Международное право
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Международное право

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено 19.03.2002

    Илья Александров,
    ilja_muromets@web.de
    научный сотрудник кафедры гражданского процесса,
    гражданского права и трудового права
    Рурского Университета г.Бохума, Германия

    Принципы разрешения хозяйственных споров судами ФРГ



    I. Общие положения

    1. Введение

    2. Основные источники права
    1) Основной Закон (Конституция) 1949 г.
    2) Закон о судоустройстве, Вводный Закон
    3) Гражданский Процессуальный Кодекс
    4) Закон о судьях, Закон о судебных расходах,
    Закон об адвокатах, Закон о величине адвокатского гонорара,
    Закон о расходах судебных исполнителей

    3. Новейшие существенные изменения в законодательстве


    II. Основные положения о разбирательстве
    по хозяйственным делам в ФРГ

    1. Правила о подведомственности и подсудности
    1) Подведомственность
    2) Подсудность

    2. Представительство в суде

    3. Судебные расходы


    III. Органы правосудия в ФРГ, альтернативные способы разрешения хозяйственных споров

    1. Немецкая судебная система

    1) Правовой статус судей в ФРГ

    2) Участковые суды (Amtsgerichte)
    а) Состав участковых судов
    b) Компетенция по гражданским и хозяйственным делам
    c) Обязательный досудебный порядок рассмотрения дел
    с малыми суммами иска

    3) Окружные суды (Landgerichte)
    а) Состав окружных судов, составы по хозяйственным делам
    b) Понятие хозяйственного спора
    в соответствии с немецким законодательством
    с) Компетенция по гражданским и хозяйственным делам
    по 1. и 2. инстанции
    d) Компетенция состава окружного суда
    по делам об экономической преступности


    4) Земельные суды (Oberlandesgerichte)
    а) Состав земельного сдуа
    b) Компетенция по гражданским делам по 1. и 2. инстанции

    5) Верховный Суд ФРГ (Bundesgerichtshof)
    а) Состав Верховного Суда ФРГ
    b) Компетенция по гражданским делам

    2. Адвокат в гражданском процессе
    1) Допуск в качестве адвоката.
    Последние изменения в законодательстве
    2) Иностранные адвокаты в ФРГ


    3. Третейские суды в ФРГ
    1) Правовая основа деятельности.
    Последние реформы законодательства
    2) Значение системы третейских судов
    3) Германия как место рассмотрения хозяйственных споров третейскими судами
    4) Международные арбитражные суды и границы их компетенции

    4. Посреднические услуги при разрешении хозяйственных споров


    IV. Принципы разрешения хозяйственных споров судами ФРГ

    1. Упрощенный порядок взыскания задолженности
    без вызова ответчика в суд
    а) Порядок предъявления требования о взыскании задолженности
    b) Правовые последствия вынесения определения о судебном приказе
    с) Упрощенный порядок взыскания задолженности
    как предстадия разбирательства спора в судебном заседании

    2. Порядок проведения судебного разбирательства

    3. Принцип устности. Разбирательство дела по письменным документам

    4. Вынесение решения. Вступление решения в законную силу.
    Правовые последствия вступления судебного решения в законную силу
    а) Вынесение решения
    b) Вступление решения в законную силу
    c) Правовые последствия вступления судебного решения
    в законную силу

    5. Средства обжалования
    а) Кассационное обжалование
    b) Ревизионное обжалование
    с) Жалобы на постановления суда, не разрешающие спор по существу

    V. Исполнительное производство в ФРГ

    1. Добровольное исполнение судебных решений

    2. Принудительное исполнение судебных решений
    а) Исполнительное производство
    по имущественным требованиям
    b) Исполнительное производство по иным требованиям
    с) Признание и исполнение иностранных судебных решений

    3. Расходы по принудительному исполнению судебных решений

    VI. Заключение

    I. Общие положения

    1. Введение

    Доля во внешней торговле с Федеративной Республикой Германия в 2000 г. составила примерно 14 % для Российской Федерации (Германия таким образом стала партнером РФ №1 в мире) и около 12 % для Республики Беларусь (Германия стала партнером РБ №3). Общий объем торгового оборота между Федеративной Республикой Германия и Российской Федерацией превысил в 2000 г 40 млрд. марок[1], между Германией и Беларусью - 1,5 млрд. марок (рост на 30 % за 2000 г.[2]). В свете дальнейшего подъема в российской и белорусской экономике, а также последних контактов немецкой и российской стороны в области экономического сотрудничества, общие показатели и процентные доли во внешней торговле между этими государствами могут значительно возрасти в последующие годы.

    Торговые отношения между странами СНГ и ФРГ нуждаются в надежной правовой защите и, таким образом, наличии соответствующей профессиональной компетенции с обеих сторон. Качественное и своевременное разрешение судами возникающих споров позволяет бизнесменам быстрее и удобнее реализовывать свои права в отношениях с партнерами и таким образом стимулирует торговый оборот.

    Однако до сих пор имеется недостаток информации о правовой системе в государстве-партнере - по крайней мере, в Российской Федерации подробные публикации о принципах разрешения хозяйственных споров судами ФРГ едва ли можно встретить. Настоящая статья призавана дать общее представление о судебной системе ФРГ, судебном разбирательстве по хозяйственным делам. Публикация о немецкой системе правосудия по хозяйственным делам будет интересна, в первую очередь, судьям российских арбитражных судов в плане сравнения положений отечественного и немецкого законодательства. Она ориентирована также и на практикующих юристов, сталкивающихся с проблемами обращения в суд, исполнения вынесенных иностранным судом решений на территории Германии.


    2. Основные источники права

    1) Основной Закон (Конституция) 1949 г.

    Немецкая Конституция (Основной Закон - Grundgesetz, GG) от 23.05.1949[3] в ст. 3 раздела "Основные права" провозглашает принцип равенства всех людей перед законом. Никто не может быть ущемлен в своих правах или получить преимущество вследствии своего происхождения, расы, языка, родины, своих религиозных или политических взглядов. Ст. 14 Основного Закона гарантирует право собственности и право наследования, в то же время отмечается, что собственность порождает определенные обязанности.

    Раздел 9 "Правосудие" ОЗ ФРГ содержит статьи, определяющие в общем структуру судебной системы и основные принципы судопроизводства. Указывается, что судебная власть принадлежит судам, осуществляется Верховным Судом, предусмотренными Основным Законом федеральными судами и судами земель.[4] Ст. 97 провозглашает принцип независимости судей. Каждый имеет право на государственного судью и на судебное рассмотрение своего дела (судебную защиту законных прав и интересов).[5]


    2) Закон о судоустройстве, Вводный Закон

    "Закон о судоустройстве" (Gerichtsverfassungsgesetz, GVG) в редакции 1975 г. детально регламентирует структуру судебной системы ФРГ. В разделах Закона упоминаются суды различных уровней, от участковых судов (Amtsgerichte) до Верховного Суда ФРГ (Bundesgerichtshof), определяется их компетенция по рассмотрению отдельных категорий дел. Отдельный раздел №7 посвящен составам судов по торговым делам. В Законе упоминается Прокуратура как надзорный орган за судами, в общем определяются ее задачи по надзору за осуществлением правосудия.

    "Вводный Закон к Закону о судоустройстве", в частности, устанавливает порядок передачи и сохранения личной информации судами, в том числе и иностранным государственным органам (проблема ограничения доступа к информации, носящей личный характер, особенно актуальна в настоящее время в Германии: данное обстоятельство повлекло внесение изменений во "Вводный Закон в 1999 г.) .


    3) Гражданский Процессуальный Кодекс

    Следует отметить, что в ФРГ действует единый Гражданский Процессуальный Кодекс (Zivilprozeßordnung, ZPO), в соответствии с которым осуществляется правосудие как по гражданским, так и по хозяйственным делам. В своей последней редакции от 12.09.1950 он состоит из 10 книг:

    1. Общие положения (разделы: "Суды", "Стороны", "Судебное разбирательство"),

    2. Производство в судах первой инстанции (разделы "Производство в земельных судах", "Производство в участковых судах"),

    3. Средства обжалования (разделы "Жалоба", "Ревизия", "Кассация"),

    4. Возобновление судебного разбирательства,

    5. Упрощенный порядок взыскания задолженности на основании документов (в частности, векселей),

    6. Производство по семейным делам (разделы "Общие правила производства по брачным делам", "Общие правила производства по прочим семейным делам", "Бракоразводный процесс и раздел имущества супругов", "Производство по делам о правах и обязанностям детей по отношению к родителям", "Производство по делам, связанным с выплатой алиментов"

    7. Упрощенный порядок взыскания задолженности без вызова ответчика в суд,

    8. Исполнительное производство (разделы "Общие положения", "Исполнительное производство по имущественным требованиям", "Исполнительное производство по изъятию вещей из чужого незаконного владения, а также по принуждению к совершению либо воздержанию от совершений каких-либо действий", "Заверение под присягой и арест", "Арест имущества и обеспечение иска",

    9. Вызывное производство,

    10. Арбитражное (третейское) разбирательство (разделы "Общие положения", "Арбитражное соглашение", "Образование арбитражного (третейского) суда", "Компетенция арбитражного (третейского) суда", "Проведение арбитражного (третейского) разбирательства", "Вынесение решения и завершение арбитражного (третейского) разбирательства", "Обжалование решения арбитражного (третейского) суда", "Признание и исполнение решений арбитражных (третейских судов)", "Разбирательство в государственном суде", "Внедоговорные арбитражные суды".


    4) Немецкий Закон о судьях, Закон о судебных расходах,
    Закон об адвокатах, Закон о величине адвокатского гонорара,
    Закон о расходах судебных исполнителей

    "Немецкий Закон о судьях" (Deutsches Richtergesetz, DriG) в редакции 19.04.1972. содержит требования, предъявляемые к лицам, претендующим на занятие должности судьи, касающиеся профессиональной квалификации кандидата. Закон включает в себя перечень прав и обязанностей судей федеральных и земельных судов, а также положения о дисциплинарных судах для судей Верховного Суда и земельных судов ФРГ.[6]

    "Закон о судебных расходах" (Gerichtskostengesetz, GKG) в редакции 15.12.1975. регулирует порядок, сроки уплаты и величину судебных расходов, в том числе и по хозяйственным делам. В нем содержатся ставки государственной пошлины за рассмотрение дел, касающихся имущественных требований (установлена регрессивная процентная ставка от 20 % цены иска при величине требования до 3000,- ДМ, 10 % цены иска при требовании от 3000,- до 100.000,- ДМ, до 7,5-6 % цены иска при требовании от 100.000,- до 1.000.000,- ДМ).

    "Закон об адвокатах" (Bundesrechtsanwaltsordnung, BRAO) от 01.08.1959. в 1. Части содержит общие положения, касающиеся юридического статуса адвокатов - устанавливается, что адвокат является независимым органом правосудия, его деятельность не является ремеслом (т.е., в нашем понимании, предпринимательской деятельностью)[7]. Адвокат является независимым консультантом и представителем во всех категориях споров.[8] Часть 2. Закона содержит требования к лицу, собирающемуся заниматься адвокатской деятельностью и быть допущенным в суд в качестве адвоката[9], а также устанавливает порядок такого допуска. В 3. части Закона перечисляются общие профессиональные обязанности адвоката, § 43b устанавливает ограничение на рекламирование адвокатом своей деятельности (реклама допускается, если она своей формой и содержанием лишь сообщает о сфере профессиональной деятельности, без указания на более привлекательное по сравнению с коллегами исполнение поручений клиентов в частности (быстро, качественно, недорого и т.д.)). Часть 4. Закона регулирует процесс создания и функционирования адвокатских палат, их структуру. Часть 5. предусматривает создание специализированных судов по адвокатским делам, которые действуют в границах тех же округов, что и адвокатские палаты и земельные суды. В дальнейшем Закон, в частности, содержит нормы, регулирующие деятельность данных судов, а также положения о дисциплинарной и материальной ответственности адвокатов, степень которой в материальном выражении являет собой штрафы в размере до 50.000,- ДМ, а в дисциплинарном - выговоры, запрет заниматься представительством в определенной местности вплоть до исключения из адвокатуры. Часть 12 Закона посвящена правовому положению адвокатов из иностранных государств.


    3. Новейшие существенные изменения в законодательстве

    Одним из самых значительных преобразований, произошедших в последнее время в немецком гражданском процессуальном законодательстве, является реформа Книги 10 ГПК ФРГ "Арбитражное (третейское) разбирательство", которой положения Кодекса в большой степени были приведены в соответствие с Модельным Законом ЮНСИТРАЛ "О международном коммерческом арбитраже". Новая редакция Книги 10 ГПК ФРГ вступила в силу с 1.01.1998.[10]

    Наряду с этим, в 2000 г. некоторые немецкие земли, руководствуясь § 794 абз.1 ГПК ФРГ, в соответствии с которым нормотворчество в данной сфере отнесено к их компетенции, приняли на своей территории законы, устанавливающие обязательный досудебный порядок урегулирования отдельных категорий споров (речь идет о мелких имущественных требованиях: например, в Баварии[11] на сумму до 1200,- ДМ, в Северном Рейне-Вестфалии[12] - до 1.500,- ДМ). Данное новшество призвано разгрузить суды от незначительных по содержанию, но отнимающих время дел, которые могут быть урегулированы сторонами при помощи квалифицированных посредников (например, адвокатов) на досудебной стадии.[13]


    II. Основные принципы осуществления правосудия

    1. Правила о подведомственности и подсудности

    1) Подведомственность

    По общему правилу, сформулированному в § 13 "Закона о судоустройстве", судам подведомственны споры, разрешение котрых не отнесено к компетенции административных органов, административных судов, либо создаваемых в соответствии с Основным Законом особых судов[14].


    2) Подсудность

    Подсудность, по общему правилу, определяется по месту жительства или месту нахождения руководящего органа ответчика[15].

    Особенная подсудность в сфере хозяйственного судопроизводства имеет место в следующих случаях: 1) подсудность по месту нахождения филиала юридического лица[16] (при условии, что из данного филиала заключались сделки), 2) подсудность по месту исполнения договорного обязательства[17], 3) подсудность по месту управления имуществом[18] (иск подается в суд по месту, откуда уполномоченное лицо осуществляет управление имуществом), 4) подсудность при подаче встречного иска - в суд, рассматривающий первоначальное исковое требование. [19]

    Исключительная подсудность применительно к рассмотрению хозяйственных дел имеет место в следующих случаях: 1) споры о праве собственности на имущество, о проведении границ земельных участков, о разделе общей собственности - рассматриваются по месту нахождения спорного имущества, земельных участков[20], 2) арендные споры - по месту нахождения арендованного помещения[21], 3) иски о загрязнении окружающей среды - по месту произведения вредного выброса в окружающую среду[22]

    Стороны могут договориться между собой о подсудности споров по заключенным договорам определенному суду[23] (договорная подсудность). Соглашение о подсудности должно быть заключено в письменной форме (либо быть письменно подтвержденным) и содержать непосредственное указание на суд, который будет рассматривать возникающие между сторонами споры[24]. Соглашение о подсудности недействительно, если к спору применяются правила об исключительной подсудности[25].


    2. Представительство в суде

    По общему правилу, интересы сторон должны быть представлены допущенными в соответствующем порядке адвокатами, если дело рассматривается в окружном или другом суде более высокой инстанции[26]. Если представительство в суде адвокатом прямо не предусмотрено законом, стороны могут представлять свои интересы сами либо через любое процессуально дееспособное лицо[27], специально уполномоченное ими.

    Таким образом, руководитель юридического лица или юрисконсульт имеют право представлять его интересы в участковых судах. В окружном суде и суде более высокой инстанции юрисконсульт, даже если он допущен в качестве адвоката в суде, не имеет права осуществлять представительство по делу, стороной в котором выступает его предприятие.

    Полномочия представителя подтверждаются выданной доверенностью. Суд может потребовать нотариального заверения доверенности. Объем полномочий по доверенности включает в себя совершение всех относящихся к рассматриваемому спору процессуальных действий, в т.ч. подачу встречного иска, возобновление судебного разбирательства или исполнительного производства, назначение представителя для разбирательства в более высокой инстанции, урегулирование спора путем заключения мирового соглашения, отказа от предъявленного требования по поводу предмета спора, принятие сумм возмещения от противной стороны[28]. Ограничение полномочий по доверенности возможно лишь в части заключения мирового соглашения, отказа от исковых требований либо признания выдвинутого противной стороной требования[29].




    3. Судебные расходы

    Под судебными расходами немецкий закон понимает расходы на уплату пошлины, услуг представителей, поездок, связанных с судебным разбирательством, а также расходы на уплату услуг посредников на досудебной стадии спора[30].

    Распределение судебных расходов между сторонами определяется принципом "проигравший платит за все"[31] [32]. В случае заключения мирового соглашения стороны договариваются также и о процентном соотношении долей судебных расходов, которые понесет каждая из них. Расходы по подаче кассационной или ревизионной жалобы, не имевших успех, несет подавшая их сторона[33].

    Как уже отмечалось, величина и порядок уплаты государственной пошлины в зависимости от цены иска и существа спора регулируется "Законом о судебных расходах" (Gerichtskostengesetz, GKG).


    III. Органы правосудия в ФРГ,
    альтернативные способы разрешения
    хозяйственных споров

    1. Немецкая судебная система

    § 12 "Закона о судоустройстве" содержит перечень судов, осуществляющих правосудие по гражданским (в т.ч. и хозяйственным) делам на территории Германии:
    1) участковые суды (Amtsgerichte; AmtG)
    2) окружные суды (Landgerichte, LG)
    3) земельные суды (Oberlandesgerichte, OLG)
    4) Верховный Суд ФРГ (Deutscher Bundesgerichtshof, BGH)[34].

    § 15 Закона воспроизводит положения Основного Закона о недопустимости создания чрезвычайных судов и лишения кого-либа своего права на законного судью (защиту законных прав и интересов в государственных судах).


    1) Правовой статус судей в ФРГ

    Профессиональная деятельность судей в ФРГ и их статус определяется согласно "Немецкому закону о судьях". Судьи могут осущестлвлять правосудие на профессиональной основе и как т.н. "почетные" (избираемые) судьи[35]. Судьи находятся на государственной службе - земельной или федеральной, в зависимости от уровня суда, в котором они работают. Немецким судьям запрещено совмещение работы в суде с иной деятельностью, за исключением дел, связанных с административным управлением судебными делами в рамках канцеляии суда, занятием научно-исследовательской работой, принятием госэкзаменов у студентов юридических факультетов. Деятельность судьи по оказанию юридических услуг и аналогичные роды занятий в суде недопустимы.

    Стать судьей, согласно "Немецкому закону о судьях", может стать лицо, закончившее юридический факультет немецкого университета путем успешной сдачи первого и последующего за ним второго государственного экзамена[36]. Учеба в университете включает в себя минимум 7 семестров, в течение которых студент должен получить допуск к 1. государственному экзамену, предъявив необходимые свидетельства о сданных экзаменах и написанных курсовых работах. Конкретные перечни предметов и порядок сдачи госэкзаменов регулируется земельным законодательством и положениями о проведении экзаменов отдельных юридических факультетов.

    Условием для назначения лица на должность судьи является его принадлежность к Германии[37]. Первоначально судья назначается на должность сроком на три года, в последующем - пожизненно.

    Судьи в своей деятельности независимы и подчиняются только закону. Служебный надзор за деятельностью судьи допускается лишь тогда, когда это не ущемляет его независимости[38].

    "Немецкий Закон о судьях" также содержит положения о дисциплинарном разбирательстве в отношении судьи, находящегося на службе у Федерации и отдельной земли. С этой целью при Верховном суде ФРГ образуется специальный Служебный Суд для судей, состоящих на федеральной службе, в судах земель - служебные суды для судей, состоящих на службе федеральных земель[39]. В компетенцию служебных судов входит принятие решений относительно дисциплинарных проступков судей, перемещения их на другую работу в интересах правосудия, увольнение, увольнение судьи с выходом на пенсию ввиду неспособности осуществлять профессиональную деятельность и т.д.[40]







    2) Участковые суды (Amtsgerichte)

    а) Состав участковых судов

    Правосудие в участковых судах осуществляется единоличными судьями[41], за исключением предусмотренных законом отдельных случаев. В участковых судах могут работать судьи с испытательным сроком.


    b) Компетенция по гражданским и хозяйственным делам

    Участковые суды рассматривают все имущественные споры на сумму до 10.000 немецких марок, а также иски без указания цены, которые не отнесены к компетенции окружных судов. В частности, в § 23 абз.1 №2 называются следующие виды споров:

    • споры, вытекающие из отношений аренды жилого помещения или его части
    • споры между пассажирами и перевозчиками (в т.ч. моряками, наземными и воздушными перевозчиками), возникшие по поводу платы за перевозку пассажиров и их багажа и т.д.
    • споры относительно недостатка голов в стаде
    • дела о нанесении ущерба дикими животными
    • дела вызывного производства.

    Хозяйственные дела с незначительными исковыми суммами (до 10.000,- ДМ) могут рассматриваться в участковых судах с участием сторон без привлечения адвокатов.[42]


    c) Обязательный досудебный порядок
    рассмотрения дел с малыми суммами иска.
    Посредничество в хозяйственных спорах

    Как уже отмечалось, законами ряда земель ФРГ введен обязательный досудебный порядок рассмотрения споров с малыми исковыми суммами. Данное новшество, кроме разгрузки участковых судов от несущественных мелких споров, призвано укрепить и развить в обществе институт посредничества при разрешении возникающих споров. Такими посредниками выступают адвокаты, специализированные отделы при торгово-промышленных палатах, другие организационные формирования, деятельность которых направлена на достижение сторонами спора взаимоприемлемого соглашения без обращения в государственный суд. Среди немецких предпринимателей посредничество такого рода пользуется довольно высоким авторитетом и оправдывает себя.




    3) Окружные суды (Landgerichte)

    а) Состав окружных судов,
    составы по хозяйственным делам

    Правосудие в окружных судах осуществляется составами из нескольких судей[43]. В окружных судах также могут работать судьи с испытательным сроком.

    Земельные министерства юстиции при наличии необходимости могут инициировать образование специализированных составов по хозяйственным делам при окружных судах. Такие составы могут иметь своим местонахождением населенный пункт на территории судебного округа вне местонахождения самого суда.

    Спор передается на рассмотрение составу окружного суда по хозяйственым спорам, если истец укажет на это в исковом заявлении[44]. Таким образом, рассмотрение дел составами окружных судов по хозяйственным делам зависит от воли истца[45] [46]. Как уже отмечалось, когда спор не представляет большого имущественного значения, предприниматель волен разрешить его в участковом суде без привлечения адвоката и при единоличном судье. На практике же большинство споров экономического характера между предпринимателями рассматривается именно такими составами судов, поскольку они состоят и из почетных судей, которые, как правило, обладают необходимой квалификацией и познаниями в экономической сфере[47].


    b) Определение хозяйственного спора
    в соответствии с немецким законодательством

    Хозяйственными спорами, согласно § 95 "Закона о судоустройстве", являются:

    • иски к предпринимателю (его статус определяется в соответствии с Торговым кодексом ФРГ), либо юридическому лицу, зарегистрированному и осуществляющему свою деятельность в соответствии с нормами публичного права, которые вытекают из сделок, являющихся для обеих сторон коммерческими;
    • иски, вытекающие из вексельных отношений;
    • иски в соответствии с "Законом о чеках" (Scheckgesetz);
    • иски, вытекающие из следующих отношений:
    а) из правоотношений между участниками торгового общества или между этим обществом и его участниками, между членами ликвидационной комиссии и обществом или его участниками;
    b) из правоотношений, которые касаются права пользования торговым предприятием;
    с) из правоотношений, которые относятся к охране торговых марок и прочих отличительных знаков, таких как модели и полезные образцы;
    d) из правоотношений, возникающих вследствии приобретения прав по существующему договору между прежним и новым владельцем прав;
    е) из правоотношений между третьим лицом и лицом, которое несет ответственность вследствие недостатка полномочий по генеральной или коммерческой (торговой) доверенности;
    f) из правоотношений в соответствии с морским правом, в особенности из тех, которые касаются судоходства, прав и обязанностей судовладельца и команды корабля, ссуды под залог судна или груза, возмещения ущерба в случае столкновения кораблей, спасения и оказания помощи, а также требований кредиторов корабля;
    g) на основании "Закона против недобросовестной конкуренции", за некоторыми исключениями
    h) на основании §§ 45-48 "Закона о биржах".

    Существует также несколько дополнительных оснований, вытекающих из "Акционерного закона"[48] и "Закона о преобразовании юридических лиц"[49].


    с) Компетенция по гражданским делам
    по 1. и 2. инстанции

    По общему правилу, окружным судам подсудны все гражанские споры, не отнесенные к компетенции участковых судов[50] (т.е. и имущественные на сумму от 10.000,- ДМ и выше). Исключительно окружным судам подсудны следующие виды споров:

    • по требованиям, которые предъявляются к государству на основании законодательства о государственных служащих и проч. нормативных актов
    • по претензиям, заявляемым к судьям или государственным служащим вследствие превышения их полномочий либо вследствие бездействия, противоречащего их профессиональным обязанностям.

    Федеральные земли Германии могут в рамках регионального законотворчества передавать рассмотрение дел по искам к государству или его органами в исключительное ведение окружных судов[51].





    d) Компетенция состава окружного суда
    по делам об экономической преступности

    Считаем необходимым в дополнение к уже сказанному в данном разделе отметить интересную особенность немецкого "Закона о судоустройстве". Окружные суды включают в себя также специальные составы по делам об экономической преступности, которые правомочны выносит приговоры по следующим категориям дел:

    • нарушение патентного законодательства, законодательства о защите топологий интегральных микросхем, сортов растений, торговых марок, образцов запахов, а также в соответствии с "Законом против недобросовестной конкуренции", "Акционерным законом", "Законом об ООО", Торговым Кодексом, "Законом о товариществах", "Законом о преобразовании юридических лиц" и т.д.;
    • в соответствии с законодательством о банковской, кредитной, системе, биржевым законодательством, "Законом о надзоре за страховой деятельностью" и "Законом о сделках с ценными бумагами";
    • в соответствии с Уголовным законом 1954 г. об экономических преступлениях, "Законом о внешнеэкономической деятельности", законодательством о валютном контроле, налоговым и таможенным законодательством, а также их уголовными предписаниями, содержащимися в иных законах, за исключением "Закона о наркотических веществах" и преступлений, связанных с налогом на транспортные средства;
    • согласно "Закону о порядке производства винных изделий" и праву пищевой промышленности;
    • обман с использованием компьютера, обман в связи с предоставлением субвенций, обман в связи с инвестированием, кредитованием, ложное банкротство, предоставление привилегий кредитору и должнику;
    • соглашения, ограничивающие конкуренцию при проведении торгов, а также взяточничество (получение взятки и дача взятки в деловом обороте);
    • обман при заключении сделок, заключение ростовщических сделок, незаконное предоставление преимуществ и некоторые другие.

    Представляется эффективным и разумным сочетание на одном уровне немецкой судебной системы - в окружных судах - составов по хозяйственным делам и составов по делам об экономической преступности, в которых судьи могут одновременно входить как в один, так и в другой состав. Судьи данных составов (в основном, это почетные судьи, которые в прошлом занимались предпринимательской деятельностью) обладают необходимой квалификацией в сфере экономического оборота, непосредственно знакомы как с легальными, совершаемыми в соответствии с действующим законодательством инициативами предпринимателей, так и с недобросовестностью некоторых из них, следствием которой становится возбуждение и рассмотрение уголовного дела в отношении них с последующим вынесением приговора.

    В условиях разделения судопроизводства на общее и хозяйственное (арбитражное) в Российской Федерации и Республике Беларусь такой возможности не существует. Однако, при внесении соответствующих изменений и дополнений в законодательство, можно было бы добиться такого результата, чтобы по уголовным делам экономического характера осуществлять правосудие могли квалифицированные специалисты. С данной целью возможно привлечение и представителей бизнеса, отошедших от дел, но обладающих богатым опытом. Естественно, такое нововведение должно было бы соответствующим образом предусматривать и материальное вознаграждение судьям с высокой квалификацией.


    4) Земельные суды (Oberlandesgerichte)

    а) Состав земельного суда

    Земельные суды действуют в составе председателя и остальных судей[52]. В составе этих судов образуются сенаты по гражданским делам.

    b) Компетенция по гражданским и хозяйственным делам

    Сенаты земельных судов по гражданским делам уполномочены рассматривать следующие их категории:

    • рассмотрение и принятие решений по обжалуемым решениям:



    а) кассационные жалобы на окончательные судебные решения окружных судов
    b) жалобы на определения, вынесенные в окружных судах[53].


    5) Верховный Суд ФРГ (Bundesgerichtshof)

    а) Состав Верховного Суда ФРГ

    Верховный Суд ФРГ находится в г. Карлсруэ (земля Баден-Вюртемберг), состоит из председателя и остальных судей. В составе Верховного Суда образуются сенаты по гражданским делам, число и месторасположение которых утверждается Министреством юстиции ФРГ[54]. Сенаты состоят из пяти судей включая председательствующего[55]. Помимо этого, в составе ВС ФРГ образуется Большой Сенат по гражданским делам, который в месте с Большим Сенатом по уголовным делам образует Объединенные Большие Сенаты[56]. Деятельность Верховеного Суда регулируется Регламентом, который принимает Пленум Верховного Суда ФРГ[57].


    b) Компетенция по гражданским и хозяйственным делам

    Сенат Верховного Суда ФРГ по гражданским делам уполномочен рассматривать:

    • ревизионные жалобы на окончательные решения земельных судов, а также окончательные решения окружных судов
    • жалобы на постановления земельных судов в предусмотренных ГПК ФРГ случаях[58].


    2. Адвокат в гражданском процессе

    Как уже отмечалось, адвокат в немецком судопроизводстве выступает в качестве независимого органа правосудия, его деятельность не является предпринимательской[59].


    1) Допуск в качестве адвоката.
    Последние изменения в законодательстве

    До недавнего времени адвокаты имели право осуществлять представительство лишь на территории округа окружного суда, в котром они были допущены. Однако Законом от 17.12.1999.[60] в "Закон об адвокатах" были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми немецкие адвокаты в настоящее время[61] имеют право представлять интересы своих клиентов во всех судебных округах на территории Германии (в участковых и окрыжных судах). Адвокаты, допущенные к представительству в определенном земельном суде, не имеют права представлять интересы своих клиентов в других судах[62].

    Адвокаты должны создать собственные конторы на территории судебного округа, в котором они были допущены.[63] "Закон об адвокатах" не содержит особенных требований к адвокатам, занимающимся представительством по хозяйственным делам.





    2) Иностранные адвокаты в ФРГ

    Часть 12 "Закона об адвокатах" содержит требования, предъявляемые к деятельности адвокатов из других государств. Адвокаты (лица, осуществляющие в их странах идентичную описываемой в "Законе об адвокатах" ФРГ адвокатской деятельности[64]) из стран-членов Всемирной Торговой Организации (ВТО), могут быть приняты в состав Адвокатской Палаты, если они намереваются заниматься делами, связанными с их страной, а также делами интернационального характера.[65] Данное положение присутствует также в законодательстве ряда государств-членов Европейского Союза. В свете перспективного принятия Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию данное положение Закона представляется наиболее интересным для российских юристов, занимающихся представительством по хозяйственным делам с иностранным участием.

    Иностранный адвокат подает заявление о принятии в Адвокатскую палату, которое рассматривается соответствующим земельным управлением юстиции[66]. В течении трех месяцев после принятия в Адвокатскую Палату адвокат обязан открыть собственную контору.


    3. Третейские суды

    1) Правовая основа деятельности.
    Последние реформы законодательства

    В Германии всегда существовала традиция разрешения споров экономического характера в третейских судах. В минувших столетиях третейское разбирательство применялось в подавляющем большинстве случаев для разрешения внутригерманских споров, в 20 веке и в ближайшей перспективе наметилась тенденция интернационализации арбитражного разбирательства.

    Этому во многом способствует вступившая в силу с 01.01.1998. новая редакция 10. Книги ГПК ФРГ "Арбитражное разбирательство", в значительной степени приведенная в соответствии с положениями Модельного Закона ЮНСИТРАЛ "О международном коммерческом арбитраже", которая упростила процесс признания и исполнения решений иностранных арбитражных судов, сократила возможность обжалования вынесенного арбитражным судом решения - в общем, новое законодательство способствует развитию арбитражного разбирательства как альтернативы традиционному разрешению хозяйственных споров в государственных судах.


    2) Значение системы третейских судов

    Основанное незадолго до принятия закона, внесшего изменения в 10. Книгу ГПК ФРГ, Немецкое Арбитражное Общество (Deutsche Institution für Schiedsgerichtsbarkeit, DIS) приняло действующий с 1.07.1998. Модельный Арбитражный Регламент рекомендательного характера, на основании которого в настоящее время уже вступил в силу ряд регламентов арбитражных судов на териитории Германии[67]. Все они, в основном, ссылаются на Модельный Арбитражный Регламент DIS. Данное обстоятельство дает основание говорить о единой системе арбитражных судов на территории ФРГ, развитие которой только началось, но уже значительно и замечательно, в особенности с учетом экономического потенциала немецкой экономики и ее ориентированности практически на все страны мира[68].


    3) Германия как место рассмотрения хозяйственных споров третейскими судами

    В свете продолжающейся экономической интеграции в Европейском Союзе и ведущей роли Германии в этом процессе представляется логичным предположить, что за крупным капиталом последует и его юридическая защита. То есть, в ФРГ за краткое время сложится и укрепится традиция рассмотрения хозяйственных споров сначала с участием немецкой стороны и иностранного партнера, а также - и просто между иностранными партнерами, каким-то образом связанными с немецкой экономикой (занимающихся предпринимательской деятельностью в Германии). К примеру, уже сейчас представительства польских компаний на территории ФРГ, которые обладают правами юридического лица, смогли бы разрешать свои споры в арбитражном суде, практически так же, как и немецкие участники гражданского оборота.

    В самом недалеком будущем, предполагая все более возрастающее участие белорусских предпринимателей, а также предпринимателей из других стран-членов СНГ в экономической жизни Германии, можно предположить такие ситуации и в отношениях между ними. На территории Российской Федерации, Беларуси и других стран СНГ западноевропейские фирмы уже сейчас создают первые прецеденты таких судебных разбирательств в арбитражных судах.


    4) Международные арбитражные суды
    и границы их компетенции

    Следует сказать, что подход законодателя в Российской Федерации, Беларуси и Германии к вопросу о круге дел, которые могут находиться на рассмотрении в арбитражном суде, был, если не совсем различным, то существенно различающимся.

    Немецкий закон в качестве критерия регулирования арбитражным разбирательством называет лишь местонахождение состава арбитражного суда[69], который рассматривает спор - территория ФРГ. Следовательно, одинаковые условия и процессуальные правила установлены как для внутренних, так и для внешнеэкономических споров.

    Немаловажным фактором является роль в арбитражном (третейском разбирательстве) государственного суда. Немецкий закон значительно отличается от российского аналога в сторону усиления государственного влияния на третейское разбирательство и увеличения компетенции государственных судов. Так, согласно § 1062 абз. 1 ГПК ФРГ, Земельный Суд (Oberlandesgericht, OLG), на подведомственной территории которого проходит разбирательство в третейском суде, может:
    1) назначать, делать отвод, прекращать полномочия арбитра (в случаях, когда это не могут сделать стороны по взаимному соглашению и в некоторых др. случаях),
    2) устанавливать допустимость арбитражного разбирательства или допустимость вынесения решения арбитражным судом относительно собственной компетенции,
    3) производить исполнение, отменять или видоизменять указания относительно совершения обеспечительных действий арбитражного суда,
    4) отменять арбитражное решение или объявлять его к исполнению.

    На данный момент нельзя с уверенностью сказать, являются ли более жесткие положения 10. Книги ГПК ФРГ в части участия в арбитражном разбирательстве государственного суда основанием, которое делало бы само арбитражное разбирательство непривлекательным в деловых кругах - недостаточно материалов арбитражной практики. Однако различие с положениями российского Закона налицо.

    Можно сказать, что система арбитражных судов в Германии имеет структуру, которая продиктована именно вышеназванными положениями Закона. В принципе, нам не встречались названия немецких арбитражных судов, в которых бы фигурировало слово "международный". Естественно, что в последнее время они сталкиваются со спорами немецких и иностранных предприятий, которые однозначно классифицируются как международные, немецкие авторы прямо указывают на появившуюся официальную статистику DIS по разрешению международных споров[70]..

    В значительной степени неиспользование альтернативной разбирательству в государственном суде возможности урегулирования спорных вопросов в третейском суде объясняется и отсутствием у руководителей российских предприятий информации о самом ее наличии либо негативной подоплекой публикуемых о третейских судах сведений и устно передаваемому мнению. Такой вакуум, в принципе, должен постепенно заполняться предложением услуг объединениями и различного рода организациями, объединяющими отрасли промышленности, сельское хозяйство и сферу услуг.

    В среднесрочной перспективе трудно утверждать о быстром заполнении пустой ниши для третейских судов и подобных им организаций в Российской Федерации. Представляется в данной связи разумным делать это с помощью уже имеющихся и эффективно функционирующих в эхтой сфере учреждений, таких как, например, Международный Коммерческий Арбитражный Суд при Торгово-Промышленной Палате Российской Федерации. На наш взгляд, следует постепенно отказываться от политики крайней централизации, когда ведущим и практически единственным центром международного коммерческого арбитража остается МКАС при ТПП РФ - за счет развития региональных центров международного коммерческого арбитража. Реальным представляется и создание организации, объединяющей третейские суды в рамках Российской Федерации, своеобразный аналог DIS.

    С течением времени вновь создаваемые третейские суды, вне зависимости от их отраслевой специализации и месторасположения постепенно будут бороться на своеобразном конкурентном "рынке" услуг по разрешению споров. Мы сознательно прибегнули к употреблению слова "рынок", поскольку считаем, что наряду с третейскими организациями в России начнет и будет развиваться сеть адвокатских бюро и частных специалистов, оказывающих услуги по урегулированию споров и примирению сторон во внесудебном порядке.[71]


    4. Посреднические услуги
    по урегулированию хозяйственных споров

    Следует упомянуть тот факт, что в подавляющем большинстве торгово-промышленные палаты Германии, при которых функционируют третейские суды, оказывают также и дополнительные услуги в посредничестве по урегулированию возникших споров. Зачастую данные услуги оказываются лицами, которые включены в примерные списки арбитров этих судов, нередко также и адвокатами. Необходимым условием является наличие согласия сторон о передаче спора для урегулирования данным учреждениям.

    Такая практика позволяет не только экономить время и денежные средства сторон, но и разгрузит суды (как государственные, так и третейские) от избытка дел, по своему существу незначительных и рутинных. Данная проблема должна, конечно, быть осмыслена всеми с позиций готовности отечественных юристов отказаться от стереотипа, который завладел большинством из них: добиваться защиты своих прав только через суд, только до победного конца - с вынесением решения и с выдачей исполнительного листа.



    IV. Разрешение хозяйственных споров судами ФРГ

    1. Упрощенный порядок взыскания задолженности
    без вызова ответчика в суд

    а) Порядок предъявления требования
    о взыскании задолженности

    7. Книга ГПК ФРГ устанавливает упрощенный порядок взыскания задолженности без вызова ответчика в суд и разбирательства по делу по существу. В соответствии с ним, истец может подать заявление в суд о взыскании с ответчика определенной денежной суммы. Если ответчик в течении двух недель не представил своих возражений по поводу предъявленного требования, участковый суд, в компетенции которого находится конкретный спор, издает приказ об уплате просроченного долга (в соответствии с отечественной терминологией, можно назвать данный акт "определением о судебном приказе", т.к. по своему существу упрощенный порядок взыскания задолженности по немецкому ГПК соответствует изменениям, внесенным в ГПК РСФСР в 1995 г.[72], а также положениям нового ХПК РБ[73] (гл. 15, ст.ст. 116-122) о приказном производстве.


    b) Правовые последствия вынесения
    определения о судебном приказе

    После вынесения немецким судом определения о судебном приказе (об уплате просроченного долга) истец может получить в том же суде исполнительный лист, если ответчик своевременно не заявил возражений против вынесенного определения о судебном приказе[74]. В сумму, подлежащую взысканию, включаются расходы, понесенные истцом до этого момента в связи с подачей и рассмотрением требования о взыскании задолженности[75]. Судебный приказ приравнен к решению, вынесенному судом при неявке ответчика в судебное разбирательство.


    с) Упрощенный порядок взыскания задолженности
    как предстадия разбирательства спора в судебном заседании

    Таким образом, немецкое гражданское процессуальное право, в отличие от российского или белорусского (когда судебный приказ выдается лишь в определенных случаях - на основании предоставленных документов, неоспоримо свидетельствующих о праве истца на получение денежного удовлетворения своего требования от ответчика нотариально заверенный договор и т.д.), образует дополнительную стадию перед подачей иска, подготовкой и началом разбирательством дела в судебном заседании. Данная стадия позволяет отсеивать определенную часть дел на досудебной стадии, экономя время судей и истца, а также его расходы по оплате государственной пошлины и услуг адвоката.


    2. Принцип устности.
    Разбирательство дела по письменным документам

    По общему правилу, разбирательство хозяйственных дел в немецких судах происходит устно[76]. Предварительное разбирательство дела на основании письменных документов может быть назначено председательствующим судьей (рассмотрение искового заявления и предъявленных ответчиком возражений, а также др. документов). Вообще, в литературе отмечается, что вопрос не стоит лишь в устном или письменном разбирательстве по делу, проблема заключается в том, какие части судебного разбирательства легче и удобнее заключать в письменную, а какие - в устную форму[77]. В письменной форме составляются исковые заявления, возражения на иск, судебные решения и некоторые виды определений, в устной форме суд осуществляет разбирательство по существу дела, все письменные документы должны быть зачитаны.

    Разбирательство дела по письменным документам инициируется истцом путем прямого указания на это в исковом заявлении.[78] Предметом спора при этом должно являться четко определенное денежное требование, а также истребование заменяемых вещей. Средства доказывания при этом ограничиваются письменными документами.

    Принцип устности судебного разбирательства имеет и исключения, предусмотренные §§ 128 абз.абз. 2 и 3, 307 абз.2, 331 абз.3 ГПК ФРГ[79], а также при принятии решения на основании сложившегося положения исходя из письменных документов (§ 251a, 331a ГПК ФРГ).


    3. Судебное разбирательство. Порядок его проведения

    По общему правилу, судебное разбирательство начинается с подачи искового заявления. На основании представленных документов, а также сущности и степени сложности спора, суд принимает решение о назначении "первого раннего" заседания, в рамках которого проводится подготовка к основному разбирательству, либо назначает дату основного разбирательства, с учетом сроков доставки копий искового заявления ответчику и представления им возражений на иск.

    Основное разбирательство должно закончится вынесением решения по существу спора[80]. Суд оглашает суть спора со своей точки зрения, а затем производит попытку примирения строн и заключения мирового соглашения. В случае, если достигнуть мирового соглашения не удалось, суд переходит к выяснению позиций обеих строн по отношению к предмету спора: выясняется, какие обстоятельства являются, а какие не являются спорными для сторон, определяется, какие доказательства могут быть использованы для разбирательства по делу (показания свидетелей, письменные доказательства и т.д.). Выносимое впоследствии решение основывается лишь на тех обстоятельствах, которые были оглашены в судебном заседании[81].

    Порядок исследования доказательств устанавливается судом в каждом отдельном случае с учетом сущности и обстоятельств спора. После исследования доказательств суд вновь сообщает сторонам об установленных обстоятельствах дела с обсуждением результатов проведенного исследования[82].

    Немецкий Гражданский Процессуальный Кодекс в качестве допустимых средств доказывания устанавливает:
    • показания очевидцев
    • свидетельские показания
    • заключения экспертов
    • письменные документы
    • показания сторон.

    Если суд посчитает, что имеющиеся данные достаточны для вынесения решения, то решение по существу спора выносится в теории прямо в заседании, а на практике во время специального заседания для объявления судебного решения. Завершение судебного разбирательства вынесением решения может быть отложено ввиду наличия необходимости дополнительного исследования доказательств (вызов и допрос свидетеля, истребование документов) - в этом случае возможно назначение нескольких заседаний[83], что ведет к его затягиванию.

    Представленный порядок судебного разбирательства является одинаковым как для участкового, так и окружного суда (за исключением численного состава суда, рассматривающего спор)[84].


    4. Вынесение решения. Вступление решения в законную силу.
    Правовые последствия вступления судебного решения
    в законную силу

    а) Вынесение решения

    Судебное решение выносится в ФРГ именем народа. В участковых судах решение выносится судьей единолично, в окружных - составом суда из трех судей путем обсуждения и голосования[85]. Решение должно быть оглашено сторонам - устно либо путем доставки копий по месту жительства по почте[86].

    Судебное решение состоит из:

    1) заголовка ("именем народа");
    2) рубрума (название обусловлено написанием данной части в прошлом красными чернилами[87]) с указанием наименований сторон и их представителей;
    3) тенора (указания требований истца к ответчику и наоборт по встречному иску);
    4) описания обстоятельств спора (заявленные требования и сделанные заявления, а также приведенные в их обоснование доказательства;
    5) обоснования решения (содержит краткое перечисление фактов, на которых решение основывается на основании закона и конкретных обстоятельств дела);
    6) подписи судьи, который высказался за вынесение данного решения, в т.ч. и голосовавшего против него.


    b) Вступление судебного решения в законную силу

    Судебное решение вступает в законную силу спустя месяц после ознакомления с ним сторон (с момента оглашения в судебном заседании либо с момента доставки решения по почте), если оно не было обжаловано[88]. По заявлению сторон и в предусмотренных законом случаях суд может объявить решение к исполнению сразу после его вынесения.

    В немецкой литературе проводится различие между формальной и материальной законной силой судебного решения.


    c) Правовые последствия вступления судебного решения
    в законную силу

    С вступлением судебного решения в законную силу связывают наступление ряда последствий, в частности:

    • возможность объявить судебное решение к исполнению
    • преюдициальность решения для последующих судебных разбирательств и для исполнительного производства[89].

    В немецкой литературе, в доступных нам источниках, не приводится традиционный для отечественной науки гражданского процесса ряд свойств "неопровержимость-исключительность-обязательность" как характеристика вступившего в законну силу судебного решения, теоретический подход имеет несколько иную направленность [90].


    5. Средства обжалования

    а) Кассационное обжалование

    Кассационное обжалование не вступившего в законную силу судебного решения, как уже отмечалось, возможно в течение месяца со дня его оглашения или доставки по почте сторонам, причем сумма денежного требования должна превышать 1500,- марок[91]. Использование новых средств доказывания как со стороны истца, так и со стороны ответчика в кассационном производстве допускается лишь в случае, если суд посчитает, что разбирательство не будет этим затягиваться, либо если у стороны имеется достаточная уважительная причина неиспользования средств доказывания в суде первой инстанции[92]. Жалоба составляется в письменной виде и подается в вышестоящий суд[93]. Расходы по подаче кассационной жалобы несет сторона, подавшая ее.


    b) Ревизионное обжалование

    Ревизионная жалоба на вступившие в силу постановления суда кассационной инстанции. Обжалованию в порядке ревизии не подлежат судебные постановления об аресте имущества и вводе во владение при выселении из помещений. По общему правилу, при иске на сумму до 60.000 марок, а также если иск имеет неимущественный характер обжалование в порядке ревизии допускается лишь в случае, если земельный суд прямо укажет на это в выносимом решении.[94] Основанием обжалования судебного постановления в порядке ревизии является нарушение федерального права или такой нормы права, действие которой распространяется и за пределы территориальной компетенции земельного суда. Под таким нарушением понимают неправильное применение норм права[95] (как материального, так и процессуального). Жалоба составляется в письменной форме и подается в вышестоящий суд. Расходы по подаче ревизионной жалобы несет сторона, подавшая ее.


    с) Жалоба на постановления суда,
    не разрешающие спор по существу

    Немецкий Гражданский Процессуальный Кодекс предусматривает возможность обжалования в определенных случаях судебные постановления, не разрешающие спор по существу (например, вопрос о распределении судебных расходов между сторонами, если спорная величина превышает 200,- немецких марок, а также в ряде других случаев).




    V. Исполнительное производство в ФРГ

    1. Добровольное исполнение судебных решений

    Вступившее в законную чилу судебное решение обязательно к исполнению. Сторона, в пользу которой вынесено решение, может принять добровольное исполнение со стороны должника, либо подать заявление в суд о принудительном его исполнении.


    2. Принудительное исполнение судебных решений

    Органом, осуществляющим принудительное исполнение судебных решений на територии ФРГ, являются судебные исполнители. Их деятельность регулируется, кроме ГПК, также законами федеральных земель Германии о судебных исполнителях, федеральным "Законом о расходах судебных исполнителей" и другими законодательными актами.

    После подачи заявления в исполнительный орган, к копметенции которого принадлежит принудительное исполнение по конкретному судебному решению (исполнение производится по месту жительства должника, либо по месту нахождения имущества[96]), рассматривается вопрос о возбуждении исполнительного производства. Условием его возбуждения является вступление судебного решения в законную силу (по истечении срока на кассационное обжалование либо при объявлении его к исполнению сразу после вынесения судом).


    а) Исполнительное производство
    по имущественным требованиям

    ГПК ФРГ выделяет следующие имущественные тербования, по которым может осуществляться принудительное исполнение судебных решений:

    • в отношении движимых вещей
    а) отдельных вещей[97]
    b) в отношении имущественных прав[98]

    • в отношении недвижимых вещей (что интересно, в т.ч. и кораблей !)[99]

    Как правило, принудительное исполнение производится путем наложения ареста на имущество должника[100] (в части, эквивалентной сумме долга и расходам судебного исполнителя), которое затем реализуется[101]. Судебный исполнитель, в компетенции которого находится принудительное исполнение, назначает публичные торги, с которых имущество реализуется по рыночной цене[102].

    Аналогично принудительное исполнение производится и в отношении имущественных требований. Имеются особенности при наложении ареста на требования по ипотечным кредитам (залог товаров в обороте, залог недвижимости и т.д.).


    b) Исполнительное производство по иным требованиям

    Имеется ввиду принудительное исполнение по требованиям о выдаче вещи из чужого незаконного владения и совершения либо воздержания от совершения каких-либо действий[103]. Исполнительное производство характеризуется здесь тем, что вещи, изымаемые из чужого незаконного владения, в большинстве своем не имеют определенного истцом денежного эквивалента, поэтому судебный исполнитель должен изъять именно указанную истцом вещь, реализация такой вещи на торгах и компенсация в виде денежной выручки не допускается[104].

    Принудительное исполнение в отношении имущественных прав допускается лишь тогда, когда такие права могут передаваться от одного лица другому.


    с) Признание и исполнение иностранных судебных решений

    Решения иностранных судов подлежат принудительному исполнению в Германии только тогда, когда в отношении их вынесено постановление немецкого суда о принудительном исполнении[105]. Такое постановление выносится без проверки законности самого судебного решения[106], за исключением следующих случаев, когда иностранные судебные решения не могут быть признаны на территории ФРГ:

    1) когда суду, вынесшему решение по делу, данное дело было неподсудно в соответствии с немецким законодательством;
    2) когда у ответчика, не заявившего возражений по поводу предмета исковых требований, не было возможности совершить данные действия вследствие ненадлежащей доставки судебных повесток и др. суд. документов;
    3) когда решение несовместимо с ранее вынесенным немецким или признанным иностранным судебным решением или уже находящимся в производстве делом в немецком или иностранном суде;
    4) если признание судебного решения несовместимо с принципами немецкого права или основными конституционными правами;
    5) если принцип взаимности с данным иностранным государством не применяется[107].

    Последний пункт не препятствует признанию иностранного судебного решения, если, применительно к хозяйственному праву, решение касается неимущественного требования, и если дело не могло быть подсудно немецкому суду[108].

    Исполнительный документ, выдаваемый немецким судом на основании признанного иностранного судебного решения, в точности повторяет его формулировки[109].

    Решения судов ГДР, вынесенные в свое время, остаются в силе и могут быть обращены к принудительному исполнению без проведения длополнительных процедур о признании.


    3. Расходы по принудительному исполнению судебных решений

    Расходы по принудительному исполнению вынесенного судебного решения не относятся к судебным расходам, о распределении которых суд уже указал в решении. Они полностью ложатся на должника[110].


    VI. Заключение

    Реальная возможность использовать гарантированную Конституциями ФРГ и РФ правовую защиту своих законных интересов должна быть у российских и немецких граждан как в рамках собственного государства, так и за рубежом. Именно тогда внешнеэкономическая деятельность сможет осуществляться с меньшей долей риска и большей уверенностью в стране торгового партнера.

    В рамках настоящей статьи была сделана попытка дать краткий практичный обзор порядка и принципов рассмотрения хозяйственных дел судами Федеративной Республики Германия на всех основных стадиях. Отдельные темы нуждаются, несомненно, в более детальной и тщательной проработке, как, например, признание и исполнение иностранных судебных решений в ФРГ, включая исполнительное производство по различным категориям требований.

    Полагаем, что в связи с дальнейшим развитием экономических отношений между Германией и странами СНГ, в первую очередь Российской Федерацией, укрепится и станет обыденной процедура обращения за защитой нарушенных прав в немецкие суды, а также предъявления к исполнению в Германии вынесенных российскими арбитражными судами решений.



    Список использованных нормативных актов:

    1. Основной Закон ФРГ (Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland), Schönfelder "Deutsche Gesetze", Nr. 1, Verlag C.H.Beck, 2000.
    2. "Закон о судоустройстве" (Gerichtsverfassungsgesetz, GVG) в редакции 1975 г.
    3. "Вводный Закон к Закону о судоустройстве".
    4. Гражданский Процессуальный Кодекс (Zivilprozeßordnung, ZPO) в редакции от 12.09.1950.
    5. "Немецкий Закон о судьях" (Deutsches Richtergesetz, DriG) в редакции 19.04.1972.
    6. "Закон об адвокатах" (Bundesrechtsanwaltsordnung, BRAO) от 01.08.1959.
    7. "Закон о судебных расходах" (Gerichtskostengesetz, GKG) в редакции 15.12.1975.
    8. Акционерный Закон (Aktiengesetz) от 06.09.1965. (Schönfelder, "Deutsche Gesetze", C.H.Beck, 2000, Nr. 51).
    9. "Закон о преобразовании юридических лиц" (Umwandlungsgesetz) от 28.10.1994. (Schönfelder, "Deutsche Gesetze", C.H.Beck, 2000, Nr. 52a).
    10. "Закон об изменении Закона о нововведениях в праве трудовой деятельности адвокатов и патентных поверенных" (Gesetz zur Änderung des Gesetzes zur Neuordnung des Berufsrechts der Rechtsanwälte und Patentanwälte) от 17.12.1999., BGBl. I 2448.
    11. "Закон об арбитраже в общинах земли Северный-Рейн Вестфалия" (Gesetz über das Schiedsamt in den Gemeinden Nordrhein-Westfalen) от 16.12.92, в редакции 09.05.2000.
    12. Регламенты Арбитражного Суда Торгово-Промышленной Палаты Франфурта-на-Майне от 08.12.1999., АС ТПП Кёльна от 01.10.1997., АС ТП Гамбурга от 07.09.2000., АС ТПП Мюнхена от 01.07.1998.


    13. Гражданский Процессуальный Кодекс РСФСР.
    14. Хозяйственный Процессуальный Кодекс Республики Беларусь, вступил в силу с 01.01.1999.


    Список использованной литературы:

    1. Baur/Grunsky, Zivilprozeßrecht, Luchterhand, 10. Auflage, 2000.
    2. Berger, Das neue Schiedsverfahrensrecht in der Praxis - Analyse und aktuelle Entwicklungen, RIW 1'2001.
    3. Brox/Walker, Zwangsvollstreckungsrecht, Carl Heymanns Verlag, 6. Auflage, 1999.
    4. Jauernig, Zivilprozeßrecht, C.H.Beck, 23. Auflage, 1991.
    5. Jauernig, Zivilprozeßrecht, C.H.Beck, 26. Auflage, 2000.
    6. Jauernig, Zwangsvollstreckungs- und Insolvenzrecht, C.H.Beck, 21. Auflage, 1999.
    7. Kissel, Gerichtsverfassungsgesetz, Kommentar, C.H.Beck, 1981
    8. Lücke, Zivilprozeßrecht, 7. Auflage, C.H.Beck, 1999.
    9. Schiffer, Wirtschaftsschiedsgerichtsbarkeit, Carl Heymenns Verlag, 1999.
    10. Schilken, Zivilprozeßrecht, Carl Heymenns Verlag, 3. Auflage, 2000.
    11. Schreiber, Übungen im Zivilprozeßrecht, De Gruyter,2. Auflage, 1996.
    12. "Spiegel" (журнал), 12.02.2001.
    13. Zeiss, Zivilprozeßrecht, J.C.B.Mohr, 9. Auflage, 1997.

    14. Гражданский процесс, под ред. проф. В.А. Мусина, М. "Проспект", 1997.
    15. Официальные данные МИД РФ об отношениях с ФРГ (www.mid.ru).
    16. Шренк, Основы немецкого гражданского процесса, (перевод с немецкого И.Александрова) // сборник "Основы хозяйственного и торгового права Германии и Австрии", Минск 2000.

    [1] Официальные данные МИД РФ (www.mid.ru).
    [2] "Spiegel", 12.02.2001.
    [3] Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland, Schönfelder "Deutsche Gesetze", Nr. 1, Verlag C.H.Beck, 2000
    [4] ст. 92 Основного Закона ФРГ (далее - ОЗ ФРГ)
    [5] ст.ст. 101 абз.1 предл.2, 103 абз. 1 предл. 1 ОЗ ФРГ
    [6] Более подробно тема раскрывается в пункте III.1.1) "Правовой статус судей в ФРГ"
    [7] § 2 абз. 2 BRAO
    [8] § 3 BRAO
    [9] с 01.01.2000. немецкие адвокаты имеют право осуществлять представительство во всех судах на территории ФРГ (ранее допуск в качестве адвоката был возможен лишь на территории подсудности окружного земельного суда, см. подробнее раздел III.2.1) "Допуск в качестве адвоката. Последние изменения в законодательстве").
    [10] Подробнее об этом - в пункте III.3. "Третейские суды в ФРГ"
    [11] "Bayerisches Gesetz zur obligatorischen außergerichtlichen Streitschlichtung in Zivilsachen..." от 25.04.2000.
    [12] Gesetz über das Schiedsamt in den Gemeinden Nordrhein-Westfalen (от 16.12.92, в редакции 09.05.2000).
    [13] См. также пункт III.1.2) "Обязательный досудебный порядок рассмотрения дел с малыми исковыми суммами".
    [14] Особые суды могут создаваться по делам мореплавания и в соответствии с заключенными межгосударственными соглашениями (§ 14 "Закона о судоустройстве")
    [15] § 13, 17 абз. 1 предл. 2 ГПК ФРГ.
    [16] § 21 ГПК ФРГ.
    [17] § 29 абз. 1 ГПК ФРГ.
    [18] § 31 ГПК ФРГ.
    [19] § 33 ГПК ФРГ.
    [20] § 24 ГПК ФРГ.
    [21] § 29а ГПК ФРГ.
    [22] § 32а ГПК ФРГ.
    [23] § 38 абз. 1 ГПК ФРГ
    [24] § 38 абз. 2 предл. 2, абз. 3 ГПК ФРГ.
    [25] § 40 абз.2 ГПК ФРГ.
    [26] § 78 абз. 1 ГПК ФРГ.
    [27] § 79 ГПК ФРГ.
    [28] § 81 ГПК ФРГ.
    [29] § 83 ГПК ФРГ.
    [30] В соответствии с положениями § 91 ГПК ФРГ.
    [31] § 91 абз. 1 ГПК ФРГ.
    [32] Jauernig, Zivilprozeßrecht, C.H.Beck, 26. Auflage, 2000, S. 357-359.
    [33] § 97 ГПК ФРГ.
    [34] Подробные схемы в практикуме: Schreiber, Übungen im Zivilprozeßrecht, De Gruyter,2. Auflage, 1996, S. 5-7.
    [35] § 1 "Немецкого Закона о судьях" ФРГ.
    [36] § 5 абз. 1 "Немецкого Закона о судьях" ФРГ.
    [37] Принадлежность к Германии в смысле ст. 116 Основного закона ФРГ ( наличие немецкого гражданства и некоторые другие случаи).
    [38] § 25, 26 абз.1 "Немецкого Закона о судьях".
    [39] §§ 61 абз. 1, 77 абз. 1 "Немецкого Закона о судьях".
    [40] § 78 " Немецкого Закона о судьях".
    [41] § 22 абз. 1 "Закона о судоустройстве" ФРГ.
    [42] См. подробнее пункт II.2. "Представительство в суде".
    [43] § 59 "Закона о судоустройстве" ФРГ.
    [44] § 96 абз. 1 "Закона о судоустройстве" ФРГ.
    [45] Zeiss, Zivilprozeßrecht, J.C.B.Mohr, 9. Auflage, 1997, S. 46.
    [46] Kissel, Gerichtsverfassungsgesetz, Kommentar, C.H.Beck, 1981, S. 911.
    [47] Lücke, Zivilprozeßrecht, 7. Auflage, C.H.Beck, 1999, S. 47, S. 52.
    [48] Aktiengesetz vom 06.09.1965. (Schönfelder, "Deutsche Gesetze", C.H.Beck, 2000, Nr. 51).
    [49] Umwandlungsgesetz vom 28.10.1994. (Schönfelder, "Deutsche Gesetze", C.H.Beck, 2000, Nr. 52a).
    [50] § 71 абз. 1 "Закона о судоустройстве" ФРГ.
    [51] § 71 абз. 3 "Закона о судоустройстве" ФРГ.
    [52] § 115 "Закона о судоустройстве" ФРГ.
    [53] § 119 абз. 1 "Закона о судоустройстве" ФРГ.
    [54] § 130 абз. 1 "Закона о судоустройстве" ФРГ.
    [55] § 139 абз. 1 "Закона о судоустройстве" ФРГ.
    [56] § 132 абз. 1 "Закона о судоустройстве" ФРГ.
    [57] § 140 "Закона о судоустройстве" ФРГ.
    [58] § 133 абз. 1 "Закона о судоустройстве" ФРГ.
    [59] § 2 абз. 2 "Закона об адвокатах" ФРГ
    [60] "Gesetz zur Änderung des Gesetzes zur Neuordnung des Berufsrechts der Rechtsanwälte und Patentanwälte" vom 17.12.1999., BGBl. I 2448.
    [61] с момента вступления Закона в силу - 01.01.2000.
    [62] § 25 "Закона об адвокатах" ФРГ.
    [63] § 27 абз. 1 "Закона об адвокатах" ФРГ.
    [64] § 206 абз. 1 "Закона об адвокатах" ФРГ.
    [65] Там же
    [66] § 207 абз. 1 "Закона об адвокатах" ФРГ.
    [67] к примеру, арбитражные регламенты Арбитражного Суда Торгово-Промышленной Палаты Франфурта-на-Майне от 08.12.1999., АС ТПП Кёльна от 01.10.1997., АС ТП Гамбурга от 07.09.2000., АС ТПП Мюнхена от 01.07.1998.
    [68] Schiffer, Wirtschaftsschiedsgerichtsbarkeit, Carl Heymenns Verlag, 1999, S. 1-4.
    [69] § 1025 абз. 1, 2 ГПК ФРГ.
    [70] К примеру, Berger, Das neue Schiedsverfahrensrecht in der Praxis - Analyse und aktuelle Entwicklungen, RIW 1'2001, S.7.

    [71] См. подробнее в разделе II.2.4)
    [72] Ст.ст. 125-1 - 125-10 ГПК РСФСР.
    [73] Хозяйственный Процессуальный Кодекс Репсублики Беларусь, вступил в силу с 01.01.1999.
    [74] § 699 абз. 1 ГПК ФРГ.
    [75] § 699 абз. 3 ГПК ФРГ.
    [76] В соответствии с положениями §§ 275 абз. 1, "первое раннее" судебное заседание по делу происходит в устном порядке.
    [77] Jauernig, Zivilprozeßrecht, 23. Auflage, C.H.Beck, 1991, S. 87.
    [78] § 593 абз. 1 ГПК ФРГ; Zeiss, Zivilprozessrecht, J.C.B.Mohr, 9. Auflage, 1997, S. 277.
    [79] Устное разбирательство не имеет место: 1) по соглашению сторон, если это не противоречит законодательству, 2) по имущественным спорам на сумму менее 1500, немецких марок, 3) при признании ответчиком искового требования, 4) при непредъявлении ответчком в отведенный для этого срок возражения на иск.
    [80] §§ 272 абз. 1, 278 ГПК ФРГ.
    [81] § 278 абз. 3 ГПК ФРГ.
    [82] §§ 278 абз. 2 предл. 2, 285 ГПК ФРГ.
    [83] § 278 абз. 4 ГПК ФРГ.
    [84] Рассмотрение спора единоличным судьей в участковом суде и коллегиальное рассмотрение в составе 3 профессиональных судей в окружном суде (§ 348 ГПК ФРГ).
    [85] §§ 192 и послед. "Закона о судоустройстве" ФРГ.
    [86] § 310 ГПК ФРГ.
    [87] Шренк, Основы немецкого гражданского процесса, из сборника "Основы хозяйственного и торгового права Германии и Австрии", Минск 2000, стр. 278.
    [88] §§ 516, 705 ГПК ФРГ.
    [89] Jauernig, Zivilprozeßrecht, C.H.Beck, 23. Auflage, 1991, S.219-220.
    [90] Сравн.: Jauernig, Zivilprozeßrecht, 23. Auflage, 1991, S. 216-221; Baur/Grunsky, Zivilprozeßrecht, Luchterhand, 10. Auflage, 2000, S. 205-214; Jauernig, Zivilprozeßrecht, C.H.Beck, 26. Auflage, 2000, S. 237-242; Lücke, Zivilprozeßrecht, 7. Auflage, C.H.Beck, 1999, S. 264-276; Schilken, Zivilprozeßrecht, Carl Heymenns Verlag, 3. Auflage, 2000, S. 517-540; "Гражданский процесс" под ред. проф. В.А. Мусина, М. "Проспект", 1997, стр. 269-274.
    [91] § 511а абз. 1 ГПК ФРГ.
    [92] § 528 абз. 1 ГПК ФРГ, Baur/Grunsky, Zivilprozeßrecht, 10. Auflage, Luchterhand, 2000, 190-191.
    [93] § 518 абз.1 ГПК ФРГ.
    [94] § 546 абз. 1 ГПК ФРГ.
    [95] § 550 ГПК ФРГ.
    [96] 8. Книга ГПК ФРГ "Исполнительное производство", Brox/Walker, Zwangsvollstreckungsrecht, Carl Heymanns Verlag, 6. Auflage, 1999, S.17.
    [97] §§ 803-827 ГПК ФРГ.
    [98] §§ 828-863 ГПК ФРГ.
    [99] §§ 864-871 ГПК ФРГ.
    [100] § 803 абз. 1 ГПК ФРГ.
    [101] Jauernig, Zwangsvollstreckungs- und Insolvenzrecht, C.H.Beck, 21. Auflage, 1999, S. 70.
    [102] § 814 ГПК ФРГ, Jauernig, Zwangsvollstreckungs- und Insolvenzrecht, C.H.Beck, 21. Auflage, 1999, S. 83.
    [103] §§ 883-898 ГПК ФРГ.
    [104] Jauernig, Zwangsvollstreckungs- und Insolvenzrecht, C.H.Beck, 21. Auflage, 1999, S. 97.
    [105] § 722 абз. 1 ГПК ФРГ.
    [106] § 723 абз. 1 ГПК ФРГ.
    [107] § 328 абз. 1 ГПК ФРГ.
    [108] § 328 абз. 2 ГПК ФРГ.
    [109] Jauernig, Zwangsvollstreckungs- und Insolvenzrecht, C.H.Beck, 21. Auflage, 1999, S. 20-21.
    [110] Jauernig, Zwangsvollstreckungs- und Insolvenzrecht, C.H.Beck, 21. Auflage, 1999, S. 46.




    художественная ковка в столице художественная ковка по доступным расценкам | ведро с отжимом на нашем сайте renkprom.ru


    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru