ЗАКОН О ВЫБОРАХ В НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
Опубликован в официальном печатном органе № 37/13.04.2001
ГЛАВА 1
Статья 1.
В настоящем Законе регламентируются порядок выборов в Народное Собрание, а также дополнительных выборов, если в Народном Собрании образуются вакантные места в результате досрочного прекращения полномочий его членов.
Статья 2.
Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 3.
Все граждане Болгарии, достигшие 18 лет на день голосования включительно, за исключением лиц, объявленных недееспособными в установленном законом порядке или содержащихся в местах лишения свободы, имеют право избирать членов Народного Собрания.
Все граждане Болгарии, достигшие 21 года на день голосования включительно и не имеющие никакого другого гражданства, за исключением лиц, объявленных недееспособными в установленном законом порядке или содержащихся в местах лишения свободы, имеют право быть избранными в Народное Собрание.
Статья 4.
Каждый избиратель имеет один голос.
Голос одного избирателя равноценен голосу любого другого избирателя.
Статья 5.
Выборы проводятся в день, который является нерабочим для всей страны.
Выборы назначаются Президентом Республики не позднее, чем за 60 дней до дня голосования.
Президент Республики подписывает образцы бюллетеней для голосования и публикует их в Официальном печатном органе не позднее, чем за 55 дней до дня голосования.
Статья 6.
Выборы проводятся по системе пропорционального представительства по спискам кандидатов от политических партий, коалиций и независимых кандидатов, зарегистрированных в многомандатных избирательных округах.
При распределении мандатов между партиями и коалициями на общенациональном уровне применяется метод Д'Ондта.
Партии и коалиции, получившие не менее четырех процентов действительных голосов на общенациональном уровне, а также независимые кандидаты, набравшие необходимый минимум голосов, предусмотренный квотой для данного избирательного округа, участвуют в распределении мест в Народное Собрание.
Статья 7.
Совет Министров, а также региональные и муниципальные органы управления совместно с избирательной комиссией осуществляют организационную и техническую подготовку к выборам.
Расходы по подготовке и проведению выборов, за исключением затрат на изготовление бюллетеней для голосования, оплачиваются из государственного бюджета по счетам, составленным совместно с Центральной избирательной комиссией.
Все заявления, ходатайства и прочие свидетельства по настоящему Закону освобождаются от государственных налогов и пошлин.
ГЛАВА 2
Статья 8.
Для проведения выборов создаются следующие избирательные комиссии:
- Центральная избирательная комиссия - единая для всей страны. Комиссия работает до истечения полномочий Народного Собрания;
- Окружные избирательные комиссии - по одной на каждый избирательный округ;
- Участковые избирательные комиссии - по одной на каждый избирательный участок.
Статья 9.
Центральная избирательная комиссия назначается Указом Президента Республики в сроки, установленные в Статье 5, параграф 2, после консультаций с партиями и коалициями Народного Собрания . В ее состав входит до 25 членов, включая Председателя, Заместителей председателя и Секретаря.
Никакая партия или коалиция не может иметь большинства в Центральной избирательной комиссии за счет своих представителей, входящих в ее состав. Председатель и Секретарь должны представлять разные политические партии и коалиции.
Статья 10.
В состав Центральной избирательной комиссии назначаются лица с высшим образованием, причем большинство из них должны быть профессиональными юристами. Члены Центральной избирательной комиссии должны быть гражданами Болгарии, удовлетворяющими условиям, изложенным в Статье 3, параграф 2.
Член Центральной избирательной комиссии в период исполнения им соответствующих обязанностей не может быть членом Народного Собрания или кандидатом в члены Народное Собрание, судьей Верховного административного суда, служащим Вооруженных сил или сотрудником органов Министерства внутренних дел.
Статья 11.
Члены Центральной избирательной комиссии получают вознаграждение, установленное Президентом
Республики.
Статья 12.
Центральная избирательная комиссия назначает Окружные избирательные комиссии на основе представления Губернаторов регионов после консультаций с партиями и коалициями Народного Собрания не позднее, чем за 45 дней до дня голосования. В консультациях также могут участвовать другие партии и коалиции. Политические силы Народного Собрания имеют право представительства в каждой Окружной избирательной комиссии.
Губернаторы регионов вносят свои представления не позднее, чем за 50 дней до дня голосования.
При отсутствии представления в сроки, предусмотренные в параграфе 2, Губернаторы регионов незамедлительно направляют в Центральную избирательную комиссию протоколы консультаций и письменные предложения или возражения партий или коалиций.
Статья 13.
Окружная избирательная комиссия состоит из Председателя, двух Заместителей председателя, Секретаря и членов комиссии. Всего в состав комиссии входит:
- для избирательных округов, где проходят выборы до девяти кандидатов включительно, - от 11 до 13 членов;
- для избирательных округов, где проходят выборы десяти кандидатов или более, — от 15 до 17 членов.
Статья 14.
Участковая избирательная комиссия состоит из Председателя, Заместителя председателя, Секретаря и членов комиссии. Всего в состав комиссии входит:
- для участков, насчитывающих до 300 избирателей включительно, - до семи членов;
- для участков, насчитывающих свыше 300 избирателей, - до девяти членов.
Статья 15.
Вознаграждение членов Окружных и Участковых избирательных комиссий определяется Центральной избирательной комиссией.
Статья 16.
Центральная избирательная комиссия и Окружные избирательные комиссии имеют печати.
Статья 17.
При Центральной избирательной комиссии и Окружных избирательных комиссиях могут создаваться экспертные рабочие группы. Вознаграждение экспертов определяется Центральной избирательной комиссией.
Статья 18.
(1) Окружные избирательные комиссии назначают Участковые избирательные комиссии по представлению Мэров после консультаций с партиями и коалициями Народного Собрания не позднее, чем за 25 дней до дня голосования. В консультациях также могут участвовать другие партии и коалиции. Политические силы Народного Собрания имеют право представительства в каждой Участковой избирательной комиссии.
- Мэры вносят свои представления не позднее, чем за 30 дней до дня голосования.
- При отсутствии представления в сроки, предусмотренные в параграфе 2, Мэры незамедлительно направляют в Окружную избирательную комиссию протоколы консультаций и письменные предложения или возражения партий или коалиций.
- Если Участковые избирательные комиссии не будут назначены в сроки, предусмотренные в параграфе 1, Окружные избирательные комиссии незамедлительно направляют всю документацию в Центральную избирательную комиссию. Последняя назначает Участковые избирательные комиссии.
Статья 19.
- Предложения партий и коалиций по кандидатурам членов избирательных комиссий включают в себя список заместителей на тот случай, если окажется, что назначенные лица не в состоянии исполнять свои обязанности в течение длительного срока.
- Назначение заместителей вступает в силу для Центральной избирательной комиссии по Указу Президента Республики; для Окружных избирательных комиссий - по решению Центральной избирательной комиссии, а для Участковых избирательных комиссий - по решению Окружной избирательной комиссии.
Статья 20.
Лица, удовлетворяющие условиям Статьи 3, параграф 2, назначаются членами Окружных и Участковых избирательных комиссий.
Партии и коалиции назначают своих представителей в письменном виде.
Губернаторы регионов или их заместители, а также Мэры и Вице-мэры, а также лица, перечисленные в Статье 10, параграф 2, не могут быть членами окружных и Участковых избирательных комиссий..
Никакая партия или коалиция не может иметь большинства в Окружной и Участковой избирательной комиссии за счет своих представителей, входящих в ее состав. Председатель и Секретарь должны пред- став,цггь разные политические партии и коалиции.
Статья 21.
(1) Члены избирательных комиссий при исполнении ими своих обязанностей считаются должностными лицами в соответствии с определением в Уголовном
кодексе.
- Члены избирательных комиссий имеют право на неоплачиваемый отпуск или на ежегодный оплачиваемый отпуск, по их выбору, в период их работы в соответствующей комиссии. Длительность отпуска учитывается для целей социального обеспечения и медицинской страховки.
- Выплаты по социальному обеспечению и медицинскому страхованию в пользу членов Центральной избирательной комиссии и Окружных избирательных комиссий вносятся их нанимателями согласно Обязательным нормам социального обеспечения, Закону о медицинском страховании и Закону о защите от безработицы и обеспечении занятости с момента назначения таких лиц в состав соответствующей комиссии до завершения срока их службы.
- Члены Центральной избирательной комиссии и Окружных избирательных комиссий, состоящие на учете как безработные, также получают компенсацию согласно Главе Четвертой, Раздел
III Закона о защите от безработицы и обеспечении занятости с момента назначения таких лиц в состав соответствующей комиссии до завершения срока их службы.
(5) Члены избирательных комиссий в ходе исполнения ими своих обязанностей не вправе носить знаки, указывающие на их принадлежность к определенной партии, коалиции или инициативному комитету, а также участвовать в предвыборной агитации.
Статья 22.
Заседание избирательных комиссий считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов комиссии.
Резолюции избирательной комиссии подписываются Председателем и Секретарем. Если один из них отсутствует, резолюция подписывается Заместителем председателя.
На заседаниях избирательных комиссий ведутся протоколы, которые подписываются, как предусмотрено в параграфе 2.
На заседаниях Окружных избирательных комиссий могут присутствовать доверенные лица кандидатов в члены Народного Собрания. Их заявления, мнения и возражения заносятся в протокол.
Статья 23.
(1) Центральная избирательная комиссия:
- следит за соблюдением настоящего Закона на территории страны и в дипломатических миссиях за рубежом;
- обеспечивает методическое руководство и руководит деятельностью Окружных и Участковых избирательных комиссий;
- ведет сайт в Интернете, где публикует резолюции, методические указания, предварительные и окончательные итоги выборов, а также другие документы и данные;
- формулирует условия голосования граждан Болгарии за рубежом не позднее, чем за 50 дней до дня голосования;
- назначает Окружные избирательные комиссии и Участковые избирательные комиссии в тех случаях, когда Окружные избирательные комиссии не назначили их в предусмотренный для этого срок;
- регистрирует партии и коалиции, участвующие в выборах, составляет списки кандидатов и выдает свидетельства;
- рассматривает апелляции на решения и действия Окружных избирательных комиссий, выносит по ним окончательное решение в течение трех дней и немедленно объявляет его;
8. не позднее, чем за 50 дней до дня голосования определяет условия участия наблюдателей и выдает им свидетельства;
- утверждает и публикует в Официальном печатном органе методику подсчета количества мандатов по округам и результатов выборов не позднее, чем за 55 дней до дня голосования;
- определяет количество мест в многомандатных округах на основании единого для всей страны коэффициента представительства в соответствии с количеством населения;
- определяет условия подачи заявок на тендер на право производить компьютерную обработку результатов выборов не позднее, чем за 54 дня до дня голосования;
- передает право производить компьютерную обработку результатов выборов победителю тендера не позднее, чем за 40 дней до дня голосования;
- составляет методическое руководство для Окружных и Участковых избирательных комиссий по исполнению настоящего Закона;
- определяет условия проведения опросов общественного мнения в день голосования не позднее, чем за 20 дней до дня голосования;
- объявляет результаты выборов и выдает свидетельства Членам Народного Собрания, избранным на основании пропорционального представительства;
- публикует итоги выборов в Официальном печатном органе сразу же после их объявления;
- определяет процедуру проверки для исключения двойного голосования и поручает ее осуществление группе экспертов;
- сообщает результаты проверки согласно подпа- раграфу 17 соответствующим партиям и обращается в прокуратуру в случае установления факта двойного голосования;
- заносит итоги голосования по всем избирательным участкам страны на магнитный носитель информации и публикует их в Интернете;
- публикует итоги выборов по всем избирательным участкам страны в специальном бюллетене и на магнитном носителе не позднее, чем через 40 дней после выборов;
- подает копию протоколов Участковых и Окружных избирательных комиссий в Государственный архив.
- Резолюции Центральной избирательной комиссии доводятся до всеобщего сведения посредством публикации в бюллетене Болгарского агентства новостей.
- Резолюции Центральной избирательной комиссии по параграфу 1, подпараграфы 5, б, 8, 12 и 14, могут быть оспорены в Верховном административном суде в течение трех дней с момента их объявления. Суд выносит окончательное решение в течение трех дней.
Статья 24.
(1) Окружная избирательная комиссия:
- следит за соблюдением настоящего Закона на территории многомандатного округа;
- назначает Участковые избирательные комиссии;
- организует и контролирует составление списков избирателей и их публикацию, учреждение избирательных участков, печатание бюллетеней и выдачу открепительных свидетельств;
- следит за тем, чтобы больным и инвалидам были обеспечены надлежащие условия для голосования;
- утверждает нумерацию избирательных участков;
- регистрирует списки кандидатов от партий, коалиций и независимых кандидатов и доводит их до всеобщего сведения;
- регистрирует доверенных лиц кандидатов, баллотирующихся в Народное Собрание;
- проверяет подписи, собранные в поддержку независимых кандидатов;
- незамедлительно по завершении регистрации передает информацию о зарегистрированных кандидатах на проверку Комиссии согласно Статье 4, параграф 1 Закона о доступе к документам бывшей службы государственной безопасности и бывшей службы разведки Генерального штаба;
- сообщает результаты проверки согласно подпа- раграфу 9 руководству политических партий и коалиций и инициативным комитетам по выдвижению независимых кандидатов;
- обеспечивает Участковые избирательные комиссии урнами, бюллетенями и конвертами, бланками протоколов, бланками выписок и планов, контролируя их хранение, распределение по избирательным участкам и перевозку;
- рассматривает апелляции на решения и действия Участковых избирательных комиссий, выносит по ним окончательное решение и немедленно объявляет его;
- подсчитывает итоги голосования по избирательному округу;
объявляет об избрании независимых кандидатов и выдает им свидетельства;
передает протоколы Участковых и Окружных избирательных комиссий, а также другие документы в Центральную избирательную комиссию.
Решения Окружной избирательной комиссии вывешиваются для ознакомления с ними в общедоступном месте в зданиях, где расположена комиссия.
Решения Окружных избирательных комиссий по параграфу 1, подпараграфы 2, б, 7 и 8, могут быть оспорены в Центральной избирательной комиссии в течение трех дней с момента их объявления. Комиссия в три дня выносит решение и объявляет его, и такое решение является окончательным.
Статья 25.
(1) Участковая избирательная комиссия:
- следит за соблюдением настоящего Закона в помещении, отведенном для голосования, и на территории избирательного участка;
- содействует оснащению помещений для голосования в соответствии с требованиями закона и следит за тем, чтобы больным и инвалидам были созданы надлежащие условия для голосования;
- обеспечивает свободу волеизъявления и спокойную обстановку при голосовании на избирательном участке;
- подсчитывает голоса, составляет протоколы итогов голосования по избирательному участку и представляет протоколы в Окружную избирательную комиссию в течение 24 часов по окончании голосования;
- представляет прочие документы и материалы в муниципальные административные органы в сроки, указанные в подпараграфе 4;
- рассматривает жалобы и немедленно принимает по ним решения;
- публично объявляет результаты голосования.
(2) Указания Председателя Участковой избирательной комиссии являются обязательными для всех граждан в помещениях для голосования. Такие указания могут быть отменены решением Участковой избирательной комиссии.
ГЛАВА 3
Статья 26.
Списки избирателей составляются муниципальными административными органами в муниципальных образованиях, где ведется учет населения, и подписываются Мэром города, или Мэром населенного пункта, или Вице-мэром, или Секретарем муниципалитета. В городах, разделенных на административные районы, списки избирателей подписываются Мэром и Секретарем административного района.
Каждый избиратель заносится только в один список.
Статья 27.
Списки избирателей составляются отдельно для каждого избирательного участка. Они отпечатываются на основе Национальной переписи населения Отделом записи актов гражданского состояния и административного обслуживания при Министерстве регионального развития и общественных работ.
Списки избирателей составляются по месту постоянного проживания.
В списках избирателей в алфавитном порядке указываются полное имя и фамилия избирателя, его или ее индивидуальный номер, удостоверяющий личность, адрес постоянного места жительства или адрес, по которому избиратель проживает в данный момент, если он не совпадает с адресом постоянного места жительства, а также вид и номер документа, удостоверяющего личность. Также вводится колонка “Примечания”.
- Списки включают в себя всех граждан Болгарии, удовлетворяющих условиям Статьи 3, параграф 1.
- Если за последние шесть месяцев изменилось название населенного пункта, улицы, района или номер дома, в списках также указывается старое название или
номер.
Статья 28.
Имена лиц, утративших право голоса или умерших на день голосования, из списков избирателей исключаются.
Имена граждан, выехавших за границу не менее чем за два месяца до дня голосования и не вернувшихся до подачи списков в Участковую избирательную комиссию, исключаются из списков избирателей.
Исключение согласно параграфу 2 производится по заявлению лиц, выехавших из страны, или официально в соответствии с данными, сообщенными Министерством внутренних дел по заявлениям о выдаче болгарских удостоверений личности.
Имена граждан, которые имеют право голосовать по данному избирательному участку, но не были включены в списки, включаются в списки дополнительно.
Дополнительное включение имен производится органами согласно Статье 26, параграф 1, до представления списков в Участковую избирательную комиссию по письменному заявлению избирателя или в день голосования Участковой комиссией по заявлению избирателя и по предъявлению удостоверения личности.
Если лица, о которых говорится в параграфе 2, возвращаются на родину до завершения составления списков избирателей, они вносятся в списки в соответствии с параграфами 4 и 5.
Лица, у которых истек срок тюремного заключения или которые больше не являются недееспособными в силу закона, вносятся в списки избирателей по представлению соответствующего документа в муниципалитет, районную администрацию или в мэрию.
- Отказ в исключении или внесении в списки имени избирателя может оспариваться в районном суде в течение двух дней. Суд в течение двух дней рассматривает апелляцию открытым производством, вызвав повесткой истца и соответствующие органы согласно Статье 26, параграф 1, и выносит окончательное решение
, которое объявляется незамедлительно.
Отказ Участковой избирательной комиссии внести в списки имя избирателя согласно параграфу 5 может оспариваться в Окружной избирательной комиссии, которая незамедлительно выносит решение по такой апелляции.
Статья 29.
Списки избирателей вывешиваются органами согласно Статье 26, параграф 1, не позднее, чем за 40 дней до дня голосования на видных местах на территории соответствующего избирательного участка. В таких списках не указываются индивидуальные номера, удостоверяющие личность, и номера удостоверений личности избирателей.
В местах, где вывешены списки избирателей, соответствующая Участковая избирательная комиссия вывешивает результаты проверки зарегистрированных кандидатов согласно Статье 6, параграф 2, подпара- графы 1, 5 и 7 Закона о доступе к документам бывшей службы государственной безопасности и бывшей службы разведки Генерального штаба в течение пяти дней по завершении регистрации.
Статья 30.
Призванные на военную службу вносятся в списки избирательного участка, ближайшего к месту дислокации их воинской части.
Список лиц согласно параграфу 1 составляется и подписывается командиром воинской части и направляется Мэру города, населенного пункта или административного района для внесения в списки избирателей на позднее, чем за 45 дней до дня голосования.
Органы согласно Статье 26, параграф 1, по постоянному месту жительства таких лиц уведомляются о внесении последних в списки воинской части, с тем чтобы исключить их имена из списков избирателей по постоянному месту жительства.
Министерство обороны предоставляет Отделу записи актов гражданского состояния и административного обслуживания при Министерстве регионального развития и общественных работ информацию о местонахождении призванных на воинскую службу на день голосования для внесения их в списки избирателей согласно параграфу 1.
Статья 31.
(1) Военнослужащие, находящиеся в отпуске и пребывающие в день голосования по своему постоянному месту жительства, вносятся в списки избирателей на своем избирательном участке, если их имена были до
того оттуда исключены.
- Давая разрешение на отпуск согласно параграфу 1, командир воинской части немедленно уведомляет Мэра города, населенного пункта или административного района по месту расположения воинской части о необходимости исключить военнослужащего из списков, составленных согласно Статье 30, параграф 1.
- При переводе военнослужащих в другую воинскую часть после подачи списка согласно Статье 30, параграф 2, но до подачи списков согласно Статье 30, параграф 1 в Участковые избирательные комиссии, такие военнослужащие вносятся в списки по избирательным участкам согласно Статье 30, параграф 1. В таких случаях командир части, из которой были переведены военнослужащие, немедленно уведомляет Мэра города, населенного пункта или административного района по месту расположения воинской части о необходимости исключить военнослужащего из списков, составленных по данному избирательному участку.
Статья 32.
Любой избиратель может требовать исключения из списков неполных или неверных данных посредством письменного заявления на имя Мэра города, населенного пункта или административного района.
Соответствующий административный орган принимает заявления не позднее, чем за семь дней до дня голосования.
Мэр города, населенного пункта или административного района изучает заявление в пределах двух дней, выносит по нему обоснованное решение и незамедлительно объявляет его.
Любое заинтересованное лицо может обжаловать такое решение в районном суде в течение двух дней. Суд в течение двух дней рассматривает апелляцию открытым производством, вызвав повесткой истца по апелляции и Мэра, и выносит окончательное решение, которое объявляется незамедлительно.
Статья 33.
Списки избирателей в учреждениях здравоохранения, домах отдыха, домах престарелых и других местах временного пребывания избирателей, а также на судах, плавающих под болгарским флагом, составляются главой учреждения, дома отдыха, дома престарелых или капитаном судна соответственно.
Глава учреждения, дома отдыха, дома престарелых или капитан судна информирует органы согласно Статье 26, параграф 1 о лицах, включенных в списки, чтобы исключить их из списков по месту их постоянного жительства.
Статья 34.
Начальники тюрем составляют списки арестованных, которые не отбывают заключение по решению суда.
Статья 35.
Болгарские экспатрианты, находящиеся в стране в день голосования, могут голосовать по месту своего постоянного жительства. Если такие лица были исключены из списков избирателей до подачи списков в Участковую избирательную комиссию, они снова заносятся в списки органами согласно Статье 26, параграф 1.
Если лица, о которых говорится в параграфе 1, прибыли в страну не ранее, чем за 24 часа до представления списков в Участковую избирательную комиссию, они вносятся в списки Участковой избирательной комиссией по предъявлению удостоверения личности, подтверждающему их прибытие в страну в указанный срок.
Статья 36.
Органы согласно Статье 26, параграф 1, выдают открепительные свидетельства в одном экземпляре избирателям, заранее заявившим о том, что не будут голосовать на избирательном участке по своему постоянному месту жительства.
Открепительные свидетельства выдаются не менее, чем за 10 дней до дня голосования.
Лица, получившие открепительные свидетельства, вычеркиваются из списков избирателей.
Открепительные свидетельства вносятся в специальный журнал.
Владельцы открепительных свидетельств вносятся в отдельный список избирателей, который подписывается Председателем и Секретарем Участковой избирательной комиссии по месту их пребывания на день голосования. Открепительные свидетельства прилагаются к этому списку.
- Владельцы открепительных свидетельств имеют право голосовать по своему постоянному месту жительства. Комиссия вносит таких избирателей в дополнительный список, к которому прилагаются открепительные свидетельства согласно параграфу 1.
- Избиратели, у которых постоянное место жительства и место временного пребывания находятся в разных населенных пунктах, могут подать заявление о внесении в списки по месту временного пребывания не позднее, чем за 14 дней до дня голосования.
- Заявление согласно параграфу 7 подается в письменном виде в органы согласно Статье 26, параграф 1, по месту временного пребывания избирателя. После внесения такого лица в списки, не позднее, чем за семь дней до дня голосования в органы согласно Статье 26, параграф 1 по постоянному месту жительства такого лица направляется официальное уведомление о необходимости изъятия его имени из списков по постоянному месту жительства.
Статья 37.
Списки избирателей для голосования за границей составляются главами дипломатических миссий на основании личных заявлений о желании голосовать не позднее, чем в день голосования.
Избиратели, не внесенные в списки до дня голосования, вносятся в список Участковой избирательной комиссией.
Статья 38.
Обо всех изменениях в списках избирателей объявляется незамедлительно.
Все исключения из списков избирателей делаются автоматически до отпечатывания списков или посредством проведения горизонтальной линии, с тем чтобы вычеркнутое имя можно было прочесть, если исключение производится после отпечатывания списков.
ГЛАВА 4
Статья 39.
(1) Для проведения выборов территория страны делится на 31 многомандатный округ, в том числе три округа в городе София и два округа в городе Пловдив. Другие округа совпадают с границами административных регионов.
- Президент Республики определяет названия, границы и номера избирательных округов не позднее, чем за 55 дней до дня голосования.
- Центральная избирательная комиссия определяет количество мандатов для каждого избирательного округа на основании единого для всей страны коэффициента представительства в соответствии с количеством населения не позднее, чем за 50 дней до дня голосования, применяя метод максимального остатка.
Статья 40.
Голосование и подсчет голосов осуществляется на избирательных участках.
Мэры населенных пунктов издают указы об учреждении избирательных участков на территории населенного пункта не позднее, чем за 55 дней до дня голосования и предлагают свою нумерацию Окружной избирательной комиссии.
Распоряжение Мэра доводится до сведения населения. Его можно оспаривать, обратившись в течение трех дней к Губернатору региона, и Губернатор региона выносит окончательное решение в течение трех дней.
Статья 41.
Избирательный участок может включать в себя до 1000 избирателей.
Населенные пункты делятся на столько избирательных участков, во сколько раз количество их населения превышает 1000. При наличии остатка могут создаваться дополнительные избирательные участки.
В случае территориально отделенных населенных пунктов их Мэры могут создавать избирательные участки при наличии не менее 20 избирателей.
Избирательные участки в городах, разделенных на административные районы, совпадают с границами районов.
В учреждениях здравоохранения, домах отдыха, домах престарелых и других местах временного пребывания избирателей, а также на судах, плавающих под болгарским флагом, создаются отдельные избирательные участки при наличии там хотя бы 20 избирателей.
- Избирательные участки согласно параграфу 5 создаются главами учреждений, домов отдыха, домов престарелых и т.д. либо капитанами судов.
- Лица, находящиеся под арестом, но не отбывающие тюремное заключение по приговору суда, могут голосовать в тюрьме, если там возможно создать избирательный участок в соответствии с требованиями
параграфа 5.
(8) Главы болгарских дипломатических миссий за рубежом создают избирательные участки, при условии что хотя бы 20 избирателей лично заявили о своем желании голосовать.
Статья 42.
Капитаны судов, плавающих под болгарским флагом и покидающих страну до 19 часов в день накануне дня голосования, получают избирательные бюллетени и материалы в Участковой избирательной комиссии по месту нахождения судна.
ГЛАВА 5
Статья 43.
- Кандидаты, участвующие в выборах, выдвигаются партиями или коалициями либо инициативными комитетами, поддерживающими независимых кандидатов.
- Кандидаты в Народное Собрание, выдвинутые партиями и коалициями, должны значиться в списках по многомандатным округам. Каждый независимый кандидат проходит по отдельному списку.
- Списки кандидатов от партий и коалиций составляются и подаются на регистрацию руководством их головной организации.
- Коалиции участвуют в выборах по общему списку в каждом многомандатном округе. Партии, входящие в состав коалиции, не могут участвовать в выборах по отдельным спискам.
(5) Количество кандидатов в списке не может более, чем в два раза превышать количество мест в Народное Собрание от данного многомандатного округа.
Статья 44.
(1) Любой кандидат в члены Народного Собрания может быть представлен к регистрации одной партией или коалицией не более, чем в двух многомандатных
округах.
- Если кандидат зарегистрирован несколькими партиями или коалициями, действительной считается самая ранняя регистрация.
- Если кандидат в соответствии с параграфом 1 зарегистрирован в более, чем двух округах, действительными считаются две самые ранние регистрации.
- Независимый кандидат может быть выдвинут на регистрацию одним инициативным комитетом и в одном многомандатном округе.
- Если независимый кандидат зарегистрирован в нескольких округах, действительной считается самая ранняя регистрация.
- Окружные избирательные комиссии информируют Центральную избирательную комиссию о регистрации кандидатов в течение 24 часов по истечении последнего срока регистрации.
- Центральная избирательная комиссия проводит проверку и объявляет недействительной регистрацию, проведенную в нарушение параграфов 2, 3 и 5. Она объявляет о своем решении в течение трех дней и незамедлительно доводит его до сведения Окружной избирательной комиссии, соответствующих кандидатов, партий и коалиций.
Статья 45.
(1) Списки кандидатов регистрируются Окружной избирательной комиссии в отдельном журнале учета по представлению следующих документов:
- назначение руководства головной организации партии, коалиции или инициативного комитета;
- заявления кандидатов о согласии баллотироваться от выдвинувшей их партии, коалиции или инициативного комитета;
- заявления кандидатов о соответствии требованиям Статьи 3, параграф 2, с указанием их адреса постоянного места жительства и индивидуального номера, удостоверяющего личность.
(2) Списки кандидатов регистрируются в Окружных избирательных комиссиях не позднее, чем за 30 дней до дня голосования.
Статья 46.
(1) Независимые кандидаты в члены Народного Собрания могут регистрироваться только в одном многомандатном округе, где кандидата поддерживает необходимое количество избирателей, постоянно проживающих на территории данного избирательного округа, а именно:
- в округах, насчитывающих до четырех мест включительно, — 1100 избирателей;
- в округах, насчитывающих пять мест, - 1200 избирателей;
- в округах, насчитывающих шесть мест, - 1300 избирателей;
- в округах, насчитывающих семь мест, — 1400 избирателей;
- в округах, насчитывающих восемь мест, - 1500 избирателей;
- в округах, насчитывающих девять мест, - 1600 избирателей;
- в округах, насчитывающих десять мест, - 1700 избирателей;
- в округах, насчитывающих одиннадцать мест, — 1800 избирателей;
- в округах, насчитывающих двенадцать мест, - 1900 избирателей;
- в округах, насчитывающих тринадцать мест или более, — 2000 избирателей.
Независимые кандидаты не могут вноситься в списки кандидатов от партий и коалиций.
Могут создаваться инициативные комитеты по выдвижению независимых кандидатов, состоящие из трех — семи избирателей, постоянно проживающих на территории избирательного округа. Инициативные комитеты регистрируются в Окружной избирательной комиссии. Каждый избиратель может участвовать только в одном инициативном комитете.
Любой избиратель, поддерживающий выдвижение независимого кандидата, подтверждает свою позицию подписью, поставленной в присутствии члена инициативного комитета. Такой избиратель также указывает свое имя, личный номер, удостоверяющий личность, и свой адрес.
Члены инициативных комитетов согласно параграфу 4 несут ответственность в соответствии с Уголовным кодексом за подлинность подписей, поставленных в их присутствии.
Список подписей подается в Окружную избирательную комиссию не позднее, чем за 27 дней до дня голосования.
Статья 47.
(1) За 24 дня до дня голосования Окружная избирательная комиссия определяет результаты сбора подписей и проверки подписных листов согласно Статье 46 и незамедлительно информирует об этом Центральную избирательную комиссию.
(2) Если Окружная избирательная комиссия или Центральная избирательная комиссия установит, что независимый кандидат не набрал необходимого количества подписей избирателей, регистрация аннулируется по решению, которое немедленно доводится до сведения соответствующего инициативного комитета. Если такое решение принимается Центральной избирательной комиссией, оно немедленно доводится до сведения Окружной избирательной комиссии.
Статья 48.
В случае несоблюдения требований настоящего Закона Окружная избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидатов, списков кандидатов и инициативных комитетов, указывая причины отказа в письменном виде и немедленно объявляя о своем решении.
Всякий отказ согласно параграфу 1 может оспариваться в Центральной избирательной комиссии в течение трех дней с момента объявления о нем.
В случае отказа в регистрации или объявления о недействительности регистрации кандидата, входящего в список кандидатов от определенной партии или коалиции, последняя может выдвинуть для регистрации другого кандидата не позднее, чем через десять дней с даты отказа или заявления о недействительности регистрации, но не позднее, чем за семь дней до дня голосования.
Если лицо, указанное в зарегистрированном списке кандидатов от определенной партии или коалиции, умирает или оказывается не в состоянии баллотироваться на долгосрочной основе, партия или коалиция может назначить другого кандидата в соответствии с положениями параграфа 3.
Партии и коалиции могут потребовать аннулировать регистрацию лица, указанного в их списке, ввиду появившихся доказательств сотрудничества такого лица с бывшей службой государственной безопасности. В таких случаях партии и коалиции могут назначить другого кандидата не позднее, чем за семь дней до дня голосования.
Статья 49.
(1) Партии могут участвовать в выборах самостоятельно или в союзе с другими партиями и коалициями.
(2) Всякая партия и коалиция может участвовать в выборах в составе одной коалиции по всем избирательным округам.
Статья 50.
В выборах могут участвовать только партии и коалиции, зарегистрированные в Центральной избирательной комиссии.
Руководство головной организации партий и коалиций подает заявления о регистрации не позднее, чем за 46 дней до дня голосования с указанием предпочтительного основного и дополнительного цвета избирательного бюллетеня, а также расшифровки сокращения, которое будет указано на бюллетене.
Партии прилагают к заявлению следующие документы:
заверенную копию решения Суда города Софии о регистрации партии с подтверждением его действительности на планируемый день голосования, а также копию выпуска Официального печатного органа, где опубликовано это решение суда;
образцы подписей лиц, представляющих партию, и образец печати.
(4) Коалиции прилагают к заявлению следующие документы:
- документы согласно параграфу 3 для каждой из партий, входящих в состав коалиции;
- решение о создании коалиции, подписанное лицами, представляющими партии, образцы подписей лиц, представляющих коалицию, и образец печати коалиции, если таковая имеется.
(5) Если в состав коалиции входит другая коалиция, последняя представляет документы согласно параграфу 4. Документы согласно параграфу 3 представляются для других партий в составе коалиции, вместе с решением о ее создании.
(6) Центральная избирательная комиссия направляет список зарегистрированных партий и коалиций в Окружные избирательные комиссии.
Статья 51.
Каждый кандидат в члены Народное Собраннее может иметь доверенных лиц, помогающих ему или ей представлять свои интересы в правительственных учреждениях, неправительственных организациях и избирательных комиссиях.
Статья 52.
- Кандидаты в члены Народного Собрания, занимающие должности в органах государственного управления, после регистрации должны прервать свою службу там и взять неоплачиваемый отпуск или ежегодный оплачиваемый отпуск, по своему выбору, на период с момента регистрации до объявления итогов выборов включительно.
- Отпуск учитывается для целей социального обеспечения и медицинского страхования.
- Если регистрация аннулируется, отпуск согласно параграфу 1 прерывается в день аннулирования. Если аннулирование отменяется, отпуск считается непрерывным.
- Избранные кандидаты, работающие в центральных или муниципальных правительственных учреждениях, предприятиях или компаниях, где центральные или муниципальные правительственные органы имеют долю, превышающую 50 процентов, вправе вернуться на свои должности по истечении срока их полномочий в Народном Собрании или, если должность ликвидирована, занять другой равноценный пост в том же центральном или муниципальном правительственном учреждении, предприятии или компании, где центральные или муниципальные правительственные органы имеют долю, превышающую 50 процентов, или другой пост, на который они дадут согласие.
Если должность, ранее занимаемая избранным кандидатом, занята другим лицом, отношения найма с другим лицом прекращаются без какого бы то ни было уведомления.
Положения параграфа 1 не применимы к министрам и премьер-министру. Их полномочия продолжаются и после их регистрации как кандидатов в члены Народного Собрания.
Статья 53.
- В ходе предвыборной кампании зарегистрированные кандидаты в члены Народного Собрания и их доверенные лица не подлежат аресту и уголовному преследованию, за исключением случаев совершения тяжких преступлений.
- Кандидаты в члены Народного Собрания и их доверенные лица считаются должностными лицами в том значении, какое установлено в Уголовном кодексе, с момента регистрации списков кандидатов до объявления результатов выборов.
(3) Если регистрация кандидата в члены Народного Собрания аннулируется, его права и обязанности согласно параграфам 1 и 2 прекращаются с даты такого аннулирования. Аннулирование распространяется также на доверенных лиц кандидата.
ГЛАВА 6
Статья 5
4.
Избирательная кампания начинается за 30 дней до дня голосования и заканчивается за 24 часа до дня голосования.
Статья 55.
Граждане, партии и коалиции, инициативные комитеты, кандидаты и их доверенные лица могут свободно проводить агитацию письменно или устно на предвыборных собраниях или в средствах массовой информации.
Предвыборная агитация проводится на государственном языке.
Предвыборные собрания проводятся в открытой форме. За поддержание порядка на собраниях несут ответственность их организаторы и сотрудники органов внутренних дел.
Агитацией не могут заниматься государственные служащие, работающие в центральных и муниципальных правительственных органах, служащие Вооруженных Сил, сотрудники органов внутренних дел, судьи, прокуроры и следователи, а также лица, занимающие выборные должности в профсоюзах.
Министр обороны совместно с центральной избирательной комиссией определяет условия, на которых военнослужащих знакомят с программами партий, коалиций и кандидатов. Агитация в воинских частях не разрешается. Командиры воинских частей обеспечивают военнослужащим свободный доступ к прессе, радио и телевидению в свободное время, а также во время увольнительной, а также доступ к другим предвыборным мероприятиям в месте дислокации войск.
Статья 56.
Независимые кандидаты, партии и коалиции, зарегистрированные для участия в выборах, имеют равное право доступа к источникам информации, необходимым для целей избирательной кампании.
Статья 57.
Главный редактор ежедневной газеты или периодического издания, опубликовавшего материал, наносящий ущерб правам и доброму имени кандидата, должен опубликовать ответ указанной стороны в следующем выпуске.
Ответ публикуется на том же месте и тем же шрифтом, что и первоначальный материал.
Ответ публикуется бесплатно, если он по размеру не превышает первоначального материала.
Статья 58.
В ходе избирательной кампании кандидаты, партии и коалиции и инициативные комитеты имеют право изготавливать и распространять плакаты, объявления, призывы и другие агитационные материалы. На каждом агитационном материале указывается, от чьего имени он издан.
Агитационные материалы размешаются в местах, указанных Мэром, или вывешиваются на зданиях или заборах с согласия владельца собственности или управляющего.
Использование общественного транспорта в агитационных целях запрещается.
Также запрещается использование агитационных материалов, угрожающих жизни и здоровью граждан, частной, муниципальной или государственной собственности и безопасности дорожного движения, а также материалов, порочащих моральные устои, достоинство и доброе имя кандидатов.
Уничтожение агитационных материалов, размещенных в соответствии с требованиями настоящего Закона, запрещено до окончания дня голосования.
Мэры городов, населенных пунктов или административных районов удаляют или налагают арест на агитационные материалы, размещенные в нарушение положений настоящего Закона, по решению Окружной избирательной комиссии и, при необходимости, при содействии органов внутренних дел. В день голосования такие материалы также можно удалять по решению Участковой избирательной комиссии.
Статья 59.
(1) Агитация запрещается за 24 часа до дня голосования, и этот запрет остается в силе до 20 часов дня выборов.
- Результаты опросов общественного мнения в связи с выборами не разрешается объявлять в период, указанный в параграфе 1.
- В день голосования опросы общественного мнения могут проводиться за пределами зданий, где расположены избирательные участки, посредством опроса на выходе уже проголосовавших людей, при условии что опрос не мешает процессу голосования. Результаты таких опросов могут быть объявлены после 19 часов.
Статья 60.
Передачи на радио и телевидении, посвященные выборам, начинаются за 30 дней до дня голосования и заканчиваются за 24 часа до дня выборов.
Национальное телевидение Болгарии и Национальное радио Болгарии освещают предвыборную кампанию в форме предварительных отчетов и окончательных отчетов, специальных новостных программ
и дебатов.
- Использование передач Национального телевидения Болгарии и Национального радио Болгарии для целей предвыборной кампании разрешается только во время, отведенное для форм, предусмотренных в параграфе 2.
- Руководство Национального телевидения Болгарии и Национального радио Болгарии придерживается принципов равенства и справедливости, освещая в своих новостных программах мероприятия, проводимые партиями, коалициями и кандидатами в члены Народного Собрания.
- Группы участников, формы и тематика дебатов определяются совместно Генеральными директорами Национального телевидения Болгарии и Национального радио Болгарии и полномочными представителями партий и коалиций, с учетом их представительства в Народном Собрании. Указанные условия утверждаются Центральной избирательной комиссией не позднее, чем за 31 день до дня голосования.
Статья 61.
В избирательной камлании на Национальном телевидении Болгарии и Национальном радио Болгарии запрещается использование элементов коммерческой рекламы и участие кандидатов или представителей партий и коалиций в коммерческих рекламных роликах.
Статья 62.
Порядок представления партий и коалиций в ходе выступлений, новостных программ и дебатов утверждается Центральной избирательной комиссией после жеребьевки в присутствии представителей партий и коалиций не позднее, чем за 31 день до дня голосования.
Статья 63.
Избирательная кампания на Национальном телевидении Болгарии и Национальном радио Болгарии начинается и заканчивается пятиминутными выступлениями кандидатов или представителей партий и коалиций.
Статья 64.
Национальное телевидение Болгарии и Национальное радио Болгарии освещают предвыборную кампанию партий и коалиций в специальных новостных программах.
Общая продолжительность специальных новостных программ на весь срок избирательной кампании может доходить до 120 минут на Национальном телевидении Болгарии и 120 минут на Национальном радио Болгарии, но не более пяти минут в день.
Статья 65.
Национальное телевидение Болгарии и Национальное радио Болгарии предлагают кандидатам в члены Народного Собрания и представителям партий и коалиций время на телевидении и радио для трех дебатов продолжительностью до 180 минут.
Партиям и коалициям Народного Собрания выделяется не менее половины времени согласно параграфу 1, а оставшееся время предоставляется другим партиям и коалициям.
Дебаты могут проводиться с одновременным участием кандидатов в члены Народного Собрания и представителей всех партий и коалиций, зарегистрированных для участия в выборах.
Статья 66.
(1) Инициативные комитеты и независимые кандидаты, а также партии и коалиции, используют также региональные радио- и телецентры в период предвыборной кампании на условиях, предусмотренных для Национального Телевидения Болгарии и Национального радио Болгарии.
- Региональные радио- и телецентры предлагают до двух часов радио- и телевизионного времени для дебатов кандидатов и представителей партий и коалиций.
- Условия участия в дебатах определяются жеребьевкой на позднее, чем за 31 день до дня голосования. Главы региональных радио- и телецентров совместно с представителями партий, коалиций и инициативных комитетов устанавливают состав участников, формы и условия вещания, а также тематику дебатов.
Статья 67.
- Другие операторы радио и телевидения, включая кабельные телеканалы, могут предложить время для освещения предвыборной кампании независимых кандидатов, партий и коалиций на одинаковых условиях и по одинаковым расценкам.
- Владельцы операторов радио и телевидения, о которых говорится в параграфе 1, или ггх представители объявляют об условиях освещения предвыборной кампании в письменном виде.
- Условия, упомянутые в параграфе 2, передаются в Центральную избирательную комиссию для операторов радио и телевидения общенационального вещания или в Окружную избирательную комиссию для операторов радио и телевидения регионального и местного вещания не позднее, чем за 10 дней до начала освещения предвыборной кампании
.
Статья 68.
Партии, коалиции и инициативные комитеты платят за освещение предвыборной кампании Национальным телевидением Болгарии и Национальным радио Болгарии по ценам, установленным Советом министров не позднее, чем за 40 дней до дня голосования. Оплата осуществляется до выхода передачи в эфир.
Статья 69.
Если передача наносит ущерб правам и репутации кандидата, последний имеет право на ответное выступление согласно Статье 18 Закона о радио и телевидении. Заявление может быть подано соответствующему оператору радио или телевидения в течение 24 часов с момента выхода передачи в эфир.
Статья 70.
(1) Если операторы радио и телевидения нарушают правила ведения предвыборной кампании, на них можно подавать жалобы в течение 24 часов с момента выхода соответствующей передачи в эфир.
(2) Жалобы направляются:
- в Центральную избирательную комиссию, если лицензия оператора предусматривает общенациональное вещание;
- в Окружную избирательную комиссию по месту нахождения главного офиса оператора, если последний осуществляет региональное или местное вещание.
Если жалоба подана в комиссию, которая не полномочна решать данный вопрос, такая комиссия немедленно направляет жалобу в надлежащую комиссию и уведомляет об этом лицо, подавшее жалобу.
Компетентная Окружная избирательная комиссия изучает жалобу в течение 24 часов и выносит по ней решение, которое является окончательным.
Статья 71.
- Предвыборная кампания финансируется из собственных средств независимых кандидатов, партий и коалиций, а также за счет пожертвований от частных лиц и организаций.
- Пожертвования согласно параграфу 1 не могут превышать 10 000 болгарских левов для частных лиц и 30 000 болгарских левов для организаций.
- Финансирование предвыборной кампании организациями, в которых доля центральных правительственных или муниципальных органов превышает 50 процентов, запрещается.
- Финансирование предвыборной кампании иностранными гражданами или юридическими лицами, а также совместными предприятиями, в которых доля иностранного участника превышает 25 процентов, запрещается.
Статья 72.
Общее финансирование согласно Статье 71, параграф 1, не может превышать:
- 1 000 000 болгарских левов для партий;
- 2 000 000 болгарских левов для коалиций;
- 200 000 болгарских левов для инициативных комитетов.
Статья 73.
В течение месяца после выборов партии, коалиции и инициативные комитеты отчитываются перед Национальным расчетным управлением о средствах, собранных и потраченных в ходе предвыборной кампании.
ГЛАВА 7
Статья 74.
Голосование за партии и коалиции производится посредством цветных бюллетеней — синих, красных, зеленых, оранжевых или белых, на которых может быть нанесено до трех цветных полос, причем сочетание цветов национального флага или аналогичные сочетания определенных цветов запрещаются.
В бюллетене указывается номер избирательного округа, название партии или коалиции, а также имена кандидатов в члены Народного Собрания. Имена приводятся в списке и нумеруются последовательно.
Партии или коалиции баллотируются посредством цветных бюллетеней или белых бюллетеней с цветными полосами в соответствии с условиями регистрации в Центральной избирательной комиссии.
Партии и коалиции имеют право получить бюллетень того же типа, который они использовали на предыдущих выборах.
Если две или более партии подают заявление на бюллетень одного типа, последний выдается той партии или коалиции, которая использовала такой бюллетень самостоятельно или в составе коалиции на двух или более выборах в Народное Собрание. Если все участники коалиции, баллотировавшейся на предыдущих выборах в Народное Собрание по такому бюллетеню, дают письменное согласие на его использование одним из них, бюллетень предоставляется такому участнику. Если же такой партии или коалиции не имеется, партия или коалиция, подавшее заявление о регистрации раньше других, получает право на такой бюллетень.
Если две или более партии или коалиции подают заявление на бюллетень одного типа, последний выдается той партии или коалиции, которая использовала такой бюллетень самостоятельно или в составе коалиции на большем количестве выборов в Народное Собрание. Если они обе использовали его в одинаковом количестве выборов, партия или коалиция, подавшее заявление о регистрации раньше других, получает право на такой бюллетень.
Статья 75.
(1) Голосование за независимых кандидатов осуществляется по белым бюллетеням. В бюллетене указывается номер избирательного округа, слова “независимый
кандидат” и имя кандидата.
(2) Если в избирательном округе зарегистрированы два или более кандидатов, имеющих одинаковые имена, в бюллетене указывается “независимый кандидат №...” Номер присваивается Участковой избирательной комиссией посредством жеребьевки в присутствии независимых кандидатов или их доверенных лиц.
Статья 76.
Партии и коалиции оплачивают расходы по изготовлению бюллетеней для голосования за их кандидатов. Количество отпечатанных бюллетеней равняется количеству жителей страны плюс десять процентов.
Инициативные комитеты и независимые кандидаты в члены Народное Собрание оплачивают расходы по изготовлению бюллетеней, по которым производится голосование за кандидатов. Количество бюллетеней, отпечатанных для каждого независимого кандидата, равняется количеству избирателей в многомандатном округе плюс десять процентов.
Совет министров объявляет сумму расходов на изготовление бюллетеней не позднее, чем за 45 дней до дня голосования.
Не позднее, чем за 31 день до дня голосования, партии и коалиции представляют в Центральную избирательную комиссию банковское свидетельство о переводе на счет Совета министров денежной суммы согласно параграфу 1.
Не позднее, чем за 31 день до дня голосования, инициативные комитеты или независимые кандидаты представляют в Окружную избирательную комиссию банковское свидетельство о переводе на счет Совета министров денежной суммы согласно параграфу 2. Окружные избирательные комиссии незамедлительно информируют Центральную избирательную комиссию о таком переводе.
Если партия или коалиция не предоставляет банковское свидетельство о переводе согласно параграфу 4, Центральная избирательная комиссия аннулирует регистрацию и соответствующие списки кандидатов и незамедлительно информирует об этом все Окружные избирательные комиссии.
Если инициативный комитет или независимый кандидат не предоставляет банковское свидетельство о переводе согласно параграфу 5, Окружная избирательная комиссия аннулирует регистрацию инициативного комитета и независимого кандидата и незамедлительно информирует об этом Центральную избирательную комиссию.
Статья 77.
В ходе голосования бюллетени помещают в непрозрачные конверты.
Бюллетени партий, коалиций и независимых кандидатов имеют одинаковый размер.
Статья 78.
Голосование проходит по избирательным участкам в местах, специально отведенных для голосования.
Не позднее, чем за 20 дней до дня голосования Мэры городов направляют список адресов избирательных участков в Окружную избирательную комис-
Статья 79.
Не разрешается размещать агитационные материалы партий, коалиций и независимых кандидатов в помещениях, где проходит голосование, а также на расстоянии менее 50 метров от входа в здание, где находятся помещения для голосования, начиная с момента за 24 часа до дня голосования и до завершения голосования.
Если Участковая избирательная комиссия обнаружит материалы согласно параграфу 1, она удаляет их немедленно, при необходимости прибегнув к помощи Мэра, заместителя Мэра или органов внутренних дел.
Статья 80.
(1) До дня голосования Участковая избирательная комиссия получает от муниципальных органов и Окружной избирательной комиссии:
- урны для голосования;
- бюллетени для голосования и конверты;
- списки избирателей;
- бланки протоколов Участковой избирательной комиссии;
- образцы выписок из протоколов и планов;
- прочие вспомогательные и технические материалы.
Председатель Участковой избирательной комиссии и Мэр города, населенного пункта или административного района, а также полномочный представитель Окружной избирательной комиссии подписывают акт приемки документов и материалов.
Председатель Участковой избирательной комиссии берет на себя ответственность за сохранность документов и материалов после подписания акта приемки.
Статья 81.
Образцы бюллетеней для голосования вывешиваются у входа в помещения для голосования.
Кабинки для голосования устанавливаются в помещении таким образом, чтобы обеспечить тайну волеизъявления. Кабинки должны устанавливаться так, чтобы дать возможность проголосовать больным и инвалидам.
После подготовки помещений для голосования они опечатываются бумажной лентой с подписями присутствующих членов Участковой избирательной комиссии.
Помещения для голосования охраняются снаружи сотрудниками органов внутренних дел.
Статья
82.
Председатель Участковой избирательной комиссии вскрывает опечатанные помещения для голосования и открывает избирательный участок в б часов утра. При этом необходимо присутствие более половины членов комиссии. При отсутствии кворума следует проинформировать Окружную избирательную комиссию.
Если в течение часа не появится достаточное количество членов Участковой избирательной комиссии, Окружная избирательная комиссия привлечет необходимое количество заместителей.
Если Председатель Участковой избирательной комиссии отсутствует, Окружная избирательная комиссия назначает Заместителя председателя Председателем, а одного из членов Участковой избирательной комиссии Заместителем председателя. Если отсутствуют Заместитель председателя или Секретарь Участковой избирательной комиссии, Окружная избирательная комиссия назначает одного из членов Участковой избирательной комиссии Заместителем председателя или Секретарем.
Если отсутствуют Председатель, Заместитель председателя и Секретарь Участковой избирательной комиссии, Окружная избирательная комиссия пополняет состав Участковой комиссии и назначает Председателя, Заместителя председателя и Секретаря из числа ее членов и заместителей.
Центральная избирательная комиссия, по предложению Окружной избирательной комиссии, может разрешить начать голосование по некоторым избирательным участкам в 5 часов утра.
Статья 83.
Кандидаты, доверенные лица, представители партий, коалиций и инициативных комитетов, наблюдатели, журналисты и избиратели могут присутствовать на открытии помещений для голосования.
Председатель Участковой избирательной комиссии проверяет наличие документов и материалов согласно Статье 80, параграф 1. Проверяется урна для голосования — пригодна ли она для голосования и действительно ли она пуста. После проверки урна закрывается и опечатывается полосками бумаги с подписями присутствующих членов комиссии.
Председатель объявляет о начале выборов.
Статья 84.
Доверенные лица кандидатов, представители партий, коалиций и инициативных комитетов, наблюдатели и журналисты могут находиться в помещении для голосования в ходе выборов.
Члены комиссии, доверенные лица и наблюдатели время от времени в отсутствии избирателей проверяют, достаточное ли количество бюллетеней по каждому списку кандидатов имеется в кабинках для голосования.
Запрещается заранее раздавать конверты и бюллетени.
Статья 85.
Личность избирателя удостоверяется посредством удостоверения личности или общегражданского (зеленого) паспорта.
Личность военнослужащих удостоверяется посредством военного билета.
Личность избирателей за границей удостоверяется посредством (заграничного) паспорта.
Личность моряков на судне удостоверяется посредством паспорта моряка.
Статья 86.
Председатель или полномочный член комиссии сверяет информацию в удостоверении личности с данными списка избирателей и разрешает избирателю голосовать.
В случае выявления несоответствия между индивидуальным номером, удостоверяющим личность, в документе и в списке избирателей, индивидуальный номер, указанный в документе, вносится в колонку “Примечания” в списке избирателей.
(3) Владельцы открепительных свидетельств представляют свидетельства Комиссии, которая сверяет содержащуюся в них информацию и прилагает их к дополнительному списку избирателей. Свидетельства являются неотъемлемой частью списка.
Статья
87.
Избиратели получают от члена Участковой избирательной комиссии пустой конверт для голосования и идут в кабинку голосовать. В кабинке может находиться только один избиратель.
При голосовании избиратель:
- кладет выбранный список кандидатов в конверт и запечатывает его;
- выходит из кабинки и бросает конверт в урну для голосования;
- расписывается в списке избирателей.
(3) После голосования избиратели получают обратно свои удостоверения личности и выходят из помещения для голосования.
Статья 88.
Голосование осуществляется лично.
Если избиратель является инвалидом и не способен самостоятельно осуществить действия, необходимые в процессе голосования, Председатель Комиссии может разрешить сопровождающему лицу, назначенному избирателем, помочь последнему. Если решение Председателя оспаривается одним из членов Комиссии, спор окончательно разрешается Участковой избирательной комиссией. В таких случаях Комиссия указывает имя и индивидуальный номер сопровождающего лица в колонке “Примечания” в списке избирателей. Если физическое состояние не позволяет избирателю расписаться лично, член комиссии ставит крест в колонке подписей и заносит этот случай в протокол.
Никто не имеет права сопровождать более двух избирателей.
Никто из членов комиссии не имеет права сопровождать избирателя.
Никто, кроме голосующих избирателей, не имеет права находиться на расстоянии менее трех метров от кабинки для голосования, когда внутри находится избиратель.
- Запрещается осуществлять голосование за преде- .лами соответствующих помещений.
- Избирателям запрещается выносить наружу конверты и бюллетени.
- Запрещается в ходе голосования выносить урны для голосования за пределы соответствующего помещения и подсчитывать голоса.
Статья 89.
Если урна для голосования заполнена конвертами, ее отверстие запечатывается бумажной полоской с подписями членов комиссии, чтобы не допустить попадания туда каких-либо еще конвертов. Полная урна остается на столе.
Председатель проверяет вторую урну для голосования — пригодна ли она для голосования и действительно ли она пуста. После проверки урна закрывается, опечатывается полосками бумаги с подписями присутствующих членов комиссии и голосование продолжается.
Статья 90.
Голосование продолжается до 19 часов. Если в 19 часов у входа в помещение для голосования еще находятся не проголосовавшие избиратели, процесс голосования продолжается до тех пор, пока они не осуществят свое право голоса, но не позднее, чем до 20 часов.
Участковая избирательная комиссия может приостановить процесс голосования, если будут выявлены существенные нарушения процесса. Голосование продолжится после их устранения. Решение приостановить голосование немедленно доводится до сведения Центральной избирательной комиссии через Окружную избирательную комиссию.
Если необходимо восстановить общественный порядок, то, по решению Участковой избирательной комиссии, Председатель может обратиться за помощью к Мэру или Вице-мэру и в органы внутренних
дел.
- Лица, чье поведение противоречит нормам общественной морали, а также лица, имеющие при себе предметы, угрожающие жизни и здоровью граждан, в помещение для голосования не допускаются.
- Вооруженные лица не допускаются в помещение для голосования, за исключением случаев, предусмотренных в параграфе 3.
ГЛАВА 8
Статья 91.
Избиратели голосуют до 19 часов. Если в 19 часов у входа в помещение для голосования еще находятся не голосовавшие избиратели, процесс голосования продолжается до тех пор, пока они не осуществят свое право голоса, но не позднее, чем до 20 часов.
Участковая избирательная комиссия может приостановить процесс голосования, если будут выявлены существенные нарушения процесса. Голосование продолжится после их устранения. Решение приостановить голосование немедленно доводится до сведения Центральной избирательной комиссии через Окружную избирательную комиссию.
Если необходимо восстановить общественный порядок, то, по решению Участковой избирательной комиссии, Председатель может обратиться за помощью к Мэру или Вице-мэру и в органы внутренних дел.
Лица, чье поведение противоречит нормам общественной морали, а также лица, имеющие при себе предметы, угрожающие жизни и здоровью граждан, в помещение для голосования не допускаются.
Вооруженные лица не допускаются в помещение для голосования, за исключением случаев, предусмотренных в параграфе 3.
Статья 92.
Участковая избирательная комиссия подсчитывает результаты голосования и вносит их в протокол.
Статья 93.
При открытии урн для голосования и подсчете результатов голосования могут присутствовать кандидаты, доверенные лица, представители партий, коалиций и инициативных комитетов, наблюдатели и журналисты.
Статья 94.
Протоколы Участковой избирательной комиссии составляются в трех экземплярах с использованием копировальной бумаги в три слоя. Каждый экземпляр представляет собой документ с отдельными страницами. Перед заполнением протоколов составляется план идентичной формы и содержания.
Статья 95.
(1) Протоколы Участковой избирательной комиссии после их составления подписываются всеми членами комиссии. После их подписания Председатель объявляет результаты голосования.
- После подписания протоколов к ним могут делаться поправки до объявления результатов голосования. Поправки скрепляются подписями всех членов комиссии, и рядом с ними указывается слово “поправка”. Очевидные ошибки можно поправлять также и после объявления результатов.
- Никто из членов комиссии не может отказаться подписывать протокол. Отказ члена комиссии подписывать протокол указывается в этом же документе. Член комиссии, не согласный с содержанием протокола, тоже подписывает его, указав свое несовпадающее особое мнение
.
Если существуют объективные причины, не позволяющие члену комиссии подписать протокол, этот факт фиксируется в протоколе с указанием таких причин.
Если один из членов комиссии не подписал протокол, такой протокол не является недействительным.
Выписка из протокола вывешивается на видном месте у входа в помещение для голосования.
Кандидаты, доверенные лица, представители партий, коалиций и инициативных комитетов, а также наблюдатели присутствуют enti sons;
Указанные лица имеют право получать выписки из протоколов.
Статья 96.
До открытия урны в протоколы вносятся следующие данные:
- информация об избирательном участке, в том числе имена членов комиссии и др. с указанием времени начала и завершения голосования;
- количество голосов в основном списке избирателей;
- количество избирателей в дополнительном списке;
- количество проголосовавших избирателей в соответствии с количеством подписей в списке избирателей;
- ко.шчество открепительных свидетельств.
Статья 97.
(1) При подсчете результатов голосования:
- один конверт соответствует одному голосу, который может быть действителен или недействителен;
- голос считается действительным, только если содержимое конверта недвусмысленно выражает волю избирателя;
- количество проголосовавших избирателей должно равняться количеству конвертов, обнаруженных в урнах.
Конверт, содержащий один или несколько бюллетеней утвержденного формата для одного списка избирателей, соответствует одному действительному голосу.
Голос согласно параграфу 2 также считается действительным в любом из следующих случаев:
в конверте находятся предметы, которые не являются бюллетенями утвержденного формата;
в бюллетенях имеются отклонения от стандарта из-за производственных дефектов или ошибок;
на бюллетене имеются обозначения, слова или имена, нанесенные избирателем собственноручно, или механические повреждения, пятна либо вычеркивания.
Конверт, не содержащий бюллетеней утвержденного формата, или конверт, содержащий бюллетени утвержденного формата по иным спискам кандидатов, соответствует одному недействительному голосу.
Бюллетени, обнаруженные в урнах для голосования без конвертов, не учитываются при подсчете результатов выборов. На таких бюллетенях указывается “без конверта”, и они упаковываются отдельно.
Статья 98.
Все предметы, за исключением планов, убираются со стола перед вскрытием урны для голосования.
Доступ к конвертам и бюллетеням имеет только один из членов Комиссии, назначенный ею, под наблюдением и контролем остальных членов.
После открытия урны конверты достаются из нее по одному, выкладываются лицевой стороной кверху и пересчитываются.
Если в процессе голосования использовалась вторая урна, она открывается после того, как будет закончена работа с первой урной. После этого выемка и подсчет конвертов продолжается.
После подсчета конвертов их открывают по одному и вынимают их содержимое.
(6) Конверты и бюллетени раскладывают в стопки следующим образом:
- стопка конвертов, которые не содержат бюллетеней утвержденного формата, включая пустые конверты;
- стопка конвертов, содержащих бюллетени утвержденного формата по иным спискам кандидатов; эти бюллетени аннулируются: на них пишется слово “аннулировано”, и они складываются обратно в конверты;
- стопки бюллетеней по спискам кандидатов из конвертов согласно Статье 97, параграф 2; если в конверте находятся два или более бюллетеней утвержденного формата по одному списку кандидатов, один из них кладется в стопку для соответствующего списка, а другой аннулируется посредством слова “аннулировано” и кладется обратно в конверт;
- стопка конвертов согласно Статье 97, параграф 2.
(7) Если возникает спор относительно содержания конверта, этот случай описывается в протоколе.
Статья 99.
Участковая избирательная комиссия подсчитывает количество голосов, поданных на избирательном участке.
Количество голосов, поданных по каждому списку кандидатов, равняется количеству бюллетеней в соответствующей стопке согласно Статье 98, параграф 6, подпараграф 3.
Количество недействительных голосов равняется общей сумме конвертов согласно Статье 98, параграф 6, подпараграфы 1 и 2.
Общее количество действительных голосов равняется количеству конвертов согласно Статье 98, параграф 6, подпараграф 4.
Статья 100.
В протоколах Участковой избирательной комиссии указываются последовательно следующие данные:
- количество конвертов, обнаруженных в урнах для голосования;
- количество голосов, поданных по каждому списку кандидатов;
- общее количество действительных голосов;
- количество недействительных голосов;
- количество заявлений, возражений и жалоб и решения, вынесенные по ним.
Статья 101.
Экземпляры протоколов для Окружной избирательной комиссии и Центральной избирательной комиссии доставляются Председателем или Заместителем председателя, Секретарем и членом комиссии в Окружную избирательную комиссию. Другие документы и материалы доставляются в муниципальные административные органы.
Статья 102.
Окружная избирательная комиссия принимает и заверяет протоколы Участковой избирательной комиссии.
Если Окружная избирательная комиссия находит очевидные ошибки в протоколах Участковой избирательной комиссии, последние направляются обратно в Участковую избирательную комиссию для внесения поправок.
После приемки протоколов Участковой избирательной комиссии Окружная избирательная комиссия издает и подписывает акт, где указывает количественную информацию, приведенную в протоколах. Члены Участковой избирательной комиссии помещают акт рядом с выписками из протоколов участка.
Статья 103.
На основании информации, полученной из протоколов Участковых избирательных комиссий, Окружная избирательная комиссия подсчитывает результаты голосования в многомандатном округе и составляет протокол Окружной избирательной комиссии.
Протоколы Окружной избирательной комиссии составляются в двух экземплярах с помощью копировальной бумаги в два слоя. Каждый экземпляр представляет собой документ с отдельными страницами. Перед заполнением протоколов составляется план идентичной формы и содержания.
Результаты голосования на судах, где были созданы избирательные участки, добавляются к голосам, поданным в многомандатном избирательном округе согласно Статье 42.
Голоса, поданные за границей за партии, коалиции и независимых кандидатов, добавляются к голосам, поданным в многомандатных избирательных округах в соответствии с методикой, описанной в Статье 23, параграф 1, подпараграф 9.
Статья 104.
Протоколы Окружной избирательной комиссии подписываются всеми членами комиссии.
После подписания протоколов Председатель объявляет имена избранных независимых кандидатов, а также результаты голосования по спискам кандидатов от партий и коалиций.
При наличии очевидных ошибок в протоколы Окружной комиссии можно вносить поправки. Поправки скрепляются подписями всех членов комиссии, и рядом с ними указывается слово “поправка”.
Никто из членов Окружной избирательной комиссии не может отказаться подписывать протокол. Член комиссии, не согласный с содержанием протокола, тоже подписывает его, указав свое несовпадающее особое мнение.
Если существуют объективные причины, не позволяющие члену комиссии подписать протокол, этот факт фиксируется в протоколе с указанием таких причин.
Если один из членов комиссии не подписал протокол, такой протокол не является недействительным.
Выписка из протокола вывешивается на видном месте перед зданиями, где расположена Окружная избирательная комиссия.
Кандидаты, доверенные лица, представители партий, коалиций и инициативных комитетов, а также наблюдатели имеют право получать выписки из протоколов Окружной комиссии.
Статья 105.
Окружные избирательные комиссии создают базы данных посредством компьютерной обработки протоколов Участковых избирательных комиссий данного округа и протоколов, присланных телеграфом из-за границы и с судов, плавающих под болгарским фла-
Статья 106.
(1) Председатель или Заместитель председателя, Секретарь и один из членов Окружной избирательной комиссии передают первый экземпляр протокола Окружной комиссии, первые экземпляры протоколов Участковых комиссий и копии расписок согласно Статье 102, параграф 3, в Центральную избирательную комиссию не позднее, чем через 48 часов после получения протоколов Участковых комиссий.
- После проверки документов, упомянутых в параграфе 1, Центральная избирательная комиссия выдает Окружной комиссии акт приемки.
- Документы и материалы Окружной избирательной комиссии, за исключением поданных в Центральную избирательную комиссию, передаются в административные органы региона, где расположен данный избирательный округ.
- Административные органы регионов хранят указанные документы и материалы до следующих выборов.
- Документы и материалы по голосованию за границей подаются в Центральную избирательную комиссию, а документы по голосованию на судах, плавающих под болгарским флагом, передаются в муниципальные органы согласно Статье 42. Такие документы и материалы хранятся в соответствии с положениями параграфа 4.
Статья 107.
Центральная избирательная комиссия подсчитывает общее количество мест, полученных каждой партией и коалицией пропорционально действительным голосам, поданным за них по всей стране и за границей, на основании метода Д'Ондта согласно Статье 23, параграф 1, подпараграф 9.
Статья 108.
В распределении мест на общенациональном уровне могут участвовать только партии и коалиции, получившие не менее четырех процентов действительных голосов по всей стране и за границей.
Количество мест, распределяемых между партиями и коалициями согласно параграфу 1, равняется количеству членов Народного Собрания за вычетом избранных независимых кандидатов.
Статья 109.
Места распределяются между кандидатами, внесенными в списки от партий и коалиций по многомандатным округам в соответствии с методикой, описанной в Статье 23, параграф 1, подпараграф 9.
Статья 110.
(1) Если кандидат в члены Народного Собрания, выдвинутый от партии или коалиции, был избран по двум многомандатным округам, такой кандидат подает в Центральную избирательную комиссию письменное заявление о том, по какому списку он хочет остаться избранным, в течение суток после того, как об этом обстоятельстве станет известно.
(2) В случаях, указанных в параграфе 1, Центральная избирательная комиссия объявляет избранным первого не прошедшего в Народное Собрание кандидата из того списка, от которого отказался кандидат согласно параграфу 1.
Статья 111.
Центральная избирательная комиссия объявляет результаты выборов следующим образом:
- количество поданных голосов и распределение мест между партиями, коалициями и независимыми кандидатами — не позднее, чем через четыре дня после выборов;
- имена избранных членов Народного Собрания — не позднее, чем через семь дней после выборов.
Статья 112.
Кандидаты в члены Народного Собрания и руководство головных организаций партий и коалиций, участвовавших в выборах, могут оспаривать законность выборов с помощью органов, указанных в Статье 150, параграф 1 Конституции Республики Болгария, в Конституционном суде в течение 14 дней после объявления результатов Центральной избирательной комиссией.
Статья 113.
Центральная избирательная комиссия создает базу данных посредством компьютерной обработки протоколов Окружных комиссий и протоколов, переданных по телеграфу.
Сведения в базе данных согласно параграфу 1 сравниваются с базами данных Окружных избирательных комиссий. В случае выявления каких-либо несоответствий или очевидных ошибок, Центральная избирательная комиссия принимает решение по каждому отдельному случаю и вносит поправки в базу данных.
Результаты выборов на основании системы пропорционального представительства определяются в соответствии с исправленной базой данных.
В случаях, когда несоответствия или ошибки согласно параграфу 2 могут изменить результаты избрания независимого кандидата членом Народного Собрания, Центральная избирательная комиссия информирует о них соответствующих кандидатов, партии и коалиции.
- Бюллетень Центральной избирательной комиссии публикуется в соответствии с исправленной базой данных.
- Исправленная база данных Центральной избирательно комиссии на магнитном носителе предоставляется Президенту Республики, Совету министров, партиям, коалициям и независимым кандидатам, участвовавшим в выборах, агентствам по проведению социологических опросов, библиотекам, университетам, Академии Наук Болгарии и другим учреждениям.
- База данных согласно параграфу 6 не может корректироваться или распространяться без согласия Центральной избирательной комиссии.
ГЛАВА 9
Статья 114.
Досрочное прекращение полномочий членов Народного Собрания осуществляется в соответствии с положениями Статьи 72 Конституции Республики Болгария.
Статья 115.
В случае досрочного прекращения полномочий члена Народного Собрания, Центральная избирательная комиссия объявляет следующего кандидата в соответствующем списке членом Народного Собрания.
Член Народного Собрания, избранный министром, замещается следующим кандидатом в списке на время исполнения им обязанностей Министра.
Если в списке больше кандидатов не зарегистрировано или если досрочно прекращены полномочия члена Народного Собрания, избранного как независимый кандидат, место остается вакантным до конца срока полномочий Народного Собрания.
ПЛАВАЮ
Статья 116.
Лица, нарушающие настоящий Закон, подлежат штрафу в размере от 50 до 2 000 болгарских левов, при условии что нарушение не является преступлением.
Любое должностное лицо, намеренно совершающее нарушение, предусмотренное в параграфе 1, наказывается штрафом в размере от 500 до 5000 болгарских левов.
Статья 117.
Председатели Центральной избирательной комиссии и Окружной избирательной комиссии составляют отчеты о расследовании нарушений по решению соответствующей Комиссии в течение трех дней после получения доклада или жалобы о нарушении.
Статья 118.
Губернаторы регионов по месту совершения нарушения составляют отчеты о наказании в течение трех дней после получения дела. Если наказание направлено против Губернатора региона, отчет составляется Министром государственного управления.
Статья 119.
Установление факта нарушений, составление отчетов о расследовании и отчетов о наложении наказания должны соответствовать требованиям Закона об административных нарушениях и наказаниях, а также Закона о Верховном административном суде.
§ 1. В настоящем Законе:
1) "Документ, удостоверяющий личность" означает:
а) удостоверение личности;
Ь) общегражданский (зеленый) паспорт;
с) военный билет военнослужащего;
и) (заграничный) паспорт гражданина, находящегося в день голосования за границей;
е) паспорт моряка гражданина, находящегося в день голосования на судне, плавающем под болгарским флагом;
- "Политические силы" означает партии и коалиции
- "Коалиция" означает предвыборную коалицию;
- "Партии и коалиции Народного Собрания" означает партии и коалиции, набравшие не менее четырех процентов действительных голосов на общенациональном уровне в ходе предыдущих выборов и насчитывавшие в своих рядах достаточно членов Народного Собрания для образования фракции Народного Собрания на протяжении всего срока полномочий предыдущего Народного Собрания;
- "Наблюдатели" означает:
a) представители иностранных парламентариев, О5СЕ, зарубежных партий и движений, а также лица, назначенные партиями и коалициями, участвующими в выборах, и приглашенные через Министерство иностранных дел;
b) полномочные представители болгарских неправительственных организаций;
6) "Окружная квота" означает частное от деления количества действительных голосов, поданных в многомандатном округе, на количество мест в Народном Собрании, закрепленных за таким округом; если такое частное не является целым числом, окружная квота представляет собой целое число, до которого округляется такое частное.
§ 2. Центральная избирательная комиссия по выборам 39-го Народного Собрания именуется Центральной местной избирательной комиссией.
§ 3. Настоящий Закон заменяет собой и аннулирует:
- Закон о выборах членов Народного Собрания, муниципальных советников и мэров (Опубликован в Официальном печатном органе, №. 69 от 1991; поправки в №№ 70, 76 и 98 от 1991; частично отменен Законом о выборах в органы местного самоуправления Опубликован в Официальном печатном органе, № 66 от 1995 в отношении выборов, № 22 от 1997 - Решение Конституционного суда № 4 от 1997; Исправлен, № 24 от 2000);
- Закон о народных представителях и народных советниках (Опубликован в Официальном печатном органе, № 32 от 1977; Исправлен, № 72 от 1981, №№ 27 и 87 от 1986, № 77 от 1991);
- Решение Большого Народного Собрания от 21 августа 1991 о доступе к национальным средствам массовой информации в ходе предвыборной кампании (Опубликовано в Официальном печатном органе, № 71 от 1991);
- Указ № 1979 о хранении материалов, относящихся к выборам (Опубликован в Официальном печатном органе, № 103 от 1976).
§ 4. Положения Закона о государственных закупках (Опубликован в Официальном печатном органе, № 56 от 1999; исправлен, №№ 92 и 97 от 2000) относительно предусмотренных в нем сроков не применимы к тендеру на компьютерную обработку результатов выборов, а также изготовление и распечатку бюллетеней.
§ 5. В Закон о записи актов гражданского состояния вносятся следующие поправки (Опубликован в Официальном печатном органе, № 67 от 1999; Исправлен, № 28 от 2001):
1) В Статье 95, параграф 1, вставляются слова "или органы согласно Статье 1, параграф 2 Закона о документах, удостоверяющих личность в Болгарии" после слов "муниципальные органы";
- В Статью 114 добавляется параграф 3, гласящий: "(3) Органы согласно Статье 1, параграф 2 Закона о документах, удостоверяющих личность в Болгарии, заносят зарегистрированные адреса постоянного места жительства в регистрационную систему Е5СКАСЖ в течение пяти дней."
- Вводится новый § 6, гласящий:
"§ 6. Адрес, указанный в общегражданском (зеленом) паспорте, считается адресом постоянного места жительства гражданина, не указавшего свой постоянный адрес согласно Статье 95."
§ 6. До регистрации списков кандидатов в Окружных избирательных комиссиях руководство головных организаций партий и коалиций может потребовать, чтобы комиссии, согласно Статье 4, параграф 1 и Статье 4d Закона о доступе к документам бывшей службы государственной безопасности и бывшей службы разведки Генерального штаба, проверили лиц, давших письменное согласие на внесение их кандидатур в списки кандидатов. Проверка проводится в течение семи дней с момента требования.
§ 7. настоящий Закон вступает в силу с момента его публикации в Официальном печатном органе.
Настоящий Закон принят 38-м Народным Собранием 9 апреля 2001 г. и скреплен гербовой печатью Народного Собрания.
Председатель Народного Собрания: Иордан Соколов