Военное право
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Военное право

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Рус Флоор - напольные покрытия и линолеум в Москве.
    Добавлено: 13.10.2011


    Переход на новый способ комплектования юридической службы

    Вооруженных Сил Российской Федерации

    Е.А. Глухов, помощник начальника Рязанского высшего военного командного училища связи по правовой работе – начальник юридической службы, майор юстиции;

    И.А. Епихин, старший преподаватель Рязанского высшего военного командного училища связи, подполковник юстиции

    Статья опубликована в журнале «Право в Вооруженных Силах» 2010 № 3

    Важное требование – это соответствие процесса комплектования целям создания профессиональной и мобильной армии. Особо подчеркну, что в течение последних пяти лет уже были проведены необходимые сокращения численности Вооруженных Сил. И в дальнейшем доведение их до оптимального уровня в 1 млн человек не предусматривает специальных мероприятий по сокращению, а должно быть достигнуто путем естественного выбытия части офицерского состава, отслужившего положенные законом сроки службы.

    Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г.

    Заявления, подобные указанному в эпиграфе, делались высшими лицами государства в последние годы неоднократно. Вместе с тем, ход бесконечного реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации неоднократно опровергал сделанные ими выводы.

    Если армия Советского Союза насчитывала почти 4,5 млн человек, то сейчас наша армия немногим более 1,1 млн человек с перспективой дальнейшего сокращения.

    Президент Российской Федерации, которому в соответствии с законодательством предоставлено право утверждать состав и штатную численность Вооруженных Сил Российской Федерацииi, своими указами постоянно уменьшает их численный состав. Так, например, Указом Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры" от 16 июля 1997 г. № 725с было предписано установить с 1 января 1999 г. штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации 1,2 млн единиц, а Министерству обороны Российской Федерации – произвести поэтапное сокращение штатной численности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на 500 тыс. единиц. Далее, 24 марта 2001 г. Президент Российской Федерации издает еще один Указ № – 337с, п. 3 которого штатная численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации с 1 января 2006 г. определена в 1 млн единиц. По-видимому, требование Президента в этой части так и не было выполнено, и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации" от 1 января 2008 г. № 1 с 1 января 2008 г. штатная численность Вооруженных Сил Российской Федерации установлена в количестве 2 019 629 единиц, в том числе военнослужащих 1 134 800 единиц. На момент написания настоящей статьи Президент Российской Федерации своим Указом от 29 декабря 2008 г. № 1878сс установил с 1 января 2016 г. штатную численность Вооруженных Сил Российской Федерации в количестве 1 884 829 единиц, в том числе 1 млн военнослужащих.

    2008 год стал началом очередной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации. В середине октября 2008 г. Министр обороны Российской Федерации обрисовал на коллегии Министерства обороны, как он видит реформу армии. Одним из элементов изменения перспективного облика Вооруженных Сил Российской Федерации является высвобождение воинских должностей в ходе оптимизации структуры и состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Наверное, ни для кого не секрет, что в настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации идет работа по разработке новых штатов органов военного управления, соединений и воинских частей. Это связано в первую очередь с переходом на трехзвенную систему управления: округ – оперативное командование – бригада. Также решаются задачи по сокращению воинских должностей, которые, по мнению авторов военной реформы, можно безболезненно ликвидировать или заменить на должности гражданского персонала. И если практически все мужчины царствовавшего в России более 300 лет дома Романовых состояли на воинской службе, имели чины и носили военную форму, то в настоящее время почти все высшее руководство Вооруженных Сил Российской Федерации, включая Министра обороны Российской Федерации и большую часть его заместителей, уже не состоят на военной службе. Подобная тенденция наблюдается и в иных органах военного управления.

    В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об обороне» личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала. Специалисты и рабочие военных организаций из числа гражданского персонала вносят весомый вклад в поддержание боеготовности и обеспечение повседневной деятельности войск.

    По мнению ряда авторовii, гражданский персонал играет преимущественно вспомогательную роль в осуществлении функций федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Деятельность гражданского персонала, как и деятельность военнослужащих, также направлена на отражение агрессии против Российской Федерации и защиту целостности и неприкосновенности ее территории, но в отличие от военнослужащих указанные лица военную службу не проходят и не обладают соответствующим статусомiii.

    13 октября 2008 г. Министром обороны Российской Федерации издан приказ № 520 «Об утверждении перечня должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации»iv. Пунктом 2 данного приказа предписано: "должности, указанные в Перечне (приложение к приказу), комплектовать лицами гражданского персонала Вооруженных Сил при отсутствии в их подчинении военнослужащих". С точки зрения юридической техники данная правовая норма несовершенна и может влечь разные толкования: как запрет комплектовать указанные должности лицами гражданского персонала при наличии у них подчиненных-военнослужащих, так и обязанность при подготовке проекта штата воинской части указывать в нем по данным должностям только лиц гражданского персонала, а не военнослужащих.

    Согласно общим требованиям по оптимизации штатной численности воинских должностей в структурах Вооруженных Сил Российской Федерации (указания Министра обороны Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. № 205/2/97)v подлежат максимальной замене на должности гражданского персонала должности офицеров, в том числе:

    – которые по решениям Президента Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации уже разрешено замещать гражданским персоналом;

    – в органах военного управления, обеспечивающих повседневную деятельность войск (тыловые, финансово-экономические, кадровые органы и др.);

    – в подразделениях юридической, экологической и медицинской служб;

    – в боевых и специальных войсках, обеспечивающих повседневную деятельность воинских частей и подразделений (тыловые, финансово-экономические, кадровые органы, подразделения юридической, экологической и медицинской служб);

    – в воинских частях и подразделениях тылового и технического обеспечения;

    – в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации;

    – в военных комиссариатах и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации.

    В настоящей статье рассмотрим некоторые аспекты, касающиеся замены воинской должности, например, начальника юридической службы воинской части (полка, бригады) на должность гражданского специалиста воинской части. Сразу оговоримся, что в статье не будут рассмотрены правоотношения по прохождению государственной гражданской службы в центральных органах военного управления, так как данные отношения регулируются специальным законодательством, и такие должности «на фоне» остальных должностей юридической службы единичны.

    Отношения по прохождению военной службы регулируются специальным законодательством, в первую очередь федеральными законами «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы и др. Нормы трудового права на военнослужащих не распространяются, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законеvi. В отличие же от военнослужащего на гражданского специалиста – юрисконсульта военной организации в полном объеме распространяются нормы трудового права, в частности Трудового кодекса Российской Федерации, коллективных договоров и соглашений. Именно различные основания регулирования отношений по прохождению военной службы (работы) военного юриста и влекут множество различий в их статусе. Ниже рассмотрены некоторые из них.

    С какого времени возлагаются должностные обязанности на военнослужащего и на работника? Для возложения должностных обязанностей помощника командира по правовой работе (далее – ПКПР) на военнослужащего необходимо издание приказа о назначении его на соответствующую должность командира (начальника), которому предоставлено право назначать военнослужащего на указанную должностьvii. После этого военнослужащий должен вступить в исполнение обязанностей по указанной должности, о чем доложить рапортомviii. В случае если в службе существуют материальные средства, кроме рапорта, представляются еще и акты о приеме-сдаче этих материальных средств. При этом, окончанием приема и сдачи дел и должности считается утверждение старшим командиром (начальником) соответствующего актаix.

    В отличие от такой длинной процедуры по вступлению в должность гражданскому сотруднику достаточно просто быть принятым на работу, т. е. заключить трудовой договор с руководителем организации, в данном случае – с командиром воинской части. Иначе говоря, стадия именно приема дел и должности у гражданского работника не предусмотрена. Поэтому недостатки в организации правовой работы в ходе приема дел и должности на первоначальном этапе трудовой деятельности юрисконсульта вскрыты не будут, а командование не узнает об отрицательных факторах, мешающих данной работе, соответственно никаких мер по ее улучшению на данной стадии принято не будет.

    Кроме того, законодательство не запрещает человеку, ни дня не прослужившему в армии, претендовать сразу на замещение должности юрисконсульта (начальника юридического отдела, службы) в центральных органах военного управления, военных вузах, словом, в тех военных организациях, где ранее указанные должности комплектовались офицерами штатно-должностной категории «подполковник юстиции» или «полковник юстиции». Квалификационные требования для начальника отдела (службы), в том числе и юридического, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 1996 г. № 150, устанавливают критерии лишь по уровню образования и стажу работы по профилю деятельности службы, но, увы, не содержат условий о работе или службе в военных организациях (подобные же критерии приведены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Министерства труда Российской Федерации от 21 августа 1998 г. № 37). Поэтому такие специалисты, заняв соответствующие должности, в дальнейшем будут давать указания по вопросам деятельности нижестоящих подразделений своей службы, не обладая при этом соответствующими навыками.

    Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления. Однако указанные лица имеют право устраиваться на работу, в том числе и на должности юридической службы военных организаций. Отказ в приеме их на работу по вышеизложенным основаниям является дискриминационным.

    В соответствии с п. 21 Положения о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерацииx назначение военнослужащих на должности в юридическую службу и их переназначение производятся с учетом мнения начальника вышестоящего подразделения юридической службы, а по категориям должностей от помощника командира соединения по правовой работе, им равным и выше – по согласованию с начальником Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации. Такое требование о согласовании назначений для гражданских специалистов трудовым законодательством не предусмотрено.

    А как же запрет на комплектование должностей в военных организациях лицами гражданского персонала, если в подчинении у них находятся военнослужащие? Действительно, приказом Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом» от 28 января 2004 г. № 20 (в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 524) определено, что разрешается комплектовать вакантные воинские должности, указанные в Перечне (приложение к приказу), лицами гражданского персонала только при выполнении условия об отсутствии у них в подчинении военнослужащих. Приказом Министра обороны Российской Федерации 2008 г. № 520 также установлено обязательное требование об отсутствии подчиненных военнослужащих у лиц гражданского персонала. Вместе с тем, в соответствии с Положением о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации юристы военных организаций по специальным вопросам обязаны руководствоваться указаниями вышестоящих начальников юридических служб. Но и здесь нет нарушения закона. Ведь, например, у конкретного работника – начальника юридической службы военного округа действительно не будет в подчинении военнослужащих именно в штате юридической службы военного округа, однако все его указания по служебным вопросам будут обязательны для должностных лиц юридической службы нижестоящих органов военного управления, в том числе и военнослужащих. Таким образом, несмотря на запрет подчинения военнослужащих гражданским лицам, в планируемом облике юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации это требование, скорее всего, выполняться не будет.

    Замена воинской должности юриста на гражданскую влечет наступление и еще одного последствия – уничтожение института карьерного (служебного) роста. В существующей в настоящее время системе назначения военнослужащих на воинские должности присутствует принцип конкурсного отбора. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе.

    Вышеуказанная правовая норма призвана оказать информационно-психологическое воздействие на сознание военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, и тем самым вызвать у него заинтересованность в добросовестном исполнении обязанностей военной службы, соблюдении воинской дисциплины, совершенствовании воинского мастерства и т.п. В данном случае мотивационной основой заинтересованности военнослужащего выступают такие образования, как мотив власти и мотив достижения успехаxi, который возможен лишь в процессе состязания между военнослужащими.

    Интересы военнослужащих учитываются и руководством армий зарубежных государств. При этом принимаются во внимание рад факторов, которые позволяют по итогам состязания поощрять одних и наказывать других военнослужащих. Например, в вооруженных силах США система продвижения по службе (интерес) офицеров основана насостязательностипо принципу: чем выше воинское звание и должность, тем более жесткими должны быть критерии отбора. Военнослужащие, дважды признанные комиссиями в соответствии с кадровой программой «вверх или вон» (top or out) в аттестациях не достойными выдвижения, подлежат увольнениюxii.

    Гражданского специалиста невозможно перевести к новому месту работы (например, в другую воинскую часть, соединение, объединение) без его согласия, да он и сам вряд ли в этом будет заинтересован, поскольку государство не обязано предоставлять ему жилье на новом месте работы. Согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) место работы является существенным условием трудового договора, оно не подлежит изменению без согласия работника (ст. 72 ТК Российской Федерации). Поэтому у гражданского специалиста военной организации, скорее всего, не будет стоять вопрос о служебном росте и назначении его на иную должность, в том числе и в другую местность, и в другую организацию. Следовательно, должности в вышестоящих органах военного управления будут комплектоваться гражданским специалистами, не имеющего опыта работы на должностях юридической службы в подчиненных организациях.

    Здесь необходимо остановиться на определении работодателя для гражданского специалиста. Сторонами трудового договора, заключаемого в Вооруженных Силах Российской Федерации, являются:

    – в качестве работодателя – воинские части, зарегистрированные в качестве юридических лиц, в лице их командиров (начальников, руководителей);

    – в качестве работника – лица, достигшие возраста, определенного в законодательствеxiii.

    Таким образом, работодателем для работника является конкретная военная организация в лице ее начальника. Никто иной, кроме работника и конкретного начальника военной организации, куда устраивается на работу гражданин, вмешиваться в определение условий трудового договора не вправе. При заключении трудового договора его стороны равноправны.

    При трудоустройстве работник и работодатель заключают трудовой договор, где одним из обязательных условий является определение конкретной трудовой функции работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации либо конкретного вида поручаемой работнику работы). В случае если работнику поручается конкретный вид работы, квалификационные требования по которой не содержат квалификационные справочники, вид поручаемой работы рекомендуется оговаривать в трудовом договоре. Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

    Типовые обязанности юрисконсульта определены Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям руководителей, специалистов и технических исполнителей, замещаемым гражданским персоналом воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании (приложение № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации 1996 г. № 150). Однако здесь следует принять во внимание то, что с 21 марта 1998 г. в Вооруженных Силах Российской Федерации действует Положение о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации 1998 г. № 100), которое определяет должностные обязанности помощников командиров (начальников) всех степеней по правовой работе, юрисконсультов учреждений, служб, отделов, комитетов, инспекций, предприятий и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. По общему правилу в случае противоречия нормативных актов, имеющих равную юридическую силу, применению подлежит нормативный акт, имеющий более позднюю дату издания. Поэтому в настоящее время помощникам командиров (начальников) по правовой работе и юрисконсультам следует руководствоваться именно обязанностями, изложенными в Положении о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Обязанности помощника командира полка по правовой работе изложены также в ст. 107 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – УВС ВС РФ), однако из буквального толкования преамбулы данного Устава следует, что они распространяются лишь на военнослужащих и лиц гражданского персонала, замещающих воинские должности. Следовательно, если в воинской части должность ПКПР становится не воинской (гражданской), то требования ст.ст. 106 – 107 УВС ВС РФ на указанного работника не распространяются.

    Кроме того, в отличие от военнослужащего, который обязан выполнить приказ старшего командира (начальника), в том числе и Министра обороны Российской Федерации, о возложении на него новых должностных обязанностей или их изменении, для гражданского работника такой приказ не будет иметь силы без внесения соответствующих изменений в трудовой договор, что может быть произведено только с согласия работника (ст. 72 ТК РФ). Тем более Министр обороны Российской Федерации выступает в качестве работодателя только для ограниченного числа гражданских служащих самого Министерства обороны Российской Федерации, а не для всего гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Довольно часто военные юристы по приказу командиров выполняют и несвойственные им должностные обязанности: участвуют в комиссиях по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, проверяют материалы дознаний или проверок сообщений о преступлениях и т. д. На гражданского же работника такие обязанности возможно возложить лишь на стадии его поступления на работу и заключения в связи с этим трудового договора. В последующем вменять ему данные обязанности без его согласия не допускается, так как это будет противоречить принципу определенности выполняемой работником трудовой функции.

    Нераспространение положений общевоинских уставов на лиц гражданского персонала (за исключением замещающих воинские должности) означает и отсутствие у них дисциплинарных полномочий к подчиненным. Так, в соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка только работодатель имеет право применить к работнику дисциплинарное взысканиеxiv.

    Что означает отсутствие властных полномочий у должностного лица юридической службы на практике? Это в первую очередь невозможность оперативно давать указания по вопросам своей службы; невозможность непосредственно воздействовать на подчиненных сотрудников. Кроме того, в практике могут возникнуть ситуации, когда при проверке состояния правовой работы в подчиненном органе военного управления военной организации будут выявлены множество недостатков, но ни сам проверяющий, ни начальник вышестоящего органа военного управления не смогут наказать в дисциплинарном порядке гражданского юриста этой военной организации, допустившего нарушения. Ведь дисциплинарной властью по отношению к подчиненному гражданскому юристу обладает только работодатель.

    Еще один важный момент – это гарантированная законодательством возможность быстрого увольнения любого гражданского работника. Срок военной службы офицера определен в контракте о прохождении военной службы и является заранее известным и для командования, и для военнослужащего. Поэтому командование заранее имеет возможность принять меры к замещению освобождающейся воинской должности (объявить конкурс, подать данные в вышестоящий кадровый орган либо в военкомат и т. д.). В отличие от этого правила работник-юрист в любое время может уволиться по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ), причем в том числе и накануне важного суда либо размещения многомиллионного заказа. Соответственно правовая экспертиза конкурсной (аукционной) документации и обеспечение судебной работы надлежащим образом проведены не будут, что, возможно, приведет к причинению ущерба государству.

    Теперь несколько слов об ответственности работника. В отличие от военнослужащего работники воинских частей и учреждений несут более «мягкую» ответственность за допущенные правонарушения. Не распространяются на лиц гражданского персонала положения гл. 33 УК РФ «Преступления против военной службы», положения УВС ВС РФ о беспрекословном и точном выполнении приказа командира (начальника) в любое время суток (ст. 43 УВС ВС РФ, ст. 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации). Работники исполняют трудовые обязанности только в период своего рабочего времени, привлечь их к работе в иное время без их согласия нельзя (ст. 113 ТК РФ). Нет запрета у работников и покидать пределы гарнизона без разрешения командира воинской части в нерабочее время, не обязаны они и заниматься боевой подготовкой.

    Боевая подготовка является основным содержанием повседневной деятельности военнослужащих. Она проводится как в мирное, так и в военное время (ст. 234 УВС ВС РФ). Как и остальные военнослужащие, в мероприятиях боевой подготовки участвует офицер-юрист. Кроме прочих обязанностей, на офицеров юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации возложены также и функции юридических советниковxv. Не должен уклоняться от указанных мероприятий и юрист-работник, хотя бы в части разъяснения норм международного гуманитарного праваxvi, проведения правовых экспертиз проектов боевых документовxvii. Ведь в период вооруженных конфликтов ПКПР исполняет обязанности юридического советника командира полка (корабля 1 ранга). Автор согласен с мнением С.И. Леншинаxviii в вопросе выбора специалистов, привлекаемых для решения вопросов соблюдения норм международного гуманитарного права:

    а) юридические советники из числа военнослужащих. Преимущества:

    – знание среды военных, их психологии, организации и проблем;

    – военная подготовка, позволяющая оценивать ситуацию с тактической, стратегической, а также с технических точек зрения;

    – способность в доступной форме излагать свои мысли, способность к пониманию и умение создавать атмосферу доверия;

    – хорошая правовая подготовка, особенно в области военного права, международного гуманитарного права;

    – принадлежность к военной юридической службе;

    б) юридические советники из числа гражданских лиц:

    – специалиста в области международного гуманитарного права найти трудно, не пользуется должным авторитетом в армейской среде;

    – допускают грубые неточности при квалификации военных преступлений, нечетко определяют предмет правового регулирования;

    – если им предстоит давать советы при принятии важнейших решений, они должны иметь неоспоримый авторитет в качестве специалиста в своей отрасли.

    Гражданским работникам не хватает знаний в военной области, этому не учат в «гражданских» вузах. Естественно, работники нечетко представляют боевые характеристики оружия, у них отсутствует представление о средствах и методах ведения войны, предполагаемом ущербе противнику. Трудности взаимопонимания в среде военнослужащих и сравнительно невысокий уровень доверия к ним могут неблагоприятно отразиться на процессе обучения военнослужащих.

    Кроме того, при начале военных действий или объявлении мобилизации с большой долей вероятности гражданский специалист будет уволен из военной организации в связи с его призывом на военную службу, в связи с необходимостью ухода за ребенком или по другим причинам. "Текучесть" личного состава невыгодна военной организации, так как любому новому человеку в новой должности необходимо дополнительное время для уяснения особенностей ее деятельности. Тем более подрывает боевую готовность воинской части отсутствие должностного лица в период войны или угрозы ее наступления.

    Как было указано выше, среди прочих обязанностей на должностное лицо юридической службы возлагается и обязанность по правовой экспертизе боевых документов. Как правило, такие документы имеют гриф секретности. А согласно должностным обязанностям на ПКПР возлагается обязанность по систематизации издаваемых в органе военного управления приказов, в том числе и секретных. Поэтому для работы с ними необходим допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Пунктом 3 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050, предусмотрено, что граждане, которым по характеру занимаемой должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по установленной форме в установленном порядке. Согласно ст. 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" не допускается заключение трудового договора до окончания проверки компетентными органами наличия предусмотренных законом оснований к отказу в допуске к государственной тайне. Работа со сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на работника дополнительные ограничения, в том числе в части выезда за пределы страны. Указанные обстоятельства являются негативным фактором для подбора квалифицированных специалистов юридической службы из числа гражданского персонала, так как немногие граждане захотят ждать несколько месяцев окончания проверок и возлагать на себя дополнительные ограничения.

    Хочется отметить, что трудовой договор более детально, чем контракт о прохождении военной службы, излагает права и обязанности сторон договора. Взаимные права и обязанности военнослужащего и Министерства обороны Российской Федерации определены законом и иными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения военной службы, права и обязанности военнослужащих, при этом закон не содержит указания на то, что стороны контракта вправе изменить их своим соглашением. Но статус военнослужащего несомненно привлекательнее статуса работника в смысле предоставления возможности со временем получить в собственность жилье, пенсию за выслугу лет в сравнительно молодом возрасте, а также пользоваться другими социальными преимуществами.

    Профессор А.М.Добровольский почти век назад писал: "Правовое положение военнослужащих в государстве в некоторых отношениях является иным, нежели других граждан. На это положение военнослужащих оказывается здесь воздействие особой природой военной службы. Определяющими моментами в этом отношении являются: во-первых, особый публично-правовой характер армии, как организации, предназначенной для вооруженной борьбы; во-вторых, особенность взаимных отношений составляющих ее элементов (дисциплина, воинский порядок), обусловленная в своем существовании необходимостью внутренней сплоченности армии и проникновения ее единым духом, и в-третьих, – существо военной службы, как службы государственной вообщеxix.

    Приведенное высказывание не потеряло своей актуальности и в настоящее время. Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях не раз указывал, что военная служба осуществляется в публичных интересах, а военнослужащие выполняют конституционно-значимые функции. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что – в силу ст. 1 (ч. 1), ст.ст. 2, 7, 37 (чч. 1 и 3), ст. 39 (чч. 1 и 2), ст. 41 (ч. 1), ст. 45 (ч. 1), ст.ст. 59 и 71 (пп. "в", "м") Конституции Российской Федерации – влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсацииxx.

    К работникам военных организаций сказанное не относится; работая в любой организации, в том числе и военной, гражданин реализует свое конституционное право на труд и свободу его выбора. Работа по трудовому договору осуществляется не в публичных интересах государства, а в личных интересах работника. Соответственно государство не обязано предоставлять работнику такой же набор социальных гарантий, как и военнослужащему.

    В настоящее время заработная плата гражданских работников - юрисконсультов военных организаций, начальников юридических служб редко превышает 15 тысяч рублей в месяц. По мнению авторов, такое вознаграждение за труд не позволит набрать на должности юридической службы высококвалифицированных специалистов. Для того чтобы привлечь гражданских специалистов в армию, их должностные оклады необходимо делать выше генеральских. Если молодой гражданский специалист станет получать больше офицера, будет социальное расслоение. А по-другому настоящих специалистов в армию не завлечешь. Кто поедет в дальние гарнизоны на Северном Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке? Кто согласится нести бремя исполнения специфических военных обязанностей, не имея льгот, силы приказа, неся бремя ответственности за правовое сопровождение договорной и судебной работы? И неужели критерием отнесения должностей к воинским или гражданским будет являться удаленность места дислокации военных организаций от больших городов?

    Изменение соотношения численности военнослужащих в пользу гражданского персонала предусмотрено распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р. С 2009 г. некоторые должности помощников командиров полков (бригад) стали гражданскими, такие же должности в других бригадах (полках) остаются воинскими. Но перечень обязанностей по должности, которая ранее была военной, а ныне становится гражданской, остается прежним. Так какой же существует критерий деления должностей в Вооруженных Силах Российской Федерации на военные и гражданские?

    По данному вопросу Министр обороны Российской Федерации А. Сердюков в интервью «Российской газете» пояснил: «все, что связано с обеспечением армии, может выполняться гражданскими людьми. Все направленное на исполнение воинских функций должны выполнять военнослужащие»xxi.

    В Вооруженных Силах Российской Федерации издавна существует такое понятие – "должности, определяющие боевую способность". До 2009 г. все должности офицеров (в том числе и должность помощника командира по правовой работе) определяли боеспособность воинских частей, но с определенного момента времени, по мнению военного руководства страны, эти должности перестали определять боеспособность, поэтому их решено комплектовать гражданскими лицами. По мнению авторов, это решение недостаточно аргументировано и не подкреплено практикой, ведь не зря говорят: хочешь мира – готовься к войне.

    Для сравнения: отделы (или отделения) военно-юридической службы имеются во всех органах управления командований, объединений и соединений сухопутных войск США. Так, в штабе механизированной (бронетанковой) дивизии США имеется отделение военно-юридической службы численностью 25 человек. В его состав входят начальник военно-юридической службы дивизии (подполковник), четыре его помощника (два майора, два капитана), технический секретарь (ворэнт-офицер), старший защитник (майор), четыре защитника (капитаны), старший судебный защитник (майор), четыре судебных защитника (капитаны), начальник делопроизводства (мастер-сержант), старший делопроизводитель (сержант 1-го класса), четыре делопроизводителя (штаб-сержант, два сержанта, рядовой), два судебных исполнителя (штаб-сержант, сержант), стенографист (капрал). В целом, по данным американской военной прессы, только в сухопутных войсках США имеется около 1 800 военных юристовxxii. И о сокращении военных юристов в американской армии речи не идет.

    Проблема определения критериев отнесения должности в составе военной организации к воинской или гражданской заключается также в том, что если при ведении боевых действий (при нахождении в состоянии войны или при вооруженных конфликтах) они являются очевидными, то в условиях мирного времени необходимо четко определить, какие конкретно функции, выполняемые конкретным должностным лицом, являются военными, т. е. могут выполняться только военнослужащим и не могут выполняться иными лицами. Возможность параллельного использования на одних и тех же должностях как военнослужащих, так и лиц гражданского персонала неизбежно ставит вопрос о целесообразности такого разделения.

    Таким образом, необходимо провести научное обоснование различия между воинскими должностями и сходными с ними должностями гражданского персонала, которое заключается, по мнению авторов, во-первых, в особом порядке исполнения служебных обязанностей – военной службы, во-вторых, в регламентации их деятельности военным законодательством, не распространяющимся на иные виды деятельности, в-третьих, и это основное, в решении специфических задач военной безопасности специфическими (военными) методами.

    i Такие полномочия предоставлены Президенту Российской Федерации п. 11 ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об обороне».

    ii Например, такой позиции придерживаются Г.С. Скачкова (Скачкова Г.С. Регулирование труда лиц гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства: науч.-практ. пособие. М., 2005. С. 220); Е.Н. Голенко, В.И. Ковалев (Голенко Е.Н., Клвалев В.И. Трудовой кодекс Российской Федерации: науч.-практ. коммент. (для командиров воинских частей, профсоюзных работников и гражданского персонала). М., 2004. С. 225).

    iii Статья 6 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 г. № 1495.

    iv Документ опубликован не был.

    vi См. п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. № 9 (с последующими изменениями).

    vii Указанные полномочия определены приказом Министра обороны Российской Федерации "О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий" от 11 декабря 2004 г. № 410.

    viii Статья 238 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденному приказом МО РФ 2004 г. № 222.

    ix Статья 90 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

    x Утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации «О юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации» от 21 марта 1998 г. № 100.

    xi О влиянии правовых стимулов на исполнение обязанностей военной службы было подробно см.: Тюрин А.И. Механизм действия правовых стимулов на исполнение обязанностей военной службы // Право в Вооруженных Силах. – 2004. – № 8. – С. 61 - 62.

    xii Военное право: Учебник. – М., 2004. – С. 566 - 567.

    xiii Комментарий к Федеральному закону "Об обороне" / под общ. ред. А.В. Кудашкина. М., 2002.

    xiv Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., доп. / отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. М., 2007. С. 328.

    xv См. п. 12 Наставления по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 г. № 360.

    xvi Статья 106 УВС ВС РФ, подп. "д" ст. 14 Положения о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации.

    xvii Пункты 552 и 554 Наставления по правовой работе в Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. № 10.

    xviiiЛеншин С.И. Правовой режим вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право. М., 2009. С. 131.

    xixДобровольский А.М. Особенности положения военнослужащих в области публичного права. СПб., 1913.

    xx Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. № 17-П и от 23 апреля 2004 г. № 9-П.

    xxi Наступление на штаты // Рос. газ. 2009. 12 мая.

    xxiiАлександров И. Военно-юридическая служба Сухопутных войск США // Зарубежное военное обозрение. 1990. № 6. С. 29 – 30.









    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru