Разное
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Разное

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено: 29.01.2013



    Влияние политеистических традиций на правосудие Древнего Рима.

    (Жрецы Древнего Рима как первые правоведы)

     

    Содержание:

     

    1.- Вступление – с.1.

    2.- Об исторической взаимосвязи религии и права – с.2.

    3.- Жрецы – с.6

    4.- Коллегия понтификов – с.7.

    5.-Статус коллегии понтификов – с.9.

    6.- Полномочия коллегии понтификов – с.10.

    7.- Регламент коллегии понтификов – с.12.

    8.- Заключение – с.14.

    9.- Литература – с.15.

     

    Вступление.

    Древнейшее право всякого народа состоит в теснейшей связи с религией; право человеческое не отделяется от права божеского. Мысль древних, не будучи еще в состоянии понять причины и характер человеческого общежития, сводила все к повелениям божества : боги создали общество и боги устраивают его, поэтому те основы, на которых общество зиждется, суть законы божества. Не подлежит сомнению, что так было первоначально и в Риме…

    Покровский И.А. Русский ученый, правовед конца XIX – начала XX века (3.с.67)

     

    Религиозный римский дух отличается прагматизмом, интересом к созидательной силе и, почти всегда, «сакрализацией» общностей – семьи, рода, родины. Знаменитая римская дисциплинированность, верность данному слову…, преданность интересам государства, возведение права в ранг религии…

    Мирча Элиаде. Историк религии, философ XX века. (2.с.100)

     

    «Всюду, где право впервые выступает в истории, является оно в связи с другой силой, которая, давая ему печать высшего посвящения, избавляет его от  смены интересов и целей, от критики разума и от произвола голой силы, отодвигает его в известную благоговейную, недосягаемую даль – всюду является оно в связи с религией.

    Повеления права выдаются за повеления Божества, или только некоторые, особенной нравственной важности и веса, или же все.

    Не то, чтобы здесь действовали намерение, расчет, благочестивый обман, нет, сознание нравственной природы права, будучи субъективно внимаемо религиозно настроенной натурой, как голос Божества, объективно выражает свои внушения и воззрения как божественные откровения...

    Оно(право) приносит с собой уже при первом своем появлении противоположность  fas  и jus (божественного права и права человеческого), в которой выражено это разделение, как будто хотел доказать этим тотчас с самого начала свое призвание к миру права и свою разлагающую способность.

    Fas есть религиозное, священное или откровенное право.Fas заключает в себе как религию, насколько она принимает правовую форму, следовательно, говоря теперешним языком, церковное право, так и частное и публичное право, насколько оно имеет религиозное отношение… Jus есть установление человеческое, потому изменчиво, способно к развитию.»

    (Рудольф Иеринг, немецкий ученый, правовед XIX века.1.с.230)

    Римляне уже очень рано стали отделять право светское, человеческое … от права божеского. Но даже при этом, очень нелегко было определить линию разделяющую светские и сакральные правоотношения. К тому же, при неразвитости светского права, многие отношения регулировались только божеским (сакральным) правом. 

    Можно утверждать, что в царский период и в период ранней республики, право божеское преобладало над правом человеческим. Затем ситуация изменилась. В период республики и в период империи сакральная сфера общественных отношений была подчинена сфере политической. (9.) Соответственно изменилось соотношение и в праве.

    Однако, основополагающий принцип существования общества «мир с богами» (pax deorum) остался до конца Римской империи. Отсюда, большое влияние сакральной сферы (в т.ч. божеского права) на решение важнейших политических вопросов оставалось неизменным. Магистратская власть – это «несомненно то, что после организации религиозной жизни более всего сохраняет республику».

    (Марк Тулий Цицерон. Delegibus.)

     

    Об исторической взаимосвязи религии и права.

    Религия - может быть предварительно определена как организованное поклонение высшим силам. Такое поклонение — будь то поклонение чувственное, материальное, или же служение в духе и истине — предполагает несомненную для верующего сознания реальность тех высших сил, которым оказывается почитание. Вместе с тем оно предполагает веру, т. е. религиозное настроение, выражающееся в определенной системе культа и системе представлений о божественном. Самая вера не сводится к разуму, чувству или определению воли, но обнимает собой все эти способности нашего духа, если только она действительно подчиняет себе всего человека. Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и  И. Ефрона. 1890-1907.

     

    Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе…

    Право имеет своей задачей регулировать взаимные отношения людей, живущих в обществе, путем установления правил поведения ("юридических норм"), поддерживаемых принудительным воздействием со стороны государственной или общественной власти.

    Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и  И. Ефрона. 1890-1907.

     

    Римляне, как и все древние народы, были политеистами (язычниками), поклонялись многим богам и духам.

    Они верили, что мир одушевлен и движется какой-то неведомой могучей силой…От этой скрытой в природе силы зависит и происхождение и существование человека, счастье и несчастие в жизни, успех и неудача в его предприятиях… В случае, если он забудется и прогневает владыческую силу, последняя напоминает ему о себе бурями, землетрясениями, вулканическими извержениями, или же наказывает войной, голодом, мором, другими общественными бедствиями… Видя себя отовсюду окруженным проявлениями божественной силы, чувствуя себя в полной зависимости от нее, римлянин примиряется с существующим неотвратимым фактом, принимает предписанные ему условия благополучного существования. Он чутко прислушивается ко всем велениям божественной силы, испрашивает ее совета всякий раз, как что-нибудь предпринимает, приносит угодные ей жертвы, совершает установленные церемонии. (13.с.1)

       В отличие от древних греков, рано сформировавших свой пантеон, римляне в ранний период своей истории имели несложную иерархию, куда входила архаичная триада Юпитер - Марс - Квирин, а так же Янус и Веста. Янус как бог – покровитель всяческих начал стоял первым в списке, а Веста, покровительница Древнего Рима, его замыкала.

    … с начала республики ассимиляция греческих божеств происходит очень быстро – Диоскура ок. 499 г., Меркурия ок. 495 г., Апполона ок. 431 г. до н.э. … Венеру отождествили с греческой Афродитой … Диана пришла в Рим из Альба Лонги и позднее отождествилась с Артемидой. Прибл. в 396 г. состоялась церемония приглашения в Рим Юноны Регины… во II  Пунической войне на карту было поставлено существование римского государства, произошли глубокие перемены и в религии. Рим обратился ко всем богам : уже некогда было выбирать какой бог лучше… прибл. в 205-204 г.г. до н.э. … Рим ввел в свой пантеон первое божество азиатского происхождения – Кибелу, Великую Мать из Пессинунта (2.с.115)

    Спустя некоторое время после изгнания из Древнего Рима последнего этрусского царя и утверждения республики, прибл. В 196 г. до н.э., у подножия Авентинского холма был воздвигнут храм новой божественной триады Церера - Либер - Либера. (2.с.115)

    Богиня правосудия Феми́да в древнегреческой мифологии- титанида, вторая супруга Зевса. От союза с Зевсом Фемида родила трех Ор : Эвномию (благозаконие), Дике (справедливость), Эйрену (мир), и Немесиду (возмездие). Фемида первой научила людей прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам. Как богиня олимпийской мифологии Фемида уже не отождествляется с землёй, а является её порождением, основой правопорядка. Фемиду всегда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с рогом изобилия и весами в руках. Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни.

    Римляне заимствовали у греков богиню правосудия (назвав ее Юстиция), но вместо рога изобилия вложили в ее правую руку http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%EC%E8%E4%E0 - cite_note-13меч. Юстиция (лат. justitia справедливость, законность ) - богиня правосудия, культ которой существовал в Риме со времен императора Тиберия, посвятившего ей статую в Риме. 

     

    Религия и право, являясь основными общественными регуляторами Древнего Рима,  взаимно переплетаясь, поддерживали и направляли друг друга.

    Религиозные верования и религиозная организация народа никогда не остаются без влияния на его жизнь и его правовые учреждения, и чем древнее эпоха, тем значительнее, по общему правилу, это влияние. (4.С.41)

    Древнее римское право еще не имело четкой структуры, не имело разделения на отрасли. Процессуальные нормы еще не были отделены от материальных норм. Однако, «римское видение мира» уже разделяло божественное и человеческое (как пишет историк Ф.Сини). В соответствии с этим, право так же делилось на божественное и человеческое.

    Современные историки права представляют общую модель истории письменной традиции архаического права Древнего Рима следующими этапами :

    1. Запись законов Нумы Помпилия (второго царя Древнего Рима, 715-672 гг. до н.э.) была произведена в период правления Анка Марция (четвертого царя Древнего Рима,640-616 гг.до н. э.) на деревянных таблицах. Такого рода деревянные таблицы описаны Дионисием Галикарнасским – греческим историком I в. до н. э.
    2. В конце VI в. до н.э. все царские законы были зафиксированы в книге великого понтифика Гая Папирия (509-449 г. до н.э.). К этому же периоду можно отнести восстановление царских, так называемых сакральных законов (leges sacratae) …
    3. Многие положения царских законов вошли в децемвиральный свод, составленный и записанный на 12 медных таблицах в 451-450 гг. до н.э. (Законы XII таблиц)
    4. После нашествия галлов в 390 г.до н.э. часть царских законов и XII таблиц погибла, но была восстановлена, а часть, касавшаяся сакрального права…, была утаена понтификами и лишь в конце IV в. до н.э. вновь опубликована … курульным эдилом Флавием. Этот текст получил особое название ius Flavianum.
    5. Публикация (законов) … с комментариями великого понтифика Тиберия Корункания (254-243 г. до н.э.), была осуществлена в начале III в. до н.э.
    6. Издание (законов) начала II в. до н.э. консула Гая Элия Пета, содержавшее в себе (три части) сами законы XII таблиц, комментарии понтификов к ним и иски. Эта книга была названа Tripertita. (12.)

    Характеризуя общие черты архаического права историки выделяют три его структурообразующих элемента: религиозный характер, простота и формализм. Говоря о роли религии в праве, они обращают внимание на чисто практический характер ее установлений. (11.с.60)

    Тесное переплетение политической и сакральной функций сказывалось на всех сторонах жизни общества.

    Многие языческие традиции и в период Республики оставались символом политической власти Древнего Рима. Общественные ауспиции непременный атрибут политической жизни. Всякое важное мероприятие требовало консультации с богами. Обязательные ауспиции оказались сакральным эквивалентом многих функций магистратской власти, а их совокупность стала обозначать магистратскую компетенцию в целом. Право на общественные ауспиции предоставлялось вследствие избрания на политическую должность, а не в результате религиозной инвеституры. (9.)

    … народные собрания обыкновенно освящались священнодействием. Когда бы и по какому бы случаю ни обращался государственный чиновник к народу с речью (in concione), всегда он предварительно приносил торжественную молитву. И комиции – народные собрания для утверждения законов, выбора чиновников и производства суда – тоже всегда начинались жертвоприношением и молитвой. (13.с.152)

    Магистраты имели многие обязанности в сфере почитания богов.  Сакральные действия  консулов являлись ключевыми для сохранения римской общины. (9.) Первый день деятельности консула начинался с ауспиций для получения одобрение богов действиям консула в этот день. Затем он должен был посетить храм Юпитера Капитолийского с соответствующими молениями и жертвоприношениями. Консул должен был принести в жертву быка и по его печени происходили гадания о будущем консулате. Магистраты имели обязанности в проведении многочисленных религиозных праздников.

    Исходя из этого, жрецы оказывали прямое и косвенное влияние на политическую власть. Как специалисты в своей области они лучше понимали волю богов и ослушаться их было делом опасным. С их мнением не могли не считаться политики.

    Но как и все люди, жрецы могли ошибаться. Ведь они не обладали святостью (за исключением весталок и фламина Юпитера), приближающей их к богам. Нет сведений о каком либо специальном обучении и подготовке жрецов в Риме. По этим причинам лишь постановление сената делало мнение жреца по политически вопросам обязательным для исполнения. (9.)

    Истинное религиозное чувство римлян и авторитет жрецов, заставляли их прислушиваться и подчиняться их мнению. С другой стороны посредничество органов политической власти не давало простора своеволию жрецов, ставя их под контроль светских органов власти. В политической области жрецы действовали, как правило, по запросу сената или высших магистратов.

    Под контролем жрецов находился частный культ. Но в виду их малочисленности ,этот контроль ограничивался тем, что понтифики разрабатывали правила и предписания, регулирующие частные священные действия, священный календарь и давали свои толкования по этим вопросам.

    В случае неумышленного нарушения этих правил, предписаний и толкований римский гражданин обязан был принести искупительную жертву. В случае сознательного нарушения, т.е. сакрального преступления, такой человек объявлялся понтификами «нечистивым» (impius) и  оказывался вне человеческого сообщества. Ему было запрещено умилостивлять богов дарами. По решению суда понтификов он подвергался наказанию.

    Многие деяния, безразличные для светского права, считались нарушающими предписания религиозного права, и по приговору духовного суда навлекали на виновного тяжелое наказание.

    Уголовное право всех народов вытекало из частной мести и религиозного очищения. (5.с.24)

    Оба основные понятия уголовного права, преступление и наказание, представляются древнейшему времени в свете религиозного понимания; а именно преступление – как грех против божества, наказание – как средство очищения. (1.с.236)                                 

    Poena (лат. наказание) … этимологически указывает на идею чистоты.Supplicium, смертная казнь, приводит этимологически к смягчению богов (sub placare, supplex) … относительно совершения смертной казни посредством вешания – на посвященное подземным богам arberin felix. (1. с.238)

    Совершалось … (наказание) духовным судом – pontifices; смотря по важности погрешности или проступка или посредством простого очищения (expiatio), в особенности в случае неосторожности, или посредством наказания, которое могло достигать, как при весталках, смертной казни… Разгневанные боги должны быть умилостивлены, иначе переносят они свою злобу на все общество, ибо собрание ответствует как перед чужими народами, так и перед богами за проступки своих сочленов; если оно от них не откажется … то делает несправедливость своею. Вот как понимало древнейшее время преступление и наказание, как это понимание еще ясно просвечивает из многих следов… (1.с.237)

    Религиозным преступлением считалось … нарушение клятвы, присяги : виновник подлежал большей или меньшей, личной или имущественной, каре с целью очищения перед оскорбленными богами (expiatio). Присяга же (клятва) играла в примитивной жизни Древнего Рима чрезвычайно важную роль : ею подкреплялись сплошь и рядом разнообразные договорные обещания, которые в глазах светского права еще не имели никакой юридической силы : неисполнение такого обещания являлось уже  нарушением присяги и влекло за собой духовный суд и expiatio.  (4.с.42)

    Самая власть государственная опиралась на религиозное чувство, как на глубочайшее свое основание… (каждый важный шаг) скреплялся религиозным актом – клятвой (sacramentum)… В случае издания нового закона чиновники, до которых он касался, должны были в течении пяти ближайших дней, а сенаторы в течении десяти дней принести клятву в его соблюдении. О принесении клятвы квесторы составляли акт, и записывали имена принесших в государственные актовые книги…Клятвой утверждались международные договоры… 

    Судьи тоже обыкновенно клялись, когда приступали к совещанию о деле. Истец, приносивший жалобу, а так же обвинитель давали клятву в том, что они начинают дело не ради клеветы. Дача свидетельских показаний на суде была соединена существенным образом с принесением клятвы. Выражение – «сказать что-нибудь с клятвой» было равносильно выражению «быть свидетелем». Свидетельское показание, не подтвержденное клятвой, заподозревалось в своей достоверности. Даже между свидетельскими показаниями, данными под клятвой, отдавалось предпочтение тем, которые даны лицами, искренне чтущими святость клятвы… (13. с.186-191)

    Наконец, римская религия принимала под свое покровительство частные обязательства и разбирала тяжбы о моем и твоем и иски об обидах. Чтобы обеспечить себя при заключении договоров в исполнении обязательства, а в случае неустойки в праве взыскания за нее, в древнее время римляне обыкновенно делали свои обязательства в присутствии богов, призывали их во свидетели и судьи, а на случай неисполнения договора  каждая из договаривающихся сторон обрекала себя гневу богов со всеми его тяжкими последствиями… Неисполнение обязательства, подтвержденного клятвой, боги принимали на свой собственный счет и мстили за свое оскорбление. Правда, боги сами лично не вмешивались в дело и не совершали мести непосредственно, но они давали потерпевшему ущерб контрагенту право взыскивать с неустоявшего в своем слове за свой ущерб и, если нужно, расправиться с ним по собственному усмотрению, напр. обратить его себе в рабы, или продать в рабство другому. (13.с.203)

    Древнейшей формой клятвы была клятва per Jovem lapidem, в которой клянущийся держал в руке и в заключение бросал булыжный камень. Потом клялись у ara maxima, посвященного Геркулесу, держась рукой за жертвенник. Царь Нума ввел клятву Верностью (Fides). Эта клятва была общедоступной для всех граждан, тогда как первая была патрицианского характера. Она была удобна также по своей форме. При ней не нужно было ходить в Капитолий, потому что сидалищем богини Fides была правая рука каждого человека. Не полагалось при ней и особой словесной формулы : вместо нее служило простое пожатие руки. Гражданские последствия этой клятвы были равносильны последствиям древней клятвы : обязательство, утвержденное ей, покровительствовалось законом, который отдавал не исполнившего обязательства во власть потерпевшей стороны. (13.с.204)

    Мог обратиться к этому средству (клятве) и сам судья во время уже самого разбирательства дела, когда он не вынес определенного убеждения из представленных сторонами доказательств, или при оценке суммы вознаграждения в пользу потерпевшей стороны. (13.с.209)

     

    Отправление правосудия в Древнем Риме нельзя было отличить от религиозного обряда, оно было прикрыто религиозными церемониями. (13.с.223)  как по форме, так и по содержанию.

    Судебные заседания проводились там же, где и религиозные обряды, в той же обстановке, с той же религиозной атрибутикой, теми же лицами, в те же благоприятные дни. Начинались они молитвами и жертвоприношениями. Формулы проведения судебных заседаний полностью соответствовали религиозной традиции. Решения провозглашались от имени богов и императоров.

    Судебный (легисакционный) процесс целиком основывался на ритуальном произнесении определенных торжественных слов (verba solemnia) и на соблюдении ритуальных жестов и действий. Правила этих ритуальных действий и жертвоприношений, которые сопровождали судоговорение, регламентировали и разрабатывали жрецы (понтифики). Скорее всего, эти священнодействия являлись неотъемлемой частью самой исковой формулы. Знание же этих правил – это еще один оплот могущества жрецов (понтификов) в сфере гражданского судопроизводства. Валерий Максим ( римский писатель, историк I в. н.э.) писал, что гражданское право (гражданский процесс) перегружено правилами жертвоприношений, - «гражданское право в течении нескольких столетий было скрыто среди жертвоприношений (inter sacra) и священнодейств (caerimoniasque) бессмертным богам и вследствие этого было известно только жрецам (понтификам).  (17.)

       Римское право безо всякого сомнения многим обязано практике духовного суда, не только по причине относительно высокой интеллигенции и знания права, которые ему были присущи, но прежде всего потому, что здесь впервые могла образоваться и образовалась постоянная практика. Здесь судебная расправа была вверена не отдельному лицу … но присутственному месту… Таким образом духовный суд был подходящим, обособленным местом, в котором всего вернее и всего скорее мог воспоследовать процесс отложения права, переход его из состояния текучести и бесформенности в состояние устойчивости и формальной определенности. (1.с.263)

       Римские боги, мстя одной рукой за обиды, которые им наносились, простирали другую с защитой над преследуемыми и беззащитными. Существовали священные места и времена, где и когда отдыхали преследование и наказание (и преступник мог там найти защиту от правосудия) … Так нарушала религия вероятно еще во многих случаях суровый порядок права и гражданской жизни, и таким образом и в холодный мир римского права западает отраженный от образа богов теплый солнечный луч человеческого чувства. (1.247)

       Большое значение в гражданской жизни имели, затем так наз. dies nefasti, дни праздничные, в течении которых нельзя было совершать известных гражданских или публичных актов. Определение же  dies fasti  и dies nefasti, равно как и все установления календаря, находились в руках жрецов.

       Перед началом всякого сколько-нибудь значимого акта как каждый отдельный гражданин, так и все государство в лице своих властей предварительно старались узнать волю богов : благоприятствует ли она предполагаемому предприятию (созываемому народному собранию и т.п.) или нет. (4.с.44)

       Понятно, что при такой сложности  jus sacrum  его познание и толкование требовало немалых специальных теологических и юридических сведений. Эти сведения и концентрировались в различных жреческих коллегиях. (4.с.43)   

     

    Жрецы.

    Жрецы (одного корня со словом жертва) - посредники между богами и людьми.

    Возникновение особого класса жрецов было вызвано появлением общественных жертвоприношений, но в особенности необходимостью специальной подготовки к отправлению культа, для которого по мере его развития складывались известные правила.

    Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона.1890-1907.

     

    Жре́чество - группа людей, занимавшаяся изучением природных явлений и отправлением культов в архаичных цивилизациях.

    Жрецы почитались как посредники в общении людей с миром богов и духов.

    По своему значению жрецы были предшественниками учёных, юристов, врачей, философов и т. д.

    В мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) преемником жречества стало духовенство.

    Википедия.

     

    Почитание богов на определенной стадии развития древне римского общества перешло в служение богам, требовавшее людей особой профессии. Ими стали жрецы.

    Хронологические рамки этапа становления института жречества в древнем Риме определяются историками VIII–VI вв. до н. э., поскольку этот процесс был тесно связан с формированием и становлением римской государственности.

    … царь Нума пришел к естественной мысли – поручить большую часть своих богослужебных обязанностей особым лицам – фламинам, а общее наблюдение за всем вообще культом как общественным, так и частным – верховному понтифексу. Вот происхождение римского государственного жречества. Жречество произошло путем выдела из общей совокупности полномочий государственной власти; … Кроме фламинов и понтифексов ко времени Нумы могут быть отнесены по своему происхождению жречества : фециалов, салиев, люперков, тициев, братьев арвальских, авгуров. При Тарквинии гордом была учреждена коллегия дуумвиров, в 558 году коллегия эпулонов, наконец при императорах возникли коллегии августалов… (13.с.244)

       Согласно жреческой иерархии, после царя следовали пятнадцать фламинов, прежде всего – flamines maiores : посвященные Юпитеру…, Марсу и Квирину… фламины не составляли коллегий. Каждый фламин был ни от кого не зависим, связан только с божеством, имя которого носил. (2.с.103)

       Коллегия авгуров так же восходит к архаичному времени. Она имела большой вес в области публичного права и в вопросах политики. Объявив наблюдаемые предзнаменования неблагоприятными, авгуры могли затормозить любое государственное начинание. Средствами для познания божественной воли для авгуров были небесные знамения, поведение священных птиц и т.п.

       В области международного права компетентной считалась коллегия фециалов. Перед объявлением войны фециалы в качестве послов отправлялись для переговоров к неприятелю. Они же скрепляли мир клятвами и жертвоприношениями.

    В соответствии с разделением полномочий между различными жреческими коллегиями, подразделялось и священное право. Составными частями священного права были – jus fetiale, jus augurum, jus pontificium (право фециалов, право авгуров и право понтификов).

    Содержание jus fetiale составляли обряды объявления войны, заключения перемирия и мира, ведения переговоров, заключения международных договоров, вообще ведения всех международных сношений.

    Jus augurum  регулировало совершение ауспиций во всех случаях государственной жизни и рассматривало возникавшие отсюда вопросы государственного права.

    Jus pontificium заведывало отправлением отечественного культа частного и общественного, и, по соприкосновенности культа с правом гражданским, имело большое отношение к этому последнему и к судебному процессу, распоряжалось государственным календарем и через то многоразлично влияло на течение государственной жизни. (13.с.227)

    Издревле основание всякого храма сопровождалось составлением специального lex (устава), в котором подробно описывались все жертвоприношения и ритуалы, которые должны происходить в нем. Такого рода leges вносились в книги жрецов и те зорко следили за их исполнением.

       … законы в знак своей живой солидарности с святыней (нормами священного права) хранились обыкновенно при храме и там вносились в реестры. (13.с.230)

     

       Коллегия понтификов.

      

    Нуме приписывают также учреждение и организацию верховных жрецов, которых римляне называют понтификами… А верховный понтифик занял положение, сходное с толкователем воли богов … и прорицателем … он надзирает не только за общественными обрядами, но следит и за частными жертвоприношениями, препятствуя нарушению установленных правил и обучая каждого, кто обращается с просьбой по поводу почитания или умилостивления богов...                            

    (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. IX.)

     

    Так что, если кто захочет назвать понтификов учителями священнодействий или знатоками священных законов, или охранителями их, или, как мы считаем, иерофантами, не погрешит против истины. 

    (Дионисий Галикарнасский. Римские древности. II.73.3.)

     

    Римские понтифики составляли самую знаменитую из великих жреческих коллегий. Ее учреждение, приписывается второму царю Древнего Рима Нуме (715 – 673 г. до н.э.).

       Римская жизнь знала три формы, в которых каждый сведущий в праве мог употребить свои знания и свое искусство на пользу публики : должность составителя и писца судебных документов (cavere и scribere), должность консультанта (respondere)  и должность третейского судьи (receptum arbitri).

    Что понтифексы для первой должности были … способны как мало кто другой, не нуждается и в замечании. Люди пера и слова, принужденные и привыкшие со всей рачительностью и осторожностью сочинять различные документы и формулы, к составлению которых давало им повод их духовное звание, в совершенстве знавшие правила духовного права … они были для древнего Рима … прирожденными каллиграфами и нотариусами нации. Но с составлением и сочинением подобных правовых документов … идет … рука об руку выделка и собирание постоянных формул…    

       К этой первой деятельности естественно примыкают обе другие. Кто был бы при споре о смысле документа более годен дать вожделенное объяснение, как не лицо, которое его составило? … сколько существовало вопросов и отношений, верное решение которых по причине их непосредственного отношения к религии могли дать только понтифексы.

       Теперь надо только представить себе эти самые вопросы и отношения предметом правового спора и вспомнить о первоначальном положении и задачи судьи как доверенного лица, к которому обе стороны обратились с просьбой о его правовом мнении, чтобы быть уверенным, что стороны во многих случаях не могли сделать ничего лучшего, как избрать понтифекса третейским судьей… (1.с.255)

    Общая схема полномочий коллегии понтификов была описана Ливием (римский историк, 1 в. до н.э.) и Дионисием Галикарнасским ( греческий историк 1 в. до н.э.). Они указали, что власть даровал понтификам Нума, он вверил им на хранение книги, содержавшие ритуальные предписания, и обязал предоставлять информацию каждому, кто будет советоваться с ними по делам религии.

    Сила молитвы, произносимой от имени государства при совершении жертвоприношения, зависела безусловно от формулы. Чтобы она была приятна богам, для этого она должна быть произнесена с буквальной точностью, без запинки, с соблюдением положенных приемов; малейшая ошибка в чем бы то ни было делала молитву недействительной. Чтобы избежать ошибки, молитва произносилась по книге, притом так, что сначала произносил слова понтифекс, а за ним повторял сановник, приносивший молитву за государство, а за сановником следило еще лицо, нарочито для того приставленное (custos)… Приносящий жертву и возсылающий молитву приглашал присутствующих к молчанию словами : «Ago ne», и начинал священнодействие только тогда, когда получал в ответ слова глашатая : «Hoc age!» Чтобы не дошло до слуха совершающих священнодействие какого ни будь звука со стороны, во время совершения обряда играли на флейте. (13.с.133) 

    Понтифики должны были предотвращать погрешности в совершении религиозных ритуалов, которые могли возникнуть из-за пренебрежения древними обычаями или из-за введения иноземных ритуалов.

    Понтифики должны были определять не только то, каким образом следует молиться небесным богам, но и какова надлежащая церемония похорон, как умиротворить души усопших, а также какие знамения - молнии или другие явления - следует принять и повиноваться им.

    Понтифики имели судебную власть во всех религиозных вопросах, касавшихся как частных лиц, так и магистратов и жрецов, а в случаях, когда существовавшие законы и обычаи оказывались недостаточными или неудовлетворительными, они устанавливали новые законы и положения (decreta pontificum), в которых всегда следовали собственному суждению о том, что соответствует существующим обычаям и традициям.

    Понтифики надзирали за поведением всех лиц, имевших отношение к жертвоприношениям или культу богов, то есть, всех жрецов и их служителей. Они определяли церемонии культа и жертвоприношений и наказывали тех, кто отказывался повиноваться их предписаниям, ибо они были «судьями и защитниками дел, относящихся к священнодействиям и богослужению».

    Подробности обязанностей и функций понтификов содержались в книгах, называвшихся libri pontificii или pontificales, комментарии по вопросам религиозной службы (commentarii sacrorum или sacrorum pontificalium), которые, как сообщается, были получены понтификами у царя Нумы, священный календарь, анналы, и legisactiones.

    Одна из частей этих понтификальных книг называлась Indigitamenta и содержала имена богов и правила их употребления в общественном богослужении.

    Вторая часть содержала формулы понтификального права. Первоначальные законы и предписания, содержавшиеся в книгах, со временем, были расширены и более точно определены постановлениями понтификов; вероятно, отсюда их название commentarii.

       Слава знатоков права, которой пользовались понтифексы, преимущество постоянного присутственного места, постоянной практики и традиции, которые имел этот суд перед светским судьей, могли и в случае обыкновенного правового спора … сделать для сторон желательным перенести его пред духовный суд для решения. Подсудность ему … могла быть основана каждое мгновение учинением относящейся до правового спора клятвы … (1.с.261)

    Когда гражданские акты совершались по обрядам, освященным религией, когда самые законы нужно было искать в книгах священных, в то время естественно тот, кому нужно было напр. совершить брак (confarreatio), усыновить себе приемыша (arrogatio), сделать завещание (testamentum comitii scalatis), должен был обратиться за советом и помощью к понтифексам, которые наблюдали за соблюдением требований религии в этих случаях и у которых хранились священные книги. Равным образом кому нужно было начать судебный процесс, тот не мог обойтись опять без помощи понтифексов, потому что формула иска должна была точно соответствовать букве закона, на котором основывается иск, а закон был в книгах понтифексов, да кроме того только понтифекс мог безошибочно указать законное время для ведения процесса, так как понтифексы заведывали государственным календарем. Таким то образом правоведение было самым сподручным делом для понтифексов и стало их профессией. Соперничать с ними было трудно, и по преданию, они были единственными опытными правоведами при царях и значительное время после них. С этим согласно и другое предание, приписывающее составление сборника Jus civile Papirianum верховному понтифексу Папирию. (13.с.231)

    Предписания, служившие понтификам руководством в юридических процедурах, составляли большое собрание законов, называвшееся понтификальным правом, и являлись частью понтификальных книг. Новые постановления, принимаемые понтификами либо по предложению сената, либо в случаях, относящихся к частным священнодействиям, либо по делам частных лиц, были, по словам Ливия, бесчисленны.

     … в 450 году Кнеем Флавием, писцом консула Аппия Клавдия, было обнародовано собрание формул судебных процессов и государственный календарь. Конечно подобная публикация малоизвестных и труднодоступных прежде юридических документов не могла не повлиять на распространение законоведения и вне жреческого круга. Но и после этого понтифексы не переставали заниматься правоведением; и долгое время они еще удерживали за собой первенство в знании и понимании законов, и многие из них составили себе громкое имя в истории права.

    Так напр. Тиберий Корунканий, первый  из плебеев верховный понтифекс, около 500 года, подал собой первый пример публичной консультации по юридическим вопросам.

    Корнелий Сципион Назика, верховный понтифекс в 563 году, последовал примеру Т. Корункания и приобрел такую славу в законоведении, что получил от государства дом на священной дороге, чтобы ему удобнее было давать советы приходящим к нему за разрешением юридических вопросов.

    Публий Муций Сцевола, верховный понтифекс, в 623 году, написал десять книг по гражданскому праву и считается у Помпония одним из трех столпов гражданского правоведения.

    Сын его, Квинт Муций Сцевола, закончивший свою служебную карьеру должностью верховного понтифекса, был знаменитым юристом своего времени, воспитал целую школу юристов, особенно же прославился тем, что первый изложил право в системе, написавши сочинение в 18 книг; и опыт его был так удачен, что долгое время служил образцом в юридической литературе. (13.с.232)

    Статус коллегии понтификов.

    Затем он избрал понтифика – Нуму Марция … – и поручил ему наблюдать за всеми жертвоприношениями, которые сам расписал и назначил, указав, с какими именно жертвами, по каким дням и в каких храмах должны они совершаться и откуда должны выдаваться потребные для этого деньги… чтобы народ имел, к кому обратиться за советом, и в божественном праве ничто не поколебалось от небреженья отеческими обрядами и усвоения чужеземных …

    (Тит Ливий. История Рима от основания города.Т.3.       I. 20.)

     

    Римские понтифики являлись самой могущественной из великих жреческих коллегий.          Правом изъяснять законы и помогать советами в юридической практике пользовались … и римские понтифексы… им еще более должно было принадлежать право разъяснять религиозные уставы и пополнять встречающиеся в них пробелы… И если ответы жрецов по религиозным вопросам ясно отличаются от закона по своему значению, все же они представляются имеющими руководственное значение, какое принадлежало и juris peritorum auctoritas  вообще. Кроме того … верховный понтифекс … пользовался jus edi cendi – правом издавать обязательные распоряжения относительно совершения обрядов; эти начальнические распоряжения относились к разряду jus honorarium, которое у римлян считалось одной из форм образования закона. (13.с.341)  

    Так же на выработку уголовного права она (коллегия понтификов) должна была оказать  влияние, ибо из книг понтифексов известно было позднейшему времени, что при царях существовала провокация к народу относительно назначенных последними наказаний, а без практического побуждения эти книги не сделали бы этой заметки. Коллегия понтифексов должна была следовательно неизвестным для нас образом привлекаться при провокации, и религиозный характер древнейшего уголовного права делает вероятным, что это содействие не ограничивалось только случаем провокации. Ограничивалась ли самостоятельная карающая власть понтифексов преступлениями, совершаемыми духовными лицами против религии, еще спорно… Если соблазнитель весталки наказывается ими смертью, то уже один этот пример делает вероятным дальнейшее расширение их карающей власти. (1.с.253)

    Магистраты и иные жрецы, так же, как частные лица, обязаны были подчиняться решению коллегии понтификов, если оно было одобрено тремя членами коллегии.

    Направлять развитие квиритского (древне римского) права составляло до половины V века призвание коллегии понтификов в силу тесной связи между правом и судебным его применением с одной стороны и знания jus sacrum, календаря и правовых формул – с другой. Эта древняя патрицийская корпорация была по природе ревнивой оберегательницей такого знания. (5.с.22)

    Коллегия понтификов продолжала существовать до падения политеизма (язычества), но ее власть и влияние (к этому времени) значительно ослабли, потому что императоры, следуя примеру Цезаря, имели право назначать столько членов великих жреческих коллегий, сколько желали.

    Полномочия коллегии понтификов.

    А верховный понтифик занял положение, сходное с толкователем воли богов … и прорицателем … он надзирает не только за общественными обрядами, но следит и за частными жертвоприношениями, препятствуя нарушению установленных правил и обучая каждого, кто обращается с просьбой по поводу почитания или умилостивления богов...      

    (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. IX.)

     

    Главной обязанностью коллегии было регулирование как общественных, так и частных священнодействий и контроль за тем, чтобы они соблюдались в надлежащее время (с этой целью на понтификов первоначально было возложено все регулирование священного календаря) и в надлежащей форме.

    Понтифики обязаны были держать на хранении фонды для оплаты расходов на общественные священнодействия (sacra).

    Понтифики имели право созывать собрание курий (comitia calata или curiata), в случаях, когда требовалось назначить жрецов или ввести в должность фламинов или царя священнодействий, а также когда нужно было засвидетельствовать завещания или когда происходило отречение от священнодействий (detestatio sacrorum) и усыновление путем адрогации.

    Двумя исключительными полномочиями Верховного понтифика было назначение (capere) весталок и фламинов и присутствие на всех бракосочетаниях по обряду конфарреации.

    … верховному понтифику принадлежало свойственное чиновникам jus coercendi – право без суда и следствия налагать за ослушание распоряжений, непочтение и личные обиды дисциплинарные взыскания, денежный штраф или конфискацию известной части имущества, главным образом движимого. (13.с.311)

    К jus pontificum … принадлежало … в особенности семейное право, и еще в пандектах находятся следы юриспруденции понтифексов… (1.с.251)

    Моммзен Т. (немецкий историк, юрист XIX века) отмечал, что в период ранней республики понтифики принимали активное участие в разработке и толковании гражданского права.

    … коллегия понтификов имела огромное влияние на гражданское право : а. заботясь о семейных sacra, понтифики оказывали сильное влияние на семейственное и наследственное право, б. имея в своих руках установление календаря, dies fasti и ne fasti, понтифики получили огромное значение и в решении процессуальных вопросов…           

       … влияние понтифексов в древнейшее время … простиралось на все право и гражданский процесс. Искусство толковать законы и дело для формул legisactions … находилось в первое столетие республики исключительно у коллегии понтифексов и каждый год выбирался один член ее для этой ветви должностной деятельности… гражданское право находилось целые столетия в оковах религии и было известно исключительно понтифексам … (1.с.253)

    Древнейший римский (судебный) процесс был творением pontifices, или точнее, он был ничем иным, как процессом в духовном третейском суде... Если это судилище и не имело определенной компетенции, то все таки оно было постоянным, специально для решения правовых споров устроенным учреждением … (1.с.256)

     

    Понтифики имели судебную власть во всех религиозных вопросах, касавшихся частных лиц, магистратов и жрецов, а если существовавшие законы и обычаи оказывались недостаточными, они устанавливали новые законы и положения (decreta pontificum), в которых следовали собственному суждению о том, что соответствует существующим обычаям и традициям.

    Помпоний (Секст, римский юрист II в.н.э., сочинение «Enchiridium») недвусмысленно говорит, что за понтификами закрепилась прерогатива заведовать судебными делами среди граждан после принятия Законов XII таблиц в 449 г. до н.э. (17.)

    Что касается юрисдикции понтификов, то магистраты и жрецы, так же, как частные лица, обязаны были подчиняться их приговору, если он получил одобрение трех членов коллегии. В большинстве случаев приговор понтификов только налагал штраф на нарушителей. В отношении весталок и лиц, совершивших с ними инцест, понтифики имели уголовную юрисдикцию и могли вынести смертный приговор. Согласно древнему закону, верховный понтифик насмерть засекал в комициях человека, осквернившего весталку.

    Мы можем назвать ее (коллегию понтифексов) духовным судом … В самом деле поразительное явление, что почти те же гражданско правовые учения, на которых пробовал свои силы в средние века summus Pontifex новейшего Рима и применение которых досталось на долю духовным судам, уже более чем за тысячу лет назад были вверены заботе древне римского Pontifex maximus и найдя свою выработку в практике коллегии понтифексов – относительным образом духовных судов – перешли с самим процессом в светские суды своего времени. (1.с.251)

    …  в древнейшем Риме понтифы, представители высшей жреческой коллегии, являлись судьями по гражданским делам… Помпоний свидетельствует, что коллегии понтифов принадлежало знание и толкование юридических норм и заведывание исками. По словам Помпония, ежегодно один из членов коллегии назначался для разбирательства тяжебных дел между частными лицами. После издания законов XII таблиц этот порядок существовал около столетия; несомненно, что он существовал долгое время и до их издания.

    Форма судопроизводства, известная под именем legis action sacramenti, была создана, конечно, этим порядком и в дальнейшем праве составляла его непосредственный остаток… суд понтифа был первоначально суд третейский… решение понтифа исполнялось… на основании принуждения, которому покровительствовала государственная власть.

    Здесь нужно отметить, что предметом судебного решения в Древнем Риме было – не разрешение судебного вопроса, интересующего тяжущихся, в сакраментальном судопроизводстве судья разрешает вопрос, чей sacramentum  справедлив, чей несправедлив, откуда сторонам предоставляется уже самим вывести, кто из них прав и неправ по существу дела. (15.с.83)

    Некоторые авторы полагают, что понтифики сохраняли за собой судебную власть вплоть до конца III в. до н.э. (17.)

     

    Понтифики были ответственны за составление и ведение священного календаря, смысл которого заключался в том, чтобы правильно определить день когда боги благожелательны к тому или иному мероприятию. Вся деятельность государства и общества Древнего Рима должна была соответствовать этому календарю. Для вычисления праздничных дней понтифики проводили специальные исследования за изменениями фаз Луны. Макробий (Амвросий Ф., древнеримский писатель V в.) пишет – «праздничные дни предполагают жертвоприношения, торжественные кушания, публичные игры, отдых, тогда как обыкновенные дни – это комициальные дни, дни, назначенные для окончательного решения суда, дни вызова в суд, дни военного характера».

    Таким образом, понтифики сосредоточили в своих руках две важнейшие точки координат, необходимые для контроля над судопроизводством : формулы исков и список судебных дней. (17.)

    Регламент коллегии понтификов.

    Верховный понтифик был главой коллегии и действовал от ее имени, поэтому часто упоминается он один в случаях, где его следует считать лишь гласом коллегии. Обычно его выбирали из числа самых выдающихся людей, уже занимавших курульную магистратуру или являвшихся членами коллегии.

    Собрания коллегии понтификов, на которые в некоторых случаях приглашали фламинов и царя священнодействий проводились в царской курии (curia regia) на Священной дороге, смежными с которой были резиденции верховного понтифика и царя священнодействий.

    Все понтифики имели такие внешние знаки отличия, как коническая шапка с апексом, называвшаяся tutulus или galerus, а так же тогу.

    … во время совершения священнослужения (жрецы) надевали претексту (белая тога с широкой пурпуровой каймой по краям, и под ней туника тоже с красной полоской), составлявшую служебный костюм высших чиновников… имели подобно чиновникам ликторов для беспрепятственного отправления своего служения … пользовались правом ездить на колесницах по городу в священных церемониях … правом курульского кресла, т.е. правом заседать в сенате и сидеть в присутствии народа … правом почетного места во время религиозных процессий и театральных представлений  (13.с.249)

    Назначение римских государственных чиновников во время республики производилось посредством избрания в народном собрании и посредством вступления в должность. Государственная служба у римлян была почетным отличием. Римляне служили без вознаграждения за труды, из-за почести. Поэтому они сами вызывались в кандидаты для замещения государственных должностей. 

    К лицам выбираемым ( назначаемым) на любую государственную должность (в т.ч. жрецам) предъявлялись следующие требования :

    … римское гражданство, составлявшее первое и необходимое условие для получения государственной должности, было так же необходимо и для достижения жречества…

    Лица, рожденные вне брака, и их дети тоже не могли быть ни государственными чиновниками, ни жрецами, потому что они не имели ни отца, ни деда подобно вольноотпущенным. И полноправные граждане могли подвергнуться ограничению или лишению своего права на занятие государственных должностей и жречеств за свои пороки и преступления…

    Со времени империи лишены права на занятие государственных должностей все лица, причисленные в преторском эдикте, как потерявшие свое доброе имя (infames). Сюда относились :

    а. лица, занимающиеся некоторыми профессиями, позорящими доброе имя, именно : играющие публично на сцене и арене, лица за деньги обрекающие себя на борьбу со зверями, лица занимающиеся сводничеством, лица торгующие своим собственным телом;

    б. лица, оскорбившие чувство приличия  в брачных отношениях…

    в. лица осужденные в суде гражданским порядком, по жалобе частного лица, лично… а уголовным порядком и заочно – в воровстве, мошенничестве, нанесении обиды, присвоении, растрате чужого имущества, бывшего у них в залоге, на попечении, в опеке и пр., так же во взымании лихвенных (т.е. высоких, выше дозволенных) процентов; наконец лица, осужденные в публичном уголовном суде, лица с бесчестием уволенные из военной службы, лица нарушившие клятвой утвержденный договор, лица сделавшие донос ради выгод государственного казначейства и не доказавшие своего доноса, женщины обличенные в прелюбодеянии (хотя бы и не были обвинены судом).

    Избегали выбирать в чиновники и в жрецы также лиц, занимавшихся ремеслами и отправлявших низшие служебные должности за деньги, а так же и тех, которые происходили от таких лиц… Избегали так же определять в чиновники и жрецы лиц, имеющих какие ни будь телесные недостатки… (13.с.260)

    Должность жреца была выборной либо назначаемой. При этом кандидаты проходили очень жесткий отбор. К ним предъявлялись дополнительные требования по сравнению с другими государственными служащими. Брак их родителей должен был быть заключен в религиозной форме  (конфарреации). Сами кандидаты должны состоять в браке, заключенном в религиозной форме.

    Жречество стояло вне иерархической лестницы государственных должностей, после и выше их. Обыкновенно в жрецы поступали уже под старость, прошедши все государственные должности… Вообще же всегда неизменно в жрецы избирались лица самых лучших, знаменитых и уважаемых фамилий.  (13.с.265) 

    Поставление римских жрецов состояло … из двух главных моментов – избрания и инаугурации… На основании позднейшей практики нужно допустить двоякий способ избрания. В жреческих коллегиях, устроившихся по образцу родов и сохранивших отчасти их замкнутый характер, избрание как членов, так и предстоятелей производилось по общему голосу членов коллегии (cooptatio, lectio). Жрецы же отдельных богов, не составлявшие из себя коллегии, фламины, весталки, а вероятно так же богослужебный царь избирались властью царя, а в последствии верховного понтифекса… (в 651 г.) … плебисцитом народного трибуна Кнея Д. Агенобарба было постановлено и членов четырех важнейших по политическому влиянию коллегий – понтифексов, авгуров, хранителей Сивиллиных книг  и эпулонов избирать так же в народном собрании в составе семнадцати триб, как прежде это велось при избрании верховного понтифекса и верховного куриона. Инаугурация жрецов вполне соответствовала ауспициям  чиновников … об них (кандидатов в жрецы) спрашивал волю богов чиновник , имеющий imperium. Право совершать инаугурацию принадлежало в царский период самому царю. После уничтожения царской власти оно перешло к верховному понтифексу. (13.с.272)

    Жрецы носили свой сан пожизненно… Впрочем важные ошибки и опущения в отправлении обязанностей подавали повод к удалению жрецов от должности  (13.с.258)

    Жрецы римские … не получали жалования от государства, а служили его религиозным интересам из чести… Жрецы … при вступлении в отправление должности вносили известную сумму денег за производство в должность, которая в Риме поступала в специальную кассу жреческой коллегии или храма … Жрецы не могли … брать вознаграждения за исполнение своих жреческих обязанностей от частных лиц. Если труд за плату вообще считался у древних унизительным, то тем более плата была неуместна в деле религии… Римские … жрецы должны были иметь обеспеченное состояние, и избирались из людей состоятельных, так же как и чиновники… Впрочем государство римское нередко делало единовременные вспоможения жрецам в возмездие расходов, сопряженных с их служением … Вероятно так же жрецы пользовались вспоможением на издержки, сопряженные с их служением, из доходов недвижимых имений, назначенных на покрытие расходов по отправлению богослужения. Кроме того древнейшие жрецы имели готовые казенные дома, которые они занимали по своей должности.  (13.с.283)

    Все понтифики были свободны от военной службы и от чрезвычайных государственных повинностей, обыкновенно были несменяемы и не могли быть привлекаемы к ответственности гражданскими чиновниками (за исключением цензора).                                                                  

    … римское государственное управление, подобно частному хозяйству, имело в своем распоряжении для исполнения черных работ государственных рабов. Такие же порядки мы видим и в жречестве. У жрецов были так же : а.ликторы (lictores curiatii), составлявшие из себя особую декурию, назначенную для вспоможения при отправлении религиозных обрядов… б.рассыльные (viatores) ; в.вестовые (calatores); г.писцы (scribae); д.резаки (victimarii); е. флейтисты (tibicines, simphoniaci); (13.с.307)

       Быстрый успех в государстве плебейского элемента и учреждение городской претуры (в 387 г. до н.э.) должны были значительно уменьшить влияние жреческой коллегии на право, последний же удар ее уже поколебленному значению нанесен был опубликованием Кн. Флавием, писцом Аппия Клавдия Цека, судебных формул (legis actiones) и календаря. С этих пор обращаться за помощью к жрецам сделалось лишним. Эта книга с формулами позднее называлась Jus civile Flavianum . Когда применение и толкование права сделалось светским делом, то занятие толкователя, или, как вскоре в Риме говорилось, jurisprudens, consultus, perilus,  приняли на себя лица из важнейших семей и высших государственных должностей. Они продолжали работу жрецов и совершенствовали jus civile, но нельзя сказать, что с ними началась наука права в собственном смысле слова. (5.с.23)

     

    Заключение.

    Правовед – жрец Фемиды, улем, юрист, законовед, законник, адвокат.

    Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений под ред. Н.Абрамова.

     

    В заключении этой работы можно сделать несколько выводов, касающихся влияния политеистических традиций на правосудие Древнего Рима.

    1. В истории Древнего Рима были два периода, характеризующих различные тенденции в вопросе влияния политеистических традиций на право и правосудие.

    Первый период (VII-IV вв. до н.э.) - политеистическая религия составляет основу всех общественных отношений, в том числе и отношений правовых. Довлеет над ними. Вопросы права и правосудия постепенно переходят в руки служителей культа (жрецов).

    … религия у римлян выступает не как нечто отдельное, властвующее над умами людей, а как дело всех и каждого, внутренняя сторона любого действия  и события. (10.) Все общественные институты не могли существовать вне рамок господствующей религии. 

    Второй период (IV-II в. до н.э.), с изменением расстановки общественных сил, политическая сфера в Древнем Риме постепенно становится преобладающей. Вопросы права и правосудия со временем  переходят в руки светской власти. Религия по прежнему играет важную роль в общественных отношениях.

    … сосуществование и взаимодействие сакральной и политической сфер в общественной жизни республиканского Рима представляло собой сложную систему, находившуюся в постоянном развитии. Четкая грань между sacrum и publicum в общественном восприятии и публичном праве не препятствовала глубокому взаимопроникновению этих сфер, что создавало цельную сакрально-политическую систему, где обе ее части немыслимы друг без друга… Религия играла здесь важную роль поддержания общественного гомеостаза уже в силу присущего ей консерватизма (9.)

    2. Роль жрецов в области права в первый период была велика. В  римском обществе VII-IV вв. до н. э. сложился комплекс предпосылок, способствующих тому, чтобы жрецы коллегии понтификов заняли господствующее положение в области права, правосудия и обладали реальной судебной властью. (17.)

    а.- Глубоко религиозный характер общества в Древнем Риме.

    б.-Уровень общественных отношений в Древнем Риме и уровень правовых взглядов предполагали симбиоз человеческого и божественного права (при преобладании второго). Тесная связь между религией и правом способствовала закреплению за служителями религии (жрецами) правовых (судебных) функций.

    в.- Господствующее положение в области права (правосудия) коллегии понтификов, в силу многовековых накопленных ими религиозных, юридических знаний и представлений, в силу большого опыта в толковании божественного права, человеческого права и судебных прецедентов.

    г.- Прямая связь судебного (легисакционного) процесса с религиозными традициями (в т.ч. с правом жертвоприношений),  областью регулирования понтификального права.

    д.- Исключительные полномочия понтификов в области составления священного календаря, регулирующего время и порядок празднеств и официальных мероприятий (в т.ч. судопроизводства).

    е.- Появление первого кодекса права (Законы XII таблиц) и необходимость квалифицированного толкования и применения этих норм. Что входило в компетенцию коллегии понтификов.

    3. Роль жрецов в области права во второй период постепенно снижается. В  римском обществе IV-II вв. до н. э. сложились предпосылки для перехода судебных функций к светской власти. Появляются светские юристы, знатоки и толкователи права. Появляются первые адвокаты.

    4. Можно согласиться с мнением некоторых историков права о том, что именно понтифики явились первыми правоведами Древнего Рима.

    В этой коллегии вырабатываются правила и приемы толкования, ведутся даже записи юридических прецедентов, записи, носящие название  commentarii pontificum ; только у понтификов можно получить и надлежащий юридический совет. Таким образом, по всей справедливости понтифики считаются первыми римскими юристами, положившими начало развитию римского гражданского права. (4.с.44) 

     

    Литература.

    1. – Иеринг Рудольф. Дух римского права на различных ступенях его развития. Часть первая. Перевод с третьего, исправленного немецкого издания. С.-Петербург. В типографии В.Безобразова и комп. (Вас.Остр., 8 линия, №45) 1875. 309 с.
    2. – Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Payot. Paris. Критерион. Москва. 2002. 2-е издание, исправленное. Т.2 Глава ХХ. Римская религия : от истоков до вакханалий. 512 с.
    3. – Покровский И.А. Лекции по истории римского права. 3-е издание студентов. Склад. Колокольная ул.,д.14 кв.8. С.Петербург. 1907.  244 с.
    4. – Покровский И.А. История римского права. СПб. Издательско-торговый дом Летний сад. 1998. Перевод с латинского А.Д. Рудокваса по изданию 1917 г. 560 с.
    5. – Паделлетти Гвидо. Учебник истории римского права. Перевод с итальянского, с изменениями и дополнениями ордин. профессора Д.И.Азаревича. Одесса. Типография П.А.Зеленого, Красный переулок, дом № 3. 1883.
    6. - Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. С.-Пб. Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.
    7. – Боровков П.С. Коллегия понтификов в политико-правовой структуре Римской civitas. От Царского периода до конца Классической республики. Автореферат диссертации.  Москва. 2010.
    8. – Сморчков А.М. Коллегия понтификов : частно-правовые функции. Древнее право. 1998. 1 (3), с.55-66.
    9. – Сморчков А.М. Политическая и сакральная власть в римской цивитас : механизмы взаимодействия. Античный мир и археология. Вып.13. Саратов. 2009. С.159-175.
    10. – Сморчков А.М. Правовой статус и социальная роль храмов республиканского Рима. Интернет.
    11. - Хвостов В.М. История римского права. Пособие к лекциям. VII изд. Москва.1919.
    12. - Кофанов Л.Л. Возникновение и развитие римского права в VIII-V вв. до н.э. Диссертация. Москва. 2001.
    13. – Бердников И. Государственное положение религии в римско-византийской империи. Том первый. Государственное положение религии в римской империи (до Константина в.). Казань. Типография Императорского Университета. 1881.
    14. – Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Под ред. Н.Абрамова. Москва. Русские словари. 1999.
    15. – Гражданское право древнего Рима. Лекции Сергея Муромцева, профессора Московского университета. Москва. Типография А.И.Мамонтова и К. Леонтьевский пер. н.5.1883.697с.
    16. – Дигесты Юстиниана. Перевод  Перетерского И.С. Москва. 1984.
    17. – Боровков П.С. Судебная власть понтификов в римском гражданском праве V - IVвв. до н.э. Известия Уральского государственного университета. 2007. №49. с.19-27.

     

    С. Ребровский, адвокат, к.ю.н. Москва. e-mail: rovski@yandex.ru   

     










    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru