Уголовное законодательство
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Уголовное законодательство

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено: 07.02.2012


    КОНТРАБАНДА ОБРАЗЦОВ ДИКОЙ ПРИРОДЫ: ПОНЯТИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ТЕРМИНОЛОГИЯ

    Прохоров В.Г.
    Союз Охраны Птиц России, г. Москва
    Е-mail:pvg.58@rambler.ru  

    На протяжении десятилетий в бывшем СССР преобладала незаконная торговля дикими растениями и животными, ориентированная на внутренний рынок. Традиционными объектами этой торговли были шкурки различных пушных зверей – бобр, белка, куница, ондатра, соболь, выдра и пр. Подпольный рынок пушнины имел довольно широкие масштабы, хотя существовал исключительно внутри страны из-за ограниченных международных контактов СССР и строгого таможенного контроля.   
        В ходе реализации Постановления Совета Министров СССР от 04.08.1976г. № 612 «Об утверждении Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения и о мероприятиях по выполнению этой Конвенции» (СИТЕС), издается приказ Министерства внешней торговли СССР № 451 от 15.12.1977 г., в котором в списке предметов, запрещенных к ввозу в СССР и к вывозу из СССР, значились «рога сайгаков, маралов, пятнистых оленей и изюбрей, а также шкуры пятнистого оленя». Эти предметы могли быть вывезены только по особым разрешениям Министерства внешней торговли.
        С начала 90-х годов прошлого столетия в связи с осуществлением экономических преобразований в условиях становления рыночных отношений деятельность таможенных органов по выявлению и пресечению контрабанды образцов фауны и флоры по сравнению с прежними годами перешла на качественно более высокий уровень. В 1991 г. Россия предоставила в Секретариат СИТЕС Декларацию о преемственности по отношению к СССР, который в 1976 г. присоединился к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).
        Принятие Конвенции означало признание ответственности государств за сохранение дикой природы и необходимости международного сотрудничества «...для защиты некоторых видов дикой фауны и флоры от чрезмерной эксплуатации их в международной торговле».1 СИТЕС считается одной из действенных Конвенций в области охраны животного и растительного мира, а также пресечения контрабанды видами редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, объем которой во многих странах сопоставим с незаконной торговлей наркотиками, оружием и антиквариатом.    
        Россия осталась единственной участницей СИТЕС из всех бывших союзных республик. В 1992 г. СИТЕС официально вступает в силу в Российской Федерации, и 3 мая 1992 г. в таможенные органы направляется Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации №1_13/2788 «Об административном органе СИТЕС в России»: перед таможенными органами ставится задача по выполнению взятых международных обязательств по сохранению животного и растительного мира.
        В 1993 г. в структуре Государственного таможенного комитета России создается региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями, в таможнях — отделы дознания, а отделы по борьбе с контрабандой были преобразованы в отделы по борьбе с таможенными правонарушениями (ОБТП). В ОБТП выделяется направление по борьбе с контрабандой в неторговом обороте, включающее борьбу с контрабандой диких животных и растений, их частей и дериватов. В 1994 г. Правительством Российской Федерации принимается Постановление от 13.09.1994 г. № 1051 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г.», действовавшее с изменениями до 2008 г., которое утратило силу после принятия соответствующего Постановления Правительства РФ от 04.05.2008 г. № 337. Перед таможенными органами ставится задача по соблюдению взятых Россией международных обязательств в части, касающейся таможенного дела.
        В 1995 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа № 795 «О сохранении амурского тигра и других редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений на территориях Приморского и Хабаровского краев» Министерству внутренних дел, Федеральной службе безопасности, Федеральной пограничной службе, Государственному таможенному комитету, Министерству природных ресурсов Российской Федерации было предписано совместно с администрациями Приморского и Хабаровского краев во исполнение действовавшего на тот период Постановления Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1051 усилить контроль за скупкой, продажей и вывозом за границу амурского тигра, других видов диких животных и растений, подпадающих под действие указанной Конвенции, а также их частей или дериватов.
        Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ст.11) дает такое определение: товары – любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.
        Из определения следует, что все объекты дикой природы (объекты СИТЕС) являются товарами, а значит, на них распространяются все правила, применяемые в отношении товаров.
        Статья 13 ТК РФ устанавливает, что товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, – выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
        В соответствии с нормами гражданского законодательства все образцы дикой природы (образцы СИТЕС), изъятые из естественной среды обитания и находящиеся в гражданском обороте, т.е. имущество, вещи, рассматриваются как товар, в том числе и живые животные. Соответственно, к ним могут быть применены все нормы действующего гражданского законодательства Российской Федерации относительно товаров – а именно к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. Регулирование вопросов оборота образцов СИТЕС связано и с определением в российском законодательстве понятия редких видов животных и растений или видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения.
        Согласно Федеральному закону «О животном мире» в ст.24 «редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации».2 Красная книга Российской Федерации является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (объекты животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
        В Красную книгу Российской Федерации включаются объекты животного и растительного мира, отвечающие условиям согласно п.6.2. Положения о порядке ведения Красной книги Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 03.10.1997 г. № 419-а.
        Согласно ст.8.35 Кодекса об административных правонарушениях под редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных и растений понимаются виды «животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами», т.е. в том числе и виды, включенные в Приложения СИТЕС. 
        На основании вышесказанного следует, что под понятием «образцы дикой природы» подразумеваются непосредственно виды животных и растений (также их части и дериваты), включенные в Приложения СИТЕС, в т.ч. редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного и растительного мира, нуждающиеся в специальных мерах охраны, занесенные в Международную Красную книгу и Красную книгу государств-участников СНГ, подпадающие под действие международных соглашений и конвенций.
        В настоящее время в Приложения СИТЕС включено более 30 тысяч видов животных и растений, из них в Красную книгу РФ входит 948 видов.
        Следует определить само понятие «контрабанда образцов дикой природы». Прежде необходимо уточнить какой из терминов — «образец» или «объект» дикой природы — будет наиболее правильно отражать содержание самого понятия. Отдавая приоритет международному праву, примем за основу термин «образец», который дан в тексте СИТЕС в Ст. 1 п.(б). В соответствии с этим документом: «образец» означает любое животное или растение, будь оно живое или мертвое, любая легко узнаваемая часть или дериват его, как указано в Приложениях СИТЕС. 3 
        К тому же, согласно Закону города Москвы № 28 от 30.06.1999 года «О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы» в ст. 1 принято понятие «образец диких животных и растений», который определяется как «живые и неживые дикие животные и растения, включая легко распознаваемые их части и дериваты», а также «живые и неживые дикие животные и растения, включая легко распознаваемые их части и дериваты, которые по документам, упаковке, маркировке или любым другим признакам могут быть отнесены к диким животным и растениям». 4   
        Другое определение «образца» приводится в статье 1 проекта федерального закона в Постановлении Московской городской Думы от 28.06.2000г. № 70 «О законодательной инициативе Московской городской Думы «О проекте федерального закона «О регулировании оборота образцов редких и исчезающих видов диких животных и растений». Там сказано, что «образец - любое животное или растение, живое или неживое, или любая распознаваемая их часть (корневища, стебли, листья, цветы, семена, рога, копыта, шкуры, кости, перья, панцири, хвосты, пенисы, раковины, любые другие части) или производное, а также любые объекты (материалы, изделия и т.п.), которые по документам, упаковочному ярлыку, этикеткам, надписям на упаковке или марке или по другим признакам являются или включают в свой состав части, элементы или производные животных и растений, относящихся к видам, включенным в Приложения СИТЕС». 5     
        В отношении понятия «образец» дикой природы необходимы некоторые разъяснения с целью дать более точное и полное определение, чтобы не возникало различных интерпретаций в понимании данного термина. Учитывая, что именно «образец» дикой природы является предметом контрабанды, то определение этого понятия должно быть исчерпывающим. В результате получим, что «образец дикой природы — означает любое животное или растение, будь оно живое или неживое, любую распознаваемую их часть или дериват его, а также любые объекты (материалы, изделия и т.п.), которые по документам, упаковке и упаковочному ярлыку, маркировке или любым другим признакам могут быть отнесены к диким животным и растениям, или включают в свой состав части, элементы или производные животных и растений, относящихся к видам, включенным в Приложения СИТЕС».  
         Полученное определение «образца дикой природы» в достаточной мере отвечает требованиям Конвенции, хотя и здесь могут возникнуть различия в понимании некоторых деталей. Прежде всего стоит расшифровать понятие «любой распознаваемой части». Для этого можно применить два варианта. Первый — предполагает добавить в определение уточнения, благодаря которым удастся в принципе избежать необходимости дополнительно интерпретировать, что распознаваемо, а что нет. Второй вариант — это составление своеобразного списка не только животных и растений, но и их частей и дериватов, к которым будут применяться требования СИТЕС. Такой список имеет свои положительные и отрицательные стороны. Преимущество в практически полной информированности как исполнительных государственных органов, так и непосредственно представителей торговых организаций по тем образцам, которые контролируются Конвенцией. Недостатком этого варианта может быть отсутствие или пропуск каких-либо важных пунктов, либо наличие разных списков у стран-участниц СИТЕС, что приводит к дополнительной путанице.
         Не менее важным должно быть дополнение в определении «образца дикой природы», на основании которого устанавливается, что образец по документам, упаковке и упаковочному ярлыку, маркировке или любым другим признакам считается таковым, если была допущена ошибка в обозначении или маркировке, или, если таковая ошибка была сделана с умыслом на мошенничество.
        В результате предлагается окончательный вариант определения понятия «образец дикой природы». Таким образом, «образец дикой природы — означает любое живое или неживое дикое животное или дикорастущее растение, или любую распознаваемую их часть  (корневища, стебли, листья, цветы, семена, рога, копыта, шкуры, кости, перья, панцири, хвосты, пенисы, раковины, любые другие части)  или дериват его, а также любые объекты (материалы, изделия и т.п.), которые по документам, упаковке и упаковочному ярлыку, этикеткам, маркировке или любым другим признакам могут быть отнесены к диким животным и растениям, или считаются таковыми, даже если была допущена ошибка в обозначении или маркировке, или, если таковая ошибка была сделана с умыслом на мошенничество, являются или включают в свой состав части, элементы или производные животных и растений, относящихся к видам, включенным в Приложения СИТЕС».  
        В конечном варианте получим определение, согласно которому «контрабанда образцов дикой природы — есть перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров, в отношении которых установлены специальные правила по импорту, экспорту, владению или торговле, которые являются образцами дикой природы или содержат ингредиенты видов животных и растений, указанных в Приложениях СИТЕС, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием»

    (Опубликовано: Доклад на I Международной научной конференции «Актуальные проблемы и современное состояние общественных наук в условиях глобализации» (Москва, 14-15 мая 2011г.). // Social SCIENCE - Общественные науки. Всероссийский научный журнал. – Изд-во «МИИ Наука», 2011, № 3, С. 488-493.)









    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru