Разное
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Разное

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено: 08.05.2012


    «Аэрозольные распылители: практика применения, перспективы государственных закупок»

    В целях пресечения правонарушений, массовых беспорядков и стихийных митингов, сотрудникам силовых структур часто приходится действовать в условиях непосредственного контакта с правонарушителями, т.е. в условиях ближнего боя. Ближний бой. Самый скоротечный и опасный. Исход боя решают доли секунды и тактически правильный выбор средств нелетального воздействия.

    Как разрешить сложную задачу – быстро нейтрализовать правонарушителей с минимальным причинением вреда их здоровью и одновременно с максимальным обеспечением безопасности сотрудников силовых структур?

    Одним из наиболее эффективных, простых и надежных средств активной обороны для сотрудников являются аэрозольные распылители. Какие есть преимущества у аэрозольных распылителей перед другими спецсредствами, состоящими на вооружении МВД России и других силовых структур?

    Во-первых, аэрозольные распылители являются одними из самых безопасных средств подавления агрессии противника, применение других, таких как резиновая палка, резиновые пули или электрошокеры могут привести к причинению существенного вреда здоровью правонарушителей, а иногда и к летальному исходу.

    Во-вторых, аэрозольные распылители имеют возможность воздействия на противника на значительном расстоянии (2-3 метра), что исключает прямой контакт, а соответственно и понижает риск потери боеспособности сотрудниками силовых структур.

    В-третьих, воздействие может быть оказано сразу на нескольких правонарушителей.

    Конечно, при применении аэрозольных распылителей необходимо учитывать некоторые факторы.

    К примеру, следует учитывать расстояние до противника, а при применении на открытом воздухе следует учитывать направление и скорость ветра. Иначе сам сотрудник может оказаться под воздействием раздражающих веществ.

    Таким образом, несмотря на всю простоту эксплуатации, для достижения цели по обезвреживанию нападающего необходим определенный небольшой навык.

    К сожалению, в настоящее время при подготовке сотрудников недостаточно уделяют внимание вопросам их обучения тактики применения аэрозольных распылителей.

    Согласно проведенным опросам ООО «Тюменские аэрозоли» среди сотрудников силовых структур выяснилось, что 74% опрошенных сотрудников для пресечения преступления предпочтут газовым баллончикам другие спец.средства. Мотивировали свое решение сотрудники по-разному. Среди наиболее распространенных ответов встречаются такие как «Я сомневаюсь в эффективности газовых баллончиков», «Опасаюсь последствий применения газовых баллончиков», «Трудно определить необходимое расстояние для применения», «Не знаю, как их применять».

    Некоторые сотрудники ни разу не пользовались аэрозольными распылителями и имеют лишь поверхностное представление о том, как лучше их применить. Следовательно, эффективность применения аэрозольного распылителя сотрудником, который ни разу им не пользовался, да еще и в экстремальной ситуации, будет крайне низкой.

    В связи с чем, напрашивается вывод о том, что включение в программу подготовки и переподготовки сотрудников МВД и других силовых структур теоретических и практических занятий по применению аэрозольных распылителей, состоящих на вооружении МВД, просто необходимо.

    Возьмем, к примеру, зарубежный опыт. В США в курс обучения полицейских входит упражнение, в котором на обучаемого воздействуют аэрозольным распылителем. Обучаемый закрывает глаза, а другой сотрудник ему в лицо направляет струю из перцового баллончика, далее обучаемый должен пробежать по кругу и в определенных точках атаковать условного противника или защищаться от него, заканчивается упражнение силовым приемом задержания условного противника. Таким образом, будущие полицейские на себе могут испытать эффект перцового аэрозольного распылителя, закаливается их характер и повышается стрессовая устойчивость.

    Аэрозольные распылители различаются по содержанию вещества раздражающего действия, так называемому – ирританту. Минздравом РФ разрешены пять ирритантов, это CN, CS, CR, МПК (Морфолид пеларгоновой кислоты – «синтетический перец») и ОС (олеорезин капсикум – экстракт натурального жгучего красного перца) [1] – все выше перечисленные ирританты являются синтетическими, за исключением последнего (ОС - олеорезин капсикум).

    Наиболее безопасным и эффективным ирритантом считается ОС, поскольку аэрозольные распылители, снаряженные таким ирритантом, эффективно воздействуют в температурном режиме от – 10О С до + 50О С, как на правонарушителей, в т.ч. с пониженным порогом чувствительности, состоящих в алкогольном, наркотическом и ином опьянении, так и на агрессивных животных (собак, волков, медведей).

    Синтетические ирританты (CN, CS, CR, МПК) резко снижают свою эффективность при температурах ниже 0ОС (что обусловлено их физико-химическими свойствами), и не всегда эффективны против агрессивных животных, а также против лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Кроме того, синтетические ирританты имеют свойство накапливаться в организме человека. Последствия такого влияния синтетических ирритантов на организм человека до конца еще не изучены. Во многих странах мира не все синтетические ирританты разрешены к применению. К примеру, применение МПК в аэрозольных распылителях, разрешено только в 2-х странах мира: на территории России и Украины. И на это есть очень серьезные причины. Проведенные учеными эксперименты показали, что воздействие рецептуры с МПК на организм самок лабораторных животных вызывает достоверное нарушение репродуктивной функции [2].

    Использование же в одном изделии двух и более ирритантов, на наш взгляд, более похоже на «волевое решение» и на рекламный ход, чем на научно обоснованную эффективность таких смесей. Полагаем, что разработчики не полностью изучили вопрос совместимости физико-химических свойств нескольких ирритантов. Ирританты могут конкурировать друг с другом, что неизбежно приведет к ухудшению эффективности изделия в целом.

    Поэтому, мы считаем, что ирритант ОС является пока наиболее эффективным и надежным.

    Вообще история применения экстракта красного жгучего перца уходит своими корнями в далекое прошлое.

    Еще индейцы Нового Света выращивали горький перец более 5000 лет назад. Инки первыми начали использовать его как химическое оружие в виде дыма или растворов.

    Однако, не смотря давность применения перцовых вытяжек, первые опыты по воздействию ОС на человека были начаты только в ХХ веке. Как ирритант в средствах самообороны наибольшее распространение ОС получил только с конца 80-х годов прошлого века.

    В состав Олеорезина капсикума входит капсаицин, который и определяет его жгучесть. Это натуральное («живое») вещество, огромный потенциал использования которого еще до конца не раскрыт. К примеру, только совсем недавно американские ученые заметили влияние тли на жгучесть перца. Оказалось, что растение, защищаясь от нашествия тли, начинало активно вырабатывать вещества усиливающие жгучесть стручков перца. То есть ученые нашли простой способ значительно усилить жгучесть уже давно известных сортов перца, что может стать основой дальнейших разработок в сфере применения ОС в средствах самообороны.

    В настоящее время в соответствии с Распоряжением правительства от 28.09.2007г. №1310-Р на вооружении МВД России состоят аэрозольные распылители, содержащие в составе смесь веществ CS и МПК, а также аэрозольные распылители, содержащие в составе вещество олеорезин капсикум (ОС) [3].

    ГУ НПО «СТиС» МВД РФ на основе 10% ОС разработало аэрозольный распылитель «Контроль-М», как изделие, наиболее полно отвечающее требованиям эффективности и безопасности для использования сотрудниками силовых структур.

    Между ГУ НПО «СТиС» МВД РФ и производственным предприятием ООО «Тюменские аэрозоли» был заключен лицензионный договор по производству аэрозольного распылителя «Контроль-М».

    «Контроль-М» имеет преимущества перед другими аэрозольными распылителями, состоящими на вооружении МВД:

    Во-первых, «Контроль-М» имеет высокую скорость распыления (выброса) действующего вещества - от 9 до 11 гр./сек., что обеспечивает мгновенное действие и отличный останавливающий эффект.

    Обычная скорость реакции человека 0.3-0.4 сек., после чего он успевает защититься (закрыться рукой, отвернуться, уйти в сторону). Поэтому, именно в этот временной отрезок правонарушитель должен «получить» максимально возможное количество действующего вещества. «Контроль-М» благодаря высокой скорости распыления ирританта безупречно справляется с данной задачей, на расстоянии до 3,5 метров.

    Высокая скорость распыления обеспечивается: высоким давлением (до 18 бар), а для этого изготавливаются соответствующие баллоны, способные выдержать такое давление и агрессивную среду. Эвакуация действующего вещества обеспечивается специальным клапаном и активатором («кнопкой») имеющим предохранительные перемычки от случайного нажатия.

    Во-вторых, «Контроль-М» обладает высоким эффектом действующего вещества на основе 10% натурального экстракта красного жгучего перца с композицией капсаицинов, усиливающих и ускоряющих воздействие ОС на человека. Такое действующее вещество мгновенно нейтрализует правонарушителей не менее чем на 20-30 минут.

    В-третьих, «Контроль-М», по сравнению с другими аэрозольными распылителями, состоящими на вооружении МВД России, в процентном соотношении к объему баллончика содержит 65-70% жидкого состава действующего вещества,

    Это достигается за счет применения в качестве пропеллента (газа-вытеснителя) углекислого газа (СО2). Этот же газ выступает в качестве отличного консерванта действующего вещества. Для сравнения. Там, где применяются другие пропелленты, например, хладоны (фреоны), процентное содержание жидкого состава в баллоне обычно составляет не более 35-40 %, т.е. почти в два раза меньше.

    В-четвертых, в составе «Контроль-М» содержится вытяжка из красного жгучего перца (ОС), которая не накапливается в организме человека и не представляет угрозы для его здоровья.

    Синтетические действующие вещества (МПК, CS, и т.д.), по заключению ученых имеют серьезные побочные эффекты, накапливаются в организме человека и могут вызвать у него различные заболевания [4].

    В приложении к докладу сравнительная таблица тактико-технических характеристик аэрозольных распылителей, состоящих на вооружении МВД России и обобщенного аналога зарубежных производителей.

    Унифицированным гражданским вариантом спецсредства «Контроль-М» является средство самообороны «Контроль-УМ», которое содержит 5% экстракта натурального жгучего красного перца.

    Надежность и эффективность «Контроль-М» и «Контроль-УМ» уже оценили многие сотрудники правоохранительных органов России и Белоруссии, сотрудниками ФГУП «Почта России», охранными предприятиями, гражданами России и стран СНГ.

    В прошлом году аэрозольные распылителя производства ООО «Тюменские аэрозоли» представляли российские изделия на 1-й международной выставке нелетального оружия в Канаде (NAТD).

    «Контроль-УМ» может приобрести любой человек, достигший совершеннолетия, на его приобретение и на его ношение не требуется получения разрешения от исполнительных органов. «Контроль-М» поставляется только государственным силовым структурам.

    В соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ поставки МТР для нужд государственных организаций осуществляются через проведение процедуры открытых торгов [5].

    В законе указано, что он действует в целях развития добросовестной конкуренции.

    К сожалению, не редки случаи, когда документация государственных закупок разрабатывается под одного конкретного и заранее известного «победителя». Причем доказать это бывает весьма затруднительно, либо к тому времени, заказчик и победитель торгов уже исполнят контракт и вернуть все в изначальное положение проблематично.

    Проведение таких торгов под заранее известного «победителя» имеет свои отрицательные последствия:

    Во-первых, не экономятся средства федерального бюджета.

    Во-вторых, не допуская к участию в торгах других участников, государственные организации лишают себя возможности получать инновационные и модернизированные изделия.

    В-третьих, в случае признания документации нарушающей законодательство России, возможна служебная проверка лиц, ответственных за разработку такой документации на наличие личной заинтересованности в победе определенного участника.

    На протяжении последних лет не состоялось ни одного аукциона государственных закупок аэрозольных распылителей (по причине участия в них единственного участника) в системах ФСИН и ФССП России.

    В системе МВД России за последние годы по закупкам аэрозольных распылителей состоялся всего один единственный аукцион - 22.09.2011года за № 0173100012511000969.

    Однако, предметом закупки оказалось изделие «Перец» не только не состоящие на вооружении МВД России, но на момент проведения торгов вообще не имеющие никаких разрешительных документов, о чем другие участники торгов не были поставлены в известность, т.к. предлагали изделия состоящие на вооружении.

    Поставка аэрозольных распылителей, не состоящих на вооружении МВД, конечно, значительно ускоряет время разработки и внедрения новых изделий, значительно снижает себестоимость таких аэрозольных распылителей, т.к. не надо проходить длительные и дорогостоящие процедуры постановки на вооружение.

    Такой же позиции поддерживается, по-видимому, и служба Рособоронзаказа, т.к. никаких претензий и возражений с ее стороны по поводу поставки сотрудникам МВД неизвестного изделия «Перец» не поступило.

    Еще один сложный вопрос закупок – это подход к качественным показателям изделий.

    Полагаем, что при существующем положении вещей и политике нашего государства по поддержке развития и модернизации производства, был бы более правильным подход, когда качественные показатели изделия учитывались бы наравне с его ценой.

    К примеру, состав и вес ирритантов в предлагаемых к поставке аэрозольных распылителей может быть одинаковым, а вот количественное соотношение жидкого состава с объемом баллончика может быть разным, соответственно и себестоимость аэрозольных распылителей с меньшим количеством жидкого состава («полупустых») будет значительно ниже. Получается, что такой поставщик «полупустых баллончиков» необоснованно получит конкурентное преимущество, что противоречит нормам ФЗ № 94, но пока никак не учитывается при разработке конкурсной документации проведения торгов.

    Касаясь темы государственных закупок, приятно отметить, что в 2012 году также стали проводиться торги по закупкам репеллентов для нужд подразделений МВД РФ.

    Статья 25 ФЗ РФ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывает всех работодателей обеспечивать средствами защиты работников в целях предупреждения инфекционных заболеваний [6].

    Пока во многих силовых структурах и в МВД в частности до сих пор отсутствует какой-либо нормативный акт, которой бы регулировал необходимость обеспечения репеллентами сотрудников, которые несут службу в местах, наиболее вероятных для появления кровососущих насекомых – переносчиков многочисленных вирусных инфекций.

    Даже в таких условиях УМВД России по Приморскому краю и Федеральное казенное учреждение «Дальневосточное окружное управление материально-технического снабжения МВД России» первыми изыскали возможность провести в марте 2012 года закупки репеллентов для защиты своих сотрудников.

    В настоящее время среди подразделений МВД есть спрос на ружейное масло в аэрозольной упаковке с добавлением наночастиц, поскольку такое масло увеличивает износостойкость оружия, лучше хранится, а аэрозольное распыление позволяет быстро осуществить смазку всех деталей оружия без его полной разборки.

    Однако из-за отсутствия нормативного акта на проведение гос.закупок такого ружейного масла в аэрозольной упаковке, торги пока не проводились.

    Из-за несовершенства нормативных актов есть сложности в поставке аэрозольных распылителей по гос.закупкам проводимых в странах СНГ.

    Так, согласно Приказа МВД №288 от 12 апреля 1999 г. для того, чтобы осуществить экспорт в страны СНГ необходимо получить дополнительно подтверждение дипломатического представительства соответствующего государства в Российской Федерации, о законности их приобретения импортером, заключившим договор (контракт) о поставке [7].

    В настоящее время между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией заключен таможенный союз, который направлен на упрощение торговли между этими странами.

    Также Президентом России ратифицирован договор о свободной зоне торговли стран СНГ, который также направлен на упрощение торговли между странами СНГ.

    Не смотря на изменение законодательства, регулирующего отношения между странами СНГ, пока никаких изменений в пункте 61 Приказа МВД №288 от 12 апреля 1999 года не произошло.

    Отдельным и самым сложным вопросом является обжалование проведенных с нарушениями торгов.

    К примеру, признание процедуры закупки недействительной не влечет за собой автоматического признания недействительным и заключенного контракта.

    Получается, что если стороны формально соблюли все требования при заключении контракта, но допустили нарушения при размещении заказа, то контракт все равно остается действительным. Но даже если все-таки удается признать размещение заказа недействительным и одновременно признать недействительным заключенный контракт, то остается неурегулированной проблема применения последствий недействительной сделки (реституция).

    На практике очень часто бывает, что фактически невозможно вернуть стороны в первоначальное положение.

    Таким образом, по незаключенным контрактам – заказчикам проще провести новые торги с тем же предметом, не ожидая результатов судебного разбирательства; по заключенным контрактам – ничего не препятствует их исполнить, а по исполненным – реституция не исполняется на практике [8].

    Резюмируя свое выступление, хотелось бы повторить, что аэрозольные распылители являются одним из наиболее простых и эффективных средств нелетального воздействия на правонарушителей, но без необходимого уровня теоретической и практической подготовки сотрудников, эффективность применения таких аэрозольных распылителей значительно снижается, а без четкого регулирования законодательства по государственным закупкам для силовых структур России и поставкам в страны СНГ, сдерживается производство инновационных и качественных изделий, ограничивается товарооборот между нашими странами.

     

    Докладчик: Черепанов Дмитрий Сергеевич - начальник юридического отдела ООО «Тюменские аэрозоли» .

    Доклад опубликован в сборнике статей международной научно-практической конференции «Спецсредства нелетального действия-2012» (Москва, ФКУ «НПО «Спецтехника и связь» МВД России).

     

    Список используемой литературы:

    1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.10.2008 г. N 583н «О разрешении к применению слезоточивых и раздражающих веществ в составе патронов к газовому оружию, механических распылителей, аэрозольных и других устройств гражданского оружия самообороны».

    2. Александров В.Н., Емельянов В.И. Отравляющие вещества. – М.: Воениздат, 1990.

    3. Распоряжение Правительства России от 28.09.2007г. №1310-Р.

    4. Муковский Л.А., Бабаина Е.В., Кульбицкий Г.Н. Хрусталева Ю.А. Загрязнение окружающей среды компонентами газового оружия // Мат. Росс, научн. конф. «Медицинские аспекты радиационной и химической безопасности». 11-12 октября 2001 г., СПб, ВМА.

    5. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ.

    6. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ.

    7. Приказ МВД РФ № 288 от 12 апреля 1999 г. «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814».

    8. Ермакова А.В. «Почему невозможно успешно обжаловать некоторые торги и запросы котировок, проведенные с явными нарушениями законодательства о размещении заказов?» // Сборник докладов III всероссийской практической конференции-семинара «государственные и муниципальные закупки – 2008.

    Приложение: Сравнительная таблица тактико-технических характеристик аэрозольных распылителей.

    Приложение №1 Сравнительная таблица ТТХ аэрозольных распылителей объемом от 65 до 100 мл

    Модель

    Диаметр,

    мм

    Высота,

    мм

    Масса,

    г

    Объем,

    мл

    Ирритант

    Пропеллент

    Масса

    ирритантов,

    мг

    Время

    распыления,

    с

    Дальность

    действия,

    м

    Диапазон

    температур,

    °С

    Скорость распыления, гр./сек

    %

    жидкого

    состава

    в

    баллоне

    Время действия,

    мин.

    Контроль-М

    35

    110

    75

    75

    ОС-10%

    СО2

    2500

    5 … 8

    1 … 3,5

    -10 …+50

    9 … 11

    65 … 70

    20 … 30

    Резеда-10

    35

    145

    115

    100

    CS + МПК

    фреоны (хладоны)

    360+1300

    20

    3 … 4 (реально не более 3)

    -10 …+50

    нет данных

    35 … 40

    нет данных

    Резеда-10М

    35

    101

    75

    65

    CS + МПК

    фреоны (хладоны)

    230+850

    10

    3 … 4 (реально не более 2)

    -10 …+50

    нет данных

    35 … 40

    нет данных

    Зверобой-10

    35

    145

    115

    100

    CS + МПК

    фреоны (хладоны)

    320+2200

    10

    5 … 6 (реально не более 3)

    -10 …+50

    нет данных

    35 … 40

    нет данных

    Зверобой-10М

    35

    106

    80

    65

    CS + МПК

    фреоны (хладоны)

    210+1400

    5

    5 … 6 (реально не более 2)

    -10 …+50

    нет данных

    35 … 40

    нет данных

    Обобщенныйаналог зарубежного производства (МАСЕ, SABRE и т.д.

    35

    108-110

    70-75

    75

    ОС-10%

    СО2

    N2

    2100-2500

    нет данных

    2 … 5

    0 …+50

    нет данных

    60 … 70

    нет данных

    Данные взяты с сайтов производителей, а также с документаций проведенных тендеров гос.закупок.









    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru