Международное право
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Международное право

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Информация минеральная и питьевая вода у нас на сайте.
    Добавлено: 07.09.2006


    МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ: РОССИЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

    К.И.Труханов
    hr-infinity@mail.ru
                Мы все живём в незамкнутом мире – в системе, в которой все элементы взаимодействуют. В условиях объективной необходимости поддержания и развития экономических, правовых и иных связей между государствами и их субъектами и эффективного регулирования возникающих при этом отношений неотъемлемой частью мирового сообщества стал принцип взаимодействия и сотрудничества государств. Понятие Международной правовой помощи тесно связано с таким явлением как сотрудничество или «общение» государств между собой, хотя им и не ограничивается. Примеры сотрудничества между государствами по различным вопросам, в том числе и правового характера, мы можем найти ещё в Древнем Риме. Несмотря на то, что история развития международной правовой помощи уходит корнями глубоко в историю, в настоящее время нет единого подхода к пониманию данного явления, а с теоретической точки зрения в российской правовой науке проблема разработана довольно фрагментально.
                Перед тем как рассмотреть вопрос о проблемах, связанных с оказанием международной правовой помощи (МПП) следует хотя бы коротко определиться с тем, что же такое МПП?
                Известный правовед-международник Лукашук И.И.[1] рассматривает оказание международной правовой помощи как институт международного публичного права, и связывают МПП лишь с уголовными делами. В других работах международная правовая помощь рассматривается как институт МЧП и связывается с гражданскими делами[2].
                Для того чтобы определить сущность МПП, необходимо определиться, что за общественные отношения возникают при оказании МПП, что за нормы их регулируют, какова роль государства и его органов в оказании такой помощи.
               
    Общественные отношения.
    Можно выделить минимум две точки зрения на природу общественных отношений, возникающих при оказании МПП. С одной стороны, МПП опосредуется отношениями государств друг с другом по поводу обмена документами, судебными решениями и даже физическими лицами, преступившими закон[3].  С другой, если взглянуть на МПП с позиции интереса участвующих в ней субъектов, то обнаружится, что у государств нет собственного (публичного) интереса в оказании этой помощи[4]. Действительно, в чём сущность МПП – представляет ли она из себя лишь отношения между государствами и на этом всё заканчивается, либо это нечто большее и цель и смысл существовании МПП – это реальная правовая помощь физическим и юридическим лицам различных государств? Второй вариант представляется более правдоподобным с т.з. современного понимания государства и права как механизмов существующих для и во имя людей. Проф. Нешатаева Т.Н. на наш взгляд совершенно справедливо подчёркивает, что в основе МПП лежит частный интерес: физические и юридические лица с давних времён заинтересованы в том, чтобы официальные документы, полученные ими в одном государстве признавались в другом как акты, подтверждающие их частные права. Потерпевшие от преступления в одном государстве заинтересованы в привлечении к ответственности преступника независимо от факта его укрытия на территории иного государства и т.д.
                Таким образом, именно частные общественные отношения являются сутью МПП.
    Правовые нормы.
    Если рассматривать МЧП как комплекс норм, регламентирующих частные отношения с иностранным элементом, а институт МПП рассматривать как опосредованный  частными общественными отношениями, то мы с неизбежностью приходим к выводу, что МПП регламентируют именно нормы МЧП.
    Общепризнанное деление права на частное и публичное, подразумевает, что нормы частного права направлены на защиту частных интересов. Цель МПП – оказание помощи конкретным лицам различных государств, а не самим государствам, следовательно и регламентироваться институт МПП должен нормами носящими частно-правовой характер.
    Роль государства и государственных органов.
    Если у государства отсутствует свой собственный интерес в оказании МПП, то почему оно принимает участие в оказании такой помощи? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности – государства представляют собой форму организации людей, с их интересами и стремлениями и оно не может не учитывать последние. Более того, данный интерес настолько значим, что МПП зародилась и существовала отнюдь не в демократических обществах. Некоторые исследователи объясняют данный вопрос следующим образом:   неурегулированность вопросов МПП способна вызвать социальную напряжённость, т.е. привести к переводу частного конфликта в публичный, этим и обусловлено внимание государства к МПП.[5]
                Представляется вполне закономерным то обстоятельство, что с развитием и распространением демократических государств и гражданских обществ происходит и развитие института МПП. Так ли это уж закономерно в нашей российской действительности? Давайте попробуем ответить и на этот вопрос.
                МПП может оказываться на основе многосторонних, двусторонних соглашениях о правовой помощи или на основе принципа международной вежливости, в соответствии с которым запрашиваемое государство  будет оказывать правовую помощь в ожидании, что обратившееся государство поступит в отношении него аналогичным образом.
                 
    Существующий в настоящее время в России порядок оказания МПП по мнению большинства правоведов-международников является малоэффективным.[6] Причинами такого положения являются:
    1. Международные соглашения, определяющие порядок оказания МПП были заключены ещё от имени СССР;  2.законодательством не определён единообразный  порядок взаимодействия  российских правоохранительных органов и соответствующих структур иностранного государства.
                Процессуальная форма обращения за оказанием МПП может быть выражена в виде просьб, поручений и запросов.
                Теории и практике МЧП известны различные способы передачи просьб, запросов, поручений от компетентного органа одной страны компетентному  органу иностранного государства. Первый способ предполагает включение в процесс оказания МПП административных органов – МИДа, МинЮСТа и иных органов, вследствие чего процесс получается затянутым и малоэффективным.  Второй способ предполагает непосредственное взаимоотношение компетентных органов. В РФ применяется и тот и другой способ, с преобладанием многоступенчатого пути и теми проблемами, которые возникают в ходе его применения.
                В 1972 году МинЮСТом СССР была утверждена «Инструкция о порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств  и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям»[7]. В соответствии с данной инструкцией все  судебные поручения отправляются за границу только через МинЮСТ, соответственно поручения иностранных учреждений исполнялись тоже только в случае получения их через МинЮСТ. Данная инструкция была отменена в 2001 г. приказом министра юстиции РФ[8]. Отмена данной инструкции создала пробел в российском законодательстве в сфере оказания МПП. На практике компетентные органы по прежнему обращаются в МинЮСТ, либо непосредственно в МИД, либо напряму к компетентному органу другого государства, в редких случаях – в дипломатические представительства иностранных государств. ГПК (ст. 409) и АПК (ст. 256) РФ регламентируют вопрос  исполнения переданных им поручений иностранных государств о производстве отдельных процессуальных действий в случае наличия международного договора. Например, Киевским соглашением от 1992 г.  предусматривается оказание МПП без посредников по схеме «из компетентного суда – в компетентный суд». Однако в данном соглашении участвуют далеко не все государства СНГ, государства из иных регионов, с которыми у России бурно развиваются экономические связи (Европа, например) в нём также не участвуют.
                Таким образом, в ситуации, когда отмена  действовавшего законодательства об оказании МПП и отсутствие старого практически парализовали процесс оказания МПП, необходимо принятие  нового нормативно-правового материала, который бы предусматривал новую, либеральную процедуру оказания МПП. Международными договорами последних десятилетий предусматривается либеральная процедура оказания МПП – за счёт прямого взаимодействия судов, без привлечения иных органов. Именно такая система оказания МПП была заложена в проект ФЗ «Об оказании международной правовой помощи», разработанный в связи с поручением Президента РФ и во исполнение поручений Правительства. Данный закон до сих пор не принят и о его судьбе ничего не известно. Удивительно, что жизненно необходимый в условиях растущей интеграции и углубления международных связей законопроект, разработанный ещё 5 лет назад до сих пор не принят. Проблема отсутствия действенных правовых механизмов оказания МПП тормозит развитие прежде всего экономических связей российских предпринимателей и коммерческих компаний с их возможными контрагентами за пределами СНГ. Возникший правовой вакуум, на наш взгляд, должен заполняться по следующим направлениям:
    - присоединение России к существующим, и разработка новых международных соглашений по оказанию МПП как на региональном, так и на межрегиональном уровнях;
    - разработка и принятие нормативных актов РФ, регламентирующих процесс оказания МПП;
    -  формирование судебной, прежде всего арбитражной, практики применения судами норм jus cogens, норм международных соглашений.
                Реализация данных направлений позволит российским предпринимателям и компаниям, а также их иностранным коллегам почувствовать правовую защищённость в вопросах коммерческой деятельности с участием иностранного элемента. Это должно повысить активность наших предпринимателей в коммерческой деятельности на межгосударственном уровне и привлечь иностранный капитал для работы на территории России.
                Говоря о МПП нельзя не упомянуть о Гаагской конференции по МЧП 1893г., которая сыграла ключевую роль в сфере многостороннего договорного права об оказании МПП.  Начиная свою деятельность как конференция, она переросла в международную организацию, которая до сих пор эффективно продолжает свою деятельность. РФ участвует в  «Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам» 1965г., «Конвенции  о получении за границей документов  по гражданским и торговым делам» 1970г., все эти конвенции были разработаны в рамках Гаагской конференции. Большой вклад в развитие и становление Гаагской конференции по МЧП внёс известный российский юрист-международник Ф.Ф.Мартенс, который в течение многих лет занимался созданием этой конференции и был избран вице-президентом первых сессий. Вследствие произошедших в начале 20 века кардинальных изменений во внутренней и внешней политике России прекратила участие в Гаагской конференции. Лишь в 2001г. было принято постановление Правительства РФ «О вступлении РФ в Гаагскую конференцию по МЧП»[9].  Важность данного события по истине велика, так как позволят России активно участвовать в разработке многосторонних Конвенций по МЧП, а также приводить своё внутреннее законодательство в соответствии с этими международными соглашениями.


    [1] Лукашук И.И. Международное право. М., 1997
    [2] Проблемы международного частного права. М., 2000. С.190.
    [3] Марышева Н.И. Международная правовая помощь и её виды. «Проблемы МЧП», М., 2000
    [4] Нешатаева Т.Н. О международной правовой помощи и конвенциях гаагской конференции  по МЧП (теоретический аспект) // Гражданин и предприниматель в российском и зарубежном суде: правовая помощь. – М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2002.
    [5] Нешатаева Т.Н. О международной правовой помощи и конвенциях гаагской конференции  по МЧП (теоретический аспект)., С.11
    [6] См. : Шарамова Г.И. Характеристика российского законодательства об оказании правовой помощи // Гражданин и предприниматель в российском и зарубежном суде: правовая помощь. – М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2002.; Морозова Ю.Г. Многосторонние и двусторонние Конвенции о правовой помощи // Гражданин и предприниматель в российском и зарубежном суде: правовая помощь. – М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2002.;
    [7] Инструкция о порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств  и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям (утв.Минюстом СССР 28.02.1972) // Вестник ВАС РФ (специальное приложение). – 1999. – № 3.
    [8] Приказ Министра Юстиции от 24.05.2001г. №160 «О неприменении на территории Российской Федерации инструкции о порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям  юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям» // Бюллетень Минюста РФ. – 2001. – № 6.
    [9] Постановление Правительства РФ от 13.11.2001г. №784 «О вступлении Российской Федерации в Гаагскую конференцию по международному частному праву» // Собрание законодательства РФ от 19.11.2001. – №47. – С. 4449 








    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru