Гражданское и коммерческое право
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Гражданское и коммерческое право

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено: 08.02.2007


    ДОГОВОР ЗАИМСТВОВАНИЯ

     
              Владимир Валентинович Выборный, адвокат.
     
     
    Договор заимствования – особенный договор, а его особенность в том, что определение заимствования закреплено не в Гражданском Кодексе РФ, а в Федеральном законе от 29.12.1994 г. №79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
    Согласно Федеральному закону «О государственном материальном резерве» заимствование материальных ценностей осуществляется из государственного материального резерва (далее государственный резерв). При этом под заимствованием понимается выпуск материальных ценностей на определенных условиях с последующим возвратом в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей.
    Прежде чем говорить о договоре заимствования, постараемся определить что такое «государственный резерв». Для этого мы вновь обратимся к Федеральному закону «О государственном материальном резерве» и прочитаем, что государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей. Трудно переоценить роль государственного резерва во время Великой Отечественной войны, когда большая территория страны была оккупирована войсками нацистов, а наши заводы эвакуировались на восток и какое то время не могли давать фронту необходимую продукцию. Велика роль государственного резерва и в наши дни. Ликвидировать последствия землетрясений и наводнений, стабилизировать экономические процессы не представляется возможным без материальных ценностей государственного резерва.
    Поскольку порядок формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения особых федеральных (общероссийских) запасов материальных ценностей регулируется специальным законом, то и договор заимствования обладает определенной спецификой.
    В связи с тем, что в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствует договор заимствования, то мы исходим из того, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а при толковании условий договора примем во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Тем самым анализируем договор заимствования с учетом статей 421 и 431 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    Необычен договор заимствования! Очень он похож и на договор мены, и на договор купли-продажи, и на договор займа.
    Действительно, в договоре заимствования присутствуют элементы различных договоров, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и в частности элементы договоров мены, займа, купли-продажи.
    Мена определяется гражданским законодательством как договор, направленный на возмездную передачу имущества в собственность. В договоре заимствования мы тоже находим признаки, которые характеризуют и договор мены.
    -                    И тот и другой договоры направлены на передачу имущества в собственность;
    -                    Оба договора подразумевают возмездную передачу имущества в собственность;
    -                    Возмездность договоров заимствования и мены характеризуется эквивалентно-определенным встречным представлением;
    -                    И, наконец, эквивалентно-определенное встречное представление является не денежным, а товарным.
    Первые три признака объединяют договоры заимствования и мены с другими договорами, обладающими соответствующими свойствами, например с договором купли-продажи.
    Четвертый признак можно назвать специальным, принадлежащим только договору мены. К договору заимствования однозначно отнести четвертый признак нельзя, поскольку в этом договоре не идет речь о передаче каждой из сторон в собственность одного товара в обмен на другой, как предусмотрено ст.567 ГК РФ. Уместнее говорить о возврате займодавцу равного количества других полученных заемщиком вещей того же рода и качества. Но это уже является общим признаком договоров заимствования и займа.
    Но главным объединяющим признаком договоров заимствования и займа является уплата вознаграждения за получение в собственность вещей.
    В договоре заимствования обязательно присутствует положение, согласно которому заемщик за заимствование продукции уплачивает ежемесячно займодавцу определенную денежную сумму в процентах от стоимости фактического объема, находящейся в заимствовании продукции с учетом НДС. И это не фантазия сторон в договоре, а требование закона.
     Плата за заимствование материальных ценностей из государственного резерва устанавливается в соответствии с п.8 ст. 13 Федерального закона «О государственном материальном резерве». Согласно указанному Закону размер платы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, исходя из стоимости заимствованных материальных ценностей.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2005 №98 «О порядке определения размера платы за заимствование материальных ценностей из государственного материального резерва» предусмотрена плата, которая не может превышать размер учетной ставки за кредит Центрального Банка Российской Федерации. Таким образом, установлен только верхний предел платы, что определяет различную плату для различных заемщиков.
    Размер платы определяется в соответствии с Методикой определения размера платы за заимствование материальных ценностей из государственного материального резерва, утвержденной Приказом Минэкономразвития России и Минфином России от 18.07.2005 №151/94н. Согласно Методики, предложение по установлению размера платы за заимствование рассматривается межведомственным советом, формируемым из представителей Росрезерва, Минэкономразвития России и Минфина России.
    На размер платы за заимствование влияют многие факторы, в том числе и наличие поддержки обращения заемщика органами государственной власти. В указанном документе перечисляются органы государственной власти и должностные лица, обращение которых (письменное или протокольное) существенно влияют на величину цены за заимствование. А как в цивилизованном мире определяется связь коммерческой структуры с должностным лицом? Мы можем только догадываться, сколько сил затрачивают коммерческие структуры, что бы заполучить такую поддержку! Хотя, такая Методика необходима, но в ином виде. Например, в ней можно только предусмотреть понижающие коэффициенты для предприятий производственных, транспортных и аграрных и повышенные коэффициенты для торговых и иных посреднических организаций.
    Договором же мены какая либо плата гражданским законодательством не предусмотрена!
    Тем не менее, при кажущейся схожести договоров заимствования и займа, они абсолютно различные по своей сути.
    Одной из сторон договора заимствования всегда выступает федеральный орган исполнительной власти, который в силу закона осуществляет управление государственным резервом и его территориальные органы. Стороной же договора займа этот государственный орган выступать не может, поскольку отсутствует деятельность, позволяющая извлекать доходы, а закрепленное за ним имущество имеет конкретное предназначение.
    Таким образом, правовая база договора заимствования состоит из норм института купли-продажи, мены и займа в силу общности указанных родовых признаков, а также из норм закона, регулирующего отношения в области формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва.
    Договор заимствования мы отнесем к консенсуальным, поскольку он считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям. Данное положение является еще одним отличительным признаком договора заимствования от договора займа и вот почему: открыв гражданский кодекс, мы из статьи 807 узнаем, что договор займа считается заключенным с момента передачи вещей.
    В соответствии же с уже знакомой нам статьей 13 Федерального закона «О государственном материальном резерве» обязательным условием выдачи материальных ценностей из государственного резерва в порядке заимствования является представление заемщиком гарантийного обязательства по возврату материальных ценностей в государственный резерв. Из изложенного следует, что перед передачей вещей стороны по договору заимствования должны достичь соглашения по всем условиям, в том числе и по гарантийным обязательствам.
    Гарантийные обязательства. По сложившейся практики по договорам заимствования заемщик в обеспечение исполнения обязательства по возврату заимствованной продукции предоставляет банковскую гарантию.
    К сожалению, в Федеральном законе «О государственном материальном резерве» отсутствуют нормы, обязывающие принимать банковские гарантии только тех банков, кредитных и страховых организаций, которые включены в специальный Реестр. Такие нормы просто напрашиваются на включение в указанный закон в целях снижения угрозы экономической безопасности нашего государства! В законе также необходимо определить порядок и условия включения банков, кредитных и страховых организаций в Реестр и основания их исключения из Реестра. Данные нормы помогут исключить появление банковских гарантий банков и организаций, которые не способны своими активами обеспечить выполнение принятых на себя обязательств.
    Этим мы, пожалуй, не открываем Америку. Соответствующие нормы известны Российскому законодательству и предусмотрены, например, в Таможенном кодексе Российской Федерации. Законодателю остается только изучить практику их применения, после чего, возможно, будут  внесены соответствующие изменения в Федеральный закон «О государственном материальном резерве».
    Имущественная ответственность за неисполнение договора заимствования. В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О государственном материальном резерве» за несвоевременный возврат в государственный резерв заимствованных материальных ценностей с заемщика взыскивается пеня в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от  стоимости невозвращенных материальных ценностей за каждый день просрочки до полного выполнения обязательств по возврату материальных ценностей в государственный резерв.
    Данная норма практически не стимулирует нерадивого заемщика на возврат материальных ценностей в натуре, поскольку основное обязательство погашается уплатой денежных сумм по банковской гарантии.
    На практике представляется банковская гарантия на сумму стоимости заимствованных материальных ценностей на момент заключения сделки.
    В этом то и кроется причина невозврата заимствованных материальных ценностей, поскольку заемщику выгодно погасить свою задолженность деньгами по «прошлогодней» цене. Фактически идет речь о продаже товара с отсрочкой платежа. Эдакий подарок государства отдельному предпринимателю! Только такой подарок предприниматель получает за счет налогоплательщиков, поскольку государство вынуждено закупать товары по новой, более высокой цене, вот и возникают убытки вследствие дополнительных затрат на восстановление объема невозвращенных материальных ценностей.
    Поэтому, необходимо предусмотреть в законе иную имущественную ответственность заемщика, например штраф на сумму стоимости невозвращенных материальных ценностей. Штраф, как вид имущественной ответственности заемщика не является нечто новым для указанного закона. Штрафные санкции в размере 100% стоимости невозвращенных материальных ценностей в государственный резерв присутствовали в прежней редакции закона и являлись сильнейшим стимулом возврата заемщиком заимствованных материальных ценностей. К сожалению, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон «О государственном материальном резерве» и штрафные санкции за невозврат материальных ценностей были исключены.
    Штраф исключили, но статью 16 Федерального закона «О государственном материальном резерве» дополнили пунктом 17, содержащим норму о предоставлении Правительству Российской Федерации права принимать решение о взыскании задолженности по возврату материальных ценностей в государственный материальный резерв иными материальными ценностями, входящими в номенклатуру государственного материального резерва, а также денежными средствами.
    Да, такая норма позволяет существенно снизить задолженность организаций – заемщиков. Однако и в этом в России свой особый путь. Брали, скажем, нефтепродукты или иные ценности, пользующиеся повышенным спросом на рынке, а возвратить могут наши заемщики низколиквидный материал. Вот и получается, что данная норма регулирует проблему задолженности, но не уменьшает угрозу экономической безопасности страны.
    Следует отметить, что в настоящее время придается важное значение совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере государственного материального резерва, а это означает, что, наконец, будут услышаны конструктивные предложения и приняты поправки к закону, позволяющие гарантировать исполнение договора заимствования заемщиками материальных ценностей!








    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru