ЗАКОН №. 69/1992

О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РУМЫНИИ

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.

  1. Президент Румынии избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и свободным голосованием, на условиях настоящего закона.
  2. На каждых выборах, организованных для избрания Президента Румынии, избиратель имеет право подать один голос, в соответствии со Статьей 81, параграф 2 и 3 Конституции.

Статья 2.

  1. В территорально-административных единицах избирательные действия по выборам Президента Румынии осуществляются в избирательных округах и на избирательных пунктах, под контролем избирательных комиссий, предусмотренных законом о выборах Палаты Депутатов и Сената, на основе тех же избирательных списков.
  2. Конституционный Суд, согласно Статье 144, параграф Г Конституции, обеспечивает соблюдение положений этого закона во всей стране и подтверждает результаты голосования.

Статья 3.

  1. Партийные кандидаты, политические объединения или независимые кандидаты могут принять участие в выборах Президента Румынии. Партии и политические объединения могут выдвинуть, отдельно или совместно, только одного кандидата.
  2. Кандидаты, выдвинутые от партий или политических объединений, как и независимые кандидаты, могут быть зарегистрированы только если они поддержаны минимум 100 000 избирателей. Избиратели могут голосовать только за одного кандидата.

Статья 4.

  1. Дата выборов устанавливается и обнародуется Правительством, минимум за 60 (шестьдесят) дней перед днем голосования и не позже чем за 5 (пять) дней до истечения срока полномочий Президента, или от даты, когда начинается срок, предусмотренный Статьей 96, параграф 2 Конституции.
  2. Выборы проходят в один день, и назначаются на воскресенье.

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ

Раздел 1. Обязанности Избирательных Комиссий

Статья 5.

Центральная Избирательная Комиссия несет следующие обязанности:

а) наблюдает за обновлением избирательных списков и обеспечивает законный порядок выборов Президента Румынии и единообразное применение закона по всей стране.

б) обеспечивает выполнение положений закона и регистрирует кандидатов, которые отвечают установленным требованиям;

в) сообщает комиссиям избирательных округов и обнародует через прессу имена кандидатов;

г) урегулирует претензии, касающиеся своей деятельности и претензии, присланные комиссиями избирательных округов. Решения Центральной Избирательной Комиссии окончательны.

д) обобщает результаты выборов, устанавливает избранного кандидата и представляет Конституционному Суду необходимую документацию об утверждении мандата Президента Румынии.

е) выполняет другие обязанности, возлагаемые на неё в соответствии с настоящим законом.

Статья 6.

Комиссии избирательных округов несут следующие обязанности:

а) в течение двух дней с момента получения извещения, опубликовать имена кандидатов, зарегистрированных Центральной Избирательной Комиссией, и сделать соответствующие объявления;

б) урегулировать жалобы и претензии к их собственной деятельности и к деятельности комиссий избирательных пунктов;

в) рассылать избирательные бюллетени, контрольные штампы и штампы с надписью “проголосовано” избирательным комиссиям и избирательным пунктам;

г) обобщать результаты выборов по окружной избирательной комиссии и направлять их в Центральную Избирательную Комиссию. Официальные протоколы с этими результатами, а также претензии, жалобы и протоколы, полученные от избирательных комиссий по голосованию; д) выполнят иные обязанности, предусмотренные законом.

Статья 7.

Избирательные комиссии надлежащим образом выполняют прерогативы, установленные законом о выборах в Парламент.

Статья 8.

Заседания избирательных комиссий правомочны, если на них присутствует половина их членов плюс один член; решения принимаются большинством присутствующих членов комиссии.

Раздел 2. Выдвижение

Статья 9.

  1. Предложения по кандидатурам на выборы Президента Румынии представляются в Центральную Избирательную Комиссию не позднее чем за 30 дней до даты выборов.
  2. Предложения представляются письменно и принимаются только в том случае, если они:

а) подписаны руководством партии или политического объединения, которые выдвинули кандидата, или независимыми кандидатами, если таковые имеются;

б) содержат имя и фамилию, род занятий и профессию кандидата;

в) сопровождаются письменным согласием кандидата на его выдвижение, им подписанным и датированным, а также списками сторонников (минимум 100 000); список (списки) сторонников должны содержать имена и фамилии кандидатов, а также имена и фамилии, адреса, номера удостоверений личности и подписи тех, кто поддержал кандидатуру.

  1. Список сторонников является публичным документом. Согласие сторонников дается под их собственную ответственность.
  2. Предложение по кандидатуре представляется в четырех копиях, две из которых должны храниться в Центральной Избирательной Комиссии, третья регистрируется в Конституционном Суде, четвертая, удостоверенная Председателем Центральной Избирательной Комиссии, возвращается заявителю.

Статья 10.

Лица, которые на дату выдвижения не соответствуют условиям, предусмотренным Статьей 35 Конституции, или избирались Президентом Румынии дважды, в качестве кандидатов не рассматриваются. Лицо, занимающее пост Президента Румынии, может быть признано кандидатом, только если оно находится на этом посту первый срок.

Статья 11.

  1. В течение двадцати четырех часов с момента регистрации, Центральная Избирательная Комиссия публикует имена кандидатов через прессу и вывешивает объявления об этом в своей штаб-квартире.
  2. За 20 дней до даты выборов, граждане, партии и другие политические объединения могут оспорить кандидатуру.
  3. Споры, касающиеся принятия или отклонения кандидатуры, разрешаются Конституционным Судом в течение двадцати четырех часов. Решение суда окончательное, оно публикуется в МОМ1ТОК1Д. ОР1С1АЬ (“Официальном Мониторе” ) Румынии.
  4. На следующий день после урегулирования споров, предусмотренных подпараграфом 3, Центральная Избирательная Комиссия сообщает комиссиям избирательных округов окончательный список кандидатов, в порядке их регистрации.

Раздел 3. Избирательные Бюллетени

Статья 12.

  1. Избирательные бюллетени должны быть напечатаны в соответствии с образцом, приводимым в Приложении.
  2. Размеры избирательных бюллетеней устанавливаются Центральной Избирательной Комиссией, с учетом количества кандидатов и пространства для печати, и должны быть сообщены комиссиям избирательных округов вместе с сообщением о кандидатах.
  3. Изготовление бюллетеней обеспечивается окружными избирательными комиссиями, с соблюдением положений законодательства, касающихся печатания избирательных бюллетеней для выборов в Парламент. Префекты несут ответственность за то, чтобы все избирательные бюллетени были напечатаны не позднее чем за один день до дня выборов.

Статья 13.

  1. Избирательные знаю! сообщаются Центральной Избирательной Комиссии вместе с кандидатурой.
  2. Если выборы Президента Румынии происходят в одно время с выборами в палату Депутатов и в Сенат, могут использоваться только знаки, используемые на парламентских выборах. Если выборы Президента Румынии происходят в день, отличный от дня парламентских выборов, могут использоваться только знаки, установленные в последние выборы в палату депутатов и в Сенат. В отношении партий и политических объединений, которые не участвовали в этих выборах, применяются положения Закона о выборах в палату Депутатов и в Сенат, касающиеся избирательных знаков и выдвижения.

Статья 14.

Законодательные положения о выборах в Палату Депутатов и в Сенат, касающиеся штампов на избирательных пунктах, передачи, выдачи и вывешивания избирательных документов, или обращения с действительными и недействительными избирательными бюллетенями, применяются также и в отношении выборов Президента Румынии.

Раздел 4 Избирательная кампания и проведение выборов

Статья 15.

  1. Избирательная кампания по выборам Президента Румынии и её проведение осуществляются в соответствии с законодательными положениями, относящимися к выборам Палаты Депутатов и Сената, с исключениями, установленными настоящим разделом.
  2. Действующий Президент может участвовать в избирательной кампании партии или политического объединения, которые выдвинули его или поддерживают его кандидатуру, в соответствии со Статьей 9.

Статья 16.

  1. Для кандидатов в Президенты Румынии доступ на общественное радио и телевидение должен быть равным и бесплатным.
  2. Расписание избирательной кампании и распределение между кандидатами бесплатного времени для вещания проводится после регистрации кандидатов обеими Палатами Парламента, вместе с представителями общественного радио и телевидения, и с участием кандидатов.

3. Если выборы Президента Румынии проходят в то же время, что и выборы в Палату Депутатов и Сенат, учитывается расписание и распределение времени вещания по кампании выборов в Парламент.

Статья 17.

Жалобы в отношении решений, вынесенных окружными избирательными комиссиями по претензиям в отношении препятствий, чинимых партиям и политическим объединениям, или кандидатам в ведении ими своей избирательной кампании, рассматриваются Конституционным судом в течение трех дней после их поступления.

Статья 18.

  1. Если выборы Президента проходят одновременно с выборами в палату Депутатов и Сенат, лица, аккредитованные для наблюдения за выборами Депутатов и Сенаторов, могут также участвовать в выборах Президента.
  2. В случае, если выборы Президента проходят после парламентских выборов, аккредитация представителей прессы, кинематографии, радио, телевидения Румынии или зарубежных стран, или представителей международных организаций должна проводиться Центральной Избирательной Комиссией.
  3. В ситуации, предусмотренной подпараграфом 2, партии или политические объединения, выдвинувшие своего кандидата, могут выслать одного делегата на каждый избирательный пункт или в окружную избирательную комиссию, который будет наблюдать за ходом выборов. Оповещение делается путем сообщения имени, фамилии и адреса представителя, за подписью руководства партии или политического объединения. Если партии или политические объединения предложили одного и того же кандидата, то они могут назначить одного общего представителя.

Статья 19.

  1. Избиратель голосует путем приложения штампа с надписью “проголосовано” на прямоугольник, напечатанный рядом с именем и фамилией кандидата.
  2. Если выборы Президента Румынии проходят одновременно с выборами в Парламент, штамп должен использоваться на один нумерованный избирательный бюллетень по обоим выборам.
  3. Если выборы Президента Румынии имеют место в день, отличный от дня выборов в палату Депутатов и в Сенат, штамп должен прикладываться на нумерованный избирательный бюллетень, форма которого опубликована Правительством к дате голосования.

4. Во втором туре голосования штамп должен прикладываться к номеру следующих выборов.

ГЛАВА III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

Статья 20.

  1. Избирательная процедура определения результатов выборов на избирательном пункте, а также разрешение юридических споров, связанных с ними, и открытие избирательных урн должны производиться в соответствии с положениями закона, о выборах в палату Депутатов и в Сенат.
  2. Результаты выборов на избирательном пункте должны фиксироваться письменно.
  3. Кандидаты от партий и политических объединений, которые выдвинуты одновременно в Парламент и на пост Президента, вправе вести общие записи. Делегаты партий и политических объединений вправе делать это в случае, если выборы Президента Румынии не проходят в одно время с выборами в парламент.
  4. Записи должны содержать как недействительные голоса, так и действительные, а также имена и фамилии кандидатов.

Статья 21.

1. После открытия избирательных урн и подсчета голосов, председатель комиссии избирательного пункта составляет две копии официального протокола, содержащие:

а) количество голосов, в соответствии с избирательными списками;

б) количество избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных урнах. Это количество должно быть распределено в соответствии в избирателями в постоянных избирательных списках и в особых списках;

в) общее число свободно выраженных, законно поданных голосов;

г) количество недействительных голосов;

д) количество голосов, свободно поданных за каждого кандидата;

е) краткое представление юридических споров и способы их разрешения.

  1. Официальные протоколы подписываются председателем и членами комиссии.
  2. Недостающие подписи некоторых членов избирательной комиссии не влекут за собой недействительности официального протокола. Председатель отмечает причины, помешавшие подписать протокол.
  3. Официальный протокол вместе со всеми юридическими спорами, касающимися порядка избирательных действий на избирательном пункте, а также недействительные избирательные и оспоренные бюллетени должны быть опечатаны, проштампованы и направлены окружной избирательной комиссии под вооруженной охраной, в течение двадцати четырех часов.
  4. Окружная избирательная комиссия посылает одну из копий официального протокола территориальному суду; кандидаты от партий или политических объединений могут получить нотариально заверенную копию по их заявке.
  5. В течение двадцати четырех часов после получения папки, окружная избирательная комиссия представляет одну из копий протокола в трибунал соответствующего округа, кандидаты или партии и политические объединения, которыми они были выдвинуты, уполномочены получить аутентичные копии протоколов.

Статья 22.

1. По получении всех официальных протоколов от избирательных комиссий и после законного урегулирования всех споров, окружная избирательная комиссия делает официальный протокол, указывающий:

а) количество избирателей в округе согласно постоянным спискам избирателей;

б) количество бюллетеней, обнаруженных в избирательных урнах, отдельно по постоянным спискам и по особым;

в) количество законно поданных голосов;

г) количество недействительных голосов;

д) количество законно поданных голосов за каждого кандидата в целом по окружной избирательной комиссии;

е) краткий протокол о спорах и решениях, принятых по ним окружной избирательной комиссией.

  1. Положения Статьи 21, субпараграфы 2 и 3 применяются соответственно.
  2. Официальный протокол окружной избирательной комиссии, вместе с отчетом об урегулировании споров и претензий, а также протоколы, полученные от комиссий избирательных пунктов, формируются в папку, которая закрывается, опечатывается и подписывается членами избирательной комиссии и направляется в Центральную Избирательную Комиссию под вооруженной охраной, в течение сорока восьми часов с момента получения последнего официального протокола о голосовании от комиссий избирательных пунктов.

Статья 23.

1. Центральная Избирательная Комиссия урегулирует представленные жалобы и претензии; её решения являются окончательными. После этого составляется официальный протокол, который содержит:

а) общее число избирателей, согласно избирательным спискам населенных пунктов, в которых проживают избиратели;

б) общее число бюллетеней, обнаруженных в урнах для голосования;

в) общее число недействительных голосов

г) общее число законно поданных голосов, в целом по стране, по каждому кандидату, и отчет о выполнении положений, предусмотренных Статьей 81 Конституции; в случае, если эти положения не соблюдены, указываются фамилии и имена кандидатов, которые примут участие во втором голосовании;

г) подведение результатов второго голосования согласно положениям субпараграфов а – г, которые применяются соответственно, и имя и фамилию избранного кандидата;

д) способ разрешения споров и претензий.

  1. Положения Статьи 21, субпараграфы 2 и 3, применяются соответственно.
  2. Официальный протокол по каждому голосованию, вместе с папками окружных избирательных комиссий, полученный согласно субпараграфу 3 Статьи 22, направляется с вооруженной охраной в Конституционный Суд, в течение двадцати четырех часов после регистрации последней папки.

Статья 24.

1. Конституционный Суд объявляет выборы недействительными в случае, если при голосовании и подсчете голосов имели место фальсификации и подтасовки при предоставлении мандата, или в порядке кандидатов, имеющих право принимать участие во втором туре голосования. В этой ситуации Суд назначает повторные выборы, которые проходят в третье воскресенье после даты, когда выборы были объявлены недействительными.

  1. Петиция о признании выборов недействительными может быть представлена партиями, политическими объединениями, и кандидатами, участвовавшими в выборах, в течение максимум трех дней после окончания голосования, петиция должна быть мотивирована и сопровождаться доказательствами, на которых она основывается.
  2. Петиция принимается к рассмотрению, только если сам заявитель не вовлечен в мошенничество.
  3. Петиция рассматривается Конституционным Судом до даты опубликования результатов выборов, установленной законодательством.

Статья 25.

  1. Конституционный Суд обнародует результаты выборов по каждому туру в прессе и через “Официальный Монитор” Румынии (“Monitorul Oficial”), и объявляет об утверждении избрания Президента.
  2. Утверждающий документ выполняется в двух копиях; одна направляется в парламент для принесения присяги, как это определено Статьей 82 параграф 2 Конституции.

Статья 26.

  1. Второй тур голосования имеет место в случае, предусмотренном Статьей 81, параграф 3 Конституции, в срок не более двух недель после первого тура голосования, в тех же избирательных пунктах и избирательных округах, под руководством тех же избирательных комиссий, основываясь на тех же избирательных списках, что и первый тур.
  2. Два кандидата, которые в целом по стране получили наивысшее количество голосов в первом туре, участвуют во втором туре. Подтверждение числа полученных голосов должно быть сделано Конституционным судом в течение двадцати четырех часов после получения официальных протоколов, предусмотренных Статьей 23, субпараграф 3. Объявление Конституционного суда сообщает фамилии и имена обоих кандидатов, участвующих во втором туре голосования, и дату второго тура выборов, согласно субпараграфу 1.
  3. Избирательная кампания второго тура голосования начинается с даты опубликования даты выборов по второму туру.
  4. График работы радио-телеслужб и распределения времени вещания устанавливается в соответствии со Статьей 16 и вводится соответственно не позже второго дня после начала избирательной кампании.

5. Лица, аккредитованные для ассистирования при выборах в первом туре, считаются уполномоченными для этого и во втором туре.

ГЛАВА IV. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27.

Санкции и штрафы, предусмотренные за нарушение требований закона в отношении выборов в Палату Депутатов и в Сенат, применяются и при выборах Президента.

Статья 28.

  1. Положения закона о выборах в Палату Депутатов и в Сенат, в отношении избирательных расходов, законных пошлин, правительственной поддержки избирательных комиссий и судебного рассмотрения жалоб и претензий или всех других заявлений, применяются также и к выборам Президента Румынии.
  2. Если выборы в Палату Депутатов и в Сенат и выборы Президента Румынии имеют место в то же время, расходы на проведение выборов, включая финансирование партий и политических объединений из Государственного Бюджета, осуществляются за счет фондов, предусмотренных для выборов в Парламент.
  3. В случае, если выборы Президента Румынии имеют место в иное время, чем выборы в Парламент, финансирование избирательной кампании партий и политических объединений, выдвинувших кандидатов, определяется особым законом. Партии и политические объединения, которые не получили минимальных десяти процентов законно поданных голосов в целом по стране, по кандидату, ими выдвинутому, должны возвратить полученные ими средства в течение двух месяцев после даты завершения избирательной кампании.

Статья 29.

  1. Выборы Президента Румынии в 1992 году проходят в то же время, что и выборы в Палату Депутатов и в Сенат.
  2. Для выборов согласно вышеуказанному параграфу 1, могут быть аккредитованы те же внутренние наблюдатели, в соответствии с положениями, установленными Законом о Выборах в Палату Депутатов и в Сенат.

Статья 30.

1. Исполнительный Указ № 92/1990 о выборах в Парламент и выборах Президента Румынии отменяется.

2. Настоящий закон был принят Палатой Депутатов и Сенатом на совместной сессии 8 июня 1992 года, с надлежащим соблюдением положений Статьи 74, параграф (1), и Статьи 76, параграф (2) Конституции Румынии.