Предприятия, организации, ЧП
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Предприятия, организации, ЧП

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено: 09.08.2009


     

    «ПОЧЕМ АКЦИИ ДЛЯ НАРОДА?»

    (статья опубликована в журнале «Акционерный вестник», № 6 (65), июнь 2009 г.)



    Вероника Кондратьева
    Генеральный директор
    ООО «Профконсалт»

    Понятие «цена размещения акций» в Федеральном законе «Об акционерных обществах» от 26.12.95 № 208-ФЗ (далее – Закон об АО) употребляется применительно к двум корпоративным процедурам: процедуре создания акционерного общества и процедуре увеличения его уставного капитала путем размещения дополнительных акций.
    Как правило, акции при учреждении акционерного общества распределяются среди учредителей по номинальной стоимости, и цена размещения акций в этом случае равна их номинальной стоимости. В то же время в п. 1 ст. 36 Закона об АО предусмотрено, что оплата акций общества при его учреждении производится учредителями по цене не ниже номинальной стоимости этих акций. Из этого можно сделать вывод, что цена размещения акций при учреждении общества может быть и выше их номинальной стоимости.
    В каком порядке и на основании чего учредители общества могут определить более высокую, чем номинальная стоимость, цену размещения акций при учреждении общества?

    Цена размещения акций может быть определена учредителями акционерного общества в договоре о создании общества в соответствии с п. 5 ст. 9 Закона об АО, в котором предусмотрено, что учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий в том числе размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты. При этом на основании каких показателей может быть определена более высокая цена размещения акций, чем их номинальная стоимость, закон не предусматривает. Получается, что учредители общества по своему усмотрению могут установить любую цену размещения акций, а разница между номинальной стоимостью и ценой размещения акций после их оплаты будет отнесена в эмиссионный доход, который отражается в бухгалтерском балансе как добавочный капитал.
    В отличие от определения цены размещения акций при учреждении акционерного общества цена размещения дополнительных акций при увеличении уставного капитала общества определяется в соответствии со ст. 77 Закона об АО, из которой следует, что в случаях, когда цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяются решением совета директоров общества, они должны определяться исходя из их рыночной стоимости. При этом в соответствии с п. 6.1.14 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 25.01.07 № 07-4/пз-н (далее – Стандарты) в случае, если решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров, установленная этим решением цена размещения ценных бумаг должна соответствовать цене размещения ценных бумаг, определенной решением совета директоров общества, и указанное решение совета директоров общества должно быть принято до принятия общим собранием акционеров решения о размещении ценных бумаг.
    Если принять за основу требование законодательства о том, что цена размещения должна быть определена исходя из рыночной стоимости акций, то встает вопрос: каким образом совет директоров общества должен определить эту рыночную стоимость?
    Закон об АО не содержит требования обязательного привлечения независимого оценщика для установления цены размещения акций. Совет директоров общества может по своему усмотрению инициировать привлечение независимого оценщика. В этом случае отчет оценщика будет иметь для совета директоров рекомендательный характер. Совет директоров вправе установить цену размещения акций как в точном соответствии с определенной оценщиком их рыночной стоимостью, так и в меньшем или большем размере. В некоторых случаях с целью привлечения инвестиций общество старается получить как можно больше средств в оплату размещаемых акций, но при этом не дать инвестору завладеть контрольным пакетом. Тогда установление высокой цены размещения является наиболее оптимальным вариантом, если, конечно, с этим согласится инвестор.
    В последние годы все большее количество акционерных обществ осуществляет размещение дополнительных акций по цене, ориентированной на реальную (рыночную) стоимость акций. Акционеры таких обществ, включая в свой состав новых членов или увеличивая в процессе подписки чей-то пакет акций, нацелены на получение обществом в качестве оплаты за размещаемые дополнительные акции объема средств, соответствующего стоимости этих акций; в случаях, когда в оплату акций вносится имущество, целью является наделение приобретателей тем количеством акций, которое будет соразмерно стоимости вносимого имущества.
    В то же время многими акционерными обществами продолжает использоваться старая практика размещения дополнительных акций по цене, равной их номинальной стоимости, когда рыночная стоимость акций не берется во внимание, и для ее определения независимый оценщик не привлекается. Целью такого размещения акций может являться в том числе перераспределение пакетов акций среди акционеров. Данная практика не преследуется со стороны ФСФР России, так как в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах для этого нет оснований – нет требования о порядке определения цены размещения акций с обязательным привлечением независимого оценщика для определения их рыночной стоимости и нет требования описывать порядок определения рыночной стоимости акций, если независимый оценщик не привлекается.
    Вышеуказанный, почти свободный, порядок определения цены размещения акций касается только тех акционерных обществ, в которых владельцами акций не являются государство и/ или муниципальное образование, точнее – обществ, в которых государство и/или муниципальное образование не владеет от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций, а также акционерных обществ, акции которых не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
    В соответствии с п. 3 ст. 77 Закона об АО в случае, если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являются государство и/или муниципальное образование, и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества (далее - цена объектов) в соответствии с данной статьей осуществляется советом директоров общества, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), о принятом советом директоров общества решении об определении цены объектов.
    В вышеуказанной статье закона содержится требование «обязательного уведомления» уполномоченного органа (ФАУГИ)1 о принятом советом директоров общества решении об определении, в том числе цены размещения акций, в п. 3 ст. 77 закона об АО, а также приведен список документов, подлежащих представлению в ФАУГИ, срок представления этих документов (3 рабочих дня с даты принятия советом директоров общества соответствующего решения), порядок рассмотрения документов ФАУГИ, срок и порядок направления мотивированного заключения в общество и саморегулируемую организацию оценщиков (далее – СРО) в случаях, когда ФАУГИ не согласно с порядком определения советом директоров цены размещения дополнительных акций, действия совета директоров и СРО в случае получения от ФАУГИ такого мотивированного заключения, а также последствия сделки, которая может быть совершена обществом с нарушением порядка, установленного данной статьей закона, или цена которой является недостоверной. Таким образом, законодательно установленный подробный порядок «обязательного уведомления» ФАУГИ об определении советом директоров акционерного общества цены размещения дополнительных акций, размещаемых путем подписки, делает привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости акций практически обязательным для указанных акционерных обществ.
    Несмотря на то, что обществу предоставлено право выбора, какой документ, подтверждающий рыночную стоимость акций, прикладывать к копии решения совета директоров об определении цены их размещения для представления в ФАУГИ (копию отчета независимого оценщика или иные документы (копии документов), содержащие информацию об определении цены размещения), ФАУГИ наделяется правом принять решение о несоответствии цены размещения акций, определенной советом директоров общества, сложившимся рыночным ценам на аналогичные объекты в случае представления «иных документов», а не копии отчета оценщика. В случае принятия ФАУГИ такого решения и получения обществом соответствующего заключения совет директоров общества должен принять решение либо об отказе от совершения сделки, либо об определении цены размещения акций с обязательным привлечением оценщика и дальнейшим обязательным согласованием этого отчета с ФАУГИ в установленном порядке. Не проще ли такому обществу сразу привлечь оценщика для определения рыночной стоимости акций, исходя из которой совет директоров определит цену их размещения, а не терять время на рискованные согласования? Конечно, и с отчетом независимого оценщика также могут возникнуть проблемы, так как если ФАУГИ примет решение о несоответствии отчета об оценке стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности, то в СРО, членом которой является оценщик, осуществивший оценку, будет направлено заключение о проведении СРО экспертизы соответствующего отчета об оценке. Помимо этого ФАУГИ будет вынесено предписание о приостановлении исполнения решения совета директоров на срок проведения экспертизы соответствующего отчета об оценке. Если по итогам экспертизы СРО выдаст отрицательное заключение о цене размещения акций, то определенная советом директоров общества цена размещения будет признана недостоверной, что будет являться для общества большой проблемой, так как в этом случае сделка, которая может быть совершена обществом с нарушением порядка, установленного законом, или цена которой является недостоверной, может быть признана недействительной по иску ФАУГИ в течение шести месяцев со дня, когда ФАУГИ узнало или должно было узнать о совершении такой сделки.

    К другой группе акционерных обществ, определение цены размещения акций которых не может иметь случайный характер, относятся общества, акции которых обращаются на рынке ценных бумаг.
    Как указывалось выше, Закон об АО содержит только одно требование к порядку определения советом директоров общества цены размещения дополнительных акций – цена размещения акций должна определяться исходя из их рыночной стоимости. Если акции акционерного общества обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, то рыночная стоимость таких акций известна – она определяется по результатам торгов, например, за последние шесть месяцев до даты проведения заседания совета директоров общества с вопросом повестки дня об определении цены размещения дополнительных акций. Совет директоров определяет цену размещения акций на основании их средневзвешенной цены по результатам анализа рыночных сделок с акциями за указанный период. Если акции общества обращаются на торгах двух и более организаторов торговли на рынке ценных бумаг, их средневзвешенная цена должна определяться по результатам торгов всех организаторов торговли на рынке ценных бумаг, где обращаются указанные акции. В рассматриваемых случаях привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости акций необязательно, а в случаях, когда цена покупки или цена спроса и цена предложения регулярно опубликовываются в печати, для определения рыночной стоимости ценных бумаг должна быть принята во внимание эта цена покупки или цена спроса и цена предложения в соответствии с п. 2 ст. 77 Закона об АО.
    Указанный порядок определения цены размещения дополнительных акций прямо законодательством не предусмотрен, и поэтому некоторые акционерные общества, чьи акции обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, ошибочно считают, что могут «свободно» определить цену размещения акций без привязки к их рыночной стоимости, определенной по результатам торгов. Действуя таким образом и определяя цену размещения акций, например, равной их номинальной стоимости без учета сложившейся средневзвешенной цены, такие акционерные общества очень рискуют и могут получить отказ ФСФР России в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг на основании нарушения эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличия в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах, а именно нарушения требований п. 1 и 2 ст. 77 Закона об АО2.

    Существует несколько возможных вариантов определения цены размещения ценных бумаг:
    1. В соответствии с п. 6.1.10 Стандартов порядок определения цены размещения ценных бумаг, размещаемых путем подписки, устанавливается в цифровом выражении.
    2. В соответствии с п. 6.1.11 «а» Стандартов порядок определения цены (цен) размещения ценных бумаг, размещаемых путем подписки, может устанавливаться в виде формулы с переменными (курс определенной иностранной валюты, котировка определенной ценной бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг и другие), значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента. При этом порядок определения цены размещения ценных бумаг в виде формулы должен позволять определять цену размещения на любую дату в течение всего срока размещения ценных бумаг.
    3. В соответствии с п. 6.1.11 «б» Стандартов порядок определения цены (цен) размещения ценных бумаг, размещаемых путем подписки, может устанавливаться путем указания на то, что цена размещения определяется советом директоров (наблюдательным советом) или осуществляющим его функции общим собранием акционеров (в акционерных обществах) или иным уполномоченным органом управления (в иных юридических лицах).
    Порядок определения цены размещения дополнительных акций путем установления цены в цифровом выражении или в виде формулы с переменными обычно со стороны эмитентов вопросов не вызывает, а что касается определения цены размещения акций путем указания на то, что цена размещения определяется советом директоров или осуществляющим его функции общим собранием акционеров, то на такой порядок определения цены размещения акций стоит обратить внимание, поскольку на практике он стал использоваться довольно часто.

    Что значит «указание на то, что цена размещения определяется советом директоров»?
    Решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров.
    В соответствии с п. 6.1.2 Стандартов решением об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций должны быть определены количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа), способ размещения дополнительных акций - открытая или закрытая подписка, цена размещения дополнительных акций или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых дополнительных акций, форма оплаты размещаемых дополнительных акций, а также могут быть определены иные условия размещения дополнительных акций, включая срок размещения дополнительных акций или порядок его определения, порядок и срок оплаты размещаемых дополнительных акций, порядок заключения договоров в ходе размещения дополнительных акций.
    Если вместо цены размещения дополнительных акций в решении об их размещении предусматривается порядок ее определения путем указания на то, что цена размещения определяется советом директоров, это значит, что цена размещения дополнительных акций, в том числе цена размещения дополнительных акций лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право их приобретения, будет определена советом директоров впоследствии. При этом подобный порядок определения цены размещения акций может предусматривать конкретные условия и требования, в соответствии с которыми советом директоров будет определена эта цена.
    Данный способ определения цены размещения дополнительных акций может использоваться акционерными обществами при проведении как открытой, так и закрытой подписки. В некоторых случаях по каким-либо причинам совет директоров не может заранее, до созыва общего собрания акционеров, получить информацию о рыночной стоимости акций: например, не готов отчет независимого оценщика об определении рыночной стоимости акций и/или не совершена сделка, стоимость которой может отразиться на показателях и расчетах. В указанных ситуациях с целью не задерживать прохождение процедуры эмиссии ценных бумаг общее собрание акционеров принимает решение о размещении дополнительных акций с формулировкой, что цена размещения акций будет определена советом директоров впоследствии. При этом в решении о размещении могут быть указаны более конкретные сроки принятия советом директоров данного решения, например, после государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг. Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 6.1.13 Стандартов в случае размещения акций … эмитента путем закрытой подписки с предоставлением преимущественного права их приобретения цена размещения указанных ценных бумаг (цена размещения указанных ценных бумаг лицам, имеющим преимущественное право их приобретения, если такая цена отличается от цены размещения иным лицам) должна быть определена до начала срока действия преимущественного права. При этом в решении о дополнительном выпуске ценных бумаг, в соответствии с которым после государственной регистрации этого выпуска будет проходить размещение акций, предусматривается порядок уведомления лиц, имеющих преимущественное право, о возможности осуществления такого права и в том числе о цене размещения дополнительных акций.
    Если говорить о размещении дополнительных акций путем открытой подписки, то Стандартами эмиссии ценных бумаг предусмотрен механизм определения цены размещения после государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг на основании анализа поступивших заявок.
    Так, в соответствии с п. 6.1.12 Стандартов порядок определения цены (цен) размещения ценных бумаг, размещаемых путем подписки, предусмотренный подпунктом «б» пункта 6.1.11 Стандартов, может предусматривать:
    а) определение цены (цен) размещения ценных бумаг в ходе торгов, на которых осуществляется размещение ценных бумаг;
    б) определение уполномоченным органом управления эмитента минимальной цены размещения ценных бумаг (цены отсечения), ниже которой размещение ценных бумаг не допускается;
    в) иные требования или условия, в соответствии с которыми уполномоченным органом управления эмитента должна определяться цена (цены) размещения ценных бумаг.
    При этом Стандарты устанавливают условия проведения торгов, в ходе которых определяется цена (цены) размещения ценных бумаг, должны предусматривать подачу участниками торгов заявок, содержащих количество приобретаемых ценных бумаг и цену их приобретения - конкурентные заявки, и могут предусматривать подачу участниками торгов заявок, содержащих общую сумму, на которую заявитель обязуется приобрести ценные бумаги без определения количества приобретаемых ценных бумаг и цены их приобретения - неконкурентные заявки.
    Если иное не устанавливается решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, приоритетному удовлетворению должны подлежать конкурентные заявки, содержащие наибольшую цену приобретения. В случае если условия проведения торгов предусматривают подачу участниками торгов как конкурентных, так и неконкурентных заявок, приоритетному удовлетворению подлежат конкурентные заявки.
    Конкурентные заявки должны удовлетворяться по цене, указанной в конкурентной заявке, которая в случае установления цены отсечения не должна быть ниже такой цены отсечения, либо по единой цене, определенной уполномоченным органом управления эмитента. Неконкурентные заявки должны удовлетворяться по средневзвешенной цене всех удовлетворенных в ходе торговой сессии конкурентных заявок или иной цене, рассчитанной на основании такой средневзвешенной цены.
    Данный порядок позволяет совету директоров определять цену размещения дополнительных акций после окончания срока действия преимущественного права, сокращенного в этом случае до 20 дней, на основании анализа конкурентных заявок, после чего информация о цене размещения акций подлежит раскрытию. При этом преимущественное право приобретения акций осуществляется на основании полученных заявлений от лиц, имеющих такое право, о приобретении акций без приложения документов об их оплате, а сама оплата приобретаемых акций осуществляется в течение как минимум пяти рабочих дней с момента раскрытия информации о цене размещения дополнительных акций, определенной советом директоров. Договоры, на основании которых акционеры приобретают размещаемые акции, считаются заключенными с момента оплаты приобретаемых ценных бумаг. Сторонние инвесторы, а именно лица, которыми были направлены в общество конкурентные и неконкурентные заявки, могут начать приобретение размещаемых акций в установленном решением о дополнительном выпуске ценных бумаг порядке только после раскрытия информации об итогах осуществления преимущественного права приобретения дополнительных акций. Предусмотренный Стандартами вышеуказанный способ определения цены размещения акций позволяет акционерному обществу разместить дополнительные акции общества по наиболее выгодной цене.
    В заключение хотим отметить, что определение цены размещения акций – задача, имеющая стратегическое значение. Выбор пути и способа определения цены размещения акций зависит от целей и возможностей общества и его акционеров. И нельзя забывать о том, что существует только одно требование законодательства к определению цены размещения дополнительных акций: цена размещения акций должна определяться исходя из их рыночной стоимости.
    1 Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.08 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
    2 Постановление ФАС Московского округа от 28.04.08 № КГ-А40/2859-08.









    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru