Гражданское и коммерческое право
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Гражданское и коммерческое право

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено: 01.02.2013


    К вопросу о праве органа, осуществляющего строительный надзор в муниципальном образовании, на предъявление иска о сносе самовольной постройки, возведенной в границах населенного пункта

     

    Автор: Расулов А.Б.

    Организация: Администрация Советского района г.Махачкалы

    Должность: начальник юридического отдела

     

    Среди законодательных актов, наиболее конкретизировано обозначающих самовольную постройку, ее правовой режим, порядок узаконения, санкции за ее возведение и др. можно выделить Гражданский кодекс РФ и Земельный кодекс РФ.

    Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ), закрепляя в ст.222 легальное определение самовольной постройки, также обозначает, что самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 ст.222 ГК РФ. Исключение из данного правила, предусматривающее возможность сохранения самовольной постройки, предполагает нахождение в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании застройщика земельного участка, на котором осуществлена постройка.

    Ст.60 Земельного кодекса РФ закреплено, что самовольное занятие земельного участка есть нарушение прав землепользователя. Тут же, данной статьей установлено, что ответственность за нарушение выражается, в частности, в виде восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Далее, п.2 ст.62 устанавливает, в чем выражается восстановление нарушенного права. Так, в частности, закреплено, что лицо, нарушившее право может быть принуждено осуществить снос незаконно возведенных зданий, строений, сооружений.

    Градостроительный кодекс, устанавливая нормы, содержащие легальное определение разрешения на строительство, порядок его получения, а также органы, уполномоченные на выдачу этого разрешения, тем самым обозначает, права каких публично-правовых образований затрагиваются строительством конкретных объектов.

    Среди прочих органов, в качестве органа, осуществляющего выдачу разрешения на строительство, обозначен орган местного самоуправления.

    В соответствии с п.26 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому в круг вопросов, отнесенных к компетенции городского округа входит, в числе прочего, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

    Указанное предполагает осуществление органом местного самоуправления мероприятий по контролю за состоянием застройки и благоустройства.

    Суды, рассматривая исковые заявления администраций муниципальных образований о сносе самовольных строений, исходили из того, что муниципалитет является органом, осуществляющим выдачу разрешений на строительство. Однако, отсутствие в законодательстве нормы о том, какой именно структурой муниципалитета может быть предъявлен иск о сносе, в случае если органы местного самоуправления разделены на органы, осуществляющей строительный надзор и выдачу разрешений на строительство, нарушало единство судебной практики.

    Вследствие изложенного, в юридической литературе наблюдался спор о праве предъявления иска органом, уполномоченным на осуществление надзора за строительством.

    Конец данным спорам, хоть и не до конца, было положено Информационным письмом Высшего арбитражного суда РФ от 9 декабря 2010 г. N 143. Так, данным документом было определено, что орган, осуществляющий строительный надзор, вправе в защиту публичных интересов обратиться в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки, созданной без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

    Так, в г.Махачкале, согласно соответствующему постановлению, полномочия по контролю застройкой и благоустройству на подведомственной территории, а также полномочия по предотвращению самовольного строительства, самовольного захвата земельных участков возложены на Администрации районов. Между тем как выдача разрешений на строительство была сохранена за Администрацией г.Махачкалы. Осуществляя возложенные на них полномочия, Администрации районов, тем самым предъявляли исковые заявления в суд о сносе самовольных построек, возведенных на их административной территории.

    Таким образом, отсутствие закрепленного в учредительных документах органа строительного надзора положения о праве предъявления иска о сносе, не препятствует ему обратиться в суд с иском о сносу самовольной постройки. В качестве довода, обосновывающих приведенный вывод, можно привести следующее.

    В соответствии со ст.48 и 50 ГК РФ, ст.ст.2, 9.1 и 9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в различных формах, в том числе и в формах, предусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», казенное муниципальное учреждение является юридическим лицом – некоммерческой организацией, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с муниципальными правовыми актами и уставом. Указанное, безусловно, хотя и немного в иной формулировке, отражено и в ГК РФ.

    Так, согласно Уставу г.Махачкалы (Зарегистрировано в Минюсте РД 28 мая 2008 года) и Положению об администрации района городского округа «город Махачкала», Администрация района городского округа «город Махачкала» является юридическим лицом. Как было указано выше, в круг полномочий администрации района, в числе прочего, входит и муниципальный контроль за строительством.

    В связи с изложенным, суды общей юрисдикции г.Махачкалы, а также сам Верховный суд РД, исходили из данного права Администрации района г.Махачкалы как само по себе разумеющегося и применяли по внушительному количеству дел решения об удовлетворении требований о сносе.

    Так, Постановлением Президиума Верховного суда РД от 28.06.2012г. по гражданскому делу по иску Администрации района к Махмудовой Л.К. и Абакаровой Н.М. о сносе самовольной постройки принятые по делу судебные акты (об отказе в удовлетворении требований Администрации района по причине отсутствия закрепленного в положении права на предъявления иска о сносе самовольной постройки) были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

    Изложенная в статье позиция была поддержана и Арбитражным судом Ставропольского края в решении от 30.03.2012г. по делу № А63-4418/2011, а также Арбитражным судом Волгоградской области в решении по делу № А12 – 5092/2012 от 28.05.2012г.

    Список литературы:

    1. Гражданское право: учеб./С.С. Алексеев, Б.М. Гонгало, Д.В. Мурзин; под общ. ред. Чл.-корр. РАН С.С. Алексеева. – М.: Проспект, Екатеринбург: Институт частного права, 2010.

    2. Машкина Т.И., Вахитов Р.С. Правовой режим самовольных построек // Арбитражная практика. 2005. N 8.

    3. Афонина А.В. Самовольные постройки. Система "Гарант", 2009.

    4. Информационное письмо Высшего арбитражного суда РФ от 09.12.2010 № 143.

    5. "Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации" (постатейный) (под ред. С.А. Боголюбова) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005).

    6. "Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации" (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой) ("Юстицинформ", 2002)

    7. Расулов А.Б. "К вопросу о возможности сноса самовольных строений административным решением органа местного самоуправления"//Законность и правопорядок в современном обществе : сборник материалов XI Международной научно-практической конференции/Под общей редакцией С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012.

     










    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru