Гражданское и коммерческое право
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Гражданское и коммерческое право

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено: 09.12.2007


    Принципы государственной регистрации буровых скважин

     
    партнер НП «Виртуальный Клую Юристов» И.Г. Лапидус
     
    Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, находятся в неразрывной связи с вопросами, определяющими конституционный порядок пользования и использования сложно-построенных объектов недвижимости.
    Что касается пользования недрами, то здесь необходимо отличать друг от друга публично-правовой порядок государственного регулирования и гражданско-правовой порядок государственного регулирования. Норма публичного права, ст.72 Конституции РФ, определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Статья 76 Конституции РФ устанавливает, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
    Федеральные законы о сфере общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов Российской Федерации, должны быть приняты в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.06.99 года, № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». В этих нормативных актах установлен порядок, закрепляющий основы добросовестного и справедливого использования природных ресурсов, а также прописаны правила пользования ими как основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, в строгом соответствии со ст.9 Конституции РФ. Разумный порядок пользования (использования) природных ресурсов должен быть предусмотрен и действующими нормативными актами РФ и субъектов РФ. Следует также учитывать, что:
     
    1. Согласно п.2 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Здесь не определено, какие именно природные ресурсы и, в каком порядке относятся к той или иной форме собственности. Согласно п.2 ст.2 Конституции владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (включая федеративное государство).
     
    2. Согласно п.З ст.2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и    другим    финансовым    и    административным    отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не  предусмотрено законодательством. Для проведения государственной регистрации на объекты недвижимости, связанный с недропользованием, необходимо учитывать то обстоятельство, что гражданские права и обязанности возникают по основаниям, предусмотренным ст.8 Гражданского кодекса РФ и иными законодательными актами. Кроме правоустанавливающих документов регистрационный орган субъекта РФ обязан истребовать документы:
    Дела скважин с соответствующими актами, свидетельствующими о проведении циклов по строительству скважины - подготовительного этапа, бурения, опробывания в открытом стволе и крепления скважины, испытания в эксплуатационной колонне акты приема-сдачи первичной документации, акты приема-сдачи земельного отвода, акта приема-передачи устья скважины и.т.п.);
    -Журнал бурового мастера
    -Геологический журнал;
    -Материалы геофизических исследований (акты испытания с полным набором бланков глубинных манометров по каждой операции в открытом стволе и эксплуатационной колонне с предоставлением актов тарировки глубинных манометров с отметкой  гос.поверителя;
     -Геолого-технический наряд (ГТН);  
    -Проект строительства скважины;  
    -Календарный план-график строительства;
    -Акты замера альтитуды стола ротора и земли;
    -Ведомости отбора образцов керна на лабораторные исследования;
    -Акты передачи керна и проб пластового флюида на лабораторные исследования
    и др.
    3. Для недропользования, согласно п.З ст.2 ГК РФ, законодательством РФ закреплен особый режим лицензирования, основанный на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Однако эти правоотношения, носящие публично-правовой характер можно считать и ограничением (обременением) права на объект недвижимости, согласно ст.1 Федерального закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.97г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Привлечение к государственной регистрации прав на недвижимое имущество, связанного с недрами, и сделок ним, федерального   территориального   органа   управляющего фондами недр, территориального учреждения юстиции РФ по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органа исполнительной  власти  субъекта  федерации, осуществляющего контроль за пользователями недр  презюмируется  законодательством РФ .
      
    4. Согласно законодательству РФ, недра в границах   территории   Российской   Федерации, включая   подземное   пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться  или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Деятельность по использованию природных ресурсов (а не «пользованию природными ресурсами» - как правомочию собственника) должна вытекать из действующего правового порядка. Сегодня она основывается на специальном государственном разрешении - лицензии, документа, который удостоверяет права ее владельца пользоваться
    участком недр в определенных границах в соответствии с  указанной  целью  в течение установленного срока, при соблюдении им заранее оговоренных   условий.
     
    5. Решение вопроса о правильной государственной регистрации прав на пробуренные скважины, включенные в уставные капиталы организаций при приватизации, находятся в неразрывной связи с их классификацией, которая зависит от промышленного предназначения этих объектов недвижимости. Для этого необходимо учитывать, что существуют скважины для проведения геологоразведочных работ- поисковые и разведочные и скважины, которые предназначены для непосредственного извлечения углеводородного сырья из недр - эксплуатационные. И те и другие имеют свои специфические особенности, которые вытекают из технологии поисков, разведки добычи углеводородного сырья. Их можно классифицировать следующим образом:
     
    -  эксплуатационные скважины (кусты скважин), находящиеся в нераспределенном фонде недр;
    -  эксплуатационные скважины (кусты скважин), находящиеся в распределенном фонде недр.
    -  поисковые или разведочные скважины, находящиеся в распределенном фонде недр;
    -  поисковые или разведочные скважины, находящиеся в нераспределенном фонде недр;
     
    6. Вопросы правильной государственной регистрации и учета прав на скважины, как объект
    недвижимости, зависят от правильной геолого-технической оценки месторасположения каждой из
    скважин (куста скважин), как средства доступа к участку недр на конкретном месторождении и
    безусловной оценкой потенциальной возможности (невозможности) «собрать» или «разобрать»
    скважины в единый имущественный комплекс, соответствующий признакам предприятия и,
    соответственно, самостоятельную часть этого комплекса - конкретную скважину способную (не
    способную) давать  плоды - углеводородное сырье. К такому объекту прав необходимо относиться
    как к сложной вещи и обязательно оценивать потенциальную возможность (губительную
    невозможность!) выделить (отсутствие возможности выделить) определенную долю из этого
    имущественного комплекса. При этом особого внимания должны заслуживать вопросы, которые
    касаются проблемы доступа к конкретному участку недр (производящему (не производящему)
    плоды участку недр (пласту) или участку недр (пласту), свидетельствующему о возможности
    (невозможности) принесения плодов). Эти проблемы должны находиться в неразрывной связи с
    разрешением экологической проблемы защиты недр от истощения. Строительство  скважин
    должно  быть  добросовестными   и  разумным,   экономически  щадящим   и  технологически
    безопасным.
     
    "Предупреждение автора: Эту статью запрещено копировать с сайта ЮрКлуба и размещать на других сайтах."
     
     









    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru