Разное
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Разное

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    http://www.lemmens-crane.ru купить козловой кран. В продаже козловые краны.
    Добавлено: 22.06.2012


     

    Василий КЛЫЧКОВ, юрисконсульт

    Саратовского правозащитного центра

    E-mail: clichkov.vasilij@yandex.ru

    телефон: 8-937-808-20-25

    г. Саратов

     

    ОБ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА БЕСПЛАТНУЮ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ

    Конституция Российской Федерации в статье 48 закрепила очень важное конституционное право – право на квалифицированную юридическую помощь. В этой же конституционной норме сказано, что: «В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно»i. Сегодня право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь является важнейшим социальным благом, которое обеспечивает реализацию других конституционных гарантий. Россия в статье 7 Конституции РФ провозглашается социальным государством. Поэтому сегодня особенно актуальным является обеспечение реализации конституционного права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. В современной России система бесплатной юридической помощи начала создаваться в 2002 г., первоначально бесплатную юридическую помощь оказывали адвокаты. Следующим шагом в обеспечении реализации конституционного положения о праве на бесплатную юридическую помощь стало принятие постановления Правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам»ii.

    Проведенный эксперимент показал актуальность и нуждаемость людей в системе государственной бесплатной юридической помощи. Значительным шагом в обеспечении права на бесплатную юридическую помощь стало принятие Федерального закона от 21 ноября 2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ»iii. Но закон не смог решить ряд проблем связанных с реализацией конституционного права на бесплатную юридическую помощь. В новом законе не выработано критерия качества оказываемых юридических услуг. Кандидат юридических наук, Р.Г. Мельниченко справедливо отмечает необходимость создания стандарта качества юридических услугiv.

    Также очень важной проблемой является финансирование системы бесплатной юридической помощи. Сейчас Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в части 2 статьи 29 определяет, что финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных Федеральным законом, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Рядом исследователей справедливо отмечается, что такое положение закона может создать проблемы с его реализацией на практике. По-другому следовало выстраивать систему финансового обеспечения реализации данного закона.

    Например, Билан Дзугаев среди важных проблем реализации конституционного права на бесплатную юридическую помощь отмечает, что сейчас в Российской Федерации имеется значительное число дотационных регионов. Региону попросту окажется не по карману оплата расходов связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро, а также оплата труда адвоката, оказывающего гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»v.

    При реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» возникает очень важная проблема, как быть региону, у которого не будет иметься достаточных средств на финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственного юридического бюро? Из-за нехватки в бюджете субъекта средств на создание государственного юридического бюро, субъект РФ, возможно, не сможет создать на своей территории систему государственной бесплатной юридической помощи. Мне представляется, что не лучшая ситуация может сложиться и в муниципальных образованиях. Каждому ли муниципальному образованию будет по карману финансирование создания и оплата работы муниципального юридического бюро?

    Таким образом, может создаться ситуация с затруднением реализации права на юридическую помощь, когда конституционное право на бесплатную юридическую помощь не сможет быть реализовано или будет реализовано не в полном объеме. Мне представляется необходимым разработать механизм помощи проблемным субъектам РФ, с тем, чтобы они смогли создать на своей территории систему государственной бесплатной юридической помощи. Такая помощь проблемным субъектам РФ может быть оказана в форме субсидий на создание системы государственной бесплатной юридической помощи. Обозначив основные проблемные моменты необходимо отметить и достоинства нового Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ». Важным достоинством Федерального закона «О бесплатной юридической помощи является то, что данным Федеральным законом устанавливаются основные правовые гарантии реализации конституционного права граждан на бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

    Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в РФ» закладываются организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Закон в статье 6 определяет виды бесплатной юридической помощи. Важным являются положения статьи 8 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ», так как она устанавливает квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь. По закону все виды бесплатной юридической помощи вправе оказывать лицо имеющие высшее юридическое образование. Сейчас после принятия Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» существенно расширился круг субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь. Таким образом, Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в РФ» придал поступательный импульс развитию негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи.

    Конечно, данный закон не является идеальным и нуждается в совершенствовании, но с принятием этого закона в России открыта новая страница в развитии и обеспечении человека правом на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. Чтобы решить существующие в настоящее время проблемы, связанные с реализацией права на бесплатную юридическую помощь, мне представляется необходимым: 1. Выработать стандарт качества предоставляемых юридических услуг; 2. Принять Федеральный закон «О государственной поддержке некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи». Сейчас ст. 27 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» содержит диспозитивную норму, которая определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут осуществлять поддержку некоммерческих организаций, но прямой обязанности такой поддержки закон не содержит; 3. Необходимо разработать систему налоговых льгот для организаций, которые стали участниками системы оказания бесплатной юридической помощи.

    Сейчас в юридической науке обсуждается, какую модель построения системы бесплатной юридической помощи выбрать России. Так, А.И. Бугаренко отмечает, что хорошую эффективность показала американская модель Pure judicare, которая предполагает, что юристы получают выплаты за оказание бесплатной юридической помощи по специальной форме заверенных сертификатов, подтверждающих выполнение конкретной работыvi. Нам необходимо заимствовать правовой опыт развитых зарубежных государств. Необходимо принять Федеральный закон «О правовом полисе Российской Федерации», обеспечив полис определенной денежной суммой, достаточной для оплаты бесплатной квалифицированной юридической помощи. Данным Федеральным законом предоставить лицам, нуждающимся в юридической помощи право свободного выбора адвоката или иного лица, являющегося участником системы оказания бесплатной юридической помощи и внесенного в специальный реестр лиц оказывающих бесплатную юридическую помощь. Это создаст конкуренцию и повысит качество предоставляемой юридической помощи. Также необходимо принять постановление Правительства РФ, определяющие ставки оплаты труда лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь в зависимости от сложности и объема оказанной юридической помощи. Определив ставки оплаты труда за правовое консультирование, составление документов правового характера или представительство интересов в суде.

    Это необходимо сделать, так как необходимо учитывать вид оказанной юридической помощи и её сложность.

    i Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // РГ. 2009. 21 янв.

    ii См.: Постановление Правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» // СЗ РФ. 2005. № 35. Ст. 3615.

    iii Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6725.

    iv Р.Г. Мельниченко Кормушка для назначенцев // эж-Юрист. 2011. № 38 (692). С. 7.

    v Дзугаев Билан Кто будет платить за бесплатную помощь? // эж-Юрист. 2011. № 50 (704). С. 2.

    vi См.: Бугаренко А.И. Бесплатная юридическая помощь в некоторых зарубежных странах // СПС «Консультант-Плюс»

     









    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru