Разное
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Разное

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено: 04.05.2010


    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ОБРАЗОВАНИЕ.

    С.И.Ивентьев,
    начальник юридического отдела
    ООО «РАФФ+»

    В конце ХХ века в России было открыто четвертое поколение прав – духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовно-нравственные ценности личности¹.

    С учетом открытия совсем нового поколения прав, предметом нашего рассмотрения являются духовно-нравственные права и свободы человека, которые непосредственно были отражены в основных источниках международного и российского права.

    Во Всеобщей декларации прав человека (статья 26), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статьи 13 и 14), Конвенции о правах ребёнка (статьи 28 и 29) и Конституции Российской Федерации (статья 43) закреплено право каждого человека на образование.

    В юридической науке право на образование относят ко «второму поколению прав».

    Непосредственно к духовно-нравственным правам и свободам человека, которые, по нашему мнению, были закреплены в международном и российском праве, следует отнести право человека на образование, направленное на глубокое изучение религии, морали и этики. В свою очередь, светское образование следует отнести к социальным правам и свободам человека и гражданина.

    Образование — целенаправленная познавательная деятельность человека по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков.

    Согласно пункту IV.6. Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека: «Уподобление Богу в добродетели является целью земной жизни человека. Образование – это не только средство для приобретения знаний или для введения человека в жизнь общества, но и воспитание личности в соответствии с замыслом Творца. Право на образование предполагает приобретение знаний с учетом культурных традиций общества и мировоззренческой позиции семьи и личности. В основе большинства культур мира лежит религия, поэтому всестороннее образование и воспитание человека должно включать в себя преподавание знаний о религии, создавшей ту культуру, в которой этот человек живет. При этом должна уважаться свободы совести».

    Важность процесса образования заключена в том, что через него происходит передача от поколения к поколению знаний о духовном и материальном мире, духовно-нравственных ценностях цивилизации.

    Человеку принадлежат материальные и неимущественные (духовные и моральные) блага.

    Духовно-нравственные ценности человечества базируются на нормах морали (нравственности) и религии, которые затрагивают фактически все сферы жизнедеятельности человека (духовную и интеллектуальную)².

    В настоящее время человечество все больше обращается к проблемам образования, его развития  и совершенствования.

    Современное развитие науки и техники перед человечеством ставит задачу по повышению эффективности образования.

    Российская национальная система образования состоит из духовного и светского образования. Как указывает Н.А.Лобанов, объектом воздействия и светского, и духовного образований является человек как неделимая духовная сущность. Духовное образование направлено на духовное и нравственное развитие человека, а светское образование – материалистическое развитие человека.

    Духовное образование базируется на религии, морали и нравственности, которые являются высокоэнергетическим структурами³. В свою очередь, основу светского образования составляет наука.

    В отличие от науки, мораль и нравственность, в первую очередь, защищают не тело человека, а Любовь и человеческую душу³.

    Российское светское образование находится в глубоком кризисе, связанного с резким снижением материальной базы образовательных учреждений и отсутствием конкретных целей и содержания самого образования, утратой системой образования духовно-нравственных ценностей.

    Духовное и светское образование разобщены по причине отделения государства от религии.

    Государство, отделив себя от религии, фактически отказалось заниматься вопросами духовного и нравственного образования и развития человека.

    В основу своего существования государство поставило науку и нормы права, которым чужды мораль и религия. Поэтому законы имеют прямую научно-материалистическую направленность и являются безнравственными. При этом государство духовное и нравственное развитие человека возложило на религиозные объединения и самого человека, не определив на государственном уровне духовно-нравственные ценности и приоритеты человека, общества и государства в области духовного и нравственного развития. Государство, основываясь на научных достижениях, провозгласило и активно занимается только улучшением материального благосостояния страны. На этом фоне мы наблюдаем конфликт права и морали, государства и религии.

    Между духовным и светским образованием существует большая пропасть. Многие преподаватели светских учреждений далеки от основ духовного образования. Преподаватели духовных учреждений не допускаются до преподавания светских и духовных дисциплин.

    Духовное и светское образование не могут существовать раздельно по причине неправильного осознания человеческих ценностей и идеалов, неравномерного духовно-нравственного и физического развития человека. Фундаментом развития человека являются духовно-нравственные ценности, которые должны быть поставлены в основу международной и национальной системы образования.

    Как указывает Г.Н.Манов, «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества…, ибо в конечном счете и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия» 4.

    Указанные проблемы системы образования можно решить через интеграцию духовного и светского образования, формирование высоких духовных запросов, определения на государственном уровне приоритетов человека, общества и государства в области духовного и нравственного образования и развития.

     

    __________________________

     

    1.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Казань, 1999.http://iventev.narod.ru/с.5-6.

    2.Андреев Д.Л. Собрание сочинений. Т.2. М.: Московский рабочий: Присцельс,1995. с.446.

    3.Лазарев С.Н.Диагностика Кармы. Преодоление чувственного счастья.- Спб., 2001. с.236.

    4.Манов Г.Н. Теория права и государства. -М.: Изд.Бек,1995., с.128.

     










    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru