Предприятия, организации, ЧП
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Предприятия, организации, ЧП

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Ввц возрождение отзывы о работе отрицательный отзыв пользователя о возрождение ввц.

    Добавлено 26.04.2005

    Приватизация унитарных предприятий в условиях естественных монополий

    Актуальность приватизации предприятий ЖКХ в России сегодня обусловлена рядом объективных факторов. В связи с началом процесса разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления001 будет осуществлено перераспределение государственного и муниципального имущества между ними в корреляции с выполняемыми властными полномочиями. Минимуществом РФ подготовлен федеральный законопроект "О государственном и муниципальном имуществе", согласно которому в публичной собственности должно находиться только то имущество, которое "по своему функциональному назначению необходимо для осуществления соответственно Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями возложенных на них федеральными законами исключительных публичных полномочий". Поэтому предлагается отстранение федеральных и региональных властей от  управления коммерческими предприятиями. Публичная собственность будет находиться либо непосредственно в казне, либо - закреплена за казенными предприятиями на праве оперативного управления.

    Таким образом, все государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, будут либо преобразованы в казенные предприятия, либо акционированы, либо ликвидированы.

    Прогнозируемые сроки завершения акционирования государственных предприятий разнообразны: по данным ряда источников – 1 января 2008, по другим данным - 1 января 2009 года. Однако сам законопроект относит установление таких сроков на усмотрение Президента РФ.

    При принятии данного законопроекта сразу будет прекращено создание унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, однако вступление в силу всех положений закона произойдет по истечении двух лет с момента его официального опубликования.

     

    Большинство предприятий жилищно-коммунального комплекса осуществляют свою деятельность в условиях естественных монополий, поэтому в процессе их приватизации (акционирования) необходимо учитывать ряд особенностей.

     

    Что нельзя приватизировать

    Согласно ч.1 ст. 30 федерального закона от 21.12.2001 No 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации) не могут быть приватизированы используемые по назначению:

    - жилищный фонд и объекты его инфраструктуры;

    - объекты энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения.

    Отметим, что Закон о приватизации запрещает отчуждение указанных объектов в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. В то же время не исключена возможность отдельной последующей приватизации данного имущества вне имущественного комплекса предприятия, например, путем его внесения в качестве вклада в уставный капитал какого-либо юридического лица.

    Наиболее важным вопросом применительно к приватизации объектов коммунально-бытовой сферы является установление конкретного состава имущества, приватизация которого запрещена. Законодательство содержит общие формулировки (родовые признаки) имущества, поэтому на практике достаточно сложно определить, какие именно объекты нельзя передать в частную собственность. Такими формулировками являются «жилищный фонд и объекты его инфраструктуры» и «объекты энергетики».

    Если идентификация «жилищного фонда» чаще всего не вызывает вопросов, то понятие «объектов его инфраструктуры» требует конкретизации. Объектами инфраструктуры жилищного фонда принято считать внутридомовые инженерные сети и оборудование. Возникает вопрос: «Где граница имущественной принадлежности сетей?». Этот вопрос все еще является спорным для ряда руководителей муниципального уровня, предприятий ЖКХ, но позиция и законодателя и большинства правоприменителей сводится к следующему: граница эксплуатационной ответственности и имущественной принадлежности определяется по наружной стене здания.

    В действующем законодательстве отсутствует понятие «энергетика» и «объекты энергетики», однако федеральный закон от 26.03.2003 No 35-ФЗ «Об электроэнергетике» содержит определение понятия «объекты электроэнергетики». Ими являются имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное оборудование, предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии).

    Чтобы установить, какие виды энергии могут определять содержание «объектов энергетики», обратимся к понятию «энергии» как форме движения материи. В теории физики существуют различные формы энергии, в том числе тепловая, электрическая и атомная.

    Следовательно, учитывая виды энергии, используемые в ЖКХ, к объектам энергетики следует относить имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи и сбыта соответствующего вида энергии, оперативно-диспетчерского управления в электро- и теплоэнергетике, в том числе объекты сетевого хозяйства, предназначенные для обеспечения связей и осуществления передачи энергии. В состав названных имущественных комплексов могут входить разнородные объекты, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению и рассматриваемые как одна вещь (ст. 134 ГК РФ – сложная вещь).

    Обратим внимание, что в законодательстве объекты водопроводно-канализационного хозяйства не отнесены к объектам, приватизация которых запрещена. Однако при системном анализе нормативно-правовых актов следует вывод об ограничении приватизации данных объектов. В частности, Указом Президента РФ от 30.11.1995 No 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. К ним относится информация, раскрывающая схемы водоснабжения городов с населением более 300 000 человек и (или) расположение головных сооружений водопровода их питающих. Однако прямой запрет на приватизацию не установлен. Поэтому системное толкование законодательства позволяет предположить, что данный вопрос оставлен на усмотрение собственника – органа местного самоуправления.

     

    Приватизация предприятий - монополистов

    Федеральный закон от 17.08.1995 No 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии и услуги по передаче тепловой энергии относит к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Известно, что субъектами естественных монополий являются предприятия – монополисты, включенные в реестр субъектов естественных монополий, а также иные организации, осуществляющие производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в вышеназванных сферах.

    Особенности приватизации данных предприятий связаны с наличием в составе их имущественных комплексов объектов, не подлежащих приватизации. В результате приватизации претерпевает изменения лишь организационно-правовая форма предприятия, а форма собственности на имущественный комплекс не меняется.

    Исключение составляют предприятия водопроводно-канализационного хозяйства, которые к объектам естественных монополий не отнесены. Однако по внешним признакам состояние рынка водно-канализационного хозяйства имеет сходство с монопольным, при котором рынок эффективнее работает в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства.

     

    Подготовка имущества к приватизации

    При приватизации предприятия жилищно-коммунальной отрасли, являющегося локальной монополией, учитываются особенности его текущего состояния, финансовое положение, наличие задолженностей. Очень важно провести всесторонний анализ объекта возможной приватизации до подачи заявки на приватизацию предприятия или до утверждения ежегодной программы (плана) приватизации муниципального имущества. Это касается не только технической проверки, но и юридической. Практика показывает, что зачастую отсутствуют правоустанавливающие документы на объекты ЖКХ, либо на рассмотрении суда находятся дела об оспаривании прав на данное имущество. Если права на объекты, входящие в состав приватизируемого предприятия, не оформлены, то может возникнуть ситуация его «выпадения» из состава имущества предприятия.

    Для этого, руководителю предприятия в первую очередь необходимо:

    - провести инвентаризацию всего имущества предприятия, в том числе сетевого хозяйства;

    - оформить регистрацию права собственности /хозяйственного ведения/ иные права на объекты, в отношении которых указанная регистрация не была осуществлена;

    - определить, какое имущество сможет в последующем войти в состав приватизируемого, а какое не будет приватизировано и перейдет собственнику.

    Особенностью организаций жилищно-коммунального комплекса является наличие в составе имущества основных фондов, которые можно разделить на три основные группы:

    - Инженерная инфраструктура (сети, головные сооружения, оборудование, используемое в процессе производства услуг). Указанные объекты, как правило, остаются у собственника и не подлежат приватизации. Данное имущество может быть передано собственником другим лицам по гражданско-правовым договорам в пользование.

    - Фонды, обеспечивающие обслуживание инженерной инфраструктуры (производственные базы, ремонтные мастерские, склады, машины, гаражи, оборудование и др.). Указанные объекты могут быть переданы собственником в уставные капиталы вновь создаваемых акционерных обществ.

    - Вспомогательные фонды (оборудование для прочистки трубопроводов, ремонта сетей, антикоррозионной защиты, участки телемеханизации и т.д. для локальных работ и услуг). Имущество может быть приватизировано любым способом.

    В соответствующие разделы ежегодной программы (плана) приватизации, а в последующем и передаточного акта вносятся обременения, связанные с использованием объектов коммунально-бытового назначения с предоставлением прав пользования приватизированным имуществом третьим лицам (публичные сервитуты: проходы, проезды, лестницы, инженерные коммуникации).

     

    Приватизация - инвестиции

    При определении целей приватизации (в том числе целей привлечения инвестиций) конкретного предприятия необходимо проанализировать техническое состояние его инженерной инфраструктуры.

    По данным Департамента ЖКХ Администрации Тюменской области (Информационный бюллетень по итогам социально-экономического развития жилищно-коммунального комплекса Тюменской области (без округов) за 2003 год) состояние инженерной инфраструктуры по югу области является неудовлетворительным, что подтверждается таблицей технического состояния инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса области.

     

    Таблица. Характеристика технического состояния инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса области.

    No

    п/п

    Наименование

    Ед. изм.

    Кол-во

    % износа

    1

    Котельные

    Шт.

    1355

    51,8

    2

    Коммунальные сети:

    - водопроводные

    - канализационные

    - тепловые (в 2-х трубном исполнении)

    - электрические

    Км.

     

    4305

    1097

    2143

     

    4344,5

     

    60

    60

    41,6

     

    42,5

    3

    Насосные станции:

    - водопроводные

    - канализационные

    - тепловые

    Ед.

     

    1198

    112

    150

     

    55

    65

    43,6

    4

    Очистные сооружения:

    - водопровода

    - канализации

    Ед.

     

    26

    19

     

    71

    60

    5

    Центральные тепловые пункты

    Ед.

     

    902

     

    41,6

    6

    Трансформаторные подстанции

    Ед.

     

    2148

     

    56,4

     

    Таким образом, вложение инвестиций в основной капитал, строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря более чем необходимо в настоящее время.

    Приватизация предприятия-монополиста, оказывающего жилищно-коммунальные услуги, не приведет к демонополизации рынка услуг, поскольку сам по себе переход от муниципальной формы предприятия к частной не ликвидирует особенностей технологического производства услуг (условий естественной монополии). Однако данный переход способен повысить заинтересованность руководителей организаций в положительном финансовом результате своей деятельности, что повлечет за собой цепочку положительных изменений как для монополиста, так и для потребителей (повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг).

     

     

    Габрусь Н.В., Сандалова Н.В.

    Специалисты Консалтинговой группы «ЛЕКС» (г. Тюмень)

     



    001 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"






    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru