Бухгалтерский учет и финансы
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Бухгалтерский учет и финансы

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено: 06.12.2005


    ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧЕТА

    Анатолий Заварский,
    Александр Кирей

    E-mail: akir50@mail.ru

    На страницах правовой печати неоднократно отмечалось, что законотворческий процесс в Украине характеризуется бессистемностью. К сожаленью, эта тенденция приобрела силу традиции, которая соблюдается при подготовке проектов новых законов. В частности, это имеет непосредственное отношение к Законам "О бухгалтерском учете" (далее - Закон 1), "О бухгалтерском учете и отчетности в Украине" (далее – Закон 2), проекты которых представлены для обсуждения (см. "Бизнес" No 40 от 05.10.98г.).

    Прежде, чем перейти к анализу предложенных проектов Закона, необходимо напомнить некоторые положения теории права.

    Во-первых, правовые предписания не должны быть субъективно-произвольными. Их содержание обусловливается правовой природой соответствующих общественных отношений, суть которых определяется взаимодействием субъектов. Так как природа этого взаимодействия объективно имеет системный характер, то и законодательство должно развиваться в направлении логической законченности, непротиворечивости, целостности.

    Во-вторых, целью правового регулирования общественных отношений является различение и совмещение интересов субъектов, установление на этой основе их прав и обязанностей.

    Хотя в проектах этих Законов прямо не указывается, какие общественные отношения подлежат правовому регулированию, но из общего контекста можно предположить, что в качестве таковых рассматриваются отношения по представлению финансовой отчетности, необходимой получателям (пользователям) для принятия экономических решений.

    Исходя из этой посылки субъектами правоотношений являются:

    субъекты предпринимательской деятельности, а также органы государственной власти, другие организации и граждане, получающие финансовую отчетность;

    субъекты, устанавливающие правила составления и представления финансовой отчетности;

    субъекты, предпринимательской деятельности и другие хозяйствующие субъекты, представляющие хозяйственную отчетность.

    Данный перечень субъектов предопределяет состав законодательных норм, необходимых для урегулирования указанных общественных отношений. К ним относятся:

    нормы, устанавливающие право субъектов получать финансовую отчетность при реализации ими своих задач и функций;

    нормы, определяющие полномочия субъектов, которые устанавливают правила составления финансовой отчетности;

    нормы, устанавливающие обязанность субъектов представлять финансовую отчетность, составленную согласно определенным требованиям.

    Рассмотрим с этой точки зрения представленные проекты Законов.

    При попытке отыскать в них нормы, устанавливающие право субъектов получать финансовую отчетность, выясняется удивительный факт: они в явном виде отсутствуют. Другими словами, главный субъект правоотношений – получатель финансовой отчетности – "выпал" из поля регулирования данных проектов Законов. Уже одно это дает основание считать, что представленные проекты не могут полноценно выполнять функцию Закона.

    Не менее удивительным представляется и описание норм, определяющих полномочия субъектов, которые устанавливают правила составления финансовой отчетности. Это статьи 6, 7 Закона 1 и статья 4 Закона 2. Их общим концептуальным основанием является идея о том, что есть некто, кому доподлинно известны информационные потребности получателей информации. Ему, как говориться, и карты в руки.

    Таким всезнающим ведомством в этих проектах Законов названо Министерство финансов Украины. Причем его авторитет признан столь высоким, что даже Кабинету Министров Украины оставили только абстрактные функции "общего руководства бухгалтерским учетом в Украине".

    Правовая несостоятельность подобного подхода очевидна. Предоставление права "общего руководства" Кабмину и широких полномочий Минфину имело смысл в условиях преобладания в экономике государственной формы собственности. Для многоукладной экономики такое состояние не может быть признано нормальным. В этих условиях появляется настоятельная необходимость в построении правового механизма влияния различных негосударственных субъектов на формирование правил составления и представления финансовой отчетности. Другими словами, идентификация основополагающих принципов и правил, а также определение методов и форм ведения учета, обеспечивающих возможность получения на выходе требуемой финансовой отчетности, должно производиться на основе согласования их с широким кругом заинтересованных субъектов.

    Правовой механизм, регулирующий данные функции, можно создать путем предоставления профессиональным общественным организациям (Федерации профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины и других) права представлять интересы широкого круга субъектов, в том числе и негосударственных, при подготовке различных нормативных актов. В этом плане робкая попытка как-то обозначить в статье 7 Закона 1 права общественного органа – методологического совета по бухгалтерскому учету - выглядит явно недостаточной. Более того, так как этот орган действует при Минфине Украины, то представители последнего вполне обоснованно считают, что определение порядка его создания и функционирования – это сугубо их прерогатива, в связи с чем в Законе 2 он даже не упоминается.

    Что касается полномочий различных государственных органов, то здесь должно строго соблюдаться чувство меры. Установление полномочий Кабмина, Нацбанка и некоторых других центральных органов путем принятия специальных законов является обоснованным. Однако во многих других случаях для этих целей вполне можно ограничиться положением или другим актом, утверждаемым соответствующим вышестоящим органом. При этом для центральных органов государственного управления в нем обязательно должны быть нормы, регламентирующие их взаимодействие с профессиональными общественными организациями. В свою очередь для последних также должен быть установлен порядок определения их полномочий и определены правила их взаимодействия с государственными органами.

    Весьма своеобразно в этих проектах Законов выглядит состав и содержание норм, касающихся обязанностей субъектов составлять и представлять по определенным правилам финансовую отчетность. С разной степенью детализации в обоих проектах Законов декларируются известные положения, необходимость вынесения которых на такой высокий уровень весьма спорна. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, этими нормами не охвачены все принципиальные моменты организации учетной работы. С другой стороны, как уже отмечалось, в условиях многоукладной экономики подобные нормы должны быть результатом соглашения между уполномоченными на это государственными органами и профессиональными общественными организациями. Представляется очевидным, что для реализации такого подхода лучше всего использовать подзаконные нормативные акты (национальны стандарты бухгалтерского учета, инструкции и т.д.).

    Упоминание в ст.3 Закона 1 Международных стандартов бухгалтерского учета (МСБУ) как основания методологии бухгалтерского учета и отчетности не является корректным. Термином "методология" обозначается либо учение о научном методе или методах отдельных наук, либо совокупность методов. МСБУ ни первым, ни вторым не являются. Их назначение - служить ориентиром при гармонизации норм национального законодательства в соответствии с общепризнанными в международной практике требованиями, и не более того.

    Изложенного выше вполне достаточно, чтобы признать рассматриваемые проекты закона концептуально несовершенными. В этой связи предлагается прекратить дальнейшую их доработку, а проблему правовой регламентации отношений по поводу представления финансовой отчетности решать в рамках другого закона – Закона Украины "Об информации".

    Такой подход выглядит предпочтительнее по следующим причинам.

    Во-первых, уже по своей концептуальной основе данный Закон должен выполнять функцию базового закона, так как согласно статье 3 его действие "… распространяется на информационные отношения, возникающие во всех сферах жизни и деятельности общества и государства при получении, использовании, распространении и хранении информации". С точки зрения рассматриваемых проблем, он обладает одним лишь недостатком: в нем отсутствуют нормы, определяющие основы правового регулирования на начальной стадии информационного процесса – этапе формирования информации.

    Во-вторых, для обеспечения комплексности, полноты и системности правового регулирования отношений в такой обширной сфере как информационная деятельность однозначно требуется базовый закон, содержащий наиболее общие правовые нормы, которыми регламентируются отношения всех субъектов по поводу формирования, получения, использования, распространения и хранения информации. В развитие этого Закона, при необходимости, могут приниматься соответствующие специальные законы. Однако ни в коем случае специальными законами не должны заполняться те пробелы, которые были допущены при принятии базового закона.

    Исходя из указанных посылок авторы предлагают принять новую редакцию Закона Украины "Об информации", проект которого приведен ниже. Внесенные в него изменения направлены на создание основ для правового урегулирования отношений на всех стадиях информационной деятельности, включая и отношения по представлению финансовой отчетности. Принятие новой редакции Закона не только сформирует предпосылки для упорядочения законодательства в сфере информационной деятельности, но и позволит создать прецедент по преодолению традиции бессистемного законотворчества.

    Приводим статьи Закона Украины «Об информации, который авторы (Заварский А. И Кирей А. Предлагают изменить. Жирным шрифтом выделены предложения авторов.

    Бизнес No 50 от 14.12.98 г. Приложение «Документы, комментарии, консультации», стр. 38-43.

    ЗАКОН УКРАИНЫ "ОБ ИНФОРМАЦИИ" *

    Настоящий Закон закрепляет право граждан Украины и юридических лиц на информацию, закладывает правовые основы информационной деятельности.

    РАЗДЕЛ I

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Определение информации

    Под информацией настоящий Закон понимает документированные или публично оглашенные факты, свершившиеся в обществе, государстве и окружающей природной среде, включая факты хозяйственной и иной уставной деятельности юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, обобщенные и производные от них (аналитические, прогнозные и т.д.) сведения о событиях и явлениях, происходящих в обществе, государстве и окружающей природной среде.

    Статья 2. Цель и задачи Закона

    Закон устанавливает общие правовые основы формирования, получения, использования, распространения и хранения информации, закрепляет право личности и юридических лиц на информацию во всех сферах общественной и государственной жизни Украины, а также систему информации, ее источники, определяет статус участников информационных отношений, регулирует доступ к информации и обеспечивает ее охрану, защищает субъектов информационных отношений от ложной информации.

    Статья 3. Сфера действия Закона

    Действие настоящего Закона распространяется на информационные отношения, возникающие во всех сферах жизни и деятельности общества и государства при формировании, получении, использовании, распространении и хранении информации.

    Статья 4. Законодательство об информации

    Законодательство Украины об информации составляет Конституция Украины, настоящий Закон, законодательные акты об отдельных отраслях, видах, формах и средствах информации, международные договоры и соглашения, ратифицированные Украиной, принципы и нормы международного права.

    Статья 5. Основные принципы информационных отношений

    Основными принципами информационных отношений являются:

    гарантированность права на информацию;

    открытость, доступность информации и свобода ее обмена;

    объективность, достоверность и сопоставимость информации;

    полнота и точность информации;

    законность получения, использования, распространения и хранения информации.

    Статья 6. Государственная информационная политика

    Государственная информационная политика – это совокупность основных

    ________________

    * С целью экономии места те статьи Закона или их части, которые непосредственно не касаются рассматриваемых проблем, тут не приведены, предложения авторов выделены жирным шрифтом.

    направлений и способов деятельности государства по обеспечению формирования информации, ее получению, использованию, распространению и хранению.

    Главными направлениями и способами государственной политики являются:

    создание условий для формирования информации, удовлетворяющей потребности всех субъектов информационных отношений;

    обеспечение равноправного доступа субъектов информационных отношений к информации, если иного не предусматривается законами Украины или другими нормативными актами органов государственной власти;

    создание национальных систем и сетей информации;

    укрепление материально–технических, финансовых организационных, правовых и научных основ информационной деятельности;

    обеспечение эффективного использования информации;

    содействие постоянному обновлению, обогащению и хранению национальных информационных ресурсов;

    создание общей системы охраны информации;

    содействие международному сотрудничеству в области информации и гарантирование информационного суверенитета Украины.

    Государственную информационную политику разрабатывают и осуществляют органы государственной власти общей компетенции, а также соответствующие органы специальной компетенции, во взаимодействии с профессиональными общественными организациями, зарегистрированными в установленном порядке.

    Статья 7. Субъекты информационных отношений

    Субъектами информационных отношений являются:

    граждане Украины;

    юридические лица;

    государство.

    Субъектами информационных отношений в соответствии с настоящим Законом могут быть также другие государства, их граждане и юридические лица, международные организации и лица без гражданства.

    Статья 8. Объекты информационных отношений

    Объектами информационных отношений являются документированная или публично оглашаемая информация о событиях и явлениях в области политики, экономики, культуры, а также в социальной, экологической, международной и иных сферах.

    Статья 9. Право на информацию

    Все граждане Украины, юридические лица и государственные органы имеют право на информацию, предусматривающее возможность свободного получения, использования, распространения и хранения сведений, необходимых им для реализации ими своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций.

    Реализация права на информацию гражданами, юридическими лицами и государством не должна нарушать общественные, политические, экономические, социальные, духовные, экологические и иные права, свободы и законные интересы других граждан, права и интересы юридических лиц.

    Каждому гражданину обеспечивается свободный доступ к информации, касающейся его лично, кроме случаев. предусмотренных законами Украины.

    Статья 10. Гарантия права на информацию

    Право на информацию обеспечивается:

    обязанностью юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, вести первичный, бухгалтерский учет, составлять и представлять финансовую, статистическую и другую отчетность, установленную законами Украины или иными нормативными актами органов государственной власти;

    обязанностью органов государственной власти, а также органов местного и регионального самоуправления информировать о своей деятельности и принятых решениях;

    созданием в государственных органах специальных информационных служб или систем, обеспечивающих в установленном порядке доступ к информации;

    свободным доступом субъектов информационных отношений к статистическим, архивным, библиотечным и музейным фондам; ограничения этого доступа обуславливаются лишь специфической ценностей и особыми условиями их сохранности, определяемыми законодательством;

    созданием механизма осуществления права на информацию;

    осуществлением государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об информации;

    установлением ответственности за нарушение законодательства об информации.

    Статья 11. Язык информации

    Язык информации определяется Законом "О языках в Украине", иными законодательными актами Украины в этой области, международными договорами и соглашениями, ратифицированными Украиной.

    РАЗДЕЛ II

    ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Статья 12. Определение информационной деятельности

    Информационная деятельность – это совокупность действий, направленных на удовлетворение информационных потребностей граждан, юридических лиц и государства.

    В целях удовлетворения этих потребностей органы государственной власти и органы местного и регионального самоуправления в рамках своих полномочий и во взаимодействии с профессиональными общественными организациям:

    принимают нормативные акты, на основании которых юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, ведут первичный, бухгалтерский и налоговый учет, составляют и представляют финансовую, статистическую и другие виды отчетности;

    создают информационные службы, системы, сети, базы и банки данных.

    Порядок их создания, структура, права и обязанности определяются Кабинетом Министров Украины или другими органами государственной власти, а также органами местного и регионального самоуправления.

    Статья 13. Основные направления информационной деятельности

    Основными направлениями информационной деятельности являются: политическое, экономическое, социальное, духовное, экологическое, научно-техническое, международное и т.п.

    Государство обязано постоянно заботится о разработке и своевременном обновлении нормативных документов (национальных стандартов, унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования информации, инструкций и других), составляющих методическое обеспечение деятельности по формированию информации, а также о своевременном создании. надлежащем функционировании и развитии информационных систем, сетей, банков и баз данных во всех направлениях информационной деятельности.

    Государство гарантирует свободу информационной деятельности в этих направлениях всем гражданам и юридическим лицам, в пределах их прав и свобод, функций и полномочий.

    Статья 14. Основные виды информационной деятельности

    Основными видами информационной деятельности являются формирование, получение, использование, распространение, и хранение информации.

    Формирование информации – фиксация на материальных носителях реквизитов, которые по совокупности отражают совершение определенного факта, результаты обобщения первичных данных, получение производных данных (аналитических, прогнозных и других).

    Получение информации – приобретение, накопление в соответствии с действующим законодательством Украины документированной или публично оглашаемой информации гражданами, юридическими лицами или государством.

    Использование информации – это удовлетворение информационных потребностей граждан, юридических лиц и государства.

    Распространение информации – это обнародование, реализация в установленном законом порядке документированной или публично оглашаемой информации.

    Хранение информации – это обеспечение надлежащего состояния информации и ее материальных носителей.

    Формирование, получение, использование, распространение и хранение документированной или публично оглашаемой информации осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Законом и иными законодательными актами в области информации.

    Статья 15. Профессиональное образование в области информационной деятельности

    В Украине создаются условия для получения профессионального образования в области информационной деятельности через систему его учебных заведений.

    Порядок создания учебных заведений информационного направления (журналистики, бухгалтерского учета, статистики, библиотечного и архивного дела, научно-информационной деятельности, информатики, вычислительной техники и т.п.) и принципы их деятельности определяются Законом Украины "Об образовании" и иными законодательными актами.

    Статья 16. Организация научных исследований в области информационной деятельности

    Для обеспечения успешного функционирования и развития национальных систем информации, в том числе совершенствования их методической базы, в Украине осуществляются изыскательские фундаментальные и прикладные научные исследования в области информационной деятельности.

    С этой целью создаются научные учреждения, научно–производственные подразделения, профессиональные общественные организации, объединения, ассоциации, центры новых информационных технологий и другие формирования, в том числе при участии зарубежных партнеров.

    Финансирование изыскательских и фундаментальных научных исследований, научных программ, проектов государственного значения в научно-исследовательских учреждениях и учебных заведениях осуществляется за счет бюджетных ассигнований, собственных средств и средств заказчиков.

    Финансирование прикладных исследований, разработок осуществляется, как правило, на договорной или контрактовой основе, а их результаты могут быть объектом купли-продажи.

    РАЗДЕЛ III

    ОБЛАСТИ, ВИДЫ, ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И

    РЕЖИМ ДОСТУПА К НЕЙ

    Статья 17. Области информации

    Области информации – это совокупность документированных или публично оглашенных сведений об относительно самостоятельных сферах жизни и деятельности общества и государства.

    Основными областями информации являются: политическая, экономическая, духовная, научно-техническая, социальная, экологическая, международная.

    Статья 18. Виды информации

    Основными видами информации являются:

    учетная информация; *

    массовая информация;

    информация о деятельности государственных органов власти и органов местного и регионального самоуправления;

    правовая информация;

    информация о личности;

    информация справочно-энциклопедического характера;

    социологическая информация.

    Статья 19. Учетная информация.

    По функциональному назначению учетная информация разделяется на:

    информацию первичного учета;

    бухгалтерскую (финансовую) информацию;

    статистическую информацию.

    Информация первичного учета – это официально документированная информация, полученная в результате восприятия (сбора, измерения по заданному комплексу признаков) и регистрации фактов, совершившихся в обществе, государстве и окружающей природной среде.

    Документы первичного учета, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины являются основанием для бухгалтерского и статистического учета.

    Бухгалтерская (финансовая) информация – это официально документированная обобщенная и отраженная в денежном выражении информация о состоянии и движении имущества, обязательствах и результатах хозяйственной деятельности юридических лиц.

    Документы бухгалтерского учета (учетные регистры и финансовая отчетность), оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины, являются основанием для ведения статистического учета.

    Статистическая информация - это официальная документированная государственная информация, собираемая органами государственной власти (Государственным комитетом статистики Украины, Государственной налоговой администрацией Украины, Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовой бирже и др.), дающая количественную характеристику событий и явлений, происходящих в экономической, социальной, культурной и иных сферах жизни Украины.

    ________________

    * В действующей редакции Закона здесь и в названии статьи 19 записано "статистическая информация".

    Государственная статистическая информация подлежит систематическому открытому опубликованию. Обеспечивается открытый доступ граждан, научных учреждений и других заинтересованных юридических лиц к неопубликованным статистическим данным, не подпадающим под действие ограничений, установленных настоящим Законом.

    Система статистической информации, ее источники и режим определяются Законом Украины "О государственной статистике" и иными правовыми актами этой области.*

    Все юридические лица, созданные в Украине, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также выделенные на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения указанных юридических лиц, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, и представительства иностранных фирм и организаций должны вести первичный и бухгалтерский учет, а также составлять и представлять пользователям финансовую и статистическую отчетность в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины.

    Нормативные документы (национальные стандарты учета, унифицированные системы первичной и отчетной документации, системы классификации и кодирования информации, инструкции и другие) утверждаются Кабинетом Министров Украины или другими центральными органами исполнительной власти согласно их полномочиям после обязательного согласования с профессиональными общественными организациями, зарегистрированными в установленном порядке. Положение о порядке согласования нормативных документов с профессиональными общественными организациями утверждается Кабинетом Министров Украины.

    ……………

    Статья 26. Источники информации

    Источниками информации являются предусмотренные или установленные Законом носители информации: документы и иные носители информации, представляющие собой материальные объекты, хранящие информацию, а также сообщения средств массовой информации, публичные выступления.

    Статья 27. Документ в информационных отношениях

    Документ – это предусмотренная законом материальная форма формирования, получения, хранения, использования и распространения информации путем фиксации ее на бумаге, магнитной, кино-, видео-, фотопленке или на другом носителе.

    Первичный документ – это документ, содержащий в себе исходную информацию.

    Вторичный документ – это документ, представляющий результат обобщения, аналитико-синтетической и иной переработки одного или нескольких документов.

    Минимально необходимый состав реквизитов документов, форма которых не подлежит унификации, устанавливается приказом уполномоченного на это органа центральной исполнительной власти.

    Применение документов, подлежащих унификации, допускается только после включения их в унифицированную систему документации. Порядок ведения унифицированной системы документации устанавливается Кабинетом Министров Украины. Документы, не включенные в унифицированную систему документации, могут передаваться внешним пользователям по их запросам на основе взаимной договоренности сторон, если иного не предусматривается действующим законодательством.

    ______________________

    * Это положение Закона предлагается исключить.

    Статья 28. Режим доступа к информации

    Режим доступа к информации – это предусмотренный правовыми нормами порядок получения, использования, распространения и хранения информации.

    По режиму доступа информация делится на открытую информацию и информацию с ограниченным доступом.

    Государство осуществляет контроль за режимом доступа к информации.

    Задача контроля за режимом доступа к информации состоит в обеспечении соблюдения требований законодательства об информации всеми государственными

    органами, предприятиями, учреждениями и организациями, недопущении необоснованного отнесения сведений к категории информации с ограниченным доступом.

    Государственный контроль за соблюдением установленного режима осуществляется специальными органами, которые определяют Верховный Совет Украины и Кабинет Министров Украины.

    В порядке контроля Верховный Совет Украины может требовать от правительственных учреждений, министерств, ведомств отчеты, содержащие сведения об их деятельности по обеспечению информацией заинтересованных лиц (количество случаев отказа в предоставлении доступа к информации с указанием мотивов таких отказов; количество и обоснования применения режима ограниченного доступа к отдельным видам информации; количество жалоб на неправомерные действия должностных лиц, отказавших в доступе к информации, и принятые к ним меры и т.п.).

    Статья 29. Доступ к открытой информации

    Доступ к открытой информации обеспечивается путем:

    систематической публикации ее в установленном порядке в официальных печатных изданиях (газетах, бюллетенях, сборниках);

    распространения ее средствами массовой коммуникации;

    непосредственного ее предоставления заинтересованным гражданам, государственным органам и юридическим лицам.

    Порядок и условия предоставления гражданам, государственным органам, юридическим лицам и представителям общественности сведений по запросам устанавливаются настоящим Законом, нормативными актами центральных органов исполнительной власти согласно их полномочиям, или договорами (соглашениями), если предоставление информации осуществляется на договорной основе.

    Ограничение права на получение открытой информации запрещается законом.

    Преимущественным правом на получение информации пользуются граждане, которым эта информация необходима для исполнения своих профессиональных обязанностей.

    Состав открытой информации, подлежащей систематической публикации, а также порядок ее представления для публикации устанавливается Кабинетом Министров Украины.

    Статья 30. Информация с ограниченным доступом

    Информация с ограниченным доступом по своему правовому режиму делится на конфиденциальную и секретную.

    Конфиденциальная информация – это сведения, находящиеся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических либо юридических лиц и распространяемых по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями.

    Ограничения по режиму доступа к информации финансовых отчетов юридических лиц могут быть установлены только Верховным Советом Украины по представлению Кабинета Министров Украины.

    Граждане, юридические лица, обладающие информацией профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и иного характера, полученной на собственные средства, или являющейся предметом их профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и иного интереса и не нарушающей предусмотренной законом тайны, самостоятельно определяют режим доступа к ней, включая принадлежность ее к категории конфиденциальной, и устанавливают для нее систему (способы) защиты.

    Исключение составляет информация коммерческого и банковского характера, а также информация, правовой режим которой установлен Верховным Советом Украины по представлению Кабинета Министров Украины (по вопросам статистики, экологии, банковских операций, финансовому состоянию, налогов и т.п.), и информация, утаивание которой представляет угрозу жизни и здоровью людей.

    К секретной информации относится информация, содержащая сведения, составляющие государственную и иную предусмотренную законом тайну, разглашение которой наносит ущерб лицу, обществу и государству.

    Отнесение информации к категории секретных сведений, составляющих государственную тайну, и доступ к ней граждан осуществляется в соответствии с законом об этой информации.

    Порядок обращения секретной информации и ее защиты определяется соответствующими государственными органами при условии соблюдения требований, установленных настоящим Законом.

    Порядок и сроки обнародования секретной информации определяются соответствующим законом.

    …………..

    Статья 50. Международная информационная деятельность

    Международная информационная деятельность заключается в гармонизации национальных нормативных актов, на основании которых формируются различные виды информации, с системой национальных счетов, международными стандартами бухгалтерского учета и другими признанными Украиной международными актами, а также в обеспечении граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций официальной документированной или публично оглашаемой информацией о внешнеполитической деятельности Украины, о событиях и явлениях в других странах, а также в целенаправленном распространении за пределами Украины государственными органами и объединениями граждан, средствами массовой информации и гражданами всесторонней информации об Украине.










    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru