Бюрократический подход в вопросе регистрации военнослужащих и членов их семей по адресам военных организаций
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Бюрократический подход в вопросе регистрации военнослужащих и членов их семей по адресам военных организаций

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Самые дешевые авиабилеты поиск дешевых авиабилетов. | Купить рольставни. | списание долгов по кредитам в саратове
    Добавлено: 01.07.2021


    Бюрократический подход в вопросе регистрации военнослужащих и членов их семей по адресам военных организаций

     

    Глухов Евгений Александрович, полковник юстиции, кандидат юридических наук, доцент.

     

     

    Актуальность. Проблемы, которые будут затронуты в настоящей статье, потенциально касаются весьма большого круга заинтересованных лиц. Речь идет о военнослужащих, проходящих или проходивших военную службу по контракту, членах их семей (в т.ч. и бывших), а также многих воинских должностных лиц, прямо или косвенно связанных с регистрационным учетом личного состава. По заявлению министра обороны России С.Шойгу только в Вооруженных Силах РФ к настоящему времени насчитывается более 400 тысяч военнослужащих-контрактников1, еще примерно столько же имеется в иных военных ведомствах, а учитывая количество членов их семей, приходим к цифре около 2 миллионов человек. Это те граждане, которые при определенных условиях могут быть зарегистрированы по месту жительства не в конкретном жилом помещении, а по адресу военной организации, на территории которой они фактически никогда не проживали и не проживают.

    Относительно вопросов регистрации указанных граждан периодически возникают разногласия и судебные споры. Представляется, что такое положение стало возможным в результате имеющихся дефектов в конструкции нормативных правовых актов, регламентирующих регистрационный учет населения, что дает возможность неоднозначно их интерпретировать.

    1. Общие положения о регистрационном учете. Прежде чем перейти к анализу законодательства о регистрационном учете граждан, необходимо сделать важную оговорку. С момента распада СССР и отказа государства от тотального контроля за человеком был провозглашен курс на отмену разрешительного характера за миграцией населения. Указанные веяния нашли свое отражения в ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, а затем и в принятом 25 июня 1993 г. Законе РФ № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации»2. Как указано в ст. 3 упомянутого закона, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации ими прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

    И хотя тот же закон провозглашает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, на практике такие ограничения встречаются повсеместно. Действительно, многие права граждан в Российской Федерации могут быть реализованы только при наличии регистрации по месту жительства (месту пребывания). Например, постановка на учет в налоговом органе, постановка на учет транспортного средства, получение паспорта, водительского удостоверения, подача заявления на получение пособия по безработице, получение региональных мер социальной поддержки – все это можно сделать, лишь имея регистрацию по месту жительства (иногда ее заменит регистрация по месту пребывания). Затруднительно, не имея регистрации в данной местности, прикрепиться к лечебному учреждению, устроиться на работу.

    Таким образом, граждане привыкли, что для упрощения взаимодействия с органами власти при реализации своих прав регистрация по месту жительства полезна, нужна.

    По общему правилу Закона РФ № 5242-1 регистрация по месту жительства осуществляется в занимаемом жилом помещении. Как указано в ст. 2 комментируемого закона, под местом жительства может пониматься жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение. Для осуществления регистрации в одном из указанных жилых помещений гражданин должен в нем постоянно или преимущественно проживать в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

    Однако из указанного правила есть несколько исключений, например для малочисленных кочевых народов, а также для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту3, и членов их семей.

    2. Регистрационный учет военнослужащих и членов их семей. Интересно, что если для первой категории вышеуказанных лиц возможность регистрации не в жилом помещении прописана в самом комментируемом законе, то для второй категории (для военнослужащих) – в данном законе особых правил регистрации не установлено. Для военнослужащих особый порядок регистрации по месту жительства предусмотрен специальным законом, сам же закон РФ № 5242-1 никакой отсылочной нормы на другие нормативные правовые акты не содержит. Вместе с тем существующий в юриспруденции принцип Lex specialis derogat generali гласит о том, что в случае конкуренции норм общего и специального характера предпочтение при толковании и применении должно отдаваться специальным нормам.

    Так, согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»4 военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

    Обратите внимание на два момента в вышеприведенном законоположении:

    1) закон говорит о регистрации военнослужащих по адресам воинских частей лишь по месту жительства и не допускает такого рода регистрацию по месту пребывания. Принятые в развитие комментируемого закона Правила…5 (далее – Правила осуществления регистрации) также косвенно свидетельствуют о регистрации военнослужащих по адресам воинских частей только по месту жительства, т.к. регистрация военнослужащих по месту пребывания возможна при условии наличия у них отпускного билета или командировочного удостоверения со сроком более 90 суток (п. 23);

    2) регистрация по месту жительства в данном случае осуществляется не по адресу жилого помещения, а по адресу воинской части (почтовому или юридическому).

    Воинская часть как обособленное воинское формирование вообще может не иметь на своем балансе жилых помещений. На праве оперативного управления за воинской частью закрепляется имущество, в т.ч. и недвижимое – здания штаба, казармы, хранилища – но они не являются собственно жилыми помещениями. В них фактически не проживают и не вселяются зарегистрированные по адресам воинских частей военнослужащие и члены их семей. И если военнослужащие хотя бы приходят ежедневно в свои воинские части (как рабочие приходят на предприятие), то члены их семей там даже не появляются. Более того, некоторые воинские части не обладают статусом юридического лица, а потому просто не могут иметь в своем распоряжении недвижимого имущества, в т.ч. жилых помещений, но при этом по их адресам возможна регистрация военнослужащих и членов их семей.

    Указанные доводы в совокупности дают основание развеять миф о связи регистрации при воинской части с вселением военнослужащих в некое жилое помещении на территории воинской части. Подобным же заблуждением является и обязательное выселение из некого жилого помещения на территории воинской части как основание снятия гражданина с регистрационного учета.

    На самом деле регистрация военнослужащих по адресам воинских частей совсем не связана с правом проживания по данному адресу, нахождением там с семьями во внеслужебное время, ведением там хозяйства. Хотя некоторое время назад московские власти действительно отказывали в регистрации военнослужащим по такой надуманной причине как отсутствие на территории воинской части жилого помещения. По их мнению «при отсутствии пригодных для проживания помещений регистрация не осуществляется, так как регистрация – это документальное подтверждение фактического (а не формального) проживания (пребывания) гражданина в конкретном жилом помещении»6. Подобная практика в была порождена отчасти региональным законодательством7. К счастью, подобная позиция не устояла в судебных инстанциях, к настоящему времени регистрационные органы не ищут в воинской части того жилого помещения, по адресу которого может быть прописана тысяча и более человек.

    3. Условия для регистрации военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей.

    По адресам воинских частей могут быть зарегистрированы не все, кто числится в воинской части.

    Во-первых, особый порядок регистрации распространяется только на военнослужащих и членов их семей. Гражданские работники воинских частей не могут быть зарегистрированы при воинской части, т.к. они не указаны в качестве соответствующих субъектов в п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

    Во-вторых, не все военнослужащие воинской части обладают правом на регистрацию по ее адресу. В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» определены условия, при которых возможна такая регистрация: это наличие гражданства РФ, отсутствие права пользования жилым помещением по месту военной службы, изъявление желания на такую регистрацию8.

    Не совсем удачна конструкция указанной правовой нормы относительно прибытия военнослужащего и членов его семьи к новому месту военной службы. Является ли такого рода прибытие обязательным условием для регистрации и относится ли данное требование только к членам семьи военнослужащего – ответить однозначно затруднительно.

    Наиболее значимым из перечисленных условий является условие о праве военнослужащего на получение жилого помещения. Ведь если у военнослужащего в том же населенном пункте, где дислоцирована и его воинская часть, имеется квартира (дом), то нет нужды оформлять ему регистрацию в ином месте. Наоборот, такое намерение можно отнести к желанию злоупотребить своим правом со стороны военнослужащего для снижения коммунальных платежей и возможного намеренного ухудшения жилищных условий. Поэтому регистрации по месту жительства по адресам воинских частей подлежат те военнослужащие и члены их семей, которые еще не обеспечены жильем по месту военной службы, но имеют право на предоставление оного.

    Следует отметить, что военнослужащие могут получить жилье как от военного ведомства, так и самостоятельно, как по месту прохождения военной службы, так и вдали от него. Не вдаваясь в нюансы жилищных правоотношений, попробуем ответить на вопрос: влияет ли наличие жилья вдали от места службы на право (и обязанность) регистрироваться при воинской части? Где, например, должен быть зарегистрирован по месту жительства военнослужащий, получивший квартиру в Санкт-Петербурге, но проходящий военную службу в Москве или Хабаровске?

    Здесь необходимо напомнить о главной цели регистрационного учета граждан – засвидетельствование своего местонахождения в целях исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст. 3 Закона РФ № 5242-1). Если у гражданина имеется жилье, но он там фактически длительное время (год и более) не проживает, то наличие в нем прописки (регистрации) не соответствует целям продекларируемого Закона. Гражданин должен поставить органы власти в известность (путем регистрации) о своем фактическом месте жительства, которое должно быть определено достаточно четко. По крайней мере, так, чтобы его можно было разыскать для выполнения публично-значимых функций, в т.ч. через командование воинской части. Поэтому само по себе наличие у военнослужащего где-то вдалеке от места службы жилья не является основанием для утраты им права на получение служебного жилья по месту военной службы.

    Согласны с таким мнением и многие военные ученые. Так, Д.Е. Зайков, отмечает, что право военнослужащего на регистрацию по адресу воинской части обусловлено наличием у него права на обеспечение служебным жилым помещением9. Р.А. Трощенко считает, что основанием для отказа в таком разрешении на регистрацию по адресу воинской части может быть только обеспеченность заявителей по месту службы жилым помещением, в котором действующим законодательством предусмотрена регистрация10.

    Разбирая спор о требовании военнослужащего Елисеева, связанном с регистрацией его при воинской части, Верховный Суд РФ указал следующее: «военнослужащие, уже зарегистрированные в населенном пункте, где дислоцирована их часть, или военнослужащие, хотя и не имеющие регистрации, но обеспеченные жилыми помещениями по месту службы (выделено автором – Е.Г.), в которых их регистрация возможна, права на регистрацию по адресам воинских частей не имеют»11.

    Подобная же правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. № 1694-О12, в котором рассматривалась законность отказа заявителю в регистрации при воинской части именно по причине отсутствия у него права на получение от военного ведомства жилого помещения по договору социального найма либо служебного жилого помещения (выделено автором – Е.Г.). В другом деле Конституционный Суд РФ также связал регистрационный учет военнослужащих при воинской части с правом именно на получение служебного жилья от военного ведомства13.

    Таким образом, наличие у военнослужащего жилья вдали от места военной службы не дает ему права не выполнять возложенной на него обязанности принимать меры для своей регистрации. Даже если такое жилье (не по месту военной службы) военнослужащий получил от военного ведомства, он все равно фактически проживает в другом населенном пункте, по месту прохождения военной службы. И проживание вне своей квартиры (в другом регионе) – это не его собственная прихоть, а необходимость, обязанность военной службы. Не должен военнослужащий и всякий раз при переводе на новое место военной службы продавать имеющуюся в собственности квартиру и покупать новую по месту военной службы (такой совет в качестве решения вопроса с регистрацией предложил один чиновник).

    Военнослужащий не может исполнять обязанности военной службы дистанционно, его местом жительства не может быть никакой иной населенный пункт, кроме того, где дислоцирована его воинская часть (подразделение). Поэтому у такого военнослужащего все равно может остаться право на обеспечение служебным жильем по месту военной службы, и как следствие – право на регистрацию при воинской части. Иной подход (об отказе в постоянной регистрации по адресу воинской части) после получения постоянного жилья в ином регионе свидетельствует лишь о формальном подходе и не соответствует духу закона.

    Праву военнослужащего на регистрацию по адресу воинской части корреспондирует обязанность лиц, ответственных за регистрацию, ее произвести. К таким лицам следует отнести сотрудников соответствующих подразделений территориальных органов МВД России (ст. 2 Правил осуществления регистрации), а также руководителей воинских организаций (воинских частей и учреждений) как относящихся к должностным лицам органов государственной власти в области жилищных отношений14. Тем более, что командир воинской части обязан принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих (ст. 78 Устава внутренней службы ВС РФ15).

    Следовательно, в течение 7 дней после прибытия к новому месту военной службы военнослужащий, не имеющий здесь жилья или прав на него, должен обратиться к командиру воинской части с рапортом о регистрации его по адресу воинской части. Однако в подавляющем большинстве случаев за столь короткий срок (7 дней) еще не будет принято решения о признании либо непризнании такого военнослужащего нуждающемся в служебном жилом помещении по новому месту военной службы (такого рода решения выносятся в месячный срок после поступления набора документов). Меж тем, только на сбор этих документов и получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости уйдет гораздо больше времени, чем 7 дней. Поэтому даже если военнослужащий в точности и своевременно соблюдет свою обязанность, у командира воинской части, скорее всего, не будет сведений для принятия решения о регистрации или об отказе в регистрации. Получается, соблюсти норму закона (в семидневный срок обратиться для оформления регистрации) военнослужащий может, а вот зарегистрироваться при воинской части в указанные сроки у него вряд ли получится.

    Если следовать букве закона, то и совершеннолетние члены семей военнослужащих должны также самостоятельно, а не через своего родственника-военнослужащего обращаться к командиру войсковой части для оформления регистрации по адресу воинской части. Хотя на практике такие ходатайства за членов своих семей пишут сами военнослужащие. Здесь же следует отметить, что регистрация членов семей военнослужащих по адресу воинской части вторична, производна от такой регистрации самого военнослужащего. Если сам военнослужащий не просит зарегистрировать его по адресу воинской части, имеет иную регистрацию в том же населенном пункте, то и члены его семьи не подлежат регистрации при воинской части.

    Отдельно следует остановиться на еще одной искусственной, по мнению автора, проблеме для регистрации военнослужащих и членов их семей по адресу воинской части. На сей раз в качестве препона для регистрации выступает отнесение военнослужащих кпеременному составу военных вузов. По мнению некоторых воинских должностных лиц военных вузов (обычно московского региона), поскольку срок военной службы слушателей, адъюнктов, докторантов16 ограничен предельным временем обучения в вузе, то указанной категории военнослужащих необходимо регистрироваться при военных вузах не по месту жительства, а по месту пребывания на срок обучения. Материалы судебной практики17, а также личный опыт автора дают основание полагать, что отказ в регистрации по месту жительства по адресам военных вузов офицерам переменного состава – весьма распространенное явление.

    Действительно, военнослужащие не могут замещать должности курсантов, слушателей, адъюнктов, докторантов бесконечно долго, и по истечению срока обучения они подлежат назначению на иные воинские должности. Вместе с тем, нет принципиального отличия в вопросе регистрационного учета между подполковником-слушателем с трехлетним сроком обучения и лейтенантом-командиром взвода того же вуза, у которого до истечения срока контракта остался год. Однако первый офицер относится к переменному составу, и ему якобы регистрация по месту жительства при военном вузе не положена, второй офицер – к постоянному составу, его можно зарегистрировать.

    Любой контракт о прохождении военной службы не является бессрочным, а тоже носит временный характер (например, на срок 3, 5, 10 лет), поэтому ссылка некоторых должностных лиц на временный срок обучения как аргумент в отказе регистрации указанных офицеров по месту жительства несостоятельна.

    Поступившие на обучение офицеры не становятся военнослужащими «второго сорта» и они также могут быть зарегистрированы по адресам военных вузов по месту жительства (при выполнении некоторых условий). Более того, закон дает им такое право. В п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие не разделяются на категории постоянного и переменного состава и обладают равным объемом прав, в т.ч. и в плане регистрационного учета.

    Разрешение командования на временную регистрацию при воинской части (вузе) – это своеобразная половинчатая мера, которая не снимает обязанности с военнослужащего и членов его семьи иметь постоянную регистрацию. А где же им быть зарегистрированными, если другого жилья в данном регионе у них нет?

    Кроме того, поступивших в качестве слушателей, адъюнктов, докторантов офицеров, ранее проходивших службу в данном вузе на других должностях и уже имеющих регистрацию по адресу военного вуза по месту жительства в последующем их командиры не пытаются снять с регистрационного учета, несмотря на изменение их статуса с постоянного на переменный состав. Наличие же временной прописки затрудняет получение постоянной регистрации по адресу воинской части в том же населенном пункте (например, когда офицер после окончания обучения назначен на должность преподавателя в том же военном вузе).

    При подготовке настоящей статьи автор сделал запросы в Минобороны России и регистрационные органы МВД России. Согласно полученного из Минобороны России ответа (от 24 августа 2020 г. исх. № 194/7/уг-53859/6630) военнослужащие, прибывшие на новое место военной службы, в т.ч. для обучения, не обеспеченные по новому месту военной службы жилым помещением, на основании их заявлений, поданных через начальников военных вузов, регистрируются по адресам указанных военных вузов по месту жительства.

    Подобную же позицию высказали и должностные лица ГУ МВД России по г.Москве в письме от 31 августа 2020 г. исх. № 3/207713933803. В ответе также содержался перечень необходимых документов для регистрации по месту жительства при военной организации:

    паспорт;

    заявление установленного образца;

    ходатайство о регистрации командования;

    выписка из приказа о назначении на должность;

    контракт о прохождении военной службы;

    выписка из личного дела о составе семьи.

    4. Последствия неправомерного отказа командования в регистрации подчиненным и членам их семей по месту жительства по адресам воинских частей.

    Необходимо учитывать, что действия, связанные с регистрацией по месту жительства являются не только правом, но и обязанностью военнослужащего. В соответствии со ст. 6 Закона РФ № 5242-1 любой гражданин РФ (кроме лиц из числа малочисленных народов, ведущих кочевой образ жизни), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию с заявлением о регистрации по месту жительства. Полностью распространяется указанная норма права и на военнослужащих (и членов их семей).

    Более того, как и любой иной гражданин, военнослужащий также может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Санкция для правонарушителя – гражданина по данной статье установлена в виде штрафа в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей (в городах Москве и Санкт-Петербурге – от 3 тысяч до 5 тысяч рублей). И хотя по данной статье штрафуют не часто, норма закона «спящая», но это не отменяет того факта, что такие люди совершают правонарушения, за что в любой день их можно привлечь к ответственности.

    В настоящее время место жительства гражданина в большинстве органов власти определяется именно по формальному признаку, по «штампу в паспорте». Специфика военной службы вкупе с отсутствием регистрации военнослужащего и членов его семьи в том населенном пункте, где он фактически служит и проживает, влекут для него следующие негативные последствия:

    1) Затруднение в реализации права на судебную защиту. Во многих гражданских договорах контрагенты заполняют данные о стороне договора, внося информацию из его паспорта. По общему правилу иски подаются по месту жительства ответчика – физического лица. В рассматриваемом случае, если военнослужащий имеет «штамп в паспорте» о регистрации по предыдущему месту службы или жительства иск к нему также будет заявлен по указанному в паспорте месту, где он фактически не проживает. В этом случае велика вероятность проиграть судебный спор, даже не зная о нем. Подобная трудность предвидится и в случае, когда иск пытается подать сам военнослужащий по тем спорам, где возможна альтернативная подсудность по месту жительства истца. Суд по месту военной службы в этом случае может просто отказать в приеме заявления, мотивируя тем, что необходимо обращаться в суд «по прописке»18.

    2) Затруднение в устройстве детей в школы и детские сады. Так, из п. 4 и 10 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования19 следует, что гарантированно должны приниматься в образовательные организации дети, проживающие на закрепленной территории. Первоочередное право на предоставление мест в школах и детских садах детям военнослужащих реализуется по месту жительства их семей. А место жительства определяется чиновниками опять-таки по регистрации; доказать обратное можно, но трудно.

    3) Затруднение в реализации пользования региональными льготам. Многие военнослужащие являются ветеранами военной службы и боевых действий, относятся к многодетным семьям. В ряде субъектов указанным категориям лиц предоставляются льготы по бесплатному проезду на общественном транспорте, уплате различных налогов и т.п. Доказать принадлежность к субъекту, на которого распространяются указанные льготы, можно путем представлением документов о постоянном проживании в данном регионе, и проще всего – отметкой в паспорте о регистрации по месту жительства. При этом многие чиновники Москвы, например, связывают право граждан на социальные гарантии с наличием факта постоянного места жительства в г. Москве, регистрация по месту пребывания в г. Москве, по их мнению, не наделяет лицо статусом москвича20.

    Откажут родителям-военнослужащим без прописки в данном населенном пункте и в единовременном пособии при рождении ребенка, которое выплачивается в некоторых регионах за счет бюджетов субъектов РФ.

    4) Затруднение в получении некоторых государственных услуг и документов. Например, срок оформления паспорта при обращении в органы МВД России (в т.ч. через МФЦ) не должен превышать одного месяца. При обращении за оформлением того же паспорта по месту пребывания срок увеличивается до трех месяцев21. Постановка на учет транспортных средств, а также расчет и уплата налогов на транспортное средство также производится по месту жительства владельца транспортного средства, которое определяется по прописке.

    Не имея регистрации в данном населенном пункте, будет довольно проблематично получить дубликаты документов (паспорта, свидетельств о рождении, о браке, водительского удостоверения) при их утрате.

    Вряд ли получится у такого гражданина избирать и быть избранным в органы власти, возникают дополнительные трудности с получением жилья в будущем от органов местного самоуправления, т.к. для этого также зачастую установлен ценз проживания, а он определяется по прописке.

    Да и в военном ведомстве сохранение регистрации по предыдущему месту военной службы негативно скажется для получения военнослужащим постоянного жилья. Так, некоторое время жилищные органы Минобороны России отказывали слушателям военных вузов с временной регистрацией в постановке на учет нуждающихся членов их семей по мотиву того, что последние также имели временную регистрацию. Между тем, приказом Минобороны России 2010 г. № 1280 было установлено представлять для признания нуждающимся в жилых помещениях паспорта супругов с отметками о регистрации по месту жительства. Если место службы и место жительства членов семьи не совпадало, жилищные органы расценивали данный факт как не совместное проживание супругов.

    5. Причины создания искусственных проблем в вопросе регистрации военными чиновниками.

    Главным образом, о прописанных по адресам воинских частей вспоминают при проведении различного рода голосований и выборов. Тогда-то и может обнаружиться, что часть прописанных при части лиц уже уволились или перевелись к новому месту военной службы, а с регистрационного учета по адресу данной воинской части не снялись. Как результат – процент проголосовавших на выборах низок, прописанные при части «мертвые души», естественно не голосовали.

    В остальном зарегистрированные по адресу воинской части никак не влияют на ее расходы, не влеку негативных последствий и нарушения ее прав. Так почему же ряд должностных лиц препятствуют подчиненным в регистрации по адресам воинских, пытаются навязать лишь временную регистрацию при наличии права на постоянную? Тем самым сами же командиры делают правонарушителями своих подчиненных и членов их семей (ст. 19.15.1 или 19.15.2 КоАП РФ).

    Полагаю, что здесь отказ в регистрации по месту жительства по адресу воинской част сродни созданию искусственного дефицита. Даже чувствуя свою правоту, не всякий военнослужащий будет судиться с командованием, а там более это касается лиц переменного состава вузов, которых достаточно просто «подловить» на сдаче экзаменов и отчислить. Искусственно возведённые чиновниками трудности для реализации своих прав личным составом приводят к тому, что место законных регуляторов общественных отношений занимают иные регуляторы: личные связи, блат, взятки, коррупция.

    Учитывая изложенное, полагаю, что назрела необходимость разработки и принятия нормативного правового акта Минобороны России (других военных ведомств) относительно порядка регистрации по месту службы по адресам воинских частей и учреждений. Тем более, что в действующем относительно такой регистрации Административном регламенте МВД России22 специфика военной службы не учтена и слово «военнослужащий» ни разу не упоминается.

     

     

    Библиография:

     

    1. Глухов, Е.А., Епихин, И.А. Проблемы регистрации военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части [Текст] / Е.А.Глухов, И.А.Епихин // Право в Вооруженных Силах. 2008. № 6. С. 51-56.

    2. Зайков, Д.Е. Юридико-технические недостатки нормативных правовых актов: злой умысел или случайные недоработки? [Текст] / Д.Е.Зайков // Право в Вооруженных Силах. 2009. № 4.

    3. Трощенко, Р.А. Порядок регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей - разрешительный или уведомительный? [Текст] / Р.А.Трощенко // Право в Вооруженных Силах. 2011. № 4. С. 50 - 54.

    1 Выступление С.Шойгу в Совете Федерации ФС РФ 25 марта 2020 г. // Красная звезда. 2020. 27 марта.

    2 Рос. газ. 1993. 10 августа.

    3 Далее в настоящей статье под военнослужащими будем понимать только военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

    4 Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О статусе военнослужащих» // Рос. газ. 1998. 02 июня.

    5 Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713) // Рос. газ. 1995. 27 июля.

    6 П. 2.5 Обзора судебной и регистрационной практики паспортно-визовых служб, а также отделов виз и регистраций Московской области по применению законодательства, регулирующего порядок и процедуру регистрации по месту пребывания и по месту жительства граждан Российской Федерации, вынужденных переселенцев, а также беженцев, иностранных граждан и лиц без гражданства от 27.07.2003 // СПС КонсультантПлюс

    7 См, например, постановление Правительства Москвы и Правительства Московской области от 30.03.1999 № 241-28 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области". Документ утратил силу в апреле 2004 г.

    8 Более подробно см. Глухов Е.А., Епихин И.А. Проблемы регистрации военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части // Право в Вооруженных Силах. 2008. № 6. С. 51-56.

    9Зайков Д.Е. Юридико-технические недостатки нормативных правовых актов: злой умысел или случайные недоработки? // Право в Вооруженных Силах. 2009. № 4.

    10Трощенко Р.А. Порядок регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей - разрешительный или уведомительный? // Право в Вооруженных Силах. 2011. № 4. С. 50 - 54.

    11 Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 2000 год // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 11,12.

    12 Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 № 1694-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Котоманова Н.М. на нарушение его конституционных прав положением пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" // http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision207096.pdf

    13 Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2018 № 16-П // http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision327718.pdf

    14 Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 // Рос. газ. 1995. 27 июля.

    15 Утвержден Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 09.07.2020) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. № 47 (1 ч.). Ст. 5749.

    16 В настоящей статье автор не рассматривает вопросы регистрационного учета курсантов военных вузов.

    17 См., например, решения Московского гарнизонного военного суда от 1 декабря 2016 г. № 2а-994/2016 (по делу Рамонова), того же суда от 21 ноября 2016 г. № 2А-946/2016 по делу Кашкарова // Официальный сайт Московского гарнизонного военного суда http://moskovskygvs.msk.sudrf.ru/

    18 Подобный спор рассмотрен Московским окружным военным судом 30 апреля 2015 г. (Апелляционное Определение по делу № 33А-864/2015).

    19 Утвержден приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 № 458 // http://www.pravo.gov.ru

    20 См. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27.08.2018 № 5-КГ18-174

    21 Пункт 27 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 16.11.2017 № 864).

    22 Приказ МВД России от 31.12.2017 № 984 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации"

     







    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru