащихся в заявлении данных должна осуществляться лишь после передачи документов иностранному гражданину.
    В целях контроля за соблюдением иностранными гражданами порядка регистрации в РФ ст. 24 Закона возлагает на администрацию гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги обязанность в день прибытия иностранного гражданина направлять в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, информацию о дате приезда и сроке пребывания иностранного гражданина в данной организации, а в день его убытия – о дате выезда. Сообщение указанной информации регистрационному органу не освобождает иностранного гражданина, избравшего соответствующую организацию в качестве места своего пребывания, от обязанности зарегистрироваться в общем порядке. При этом такой гражданин оказывается даже в худшем положении, поскольку зарегистрироваться он обязан даже в том случае, если срок его пребывания в РФ составит менее трех дней (п. 2 ст. 25 Закона). Гостиница не уполномочена требовать от иностранного гражданина предоставления заявления с просьбой о регистрации и уплаты государственной пошлины, но имеет основания предложить иностранному гражданину, изъявившему желание остановиться в соответствующей организации, предъявить документ, удостоверяющий личность и миграционную карту, поскольку предоставление жилого помещения или транспортного средства или оказание иных услуг иностранному гражданину, находящемуся в РФ с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через её территорию является административным правонарушением, предусмотренным п. 3 ст. 18.9. КоАП РФ.
    Напомню, что до вступления в силу Закона гостиницы имели право самостоятельно регистрировать паспорта иностранных граждан. Регистрация паспорта в гостинице приравнивалась к регистрации, осуществляемой иными регистрационными органами.
    Представляется, что содержание изложенных норм Закона явно не отражает истинных намерений Законодателя. Данный вывод следует, во-первых, из очевидного несоответствия между наименованием ст. 24 Закона – «Регистрация иностранных граждан в гостиницах» и её содержанием, поскольку соответствующие организации не осуществляют регистрацию иностранных граждан, но лишь обеспечивают регистрационные органы информацией о передвижении иностранных граждан по территории РФ. Сообщаемая информация, однако, не используется лишь для контроля за соблюдением конкретным иностранным гражданином порядка регистрации по месту пребывания, но, как прямо следует из ст. 24 Закона, передается в центральный банк данных.
    Во-вторых, представляется совершенно неоправданным возложение на иностранного гражданина, избравшего местом своего пребывания в РФ гостиницу, обязанности зарегистрироваться даже при условии пребывания в РФ менее трех дней. Очевидно, вводя указанную норму, Законодатель намеревался полностью освободить от обязанности зарегистрироваться иностранных граждан, сведения о которых в центральный банк данных должны предоставляться гостиницами.
    В-третьих, помимо гостиниц и организаций, оказывающих гостиничные услуги, обязанность по предоставлению информации об иностранных граждан также возлагается на образовательные учреждения, пригласивших иностранного гражданина в РФ в целях обучения, и работодателей либо заказчиков работ (услуг), пригласивших иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в РФ новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг)[14]. Однако, состав данной информации и порядок её предоставления образовательными учреждениями, работодателями и заказчиками работ (услуг) существенно отличают возложенную на них повинность от соответствующей обязанности администрации гостиниц. К тому же толкование норм, касающихся рассматриваемой обязанности администрации гостиницы, должно осуществляться с учетом занимаемого ими места в структуре Закона, поскольку расположены они в главе, именуемой «Регистрация иностранных граждан в Российской Федерации».
    Таким образом, ст. 24 Закона должна быть изменена с целью восстановления полномочий гостиниц и организаций, оказывающие гостиничные услуги как регистрационных органов. Учитывая, что деятельность гостиниц в настоящее время не подлежит лицензированию, целесообразным представляется введение уведомительной регистрации таких организаций в соответствующих территориальных органах МВД РФ при условии установления законом четкого порядка такой регистрации.
    При изменении ст. 24 Закона необходимо исправить и другой её недостаток, заключающийся в возложении публичной обязанности на образование, не являющееся субъектом права, поскольку указанная статья в действующей редакции говорит об обязанностях именно администрации гостиницы. Полагаю, что привлечение как самой гостиницы так и её должностных лиц к ответственности за нарушение рассматриваемых положений Закона в настоящее время невозможно.
    Лишение гостиниц и организаций, оказывающих гостиничные услуги, статуса регистрационного органа на практике осталось незамеченным ни регистрационными органами, ни гостиницами, ни сотрудниками иных органов. Более того, полная неготовность паспортно-визовых подразделений системы МВД РФ, являющихся регистрационными органами для основной массы иностранных граждан, к выполнению требований действующего законодательства, привела к значительному росту популярности регистрации в гостиницах. Следствием увеличения спроса на подобную услугу стало то, что в настоящее время в г. Санкт-Петербурге ряд гостиниц с готовностью проставляет искомую отметку в миграционных картах иностранных граждан, при этом проживание иностранного гражданина в месте, ином, нежели соответствующая гостиница, не является к тому препятствием. Разумеется, указанная услуга оказывается не бесплатно. По некоторым сведениям размер платы за «регистрацию» одного иностранного гражданина колеблется от 500 до 1500 рублей. Каких-либо первичных документов при этом, разумеется, не оформляется.
    Одной из наиболее действенных мер, способных в короткий срок изменить ситуацию в лучшую сторону, стало бы сокращение числа иностранных граждан, являющихся объектами регистрационного учета, за счет освобождения от регистрации иностранных граждан, продолжительность пребывания которых на территории РФ составляет менее 30 дней. При этом срок для осуществления регистрации следует увеличить как минимум до 10 дней. Например, для регистрации по месту пребывания российским гражданам, которые, как правило, лучше информированы о существующей системе регистрационного учета, также отводится три рабочих дня, при этом регистрация обязательна исключительно в случае, если срок временного пребывания превысит 10 дней[15]. Следует учитывать, что осуществление регистрационного учета не является самоцелью, но представляет собой исключительно средство обеспечения реализации прав иностранных граждан и иных субъектов права, а потому регистрационный учет должен осуществляться лишь в той степени, в которой это способствует реализации указанных прав.
    Реально существующая система регистрационного учета иностранных граждан не способна в полной мере выполнять поставленные перед ней задачи. Отмеченные выше недостатки действующего законодательства, сопряженные с правовым нигилизмом подавляющего большинства сотрудников паспортно-визовых подразделений системы МВД РФ, традиционно отдающих предпочтение ведомственным инструкциям перед действующим законодательством, делают исполнение обязанностей по регистрации чрезмерно обременительными для иностранных граждан и принимающих организаций. Именно отличия фактически существующего порядка регистрации иностранных граждан от порядка, предусмотренного Законом, отягощаемые явным несоответствием возможностей регистрационных органов количеству иностранных граждан, подлежащих регистрации, привели к тому, что значительное число иностранных граждан в настоящее время уклоняется от регистрации. Подобное положение недопустимо, поскольку оно не может не отражаться отрицательно на складывающемся у иностранных граждан общем представлении о реализации режима законности в Российской Федерации.

    М.В. Пустовалов
    аспирант кафедры государственного
    и административного права СПбГУ
    for_mp@rambler.ru


    [1] Российская газета №25 10.02.98
    [2] п. 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713. СЗ РФ №30 от 24.07.1995.
    [3] Ст. 3 федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 г. №5242-1. РГ №152 от 10.08.1993.
    [4] п. а ст. 18 Устава Союза Беларуси и России. Международный договор от 23.05.1997 г. №б/н. РГ №101 от 24.05.1997.
    [5] Утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 26.04.1991 №212
    [6] п. 3 ст. 30 Закона, ст. 25_9 федерального закона от 15.08.96 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». РГ №159 от 22.08.1996.
    [7] Постановление Совета Министров СССР от 26.04.1991 г. №212
    [8] Утверждена Приказом МВД РФ от 21.11.2002 №1137. РГ №230 от 04.12.2002
    [9] Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 750 фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка – М.: Азь Ltd., 1992. стр.600
    [10] Там же. Стр. 599
    [11] Аб. 3 п. 2 Постановления КС РФ от 08.02.2001 г. №14-О
    [12] Федеральный закон от 09.12.91 №2005-1. РГ №58 от 12.03.1992
    [13] Федеральный закон от 15.08.1996 №114-ФЗ. РГ №159от 22.08.1996
    [14] п. 3 ст. 17, пп. 4, 7 и 8 п. 8 ст. 18 Закона
    [15] п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713. СЗ РФ №30 от 24.07.1995.






    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru