Разное
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Разное

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено: 04.04.2013


                    Международные Свободные Экономические Зоны

    Ленкин Сергей Леонидович – доктор экономических наук, действительный член Российской Академии естественных наук, Москва, Lenkinsl@yandex.ru
       
     
       Оффшорный бизнес существует уже около ста лет и хорошо известен как своими «плюсами», так и «минусами». В последние десятилетия его масштабы увеличивались особенно стремительными темпами. По экспертным оценкам более половины всего объема мировых валютных операций ныне проходит через оффшоры. К сожалению, оффшорные зоны резко обострили проблемы, выдвинутые перед человечеством в процессе финансовой глобализации. Сегодня все очевидней становится опасность, которую несет миру именно оффшорный, публично не регулируемый капитал, создающий и усиливающий диспропорции, напряженность  в развитии национальных экономик. Мировой экономический кризис только обострил проблему оффшоров, находя в них «питательную среду».
     
       Идея создания  и модель совместных,  международных свободных экономических зон (МСЭЗ) мною были предложены еще в конце 90-х годов прошлого века в результате анализа многолетнего опыта работы одной из первых в России Эколого-Экономической зоны «Горный Алтай», организатором и руководителем которой мне посчастливилось быть, а также деятельности  действующих в те же годы СЭЗ «Находка» и «Калининград». Новый механизм привлечения инвестиций и репатриации «беглых» отечественных капиталов тогда поддержал Президиум Российской Академии естественных наук (26.04.1999г.), а позднее - кафедра конкретной экономики и финансов Российской Академии государственной службы при Президенте РФ (14.03.2002 г.). Отмечалась научная новизна и хорошая практическая разработанность нового инвестиционного  механизма, рекомендовалось аспирантам, соискателям докторской и кандидатской ученых степеней, преподавателям использовать в своей научно-исследовательской работе данный вариант привлечения инвестиций в реальный сектор экономики страны. Было решено обратиться в Государственную Думу и Правительство РФ с предложением об организации рабочей группы из ученых, специалистов и авторов проекта в целях подготовки нормативно-правовой базы для создания на территории РФ и СНГ МСЭЗ с учетом опыта функционирования ЭЭР «Алтай» и других СЭЗ России. К сожалению, в ответе  на наше письмо Президенту РФ В.В.Путину, его советник И.Илларионов отметил, что наши предложения рассмотрены в Администрации Президента РФ и посоветовал авторам проекта реализовать проект самостоятельно (А1-4664аи от 26.06.2000 г). Сообщалось также, что наше обращение направлено заинтересованным министерствам и ведомствам РФ. Понятно, что при таком формальном отношении, без  реальной поддержки руководства страны подобную сверхзадачу решить только на общественных началах оказалось  просто невозможно. Через несколько лет, (13.04.2006 г.), выступая на конференции «Перспективы и практические аспекты сотрудничества со странами АТР в свете вступления России в ВТО» я еще раз, уже совместно с Московской Торгово-промышленной палатой,  попытался привлечь внимание к этому проекту. Однако никакой позитивной реакции так и не последовало. Возможно, наша идея МСЭЗ  тогда оказалась несколько преждевременной.    
       Но вот теперь, по всей видимости, складываются для ее реализации более благоприятные условия и обстоятельства. Недавно лидер партии "Гражданская платформа" бизнесмен Михаил Прохоров предложил на Дальнем Востоке создать не обычный, страновой оффшор, а свободную экономическую зону совместно с Японией. "В современном мире идет постоянная системная борьба с оффшорами за прозрачность налоговой базы каждой страны. Тем не менее, возникают ситуации, когда, в силу определенных причин, необходим рывок в развитии отдельной территории в сочетании с внешнеполитическими факторами – в таких случаях имеет смысл говорить о создании не оффшоров, а свободных экономических зон" – сказал он*. Это предложение последовало  в ответ на заявление премьер - министра РФ Д.Медведева 21 марта т.г. на заседании Правительства РФ, посвященного госпрограмме развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Медведев Д.А. заявил буквально следующее: "Если такие страсти кипят вокруг Кипра, может и нам создать такую зону на Дальнем Востоке? Может быть, часть наших денег, которая на Кипре, а также в других зонах, которые сейчас не упоминаются по понятным причинам, к нам вернется?". Конечно, это заявление Медведева было сделано на фоне беспрецедентного банковского кризиса на Кипре. Островная республика  в одностороннем порядке объявила, что списывает налог с размещенных в банках счетов и депозитов, в том числе принадлежащих и российским резидентам.  В результате, доверие ко всем  внутренним оффшорным зонам оказалась катастрофически  подорванным теперь уже всерьез и надолго.      
        Как и предложение М.Прохорова, идея премьер-министра не является новостью: за последние 20 лет российские власти неоднократно пытались реализовать проекты по созданию внутренних оффшоров, в том числе и на Дальнем Востоке. На постсоветском пространстве за минувшие годы возникали десятки СЭЗ, значительно облегчающие и упрощающие налоговое, таможенное и валютное регулирование. К сожалению, большинству СЭЗ, несмотря на преференции, так и не удалось привлечь иностранный капитал в заметных объемах, более того, они превратилось в «чёрные дыры» для отечественной экономики, позволяющие легальным путём уходить от налогов, прежде всего, собственным резидентам. В итоге большинство псевдо - СЭЗ были вынуждены попросту закрыть. Для сравнения, в результате многолетней эффективной государственной политики и стабильно низкого странового риска, в Китае в СЭЗ создается почти 50 процентов ВВП**. В настоящее время в соответствии с новым Федеральным законом «Об особых экономических зонах» в России началось формирование СЭЗ нового типа: технико-внедренческих, промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых и игровых зон. Сегодня их насчитывается уже более двух десятков, но более или менее удовлетворительные  результаты показывает лишь промышленная зона в Липецкой области («Алабуга»), в которой работает уже около трех тысяч человек. Производственные зоны в Тольятти (привязана к автомобильному концерну «АвтоВАЗ») и «Титановая долина» в Свердловской области были открыты совсем недавно, и об их результатах говорить пока рано. Попытки достичь заметного развития хотя бы какой - либо одной из пяти вновь возникших туристско-рекреационных зон оказываются безуспешными. Например, «Новая Анапа» в станице Благовещенская Краснодарского края и «Куршская коса» в Ленинградской области были вообще закрыты из-за отсутствия резидентов. Кроме портовой зоны в Советской гавани, в стране еще стартовали две портовые ОЭЗ. Правда, Мурманская портовая зона так и не привлекла еще ни одного инвестора.
        Таким образом, российские СЭЗ, созданные уже по новому законодательству, так же  не стали эффективным инструментом развития экономики страны. Этот тип СЭЗ так же не устраняет их страновой характер, а, следовательно,  сохраняет и характерные недостатки. Для переходных экономик постсоциалистических стран это, в первую очередь большие политические, экономические и организационно-правовые риски. У дальновидного инвестора всегда, а во время кризиса особенно, во главе угла стоят вопросы безопасности вложений и возврата капитала. К сожалению, одной стране, используя традиционный набор имеющихся гарантий, далеко не всегда удаётся убедить инвесторов вкладывать средства на долговременную перспективу и привлечь иностранный капитал даже за счёт льгот и преференций на свою территорию. Кроме того, реализация таких, прямо скажем, узкоэгоистических интересов не может не вызывать самой негативной реакции у соседей и мирового сообщества. Не удивительно, что международные органы финансового контроля и ведущие развитые страны вынуждены всё чаще применять радикальные меры, вплоть до штрафных санкций, к оффшорам, превратившимся сегодня в мировые «прачечные» для отмывки «грязных» денег. Вступив в ВТО, Россия не может  не учитывать все эти обстоятельства. Пока же, обладая национальным богатством, по самым скромным оценкам, на порядок больше стоимости мирового ВВП, третью минерально-сырьевой базы Земли, наша страна привлекает в свою экономику лишь сотые доли процента мирового инвестиционного интереса***.
       Весьма перспективный выход из инвестиционного тупика на пути интеграции и сотрудничества соседних государств именно в оффшорном бизнесе. Необходимо по инициативе России организовать Международные Свободные Экономические Зоны, учредителями которых стали бы несколько заинтересованных в совместном развитии приграничных государств.     В этом случае решаются качественно иначе, на более высоком международном уровне, вопросы безопасности и снижения рисков частных капиталовложений. Администрация, общая и ограниченная в «пространстве  и времени» территория таких МСЭЗ, коллективные гарантии и принятые в новых юрисдикциях прозрачные «правила игры» для резидентов станут совместным детищем стран-учредителей и, следовательно, надежной гарантией для инвесторов. Разорвать или нарушить такой коллективный договор, подписанный на 50-100 лет, какая-то одна сторона в одиночку, произвольно не сможет, поскольку он приобретает более высокий, международно-правовой статус. Разумеется, для инвестора это обстоятельство будет играть чрезвычайно важную роль при принятии стратегических решений о вложении капиталов в тот или иной проект МСЭЗ. Отличительными благоприятными факторами инвестиционного климата таких МСЭЗ наряду с благоприятным режимом хозяйствования должно стать создание совместных залоговых и страховых фондов, специализированных банковских институтов и других, характерных для современного оффшорного бизнеса, элементов рыночной инфраструктуры. Предлагаемый механизм можно рассматривать и как способ репатриации, то есть возвращения на родину «беглых» капиталов. Их владельцы, потенциальные инвесторы МСЭЗ, не в меньшей мере заинтересованы в обеспечении такого рода коллективной безопасности, поскольку не уверены в долгосрочности и незыблемости декларируемых только одной страной гарантий и амнистий (особенно после событий на Кипре).
        Кроме того, у наших государств-соседей много взаимных интересов, совместных инвестиционных проектов и программ, более успешно реализовать которые можно с привлечением мирового капитала, в том числе и оффшорного. Приток инвестиций будет обеспечен льготами и преференциями в интересах не только одной страны, а  уже нескольких соседних государств. Возьмём, к примеру, Дальний Восток,  наш западный анклав - Калининград или на Юге России - Горный Алтай, который граничит с Казахстаном, Монголией и Китаем. Только газовые, энергетические и транспортные проекты потребуют колоссальных не только государственных, но и частных капиталовложений, как отечественных, так и зарубежных. Таким образом, организация Международных Свободных Экономических Зон хорошо вписывается в новую модель сотрудничества стран СНГ, ЕврАЗЭС, ШОС и АТЭС.  Именно они могут стать эффективными «точками роста» на формируемом ныне посткризисном экономическом пространстве. С учетом  масштаба стоящих задач развития уровень затрат на создание инфраструктуры МСЭЗ является вполне приемлемым для стран - учредителей. В большей степени здесь необходима, прежде всего, политическая воля и желание руководства приграничных государств организовать такую новую форму сотрудничества. В этом случае международное сообщество должно будет рассматривать подобную интеграцию стран уже как совершенно новое планетарное явление, способствующее ускоренному развитию не только региональных межгосударственных отношений, но и быстрейшему выходу из глобального кризиса мировой экономики в целом.

    * http://top.rbc.ru/viewpoint/21/03/2013/850266.shtml
    ** http://m.lenta.ru/articles/2013/03/22/offshore
    *** http://www.yurclub.ru/docs/other/article207.html







    Приобрести фасадную плитку в спб за низкую плату


    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru