Таможенное законодательство
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Таможенное законодательство

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено: 17.06.2005


    Бастрыгин Сергей Михайлович

    Юрист

    Bsm-pravo@rambler.ru

    www.bsm-pravo.narod.ru

     

     

    ИНСТИТУТ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

     

    Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат декларированию в установленном таможенным законодательством Российской Федерации порядке.

    В настоящий момент базовым документов, регулирующим процедуру декларирования товаров и транспортных средств является приказом ГТК России от 21.08.2003 No 915 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации», которым утверждена «Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (ГТД)».

    Инструкция определяет правила заполнения письменной таможенной декларации на бланках установленной формы "Грузовая таможенная декларация (ТД1)" (далее - основной лист ГТД) и формы "Добавочный лист (ТД2), имеющих специальные элементы защиты, при декларировании товаров, помещаемых под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, экспорта, международного таможенного транзита (только для товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи), переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, временного ввоза, таможенного склада, реимпорта, реэкспорта, уничтожения, отказа в пользу государства, временного вывоза, беспошлинной торговли, а также при декларировании отходов и остатков, полученных на таможенной территории Российской Федерации в результате переработки и уничтожения иностранных товаров.

    Товары подлежат декларированию таможенным органам Российской Федерации при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ТК России (ст.123 ТК России).

    Согласно ст.124 ТК России декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу Российской Федерации в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК России, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

    Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта.

    Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.

    В таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде):

    1) заявляемый таможенный режим;

    2) сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, указанном в статье 16 ТК России, об отправителе и о получателе товаров;

    3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем;

    4) сведения о товарах:

    наименование;

    описание;

    классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

    наименование страны происхождения;

    наименование страны отправления (назначения);

    описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);

    количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения;

    таможенная стоимость;

    5) сведения об исчислении таможенных платежей:

    ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

    применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

    применение тарифных преференций;

    суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

    установленный Центральным банком Российской Федерации на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей;

    6) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

    7) сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

    8) сведения о производителе товаров;

    9) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим;

    10) сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования;

    11) сведения о лице, составившем таможенную декларацию;

    12) место и дата составления таможенной декларации.

    В случае использования таможенной декларации в качестве документа учета для целей валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации, в таможенной декларации подлежат указанию также сведения, необходимые для этих целей, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

    Форма декларирования определяется федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК России и иными правовыми актами Российской Федерации.

    В соответствии со ст.126 ТК России в качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в статье 16 ТК России, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации.

    Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:

    физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

    иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК России;

    иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

    иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;

    иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.

    В статье 16 ТК России указано, что обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, несут:

    1) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, - российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена;

    2) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом:

    лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации;

    иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) с ТК России для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.

    Данная статья перечисляет круг лиц, на которых законом возлагается юридически значимая обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров.

    При этом лица разделены на две группы по следующим признакам:

    1. перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом;
    2. перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом.

    В первом случае обязанное лицо - это российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка была заключена (т.е. инициатор перемещения товаров).

    Во втором - лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории РФ, или иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством РФ и (или) с ТК РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.

    Принимая во внимание, что вопрос точного определения лиц имеет важное значения для понимания вопроса таможенного оформления ГТК России своим письмом от 7 апреля 2004 г. N 01-06/12818 «О применении подпункта 2 ст. 16 Таможенного кодекса Российской Федерации» (опубликовано в "Таможенных ведомостях", N 7, 2004») разъяснило.

    По общему правилу, таможенное законодательство Российской Федерации возлагает публично-правовые обязанности по совершению таможенных операций на российское лицо, которое является стороной во внешнеэкономической сделке любого рода (купля-продажа, дарение и т.д.).

    Подпункт 2 ст. 16 ТК России особо оговаривает те случаи, когда перемещение товаров осуществляется вне рамок внешнеэкономических сделок. Например, к таким случаям можно отнести передачу имущества от иностранной фирмы ее представительству, расположенному на территории Российской Федерации; ввоз иностранным физическим лицом личных вещей для использования на территории Российской Федерации; ввоз строительного оборудования иностранной фирмой в рамках договора на выполнение работ или оказание услуг в области строительства на территории Российской Федерации и т.д.

    Кроме того, подпункт 2 ст. 16 ТК России также подразумевает случаи, когда внешнеэкономическая сделка существует, но российской лицо в ней не участвует (сделка между иностранными лицами).

    Под внешнеэкономической сделкой в смысле ст. 16 ТК России следует понимать такую сделку, где сторонами являются лица, одно из которых находится на территории Российской Федерации, а другое - за ее пределами вне зависимости от национальной принадлежности этих лиц. Если стороной этой сделки является российское лицо, тогда обязанности по совершению таможенных операций лежат на этом лице (подпункт 1 ст. 16 ТК России). Во всех иных случаях (отсутствие сделки либо сделка без участия российского лица) применяется подпункт 2 названной статьи.

    ФТС России письмом от 31 августа 2004 г. N 01-06/192 «О декларанте товаров» (опубликовано в "Таможенном вестнике", N 19, 2004) уточнило свою позицию.

    Так, отмечено, что декларантами не могут быть посредники, функции которых ограничиваются перевозкой товаров, оказанием транспортно-экспедиторских услуг, профессиональной помощью в таможенном оформлении и т.д.

    В то же время в определении лица, на которое возложена обязанность по проведению таможенных операций (статья 16 ТК России), и декларанта (статья 126 ТК России) учитываются варианты различных ситуаций, связанных с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

    Статья 126 ТК России определяет две категории лиц, которые могут выступать в таможенных правоотношениях в качестве декларанта. Во-первых, это лица, указанные в статье 16, и, во-вторых, любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации.

    Если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, то обязанность совершения таможенных операций несет российское лицо:

    • которое заключило такую внешнеэкономическую сделку;
    • от имени которого такая сделка заключена;
    • по поручению которого такая сделка заключена.

    Действующий ТК России в отличие от прежнего наделяет правомочиями по участию в таможенных правоотношениях иностранных лиц. Следует обратить внимание на то, что иностранное лицо может самостоятельно участвовать в таможенных операциях, если перемещение товаров осуществляется без заключения сделки российским лицом (пп.2 ст.16 ТК России). Случаи, когда иностранное лицо может выступить в качестве декларанта, перечислены в п.2 ст.126 ТК России. Лицом, указанным в третьем абзаце пп.2 ст. 16 ТК России, может являться, например, перевозчик, осуществляющий международный таможенный транзит товаров через таможенную территорию Российской Федерации.

    Перечень лиц, которые вправе декларировать товары в силу наличия правомочий распоряжаться товарами в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации на ее таможенной территории, не может быть закрытым. В то же время для оценки правоспособности лица выступать в качестве декларанта следует использовать следующие критерии.

    В соответствии со статьей 209 ГК России право распоряжения имуществом является составной частью права собственности, т.е. права по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Соответственно право распоряжения означает право определять по своему усмотрению юридическую судьбу вещи, вплоть до ее уничтожения.

    Следует различать право определять юридическую судьбу товаров и право совершать юридически значимые действия с товарами от собственного имени (например, выступать в качестве отправителя товаров, организовывать их перевозку, помещать товары на хранение и т.д.).

    При оценке наличия у лица права распоряжения товарами для реализации правомочия выступать в качестве декларанта следует учитывать пункт 1 статьи 15 ТК России, согласно которому никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными ТК России. Таким образом, законодатель ограничил наделение третьего лица правом распоряжения на основании волеизъявления лица. Однако, наделение таким правом возможно в силу закона.

    Следует также учитывать особенности, связанные с применением различных таможенных режимов, не предусматривающих выпуска товаров для свободного обращения. В качестве декларанта при применении таможенного режима переработки на таможенной территории может выступать российское лицо, непосредственно осуществляющее операции по переработке с товарами. Декларантом может быть лицо, которому переданы временно ввезенные товары в соответствии с п.2 ст.211 ТК России, лицо, приобретшее товары, находящиеся на таможенном складе (п.4 ст. 219 ТК России), а также перевозчик, перемещающий товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и ограничений на ввоз (п.1 ст. 13 и ч.1 ст. 240 ТК России).

    Институт таможенного права оперирует понятием «таможенный брокер».

    Под таможенным брокером, согласно пп.17 п.1 ст.11 ТК России понимается посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК России.

    Таможенным брокером (представителем) может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров. Казенное предприятие не может быть таможенным брокером (представителем).

    Таможенный брокер (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с ТК России.

    Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отказ таможенного брокера (представителя) от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается (ст.139 ТК России).

    Оформление отношений таможенного брокера с заинтересованными лицами регулируется гражданским законодательством .

    К вопросу о необходимости нотариального удостоверения договора можно отметить следующее.

    В соответствии со ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, либо в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

    Ст. 157 Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224) было установлено, что взаимоотношения таможенного брокера с представляемым лицом строятся на основе нотариально удостоверенного договора.

    В соответствии с п. 4 ст. 139 Таможенного кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 28.05.2003 N 61-ФЗ, отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Таможенным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 01.01.2004, не предусмотрена обязательность нотариального удостоверения договора.

    В связи с вышеизложенным с 01.01.2004 нотариальное удостоверение договора таможенного брокера с представляемым лицом не требуется для таможенных целей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    Необходимость нотариального удостоверения договора определяется сторонами договора в зависимости от конкретных условий сделки в рамках гражданского законодательства Российской Федерации.

    Необходимо отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 N 873 "Об утверждении Положения о таможенном брокере", изданное в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224), фактически утратило силу с 01.01.2004 в связи с вступлением в силу нового Таможенного кодекса Российской Федерации. Изданный во исполнение названного Постановления Приказ ГТК России от 15.06.1998 N 392 "Об утверждении Порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов" (зарегистрирован Минюстом России 07.07.1998, рег. N 1553) утратил силу Приказом ГТК России от 02.10.2003 N 1098 "Об утверждении Правил ведения реестра таможенных брокеров (представителей)" (зарегистрирован Минюстом России 21.10.2003, рег. N 5190).

    Положения, связанные с включением лиц в Реестр таможенных брокеров (представителей), содержатся в ст. 140 - 142 ТК России. При этом урегулированы следующие аспекты:

    • условия включения в Реестр таможенных брокеров (представителей) (ст. 140);
    • основание для включения лица в Реестр таможенных брокеров (представителей) (п. 1 ст. 141);
    • содержание заявления о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) (п. 2 ст. 141);
    • документы, которые должны быть приложены к заявлению о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) (п. 3 ст. 141);
    • содержание свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) (п. 1 ст. 142);
    • срок действия свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) (п. 2 ст. 142);
    • основания отзыва свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) (ст. 145).

    В соответствии со ст.140 ТК России условиями включения в Реестр таможенных брокеров (представителей) являются:

    1) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат;

    2) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

    3) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 ТК России (осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (представителя) обусловлено обеспечением уплаты таможенных платежей в размере не менее 50 миллионов рублей);

    4) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 миллионов рублей.

    Приказом ГТК России от 2 октября 2003 г. N 1098 «Об утверждении Правил ведения Реестра таможенных брокеров (представителей)» (зарегистрирован в Минюсте РФ 21 октября 2003 г. N 5190)(опубликован в "Российской газете", N 223, 04.11.2003), утверждены «Правила ведения Реестра таможенных брокеров (представителей)».

    Кроме того, данным приказом утверждены:

    • свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей).
    • форма реестра таможенных брокеров (представителей).
    • форма заявления о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей).

    Приказ вступил в силу с 1 января 2004 года.

    В Правилах, как и в ТК России особо оговорены случаи исключения из реестра.

    Так, согласно п.25 Правил юридическое лицо подлежит исключению из Реестра в следующих случаях:

    а) по желанию юридического лица со дня, следующего за днем получения таможенным органом заявления лица в письменной форме об исключении из Реестра;

    б) при принятии решения об отзыве Свидетельства со дня вступления в силу такого решения;

    в) при ликвидации юридического лица со дня, следующего за днем внесения регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц;

    г) при прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации, за исключением ее преобразования, со дня, следующего за днем, когда реорганизация юридического лица считается завершенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц.

    Свидетельство может быть отозвано ГТК России (в данный момент ФТС России) в случае:

    1) несоблюдения таможенным брокером (представителем) хотя бы одного из условий включения в Реестр, указанных в пункте 11 настоящих Правил;

    2) неоднократного привлечения таможенного брокера (представителя) в связи с неисполнением им своих обязанностей к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.15, 16.22 и частью 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Приказом ГТК России от 19 декабря 2003 г. N 1487 «Об утверждении Реестра таможенных брокеров (представителей)» утвержден «Реестр таможенных брокеров (представителей)» (далее Реестр).

    При совершении таможенных операций таможенный брокер (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

    Таможенный брокер (представитель) вправе выступать поручителем перед таможенными органами за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом, если в соответствии с ТК России требуется представление обеспечения их уплаты.

    Таможенный брокер (представитель) вправе требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований настоящего Кодекса.

    При заключении договора с представляемым лицом таможенный брокер (представитель) вправе:

    предоставлять скидки в отношении цены и предоставлять другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц;

    устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст.143 ТК России).

    Согласно ст.144 ТК России обязанности таможенного брокера (представителя) при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными ТК России в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера (представителя) обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с ТК России возлагаются только на лицо, указанное в статье 16 ТК России, перевозчика либо иное лицо.

    Таможенный брокер (представитель) уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в соответствии с ТК России при декларировании товаров, таможенный брокер (представитель) несет такую же ответственность, как декларант.

    Полученная от представляемых лиц информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другая конфиденциальная информация не должны разглашаться или использоваться таможенным брокером (представителем) и его работниками для собственных целей, передаваться иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного брокера (представителя) с представляемым лицом.

    Специалистом по таможенному оформлению является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, и имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению.

    Специалист по таможенному оформлению осуществляет свою деятельность в качестве работника таможенного брокера (представителя).

    Аттестация на соответствие квалификационным требованиям (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. Аттестация проводится в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению по форме, утверждаемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению сроком действия не ограничивается.

    Порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. При этом к сдаче квалификационных экзаменов допускаются все лица, отвечающие установленным к претендентам требованиям, независимо от их специальной подготовки для сдачи экзамена. Квалификационные экзамены принимаются таможенными органами, определяемыми федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела.

    Приказом ГТК России от 06.02.2004 No 160 «Об утверждении Порядка аттестации специалистов по таможенному оформлению" (зарегистрирован в Минюсте РФ 19 февраля 2004 г. N 5565)(опубликован в "Российской газете", N 41, 02.03.2004) утвержден «Порядок аттестации специалистов по таможенному оформлению". Приказ вступил в силу 13 марта 2004 г. (письмо ГТК России от 19 марта 2004 г. N 14-10/10045 «О вступлении в силу нормативных правовых актов ГТК России, изданных в целях реализации Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; N 52, ст. 5038)».

    Порядок аттестации специалистов по таможенному оформлению (далее - Порядок) определяет квалификационные требования, предъявляемые к специалисту по таможенному оформлению, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, порядок сдачи квалификационного экзамена для получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

    В пункте 5 Порядка изложены требования к специалисту.

    Так, он должен уметь:

    - составлять документы и их электронные копии, необходимые для таможенных целей;

    - заявлять по установленной форме точные сведения о товарах и транспортных средствах, выбранном таможенном режиме и другие сведения, необходимые для таможенных целей;

    - правильно применять ставки таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы;

    - правильно исчислять причитающиеся к уплате суммы таможенных платежей;

    - правильно определять код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации;

    - правильно определять страну происхождения товаров и транспортных средств;

    - правильно определять таможенную стоимость;

    - применять правила исчисления таможенных пошлин, налогов в зависимости от избранного таможенного режима;

    - вести учет товаров и транспортных средств, декларируемых таможенным брокером (представителем), в штате которого состоит специалист;

    - пользоваться средствами автоматической обработки и передачи информации, необходимыми для осуществления своей деятельности.

    Лицо, претендующее на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, обращается в ГТК России или уполномоченную организацию за 20 календарных дней до объявленной даты проведения экзамена с заявлением о допуске к аттестации (далее - заявление).

    К заявлению прилагаются:

    - копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

    - копия документа о высшем образовании, заверенная в установленном порядке;

    - копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке.

    Распоряжением ГТК России от 5 марта 2004 г. N 90-р «О порядке оформления квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению» (опубликовано в "Таможенном вестнике", N 7, 2004) определено оформлять квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению в соответствии с Порядком оформления квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению.

    Статьей 148 ТК России установлены основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

    Так, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению аннулируется в случае, если:

    1) установлен факт получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению с использованием подложных документов;

    2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься деятельностью в качестве специалиста по таможенному оформлению в течение определенного срока;

    3) специалист по таможенному оформлению нарушает требования, установленные пунктом 3 статьи 144 ТК России;

    4) специалист по таможенному оформлению неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.15 и 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

    5) специалист по таможенному оформлению нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное пунктом 3 статьи 147 ТК России.

    Решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению принимается федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела. Указанной службой выносится мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. Копия указанного решения направляется лицу, в отношении которого это решение вынесено, в течение трех дней со дня его вынесения.

    Одним из базовых правовых актов с которым работает таможенный брокер является приказ ГТК России от 21 августа 2003 г. N 915 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации», которым утверждена «Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (ГТД)» (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 10 сентября 2003 г. N 5060)(опубликован в "Российской газете", N 186, 18.09.2003, "Российской газете", N 187, 19.09.2003). Приказ вступил в силу с 1 января 2004 года.

    Инструкция определяет правила заполнения письменной таможенной декларации на бланках установленной формы "Грузовая таможенная декларация и формы "Добавочный лист, имеющих специальные элементы защиты (далее - ГТД), при декларировании товаров, помещаемых под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, экспорта, международного таможенного транзита (только для товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи), переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, временного ввоза, таможенного склада, реимпорта, реэкспорта, уничтожения, отказа в пользу государства, временного вывоза, беспошлинной торговли, а также при декларировании отходов и остатков, полученных на таможенной территории Российской Федерации в результате переработки и уничтожения иностранных товаров.

    Сведения, заявляемые декларантом в ГТД, являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

    Институт декларирования получил новое развитие, которое позволит участникам внешнеэкономической деятельности проводить более успешно внешнеторговую деятельность.









    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru