Разное
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Разное

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено: 09.09.2010


    Особенности постановки на учет самоходных машин

    Авторы:

    Дудин Алексей

    Юрист, бизнес-консультант

    Персональный сайт: www.adudin.ru

    Олемский Владислав

    Юрист

    Статья опубликована:
    • в журнале «Корпоративный юрист», 2008, № 3, стр. 17-19

     

    Многие российские предприниматели и производственные предприятия для хозяйственных нужд приобретают и используют спецтехнику (погрузчики, тракторы, экскаваторы и иные самоходные машины). В статье даются рекомендации по возвращению статуса законного собственника такого имущества при отсутствии подлинников правоустанавливающих и регистрационных документов.

    Спецтехника, а именно самоходные машины, имеющие рабочий объем камеры сгорания двигателя более 50 см³ и развивающие максимальную скорость до 50 км/ч, подлежит регистрации в органах Гостехнадзора. Для этих органов Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнеадзора), зарегистрированными в Минюсте РФ 27 января 1995 г. № 785, и ст. 23.35 КоАП РФ устанавливается:

    1) обязанность по регистрации и проведению технического осмотра самоходных машин;

    2) право рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушениями в сфере эксплуатации самоходных машин.

    В том случае, когда спецтехника находится в нормальном техническом состоянии и правоустанавливающие документы на данное имущество в порядке, предприятие не испытывает никаких проблем ни с регистрацией, ни с эксплуатацией. Но при отсутствии паспорта самоходной машины либо при наличии пороков формы по сделке, обусловливающей приобретение такого имущества, предприятие, эксплуатирующее спецтехнику, сталкивается с массой сложностей.

    Органы Гостехнадзора при отсутствии паспорта самоходной машины и других правоустанавливающих документов отказывают в её регистрации и не выдают государственных регистрационных знаков, без которых владелец спецтехники не может пройти технический осмотр и, соответственно, законно использовать имеющееся имущество. Эксплуатация спецтехники без государственных регистрационных знаков и талона пройденного технического осмотра может привести к запрету на эксплуатацию, а также к наложению административного штрафа за нарушение ст. 9.3 КоАП РФ. Размер штрафа при этом может быть различен в зависимости от того, кем является нарушитель. Для граждан штраф составляет от 100 до 300 рублей (либо применяется наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от 3 до 6 месяцев). Для должностных лиц предусмотрен штраф в размере от 500 до 1000 рублей.

    Между тем причины отсутствия у владельца спецтехники правоустанавливающих и регистрационных документов могут быть абсолютно разными (например, ненадлежащим образом была оформлена процедура приватизации предприятия или документы просто не были переданы предыдущим собственником либо были утеряны, уничтожены во время пожара и т.п.). Вне зависимости от этого владелец спецтехники в случае отсутствия означенных документов должен предпринять ряд действий, направленных на их восстановление и на возвращение себе статуса законного собственника имущества. Для реализации названных целей есть два пути перед владельцем спецтехники при отсутствии правоустанавливающих и регистрационных документов открываются два пути): первый заключается в установлении права собственности на имеющуюся спецтехнику (через процедуру установления юридического факта), а второй – в обжаловании действий органов Гостехнадзора. Каждый из указанных путей имеет свои особенности и сложности.

    В соответствии со ст. 234 ГК РФ лицо, открыто и добросовестно владеющее неким имуществом в течение определенного законом времени (для недвижимого имущества – 15 лет, для движимого имущества – 5 лет), может быть в судебном порядке признано собственником данного имущества. Таким образом, для обращения в суд с заявлением об установлении права собственности на используемое имущество от владельца спецтехники требуется соблюдение предусмотренных действующим законодательством условий (иначе обращение в суд будет бессмысленным); более того, при этом будет необходимо уплатить государственную пошлину, исходя из стоимости имущества, на которое устанавливается право собственности. Поскольку средняя стоимость используемой спецтехники составляет около 250–300 тысяч рублей, размер подлежащей уплате государственной пошлины может оказаться достаточно внушительным. Также важно учитывать, что при обращении в суд придется привлекать к участию в деле предыдущего собственника спецтехники, что порой весьма непросто (особенно в случаях, когда тот сменил место нахождения своего предприятия либо вообще ликвидировался). Впрочем, несмотря на все описанные сложности, установление прав собственности является достаточно надежным способом устранения проблемы отсутствия правоустанавливающих документов на спецтехнику. Решение суда о признании права собственности в дальнейшем позволяет поставить спецтехнику на учет, получить государственные регистрационные знаки и возможность пройти технический осмотр.

    Что касается обжалования решения органов Гостехнадзора об отказе в постановке на учет спецтехники, то этот путь подходит для тех ситуаций, когда правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, акт приема-передачи и т.д.) имеются, но нет паспорта самоходной машины. В данном случае правовыми основаниями для обжалования решения Гостехнадзора являются:

    1. статьи 209, 218, 304 ГК РФ;

    2. пункт 2.8 «Правил Государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора)», который допускает возможность подтверждения законности приобретения спецтехники путем представления любых правоустанавливающих и правоподтверждающих документов;

    3. пункт 2.8.6.2 указанных Правил, который гласит, что документом, подтверждающим право собственности на машину, может быть документ, подтверждающий совершение сделок в простой письменной форме.

    Также подспорьем в обосновании требований о признании решения Гостехнадзора об отказе в постановке спецтехники на учет незаконным является точка зрения, сформулированная в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 ноября 2006 г. по делу № А33-14466/06-Ф02-6373/06-С1, согласно которой регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества устанавливается не в целях регистрации (возникновения, изменения, прекращения) вещных прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории РФ.

    Кому-то может показаться, что второй путь достаточно прост – был бы договор купли-продажи. К сожалению, это не так. Во-первых, суды по подобным делам почти всегда стремятся привлечь предыдущего собственника с тем, чтобы установить законность всей цепочки приобретения и отчуждения имущества. А во-вторых, как свидетельствует практика, суды в большинстве случаев отказывают в признании решений Гостехнадзора незаконными на том основании, что органы Гостехнадзора формально имеют право отказать в государственной регистрации лицу, не имеющему правоустанавливающих документов. Получается юридический казус, тем более что суд вправе в силу ст. 168 ГК РФ признать сделку недействительной и применить последствия недействительности сделки. С одной стороны, такое положение понятно: в ряде случаев недобросовестные участники гражданского оборота пытаются узаконить спецтехнику, приобретенную или полученную иным путем с нарушением закона. С другой стороны, нельзя всех лиц, утративших правоустанавливающие документы, априори считать мошенниками.

    Хотим подсказать вполне законный выход из ситуации с отсутствием у владельцев спецтехники правоустанавливающих документов. Так, законодательство не запрещает третейским судам устанавливать юридические факты и при заключении сделки - в тексте договора купли-продажи самоходной машины можно предусмотреть договорную подсудность третейским судам и по взаимному согласию сторон установить право собственности в третейском суде. Решение третейского суда и будет являться в органах Гостехнадзора подтверждением того, что право собственности установлено в судебном порядке. Обжалование решения органов Гостехнадзора об отказе в постановке на учет спецтехники оказывается успешным в тех случаях, когда в процессе досудебных переговоров удается убедить специалистов этого ведомства в необоснованности их позиции. Тогда во время судебного рассмотрения дела представитель Гостехнадзора соглашается с доводами владельца спецтехники и суду не остается ничего иного, как признать ранее вынесенное решение Гостехнадзора незаконным. В подтверждение сказанного можно привести следующие материалы из судебной практики: Решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 31 мая 2005 г. по делу № 2-800, Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2007 г. по делу № А12-6073/07-С22.

    В любом случае, вне зависимости от выбранного пути при обращении в суд важно подготовиться и собрать все имеющиеся документы по спорному имуществу. Нелишними будут справки от правоохранительных органов об отсутствии заявлений о хищении соответствующей единицы спецтехники и об отсутствии спорной спецтехники в базе данных угнанного транспорта. Кроме того, полезно направить запрос в Гостехнадзор и получить справку об отсутствии у органов Гостехнадзора сведений о ранее произведенной постановке спецтехники на учет. В отношении подбора документов для формирования доказательственной базы важно отметить, что необходимо подкрепить свою позицию всеми доступными способами. Однако в рамках настоящей статьи не представляется возможным назвать исчерпывающий перечень справок, документов и иных доказательств, наличие которых поможет выиграть судебный процесс.

    Итак, самый правильный путь, конечно же, заключается в грамотном оформлении всех хозяйственных операций, совершаемых предприятием, и в недопущении появления в составе активов спорного имущества. Если же по какой-то причине во владении предприятия оказалась спецтехника без регистрационных и (или) правоустанавливающих документов, то необходимо в срочном порядке воспользоваться одной из описанных процедур возвращения статуса законного собственника имущества. В противном случае спецтехника без документов будет как тот чемодан без ручки, который и бросить жалко, и нести тяжело.

     







    stroyarenda.by предлагает: спецтехника в аренду на самых выгодных условиях.


    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru