Предприятия, организации, ЧП
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Предприятия, организации, ЧП

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено: 13.07.2010


    Специфика регистрации средства массовой информации

     


    Долгова А.В.

    Юрист, ООО «Деловой Город (юриспруденция)», (495) 518-59-43, info@dg24.ru.


    Статья отвечает на вопрос: как юридически верно провести процедуру регистрации средства массовой информации: журнала, газеты, и т.д.

    1. Обязанность регистрации средства массовой информации

    Прежде всего, необходимо понимать, что определенная (не вся!) издательская деятельность, требует прохождения процедуры регистрации. Так, в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ) редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после её регистрации. Под редакцией средства массовой информации Закон о СМИ понимает организацию, учреждение, предприятие либо гражданина, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

    В соответствии со статьей 2 Закона о СМИ под средством массовой информации законодатель понимает периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения массовой информации, а под массовой информацией – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

    В той же статье законодатель устанавливает особые признаки периодического печатного издания - это газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, и радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программы, под которой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющих постоянное название и выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

    Такое понятие, как «иная форма периодического распространения массовой информации» законодатель не расшифровывает. С одной стороны, это хорошо, так как демонстрирует гибкость определения, что актуально в наше время бурного развития средств коммуникации. С другой стороны, любая диспозитивность толкования правовых норм является возможностью для правовых же спекуляций.

    Руководствуясь принципом аналогии, можно установить основные признаки, при наличии которых можно характеризовать объект в качестве средства массовой информации:

    1. объект – это печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

    2. предназначение объекта для неограниченного круга лиц;

    3. наличие постоянного названия;

    4. определенная периодичность выхода в свет (эфир) (не реже одного раза в год).

    Теперь попробуем сформулировать более доступное для понимания лиц, не обременённых глубокими познаниями в области юриспруденции, определение. Итак, средство массовой информации – это сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц, публикуемые в любой форме при условии определенной периодичности.

    Например, к средствам массовой информации не относится выпуск таких печатных изданий, как книга. Но, в то же время, если это серия книг, выпускаемых под единым названием, и планируемая к изданию с определенной периодичностью (не реже одного раза в год), то в совокупности такая серия формально приобретает все признаки средства массовой информации. В то же время, если эта печатная серия предназначена для распространения по «закрытой» подписке среди заранее известного и ограниченного списка лиц, объект вновь перестает быть средством массовой информации.

    2. Какие средства массовой информации не требуют регистрации

    В соответствии со статьей 12 Закона о СМИ не требуется регистрация:

    1. средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

    2. периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;

    3. радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

    4. аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

    Тот факт, что законодатель отказывает перечисленным СМИ в регистрации, не освобождает их от самого статуса средства массовой информации и, соответственно, от соблюдения всех сопутствующих этому статусу обязанностей.

    3. Уполномоченный орган при регистрации средства массовой информации

    В соответствии со статьей 8 Закона о СМИ заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории двух и более субъектов Российской Федерации и/или за ее пределами, - подается в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

    На сегодняшний день, указанный орган переименован. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03 декабря 2008 г. N 1715 «О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»уполномоченная служба именуется как «Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)».

    Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории одного субъекта России или территории муниципального образования, подается в соответствующие территориальные органы Роскомнадзора.

    4. Требования, предъявляемые к учредителю СМИ

    В соответствии со статьей 7 Закона о СМИ учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган.

    Не может выступать учредителем:

    1. гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

    2. объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

    3. гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

    Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

    Также в соответствии с пунктом 12 Административного регламента исполнения Роскомнадзором государственной функции «Регистрация средств массовой информации», утвержденным приказом данной службы от 22 октября 2007 г. № 315 (далее – Административный регламент) учредителем (соучредителем) СМИ может быть также и орган местного самоуправления. Административный регламент также устанавливает и дополнительные ограничения. В соответствии с подпунктом 13.4. регламента не могут выступать учредителем СМИ:иностранное юридическое лицо, которое не имеет представительства, аккредитованного в России,

    • российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более,

    • гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм.

    Здесь следует отметить, что в соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами. Следовательно, Закон о СМИ имеет большую юридическую силу, чем Административный регламент.

    Административный регламент является нормативным правовым актом, издаваемым на основе и во исполнение закона. Он может конкретизировать нормы закона, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должен соответствовать и не противоречить закону. Он являются средством реализации законодательных норм, а значит, положения, устанавливающие дополнительные требования к учредителям СМИ, незаконны и недействительны.

    Тем не менее, здесь и далее дополнительные требования Административного регламента будут нами указываться, так как сотрудники Роскомнадзора, как и любые чиновники России, склонны исполнять указания вышестоящего органа без анализа их правомерности.

    5. Документы, необходимые для регистрации средства массовой информации.

    5.1. Документы, которые требуются в соответствии с нормативными актами:

    В соответствии со статьей 10 Закона о СМИ документы для регистрации предъявляется в следующем составе: заявление и документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины. В рассматриваемой статье также указывается, что предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.В противоречие статье 10 Закона о СМИ Административный регламент требует от заявителя представления целого ряда документов. Для подтверждения сведений, указываемых учредителем (соучредителем) СМИ в заявлении на регистрацию СМИ. В соответствии с пунктом 31 Административного регламента:

    1) заявитель – юридическое лицо представляет:

    • копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

    • копии учредительных документов учредителя СМИ, заверенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    2) заявитель – индивидуальный предприниматель:

    • копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

    3) заявитель – физическое лицо:

      • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

    4) заявитель – иностранное юридическое лицо:

    • копии учредительных документов учредителя (с проставлением апостиля) и копии документов представительства данного юридического лица на территории Российской Федерации, заверенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

    5) в случае, если регистрация СМИ производится лицом, уполномоченным заявителем, предоставляется

    доверенность.

    5.2. Дополнительные документы:

    Как показывает практика работы нашей компании с регистрирующим органом, чиновники также требуют предоставить следующий комплект документов:

    для учредителя – юридического лица:

    • учредительные документы – нотариально заверенная копия;


    • протокол либо решение о создании – копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации.

    Также уполномоченный орган предъявляет требование, не установленное в Административном регламенте, по отношению к представляемой выписке из ЕГРЮЛ – она должны быть датирована не позднее, чем за один месяц до даты представления.

    Необходимо отметить еще одно неправомерное требование уполномоченного органа. В том случае, если учредителем (или одним из соучредителей) СМИ является физическое лицо, то его подпись на заявлении о регистрации (перерегистрации) СМИ должна быть нотариально заверена. Официально данное требование нигде не закреплено.

    В том случае, если учредителем (соучредителем) средства массовой информации будет выступать индивидуальный предприниматель, требуется также подавать нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

    В том случае, если название СМИ ранее было зарегистрировано как товарный знак, требуется предоставить документ, подтверждающий право на товарный знак.

    Для средств массовой информации эротического характера необходимо предоставить оригинал-макет предполагаемого издания.

    Также уполномоченный орган от заявителей всех форм собственности хочет видеть:

    1. письмо о фактическом адресе для ведения переписки и направления корреспонденции,

    2. письменное обоснование использования в названии СМИ таких слов, как: «Российская Федерация», «Россия», «российский» и их производных (при их наличии в названии СМИ),

    3. письменное согласие правообладателей или согласие наследников (при использовании в названиях СМИ фамилий, псевдонимов физических лиц или производных от них),

    4. письменное разрешение зарубежного правообладателя названия СМИ (при регистрации на территории Российской Федерации средства массовой информации с использованием оригинального названия СМИ, зарегистрированного и издающегося на территории другого государства).

    6. Что должно быть указано в заявлении на регистрацию средства массовой информации

    В соответствии со статьей 10 Закона о СМИ в заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:

      1. сведения об учредителе (соучредителях);

      2. название средства массовой информации;

    1. язык (языки);

    2. адрес редакции;

    3. форма периодического распространения массовой информации;

    1. предполагаемая территория распространения продукции;

    2. примерная тематика и (или) специализация;

    3. предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;

    4. источники финансирования;

    5. сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

    Данный перечень сведений представлен и в форме заявления о регистрации СМИ, рекомендуемой к представлению уполномоченным органом.

    В соответствии с требованием пункта 4 статьи 13 Закона о СМИ название регистрируемого средства массовой информации должно быть уникальным для указанной заявителем формы распространения СМИ.

    Статьей 2 Закона о СМИ определены следующие традиционные формы периодического распространения средства массовой информации:

    1. периодические печатные издания в виде газеты, журнала, бюллетеня, альманаха, сборника;

    2. радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа.

    Как уже говорилось выше, перечень форм периодического распространения СМИ остается открытым. Практика применения законодательства о СМИ ввела в оборот следующие понятия: электронное периодическое издание (веб-сайт), информационное агентство.

    При заполнении графы «тематика и (или) специализация» регистрирующий орган предлагает руководствоваться следующим тематическим списком: информационная (с уточнением характера информации), специализированная информационная(данная тематика и (или) специализация в настоящее время используется только для эротических и рекламных СМИ), информационно-аналитическая, политическая, публицистическая, культурно-просветительская, образовательная, детская, спортивная, музыкальная, развлекательная, художественные (игровые) кинофильмы, религиозная, рекламная, эротическая.

    Данный перечень носит рекомендательный характер, возможен выбор двух и более тематик и (или) специализаций.

    По требованию регистрирующего органа в заявлении о регистрации СМИ, которые не специализируются на рекламных сообщениях, дополнительно указывается объем рекламы (в процентном соотношении). Так, в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» объем рекламы для периодических печатных изданий должен составлять не более сорока процентов объема одного номера периодического печатного издания (статья 16), в отношении телепрограммы – не более пятнадцати процентов (пункт 3 статьи 14), в отношении радиотрансляции - не более пятнадцати процентов (пункт 8 статьи 15).

    7. Государственная пошлина за регистрацию средства массовой информации

    В соответствии со статьей 10 Закона о СМИ к заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины.В соответствии с порядком регистрации (перерегистрации) СМИ, принятым в Управлении разрешительной работы в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора, приложить необходимо именно оригиналы платежных документов с отметкой банка об оплате госпошлины.Платежный документ должен содержать точное указание названия и формы распространения средства массовой информации, за регистрацию которого производится оплата.

    В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (далее — НК РФ) за государственную регистрацию средств массовой информации уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:




    Форма распространения СМИ:

    Территория распространения:

    два и более субъекта РФ, за пределами РФ (пункт 10 части 1 статьи 333.33 НК РФ), руб.

    один субъект РФ,район, город, иной населенный пункт, район в городе, микрорайон (пункт 11 части 1 статьи 333.33 НК РФ), руб.

    периодическое печатное издание

    4000

    2000

    информационное агентство

    4800

    2400

    иное средство массовой информации

    6000

    3000


    При этом в соответствии с частью 3 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию средств массовой информации уплачивается с учетом следующих особенностей:

    1) при регистрации СМИ рекламного характера размер государственной пошлины увеличивается в 5 раз;

    2) при регистрации СМИ эротического характера размер государственной пошлины увеличивается в 10 раз;

    3) при регистрации СМИ, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения размер государственной пошлины уменьшается в 5 раз.

    8. Срок регистрации средства массовой информации

    В соответствии со статьей 8 Закона о СМИ и пунктом 27 Административного регламента регистрация СМИ осуществляется в течение одного месяца с момента поступления заявления в регистрирующий орган. Ускорение данного срока не предусмотрено.

    9. Причины отказа в регистрации средства массовой информации

    В соответствии со статьей 13 Закона о СМИ отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям:

    1. Если заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации.

    2. Если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности.

    3. Если название, примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации. Это означает, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости (абзац 1 статья 4 Закона о СМИ).

    4. Если регистрирующим органом ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения массовой информации.

    Указанная статья также определяет, что заявление о регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения, с указанием основания возврата в следующих случаях:

      1. если заявление подано с нарушением требований подачи в соответствующий регистрирующий орган или в заявлении не указаны необходимые сведения, установленные законодательством о средствах массовой информации:

    1. если заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;

    2. если не уплачена государственная пошлина.


    10. Процедура регистрации СМИ, принятая в Роскомнадзоре


    Регистрация СМИ осуществляется в несколько этапов. В соответствии с Приложением № 9 Административного регламента процедура регистрации СМИ выглядит следующим образом:

    1) Заявитель собирает и подает документы на регистрацию СМИ;

    2) В приемной при подаче документов выдают Уведомление о поступлении пакета документов;

    3) Регистрация пакета документов – 2 дня;

    4) Назначение ответственного за регистрацию СМИ – 3 дня;

    5) Проверка комплектности и правильности заполнения документов – 15 дней;

    6) Проверка повтора или сходства названия – 1 день.

    Если недостатки не выявлены, то

    7) Подготовка документов для оформления свидетельства;

    8) Заявление на заключение и Контрольный экземпляр Свидетельства;

    9) Подготовка Свидетельства о регистрации СМИ – 3 дня;

    10) Свидетельство;

    11) Подписание Свидетельства;

    12) Свидетельство подписано;

        1. Получение Свидетельства заявителем.


    11. Какие формы распространения СМИ наиболее популярны?


    Если рассматривать СМИ, зарегистрированные нашей компанией за последних три года (а их более ста), можно выявить следующую тенденцию: за регистрацией периодичных печатных изданий обращаются в большинстве случаев (67% обращений), на втором месте по популярности - электронные СМИ (23%), далее идут иные виды СМИ (чаще всего это телепрограммы).


    Таким образом, можно констатировать, что наиболее распространенной формой СМИ являются периодические печатные издания (газеты, журналы).


    Обратите внимание:
    В работе юридической фирмы в настоящее время просто жизненно необходимо использовать crm системы. Трудно себе представить современный бизнес без их эффективного использования, и очень многие юрфирмы, особенно западные, уже пришли к пониманию этого.

     







    http://de-yuro.ru/ калуга юристы и адвокаты в калуге.


    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru