Разное
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Разное

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено: 03.04.2016


    Излишние элементы профессиональной подготовки военнослужащих

    как бюрократизация военного управления

     

     

    Глухов Е.А., подполковник юстиции, кандидат юридических наук, преподаватель СПВИ ВВ МВД России

     

    Статья опубликована в журнале «Право в Вооруженных Силах» 2014 № 11

     

     

    Любая целенаправленная деятельность должна иметь целью определенный результат. Деятельность государства по строительству военной организации направлена на достижение цели осуществления военной безопасности, которая определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять1. Именно в целях организации этого состояния защищенности жизненно важных интересов, предотвращения военных угроз и строится структура, состав и численность компонентов военной организации. Подразумевается, что воинские формирования должны по своим боевым возможностям предотвратить военные угрозы либо защитить от них на соответствующих направлениях и сферах военных действий. Следовательно, их штаты, структура, вооружение – все это планируется в зависимости от поставленных перед воинским формированием боевых задач. Это означает, что в штате, например, танковой роты нет и не должно быть должности штурмана или должности акустика.

    Организационная структура воинских частей создана на основе деления всех задач на серии четко определенных должностных обязанностей и функций. Каждой должности придается ответственность за выполнение определенной задачи и предоставляется необходимый инструментарий управления. В руководящих документах обязанности должностных лиц определены таким образом, что все они являются частями общей задачи военной организации: специалисты технической части обеспечивают готовность к применению вооружения, офицеры штаба – планируют и реализуют выполнение боевых и мобилизационных задач, офицеры-воспитатели призваны поддерживать высокий уровень морально-психологического состояния личного состава и т.д. Так, например, в Уставе внутренней службы ВС РФ2 у каждого должностного лица вопросы обеспечения боевой готовности приведены на первом месте. Вместе с тем, специализация и конкретизация обязанностей по должностям ведет к более эффективным путям выполнения каждой части общей задачи военной организации.

    Поэтому следует согласиться с мнением ряда ученых о том, что воинской должностью определяются характер выполнения служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций государства в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке3.

    Деятельность военнослужащего подчинена достижению определенной цели и обусловлена его принадлежностью к Вооруженным Силам РФ. Каждый военнослужащий является членом того большого коллектива людей, который объединен под понятием «Вооруженные Силы», а, следовательно, вся его служба должна быть направлена на обеспечение тех функций и задач, ради которых они создаются.

    В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона «Об обороне»4 Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами. В соответствии со ст. 16 Устава внутренней службы ВС РФ защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга военнослужащего.

    Как видно существо воинского долга военнослужащего производно от функций военной организации по защите Отечества. Поэтому все виды воинской деятельности военнослужащего должны, прежде всего, способствовать поддержанию высокого уровня боевой готовности и боеспособности воинского формирования, в котором он проходит военную службу. Исходя из этого, один из основных принципов организации боевой подготовки — учить войска тому, что необходимо на войне. Вся воинская деятельность имеет целью подготовить каждого военнослужащего, подразделение и части к ведению реальных боевых действий. Военнослужащий должен знать свое боевое предназначение в военное время, свои обязанности по должности, которую он будет занимать по штату военного времени, и уже в мирное время готовиться к их исполнению.

    Боевая подготовка является основным видом подготовки соединений и воинских частей Вооруженных Сил, проводится как в мирное, так и в военное время и составляет основное содержание деятельности командующих (командиров, начальников) и войск (сил) в мирное время. Каждому виду Вооруженных Сил и роду войск, войскам, не входящим в виды и рода войск, присущи свои особенности организации и проведения мероприятий боевой подготовки. Конкретное их содержание формируется в соответствующих руководящих документах, в том числе в боевых уставах. Посредством боевой подготовки достигается высокий уровень боеготовности и боеспособности подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления, обеспечивается требуемый уровень профессиональной выучки военнослужащих5.

    Важно отметить, что есть целый ряд особенностей в воинской деятельности в зависимости от вида, рода войск или службы, в которых служат военнослужащие, и самое главное – в зависимости от занимаемой должности. Один военнослужащий по своему боевому предназначению должен с автоматом удерживать полосу обороны вместе со своим подразделением, кто-то сбивать вражеские самолеты, кто-то пускать ракеты из морских глубин и т.п. Соответственно, у разных категорий военнослужащих различные обязанности и должны быть разные программы боевой подготовки. Учиться надо тому, что пригодится на войне, а не всему подряд.

    Однако армия в мирное время начинает заниматься теми мероприятиями, которые мало влияют на выполнение боевых задач либо даже отвлекают от их выполнения. Открою секрет Полишинеля6, сообщив о привычных для армии мероприятиях, которые занимают большое количество служебного времени военнослужащих, но вряд ли повышают боевую готовность воинского формирования и мало связаны с теми задачами, которые определены для военных организаций федеральным законодательством в качестве основных. Это и тщательная уборка территории с приданием всем сугробам на территории части прямоугольной формы, и прохождение военной службы спортсменами в спортивных подразделениях, которые свою военную форму одежды видят несколько раз за всю службу и не участвуют в мероприятиях боевой подготовки, все свое время проводя за спортивными занятиями, и т.д.

    За более чем 20 лет военной службы автор так и не смог понять, каким образом повышают боевую готовность войск грандиозные парады. На подготовку к ним тратятся целые месяцы времени, при этом в угоду занятиям по строевой подготовке военнослужащие перестают заниматься остальными предметами боевой подготовки, обслуживанием вооружения и техники, покидают пункты постоянной дислокации и в любую погоду проводят тренировки строевой выучки. Естественно, боеготовность штатных подразделений при этом нарушается. Как, например, можно содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику (обязанность предусмотрена ст. 16 УВС ВС РФ), если большая часть подразделения, за которым это вооружение и техника закреплены, убыла в палаточный городок в Подмосковье для подготовки к параду?

    Вот как описывает более чем месячную подготовку к параду Костромского десантного полка в Подмосковье генерал-лейтенант Лебедь А.И.:

    «Научить шеренгу, в которой 22 человека, красиво и слаженно ходить — задача повышенной категории сложности, особенно вначале, когда шеренги извиваются, как змеи; стволы автоматов, несмотря на все объяснения, торчат в разные стороны; левый фланг относительно правого заносит на расстояние до 2,5 метров в ту или иную сторону, вперед или назад. И каждому надо поставить подбородок, носок, ствол, локоть. Добиться одноообразия и монолитности, пустить по две, по три, потом по пять и, наконец, по десять шеренг7

    После же прохождения торжественным маршем генерал так описывает свои воспоминания:

    «От поворота до команды «вольно» — 32 секунды. Появилось ощущение какого-то дикого несоответствия всей громадности проделанной работы, затраченных средств, количества привлеченных людей, нервотрепки этой половинке минуты. Я стряхнул с себя это ощущение как наваждение и поспешил к полку8».

    С военно-политической точки зрения проведение военного парада с участием нескольких тысяч военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов9 не дает эффекта повышения боевой готовности. В настоящее время воинские части и подразделения не используют каре, когорты и коробки для перемещения на поле боя, строевой шаг и ровность в шеренге в современных войнах не требуются, поэтому длительные тренировки парадных расчетов не пригодятся им в ходе военных действий. Парад - это больше торжественное и помпезное шоу, имеющее патриотическое и воспитательное воздействие.

    Далее следует остановиться на проведении строевых смотров, с которых, как правило, начинается любая проверка воинской части. Тот, кто служил в соединениях и воинских частях наверняка представляет себе этот процесс: проверки внешнего вида по подразделениям и в масштабе воинской части, субъективное установление командирам, какая прическа военнослужащего является аккуратной и короткой, а какая – нет, проверка укомплектованности вещевых мешков и командирских сумок, определение в каком порядке должны быть в ней расположены цветные карандаши, и тренировка прохождения торжественным маршем, а потом – прохождения с песней…. Причем на этот элемент проверки воинской части делается большой акцент и тратится очень много времени на подготовку к строевому смотру, налагаются дисциплинарные взыскания за неоднообразные бирки и за шевроны, пришитые на несколько миллиметров ниже или выше положенного расстояния и т.п. Однако при этом ни проверяющие, ни командиры почему-то не учитывают, что документ, регламентирующий порядок проведения строевого смотра – Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации – утвержден приказом Министра обороны РФ10 и распространяется лишь на военнослужащих этого военного ведомства, но применяют его во всех иных военных ведомствах; что вещевые мешки не положены по нормам довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, но на всех смотрах их требуется иметь и не просто иметь, а иметь полностью укомплектованными; что военнослужащий не должен уметь хорошо петь и иметь музыкальный слух, однако за прохождение подразделения с песней выставляется оценка и т.д. Такое положение дел более напоминает муштру и формализм, чем занятие в интересах повышения боевого готовности, не отражает оно и реальной оценки военнослужащего именно как защитника Отечества.

    По мнению авторов, критерии выставления оценок за одиночную подготовку военнослужащих уже давно не соответствуют уровню способности этого военнослужащего выполнить функцию по боевому предназначению, для выполнения которой, он, собственно говоря, и существует. Поясним, о чем идет речь на примере оценки офицера-преподавателя гуманитарных дисциплин военного вуза. Ниже приведены некоторые примеры дефектов оценки одиночной подготовки такого офицера.

    Согласно положений приказа Минобороны России от 30 мая 2000 г. № 27711 офицеры постоянного состава вуза проверяются по следующим дисциплинам: тактическая подготовка, военно-специальная подготовка, огневая подготовка, методическая подготовка, общевоинские уставы ВС РФ, общественно-государственная подготовка, строевая подготовка, физическая подготовка. Напомним, что в должностных обязанностях преподавателей нет пунктов о командовании воинскими коллективами, о планировании и руководстве боевыми действиями, об организации войскового хозяйства и т.п. Должности офицеров-преподавателей не относятся к должностям командного профиля и по своему предназначению преподаватели обязаны заниматься учебной, научной и методической подготовкой.

    Однако при всех проверках одиночной подготовки офицеров военного вуза офицеры-преподаватели сдают нормативы по тактической, военно-специальной, огневой, физической подготовке исходя из тех же критериев, что и командиры подразделений военного учебного заведения. Возникает вопрос – неужели преподаватель гуманитарных дисциплин должен знать тактику ведения оборонительного боя не хуже командира полка? Или своим примером показывать и учить подразделения правильному выполнению стрельбы из различных видов оружия, выполнению физических упражнений?

    Нет, конечно, любой военнослужащий должен при необходимости уметь стрелять из штатного оружия, знать требования общевоинских уставов применительно к своей деятельности, по состоянию здоровья быть годным к военной службе. Но почему критерии оценки и требования сдачи нормативов по предметам обучения одинаковы для различных офицеров, занимающих различные должности?

    Никому не приходит в голову, что командир полка должен уметь сам лично сделать простую медицинскую операцию по удалению аппендицита, но вот начальник медицинской службы должен замечательно разбираться в тактике, т.к. он должен сдавать тактическую подготовку на зачетах. В этой связи хочется привести в пример офицеров военной прокуратуры и военно-следственных органов, которые не сдают зачеты по тактике или вождению боевых машин, а выполняют именно ту функцию, для которой и были созданы их воинские должности.

    Что касается так популярной сейчас в армейской среде физической подготовки, то отмечу следующее. Как указано в пункте 4 Наставления по физической подготовке во внутренних войсках МВД России12 основной целью физической подготовки во внутренних войсках является обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения служебно-боевых и других задач в соответствии с их предназначением. Но здесь удивляют одинаковые нормативы для сдачи физической подготовки командира курсантской роты и офицера-преподавателя, если эти офицеры в одной возрастной группе13. И если первый должен периодически присутствовать, да и сам проводить утреннюю физическую зарядку, спортивно-массовую работу, на своем примере показывая выполнение упражнений, то офицеру-преподавателю обучать выполнению физических нормативов военнослужащих нет надобности (за исключением преподавателей кафедры физической подготовки и спорта).

    Вызывает вопрос и существование в Вооруженных Силах РФ спортивных рот14, военнослужащих, всю свою службу проводящих на спортивных сборах и соревнованиях. Будучи помощником командира соединения по правовой работе, автор сталкивался со случаем, когда два военнослужащих-спортсмена годами не появлялись в той воинской части, в которой они числились, но все их отсутствие было официально подтверждено телеграммами вышестоящего командования с требованиями откомандировать их на сборы в Подмосковье. Возможно, эти спортсмены делают хорошее дело, завоевывают медали и спортивные титулы, но почему они именуются военнослужащими, получают воинские звания и обеспечение со стороны военного ведомства? Каков их вклад именно в укрепление боеготовности и защиту Отечества?

    Далее об общественно-государственной подготовке. Тематика общественно-государственной подготовки повторяется из года в год, особо не расширяет кругозор, но при проверке требуется представить написанный от руки (проверящим почему-то нравится конспект написанный от руки, а не распечаанный, так они видят, что человек лично записывал и думал о теме занятия) конспект с темами о славных битвах Российской армии. Конечно, не будет никому хуже, если офицер сможет блеснуть такого рода знаниями, но зачем тратить время на написание этой информации в тетрадку и представление ее проверяющему, особенно если офицер сам кандидат исторических наук? Но надо, требования ко всем офицерам одинаковые.

    Всю поступающую к нам извне информацию можно поделить на ту, которая необходима нам в армейской жизни с точки зрения стоящих перед нами индивидуальных конкретных задач, и на ту, без которой мы спокойно можем обойтись. Накопление знаний ради самих знаний без преследования каких-либо практических целей — занятие, только отвлекающее от выполнения функциональных обязанностей.

    Итак, фактически только один из предметов, выносимых на проверку индивидуальной подготовки военнослужащих, особенно офицеров – специальная подготовка - отражает их знания и умения выполнять должностные обязанности. Но на изучение специальной подготовки отводится не так уж много времени в программах боевой подготовки офицерского состава. Остальные же предметы (огневая, строевая, физическая общественно-государственная подготовка, общевоинские уставы, РХБЗ15) больше свидетельствуют об умении военнослужащего выполнять общие обязанности, которые конечно, тоже важны, но не отражают специфику боевого предназначения военнослужащего и его умение выполнить именно задачи по той воинской должности, которую он занимает.

    Здесь следует отметить, что согласно ст. 6 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»16военная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Главное в приведенной формулировке закона – это то, что военная служба определена как профессиональная деятельность. Как отмечается в юридической литературе, профессиональная деятельность предполагает наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации, обусловливающих компетентность лица в соответствующей области или вопросе17.

    Все вышеизложенные примеры свидетельствуют о бюрократизации военной организации, где возникло существенное расхождение между ее целями, заложенными в законодательстве, и реальностью ее функционирования. Бюрократизация военной организации представляет собой одно из типичных проявлений подмены целей ее создания на цели, возникшие у руководства организации, в силу чего военная организация начинает работать на саму себя, игнорируя те задачи, ради решения которых она создана. Руководство в таких условиях оказывается по существу изолированным от реальной жизни армии, слабо представляет себе истинное положение дел в ней, а поэтому не способно выработать правильную кадровую политику и целенаправленно действовать в соответствии с ней, зачастую творя если не произвол, то не эффективное управление.

    Так, например, из анализа пункта 7 Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации18,и п. 12 Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации19 в их взаимосвязи следует, что военнослужащий, не сдавший на положительную оценку физическую подготовку, может быть досрочно уволен с военной службы по невыполнений им условий контракта о прохождении военной службы (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»20). Конечно, эти приказы не предписывают однозначно увольнять военнослужащих за слабую физическую подготовленность, но направление действий командирам и зависимым от них аттестационным комиссиям показано, и на практике такие увольнения происходят. Автору видится двойной стандарт и искусственное преувеличение одного из предметов обучения (физической подготовки) над другими предметами обучения, т.к. ни одно другое наставление (ни по РХБЗ, ни по огневой подготовке и т.п.) не рекомендует представлять неуспевающих по данным предметам военнослужащих на аттестационные комиссии на предмет их увольнения. Но по сообщению начальника управления физической подготовки и спорта российского военного ведомства полковника Александра Щепелева от 30 июня 2009 г. Министерство обороны намерено увольнять военнослужащих, которые не сдадут зачеты по физической подготовке21.

    Автор отнюдь не призывает совсем перестать заниматься физической подготовкой и не сдавать зачеты по данному предмету. Ведь с показанным выше подходом на практике увольняют и двоечников по физической подготовке, образцово работающих на вооружении и технике, управляющих подразделениями, имеющих высокий уровень знаний по занимаемой должности. В эпоху сокращения численности Вооруженных Сил РФ и сложным положением дел с их жилищным обеспечением увольнение военнослужащего без 20 лет военной службы по негативной статье снимало с военного ведомства вопрос его жилищного обеспечения и было ему выгодно.

    Думаю, что М.И.Кутузов при своей инвалидности и избыточности веса не сдал бы зачеты по физической подготовке и был бы уволен, как не вписывающийся в новый облик Вооруженных Сил. Уровень физической подготовки военнослужащего – это не самоцель, а способ успешно выполнить задачу, в первую очередь, производную от должностных обязанностей. Кстати,Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам военнослужащих, необходимым для исполнения обязанностей по воинским должностям22 не содержат требований об уровне их физической подготовленности.

    Подводя итог настоящей статье, полагаю, что назрела необходимость изменения подхода к организации повседневной деятельности войск и пересмотра, исключения тех мероприятий, которые не ведут к повышению боевой готовности частей и подразделений, а иногда просто отвлеают личный состав от выполнения своих функциональных обязанностей (уборки территорий, рытье канав, ремонт помещений и т.п. Кроме того, необходимо нормативно установить дополнительные разграничения при оценке различных категорий военнослужащих. Недопустимо, когда к командиру взвода и к старшему офицеру Генерального штаба ВС РФ предъявляются одни и те же требования в части перечня предметов военного обучения для сдачи и критериев их оценки.

     

     

    Библиография:

    Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (военная администрация): учебник. М.: За права военнослужащих, 2008.

    Лебедь А.И. За державу обидно. Киров: «Вятка», 1995.

    Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (постатейный). М.: ЮРКОМПАНИ, 2009.

     

    1 Пункт 6 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05 февраля 2010 г. № 146.

    2 Утвержден указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007 N 47 (часть I) ст. 5749.

    3Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (военная администрация): учебник. М.: За права военнослужащих, 2008.

    4Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 04.06.2014) "Об обороне" // СЗ РФ. 03.06.1996, № 23, ст. 2750.

    5 Концепция боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждена приказом Минобороны России от 31 января 2000 г. № 71.

    6 Секрет Полишинеля - секрет, который всем и так известен, мнимая тайна, «секрет — на весь свет».

    7Лебедь А.И. За державу обидно. Киров: «Вятка», 1995. С. 201.

    8Лебедь А.И. Там же. С. 202.

    9Так, по данным прессы в 2012 году только в параде на Красной площади приняли участие более 14 тыс. военнослужащих, 1100 музыкантов и 100 единиц военной техники. По предварительным оценкам, подготовка и проведение парада обошлись бюджету не менее чем в 1,1 млрд рублей // http://newsland.com/news/detail/id/953345/.

    10 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2006 г. № 111 // Военный железнодорожник. 2008. 17 марта.

    11Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 мая 2000 г. № 277 (ред. от 19.08.2009) "Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации" // Документ опубликован не был.

    12 Утверждено и введено в действие приказом МВД России от 19 мая 2005 г. № 395 // Документ опубликован не был.

    13 В Вооруженных Силах согласно Наставления по физической подготовке, утвержденного приказом Минобороны России от 21 апреля 2009 г. № 200, все военнослужащие кроме возрастных групп поделены еще на три категории в зависимости от вида или рода войск, без учета специфики воинской должности. Во внутренних войсках МВД России нет даже такого разграничения.

    14 О существовании в Вооруженных Силах Российской Федерации четырех спортивных рот говорил начальник управления физической подготовки и спорта военного ведомства полковник Олег Боцман // http://ria.ru/interview/20130924/965468256.html.

    15 РХБЗ – радиоционная, химическая и биологическая защита.

    16Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации" // Рос. газ. 2003. 31 мая.

    17Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (постатейный). М.: ЮРКОМПАНИ, 2009.

    18 Утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. № 444 "О порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации" // Рос. газ. 2012. 1 июня.

    19 Утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200 (ред. от 31.07.2013) // Рос. газ. 2009. 10 июля.

    20Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О воинской обязанности и военной службе" // СЗ РФ. 30.03.1998, № 13, ст. 1475.

    21 Военным профи можешь ты не быть, но физкультурником – обязан // Независимое военное обозрение. 2009. 3 июля.

    22 Утверждены и введены в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 августа 2012 г. № 2195 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1198" // Рос. газ. 2012. 3 октября.

     










    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru