Гражданское и коммерческое право
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Гражданское и коммерческое право

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА



    Реклама на ЮрКлубе





    Добавлено: 21.03.2007


    Порядок оценки котировочных заявок

    Попова Светлана Ивановна
    юрисконсульт ЗАО "Градиент-Альфа"
     
    Принятый в июле 2006 г. Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ  вызывает при его применении множество вопросов, как со стороны организаторов, так и со стороны участников проводимых торгов.
    Одна из самых острых дискуссий, возникла вокруг процедуры оценки заявок при подведении итогов конкурса.   
    Следует заметить, что  рассмотрение и оценка заявок осуществляется поэтапно.
    На первоначальном этапе организатор конкурса рассматривает поступившие заявки на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией. Именно на этом этапе возможно отклонение заявок потенциальных участников, как не соответствующих требованиям, установленным в конкурсной документации.
    Вторым этапом оценки заявок на участие в конкурсе являются действия организатора  по сопоставлению и оценке допущенных к участию в конкурсе заявок. 
    Согласно п.4 ст.28 указанного Закона конкурсная комиссия оценивает поступившие заявки в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации.
            При этом критериями такой оценки могут быть:
    -  функциональные или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;
     - расходы на эксплуатацию товара; расходы на техническое обслуживание товара;
    - сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
    - срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;  
    - объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
    - цена контракта, а также другие критерии в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
           В настоящий момент существует практика по отмене результатов проведенных  конкурсов Федеральным антимонопольным органом на том основании, что в конкурсной документации отсутствует система оценки критериев оценки заявок, не указан порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, поскольку это противоречит части 4 статьи 22, части 7 статьи 65 ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (решение УФАС Алтайского края от 12.07.2006 г., решение Алтайского краевого УФАС РФ по делу №57/06).
    Указанные критерии предназначенные для сопоставления заявок могут применяются только к тем заявкам, которые признаны удовлетворяющими требованиям заказчика и являются допущенными к этапу оценки. Организатор конкурса самостоятельно принимает решение о том, какой метод  сопоставления заявок будет им применен.
            Вместе с тем, методы сопоставления законодателем не установлены. Следовательно, заказчики вправе применить любой метод по своему усмотрению.
           Исходя из сложившейся, достаточно небольшой практики, можно выделить следующие методы сопоставления заявок, в наибольшей мере учитывающие избранные организатором конкурса критерии.
    Минэкономразвития России в своем письме от 22.09.2004 № 16264-АШ/Д07 указал, что  для оценки заявок поставщиков в качестве основного критерия достаточно использовать только цену закупаемых товаров как наиболее объективный критерий при выборе победителя конкурса.
    Т.е. Наименьшая цена контракта является одной из 
    рекомендованных  методик для оценки предложений на поставку простых товаров.
          При применении данного метода оценки организатор конкурса должен указать в конкурсной документации, что цена контракта является единственным критерием, по которому будет осуществляться сравнение предложений. При принятии решения заказчиком учитывается минимум  сопоставимой цены.
             Метод наименьшей цены применяется при закупке простых товаров, для которых характерна количественная определенность (число, размер и/или вес),
    простота и качественная определенность,
     делимость и заменяемость любым другим товаром той же номенклатуры.
             Заказчиком могут использоваться типовые контракты, куда могут вноситься только предмет, цены, объемы, сроки и условия поставки.
          
            Следующим методом,  используемым для сопоставления заявок, является Оцененная стоимость. Данный метод применим к оценке предложений на поставку стандартно сопоставимых товаров, т.е. таким товарам, которые имеют  
    одинаковый срок эксплуатации,
    одинаковую производительность, постоянную производительность в течение срока эксплуатации. Приведение цены к сопоставимому виду производится с учетом таких коммерческих особенностей предложений, как  стоимость транспортировки и страхования, отклонения в графике поставок, отклонения в графике платежей, стоимость комплектующих и запасных частей и гарантийный период.
    Постановление ФАС Московского округа от 13.08.02 №КГ-А40/5493-02
     
            Минимум технических спецификаций – применим для  оценки предложений на поставку товаров, технические характеристики которых многочисленны и разнообразны, формируют различные конфигурации.
    Критерием формирования рейтинга является
    оцененная стоимость предложения, соответствующего минимальным техническим требованиям.
                В конкурсной документации организатор конкурса указывает по каким техническим требованиям будет осуществляться оценка предложений на соответствие минимуму технических требований конкурсной документации. Критерием наибольшей выгоды (наилучших условий) предложений является минимум оцененной стоимости при соответствии предложения минимальным техническим требованиям. Также обязательным является указание на то, каким образом будут производиться расчеты оцененной стоимости, а также указание того, что сравнение оцененной стоимости будет производится только тех предложений, которые соответствуют минимуму технических требований. 
            
            Стоимость жизненного цикла – применим при закупке капитального оборудования, индустриальных объектов. Критерием формирования рейтинга считается
    сумма начальной цены и последующих расходов на эксплуатацию и обслуживание, которая определяет общую стоимость оборудования на протяжении его «жизненного цикла».
    В конкурсной документации в обязательном порядке указываются следующие правила:
    -  методология  определения стоимости жизненного цикла товара;
     -   какая дополнительная информация требуется для участника конкурса для определения стоимости жизненного цикла товара;
    - каким образом будут производиться расчеты жизненного цикла;
    -  сравнение стоимости жизненного цикла товара единственным критерием сравнительной оценки предложений.
           Данный метод применяется к товарам с существенным отношением эксплуатационных расходов к цене предложения.
            Свойства товаров с существенным отношением эксплуатационных расходов к цене предложения:
    - значительная стоимость обслуживания;
    - значительная стоимость запасных частей;
    - значительная стоимость расходных материалов.
    В контракте учитываются штрафные санкции.
    Так как оценка основывается частично на значениях, устанавливаемых участниками конкурса, то в контракте должны предусматриваться соответствующие штрафные санкции, если оборудование не обеспечивает гарантируемых параметров. Поскольку для построения оценки стоимости жизненного цикла закупаемых товаров, необходимо оценить расходы, которые будут понесены в будущем и необходимо сделать оценку этих расходов сопоставимой с первоначальными затратами применяется процедура дисконтирования.
           
             Балльная оценка - применим для оценки предложений, когда при принятии решения учитываются наилучшие условия поставки товаров, работ, услуг, которые невозможно точно рассчитать и представить в денежном выражении. Рейтинг предложений по балльной оценке различных факторов, которые невозможно рассчитать и представить в стоимости товара, работы, услуги.
              Критерием формирования рейтинга является
    сумма баллов различных факторов оценки с учетом их весовых коэффициентов. Правила оценки: - указание в конкурсной документации   методологии  определения весовых коэффициентов; факторов;
     - указание в конкурсной документации, какие факторы будут учитываться при сравнении предложений;
    - указание в конкурсной документации, каким образом будет производиться подсчет баллов по каждому фактору;
    - указание в конкурсной документации, как распределены баллы между факторами.
    - указание в конкурсной документации, какой максимальный и минимальный балл присваивается фактору и за какой количественно выраженный показатель фактора;
     - указание в конкурсной документации, какой балл  и вес присваивается ценовому фактору.
           Арбитражная практика:
    Постановление ФАС Московского округа от 13.08.02 №КГ-А40/5493-02 Судебное разбирательство инициировано поставщиком, проигравшим конкурс на поставку медицинского оборудования для федеральных государственных нужд. Ответчиком выступало государственное учреждение, подведомственное Госкомспорту России.
    Истец обратился с иском о признании недействительными результатов конкурса, проведенного ответчиком в силу нарушения порядка их проведения. Суд отказал в удовлетворении претензий истца; при этом был сделан ряд интересных выводов:
    ·                                 подписание протокола о результатах конкурса не в день его проведения в соответствии со ст.448 Гражданского кодекса РФ не может служить безусловным основанием для признания результатов конкурса недействительными;
    ·                                 цена не является единственным критерием определения победителя конкурса — победитель определяется конкурсной комиссией по совокупности объявленных критериев.
    В данном случае предметом судебных разбирательств послужило неправильное, по мнению истца (фирмы-участника конкурса), проведение конкурса на поставку оборудования для радиосвязи порта и подведение его итогов. Ответчиком выступало ГУП «Кандалакшский морской торговый порт». В ходе судебных разбирательств истцу в удовлетворении его претензий было отказано.
    Главный вывод, который был сделан судом, заключается в том, что в соответствии с действующим законодательством цена не является единственным критерием для определения победителя конкурса и конкурсная комиссия вправе присудить победу в конкурсе участнику, предложение которого является наилучшим по совокупности технических и коммерческих критериев. При этом конкурсная комиссия не обязана мотивировать свой выбор перед участниками конкурса.
    Суд также заметил, что Положение, утвержденное Указом Президента РФ от 08.04.1997 №305, утратило силу после вступления в силу Федерального закона «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 06.05.1997 №97-ФЗ.











    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2011 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
    Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru