ЗАКОН О ВЫБОРАХ В СОБРАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Принят 19 мая 1993г.
(только статьи 1-19)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 108
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ
3 июня 1993г.
Обнародую Закон о выборах в собрание местного самоуправления, принятый Государственным Собранием 19 мая 1993г.
Основание: статья 107 Конституции Эстонской Республики.
Леннарт МЕРИ
ЗАКОН О ВЫБОРАХ В СОБРАНИЕ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Принят 19 мая 1993г.
Глава I
Общие положения
Статья 1. Основы системы выборов
(1) Собрание местного самоуправления избирается путем свободных выборов на основании пропорциональной системы выборов. Выборы являются всеобщими, равными и прямыми, голосование проводится тайно.
(2) Голосование на выборах в собрание местного самоуправления проводится только на административной территории соответствующего местного самоуправления.
(3) Собрание местного самоуправления избирается на очередных выборах на трехлетний срок. Днем очередных выборов в собрания местных самоуправлений является третье воскресенье октября.
Статья 2. Объявление выборов
(
1) Выборы в собрания местных самоуправлений объявляются Государственным Собранием не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий собраний местных самоуправлений.(2) Выборы проводятся в трехмесячный срок.
Статья 3. Избирательное право
(1) Избирательным правом обладают граждане Эстонии, достигшие ко дню выборов 18-летнего возраста, постоянно проживающие по состоянию на 1 января года проведения выборов на административной территории соответствующего местного самоуправления и занесенные в соответствии со статьей 14 настоящего Закона в регистр лиц, обладающих избирательным правом.
(2) Избирательным правом обладают также законно пребывающие на территории Эстонской Республики граждане иностранных государств или лица без гражданства, достигшие ко дню выборов 18-летнего возраста, проживающие по состоянию на 1 января года проведения выборов не менее пяти лет на административной территории соответствующего местного самоуправления и занесенные в соответствии со статьей 14 настоящего Закона в регистр лиц, обладающих избирательным правом.
(3) Право быть избранным имеет каждый гражданин Эстонии в возрасте не менее 18 лет, занесенный в соответствии с частью 1 настоящей статьи и статьей 14 настоящего Закона в регистр лиц, обладающих избирательным правом.
(4) Избирательным правом не обладают лица, признанные судом недееспособными.
(5) В выборах не участвуют лица, осужденные судом и отбывающие наказание в местах заключения.
Статья 4. (*)
Расходы, связанные с проведением выборов покрываются местными самоуправлениями. Если у местного самоуправления не имеется достаточно денежных средств для оплаты расходов на проведение выборов, оно может обратиться с мотивированным ходатайством через Избирательную комиссию Эстонской Республики в Правительство Республики для получения дополнительных денежных средств.
(2) Расходы кандидатов, партий, объединений, обществ или иных организаций, связанные с проведением выборов, местными самоуправлениями не финансируются.
_________
(*) Видимо, ошибка в оригинале.
Глава II. Избирательные округа и участки
Статья 5. Избирательный округ
(1) Выборы проводятся в многомандатных избирательных округах.
(2) Количество избирательных округов, их границы и единая нумерация на административной территории соответствующего местного самоуправления, а также количество мандатов в каждом избирательном округе определяется собранием данного местного самоуправления не позднее, чем за 50 дней до дня выборов. Количество мандатов определяется по принципу простой квоты и наибольших остатков, исходя из численности избирателей, проживающих в границах избирательного округа.
(3) В волостях, где избираются члены собрания в минимальном количестве, предусмотренном Законом о местном самоуправлении, образуется один избирательный округ. В остальных волостях, а также в городах, создаются 8-15-мандатные избирательные округа.
(4) В Таллинне избирательные округа образуются по частям города с ограниченным местным самоуправлением. Половина мандатов распределяется между всеми частями города Таллинна поровну, а остальные мандаты распределяются по принципу простой квоты и наибольших остатков, исходя из численности избирателей, проживающих в части города.
(5) Решение собрания местного самоуправления об образовании избирательных округов вместе с количеством мандатов в каждом округе и описанием границ округа публикуется для всеобщего сведения не позднее, чем за 45 дней до дня выборов.
Статья 6. Избирательный участок
(1) Для проведения голосования каждый избирательный округ делится на избирательные участки. Избирательные участки образует и единую нумерацию на административной территории соответствующего местного самоуправления им присваивает волостная или городская управа не позднее, чем за 40 дней до дня выборов.
(2) Избирательные участки образуются и помещения для голосования назначаются по возможности с учетом места жительства избирателей таким образом, чтобы избиратель смог голосовать в ближайшем к его месту жительства помещении для голосования. В границах избирательного участка не должно, как правило, насчитываться более 2500 избирателей.
Глава III. Избирательные комиссии
Статья 7. Система избирательных комиссий
(1) Выборы подготавливают и проводят следующие избирательные комиссии:
1) избирательная комиссия Эстонской Республики, образованная для выборов в Государственное Собрание;
2) волостные и городские избирательные комиссии;
3) участковые избирательные комиссии.
(2) Срок полномочий избирательных комиссий составляет три года.
(3) В состав волостной и городской избирательных комиссий могут входить только граждане Эстонии, обладающие избирательным правом, а в состав участковых избирательных комиссий могут входить также другие лица, имеющие избирательное право.
(4) Избирательная комиссия Эстонской Республики может привлекать к работе уездные территориальные избирательные комиссии, образованные для проведения выборов в Государственное Собрание.
В Таллинне, Тарту, Пярну, Нарве, Кохтла-Ярве и Силламяэ задачи городской избирательной комиссии выполняют городские избирательные комиссии, образованные для проведения выборов в Государственное Собрание.
Статья 8. Задачи Избирательной комиссии Эстонской Республики
Избирательная комиссия Эстонской Республики:
1) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона и дает указания и разъяснения для единообразного толкования настоящего Закона на выборах в собрания всех местных самоуправлений;
2) устанавливает образцы печатей избирательных комиссий, формы избирательных документов и бюллетеней для голосования, а также порядок их заполнения и применения;
3) рассматривает ходатайства о выделении дополнительных денежных средств местным самоуправлениям, не имеющим достаточно средств для проведения выборов, и вносит в Правительство Республики предложения о выделении дополнительных денежных средств;
4) рассматривает жалобы на решения и действия волостных или городских избирательных комиссий по применению Закона о выборах и принимает по ним решения.
Статья 9. Образование волостной или городской избирательной комиссии
(1) В состав волостной или городской избирательной комиссии входят председатель, заместитель председателя, секретарь и два члена.
(2) Собрание соответствующего местного самоуправления назначает председателя волостной или городской избирательной комиссии и по его представлению последнего утверждает заместителя председателя, секретаря и членов. Собрание утверждает также двух резервных членов, которые в течение срока полномочий комиссии замещают выбывшего из состава комиссии заместителя председателя, секретаря или члена.
(3) Волостная или городская избирательная комиссия для своевременного выполнения возложенных на нее задач использует в необходимом количестве вспомогательную рабочую силу, в том числе счетчиков голосов.
(4) Председателем волостной или городской избирательной комиссии назначается лицо, имеющее необходимые знания и опыт проведения выборов. В случае выбытия председателя собрание назначает нового председателя.
(5) Волостная или городская избирательная комиссия образуется не позднее, чем за 50 дней до дня выборов.
Статья 10. Задачи волостной или городской избирательной комиссии
Волостная или городская избирательная комиссия:
1) образует участковые избирательные комиссии в соответствии с положениями статьи 11 настоящего Закона;
2) следит за соблюдением Закона о выборах и правильностью подготовки и проведения выборов;
3) проверяет и инструктирует участковые избирательные комиссии при подготовке выборов и проведении голосования;
4) принимает представления о регистрации выдвинутых кандидатов и списков;
5) регистрирует списки кандидатов и выдвинутых кандидатов;
6) составляет на основании зарегистрированных по каждому избирательному участку списков общий список кандидатов, организует его печатание и передачу участковым избирательным комиссиям;
7) проводит подсчет голосов и устанавливает результаты выборов по каждому избирательному участку в отдельности и по собранию соответствующего местного самоуправления в целом;
8) регистрирует избранных членов собрания и публикует их список;
9) принимает по предложению собрания решение о приостановлении или прекращении полномочий члена собрания или восстановлении приостановленных полномочий;
10) составляет смету выборов, представляет ее собранию на утверждение и организует использование денежных средств на расходы по проведению выборов;
11) решает вопросы материально-технического обеспечения выборов;
12) рассматривает жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения.
Статья 11. Образование участковой избирательной комиссии
(1) В состав участковой избирательной комиссии входят председатель, заместитель председателя, секретарь и от четырех до шести членов.
(2) Волостная или городская избирательная комиссия назначает председателя участковой комиссии и по представлению последнего утверждает заместителя председателя, секретаря и членов, а также четырех резервных членов, которые в течение срока полномочий комиссии замещают выбывшего из состава комиссии заместителя председателя, секретаря или члена;
(3) В состав комиссии не включаются лица, баллотирующиеся в собрание, а также лица, являющиеся инициаторами выдвижения кандидата или представителями партии, объединения, общества или иной организации.
(4) Председателем участковой избирательной комиссии назначается лицо, имеющее необходимые знания и опыт проведения выборов.
(5) Участковая избирательная комиссия образуется не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.
Статья 12. Задачи участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
1) обеспечивает для избирателей возможность ознакомления со списком избирателей, принимает и рассматривает требования о внесении изменений и поправок в список избирателей, вносит необходимые изменения и поправки в список избирателей;
2) подготавливает помещение и урны для голосования, кабины для тайного голосования и иное оборудование, необходимое для проведения голосования;
3) проводит голосование, предварительное голосование и голосование на дому;
4) устанавливает результаты голосования на избирательном участке;
5) рассматривает заявления и жалобы, связанные с проведением выборов, и принимает решения по ним.
Статья 13. Порядок работы избирательных комиссий
(1) Избирательную комиссию созывает председатель или в случае его отсутствия - заместитель председателя. Избирательная комиссия является правомочной принимать решения в случае присутствия более половины состава комиссии, в том числе председателя или заместителя председателя комиссии. Решения комиссии принимаются большинством голосов "за". Входящее в состав комиссии лицо, не согласное с решением комиссии, вправе представить особое мнение в письменном виде, которое приобщается к протоколу.
(2) Решения, принятые в пределах компетенции волостной или городской избирательной комиссии, являются обязательными для образованных ею участковых комиссий.
(3) Решения и действия участковой избирательной комиссии могут быть обжалованы в волостную или городскую избирательные комиссии, а решения и действия последней - в Избирательную комиссию Эстонской Республики, за исключением решений о регистрации кандидатов и их списков, а также результатов голосования, которые могут оспариваться только в соответствующем уездном или городском суде.
(4) По предложению избирательной комиссии работодатель может временно освободить лицо, входящее в состав комиссии или выполняющее поручения комиссии, на время проведения выборов от выполнения служебных обязанностей.
(5) Работа лиц, входящих в состав избирательной комиссии, и вспомогательной рабочей силы по выполнению поручений комиссии оплачивается на основании решения комиссии за счет сумм, выделенных на проведение выборов.
(6) Избирательные комиссии вправе получать от соответствующей волостной или городской управы необходимую помощь и требующиеся для их работы данные и материалы.
(7) В случае выбытия из состава избирательной комиссии заместителя председателя, секретаря или члена его замещает по решению комиссии один из резервных членов.
(8) Избирательная комиссия информирует население о принятых решениях и проводимых мероприятиях. При вынесении решения комиссии могут присутствовать с правом голоса уполномоченные на то представители кандидатов, партий, объединений, обществ и иных организаций.
(9) Лица, входящие в состав избирательной комиссии, не имеют права проводить агитацию за или против кандидатов, партий, объединений, обществ или иных организаций.
Глава IV
Учет избирателей
Статья 14. Государственные регистры лиц, имеющих избирательное право
(1) Лица, имеющие избирательное право, вносятся в государственный регистр граждан Эстонии, обладающих избирательным правом, или в государственный регистр граждан иностранных государств и лиц без гражданства, обладающих избирательным правом. Регистры ведутся отдельно на каждый избирательный участок, образованный для проведения предыдущих очередных выборов.
(2) Регистры граждан Эстонии, обладающих избирательным правом и граждан иностранных государств и лиц без гражданства, обладающих избирательным правом, ведет волостная или городская управа.
(3) В регистры граждан Эстонии, обладающих избирательным правом, и граждан иностранных государств и лиц без гражданства, обладающих избирательным правом, вносятся имя и фамилия, год, месяц, день рождения и место жительства избирателя. В регистр граждан иностранных государств и лиц без гражданства, обладающих избирательным правом, вносится также время, с которого избиратель постоянно проживает на административной территории данного местного самоуправления.
(4) Регистр граждан Эстонии, имеющих избирательное право, рассматривается и в него вносятся в течение февраля необходимые изменения и поправки по состоянию на 1 января года выборов.
(5) Обладающие избирательным правом граждане Эстонии, изменившие в период между выборами место жительства, вносятся по новому месту жительства в регистр на основании паспорта гражданина Эстонии или удостоверения личности.
(6) Для внесения в регистр граждане иностранных государств и лица без гражданства должны регистрироваться в соответствующем местном самоуправлении после объявления выборов в назначенные Государственным Собранием сроки.
(7) В регистр не вносятся граждане иностранных государств и лица без гражданства, находящиеся на службе иностранного государства.
(8) Не позднее, чем за 25 дней до дня выборов волостная или городская управа высылает всем внесенным в регистр лицам карточку избирателя. В карточку избирателя записываются имя и фамилия, год рождения и место жительства избирателя, а также указывается, в список избирателей какого избирательного участка он вносится, день выборов, время и место предварительного голосования и местонахождение помещения для голосования в день выборов.
(9) Избиратель, не получивший к предусмотренному в части 8 настоящей статьи сроку карточки избирателя, или в карточку избирателя которого внесены неправильные данные, вправе в семидневный срок обратиться в выславшую карточку волостную или городскую управу, а после выставления списков избирателей для всеобщего обозрения - в участковую комиссию по месту жительства для получения разъяснения или исправления ошибок.
Статья 15. Составление списка избирателей
(1) По каждому избирательному участку составляются списки избирателей по установленному образцу. Все избиратели, внесенные в регистр граждан Эстонии, обладающих избирательным правом, и в регистр граждан иностранных государств и лиц без гражданства, обладающих избирательным правом, вносятся в разные списки избирателей. Один избиратель может быть внесен только в один список избирателей.
(2) Список избирателей составляется волостной или городской управой, подписывается волостным или городским секретарем и передается председателю участковой избирательной комиссии не позднее 12 дней до дня выборов.
Статья 16. Проверка списка избирателей на избирательном участке
(1) Участковая избирательная комиссия проверяет, относятся ли внесенные в список избиратели по своему месту жительства к данному избирательному участку. О неправильно внесенных в список избирателях незамедлительно сообщается волостной или городской управе, после чего их исключают из списка. Волостная или городская управа вносит поправки в регистр лиц, имеющих право на голосование, сообщает данные об ошибочно внесенных в другой список избирателях для внесения их в список той участковой избирательной комиссии, к которой избиратели относятся, и высылает им новую карточку избирателя.
(2) После проверки списка избирателей и внесения необходимых поправок и изменений список подписывается председателем участковой избирательной комиссии, и за семь дней до дня выборов список избирателей выставляется для всеобщего обозрения в помещении участковой избирательной комиссии или в помещении для голосования.
Статья 17. Ознакомление со списком избирателей и внесение в него изменений и поправок
(1) Каждый избиратель может проверять правильность внесения себя и других избирателей в список после выставления списка избирателей для всеобщего ознакомления.
(2) Если избиратель убедится, что он или какой-либо другой избиратель не внесен в список избирателей или какое-либо лицо внесено в список избирателей неправильно, он вправе потребовать от участковой избирательной комиссии внесения в список соответствующих изменений и поправок.
(3) Участковая избирательная комиссия незамедлительно проверяет соответствие представленных избирателем данных и документов требованиям статей 3 и 14 настоящего Закона.
(4) Если избиратель не внесен в список избирателей, но внесен в регистр, участковая избирательная комиссия вносит его в список избирателей.
(5) Если лицо, о котором утверждается, что оно является избирателем, не внесено в регистр лиц, имеющих право на голосование, или если в список избирателей внесено лицо, о котором утверждается, что оно не является избирателем, участковая избирательная комиссия незамедлительно сообщает об этом волостной или городской избирательной комиссии, с передачей ей сведений, полученных от лица, представившего требование о внесении в список избирателей или об исключении из него.
(6) Волостная или городская избирательная комиссия проверяет представленное требование и не позднее третьего дня после получения соответствующего сообщения принимает по нему решение, которое незамедлительно доводит представившему требование лицу и участковый избирательной комиссии. Лицо, требующее внесения изменений в список избирателей, может присутствовать при принятии решения.
(7) Если требование о внесении лица в список или исключения его из списка осталось без удовлетворения, представившее требование лицо может в течение трех рабочих дней, считая со дня извещения его о решении волостной или городской избирательной комиссии, подать на это решение жалобу в соответствующий уездный или городской суд, который обязан рассмотреть жалобу в течение трех рабочих дней со дня ее получения.
(8) Неправильные записи в списках избирателей, касающиеся имени и фамилии, года рождения и места жительства избирателя, а также срока проживания на административной территории местного самоуправления, исправляются незамедлительно по представлении документа, подтверждающего необходимость внесения поправки.
(9) Все изменения и поправки в списках избирателей незамедлительно вносятся также в регистр лиц, имеющих избирательное право.
(10) В день выборов изменения и поправки в списки избирателей не вносятся, кроме исключения из списков избирателей умерших лиц.
Глава V. Выдвижение и регистрация кандидатов
Статья 18. Выдвижение кандидатов
(1) Кандидатом в члены собрания местного самоуправления может быть выдвинут каждый гражданин Эстонии, соответствующий требованиям настоящего Закона.
(2) Кандидата может выдвигать каждое проживающее на административной территории соответствующего местного самоуправления лицо, имеющее избирательное право, в том числе лицо, само изъявляющее желание баллотироваться на выборах в собрание, а также лица, представляющие на административной территории соответствующего местного самоуправления такие объединения, общества или иные организации, в зарегистрированном уставе которых зафиксировано право выдвижения кандидатов на выборах в собрания местных самоуправлений.
(3) В недельный срок после объявления выборов Министерство юстиции направляет в Избирательную комиссию Эстонской Республики список зарегистрированных партий или их зарегистрированных общегосударственных объединений, обществ или иных организаций, в уставе которых зафиксировано право выдвижения кандидатов на выборах в собрание местных самоуправлений. Избирательная комиссия Эстонской Республики в недельный срок направляет указанные материалы всем волостным или городским избирательным комиссиям.
(4) Учреждения, регистрирующие местные самодеятельные объединения граждан, направляют в двухнедельный срок со дня объявления выборов соответствующей волостной или городской избирательной комиссии список таких объединений, обществ или иных организаций, в зарегистрированном уставе которых зафиксировано право выдвижения кандидатов на выборах в собрания местных самоуправлений.
(5) Зарегистрированные партии, а также объединения, общества или иные организации, имеющие право выдвижения кандидатов, представляют в двухнедельный срок со дня объявления выборов соответствующей волостной или городской избирательной комиссии данные о лицах, уполномоченных их представлять.
(6) Имеющие избирательное право лица, о которых зарегистрированные партии, а также объединения, общества или иные организации, имеющие право выдвижения кандидатов, сообщили волостной или городской избирательной комиссии, что они представляют в данной волости или городе соответствующую партию, а также объединение, общество или иную организацию, вправе выдвигать кандидатов на выборах в собрание этого самоуправления от имени представляемой ими партии, объединения, общества или иной организации.
(7) Партия, а также объединение, общество или иная организация, имеющая право выдвижения кандидатов, может выдвигать в одном избирательном округе столько кандидатов, сколько имеется мандатов в данном округе.
(8) Независимые кандидаты, выдвинутые в одном избирательном округе лицами, имеющими избирательное право, могут объединяться и выступать на выборах единым списком, сообщая об этом волостной или городской избирательной комиссии до регистрации кандидатов. В одном списке кандидатов не может быть больше, чем имеется мандатов в данном округе.
(9) Списку кандидатов дается наименование, которое должно содержать слово "список". Наименование не должно быть неэстетичным или вводящим в заблуждение, оно не должно быть тождественным или каким-либо образом сходным с наименованием партии, а также объединения, общества или иной организации, имеющих право выдвижения кандидатов.
(10) Одно и то же лицо может быть внесено только в один список кандидатов и выдвинуто только одной партией, одним объединением, обществом или иной организацией, только в одном округе.
(11) Партии, а также объединения, общества или иные организации и частные лица, выдвигающие кандидатов, представляют волостной или городской комиссии оформленное по установленному образцу представление о выдвижении кандидатов и список кандидатов по каждому избирательному округу в отдельности. В представлении должно быть указано, кем, на выборах в собрание какого местного самоуправления и в каком избирательном округе выдвигается кандидат, а также имя, фамилия, дата рождения, место жительства и гражданство каждого выдвигаемого кандидата.
(12) В представлении указывается лицо, уполномоченное выступать представителем партии, а также объединения, общества или иной организации либо кандидата, и необходимые данные о нем.
(13) К представлению прилагаются собственноручно написанное согласие каждого кандидата баллотироваться на выборах в собрание местного самоуправления в соответствующем избирательном округе, клятвенное заверение и подтверждение, что кандидат владеет в достаточной мере эстонским языком для участия в работе собрания местного самоуправления.
(14) Представления о выдвижении кандидатов и списки кандидатов представляются волостной или городской избирательной комиссии не позднее шести часов вечера за 30 дней до начала выборов.
Статья 19. Регистрация кандидатов
(1) Волостная или городская избирательная комиссия регистрирует не позднее, чем за 25 дней до дня выборов всех кандидатов, выдвинутых в соответствии с требованиями, а также списки кандидатов.
(2) Если в каком-либо из избирательных округов зарегистрировано кандидатов столько же или меньше, чем имеется мандатов в данном округе, волостная или городская избирательная комиссия обращается к избирателям, партиям, а также объединениям, обществам и иным организациям, имеющим право выдвижения кандидатов, с предложением о дополнительном выдвижении кандидатов. Дополнительно выдвинутые кандидаты регистрируются не позднее, чем за 15 дней до дня выборов,
и вносятся в общий список зарегистрированных кандидатов.(3) Если за 15 дней до дня выборов в каком-либо округе количество кандидатов равно количеству мандатов в данном округе или меньше этого числа, выборы в этом избирательном округе откладываются на срок до одного месяца.
(4) При регистрации каждому кандидату присваивается регистрационный номер. Регистрационные номера начинаются с цифры 101 и присваиваются кандидатам по очередности представления к регистрации.
(5) В случае отсутствия в представлении или списке части требуемых данных или наличия в них ошибок волостная или городская избирательная комиссия предлагает передавшему представление или список дополнить данные или устранить ошибки в течение трех рабочих дней.
(6) Если указанные недостатки или ошибки в представлении или в списке не устранены к шести часам вечера за 26 дней до дня выборов, а в данных о дополнительно выдвинутых кандидатах - к шести часам вечера за 16 дней до дня выборов, внесенные в данное представление или список кандидаты не регистрируются. Если недостатки или ошибки имеются в данных только одного или нескольких кандидатов, эти кандидаты не регистрируются.