Таможенное законодательство
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Таможенное законодательство

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено: 08.02.2007


    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

     
    Мустакимов Р.Р. (начальник отдела кадровой работы таможни «Семей» Комитета Таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, г. Семипалатинск),
    Мустакимов Ш.Р. (юрист компании «Артмайт», г. Томск, e- mail: sham2002@mail333.com )
     
    Социально-экономические преобразования, осуществляемые в современном Казахстане, обусловили серьезное изменение роли и значения многих областей деятельности и сфер управления, составляющих фундамент жизни казахстанского общества. В качестве одной из таких сфер управления следует назвать таможенное дело.
    Сегодня, в условиях устойчивого развития экономики, таможенной службе отводится роль государственного инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности, от работы которого зависит развитие приоритетных направлений экономики, становление предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса. Значительные объемы инвестиций, рост внешней торговли и перспективы Казахстана войти в состав ВТО – все эти факторы предполагают совершенствование форм и методов организации таможенного дела.
    Законодательство в сфере внешнеэкономической деятельности, регулируя развитие внешнеторговых отношений, должно не отставать от реалий мировой и отечественной эко­номики, гибко перестраиваться, обслуживая новые хозяйственные схемы и, возможно, работая на опережение, предусматривать бо­лее прогрессивные экономико-правовые формы деятельности уча­стников ВЭД. В настоящее время в Республике Казахстан продолжается формирование законодательной базы таможенного права, что является важным условием для создания необходимых предпосылок для эффективной внешнеэкономической деятельности государства.
    Деятельность таможенных органов за период, прошедший со времени введения в действие Таможенного Кодекса, была направлена на выполнение мероприятий по реализации Плана действия Правительства, отраслевой Программы развития таможенных органов на 2004-2006 годы и Послания Главы государства народу Казахстана от 18 февраля 2005 года. Была продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, применению новейших инструментов таможенного контроля, интеграции с таможенными органами зарубежных стран. Учитывая, что в Послании Главы государства одним из стратегических приоритетов определено развитие бизнеса, создание благоприятных условий для реализации инициатив предпринимательской среды, таможенные органы республики продолжают работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, автоматизации таможенного контроля и оформления, усилению взаимодействия с контролирующими органами и участниками ВЭД, а также упрощению процедур таможенного оформления и контроля.
    Однако, как показала практика применения Таможенного Кодекса РК (ТК РК), нужно и дальше совершенствовать его нормы, и прежде всего в части таможенного администрирования (причина тому – введение достаточно новых, а нередко и неоднозначных норм, различно истолковываемых субъектами внешнеэкономической деятельности).
    В связи с чем, на основе анализа практического применения ТК РК и с учетом предложений участников ВЭД, 20 июня 2005 года был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Таможенный Кодекс Республики Казахстан» №62-III ЗРК, введенный в действие со дня его официального опубликования (25 июня 2005 г.), которым были внесены дополнения и изменения в ряд положений, упрощающих таможенные процедуры.
    При разработке законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Таможенный Кодекс РК» основными целями явились:
    ·        дальнейшее формирование таможенного администрирования с учетом правоприменительной практики норм ТК РК;
    ·        приведение ТК РК в соответствие с законодательными актами других отраслей законодательства Республики Казахстан;
    ·        создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности.
    Основные поправки, внесенные в ТК РК, можно разделить на три группы:
    1)     Нововведения, связанные непосредственно с упрощением таможенных процедур;
    2)     Приведение норм Кодекса в соответствие с действующим налоговым законодательством;
    3)     Поправки, касающиеся дальнейшего приведения норм таможенного законодательства в соответствие с требованиями ВТО.
    В рамках настоящей статьи мы остановимся на подробном рассмотрении первых двух групп поправок.
    Относительно первой группы поправок отметим, что сущность их заключается в следующем:
    Во-первых, в соответствии с данной группой поправок, внесены нормы, касающиеся участников ВЭД, отнесенных к категории минимального риска. Данные нормы регламентируют:
    ·        неприменение к данной категории участников ВЭД мер обеспечения доставки товаров и транспортных средств;
    ·        непомещения ими товаров в места временного хранения;
    ·        разрешение подачи периодической декларации уплаты таможенных пошлин и налогов. Следует отметить, что таможенные пошлины и налоги будут уплачиваться при подачи полной грузовой декларации.
    Во-вторых, в целях ускорения таможенных процедур в ТК РК было внесено изменение, предусматривающее, что документ контроля доставки товаров может заполняться декларантом либо перевозчиком, экспедитором, а при отсутствии указанных лиц - должностным лицом таможенного органа.
    В-третьих, в целях создания благоприятных условий при применении участниками ВЭД процедур периодического и предварительного декларирования были внесены изменения и дополнения в ряд статей ТК РК, предусматривающие, что таможенные пошлины и налоги при предварительном декларировании уплачиваются до выпуска товаров и транспортных средств, а при подаче периодической декларации, за исключением добросовестных участников ВЭД, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов; при этом фактическая уплата будет производиться до выпуска товаров по полной декларации.
    В-четвертых, в целях упрощения применения таможенных процедур для участников ВЭД и возможности использования в качестве грузовой таможенной декларации заявления введена норма, предусматривающая, что уплата таможенных пошлин и налогов будет производиться на основании таможенного приходного ордера при перемещении товаров не только физическими лицами как это было до внесения изменений, но и юридическими лицами. Данное нововведение способствует минимизации финансовых и временных издержек участников ВЭД - юридических лиц – по оформлению таможенной декларации.
    В-пятых, была введена норма, предусматривающая возможность отчуждения товаров, находящихся на таможенном складе, передачу в отношении их прав владения, пользования или распоряжения при условии предварительного уведомления таможенного органа. Данная норма позволит упростить процедуры применения участниками ВЭД указанного режима таможенного склада.
    В-шестых, в ТК РК были внесены изменения и дополнения, связанные с предоставлением документа, подтверждающего безопасность товара. В частности, в целях урегулирования сложившейся ситуации и упрощения таможенных процедур при декларировании товаров и транспортных средств, подлежащих обязательной сертификации, предусмотрена возможность предоставления участниками ВЭД при таможенном оформлении заявления-декларации - обязательства декларанта о проведении сертификации товара, подлежащего обязательной сертификации, без права реализации. Внесение данной поправки обусловлено необходимостью создания благоприятных условий участникам ВЭД при таможенном оформлении ввозимых товаров, подлежащих обязательной сертификации в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также в целях реализации поручений Главы государства данных на 11-м Форуме предпринимателей Казахстана.
    В-седьмых, в ТК РК была введена норма, предусматривающая направление по средствам связи в таможенный орган гарантийного обязательства о доставке товаров. Применение данной нормы сократит расходы участника ВЭД на транспортировку гарантийного обязательства в пункт пропуска на таможенную границу, а также сократит время простоя транспортных средств в данном пункте пропуска.
    В-восьмых, сроки доставки товаров и транспортных средств до таможенных органов назначения при внутреннем таможенном транзите дополнены нормой, допускающей продление срока внутреннего таможенного транзита по мотивированному запросу заявителя, перемещающего товары. Эта норма позволит таможенному органу при возникновении форс-мажорных обстоятельств изменить срок доставки товаров участнику ВЭД (перевозчику).
    В-девятых, были внесены изменения в части неприменения процедуры временного хранения при перемещении товаров по процедуре предварительного и периодического декларирования товаров, а также при использовании упрощенного порядка таможенного оформления. Данное нововведение даст возможность участнику ВЭД избежать затрат возникающих при хранении товаров на СВХ.
    В-десятых, учитывая, что ТК РК дается исчерпывающий перечень документов, необходимый для таможенного оформления, а упрощенный порядок предусматривает выпуск товаров при предоставлении минимального объема сведений, достаточных для идентификации, в статью 382 ТК РК были внесены изменения, позволяющие сократить количество документов при таможенном оформлении товаров (приблизительно с 12 до 5). Таким образом, для участников ВЭД, отнесенных к категории минимального риска появится возможность производить таможенную очистку при наличии минимального количества документов: только товаросопроводительных, платежных и разрешительных документов. Для участника ВЭД это означает следующие положительные моменты. Сокращение времени на таможенное оформление, и тем самым исключение финансовых потерь, связанных с доставкой и хранением товаров. Предполагается, что эта процедура будет доступна тем, кто зарекомендовал себя добросовестным участником ВЭД. Иными словами, необходимо будет предъявить минимальное количество документов и выпуск товаров будет обеспечен в достаточно короткие сроки. Но это не означает, что таможня сняла с себя полномочия по контролю, эти процедуры перейдут с этапа таможенного оформления на этап предварительного и пост-таможенного контроля. В этом случае, следуя правилу «Доверяй, но проверяй», в критерии отнесения участников ВЭД будут отнесены положительные результаты проверки внешнеэкономической деятельности, с целью получения достаточной информации о соблюдении импортером/экспортером таможенного законодательства.
    Таким образом, одновременно совмещается принцип выборочности таможенного контроля с последующим осуществлением пост-таможенного аудита (контроля). Организация пост-таможенного контроля может стать эффективным методом контроля предприятий, своего рода компенсационной проверкой взамен упрощенных правил таможенного оформления, позволит дисциплинировать участников ВЭД к соблюдению норм и правил ведения честной торговли, достоверному декларированию и целевому использованию товаров, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам и налогам.
    Комитетом таможенного контроля Министерства финансов РК (КТК МФ РК) активно пропагандируются и внедряются формы и методы работы по стимулированию увеличения числа добросовестных участников ВЭД. Концепция «зеленого коридора» является актуальной не только для физических лиц, но и для юридических лиц. Участники ВЭД, отнесенные к категории минимального риска проходят процедуру таможенного контроля по принципу «минимальной «достаточности»:
    ·        без применения таможенного сопровождения, как исключительной меры по обеспечению доставки:
    ·        без их помещения в места временного хранения, то есть хранение осуществляется в своих собственных помещениях;
    ·        без проведения таможенного досмотра;
    ·        с представлением минимального количества документов, достаточных для целей идентификации.
    В-одиннацатых, немаловажное нововведение, корреспондирующее с положениями Киотской Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур, заключается в появлении в ТК РК новой статьи 388-1, предусматривающей подачу неполной таможенной декларации в случае, если декларант не располагает всей необходимой информацией для заполнения таможенной декларации по причинам, не зависящим от него, при условии, что в неполной таможенной декларации будут заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение мер нетарифного регулирования в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик. При подаче неполной таможенной декларации декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня регистрации неполной таможенной декларации. Случаи ее использования определяются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
    В реализацию данной нормы был издан Приказ КТК МФ РК от 9 августа 2005 года № 296 «Об утверждении Правил заполнения неполной таможенной декларации и случаев ее использования», прошедший государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан, который регламентирует порядок заполнения неполной таможенной декларации, а также случаи ее использования при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан в таможенном режиме выпуска товаров для свободного обращения. Неполная таможенная декларация может использоваться в следующих случаях:
    1) перемещение ввозимых товаров навалом на открытых транспортных средствах при невозможности заявления точного веса товаров на момент декларирования;
    2) перемещение ввозимых товаров в специальных контейнерах и транспортных средствах при невозможности заявления точного количества товаров без проведения технологических операций с товарами.
    Кроме того, в реализацию норм ТК РК издано несколько приказов Комитета таможенного контроля, которые зарегистрированы в Министерстве Юстиции РК и проходят в настоящее время процедуру опубликования.
    В-двенадцатых, в целях принятия действенных мер по недопущению роста инфляции в связи с планируемым увеличением расходной части бюджета на социальную сферу, облегчения налогового бремени участников ВЭД, относимых к категории малого и среднего бизнеса, по инициативе Комитета таможенного контроля МФ РК были разработаны и приняты постановления Правительства Республики Казахстан. Так, в частности, 5 мая 2005 года принято Постановление Правительства РК №430 «О некоторых мероприятиях по стабилизации цен потребительского рынка», в котором определены меры, направленные на повышение уровня конкуренции, создания благоприятных условий на потребительском рынке и удовлетворения потребностей населения в товарах повседневного спроса. Для этих целей указанным Постановлением внесены изменения в Постановление Правительства РК №1396 от 14 ноября 1996 года касательно снижения ставок таможенных пошлин (в результате произведено исключение специфической ставки таможенного платежа в размере 0,5 евро за 1 кг; ставка платежа определена теперь в размере 17% от таможенной стоимости) и в Постановление Правительства РК №217 от 9 марта 2005 года по изменению норм провоза товаров физическими лицами в сторону их увеличения (например, увеличены нормы провоза овощной продукции, снижены ставки импортных таможенных пошлин на некоторые товары народного потребления – мясо куриное, фрукты, одежду трикотажную, обувь). Эти меры повлияли на снижение налоговой нагрузки для отдельных категорий физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью с небольшим объемом товарооборота, а также на снижение стоимости сельскохозяйственной продукции.
    В результате введения указанных поправок в ТК РК административный ресурс таможенных органов теперь будет сосредоточен на проведении таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, ограничиваясь только теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
    Таким образом, сегодня для бизнеса создаются ясные, стабильные правила, а ТК РК призван сделать экономически выгодной законопослушную деятельность во внешнеторговой деятельности.
    Рассмотрим вторую группу поправок, внесенных в ТК РК (приведение норм ТК РК в соответствие с налоговым законодательством).
    Во-первых, были внесены изменения в статью 346 ТК «Возврат и зачет излишне уплаченных таможенных платежей и налогов», предусматривающие, что таможенные органы могут осуществлять зачет излишне уплаченных сумм в счет будущих таможенных платежей и налогов, за исключением случаев, когда не требуется переброска сумм с одного кода бюджетной классификации на другой, а также в другую налоговую службу.
    Во-вторых, в целях приведения в соответствии со статьей 38 Налогового Кодекса РК, в статью 327 ТК РК «Срок исковой давности» было внесено следующее дополнение в соответствии с которым срок исковой давности по требованиям таможенных органов об уплате пересмотренных сумм таможенных платежей либо взыскании неуплаченных сумм таможенных платежей, а также по требованиям плательщиков о возврате или зачете излишне уплаченных сумм таможенных платежей и налогов устанавливается в пять лет.
    В-третьих, в целях приведения в соответствие со статьей 46 Налогового Кодекса были внесены дополнения в статью 349 Таможенного Кодекса по вопросам начисления пени и статью 318 по ставке рефинансирования.
    В-четвертых, в целях совершенствования таможенного законодательства и приведения в соответствие с международными правовыми нормами и Налоговым Кодексом РК, были внесены изменения в положения, регулирующие порядок проведения проверок участников ВЭД таможенными органами, а именно:
    ·              дано четкое определение цели осуществления проверок таможенными органами;
    ·              конкретизированы виды проверок: плановая, внеплановая, рейдовая, встречная и документальная;
    ·              регламентирован порядок вручения акта по итогам проверок.
    Таким образом, основные положения Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Таможенный Кодекс Республики Казахстан» направлены на уменьшение административных барьеров, создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, приведение таможенного законодательства в соответствие с основными положениями Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур, Соглашением Всемирной таможенной организации, Налоговым Кодексом Республики Казахстан.






    +7 (495) 933-37-56 принтеры volk


    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru