Гражданское и коммерческое право
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Гражданское и коммерческое право

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено: 26.12.2006


      О переводе в земли поселений земель других категорий

    Д. Базаркин
    e-mail: Dmitrii_bazarkin@mail.ru
    +7 (916)372-60-99
    Е. Лобачева

    Анализ действующего российского законодательства о местном самоуправлении, земельного и градостроительного законодательства показывает, что вопрос об установлении четкого детального правового регулирования перевода земель из других категорий в земли поселений не стоял перед законодателем, и по этой причине вызывает много нареканий у практиков-юристов.
    При этом вопрос урбанизации Российского государства стоит на повестке дня уже не один десяток лет. Земельные ресурсы для жилищного строительства в поселениях практически исчерпаны. Решение этой проблемы за счет уплотнения жилищной застройки приводит к уродливости планировки городов и сельских поселений, и как следствие, к сокращению придомовых территорий и зон отдыха. Жители крупных городов уже смирились с тем, что соседний дом находится в десяти-тридцати метрах от их дома, и что вид из квартир на окна соседнего дома стал обычаем жития.
    Что же мешает современным градоначальникам в создании достойных условий для жилья российским гражданам? С этим и другими вопросы разбирались Авторы статьи.
    В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ1 все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие семь категорий, каждая из которых имеет свой правовой режим:
    1) земли сельскохозяйственного назначения;
    2) земли поселений; (в законопроекте ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс РФ и некоторые другие законодательные акты РФ», который рассмотрен Государственной думой РФ во втором чтении 22.11.2006г., предлагается заменить понятие «земли поселений» на «земли населенных пунктов»)
    3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
    4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
    5) земли лесного фонда;
    6) земли водного фонда;
    7) земли запаса.
    Соответственно, если говорить о включении в состав земель поселений земель из других категорий, то перевод земель в земли поселений возможен только из состава оставшихся шести категорий.
    Вопросы перевода земель в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»2 (далее по тексту – Закон о переводе).
    В статьях 2 - 5 указанного закона содержатся процедурные нормы перевода земель из одной категории в другую, которые являются общими, и соответственно, могут применяться с учетом положений и требований специальных норм.
    Особенности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (специальные нормы) регулируется главой 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
    Анализ специальных норм позволяет сделать вывод, что из всех шести категорий (земли сельскохозяйственного назначения; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса) практически все земли (земельные участки) могут быть переведены в категорию земель поселения. А именно:
    1. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. Таким случаем является установление или изменение черты поселения (пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона о переводе).
    2. Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее по тексту - земли промышленности и иного специального назначения) или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, том числе земли поселений, осуществляется без ограничений, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 статьи 9 Законе о переводе. (п. 1 ст. 9 Закона о переводе).
    3. Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в земли поселений осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно (ст. 10 Закона о переводе).
    4. Земли лесного фонда или земельные участки в составе таких земель могут быть также переведены в земли поселений в связи с установлением или изменением черты поселений (пп. 2 п. 1 ст. 11 Закона о переводе).
    5. Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в земли поселений также допускается в случае установления или изменения черты поселений (пп. 2 п. 1 ст. 12 Закона о переводе).
    6. Земельные участки из состава земель запаса в земли поселений переводятся без ограничений (ст. 13 Закона о переводе)
    Таким образом, в земельном законодательстве РФ нет прямого запрета, кроме запрета, касающегося земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель, на перевод земельных участков из этих категорий в земли поселений.
    В ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ говорится, что установление или изменение черты поселений является переводом земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли поселений. Из чего следует, что отдельной (дополнительной) процедуры в случае перевода земель из других категорий в земли поселений (исключения из земель поселений) кроме как процедуры по изменению границ поселения, не требуется. По этой же причине, при переводе земельных участков из категорий других земель в земли поселений не применяется общий порядок перевода, который применяется при переводе земель одной категории в другую, установленный ст.ст. 2 – 5 Закона о переводе.
    Правовой статус земель поселений закреплен в ст. 83 Земельного кодекса РФ. Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
    Термин «поселение» имеет очень широкое значение. В словаре русского языка С.И.Ожегова 3 под словом «поселение» следует понимать «Населенные пункт, а также вообще место, где кто-нибудь живет, обитает». Под населенным пунктом С.И.Ожегов4 понимает «общее название мест с постоянными жителями», используемое, как правило, в официальных отношениях. Автор словаря считает, что понятие «поселение» шире, чем понятие «населенный пункт».
    В Российскую правовую систему понятие «поселение» введено Основным законом Российской Федерации. Конституцией Российской Федерации в общем виде определена территориальная основа местного самоуправления. В соответствии с частью 1 статьи 131 местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, то есть поселения прямо названы субъектами местного самоуправления, хотя понятие поселения не определено.
    Дефиниция «поселение» раскрывается только в Федеральном законе РФ от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»5, где для целей этого Федерального закона установлены следующие основные термины и понятия:
    сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
    городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
    поселение - городское или сельское поселение;
    Ни в Земельном, ни в Градостроительном кодексах РФ понятие «поселение» не раскрывается. В виду чего в правоприменительной практике сложилось два мнения:
    Первое, сторонники которого считают, что в земельном и градостроительном законодательстве понятие «поселение» используется в значении «населенный пункт».
    И второе, сторонники которого придерживаются формального толкования закона, и считают, что понятие «поселение» в земельном и градостроительном законодательстве может использоваться только в том значении, которое ему дано в другой отрасли права (законодательном акте), определяющей государственно-административное устройство страны.
    В этой связи показательны ответы Комитетов Государственной Думы Российской Федерации на запросы органов законодательной власти Субъектов.
    Из ответа на запрос Самарской Губернской думы о содержании понятий «поселение» и «административный центр».
    «1) В указанных нормах понятие «поселение» соответствует нормам Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. Существует определенное различие в применении понятия «поселение» в законодательстве о местном самоуправлении и в земельном законодательстве. Использование определенного значения данного понятия зависит от конкретного содержания правовых норм, в которых оно применяется, что может быть установлено на основе комментариев к этим нормам и правоприменительной практики» (выделено Авторами).
    Из ответа на запрос органов власти Орловской области о введении ряда новых понятий, содержание которых точ­но не определено в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
    «Положения пунктов 3 и 4 части 1 статьи 11 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в новой редакции (№131 ФЗ от 06.10.2003, далее - Федеральный закон) имеют содержание, тождественное нормам части 2 статьи 12 действующей редакции Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (№154-ФЗ от 28.08.1995), в соответствии с которыми определены территории муниципальных образований, существующих на дату официального опубликования Федерального закона.
    Указанные в положения пункта 3 и 4 статьи 11 Федерального закона категории земель определяются Земельным, Лесным6, Водным7 и Градостроительным8 кодексами, Федеральным законом от 07.05.2001г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»9.
    При определении территорий вновь образованных муниципальных образований следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона вся территория субъекта Федерации должна быть разграничена между сельскими и городскими поселениями. Только в субъектах Федерации, имеющих низкую плотность населения, допускается наличие территорий, не включенных в состав территорий поселений (выделено Автором).
    Таким образом, на территории Орловской области условий для возникновения территорий не входящих в состав территорий городских и сельских поселений (межселенных территорий) не имеется».
    Вследствие чего остается открытым и краеугольным вопрос о тождественности или не тождественности понятия «поселение», используемого в Федеральном законе от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Земельном и Градостроительном кодексах РФ.
    В статье 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен правовой статус территорий и границ территорий муниципальных образований. В частности, установлено:
    - территория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями;
    - территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
    - территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
    - в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
    - в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;
    - размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения;
    - границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта (выделено автором для дальнейшего анализа);
    - территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения;
    - территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
    - границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения
    Данной нормой установлено понятие «межселенной территории», к которым отнесены территории внутри муниципальных районов, не занятые поселениями, на территориях с низкой плотностью населения.
    К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.
    Установив жесткую иерархию территорий муниципальных образований в субъекте РФ, закон дал еще больше оснований для споров между юристами по вопросу о значении, в котором употребляется в Земельном Градостроительном кодексах РФ понятие «Земли поселений»? Потому как если под «Землями поселений» понимаются не земли населенных пунктов, то получается, что в субъекте РФ не с низкой плотностью населения может быть только одна категория земель – земли поселений. Оставшиеся шесть категорий по определению (ст. 83 Земельного кодекса РФ) не могут входить в состав земель поселений.
    В тоже время, никто из юристов однозначно не может со стопроцентной уверенностью заявить, что в Земельном и Градостроительном кодексах РФ понятие «Земли поселений» употребляются в контексте земель населенных пунктов, так как официального разъяснения на этот счет не имеется.
    Остается открытым вопрос и с дефиницией «населенный пункт». Хоть различные виды населенных пунктов поименованы в законе, законодатель не дал четкого определения «населенного пункта». Что можно, и что нельзя признать населенным пунктом? Поселение в тайге, состоящее из двух охотничьих сторожек, можно признать населенным пунктом? Можно ли признать поселение из трех домов (хутор) населенным пунктом? Можно ли признать Садовое (дачное) товарищество, если его члены постоянно проживают в своих домах, населенным пунктом? Как и кем устанавливается (присваивается) правовой статус населенного пункта поселению? Кто в таком случае должен разрешить вопрос об установлении границ этого населенного пункта? Вопросы остались открытыми.
    Вопрос с садовыми (дачными) товариществами стоит особенно остро, так как за последнее время многие люди на территориях садовых товариществ построили себе постоянное капитальное жилье и проживают в нем.
    Концептуальная проблема «категорий земель», и в частности с «землями поселений», которая была заложена еще при разработке Земельного кодекса РФ, на основе которого в последствии был разработан и принят Градостроительный кодекс РФ, дает о себе знать, и будет давать знать каждый раз при внесении изменений в эти кодексы.

    Граница или черта населенного пункта или поселения.
    В определении земель поселений, содержащемся в статье 83 Земельного кодекса РФ, даны два основных признака, по которым земли поселений отграничиваются от иных категорий земель:
    1) земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений;
    2) земли поселений включены в черту поселения.
    Из этих признаков следует, что к землям поселений могут относиться земли не только используемые поселением, но и земли предполагаемые к застройке (развитию) поселением (не освоенные земли). Основным признаком земель, не используемых поселением от других категорий, является их включением в черту поселения.
    Правовое регулирование черты поселения закреплено в статье 84 Земельного кодекса РФ.
    Черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.
    Само определение содержит в себе коллизию, о которой почему-то не принято говорить вслух. Что означает «внешние границы земель городских, сельских поселений»? Если мы говорим о внешних границах, то значит, есть внутренние границы поселения? Какой правовой статус территории поселения, находящейся между внутренними и внешними границами поселения? Необходимость правовая, хозяйственная и иная подобного деления?
    Другой, не менее важный вопрос, который напрашивается при разговоре о «черте поселения» (о чем авторы говорили выше), - это в каком контексте применять это понятие. Понимать ли под чертой поселения черту населенного пункта или все же поселения – единицы территориального деления Субъекта РФ? Если понимать как черту населенного пункта, то мы получаем уродливую правовую конструкцию. И эта уродливость уже проявляется в следующем:
    В российском законодательстве используется понятие «сельский населенный пункт» и «поселок» и нет понятия «городской населенный пункт» или просто «населенный пункт». Более, если внимательно изучать Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельный и Градостроительные кодексы РФ, то приходишь к выводу, что такое собирательное понятия как «населенный пункт» для всех городов, сел, деревень, поселков и т.д. законодатель не использует. Для этого законодатель использует только понятие «поселение», которые делятся на городские и сельские.
    Поэтому, если вести речь о черте поселения как о черте населенного пункта, то мы должны признать, что речь может идти о сельских населенных пунктах, исключая города, что неразумно.
    По мнению авторов, такое понятие как «черта поселения» в том контексте, которое ему дано в статье 84 Земельного кодекса РФ является рудиментом на пути развития земельных отношений и должно быть заменено на понятие «граница населенного пункта» и иметь одинаковое значение с понятиями «граница населенного пункта», которое используется в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом в самом законе должно найти отражение понятие «населенный пункт», который должен стать собирательным (обобщающим) для сельских населенных пунктов и поселков.
    Возникает ряд вопросов при установлении (изменении) черты поселения.
    Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Проект черты поселения относится к градостроительной документации по Земельному кодексу РФ и не значится в списке градостроительной документации в Градостроительном кодексе РФ.
    Утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев:
    - черта городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждается и изменяется федеральным законом по согласованному представлению законодательных (представительных) органов города Москвы и законодательных (представительных) органов Московской области, законодательных (представительных) органов города Санкт-Петербурга и законодательных (представительных) органов Ленинградской области.
    - утверждение и изменение черты городских поселений, входящих в состав закрытых административно-территориальных образований, осуществляются Правительством Российской Федерации.
    Первый вопрос. Как коррелируются между собой порядки установления «границы поселения», предусмотренного ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «черты поселения», предусмотренного ст. 84 Земельного кодекса РФ? В априори всем ясно, что установление (изменение) границы (черты) поселения (населенного пункта) может иметь место за счет включения или исключения территории того или иного земельного участка в территорию поселения (населенного пункта) и этот земельный участок фактически существует в границах Субъекта РФ. То есть алгоритм установления (изменения) границы (черты) поселения (населенного пункта) может быть одним. Установление (изменение) границы (черты) поселения (населенного пункта) может происходить за счет включения земельных участков других поселений (населенных пунктов) или межселенных территорий. Соответственно, при исключении (выводе) земельного участка из границ поселения также изменяется граница (черта) поселения (населенного пункта). Отсюда следует вывод, что установление (изменение) границы поселения и установление (изменение) черты поселения должны иметь единый порядок, что подтверждает точку зрения авторов об отмене дублирующего понятия «черта поселения».
    Второй вопрос. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления и государственных органов РФ при установлении (изменении) границы (черты) поселения (населенного пункта)?
    Рассмотрим порядок изменения границы поселения, предусмотренный Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
    Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений (п. 3 ст. 12 Закона).
    Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов и изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений (п. 3 ст. 12 Закона). Процедура и правомочность проведения голосования закреплены там же в статье 24 Закона. Процедура и правомочность проведения схода граждан, соответственно, закреплены в статье 25 Закона.
    Решение об изменении границ муниципального образования принимается Законодательным органом власти Субъекта РФ в виде закона по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов государственной власти.
    Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
    Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
    Теперь обратимся к порядку утверждения и изменения черты поселения, предусмотренному Земельным кодексом РФ (был рассмотрен в настоящей статье выше).
    Полномочие по установлению (утверждению) и изменению черты поселения отнесено кодексом к компетенции Субъекта РФ. Но, в случае установления черты поселения орган государственной власти Субъекта РФ может только на основе утвержденной градостроительной и землеустроительной документации, разработка которой и утверждение отнесено к компетенции органом местного самоуправления. В случае же изменения черты поселения специальных норм в Земельном кодексе не содержится. При этом остается не освещенным в законодательстве вопрос о порядке изменения черты поселения, если это изменение происходит за счет земель, которые ранее входили в земли других поселений (других населенных пунктов).
    Проведенный анализ показывает, насколько противоречивы или не ясны полномочия государственных органов субъекта РФ и органов местного самоуправления по установлению (изменению) границы поселения и установлению (изменению) черты поселения, что свидетельствует об искусственности понятия «черты поселения».
    Об изменениях в действующем законодательстве.
    22 ноября 2006 во втором чтении принят Государственной думой РФ Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». Как следует из текста пояснительной записки к нему, «проект направлен на устранение административных барьеров в целях увеличения объемов жилищного строительства, а также на совершенствование механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков для жилищного строительства». В частности, предлагается внести изменения в Земельный кодекс, федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»10, «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» «с целью урегулирования порядка установления и изменения черты населенного пункта. При этом предлагается устранить существующее в настоящее время различие понятия «поселение», установленного в Земельном кодексе и Федеральном законе от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
    Предлагается заменить правовую категорию «Земли поселений» на «Земли населенных пунктов» в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ. Соответственно далее по тексту Земельного кодекса РФ в пункте 1 статьи 77, в наименовании главы XV, в наименовании и пунктах 1 и 2 статьи 83, в статье 85, в пункте 1 статьи 86, в пункте 1 статьи 87, в части второй пункта 4 статьи 90 и в пункте 4 статьи 99 слова "поселения" в соответствующем падеже заменить словами "населенные пункты" в соответствующем падеже.
    Тем самым, убирается противоречие между Земельным кодексом РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», о котором авторы говорили выше. Подтверждается точка зрения авторов, что административно-территориальное устройство, предусмотренное законодательством о местном самоуправлении первично по отношению классификации земель, данной в Земельном кодексе РФ. Земли поселений состоят не только из одной категории: земли поселений», а включают все семь категорий.
    Законопроектом определена компетенция органов власти и процедура по установлению и изменению черты населенных пунктов.
    Лица, заинтересованные в установлении или изменении черты населенного пункта обращаются к главе администрации соответствующего муниципального образования с обращением об установлении (изменении) черты населенного пункта. В целях установления и изменения черты населенного пункта осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию ее проекта в текстовой форме и в виде карты (плана). Материалы по обоснованию проекта черты населенного пункта утверждаются главой местной администрации муниципального образования в месячный срок с даты поступления от лиц обращения.
    Окончательное решение вопроса об установлении черты населенного пункта отнесено к полномочиям представительного органа местного самоуправления. К сожалению, в законе не определен предельный срок принятия решения представительным местного самоуправления, можно предположить, что решение должно приниматься в той процедуре и в том регламенте, который установлен в этом муниципальном образовании для обычных решений, которые принимают представительные органы этого муниципального образования.
    Из этого правила предусмотрен ряд исключений, а именно: если черта населенного пункта совпадает с границами муниципального образования, черта такого населенного пункта утверждается законом субъекта Российской Федерации в порядке, установленном для изменения границ муниципальных образований (процедура авторами была рассмотрена выше по тексту статьи).
    Исключения также касаются утверждения черты городов федерального значения и населенных пунктов, входящих в состав закрытых административно-территориальных образований.
    Установление и изменение черты населенного пункта производится на основании утвержденных документов территориального планирования. До утверждения таких документов предусмотрен переходный период, в течение которого осуществляется согласование проекта черты населенного пункта:
    - Либо с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в случае, если в результате установления или изменения черты населенного пункта предполагается изменение границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия федерального значения;
    - Либо с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится населенный пункт, в случае, если в результате установления или изменения черты населенного пункта предполагается изменение границ земель сельскохозяйственного назначения, границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границ земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия регионального значения.
    Срок согласования проекта черты населенного пункта не может превышать одного месяца со дня направления лицами, указанными в пункте 8 статьи 84 Земельного кодекса РФ (авторы считают, что в тексте законопроекта допущена опечатка, так как в этом пункте говорится об установлении и изменении черты населенных пунктов, входящих в состав закрытых административно-территориальных образований) на согласование такого проекта в указанные органы государственной власти.
    В случае непоступления от указанных органов в установленный срок в орган, направивший проект черты населенного пункта, заключений на проект черты населенного пункта такой проект считается согласованным с указанными органами.
    Остается не ясным, в какой процедуре и форме (в виде какого нормативно-правового акта) должны дать заключения указанные уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
    Также в законопроекте установлено, что отрицательное заключение указанных органов не прекращает процедуру установления (изменения) черты населенного пункта. Для этих целей орган, уполномоченный на установление или изменение черты населенного пункта, в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования такого проекта принимает решение о создании согласительной комиссии. Порядок работы согласительной комиссии, создаваемой для согласования проекта черты населенного пункта, устанавливается законами субъектов Российской Федерации. В этом случае, срок установления (изменения) черты населенного пункта становится неопределенным.

    1 Собрание законодательства РФ. 2001. №44. Ст. 4147
     
    2 Собрание законодательства РФ. 2004. № 52(ч.1). Ст. 5276
     
    3 Ожегов С.И. Словарь русского языка. 1990. М. Русский язык. Стр.565
     
    4 Ожегов С.И. Указанное сочинение. Стр. 390
     
    5 Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822
     
    6 Собрание законодательства РФ. 1997. №5. Ст.610
     
    7 Собрание законодательства РФ. 1995. №47. Ст. 4471
     
    8 Собрание законодательства РФ. 2005. № 1(ч.1). Ст.16
     
    9 Собрание законодательства РФ. 2001. №20. Ст. 1972
     
    10 Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст.4148
     








    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru