Разное
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Разное

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено 08.09.2003

    Помощник судьи – лицо, содействующее осуществлению правосудия



    Муллануров Айдар,
    помощник судьи Арбитражного суда РБ
    aidar_sud@mail.ru

    Институт помощников судей новый для российской судебной системы. В арбитражное судопроизводство он был введен чуть более двух лет назад, его появление обусловлено проводимой судебной реформой. Введение такой должности преследует сразу две цели: во-первых, создание эффективной системы подготовки судейских кадров и их качественного отбора и освобождение судьи от технической работы, уменьшении нагрузки на него, - во-вторых. Указанные проблемы весьма актуальны для современной России. О необходимости организации целенаправленной подготовки претендентов на должность судьи и повышении роли аппарата суда в процессе осуществления правосудия постоянно говорится в монографической[1] и периодической[2] правовой литературе. Названные вопросы оказались в спектре внимания и Президента Российской Федерации[3].
    По итогам истекших двух лет существования института помощников судей невозможно дать окончательное заключение: прижилось ли, состоялось ли нововведение, достигло ли оно своей цели. Однако, уже можно говорить о предварительных результатах.
    Впервые на официальном уровне институт помощников судей предусмотрен Указом Президента РФ от 21.02.2000 г. № 428 "Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации" и Федеральным законом от 28.05.2001 г. № 61-ФЗ "Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации". Важно, что упоминание этой должности содержит и Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России», а в перечне мероприятий в рамках указанной программы на 2002-2006гг. предусмотрено выделение из федерального бюджета на введение в судах должности помощника судьи 836,6 млн. рублей[4].
    Поскольку помощник судьи является федеральным государственным служащим, входящим в аппарат суда, то на его деятельность распространяются требования Федерального Закона Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.1995 г., все права и обязанности, а также определённые ограничения, установленные указанным законом.
    Помимо названных федеральных законов, помощники судей руководствуются инструкцией по делопроизводству в конкретном арбитражном суде, являющейся основным нормативным документом, регулирующим деятельность работников аппарата суда, должностной инструкцией, закрепляющей их права и обязанности и Положением о помощнике судьи.
    С введением в действие нового Арбитражного процессуального кодекса РФ должность помощника судьи получила свое процессуальное закрепление. Целый ряд статей кодекса содержит упоминание об этом субъекте, определены его место и роль в арбитражном процессе. В соответствии со ст.54 АПК РФ помощник относится к числу лиц, именуемых иными участниками арбитражного процесса и содействующих осуществлению правосудия, а, следовательно, выступает как носитель определенных прав и обязанностей. Помощник судьи должен оказывать судье помощь в подготовке и организации судебного процесса, но при этом его действия не должны влечь за собой возникновение, изменение либо прекращение права или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.
    Помощники судей в соответствии с функциональными обязанностями по содействию судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях выполняют действия, предусмотренные пп.2, 3 п.2 ст.45 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»: принимают и выдают документы; удостоверяют копии документов арбитражного суда; проверят уплату государственной пошлины и оплату судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также штрафов[5]. Помощникам поручаются анализ соблюдения требований АПК РФ к форме и содержанию заявления, проверка наличия документов, которые прилагаются к заявлению, правильности уплаты государственной пошлины, а также проверка наличия либо отсутствия оснований для принятия заявления, оставления его без движения, возвращения. Помощники судей также осуществляют подбор законов и иных нормативных правовых актов, материалов судебной практики, необходимых для рассмотрения дела судьей.
    Свои выводы по указанным вопросам помощник судьи излагает письменно на приобщаемом к материалам заявления (отзыва, ходатайства) документе либо в форме проекта судебного акта. В последствии, судья, изучив материалы заявления, оценивает обоснованность выводов помощника и принимает решение о вынесении соответствующего определения.
    Помимо указанного, помощники судей также осуществляют контроль за делами, по которым отложено рассмотрение, приостановлено производство; контролируют работу специалистов по оформлению материалов дела, своевременному направлению лицам, участвующим в деле, решений, постановлений, определений, исполнительных листов, составлению карточек первичного учета. Статья 155 АПК РФ впервые предусматривает возможность ведения протокола судебного заседания помощником судьи[6].
    Помощники подготавливают проекты ответов на обращения и запросы, поступающие в адрес судей, подготавливают материалы и участвуют в приеме представителей юридических лиц и граждан-предпринимателей.
    На основании изложенного, предлагаю следующее.
    1. Предоставить помощнику судьи процессуальные права, которые позволили бы ему совершать некоторые из действий по подготовке дела к судебному разбирательству, перечисленных в ст. 135 АПК РФ. Представляется, что помощник судьи мог бы вести "календарь" организации работы судьи в рамках каждого конкретного дела, например, осуществлять вызов сторон и (или) их представителей, определять по согласованию со сторонами сроки проведения собеседования и предварительного судебного заседания, представления необходимых доказательств и др., самостоятельно проводить собеседования со сторонами, истребовать документы, предлагать сторонам заключить мировое соглашение. Именно помощник судьи способен оказать содействие в организации судебного процесса, в его планировании и в управлении движением дела, что позволило бы судьям работать с уже подготовленными делами, не откладывать рассмотрение дела в связи с непредставлением документов, отзыва. Такое перераспределение полномочий позволит судье сосредоточиться непосредственно на разрешении спора, на оценке доказательств, что в конечном счете станет следующей ступенью на пути к состязательному процессу.
    2. Институт помощников судей в России способствует формированию полноценного кадрового резерва судей. Около 80 помощников были назначены Президентом РФ на должность судьи, многие из работающих успешно сдали квалификационный экзамен на должность судьи. Однако в этом направлении предстоит еще многое сделать.
    В большинстве стран мира существует система подготовки судебных кадров. Судьей обычно становится лицо, имеющее стаж работы по юридической специальности, юридическое образование, прошедшее стажировку в суде или обучение в специализированном заведении. В России же продуманная система подготовки и отбора кадров для судебной системы отсутствует. Для того, чтобы стать нотариусом, например, претендент обязательно должен сначала поработать на должности стажера. Представляется, что на судье лежит больший груз ответственности, а осуществлении правосудия требует не меньшей квалификации и способностей, нежели нотариальная деятельность. Тем не менее, судьей может стать любое лицо, удовлетворяющее формальным, ничего не говорящим цензам - возраст и высшее юридическое образование. Таким образом, на должность судьи может успешно претендовать, например, юрист, проработавший 5 лет в мелкой фирме, не имевший широкой практики или специализировавшийся на узкой проблеме. А окончание ВУЗа в наше время не дает гарантии наличия у кандидата достаточных специальных познаний.
    Поэтому полагаю целесообразным назначить судьями только лиц, которые до этого проработали в должности помощника судьи не менее 5 лет.
    Одновременно следует ужесточить требования, предъявляемые к кандидатам в помощники. Помощниками судьи должны назначаться только те лица, кто сдаст специальный экзамен в квалификационной коллегии судей. Существующая практика назначения помощников исходя из субъективных критериев председателей судов видится не самой удачной.
    В целом надеюсь, что институт помощников судей в России зарекомендует себя c положительной стороны и в ближайшие годы полностью оправдает возлагаемые на него надежды: станет ведущим звеном в системе подготовки и отбора судейских кадров и постепенно разгрузит судей от технической работы, позволяя тем самым сосредоточиться им на осуществлении основной функции – осуществлении правосудия.


    [1] Радченко В.И. Судебная реформа в Российской Федерации. Некоторые теоретические и практические проблемы. М., 1999. – 56с.; Аппарат суда: организация работы в современных условиях. М., 1998. – 136с.
    [2] Как преодолеть кризис правосудия // Российская юстиция, 1999. – № 2. – С. 4; Клеандров М.И. Целесообразно личное поручительство для кандидата в судьи // Российский судья, 2000. – № 4. – С.3-5; Радченко В.И. Судебную власть – в центр правовой реформы // Российская юстиция, 1999. – № 10. – С.3-4.
    [3] Суд – это власть. Власть огромная и ко многому обязывающая. Из выступления В.В. Путина перед руководителями судов 24.01.2002г. // Российская юстиция, 2000. – № 3. – С.1
    [4] Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» // http://www.neweco.ru/main.html?r=12.
    [5] ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» N 1-ФКЗ от 28.04.1995 // Российская газета. – № 93. – 16.05.95.
    [6] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // Российская газета. – № 137. – 24.07.2002.







    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru