Гражданское и коммерческое право
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Гражданское и коммерческое право

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено: 03.10.2010


    Определение объемов потребления тепла: «факт» vs «норматив»

    Азамат Жанэ
    Руководитель интернет-проекта
    «Правовые аспекты энергоснабжения» (
    http://zhane.ru/)

    Серьезную обеспокоенность в настоящее время вызывает практика применения судебными органами законодательства, регулирующего вопросы определения объемов, а также размера платы потребленной исполнителями коммунальных услуг (далее – ИКУ) тепловой энергии в отсутствие приборов её учета.

    Суть проблемы

    Более года прошло с момента издания Президиумом ВАС РФ постановления от 09.06.2009 г. № 525/09, которым была определена применимость к отношениям по снабжению ИКУ тепловой энергией (далее – ресурсоснабжение) норм Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от № 307 (далее – Правила № 307).

    Указанное постановление содержит следующие основные тезисы:

    1) к отношениям по ресупрсоснабжению подлежат применению нормыПравил № 307;

    2) определение объема потребления ИКУ тепловой энергии, отпускаемой ему ресурсоснабжающей организацией (далее – РСО) в отсутствие приборов ее учета, должно производиться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг1.

    Данные выводы Президиума ВАС РФ были основаны на расширительном толковании п. 8 Правил № 307, согласно которому «условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации».

    При этом вполне логичным видится предположение о том, что позиция Президиума ВАС РФ свидетельствует о необходимости полной трансляции норм Правил № 307 на правоотношения ресурсоснабжения (теплоснабжения).

    Вместе с тем, основываясь на акте Президиума ВАС РФ, правоприменительная практика пошла по пути избирательного проектирования норм Правил № 307 на отношения ресурсоснабжения (в том числе и теплоснабжения). В частности, судебные инстанции стали исходить из применимости лишь только норм Правил № 307, предусматривающих необходимость определения объемов и оплаты потребления тепла в отсутствие приборов ее учета, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

    Красноречивым свидетельством тому является, например, определение ВАС РФ от 30.04.2010 г. № ВАС-2380/2010 о передаче дела А47-4153/2008-9032/2008 в Президиум, из содержания которого следует, что:

    1) вывод о допустимости согласования сторонами договора ресурсоснабжения иного метода определения количества поставленной товариществу собственников жилья тепловой энергии, чем это предусмотрено положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 Правил № 307 (т.е. с учетом нормативов потребления), является ошибочным;

    2) вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению № 2 к Правилам № 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.

    На чьей стороне правда?

    Между тем, очевидно, что подобное развитие правоприменительной практики идет вразрез с предусмотренной нормами Правил № 307 концепцией определения объемов потребления тепла в отсутствие приборов ее учета.

    Так, в силу п. 35 Правил № 307, плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.

    При этом в соответствии с пунктом 19 Правил № 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

    а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам № 307 (т.е. с учетом норматива потребления). При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к Правилам № 307;

    б) для горячего водоснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к Правилам № 307 (т.е. с учетом норматива потребления). При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам № 307.

    Иными словами, оплата за коммунальные услуги (в том числе и за услугу теплоснабжения) при отсутствии соответствующих приборов учета производится в два этапа:

    1) ежемесячно – оплата, размер которой определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг;

    2) 1 раз в год (для отопления) и 1 раз в квартал (для горячего водоснабжения) – оплата, размер которой определяется исходя из фактических объемов потребления в результате корректировки платы.

    Таким образом, предусмотренный Правилами № 307 метод определения объема потребления тепловой энергии (с учетом соответствующих нормативов потребления), направлен исключительно на определение объема ежемесячного обязательства по оплате потребления энергии. Итоговая же сумма платы за потребленную ИКУ энергию исчисляется на основании не нормативов, а корректировок, предусмотренных п. 19 Правил № 307, и, определенных с учетом объемов фактического потребления энергии.

    Предусмотренный же Правилами № 307 (п. 1 приложения № 2 к Правилам) алгоритм определения корректировки платы (формулы корректировки) свидетельствует о том, что ее размер представляет собой разность между объемом потребления, рассчитанного на основании нормативов, и объемом фактического потребления, определенного РСО расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ. При этом важно отметить, что в зависимости от объемов фактического потребления корректировка может быть произведена как в большую, так и меньшую сторону, при которой у ИКУ возникнет обязательство произвести возврат потребителям уплаченные ими с учетом нормативов потребления суммы, превышающие стоимость фактического объема их потребления.

    С учетом предусмотренной п. 8 Правил № 307 трансляции содержащихся в них норм на правоотношения ресурсоснабжения, изложенное справедливо и применительно к отношениям ресурсоснабжения, что свидетельствует о необходимости оплаты ИКУ объемов именно фактического (а не нормативного) потребления тепловой энергии.

    Ограничительное же толкование п. 8 Правил № 307 и, как следствие, определение объемов потребления тепловой энергии исключительно на основании нормативов потребления представляется некорректным.

    Немного о последствиях…

    Подобное толкование п. 8 Правил № 307 не ограничивается лишь только последствиями правового плана.

    Необходимо, в частности, учитывать, что нормативы не отражают фактически потребленный объем коммунальных ресурсов/услуг, поскольку по своей природе они представляют собой лишь среднемесячное примерное значение объема потребления энергии.

    Так, в силу п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, при определении нормативов потребления учитываются только нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения ИКУ требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.

    Нормативы потребления не учитывают также и возможные температурные отклонения, не свойственные сезону, в котором производится потребление тепла, влекущие за собой изменение фактических объемов потребления (как в большую, так и в меньшую сторону) относительно нормативных объемов.

    При таких обстоятельствах определение объема потребления тепловой энергии исключительно на основании нормативов не отражает действительные (фактические) объемы потребления, что влечет за собой нарушение права участников правоотношений ресурсоснабжения и правоотношений в рамках оказания коммунальных услуг (в т.ч. граждан) на оплату фактического (реального) объема их потребления, который при определенных обстоятельствах может быть ниже нормативного.

    Помимо изложенного важно отметить также и то, что определение объемов потребления энергии только лишь с учетом нормативов является демотивирующим фактором в проведении потребителями энергии энергосберегающих мероприятий, направленных на сокращение фактического потребления энергии, что не отвечает обозначенной нормами Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» концепции развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

    1 Подробнее о сути, а также о последствиях издания Президиумом ВАС РФ постановления № 525/09 см.: Логинов Д.А. Считаем от норматива. ЭЖ-Юрист, 2009, № 28.











    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru