Уголовное законодательство
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Уголовное законодательство

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Актуальная информация Воронин Владимир Александрович фск у нас на сайте.

    Добавлено 30.03.04

    ПОЧЕМУ ВОЕННЫЙ БИЛЕТ ПОРОЙ СТАНОВИТСЯ ВОЛЧЬИМ

     

    Недавно один клиент рассказал о неприятной ситуации, в которую попал его сын. Еще в 16 лет осудили его за незначительное преступление, не представлявшее никакой опасности для граждан и совершенное, можно сказать, по глупости. Дали ему условный срок, а вскоре судимость и вовсе сняли. Да вот не устроиться ему теперь на работу никак, ведь военный билет надо предъявлять работодателю, а в нем черным по белому написано о наличии судимости, пусть и снятой.

    Ситуация, в которую попал этот молодой человек, является удачным поводом обсудить весьма животрепещущую проблему – о соответствии наших законов Конституции и актам, регулирующим права человека. Ведь именно в этой сфере в нашем государстве большие проблемы. Результат часто печален – сломанные судьбы, высокий уровень преступности и правонарушений. Но обо всем по порядку.

    Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе", среди сведений, подлежащих отражению в воинском документе, обязательно должны присутствовать такие факты, как возбуждение и прекращение уголовного дела, а также наличие судимости. Напомним, что для лиц, находящихся в запасе (а это либо уже отслужившие, либо вообще не служившие по причине состояния здоровья, как наш герой), единственным воинским документом является военный билет.

    Вот и получается, что, оступившись один раз, часто в весьма незрелом возрасте, человек потом ходит с клеймом всю жизнь, сообщая каждому своему работодателю или потенциальному работодателю об этом нелестном факте своей биографии. Причем, именно по этой причине любая первая встреча с этим работодателем часто оказывается и последней. Одним словом, военный билет для таких людей превращается в билет волчий.

    Сразу оговорюсь, работодателя понять можно. Ему не хочется связываться с человеком с сомнительной репутацией, а именно судимость, пусть и погашенная, является для него свидетельством ненадежности этого человека. Далеко не все, а если точнее – лишь единицы, способны разглядеть за этим несчастным штампом хорошего специалиста, мастера своего дела. А может, просто молодого человека, только вступающего в жизнь и нуждающегося в элементарной поддержке, спасении от той пропасти, которая подстерегает его всюду, от всевозможных напастей, имя которым безработица, наркотики, преступность.

    Позицию военных объяснить еще легче – они исполняют предписание упомянутого выше закона о воинской обязанности, а также Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ. В пункте 26 этого положения дословно повторяется предписание закона относительно обязательности присутствия в военном билете сведений о судимости и возбуждении уголовного дела. Это и понятно, ведь Положение было утверждено правительством как раз во исполнение требований закона.

    Скажу даже больше, военных можно понять. Они действительно должны иметь полную информацию о человеке, которого призывают, скажем, на военные сборы или, не дай бог, в период войны. Должны знать для избежания каких-либо последствий криминального характера. Но остальным то, включая работодателей, это знать вовсе не обязательно. Исключение здесь может составить разве что судимость за совершение отдельных видов преступлений, когда в приговоре суда предусмотрен запрет на определенные виды деятельности на какой-то срок. То есть, временное ограничение правоспособности человека.

    В нашем же случае, как и в десятках тысяч подобных, речь идет о прямых нарушениях прав человека, закрепленных в российской Конституции, а также в Декларации прав человека ООН, подписанной, в том числе и нашей страной. А нарушения эти содержатся не где-либо, а в вышеупомянутых нормативных актах.

    Поэтому перейдем от общих рассуждений к правовой стороне вопроса.

    Многим из нас хорошо известна т. н. Форма Т-2, заполняемая на каждого работника на предприятиях, в организациях. Одним из разделов этого документа являются сведения о воинской обязанности человека. Откуда они берутся работодателем? Конечно же, из военного билета. Поэтому и предъявлять его обязательно при оформлении. А в нем, представьте, стоит отметка о возбужденном когда-то уголовном деле и потом, допустим, прекращенном за недостаточностью улик или еще по какой причине. Или сведения о судимости, пусть даже снятой.

    Можно себе представить реакцию работодателя. Но ему то проще всего, выпроводил потенциального работника и все тут, хозяин – барин. А что делать человеку с этим волчьим билетом? Либо идти умирать с голоду, либо возвращаться к старым грешкам. А, может, заняться деятельностью, во сто крат более криминальной, чем он занимался ранее. Что из этого выбрать, зависит уже от индивидуальных качеств человека. Проигравшим же становится не только он сам, но и все мы – общество.

    Обратимся теперь к Конституции. В статье 37 сказано: "Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию". Конституция у нас является основным законом, имеющим высшую юридическую силу, нормативным документом прямого действия. То есть, если перевести с юридического языка на обычный – ее положения не нуждаются в каком-либо подтверждении. А если конституция дает право на что-либо, то вовсе не обязательно наличие конкретного закона, регламентирующего эту сторону жизни.

    Кроме того, даже если эти законы и положения противоречат букве и духу Конституции, как в нашем случае, приоритет все равно за последней. Я уж не говорю о Декларации прав человека.

    Поэтому вызывает удивление позиция Конституционного Суда, Минюста, Уполномоченного по правам человека РФ и всех заинтересованных органов, в упор не видящих несоответствия положений упомянутых актов Конституции и основополагающим правам граждан. Вызывает удивление и позиция военных – ведь они, казалось бы, кровно заинтересованы в изменении имиджа армии, снятии того негатива и страха, который существует в обществе. А ведь подобное содержание военных документов граждан лишь усугубляет все это.

    Минобороны вполне мог бы выступить с инициативой изменения порядка и формы учета прежних грешков военнообязанных, то есть прекращения практики внесения в военные билеты сведений о судимости гражданина. А для этого необходимо внести поправки в законодательство. Однако, что-то мы не слышали о подобных инициативах. То, что армия должна знать и учитывать прежние судимости военнообязанных, бесспорно. Но вопрос в том, как это делать, нужно ли трезвонить об этом на весь мир и помещать эти сведения в военном билете? Ведь любому из нас даже в кошмарном сне не приснится, что в паспорте может стоять подобная отметка. Если же представить, что подобное где-то возможно, то какое отношение граждан будет к своему государству? Нетрудно догадаться. То же и с армией.

    И еще немаловажная деталь – подобная ситуация нарушает основополагающий и закрепленный во всех международных и конституционных актах правовой принцип – принцип равенства прав граждан. Получается, что в одном положении оказываются военнообязанные лица, а в другом – лица, не являющиеся таковыми.

    Поясню на примере. Представим себе женщину или девушку, оказавшуюся в той же ситуации, что и наш герой. У нее нет военного билета (только если она не военнообязанная, а таких у нас немного), но в прошлом у нее была судимость. А, может, ее когда-то привлекали к уголовной ответственности, неважно, справедливо или нет. Никакой работодатель, нанимающий ее на работу, в большинстве случаев и знать не будет об этом факте.

    И таких случаев, кстати, немало. Эти женщины устраивались на работу, продвигались и даже, порой, делали неплохую карьеру. И никто им этот факт из их биографии в упрек не ставил. Потому, что не знал. Получается, что мужчины и военнообязанные женщины оказываются в худших по сравнению с ними условиях, возможностей реализовать свое конституционное право на труд у них явно меньше.

    Одним словом, малозначимые, на первый взгляд, правовые нормы приводят к масштабному нарушению прав граждан, закрепленных в конституции и международных актах.

    Решать эту проблему надо глобально, а не вести тяжбы по конкретным случаям. Прекратить подобные нарушения можно только путем внесения поправок в законодательство. А именно – изъять из пункта 4 статьи 8 Федерального Закона номер 53-ФЗ от 28 марта 1998 г. фразы "возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела" и "наличие судимости". Кроме того, необходимо изъять подпункты "п" и "р" из пункта 26 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства номер 1541 от 25 декабря 1998 г. Возможно, придется также внести изменения в некоторые ведомственные акты, выпущенные по линии Минобороны.

    А можно поступить еще проще. Зачем военным менять порядок учета, придумывать какие-то иные формы отслеживания проступков военнообязанных граждан. Надо просто изменить форму Т-2, заполняемую при оформлении на работу. Иными словами, не спрашивать у будущего работника военный билет. Тогда и вышеупомянутые нормативные акты не нужно будет корректировать. Скажем, менее двух лет назад Правительство своим постановлением номер 599 исключило военный билет из перечня документов, представляемых при оформлении регистрации места жительства (прописки, проще говоря). И ничего при этом не случилось. Аналогичным образом можно поступить и в нашем случае.

    Думается, что наши законодатели, наша судебная власть, наконец, поймут, что защита прав человека – это не просто красивые слова или предвыборный пиар. Это серьезная кропотливая работа по устранению казусов нашего законодательства, нашей многолетней практики, когда государство такими, казалось бы, мелочами, унижало и продолжает унижать своих граждан. В результате происходит не достижение согласия в обществе, а наоборот – отторжение граждан от своего государства, их ожесточение.

    Еще раз поясню. Ограничение права на труд возможно только в отношении тех лиц, которым суд в качестве меры наказания за совершенное преступление запретил заниматься определенными видами деятельности. И все. Любые ограничения права на труд иных лиц, как прямые, так и косвенные, являются грубейшим нарушением Конституции. И, к сожалению, этим нарушениям способствуют отдельные положения наших законов. Изменить эти положения – основная задача законодателей. А наша задача – побуждать их к этому.

    Руслан Мардалиев
    rusmar@portpc.spb.ru

    кандидат юридических наук







    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru