Разное
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Разное

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено 15.05.2002

    ТЕНДЕРЫ


    Данный материал представляет собой результат обработки нескольких документов, содержащих информацию о тендерах, который предназначен для формирования понимания, что есть тендер, по каким правилам он проводится, а так же какая документация для этого необходима.
    Эта информация предназначена для людей впервые столкнувшимися с проведением тендеров, а также участием в них.
    Прочтение нижеизложенного сэкономит Ваше время, которое Вы провели бы в поисках необходимых данных в анналах Интернет-сети.

    Начать, надо, прежде всего с определения термина «тендер», чтобы по мере прочтения данного документа не возникало вопроса, о чем же все-таки речь?

    Тендер – конкурсная форма организации заключения договоров купли-продажи или подряда с партнерами, предусматривающая конкурсное сопоставление предложений на предварительно сформулированную заявку.
    По типу тендеры можно разделить на международные и внутренние.
    Международные для России проводят пять организаций:
    • Европейский банк реконструкции и развития;
    • Международный валютный фонд;
    • Мировой банк;
    • ТАСИС и USAID - фирма, которая реализует проекты, осуществляемые в России Госдепартаментом США.
    Международные тендеры бывают обязательно открытыми.
    При проведении открытого тендера в прессе публикуются приглашения к участию, и практически любая фирма может в них себя попробовать
    Для участников могут вводиться разного рода ограничения:
    • Требуется опыт работы в этой области в течение N лет;
    • Финансовые соображения (такие как минимальный годовой оборот);
    • Географическое расположение;
    • и другие.
    Например, в тендерах, идущих через USAID, оговаривается, что либо запланированные работы должны выполнять американские фирмы, либо поставляться должна продукция американского происхождения. Иногда технические условия сформулированы так, что им может удовлетворить единственная фирма. Вывод из этого простой - под нее и был организован тендер.
    Еще одна разновидность международных тендеров - тендеры, получаемые через вендора.
    Они подразумевают закупку техники, производимой поставщиком. Обычно вендор заинтересован в том, чтобы предложить участие в них своим партнерам в конкретной стране, так как при этом деловые качества партнера известны, нет необходимости проводить дополнительное обучение, а отношения с ним нужно укреплять.

    Положительной стороной открытых публичных тендеров для заказчиков является то, что они привлекают всегда большее количество участников. Включая и небольших, не имеющих громкого имени, компаний, а также новых агентств, которые не успели себя зарекомендовать на рынке. Обычно такие агентства не приглашают в закрытые тендеры, но они зачастую работают не хуже крупных и известных, предлагают замечательные творческие идеи и стоят дешевле

    Внутренние закрытые тендеры, как правило, предполагают участие в торгах ограниченного числа фирм (две-три), список которых заранее определен устроителем.
    Закрытыми тендеры предусматривается предварительный этап - преквалификационные торги, в результате которых тендерный комитет по предоставленным ему материалам допускает к закрытым торгам наиболее компетентные и опытные фирмы.
    Момент окончания подачи предложений называют закрытием торгов. С точки зрения процедуры закрытия различают гласные и негласные торги. При гласном закрытии условия полученных предложений оглашаются публично. При негласных торгах этой информацией пользуется только тендерный комитет. В течение одного-трех месяцев он выносит окончательное решение. После закрытия торгов, тем более в случае получения заказа, участники торгов не имеют права изменять условия своих предложений.
    Внутренние тендеры в России, к сожалению, сегодня могут объявлять все, кому заблагорассудится, без определенных правил, что в конечном итоге приводит к печальным последствиям, дискредитируя этот довольно прогрессивный инструмент в глазах обеих сторон - и заказчиков, и участников.
    Как показывает анализ российской практики, в настоящее время преобладают закрытые тендеры.
    По существу, то, что проводится в России, назвать тендерами нельзя, поскольку в них отсутствует самый главный принцип - открытость результатов. Чаще всего отечественные псевдотендеры имеют заранее предсказанный результат, и нужны чиновникам, чтобы прикрыть получаемые взятки.

    Самое печальное, что результатов-то от проведения тендеров нет и никто за это не отвечает.

    Для чего проводятся тендеры

    Тендер, если он проводится корректно, - очень удобный механизм получения от участвующих в нем фирм наилучших предложений (временных и финансовых) по поставкам продукции или выполнения какого-либо проекта, так как в этом случае нет нужды убеждать фирму снизить цены - это сделают ее конкуренты. Если число участников тендера велико, то проведение тендера разбивается на этапы. Иногда с целью "дожать" фирму-участника до нужных заказчику условий таких этапов может быть до десяти.
    Кроме того, тендер для заказчика - это способ уберечься от конкуренции безответственных предложений.

    Тендеры объявляются по двум причинам.
    Во-первых, в соответствии с требованиями корпоративной политики закупок.
    Например, во многих странах государственные организации не имеют права не то, что компьютер, но даже ластики купить без предварительного конкурса. Разумеется, тендер объявляется не на каждый ластик, а на выбор компании, желающей стать поставщиком организации на какой-либо срок. По окончании этого срока тендер объявляется снова.
    Во-вторых, для того чтобы получить лучший продукт за лучшую цену.
    Например, журнал Computerworld Россия решил покрасить забор вокруг здания редакции в белый цвет. Поскольку Тома Сойера, способного обеспечить бесплатную покраску, найти почти невозможно, объявляется тендер. Вы выставляете требования, как-то: цвет (technical specifications), конечный срок выполнения (dead line), период бесплатного подкрашивания в случае появления пятен (warranty), а заинтересованные участники приносят вам свои предложения, прилагая к ним образцы ранее выкрашенных заборов (customer references).
    Возможна ситуация, когда заказчик не совсем представляет себе, что он хочет.
    Например, вам нужна система безопасности, но вы не знаете, что лучше - построить забор, опутать здание колючей проволокой или нанять охранников. В этом случае вы сначала выбираете наиболее разумные предложения (short-list), и затем из них - самое дешевое. В этой ситуации поставщик имеет возможность в наибольшей степени влиять на принимаемое решение, которое, в конечном итоге, зависит от того, насколько ему удастся убедить вас, что он - именно тот человек (компания), с которой можно иметь дело. В этой связи определенные преимущества получает тот, кто подает заявку первым. Представьте, к вам приходит человек и говорит: "Как же вы живете тут безо всякой охраны! Кругом сплошной криминал! У меня есть пара дрессированных крокодилов, они будут отлично охранять вас днем и ночью". И при этом подтверждает свои слова демонстрацией откусанных рук и ног неудачливых рэкетиров. Весьма велика вероятность того, что, если крокодилы вам понравятся или человек окажется лучшим другом вашего старого приятеля, в требованиях к системе охраны вы напишете что-нибудь типа: "Система охраны должна быть мобильна, иметь не менее 40 зубов и быть зеленого цвета". Правда, не исключено, что вам предложат забор на колесиках, выкрашенный в соответствующий цвет. Если он окажется вдвое дешевле крокодилов, а главным лицом в тендерной комиссии будет начальник финансового отдела, то при всей любви к рептилиям вам, скорее всего, придется ограничиться забором.
    Наиболее разумны и интересны двухэтапные тендеры, в которых сначала выбираются технологии, а затем уже - конкретный поставщик. Наименее интересны тендеры типа shopping list. Здесь наибольшие шансы имеет тот, кто сделает самое дешевое предложение.
    Есть ряд пунктов, наличие или отсутствие которых позволяет судить о качестве подготовки тендера и, соответственно, о степени доверия к нему.
    Во-первых, тот факт, что компания-заказчик является известной и солидной, повышает вероятность того, что тендер будет проведен честно.
    Во-вторых, уровень и качество подготовки технического задания говорят очень о многом.
    Очень важно, чтобы задание и перечень вопросов, которые компания хочет, чтобы агентство осветило в своих предложениях, был максимально четко и подробно изложен в задании.

    Потому что если задание составлено
    • правильно,
    • профессионально,
    • достаточно исчерпывающе,
    тогда, возникает меньше возможностей для каких-то разночтений, значительно яснее становятся критерии оценки данного тендера и в случае, если тебя не выбирают, будет гораздо проще понять, каким критериям компания не соответствует, и почему тебя не выбрали.
    Поэтому когда такие качественные технические задания присылаются, то они говорят о многом с точки зрения профессиональности людей, которые это организовывают.
    Чем профессиональнее заказчик, чем профессиональнее человек, который за все это отвечает у потенциального клиента, тем меньше вероятность того, что что-то будет сделано не совсем честно.
    При разделении тендеров на формальные и неформальные, нужно руководствоваться таким  критерием, как степень структурированности и жесткости условий участия в тендере.
    Описанные выше черты присущи так называемым «формальным» тендерам, общая идеология которых заключается в следующем:
    Если проводится формальный тендер, то, объявляются:
    • условия конкурса,
    • комиссия конкурса,
    • сроки предоставления предложений,
    • объявляется характер рассмотрения предложений и бальная оценка предложений.
    Фактически во всех официальных тендерах (это работает в мировой практике) существует два вида предложений: это техническое предложение и финансовое предложение.
    Они не смешиваются. Так, техническое предложение оценивается комиссией на предмет лучшего по своей сути,  финансовое же  предложение оценивается  иначе. Наивысшее количество баллов получает тот, кто поставил самую маленькую сумму. А потом вместе сочетают техническое и финансовое предложение.
    Таковы формальные тендеры, которые в российской практике встречаются достаточно редко.
    Гораздо чаще проводятся так называемые «неформальные» тендеры, которые предполагают более мягкие условия участия.
    В данном случае компания просто хочет посмотреть, кто справится с заданием лучше.  В большинстве случаев, - это псевдотендеры, то есть когда тендер  проводится с целью исследования рынка и сбора идей, либо проводится тендер, победитель которого определен заранее.
    Отдельно надо сказать о тендерах, которые устраиваются либо по госзаказу, либо по заказу таких крупных международных донорских организаций, как Всемирный Банк или Европейский Банк Реконструкции и Развития. То есть это крупные международные донорские организации, которые сейчас в меньшей степени, раньше в большей инвестировали деньги в разные проекты на территории РФ, и достаточно большие суммы шли на разные программы, связанные с ПР обеспечением, с какой-то публичной деятельностью, с повышением образовательного уровня тех или иных групп населения и т.д. 
    Эти тендеры организовывались исключительно профессионально, но определенный минус таких тендеров в том, что они, как правило,  очень забюрократизированны: там многоступенчатый отбор,  очень большое количество требований, которым агентство должно отвечать, для того чтобы иметь какие-то шансы на участие и победу. Очень серьезные требования к самим предложениям. И вполне возможно, что если твои предложения не отвечают по каким-то техническим параметрам, их просто не будут рассматривать.

    Правила игры

    Условия международных тендеров (у МВФ это весьма объемистая книга) в большинстве случаев сформулированы так, что исключают возможность получения контракта за взятки и подтасовки со стороны участников.
    Обычно участники вносят страховой депозит (в зависимости от сложности предложения он может составлять, например, 25% общей стоимости проекта). Депозит может, например, выделить банк, у которого доверительные отношения с конкретной фирмой. Эта мера предусмотрена, чтобы после того как фирма выиграет тендер, она не отказалась от своих обещаний и довела дело до конца.
    Пока отношения с гарантами в этом вопросе не пришли к цивилизованному виду, лучше устанавливать невысокие размеры банковских гарантий заявки.
    В создаваемую заказчиком отборочную комиссию (тендерный комитет) по оценке претендентов обычно приглашаются сторонние консалтинговые фирмы (например, представители "большой шестерки"), кроме того, в нее обязательно входят представители заказчика.
    Тендерный комитет готовит всю документацию, объявляет и проводит торги, анализирует и оценивает представленные предложения, выбирает наиболее конкурентоспособную заявку, объявляет результаты.
    Важное условие: консультанты, входящие в комитет, не имеют права быть исполнителями работ по данному тендеру - за счет этого обеспечивается объективность и независимость.
    Тендерная документация с условиями тендера рассылается тендерным комитетом по почте или участники приобретают ее за определенную (обычно незначительную) плату.
    В тендере редко бывает большое число участников, поскольку наиболее сильные игроки в том или ином секторе рынка, как правило, известны. Рассмотрение же множества проектов стоит времени и денег. Поэтому число участников определяется, исходя из планируемого результата.
    У некоторых западных организаций, часто объявляющих тендеры, есть база данных с фирмами, которым, как они считают, имеет смысл предлагать участие в них.
    Итак, мы видим, что профессионально организованные тендеры предполагают обилие бумаг и документов. Что же включает в себя полный пакет тендерной документации? Для ясности картины представим тендер в виде нескольких этапов, каждому из которых соответствует своя документация:
    1. Приглашение к участию (достаточно большой перечень участников)
    2. Подача заявки на участие (заявление о намерениях, краткие сведения об организации)
    3. Рассылка тендерной документации участникам тендера
    4. Подготовка пакета документов (техническое и финансовое предложения)
    5. Заседание тендерной комиссии и оценка проектов
    6. Составление, согласование и заключение контракта
    7. Исполнение контракта и отчетность по нему.
    Рассмотрим каждый этап более подробно.
    1. На первом этапе компания–заказчик рассылает приглашения к участию в тендере достаточно широкому перечню агентств.
    На данном этапе целью заказчика является уведомление агентств о предстоящем тендере. Приглашение включает в себя  краткую информацию о заказчике и о проекте, который нужно будет выполнить агентству. Также в письме оговариваются сроки, в течение которых агентство должно подать заявку на участие в тендере. Обычно это несколько дней, чтобы агентство успело подумать.
    1. На данном этапе агентства, решившие принять участие в тендере, подают свои заявки, а также отсылают краткие сведения об организации.
    Иногда знакомство клиента с агентством может осуществляться в рамках личных встреч представителей обеих сторон, на которых агентство устраивает презентацию, демонстрирует веб-сайт, создавая общее представление клиента об агентстве. После этого составляется короткий список агентств, которым рассылается тендерная документация.
    1. Тендерная документация обычно представляет собой Приглашение к подаче Предложений (ППП), которое  включает сопроводительное письмо или письмо приглашение (cover letter) и пояснительное письмо, которое описывает условия и  базовые данные о проекте.
    Письмо-Приглашение, как и на первом этапе, содержит краткую информацию о заказчике и о проекте, дополнительные сведения о которых содержатся в пояснительном письме. Кроме того, в письме-приглашении агентству предъявляется список агентств, которые также получили ППП идентичного содержания, а также оглавление пояснительного письма.
    Пояснительное письмо включает в себя следующие документы:
    Раздел 1 – Информация для агентств.
    Раздел 2 – Техническое предложение – Стандартные формы.
    Раздел 3 – Финансовое Предложение – Стандартные формы.
    Раздел 4 – Техническое задание.
    Раздел 5 – Стандартные формы контрактов.

    Рассмотрим каждый раздел более подробно.
    Раздел «Информация для агентств» содержит подробное описание процедуры взаимодействия заказчика с агентством на протяжении всех этапов тендера, включая  подачу, получение, вскрытие и оценку предложений и составление договора, а также рекомендации и требования заказчика по составлению технического и финансового предложений.
    В бланке данных, прилагаемом к данному разделу, содержатся балльные критерии оценки финансового предложения и формула оценки финансового предложения.
    Кроме того оговариваются следующие вопросы:
    • язык, на котором должно быть представлено предложение;
    • примерное число человеко-дней профессиональных сотрудников для выполнения задания;
    • минимальные требования к опыту предлагаемых ключевых сотрудников;
    • валюта, в которой могут производиться расчеты в предложении и осуществляться платежи по контрактам;
    • сроки предоставления предложений, а также дата, время и адрес вскрытия финансовых предложений;
    • адрес клиента.

    Следующий раздел «Техническое предложение – стандартные формы включает в себя следующие подразделы:
    • Форма подачи технического предложения.
    • Рекомендации фирмы.
    • Замечания и предложения фирмы по поводу Технического Задания, а также по информации и вкладу со стороны Клиента.
    • Методологический подход и рабочий план для выполнения задания.
    • Состав рабочей группы и задача каждого члена группы.
    • Резюме предлагаемых профессиональных штатных сотрудников.
    • График работ профессионального персонала.
    • График мероприятий (работ).
    Резюме профессиональных штатных сотрудников должно содержать следующие пункты:
    • предлагаемая должность;
    • наименование фирмы;
    • имя сотрудника;
    • профессия;
    • дата рождения;
    • стаж работы в фирме;
    • гражданство;
    • членство в профорганизациях;
    • порученные задания;
    • основная квалификация;
    • образование;
    • опыт работы;
    • языки;
    • сертификация (подтверждение достоверности информации, изложенной в резюме).
    График мероприятий предполагает предоставление сводной таблицы работ и исследований по месяцам, а также график предоставления отчетов по проделанной работе. 
    Финансовое предложение агентства должно соответствовать тем требованиям, которые изложены в разделе «Финансовое предложение – стандартные формы».
    Данный раздел включает следующие подразделы:
    • Форма предоставления финансового предложения.
    • Общая сумма расходов по заданию.
    • Оплата труда.
    • Разбивка возмещаемых командировочных расходов.
    • Разбивка расходов по мероприятиям.
    • Прочие расходы.
     Следующий раздел – это непосредственно техническое задание. В начале задания следует дать обоснование необходимости участия в данном проекте данных компаний и указать цели задания.
    Далее в задании указываются услуги, которые должны быть предоставлены компанией в рамках данного задания, а также подробно расписывается вся этапность работ, необходимых для реализации указанных услуг.
    Кроме того, в задании содержатся желаемые результаты работ, сроки и график их выполнения. И, наконец, в задании четко сформулированы  критерии оценки предложений, а также четко описаны процедуры мониторинга и оценки результатов работы.
    1. На этом этапе компания занимается подготовкой технического и финансового предложений, соответствующих требованиям, изложенным в тендерной документации.
    Получив подготовленный агентством пакет документов, клиент приступает к оценке проектов по критериям, изложенным в ППП
    В данном случае действует формальная система оценки проектов, однако, многие клиенты руководствуются критерием личностной оценки.
    1. Итак, мы подошли к этапу составления, согласования и заключения контракта.
    Перед тем как контракт будет подписан, стороны ведут переговоры, которые включают в себя обсуждение технического предложения, рабочего плана, штатного расписания и любых предложений, сделанных агентством с целью усовершенствования технического задания.
    Согласованный рабочий план и окончательное техническое задание будут затем включены в «Описание услуг» в качестве составной части контракта. Финансовые переговоры будут касаться отражения согласованных технических изменений в стоимости услуг.
    Контракт заключается по завершении переговоров с добившейся успеха фирмой.
    В контракте оговариваются:
    • общие положения;
    • начало, завершение, изменение и расторжение контракта;
    • обязанности агентства;
    • персонал агентства;
    • обязанности клиента, выплаты агентству, урегулирование споров;
    А также специальные условия контракта, если в них возникает необходимость. Кроме того, к контракту прилагается ряд документов, включающих в себя описание услуг, требования к отчетности, основной персонал и субконсультантов, разбивку цены контракта в иностранной валюте, разбивку цены контракта в местной валюте, услуги и оборудование, предоставляемое клиентом.
    1. На последнем этапе происходит исполнение контракта и отчетность по нему.
    Идеальная модель проведения тендера
    Идеальная модель существует как для организаций, проводящих тендер, так и для участников тендера. Если же попытаться совместить наиболее значимые элементы этих двух моделей, то может получиться следующая картинка.
    На первом этапе организация, проводящая тендер, готовит Положение о проведении тендера (или Приглашение к участию), которое может включать в себя следующие разделы:
    • Описание организации-заказчика
    Краткое описание, позволяющее участникам тендера получить общее представление о проводящей конкурс организации и группе людей (подразделениях), которые будут принимать участие в проекте.
    • Преамбула
    Часть, которая должна показать участникам тендера, какие тенденции развития потребовали проведения тендера, почему для организации-устроителя именно сейчас важно реализовать заказываемый проект, какие задачи и нюансы, помимо непосредственно связанных с проектом, необходимо учитывать участникам тендера.
    • Цель проекта
    Общее описание тех изменений, которых хотелось бы добиться организации, проводящей тендер.
    Прежде всего, сам заказчик должен понимать на каких направлениях должен быть сфокусирован проект. Безусловно, понятно, что ни одна программа обучения или консалтинговый проект (у кого бы они ни заказывались) не решат всех задач организации, поэтому наиболее эффективный метод – сконцентрироваться на наиболее актуальных задачах.
    • Конечный продукт
    Это как раз то место, где заказчик должен попытаться облечь в "зримые формы" свои ожидания и надежды.
    Данный раздел должен позволить и заказчику и участникам тендера зафиксировать те конкретные продукты и критерии их оценки, которые в дальнейшем помогут объективно подвести итог реализации проекта.
    • Требования к заявке
    Наконец, пришла пора подумать и о себе любимых. Обрабатывать 5-7 предложений, составленных по разным стандартам и включающих разный набор текстов и документов, мягко говоря, не совсем удобно. Гораздо удобнее сделать заранее несколько простых шагов:
    а) предложить перечень разделов, которые должна включать в себя заявка на участие в тендере,
    б) определить ориентировочный общий объем страниц,
    в) сформировать список документов, которые необходимо приложить к заявке и, возможно, дополнительные вопросы, на которые хотелось бы обязательно получить ответ.
    Так можно избавить себя от необходимости несколько раз получать и заново перечитывать "доработанные" и "адаптированные" варианты предложений от участников тендера.
    • Критерии оценки претендентов
    Участник тендера должны доказать, что именно его предложение является самым актуальным. Однако для того, чтобы это стало возможным, заказчику необходимо сформулировать набор "жестких" и "мягких" требований, которым должен удовлетворять участник.
    Например, требуется ли опыт реализации подобных проектов, существуют ли персональные требования к тренерам и консультантам по количеству реализованных проектов или "часам налета" и т.п.
    • Сроки проведения тендера
    И, конечно, необходимо задать временные границы приема и рассмотрение заявок на участие в тендере.
    На втором этапе широкое профессиональное сообщество через личные связи, СМИ и другие каналы получает информацию о проведении тендера и с использованием всех доступных ресурсов готовит пакеты документов в соответствии с предъявленными требованиями.
    Активно уточняются условия, "адаптируются" предложения и... Перед заказчиком на столе появляются долгожданные (или уже не очень?) пакеты с предложениями.
    Партия переходит в эндшпиль, и на третьем этапе организация устроитель, завершив изучение всех предложений, торжественно (шампанское и цветы приветствуются) вскрывает пакеты с окончательными ценовыми предложениями от участников тендера.
    Определяется победитель, а остальные участники, возможно, получают некоторые комментарии относительно принятого решения.
    Дальше события могут развиваться по разным сценариям, но это уже совсем другая история...
    Реальная модель проведения тендеров в России
    Реальность, если не использовать радикальных определений, несколько отличается от идеальной модели.
    Коренных отличий три.
    Во-первых, не формируются (или не доводят до участников?) описание и условия тендера. И, не потому, что в данном случае это те самые пресловутые национальные особенности ведения бизнеса.

    Все чуть проще: подавляющее большинство руководителей и HR-менеджеров слабо представляют себе вышеописанную структуру подготовки организации к проведению тендера. Если даже такая попытка предпринимается, то устно в состоянии внятно описать приведенные выше блоки 10%-15% организаций, а до составления текстов доходит едва ли 5% от общего числа. Кстати, транснациональные компании, работающие в России, в этой части не являются исключением.
    Во-вторых, безусловно, "кое-где у нас порой" присутствуют те самые, вышеупомянутые, национальные особенности в виде "откатов" и уже сформировавшихся представлений о списке кандидатов. И в большинстве случаев компания-устроитель либо уже достаточно жестко ориентирована на двух (гораздо реже трех) потенциальных исполнителей, либо решение очень сильно зависит от... скажем, лица, формирующего, а не принимающего, решение.
    В-третьих, что огорчает больше всего, нет момента торжественного вскрытия конвертов с ценовыми предложениями, нет шампанского и нет цветов. А так хочется праздника!..
    Типичные ошибки и иллюзии
    1. Путают предназначения инструментов: тренинг и консалтинг;
    2. Пытаются в качестве критериев оценки проектов использовать критерии эффективности организации;
    3. Не формулируются или скрываются критерии оценки;
    Выше уже описаны те причины, по которым имеет смысл проводить тендеры. Еще раз следует подчеркнуть, что проведение тендеров на реализацию программ обучения и консалтингового сопровождения помогает, прежде всего, руководителям организаций.
    Много вопросов возникает после уведомления проигравших торги.
    Как правило, интересуются причинами отклонения заявки. Это вполне закономерные запросы: они свидетельствуют о желании подрядчиков узнать свои недостатки и постараться избежать ошибок в будущем.
    В таких случаях следует стараться ответить не только сухой формулировкой решения конкурсной комиссии, но и раскрывая основные моменты дискуссии, которые объясняют принятое решение.
    Следует отметить, что в обычаях наших британских коллег сразу же после торгов направлять участникам торгов подобие отчета, который позволяет анализировать достоинства и недостатки своих заявок.
    Ответы на запрос проигравших участников часто позволяют снять обиды, гнев и подозрения, основанные на недостатке информации, полученной на вскрытии конвертов с заявками. Ведь там оглашаются, как правило, только цена и сроки выполнения работ. Конкурсная комиссия и эксперты принимают во внимание и другие факторы. Например, опыт работы, текущую загрузку предприятия, его надежность, подкрепленную финансовыми отчетами, обоснованность цены и т.д.
    Поэтому часто объявленная на вскрытии конвертов цена не является определяющим критерием, а мнения по ней у членов конкурсной комиссии могут быть даже противоположными.
    Так, например, на одном из конкурсов участник торгов, предложивший наименьшую цену подряда, в ее расшифровке показал стоимость работ по основному элементу в шесть (!) раз меньше, чем смета заказчика. Один из членов комиссии, которому понравилась минимальная общая стоимость, оценил заявку высшим баллом, а другой, исходя из нереальной стоимости основного объекта работ, - минимальным баллом.
    Конкурсные комиссии обычно определяют не только победителя, но и претендента, занявшего второе, а то и третье место (если имеются достойные кандидаты). Это делается для того, чтобы при отказе победителя от заключения контракта заказчик мог заключить контракт со следую заключить контракт со следующим претендентом, не теряя времени на проведение новых торгов.
    Например: В одном из конкурсов победитель торгов на генподряд предложил цену, рассчитанную по сметным нормам, и не учел то, что в проекте были предусмотрены конструкции и изделия индивидуального изготовления. После общения с изготовителями и поставщиками он понял, что без убытков работу ему не выполнить и отказался от контракта. К счастью, комиссией было определено второе место, и заказчик смог, не теряя времени, заключить договор и выполнить работы в срок, который был установлен.
    Выражаю надежду, что данная информация поможет Вам на подготовительном этапе при решении организации тендера либо участия в таковом мероприятии.
    Дополнительную информацию о подготовке проведения тендеров Вы можете получить, обратившись по адресу: Natalie_07@mail.ru
    Наталья Бугреева.







    Президент федерацииПавел Крымов запорожье | Глеб Франк биография персоны на нашем сайте. Фото.


    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru