ЗАКОН О ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ВЫБОРАМ И ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМОВ

от 18 декабря 1993 года

№ 1339-XII

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов (в дальнейшем - Центральная комиссия) является постоянно действующим независимым органом, возглавляющим систему комиссий, образуемых для проведения выборов и референдумов в Кыргызской Республике.

Статья 2

Центральная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики", Законом Кыргызской Республики "О выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", Законом Кыргызской Республики "О референдуме в Кыргызской Республике", настоящим Законом и другими законодательными актами Кыргызской Республики.

Статья 3

Центральная комиссия образуется Жогорку Кенешем с учетом предложений областных и городского Бишкекского кенешей, республиканских органов общественных объединений сроком на 5 лет в составе председателя, заместителя, секретаря и 12 членов комиссии за 4 месяца до выборов нового состава Жогорку Кенеша.

Центральная комиссия сохраняет свои полномочия вплоть до избрания Жогорку Кенешем нового состава Центральной комиссии.

Статья 4

Членом Центральной комиссии может быть выдвинут любой гражданин Кыргызской Республики, обладающий избирательным правом.

В состав Центральной комиссии не могут быть избраны депутаты Жогорку Кенеша, кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша, кандидаты на пост Президента, депутаты местных кенешей, кандидаты в депутаты местных кенешей, доверенные лица кандидатов на эти посты.

Лица, выдвинутые кандидатами на пост Президента, кандидатами в депутаты Жогорку Кенеша и местных кенешей и являющиеся членами Центральной комиссии, считаются освобожденными от обязанностей члена комиссии с момента регистрации их кандидатами на указанные посты.

В случае досрочного выбытия из состава Центральной комиссии одного или нескольких ее членов, Жогорку Кенеш избирает на место выбывших новых членов Центральной комиссии.

В случае выбытия из состава Центральной комиссии ее члена менее чем за два месяца до истечения срока ее полномочий, вопрос о целесообразности проведения довыборов решается Жогорку Кенешем по представлению Центральной комиссии.

Статья 5

Лица, входящие в состав Центральной комиссии, на период осуществления полномочий должны приостановить свою деятельность в политических партиях, а также не должны выступать в поддержку какой-либо политической партии.

Статья 6

Председатель, заместитель председателя, секретарь и члены Центральной комиссии могут быть освобождены от своих обязанностей в комиссии Жогорку Кенешем по личному заявлению либо по представлению Центральной комиссии.

Выдвижение и утверждение нового представителя в состав Центральной комиссии производится в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья 7

Центральная комиссия строит свою работу на основе открытости и гласности.

Центральная комиссия информирует население о своих заседаниях и принятых ею решениях, о проводимых комиссией мероприятиях. На заседаниях Центральной комиссии могут присутствовать представители государственных и общественных органов, трудовых коллективов, общественных объединений, собраний избирателей. Представителям средств массовой информации гарантируется беспрепятственный доступ на заседания Центральной комиссии.

Статья 8

Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны содействовать Центральной комиссии в осуществлении ею своих полномочий, представлять необходимые для ее работы сведения и материалы.

РАЗДЕЛ II. ПОЛНОМОЧИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОМИССИИ

Статья 9

Центральная комиссия осуществляет на всей территории Кыргызской Республики контроль за исполнением Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики", Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", Закона Кыргызской Республики "О референдуме в Кыргызской Республике", Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей Кыргызской Республики" и обеспечивает их единообразное применение.

Центральная комиссия проводит работу по выявлению нарушений указанных законов, принимает необходимые меры к их устранению; дает разъяснения по спорным вопросам, возникающим при применении законодательных актов Кыргызской Республики, регулирующих организацию и проведение выборов и референдумов на территории Кыргызской Республики.

Статья 10

Центральная комиссия направляет и контролирует деятельность избирательных комиссий и комиссий референдумов, осуществляет методическое руководство работой этих комиссий, дает рекомендации по организации их деятельности.

Центральная комиссия заслушивает сообщения избирательных комиссий и комиссий референдумов по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов и референдумов.

Центральная комиссия рассматривает заявления и жалобы на решения и действия избирательных комиссий и комиссий референдумов, выносит по ним окончательные решения.

Центральная комиссия определяет порядок внесения изменений в состав избирательных комиссий и комиссий референдумов.

Решения Центральной комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми избирательными комиссиями и комиссиями референдумов.

Статья 11

Центральная комиссия образует избирательные округа и окружные комиссии, комиссии референдумов; публикует списки избирательных округов с указанием их границ и мест нахождения окружных избирательных комиссий; координирует деятельность избирательных комиссий и комиссий референдумов.

Статья 12

Центральная комиссия распределяет денежные средства, выделенные из республиканского бюджета на проведение выборов и референдумов по избирательным комиссиям и комиссиям референдумов,включая оплату ими за использование помещений, транспорта, связи, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов и референдумов.

Центральная комиссия формирует специальные фонды:

- Фонд по выборам Президента Кыргызской Республики;

- Республиканский фонд по проведению выборов депутатов Жогорку Кенеша.

Статья 13

Центральная комиссия устанавливает формы избирательных бюллетеней по выборам Президента, депутатов Жогорку Кенеша и местных кенешей, протоколов предвыборных собраний и заседаний избирательных комиссий, других избирательных документов, образцы избирательных ящиков и печатей избирательных комиссий, порядок хранения избирательных документов, устанавливает форму списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, и других документов по проведению референдума, образцы печатей комиссий по референдуму и образцы ящиков для голосования, обеспечивает порядок и устанавливает сроки хранения документов по референдуму.

Статья 14

Центральная комиссия заслушивает сообщения министерств, государственных комитетов и ведомств Кыргызской Республики, других государственных и общественных органов по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов и референдумов.

Статья 15

Центральная комиссия публикует сообщение об итогах выборов Президента в течение трех дней с момента подписания протокола об итогах выборов.

Статья 16

Сообщение об итогах выборов в целом по республике и список избранных депутатов Жогорку Кенеша Центральная комиссия публикует в печати не позднее чем в десятидневный срок после проведения выборов в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности(занятия), от какой партии выдвинут, места работы и жительства депутата, избирательного округа, от которого он избран депутатом.

Центральная комиссия передает Мандатной комиссии Жогорку Кенеша документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов.

Статья 17

Центральная комиссия на основании поступивших к ней протоколов избирательных комиссий регистрирует избранных депутатов Жогорку Кенеша и местных кенешей; подводит итоги выборов в целом по республике.

Центральная комиссия может признать выборы недействительными, если в ходе выборов или при подсчете голосов, либо определении результатов выборов имели место нарушения законодательства Кыргызской Республики о выборах Президента, депутатов Жогорку Кенеша и депутатов местных кенешей, а также Закона Кыргызской Республики "О референдуме в Кыргызской Республике".

Статья 18

Центральная комиссия в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, принимает решение, в котором поручает окружной избирательной комиссии провести в избирательном округе повторные выборы. При этом она может в решении указать на необходимость проведения выборов окружной и участковыми избирательными комиссиями в новом составе.

Статья 19

Центральная комиссия устанавливает и публикует в печати результаты референдума по республике.

Статья 20

Центральная комиссия рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий по выборам Президента, комиссий по выборам депутатов Жогорку Кенеша и комиссий референдумов.

Статья 21

В случаях, предусмотренных Законом Кыргызской Республики "О выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", Центральная комиссия назначает выборы депутатов Жогорку Кенеша вместо выбывших депутатов не позднее, чем за два месяца до их проведения.

Центральная комиссия организует выборы депутатов Жогорку Кенеша вместо выбывших депутатов в соответствии с требованиями Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", обеспечивает их проведение.

Статья 22

Центральная комиссия кроме полномочий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляет и другие полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОМИССИИ

Статья 23

Заседания Центральной комиссии созываются по мере необходимости ее председателем.

Заседания Центральной комиссии являются правомочными, если в них принимает участие большинство состава комиссии. В случае невозможности прибытия на заседание член Центральной комиссии заблаговременно сообщает об этом председателю комиссии.

Заседания Центральной комиссии являются открытыми. Сообщения о заседаниях публикуются в печати.

На заседаниях Центральной комиссии ведется протокол, который подписывается ее председателем и секретарем.

Статья 24

Центральная комиссия в пределах своих полномочий издает постановления и проверяет их исполнение. Постановления подписываются председателем и секретарем комиссии.

Центральная комиссия имеет право отменять решения избирательных комиссий и комиссий референдумов, если эти решения противоречат законодательству Кыргызской Республики.

Решения Центральной комиссии могут быть отменены Жогорку Кенешем, если они противоречат законодательству Кыргызской Республики.

Статья 25

Решения Центральной комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего состава комиссии.

Члены Центральной комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу.

Статья 26

Председатель Центральной комиссии:

1) созывает заседания комиссии, организует подготовку необходимых материалов к заседаниям;

2) дает поручения членам комиссии, направляет им материалы и документы, связанные с деятельностью комиссии;

3) приглашает для участия в заседаниях комиссии представителей государственных и общественных органов и организаций, иных лиц;

4) председательствует на заседаниях комиссии;

5) представляет комиссию в отношениях с государственными и общественными органами и организациями;

6) организует работу по исполнению решений комиссий, руководит работой аппарата Центральной комиссии;

7) информирует общественность о деятельности Центральной комиссии, принятых ею решениях;

8) осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом, другими законодательными актами Кыргызской Республики.

Статья 27

Заместитель председателя Центральной комиссии оказывает содействие председателю в осуществлении возложенных на него полномочий, а в отсутствие председателя выполняет его функции.

Статья 28

Член Центральной комиссии:

1) вносит предложения по повестке дня заседания комиссии, предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, задает вопросы, дает справки, участвует в прениях и пользуется правом решающего голоса по всем рассматриваемым вопросам;

2) осуществляет контроль за деятельностью избирательных комиссий и комиссий референдумов по поручению Центральной комиссии и по собственной инициативе, докладывает Центральной комиссии о результатах проведенных проверок;

3) ведет прием представителей государственных и общественных органов, трудовых коллективов, общественных объединений, собраний избирателей, граждан, обращающихся в Центральную комиссию с заявлениями, жалобами и предложениями, связанными с проведением выборов Президента, депутатов Жогорку Кенеша и местных кенешей.

Члену Центральной комиссии выдается удостоверение установленного образца.

Члену Центральной комиссии гарантируется возмещение всех расходов, связанных с осуществлением его полномочий за счет средств Центральной комиссии.

РАЗДЕЛ IV. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОМИССИИ

Статья 29

Лица, входящие в состав Центральной комиссии вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия и организации, к должностным лицам, командирам воинских частей и подразделений, руководителям министерств, государственных комитетов, административных ведомств, а также в Правительство по вопросам, связанным с проведением выборов, референдумов и принимают участие в рассмотрении поставленных вопросов. Указанный орган или должностное лицо обязаны дать ответ на обращение члена Центральной комиссии безотлагательно, а при необходимости в дополнительном изучении соответствующего вопроса или проверки в трехдневный срок.

Статья 30

Центральная комиссия пользуется правом на беспрепятственное получение информационных и справочных материалов, официально распространяемых Президентом, Жогорку Кенешем, правительством и иными государственными и общественными органами.

Статья 31

Председатель и заместитель председателя Центральной комиссии не могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Жогорку Кенеша.

Уголовное дело в отношении председателя и заместителя председателя Центральной комиссии может быть возбуждено только генеральным прокурором Кыргызской Республики.

РАЗДЕЛ V. АППАРАТ И СМЕТА РАСХОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОМИССИИ

Статья 32

Организационное, материально-техническое и информационное обеспечение деятельности Центральной комиссии осуществляется ее аппаратом.

Статья 33

Для организационного, правового и технического обеспечения проведения выборов и референдумов к работе в аппарате Центральной комиссии могут привлекаться специалисты.

По решению Центральной комиссии членам рабочей группы оплачивается выполненная ими работа.

Статья 34

Смета расходов, связанных с деятельностью Центральной комиссии, утверждается на заседании Центральной комиссии.

Президент Кыргызской Республики

А.АКАЕВ

Источник: база “Кодекс”