Уголовное законодательство
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Уголовное законодательство

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено: 28.11.2005


    Легализация (отмывание) преступных доходов - особенности применительно к организованной преступности, терроризму и коррупции

    Давыдов Василий Сергеевич

    Специалист департамента правового и налогового консультирования ЗАО «МКД», г. Санкт-Петербург;

    Тел. раб. (812) 380-0640

    Электронная почта: davydov@mcdhld.spb.ru; 9064541@mail.ru

    Под редакцией д.ю.н. Я.И. Гилинского

     

    Организованная и экономическая преступность.

     

    Рассматривая отмывание денег как составляющую часть совершения многих тяжких преступлений, следует учитывать, что эта преступная деятельность имеет свои особенности в каждом виде преступности. Обратимся сначала к понятию организованной и экономической преступности- двух тесно связанных категорий. В Российской науке общепринятого уголовно-правового и криминологических понятий «экономическая преступность» и «организованная преступность» в настоящее время пока не выработано, несмотря на широкое использование этих терминов в обороте.

    Организованная преступность представляет собой сложное социальное явление, отличающееся многообразием проявлений, множеством внутренних составляющих и существующих между ними взаимосвязей. Обобщая мнения многих ученых, А. К. Бекряшев и И.П. Белозеров в своей работе «Теневая экономика и экономическая преступность» к экономическим преступлениям относят уголовно наказуемые виновные общественно опасные деяния, посягающие или использующие легальные экономические институты, то есть правила, формы, процедуры, контрольные и санкционные механизмы экономической деятельности в любых ее формах. При этом, по их мнению, конкретный перечень претерпевающих преступную эксплуатацию и прямое посягательство институтов остается принципиально открытым.001

    По своей природе организованная преступность во всех своих проявлениях тоже явление экономическое, ведь в ее основе лежит единственная цель- получение прибыли и сверхприбыли. Изменения, происходящие в экономике, новые формы экономических отношений, наряду с положительными результатами, приводят к созданию крупных преступных сообществ, контролирующих отдельные сферы экономики, промышленного производства, бытового обслуживания в различных регионах страны.002

    По всей видимости, разные подходы к пониманию организованной преступности и особенностям ее проявления в той или иной стране не позволили пока до конца выработать и единое универсальное определение этого явления на международном уровне. К наиболее интересному понятию организованной преступности можно отнести определение, данное экспертами ООН и зафиксированное в документах Международной конференции ООН по проблемам организованной преступности в 1991 г. в Суздале (Россия). Согласно этому определению организованная преступность - это «функционирование относительно массовой группы устойчивых, управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, коррупция и хищения в крупных размерах». Эксперты ООН выделяют стремление преступных групп получить финансовую прибыль и власть как характеризующий признак организованной преступности.

    В США, по одной из многих дефиниций, организованная преступность рассматривается как ассоциация, стремящаяся действовать вне контроля американского народа и его правительства, или же, как тип замаскированной преступности, иногда включающей иерархическую координацию ряда лиц, связанную с планированием и использованием незаконных актов или достижением цели незаконным способом.

    На родине мафии, в Италии, ее понимают как криминальное объединение лиц, которое для совершения преступлений использует методы и средства запугивания. Мафия здесь расценивается как особая форма криминального сообщества.003

    В Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, принятой резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г., определение понятия организованной преступности отсутствует. В этом правовом акте оно связывается с деятельностью организованных, структурно оформленных групп, создающихся на базе совместной криминальной деятельности исключительно в целях получить прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду.

    По смыслу положений, зафиксированных в Конвенции, характеристика признаков организованной преступности заложена в связанных с этим понятием следующих терминах:

    а) организованная преступная группа;

    б) серьезное преступление;

    в) структурно оформленная группа;

     

    Таким образом, можно предположить, что экономическое преступление может носить менее серьезные общественно опасные последствия, а главное осуществляться индивидуально. Но главное различие этих категорий в том, что участники экономических преступлений это законные субъекты официальной экономической деятельности, в отличии от преступности организованной, имеющей чисто уголовно-криминальное происхождение и оперирующей за пределами официальной экономики004 .

    Социальные проблемы комплексного характера такие, как организованная преступность, требуют комплексных решений. Борьбу с легализацией «грязных», преступных доходов можно считать одним из направлений такого комплексного воздействия на организованную преступность. Организованным преступным группам особенно важна стабильность доходов, их защита от правовых последствий признания доходов преступными, поскольку это угрожает их существованию, а значит и получению сверхприбылей е¨ членов. Для борьбы с организованной преступностью традиционные методы правоохранительных органов представляются недостаточными005 .Современная ситуация объективно такова, что организованная преступность вынуждена прибегать к легализации своих преступных доходов, а следовательно противодействие это способ выявления организованных преступных групп, лишения их главного- преступных активов.

    На момент включения в Российский уголовный кодекс статьи, посвященной легализации (1996 год), свыше 3 тыс. преступных группировок специализируется на легализации преступных доходов, более того, почти 1,5 тыс. таких группировок образовали в этих целях собственные легальные хозяйственные организации. По экспертным оценкам, 2/3 легализуемых средств, полученных таким путем, вкладывалось в развитие криминального предпринимательства, 1/5 часть расходовалось на приобретение недвижимости. 006

    По официальным оценкам ГУОП МВД РФ на начало 1995 г., организованными преступными формированиями контролировалась 41 тысяча хозяйствующих субъектов с разными формами собственности, в том числе 1,5 тысячи государственных предприятий, 4 тысячи акционерных обществ, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков, почти 700 рынков. С целью отмывания денег криминальными кругами создано около 800 легальных экономических структур007 .

    К концу 90-х годов организованная преступность в России – сложившийся социальный институт. Государственная машина утрачивает механизмы и инструменты социального контроля. Образующийся вакуум занимается альтернативными системами контроля. Так как большое количество бизнесменов вовлечено в формирование политической и экономической политики страны, областями криминализации последовательно становятся: бизнес, экономика, политика.

    Экономические отрасли находятся под контролем элитных региональных групп. Определенные сферы экономики финансовые и инвестиционные потоки находятся под жестким контролем отдельных групп.

    Преступные организации распределяют сферы своего влияния как в плане географическом, международном, так и по конкретным объектам, лицам. Определилась их заметная специализация – один контролирует азартные игры, проституцию, другие занимаются наркобизнесом, представлением разного рода криминальных услуг, аферами в банковской сфере и т.д. Основой преступной мотивации является стремление к получению сверхприбыли незаконным путем008

    По мнению криминологов ситуация немногим изменилась и в 2005 году. Для современной Российской организованной преступности характерна широкая распространенность и влияние на экономику и политику. Около 40-60% предприятий и 60-80% банков находятся так или иначе под контролем криминальных структур (представителями криминалитета называются и более внушительные цифры). Значительное число представителей криминалитета либо непосредственно входят во властные структуры всех уровней, либо имеют возможность лоббировать принятие тех или иных властных решений.009

    Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что преступления, совершаемые организованными преступными группами в иных целях, нежели получение финансовой или иной материальной выгоды, не охватываются вышеперечисленными признаками и поэтому не могут быть отнесены к деятельности организованной преступности.

    Современная политическая и экономическая ситуация в России является наиболее благоприятной, с одной стороны, для расширения сферы преступной деятельности отечественных преступных сообществ за пределами национальных границ России. А с другой – для проникновения в Россию транснациональной организованной преступности с целью использования возможностей ее рынка и слабой законодательной базы, облегчающей возможности ухода от социального контроля.

    Транснационализация организованной преступной деятельности, т.е. выход ее за границы национальной территории одного государства, в настоящее время является международным процессом, в сущности, это один из высших уровней криминальной эволюции010 . Современные коммуникационные технологии и обширные связи организованной преступности облегчили ей установление контактов с партнерами в других странах и на других континентах; современные банковские системы электронных расчетов дают возможность осуществлять международные преступные сделки, связанные в первую очередь с «отмыванием» доходов, полученных незаконным путем, а также различного рода финансовыми махинациями.

    Транснациональная организованная преступная деятельность является наиболее рациональной и профессиональной частью криминального поведения. Преcтупные организации способны учиться на своем и чужом опыте, обладать стратегическим видением ситуации и ее возможным развитием. Они часто прибегают к помощи высококлассных специалистов, используют самые современные технологии. Организованные преступники, действующие в той или иной стране, никогда бы не переступили ее национальных границ, если бы не видели выгоды, не получали бы серьезных преимуществ и возможностей011 .

    Транснациональные операции позволяют преступным организациям получать доступ на выгодные рынки и находить пути проникновения на них, действуя при этом из районов, где они чувствуют себя относительно недосягаемыми для правоохранительных органов. Доходы от преступной деятельности направляются по каналам мировой финансовой системы и укрываются в оффшорных зонах и центрах банковской деятельности с относительно мягким регулированием.

    Таким образом, в первую очередь уголовная, а также и другие виды ответственности за легализацию решают важнейшую задачу борьбы с организованной преступностью и более того, с ее высшей формой эволюции- транснациональной организованной преступностью как в отдельных странах, так и на международном пространстве. С одной стороны, таким противодействием подрывается финансовая устойчивость организованных преступных организаций и террористических групп, с другой пресекаются попытки преступных лидеров получить властные полномочия, как в международных организациях, так и в органах власти и управления отдельных государтсв.

    Следует отметить, что в настоящее время в российской науке уголовного права легализация преступных доходов неразрывно связывается с явлением организованной преступности012 . Об этом свидетельствуют и научные публикации013 , и результаты исследований.014

     

    Терроризм.

    После террористических атак на США в сентябре 2001 года, 29–30 октября 2001 года представители стран-членов ФАТФ015 собрались в Вашингтоне на внеочередное пленарное заседание и приняли решение о расширении своего мандата за счет включения в сферу контроля ФАТФ мер по борьбе с финансированием терроризма. Результатом встречи стало учреждение международного Контртеррористического комитета и принятие ФАТФ пакета из 8 «Специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма».

    С этого момента важнейшей составляющей противодействию терроризма стала борьба с финансированием терроризма.

     

    Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма была принята в результате реализации выдвинутой Францией инициативы, которую активно поддержали страны «Группы восьми»016 . В мае 1998 года министры иностранных дел «Группы восьми» определили предотвращение сбора средств для целей терроризма в качестве «одного из первоочередных направлений дальнейшей работы». Осенью 1998 года Франция выступила инициатором переговоров по Конвенции и предложила ее текст на рассмотрение Организации Объединенных Наций. В декабре 1998 года Генеральная Ассамблея приняла решение о подготовке Конвенции силами специального комитета, учрежденного в соответствии с резолюцией 51/21011. Текст Конвенции был принят Генеральной Ассамблеей 9 декабря 1999 года017 . Конвенцию подписали 132 государства, и по состоянию на 30 апреля 2003 года она вступила в силу в 80 государствах.

    Конвенция определяет террористические акты как «любое […] деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения». Таким образом, в соответствии с общим определением, содержащимся в Конвенции, деяние представляет собой террористический акт, если оно отвечает двум условиям:

     

    • оно направлено на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение;
    • его цель заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения;

     

    Конвенция содержит три основных обязательства для государств-участников. Во-первых, государства-участники обязаны зафиксировать преступный характер финансирования терроризма в своем уголовном законодательстве. Во-вторых, они обязаны принимать участие в широкомасштабном сотрудничестве с другими государствами-участниками и оказывать им юридическую помощь в вопросах, составляющих предмет Конвенции. В-третьих, они обязаны ввести в действие определенные требования в отношении роли финансовых учреждений в выявлении и сообщении фактов, свидетельствующих о финансировании террористических актов.

     

    Таким образом, помимо укрепления международного сотрудничества в области предотвращения и пресечения самих преступлений террористического характера международное сообщество начало реализацию далеко идущей программы, направленной на предотвращение терроризма путем выявления и пресечения источников его финансирования, а также путем введения уголовной ответственности за предоставление средств для финансирования терроризма.

    Специальная рекомендация II ФАТФ устанавливает в качестве мирового стандарта признание преступного характера финансирования терроризма, террористических актов и террористических организаций.

    Законодательные меры, принимаемые во исполнение международных обязательств, относящихся к предупреждению и пресечению финансирования терроризма, могут включаться в состав более широкой законодательной инициативы, направленной на борьбу с терроризмом в целом, либо рассматриваться самостоятельно. Некоторые страны решили отреагировать на события сентября 2001 года путем принятия широкого комплекса мер, способствующих обнаружению, предотвращению и пресечению терроризма. Особый акцент делается на мерах по предотвращению терроризма. До введения в силу таких комплексных законодательных актов борьба с терроризмом обычно велась в этих странах посредством принятия положений, направленных на пресечение конкретных действий, например, относящиеся к убийству, саботажу или незаконному использованию взрывчатых веществ. Такие страны, как Канада, Соединенное Королевство и США приняли комплексные законы о борьбе с терроризмом. Как заявил министр юстиции Канады, выступая на заседании комитета Сената Канады по вопросу о предлагаемых законодательных актах, «наши действующие законы позволяют расследовать терроризм и подвергать судебному преследованию и строгому наказанию тех, кто совершил различные конкретные деяния, обычно ассоциируемые с терроризмом. Однако эти и другие законы недостаточны для предотвращения террористических актов. Наши действующие законы не учитывают в достаточной степени реалий того, как работают террористические группы и каким образом им предоставляется поддержка. Наши законы должны обеспечивать полную реализацию наших намерений предотвратить террористическую деятельность, а в настоящее время они этого не делают»018 . Закон Канады о террористических актах, принятый в 2001 году019 , направлен на то, чтобы вооружить правоохранительные органы средствами, необходимыми для обнаружения и пресечения террористических заговоров до их осуществления. В дополнение к мерам, разработанным во исполнение обязательств страны в соответствии с Конвенцией и Резолюцией, данный закон «удовлетворяет основным потребностям в наличии комплексных мер уголовного законодательства, направленных против терроризма, в том числе норм по фундаментальному вопросу определения».

     

    Закон «ПАТРИОТ США»020 , принятый сразу же после атак террористов на США 11 сентября 2001 года, также представляет собой широкомасштабный законодательный акт, расширяющий права полиции. Закон дает сотрудникам федеральных органов более широкие полномочия по отслеживанию и перехвату сообщений и наделяет министра финансов полномочиями регулирующего органа в борьбе с коррупцией в финансовых учреждениях США для борьбы с отмыванием денег иностранных лиц. Он направлен на то, чтобы закрыть границы США для иностранных террористов. Закон устанавливает новые виды преступлений и новые наказания, применяемые в отношении внутренних и международных террористов.

     

    Другие страны, в которых уголовная ответственность за различные формы терроризма уже была установлена, в последнее время видоизменили свое законодательство с учетом необходимости осуществления Конвенции и включили в него дополнительные полномочия органов полиции по обнаружению преступлений террористического характера. Одним из примеров этого является Франция021 .

    Некоторые страны объединили требования Конвенции и ряд требований Резолюции и приняли законы, включающие соответствующие нормы в свое законодательство. Примером является Закон о борьбе с терроризмом 2002-6, принятый в Барбадосе. Этот закон признает терроризм новым видом преступления, формулируя его определение аналогично определению, содержащемуся в Конвенции, и обеспечивает законодательные инструменты для пресечения таких актов и их финансирования, а также блокирования и конфискации средств террористов.

    Наконец, некоторые страны приняли конкретные меры законодательного характера по включению Конвенции в корпус своего законодательства, при этом ограничивая сферу действия нового законодательства мерами, необходимыми для реализации положений Конвенции. В таком законодательстве, например, может быть конкретно указана степень уголовной ответственности юридических лиц за деяния физических лиц. Конвенция оставляет решение этого вопроса на усмотрение каждого государства-участника. Аналогичным образом законодательным актом государства могут быть конкретизированы наказания, поскольку Конвенция конкретно не определяет наказания за деяния, в отношении которых государства-участники обязаны установить уголовную ответственность. Например, Указ монарха Монако No 15.320 от 8 апреля 2002 года о пресечении финансирования терроризма определяет преступления, указанные в Конвенции и в перечисленных в Приложении к ней договорах, и содержит нормы, касающиеся вопросов, которые Конвенция оставляет на усмотрение государств-участников022 . Основанное на Указе монарха отдельное постановление министерства, которым вводится применение Конвенции в Монако, предусматривает замораживание активов лиц и организаций, перечисленных в приложениях к постановлению. Аналогичным образом принятый на Кипре закон санкционирует ратификацию Конвенции и включает законодательные составляющие, необходимые для ее осуществления, в частности, устанавливает наказания и нормы ответственности юридических лиц.023

     

    В связи с террористическими актами в Лондоне 7 июля 2005 года проблема взаимодействия ведущих мировых державав по разработке мер противодействия терроризму стала еще актуальнее.

     

    Российская Федерация одна из стран мирового сообщества которая столкнулась с проблемой терроризма в полной мере. Для примера, приведем только крупные террористические акты, совершенные против России в 2004 году в хронологическом порядке:

    • 6 февраля террористы-смертники взорвали поезд в московском метро, убив 41 человека и ранив более 100;
    • 6 апреля террорист-смертник пытался убить Президента Ингушетии Мурата Зязикова;
    • 9 мая убит Президент Чечни Ахмад Кадыров;
    • 22 июня захвачено здание Министерства внутренних дел в Ингушетии, убито 92 человека;
    • 24 августа террористы-смертники одновременно вызывали падение двух российских авиалайнеров, убито 88 пассажиров и членов экипажей;
    • 31 августа террористка-смертница у станции московского метро убила 8 человек и ранила еще более 50;
    • 1-3 сентября террористами захвачено около 1200 заложников, более половины из которых составляли дети, в школе в Беслане (Северная Осетия). По официальным данным, убит 331 человек, в том числе 172 ребенка. Сотни раненых.

     

    В сфере борьбы с терроризмом Россия является одним из активных членов мирового сообщества. Россия ратифицировала Международную конвенцию по борьбе с терроризмом, которая вступила в силу для Российской Федерации 27 декабря 2002 года. Кроме ответственности за подготовку и проведение террористических актов Уголовное законодательство Российской Федерации дополнено положениями об ответственности за финансирование террористических организаций и террористических актов. Согласно Статьи 205.1. Уголовного кодекса РФ «Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению» финансирование акта терроризма либо террористической организации - наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.

     

    Пресечение финансирования терроризма является сложной задачей, успешное решение которой будет зависеть от способности государств оперативно принять соответствующее законодательство и создать надлежащие механизмы правоприменения. В странах, уже принявших законы и внедривших необходимые механизмы правоприменения для борьбы с отмыванием денег, потребность в дополнительном законодательстве, необходимом для борьбы с финансированием терроризма, незначительна. Вместе с тем им могут требоваться значительные дополнительные механизмы правоприменения, необходимые для успешного обнаружения и уголовного преследования случаев финансирования терроризма. Для стран, в которых отсутствует как правовая, так и административная инфраструктура, задача может оказаться значительно более сложной.

    Связи между транснациональной организованной преступностью и терроризмом не уникальны в развитых и развивающихся странах. Расследования терактов 11 сентября показали, что террористы занимаются нелегальной деятельностью в разных странах, в первую очередь, чтобы обеспечить себе существование. Так, в ходе следствия установлено, что террористы в Испании занимались продажей поддельных авиабилетов, группы террористов в США зарабатывали на жизнь отмыванием денег и другими преступлениями.

    Таким образом, в ходе операций, связанных с контролем за отмыванием могут быть выявлены денежные и другие активы террористических организаций, легализуемые и направляемые на содержание лидеров таких организаций и их деятельность, связанную с управлением и подготовкой террористических актов.

     

    Коррупция.

     

    Широко распространенная во многих развивающихся странах коррупция обуславливает быстрое распространение и укрепление транснациональной организованной преступности и терроризма. Коррупция среди должностных лиц, способствующая преступной деятельности, принимает различные формы и базируется не только на взяточничестве. Существует множество форм коррупции: взяточничество, протекционизм, лоббизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, присвоение общественных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация, незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и др.), вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов, и др. Коррупционные сети тесно связаны с организованной преступностью.

    Высшие должностные лица обеспечивают подложными документами контрабандистов и террористов, ограничивают преследование подозрительных групп правоохранительными органами и позволяют безопасно работать организованным преступным группам. Это способствует совершению преступлений в таких странах не только собственными преступными группами, но и группами из других стран и регионов. Более того, преступники для своей деятельности могут использовать информационные и другие современные технологии, привлекать высокооплачиваемых специалистов.

    Коррупция – сложный социальный феномен, порождение общества и общественных отношений.

     

    В своей работе «Коррупция: теория и российская реальность» Я.И. Гилинский указывает на множество научных определений понятия коррупции. По его мнению, наиболее краткое и точное из них: «злоупотребление публичной властью ради частной выгоды»024

    Российскими учеными предлагается широкий диапазон мер по борьбе с этим явлением. Например, Яков Гилинский, к числу антикоррупционных мер предлагает отнести следующие: сокращение объема управленческих решений, зависящих от усмотрения государственного служащего; сокращение прав государственных служащих по «регулированию» экономики, образования, науки; резкое количественное сокращение государственного управленческого аппарата и другие.

    Коррупция и отмывание денег взаимосвязанные явления. Хотя очевидно, что не все полученные взятки непременно должны отмываться: часть полученной наличности может использоваться на дополнительные расходные платежи, связанные с проводимой операцией или может быть потрачена в личных целях на покупку дорогих автомобилей, драгоценностей, подарки знакомым. Учитывая сложности, связанные с процедурой отмывания, коррумпированные государственные должностные лица и служащие корпораций, как и любые другие преступники, часто привлекают посредников для отмывания денег, полагая, что те проявят надлежащее благоразумие и предосторожность при переводе денежных сумм и будут действовать независимо (по своему усмотрению, без согласования с заказчиком) в ситуации, когда началось уголовное расследование.

     

    Следует учитывать, что коррупция очень умело разрушает как возможность применения навыков финансового расследования, так и сам предмет доказывания. Однако, хотя финансовые следователи могут и не обнаружить, где находятся активы или не определить их владельца, они способны, по крайней мере, весьма затруднить востребование преступниками денег обратно.

    Коррупция существует во всех современных государствах. Другой вопрос – масштабы коррупции. По данным международной организации Transparency International, Россия входит в число наиболее коррумпированных стран мира наряду с некоторыми государствами бывшего СССР, Пакистаном, Танзанией, Индонезией и Нигерией. Наименее коррумпированные государства - Дания, Финляндия, Швеция, Канада, Новая Зеландия.

    Ежегодные убытки от коррупции в России составляют 20-25 миллиардов долларов. Общая сумма выплачиваемых предпринимателями чиновникам оценивается в 33,5 миллиарда долларов025 . Ежедневно российские и зарубежные средства массовой информации публикуют информацию о фактах коррупции в России. Вот выдержки из материалов исследования, проведенного журналистами известной в Санкт-Петербурге газеты «Деловой Петербург» от 8 июля 2005 года. Изданием приводится стоимость оборудования автомобиля в Петербурге специальными опознавательными световыми и звуковыми сигналами для беспрепятственного нарушения владельцем такого автомобиля правил дорожного движения.

    • Официальный специальный сигнал – сирена и проблесковый маяк (автомобиль ставится на баланс Министерства Внутренних Дел России, Министерства юстиции, Прокуратуры ) 7 000 долларов США.
    • Специальные номера 3 000-4 000 долларов США.
    • Специальный талон (неприкосновенная машина) 15 000 – 20 000 долларов США.

     

    В России криминализация коррупции как социального явления находится в начальной стадии. В уголовном и других сферах законодательства отсутствует уголовно-правовое и криминологическое определение понятия коррупция.

     

        Среди нормативных актов, посвященных этой проблеме можно отметить Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» в котором впервые отмечается, что коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ. Указом Президента No 1384 от 24 ноября 2003 года «О Совете при Президенте РФ по борьбе с коррупцией» образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией и утверждено Положение о Совете по борьбе с коррупцией.

     

    Различные проекты закона «О борьбе с коррупцией» обсуждаются с 1992 года, но он до настоящего времени не принят, хотя Российская Федерация подписала Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.

     

    Механизм контроля за доходами, в том числе и государственных служащих, введенный в действие федеральным законом N 116-ФЗ от 20 июля 1998 года «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемых физическими лицами доходам» прекратил свое действие в связи с отменой закона. Положения Ст.15 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе» о контроле за доходами государственных служащих на практике не работают, позволяя последним использовать свое служебное положение в личных целях.

        Несмотря на отсутствие законодательной базы, одной из ключевых проблем коррумпированных чиновников становится проблема придания полученным «за свои услуги» доходам легального статуса, введения денежных средств и имущества в законный гражданский оборот.

     

    Таким образом, анализ феномена наиболее опасных криминальных проявлений таких как организованная преступность и ее высшая форма эволюции транснациональная организованная преступность, терроризм и коррупция доказывает, что отмывание преступно полученных доходов это составляющая часть действий преступников в этих сферах противоправной деятельности. (см. рисунок)

     

    Таким образом, препятствие отмыванию и выявление преступных активов на международном и государственном уровне – это основа или фундамент противодействия организованной преступности, терроризма и коррупции. Создание в отдельной стране института противодействия отмывания это подготовка базы на основе которой возможно построение системы законодательных и процессуальных мер по борьбе с преступностью и установление взаимодействия с международным сообществом для проведения международного уголовного расследования и принятия процессуальных мер на территории других иностранных государств.

    Для понимания особенностей отмывания денег в каждом из рассмотренных криминальных проявлений посмотрим на отличительные черты этого явления в ходе деятельности организованных преступных групп, террористических организаций и коррумпированных чиновников.

     

     

     

    Организованная преступность

     

    Терроризм

     

    Коррупция

    Связь с отмыванием денег

    Денежные средства и иное имущество, полученное в ходе торговли наркотиками, продажи оружия, организации торговли людьми и проституции необходимо вкладывать в законный бизнес. Требуются постоянно функционирующие схемы отбеливания полученных преступных доходов. К разработке и реализации схем могут привлекаться квалифицированные специалисты в сфере юриспруденции, экономики и финансов, банковского дела. Суммы отмывания могут достигать значительных размеров.

    Требуется отмывание средств для организации террористических актов, обеспечения активности организаторов и руководителей террористических организаций. Необходимо законное прикрытие преступной деятельности, обеспечивающей доходную часть бюджета террористических организаций. Отмывание преступных доходов носит как постоянный так и разовый характер.

    Требуется отмывание средств, полученных в ходе коррупционной деятельности. Отмывание скорее будет носить разовый характер. Высока вероятность привлечения посредников для проведения операции по отбеливанию доходов. По сравнению с доходами преступных организаций суммы отмывания не значительные.

     



    001 Бекряшев А. К., Белозеров И. П. Теневая экономика и экономическая преступность. -2003. - www.i-u.ru/biblio/archive/bekryashev_belozerov_tenevaya_economica/
    002 Организованная преступность. Тенденции, перспективы борьбы. Владивосток, 1999. - С. 195
    003 Гриб В.Т. Организованная преступность - различные подходы к ее пониманию//Государство и право . -2000. № 1

    004 Подробнее: Gilinskiy Y. Economic Crime in Contemporary Russia // European Financial Services Law. 1998.- Vol.5, # 3-4.-pp. 60-65
    005 См., например, преамбулу Страсбургской Конвенции Совета Европы "Об "отмывании", выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" от 8 ноября 1990 г. // СЗ РФ, 2003 г., N 3.- С. 203.
    006 Болотский Б.С. Проблемы противодействия легализации (отмыванию) доходов от нелегальной экономической деятельности// Теневая экономика: экономические, социальные и правовые аспекты. -Мат-лы научной конференции 9 июля 1996 года. - М., 1996. - С. 41-42. (40-54).
    007 Основы борьбы с организованной преступностью // Под ред. В.С. Овчинского и др. - М.: "ИНФРА-М", 1996 г. - С. 185-186.
    008 Гуров А.И. Организованная преступность в России. - http://www.aferizm.ru/criminal/
    009 Гилинский Я.И. Организованная преступность: понятие, история, деятельность, тенденции. - http://sartraccc.sgap.ru/
    010 Воронин Ю.А. Транснациональная организованная преступность. - Екатеринбург, 1997. - С. 5.
    011 Лунеев В.В. Преступность ХХ века: Мировой криминологический анализ. -М . - С. 318.
    012 Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств в финансово-кредитной системе: Опыт, проблемы, перспективы: Учеб.-практ. Пособие. - М.: Дело, 2001 г. С.-7., Иванов Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. М., 1999.С.-12.
    013 См., напр.: Гриб В.Г. Теоретические и организационно-тактические основы борьбы с организованной преступностью в России.- Монография. - М.: ВНИИ МВД России.- 2001.
    014  Симачев Ю. Теневая деятельность частных предприятий. - Вопросы статистики. - 1997. - № 7. - С. 21.
    015 Специальная международная организация деятельность которой направлена на координацию борьбы с отмыванием денег в мире.
    016 См.: Clifton M. Johnson, "Introductory Note to the International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism", 39 ILM 268 (2000).
    017 Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, G.A. Res. 54/109, U.N. GAOR, 54th Sess., 76th mtg., Supp. No. 49, U.N. Doc. A/Res/53/108 (1999).

    018 Выступление министра юстиции и генерального прокурора Энн МакЛеллан на заседании сенатского комитета по рассмотрению законопроекта C-36 4 декабря 2001 года, цит. по:Richard G. Mosley, "Preventing Terrorism, Bill C-36: the Anti-Terrorism Act 2001", in Terrorism,Law & Democracy, How Is Canada Changing Following September 11, Canadian Institute for theAdministration of Justice 147, 2002.
    019 Anti-Terrorism Act, Statutes of Canada 2001, Сhapter 41 [Canada]
    020 United and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism Act (USA PATRIOT Act) of 2001, Public Law 107-56, October 26, 2001.
    021 Loi no 2001-1062 du 15 novembre 2001 relative a la securite quotidienne, Journal Officiel, 16 novembre 2001 [France].
    022 Ordonnance Souveraine no 15.320 du 8 avril 2002 sur la repression du financement du terrorisme, Journal de Monaco, Bulletin officiel de la Principaute, no 7542, April 12, 2002 [Monaco].
    023  A Law to Ratify the International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism, including supplementary provisions for the immediate implementation of the Convention, No. 29 (III) of 2001 [Cyprus].

    024 См.: Wewer G. (1994) Politische Korruption. In: Politic-Lexicon. Munchen, Wein: Oldenbourg Verlag, S.481.
    025 Горный М.Б. (ред.) (2000) Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества. СПб.: Норма. С.18-21, 72-73.






    Дзайн студия дизайна интерьера.


    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru