Охрана природы. Экология
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Охрана природы. Экология

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено 24.02.2005

    Леонид Бирюков, 2004

    birukov@medaglia.ru

     

     

    Краткий обзор общего состояния правовой сферы в области экологии.
    Детерминационные и причинные особенности нарушений требований экологической безопасности.

     

     

        Неблагоприятная экологическая ситуация, сложившаяся в России к концу 20 – го столетия, вышла на грань катастрофы. Во многом причины этого лежат в области противоречий общественных отношений, определяющих характер взаимосвязи человека и окружающей среды.

        Современная российская наука, в частности экологическая криминология (Осипов Г. И., Ермаков В. Д. и др.), обосновывает связь этих противоречий с рядом негативных процессов, происходящих в стране в связи с социальными и экономическими преобразованиями.

        Переориентация российской экономики с плановой на рыночную привела к расстыковке экономических и экологических интересов общества, государства и его граждан. Это в свою очередь способствовало усилению воздействия на окружающую среду уже существовавших негативных факторов, и привело к возникновению ряда новых, реальных стимулов нарушения общего экологического баланса.

        Наибольшее количество этих стимулов содержит сфера промышленного производства.

    Во-первых, работа предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, требует все более возрастающих затрат на проведение природоохранных мероприятий. Для многих собственников предприятий такие затраты крайне нежелательны, в результате на таких предприятиях распространена незаконная экономия на средствах, направляемых на охрану природных ресурсов. Зачастую руководства предприятий объясняют эту экономию необходимостью избежать банкротства, сохранения рабочих мест, снижения себестоимости выпускаемой продукции и т. п. Однако в действительности в основе такой экономии лежит стремление достижения сверхприбылей.

    Во-вторых, дешевизна природных ресурсов России способствует сверхинтенсивной их эксплуатации.

    В третьих, многие иностранные кампании осваивают территорию России с целью хранения и захоронения радиоактивных материалов и высокотоксичных отходов, создания экологически опасных производств, внедрения экологически грязных технологий, ввоза не опасного, но трудноуничтожимого мусора, сбыта некачественных или запрещенных продуктов и товаров.

    Многие зарубежные инвесторы, представляющие мелкий и средний бизнес, стремятся к размещению на российской территории экологически вредных производств. Это обусловлено их стремлением избежать дополнительных расходов на выполнение жестких нормативов экологической безопасности в своих странах, и тем самым снизить издержки производства.

    В то же время, большинство российских производственных предприятий включает расходы на природоохранные мероприятия в себестоимость продукции, уклоняясь тем самым от реальной охраны окружающей среды и исполнения норм природоохранного законодательства.

    Помимо этих стимулов, негативно воздействующих на окружающую среду и носящих экономический характер, имеют место массовые нарушения природоохранного законодательства, совершаемые гражданами без использования статуса должностного лица. Данные нарушения многообразны: браконьерство, самовольные захваты земли, нарушение режима особо охраняемых природных территорий, незаконная порубка леса, поджоги, отстрел редких животных и т. п.

    Причины приведенных факторов и стимулов неоднородны, и разделяются на две главные группы – причины юридического характера и структурологические.

    Группа причин юридического характера включает в себя следующие:

     

    • общее несовершенство экологического законодательства, в частности, перенасыщенность отсылочными нормами, несогласованность между актами и нормами, нечеткие формулировки норм, дающие возможность разночтений и свободного толкования;
    •  

    • принятие субъектами РФ законодательных актов, объявляющих исключительное право собственности на все природные объекты своих территорий, что противоречит положениям Конституции РФ;
    •  

    • издание законов, постановлений, распоряжений местными органами власти без ведома природоохранных органов и проведения экологической экспертизы, в результате чего леса 1 – й группы переводятся в любую другую и развертывается строительство коттеджей, предприятий, в т. ч. в водоохранных зонах;
    •  

    • в законодательстве не реализуется система экологических ограничений и режимов природопользования, отсутствует концепция последовательной экологизации законодательства;
    •  

    • законодательное регулирование экологических общественных отношений ориентировано на ликвидацию уже возникших негативных последствий производственной, хозяйственной и иной деятельности, а не на их предупреждение.
    •  

          Структурологические причины:

       

    • снижение активности контролирующих органов;
    •  

    • снижение уровня взаимодействия правоохранительных и природоохранных органов;
    •  

    • несовершенство системы государственных органов специального управления в области охраны окружающей среды и природопользования;
    •  

    • непоследовательность в реализации законодательно закрепленного принципа разграничения контрольно-надзорных и хозяйственно-распорядительных функций;
    •  

    • слабое информационное обеспечение экологической и природоохранной деятельности;
    •  

    • недостаточная материально-финансовая обеспеченность контрольно-инспекционных служб;
    •  

    • слабая правовая и социальная защита инспекторского состава природоохранных органов;
    •  

    • отсутствие эффективного механизма участия общественности в экологической и природоохранной деятельности и взаимодействия с государственными органами;
    •  

    • отсутствие должного внимания к проблеме на государственном уровне.
    •  

      В Федеральной программе борьбы с преступностью на 1994 – 95 г. г., и в последующих решениях, принятых в ее развитие, не было запланировано ни одного решения по проблемам природоохраны, борьбы с экологической преступностью, ее предупреждению и обеспечению экологической безопасности.

      В аналогичной Программе на 1996 – 97 г. г. данным вопросам уделено минимальное внимание.

      В настоящее время налицо несостоятельность правительств, как Российской Федерации, так и ее субъектов, министерств и ведомств в обеспечении реализации экологического законодательства. Ситуация осложняется тем, что произошел развал прежней системы государственного контроля, проводятся постоянные реорганизации природоохранных органов, предпринимаются попытки серьезно ограничить, либо вообще ликвидировать прокурорский надзор в сфере экологии.

      Непосредственная правоприменительная практика в этой области имеет постоянную тенденцию к снижению эффективности. Причины этого следующие:

       

    • явная недооценка общественной опасности экологических правонарушений, преступлений, потенциально опасных ситуаций и необходимости разработки и применения комплексов превентивных мер;
    •  

    • недостатки предварительного следствия и дознания, связанные с низким профессиональным уровнем работников правоохранительных и природоохранных органов, отсутствие представления о сущности экологических преступлений, их классификации, разграничения со сходными преступлениями и административными правонарушениями;
    •  

    • недостаточная освещенность криминологических исследований в области экологической преступности, отсутствие в массовом сознании представления о ее состоянии, уровне и тенденциях развития;
    •  

    • преимущественное ведение борьбы с мелкими нарушениями экологических норм.

        Таково общее состояние сферы правового регулирования в области экологии в настоящее время.

    Предпринимаемые Правительством РФ меры, направленные на приватизацию ряда земельных угодий, участков лесов и водоохранных зон, по сути, еще более усложняют ситуацию, поскольку фактически отодвигают на неопределенное время решение неотложных вопросов грамотного природопользования и выводят объекты экологического права, всю систему экологических общественных отношений на совершенно иной уровень, еще более отдаленный от необходимого централизованного государственного и общественного контроля природопользования.








    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru