Гражданское и коммерческое право
ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов
МЕНЮ> Гражданское и коммерческое право

Новости
НП ЮрКлуб
ЮрВики
Материалы
  • Административное право
  • Арбитражное право
  • Банковское право
  • Бухучет
  • Валютное право
  • Военное право
  • Гражданское право, коммерческое право
  • Избирательное право
  • Международное право, МЧП
  • Налоговое право
  • Общая теория права
  • Охрана природы, экология
  • Журнал "Право: Теория и Практика"
  • Предприятия и организации, предприниматели
  • Соцсфера
  • Статьи из эж-ЮРИСТ
  • Страхование
  • Таможенное право
  • Уголовное право, уголовный процесс
  • Юмор
  • Разное
  • Добавить материал
  • Семинары
    ПО для Юристов
    Книги new
    Каталог юристов
    Конференция
    ЮрЧат
    Фотогалерея
    О ЮрКлубе
    Гостевая книга
    Обратная связь
    Карта сайта
    Реклама на ЮрКлубе



    РАССЫЛКИ

    Подписка на рассылки:

    Новые семинары
    Новости ЮрКлуба


     
    Партнеры


    РЕКЛАМА

    Добавлено: 14.11.2006


    ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ДОГОВОРЫ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ О СНАБЖЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ В БУДУЩЕМ: ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ, КОМПЕТЕНЦИЯ, СВОБОДА ДОГОВОРА[1]

    © 2002 В. Г. Нестолий
    Советник ОАО «Роскоммунэнерго»
    по правовым вопросам и науке
     
    Впервые обнародовано: Предварительные договоры атомных электростанций о снабжении электроэнергией в будущем: правосубъектность, компетенция, свобода договора//Право: История, Теория, Практика. Декабрь 2004 г.: Межвуз. сб. науч. труд. В 2 ч. /Под ред. И. П. Панфилова. – Липецк: ЛГТУ, 2004. Часть II. – С. 3-36; 
     
     
    1. Описание задачи. Энергетическое управление Вертикальной Интегрированной Компании обратилось с техническим заданием на проведение работ по правовой экспертизе правоотношений по прямой договорной поставке электроэнергии от станций Государственного концерна «Росэнергоатом».
    Из задания и представленных материалов следует, что Вертикальная Интегрированная Компания стремится к строительству и последующей эксплуатации комбината цветного металла на территории Полярной земли. Однако в условиях реформирования электроэнергетики в Российской Федерации и абсолютной непредсказуемости цен на электрическую энергию в будущем, инвестору требуются серьезные гарантии рентабельности выпускаемой продукции, поскольку в настоящее время на мировом рынке средняя контрактная цена тонны цветного металла практически равняется ее себестоимости. В связи с тем, что производство цветного металла является исключительно энергоемким, его себестоимость находится в прямой зависимости от цены электрической энергии. Поэтому желание потенциального инвестора зафиксировать цену электроэнергии, которая планируется к потреблению в будущем, выглядит вполне обоснованным.
    Для достижения поставленной цели Вертикальная Интегрированная Компания предлагает Государственному концерну «Росэнергоатом» заключить предварительное соглашение на поставку электроэнергии в будущем. Возникновение обязанностей по исполнению предварительного соглашения, т. е. заключение договора энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии), поставлено в проекте предварительного соглашения в зависимость от наступления ряда отлагательных условий. Среди данных условий, в первую очередь, следует выделить дозволение со стороны законодателя юридическим лицам, генерирующим и потребляющим электроэнергию, определять цену подаваемой электроэнергии самостоятельно в рамках заключенного договора энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии). Кроме того, необходимо дозволение законодателя энергоснабжающим организациям и потребителям электроэнергии самостоятельно определять контрагента по договору купли-продажи электрической энергии, а также санкционирование строительства нового комбината цветного металла со стороны органов государственной власти Российской Федерации и Полярной земли. Предварительный договор (соглашение) должен быть заключен в течение месяца со дня представления результатов правовой экспертизы.
    Предварительный договор, после его заключения, должен быть согласован с Правлением Федеральной энергетической комиссии и одобрен Министерством РФ по атомной энергии в соответствии с их полномочиями (компетенцией).
    Во исполнение предварительного соглашения стороны, т. е. Вертикальная Интегрированная Компания и Государственный концерн «Росэнергоатом», планируют совершение ряда совместных действий, направленных на обеспечение баланса их интересов и достижения целей, определенных предварительным договором, в частности на достижение соглашения с Правительством Полярной земли. В соответствии с данным соглашением Правительство Полярной земли и Государственный концерн «Росэнергоатом» должны оказывать содействие Вертикальной Интегрированной Компании в осуществлении деятельности по строительству нового комбината цветного металла, обеспечению ввода его в эксплуатацию с последующим функционированием.
    Предварительное соглашение между Государственным концерном «Росэнергоатом» и Вертикальной Интегрированной Компанией о заключении в будущем договора энергоснабжения комбината цветного металла (купли-продажи электроэнергии), а также соглашение о сотрудничестве между Правительством Полярной земли, Государственным концерном «Росэнергоатом» и Вертикальной Интегрированной Компанией должны лечь в основу программы развития Полярной земли, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации. За шесть месяцев до пуска первой очереди комбината цветного металла должен быть заключен основной (окончательный) договор энергоснабжения между Государственным концерном «Росэнергоатом» и Вертикальной Интегрированной Компанией.
    Приведенный выше комплекс мероприятий обеспечивает гарантии энергоснабжения комбината цветного металла к моменту ввода его в эксплуатацию, определяет энергоснабжающую организацию и фиксирует цену потребляемой электроэнергии на весь период действия договора.
    Экспертное заключение должно ответить на следующие вопросы:
    1) Достаточны ли планируемые мероприятия для достижения поставленной цели?
    2) Возможно ли заключение договора купли/продажи электрической энергии (мощности) между Государственным концерном «Росэнергоатом» и потребителем энергии в условиях действующего и перспективного законодательства?
    3) Соответствуют ли разработанные проекты документов действующему законодательству?
    4) Возможно ли заключение предварительного договора энергоснабжения?
    5) Возможно ли принятие Государственным концерном «Росэнергоатом» обязательств по предварительному договору, проект которого представлен Вертикальной Интегрированной Компанией?
    6) Достаточно ли обязательств, зафиксированных в проектах документов, для достижения поставленной цели?
    7) Каковы условия, способные повлиять на невозможность заключения в будущем основного договора и/или на невозможность исполнения в будущем Государственным концерном «Росэнергоатом» принятых обязательств?
    8) Полномочны ли Федеральная энергетическая комиссия РФ и Минатом РФ на выдачу согласований (т. е. на санкционирование) условий предварительного договора энергоснабжения? Какова может быть форма указанного согласования?
    9) Вправе ли Правительство Российской Федерации издать акт о программе развития Полярной земли, учитывающей условия предварительного договора? Существуют ли прецеденты принятия подобных программ?
     
    В заключение требуется изложить общие выводы и предложить рекомендации по корректировки представленной схемы мероприятий.
     
    2. Материалы представленные Энергетическим управлением Вертикальной Интегрированной Компании.
     
     Для проведения правовой экспертизы правоотношений по прямой договорной поставке электроэнергии от станций Государственного концерна «Росэнергоатом», Энергетическим управлением Вертикальной Интегрированной Компании были представлены:
    1) проект предварительного соглашения между Государственным предприятием «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (концерн «Росэнергоатом») и Вертикальной Интегрированной Компанией;
    2) проект Соглашения о сотрудничестве между Правительством Полярной земли, Вертикальной Интегрированной Компанией и Государственным концерном «Росэнергоатом»;
    3) проект № 20299 Федерального закона «Об электроэнергетике»;
    4) таблица поправок к проектам нормативных документов об основных принципах развития и функционирования оптового рынка электрической энергии РФ;
    5) заключение д. ю. н., проф. В. А. Егиазарова, к. ю. н., доц. Н. А. Игнатюк по вопросам заключения и исполнения договоров об энергоснабжении (Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ);
    6) схема мероприятий по согласованию предварительного соглашения об энергоснабжении нового комбината цветного металла, строительство которого предполагается на территории Полярной земли, с пояснениями к схеме.
     
    3. Возможно ли заключение предварительного договора энергоснабжения?
     
    По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).
    Согласно п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающим установленным требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребляемой энергии.
     
    Как следует из представленных документов, на территории Полярной земли до настоящего времени Вертикальная Интегрированная Компания не зарегистрировала комбинат цветного металла как юридическое лицо, отсутствует данный комбинат и как объект гражданских прав.
    Следовательно, на момент проведения экспертизы заключение договора об энергоснабжении комбината в будущем невозможно по причинам: 1) отсутствия субъекта права (абонента, потребителя); 2) отсутствия комбината как объекта гражданских прав, эксплуатация которого связана с потреблением электроэнергии.
    В состав имущества комбината цветного металла как объекта гражданских прав, безусловно, должны входить энергопринимаюшие устройства, присоединенные к сетям энергоснабжающей организации, как являющейся стороной будущего договора энергоснабжения, так и являющейся лицом, оказывающим услуги по транзиту (передаче) электрической энергии от энергоснабжающей организации к абоненту.
    Поскольку отсутствует комбинат цветного металла как объект гражданских прав, то отсутствуют и энергопринимающие устройства этого комбината.
    Таким образом, на момент проведения экспертизы, заключение договора энергоснабжения на будущий период невозможно в связи с отсутствием, в первую очередь, технических предпосылок для заключения этого договора.
    Договор энергоснабжения является разновидностью договора купли-продажи.[2] Практике известны договоры купли-продажи еще не произведенного товара, определенного родовыми признаками (будущий урожай). Однако исходя из конструкции договора энергоснабжения (избранной законодателем текстуальной формулы выражения данной конструкции), его заключение на будущее время возможно только в случае, если потребитель обладает на момент подписания договора энергопринимающими устройствами.
    В то же время, Вертикальная Интегрированная Компания уже на стадии планирования реализации инвестиционного проекта по строительству комбината цветного металла с его последующей эксплуатацией, нуждается в твердых гарантиях надежного обеспечения будущего комбината электроэнергией по фиксированному тарифу. Установление фиксированного тарифа на электроэнергию, планируемую к потреблению в будущем, прямо связано со сроком окупаемости капиталовложений на территории Полярной земли и рентабельностью продукции комбината, в случае реализации инвестиционного проекта.
    С другой стороны, реформирование электроэнергетики Российской Федерации предполагает становление и развитие конкурентного рынка в сфере купли-продажи электроэнергии. Взаимоотношения между производителями и потребителями электроэнергии в будущем должны основываться на принципах конкуренции. Поэтому компания, генерирующая электроэнергию и реализующая ее, должна быть заинтересована в установлении длительных хозяйственных связей с будущим квалифицированным потребителем уже на стадии разработки и реализации инвестиционного проекта.
    По аналогии с договором купли-продажи квартиры можно сказать, что потенциальный продавец нуждается в покупателе, покупатель нуждается в продавце, но нет технических условий для заключения договора-купли продажи, поскольку отсутствует регистрация права собственности на квартиру, не оформлены документы о принятии наследства, нет технической документации на объект недвижимости и т. д.
    Для установления юридической связи между продавцом электроэнергии и будущим потенциальным квалифицированным потребителем при отсутствии технических предпосылок для подписания договора энергоснабжения возможно заключение предварительного соглашения (договора).
    Согласно п. 1 ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.  
    Заключая предварительный договор, стороны согласовывают (координируют) и обязуются выполнять конкретную программу своих действий по заключению основного договора в будущем. Подписывая предварительный договор стороны заранее, до заключения основного договора фиксируют все существенные условия будущего договора энергоснабжения, поскольку в состав существенных условий предварительного договора входят все существенные условия окончательного договора. Кроме того, в предварительном договоре достаточно лишь определить основное содержание будущего договора, оставив согласование второстепенных условий, не признанных сторонами существенными на момент подписания предварительного договора, на будущее время.[3]
    Кроме того, убытки от нарушения обязательства заключить основной договор в будущем, как правило, значительно меньше, нежели убытки от нарушения обязательств, возникающих из основного договора.[4] Подписав предварительный договор, стороны получают возможность окончательно определиться заключать или не заключать основной договор.
    В последнем случае, неисправный контрагент может надеяться на то, что потерпевший не предъявит иска о понуждении к заключению основного договора, а согласится на получение компенсации в виде возмещения убытков.
    Юридическая связь между субъектами возникает до заключения основного договора, когда отсутствуют необходимые, например, технические, предпосылки для заключения основного договора: не построен комбинат цветного металла, нет энергопринимающих устройств и приборов учета потребляемой электроэнергии.
    Подписанию основного договора энергоснабжения в момент достижения соглашения об его заключении в будущем может препятствовать отсутствие технических предпосылок, например, неисправность приборов учета энергии, потребляемой абонентом, возражения фактического порядка со стороны административных органов, неопределенность второстепенных условий, которые могут быть выявлены после вступления в силу договора на транзит электроэнергии и т. п. обстоятельства.
    Стороны могут заключить предварительный договор и предусмотреть в нем возникновение обязанностей по заключению основного договора в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит. Таковым обстоятельством может являться вступление в законную силу судебного решения, принятие нормативного правового акта, изменение принципов ценообразования на электроэнергию и т. п. Закон предусматривает возможность совершения подобных сделок (ст. 157 ГК РФ).
    Необходимость заключения предварительного договора об энергоснабжении в будущем продиктована в данном случае необходимостью программирования, координации совместных действий, добросовестно направленных на наступление выгодного сторонам условия.
    К заключению предварительного договора об энергоснабжении в будущем способны всякие юридические лица, в содержание правоспособности которых входит возможность выступать в качестве энергоснабжающей организации и абонента по договору энергоснабжения между ними.
    Кроме того, в действующем законодательстве отсутствуют запреты на заключение предварительного договора энергоснабжения в пользу третьего лица, по которому абонент (третье лицо) получит право требовать заключения основного договора энергоснабжения (ст. 430 ГК РФ). Судебно-арбитражной практике известны договоры, по которым третьи лица приобретали право требовать исполнения денежных обязательств, возникающих из договора купли-продажи электроэнергии и иных договоров, опосредующих подачу электроэнергии, и несли обязанности по данному договору (по оплате полученной электроэнергии).
    Из документов, представленных Вертикальной Интегрированной Компанией на экспертизу следует, что предварительный договор должен быть заключен в пользу третьего лица – абонента. Последний приобретет права и обязанности по заключению основного (окончательного) договора энергоснабжения в результате государственной регистрации в качестве юридического лица и подключению энергопринимающих устройств к присоединенной сети.
    Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть: заключение предварительного договора об энергоснабжения возможно. В некоторых случаях конструкция предварительного договора единственная возможность вступить в юридическую связь в условиях отсутствия технических предпосылок к заключению основного договора, необходимости координации действий. направленных на заключение основного договора, отсутствия обстоятельств, вызывающих интерес к немедленному заключению основного договора, относительно которых неизвестно наступят они или нет. Возможно заключение предварительного договора об обеспечении будущем энергоснабжения третьего лица. Предварительный договор может быть совершен под условием, ставящим возникновение обязательств по заключению основного договора энергоснабжения в зависимость от обстоятельств, относительно которых в момент заключения договора неизвестно наступят они или нет.  
     
     
    4. Возможно ли принятие Государственным концерном «Росэнергоатом» обязательств по предварительному договору, проект которого представлен? Соответствует ли проект предварительного договора действующему законодательству?
     
    Проект предварительного договора о заключении в будущем основного договора купли-продажи электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии соответствует действующему законодательству. Данный проект содержит все существенные условия договора купли-продажи электроэнергии, а также существенные условия предварительного договора.
    Действующее законодательство дозволяет заключать предварительные договоры и в том случае, если на момент заключения таких договоров отсутствуют правовые возможности для заключения и исполнения окончательных договоров. Невозможность заключения основного договора в момент его подписания предварительного договора не влияет на действительность последнего. Поскольку возможно заключение предварительного договора, из которого возникают обязательства сторон о заключении основного (окончательного) договора в будущем, и купля-продажа является наиболее распространенным договором, относительно которого на практике заключают предварительные договоры, то всякий субъект, имеющий право покупать и продавать электроэнергию на оптовом рынке, вправе заключить предварительный договор о купле-продаже электроэнергии на оптовом рынке в будущем.
    Государственный концерн «Росэнергоатом» вправе и обязан реализовывать электроэнергию, вырабатываемую на атомных электростанциях, на федеральном оптовом рынке электроэнергии. Сегодня заключение основного договора энергоснабжения (купли-продажи) электрической энергии на оптовом рынке, на условиях предложенных Вертикальной Интегрированной Компанией невозможно в связи с отсутствием потребителя электроэнергии и технических предпосылок к заключению договора. Кроме того, производство и распределение электроэнергии на оптовом рынке в настоящее время осуществляется в соответствии с балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам указанного оптового рынка, формируемый и утверждаемый Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации (п. 10 Основных принципов организации функционирования и развития федерального оптового рынка электроэнергии).
    Утвержденный плановый баланс производства и поставок электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка является основой (обязательным документом) для заключения субъектами оптового рынка договоров купли-продажи электрической энергии и мощности на федеральном оптовом рынке электрической энергии (мощности) (п. 3 Временного положения об основах формирования плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка, утвержденного Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 3 апреля 1998 г. № 15/2).
    Поэтому предварительный договор Государственного концерна «Росэнергоатом» с Вертикальной Интегрированной Компанией о заключении в будущем договора купли-продажи электрической энергии (энергоснабжения) между Государственным концерном «Росэнергоатом» и абонентом может учитываться при формировании планового баланса производства и поставок электрической энергии (мощности).
    Таким образом, принятие Государственным концерном “Росэнергоатом” обязательств по предварительному договору с отлагательным условием о заключении в будущем прямого договора купли-продажи электрической энергии на оптовом конкурентном рынке электроэнергии вне торгов возможно. Представленный проект предварительного соглашения (договора) соответствует действующему законодательству.  
     
    5. Возможно ли заключение договора купли/продажи электрической энергии (мощности) между Государственным концерном «Росэнергоатом» и потребителем энергии в условиях действующего и перспективного законодательства?
     
    Государственный концерн «Росэнергоатом» является федеральным унитарным предприятием и, следовательно, обладает специальной правоспособностью, т. е. может совершать лишь те гражданские права, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренными его учредительными документами, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Предмет и цели деятельности унитарного предприятия фиксируются в его уставе (п. 1 ст. 113 ГК РФ).
    Исходя из положений ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная Государственным концерном «Росэнергоатом» в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, может быть признана судом недействительной по иску самого Государственного концерна «Росэнергоатом», его учредителя, или государственного органа, осуществляющего контроль и надзор за его деятельностью, если доказано, что другая сторона заведомо знала или должна была знать о ее незаконности.
    Помимо Устава, предмет и цели деятельности Государственного концерна «Росэнергоатом» зафиксированы в п. 7 Основных принципов функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 793, согласно которому государственное предприятие - концерн «Росэнергоатом», являясь организатором участия атомных электростанций в работе федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), выполняет следующие функции:
    - координирует деятельность атомных электростанций в области производства электрической энергии, обеспечения их готовности к несению электрической нагрузки, ремонта, технического перевооружения и реконструкции энергетического оборудования и инвестиций;
    - осуществляет координацию деятельности по экспорту электрической энергии атомными электростанциями и распределение между ними валютной выручки;
    - осуществляет координацию и контроль топливообеспечения атомных электростанций;
    - организует заключение договоров, в соответствии с которыми атомные электростанции (или уполномоченные ими организации) поставляют электрическую энергию (мощность) на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), и осуществляет контроль за их выполнением.
    В п. 9 Основных принципов функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) зафиксировано правило о том, что государственное предприятие - концерн «Росэнергоатом» оказывает услуги по развитию и обеспечению безопасного функционирования атомных электростанций на основании многосторонних договоров между государственным предприятием-концерном «Росэнергоатом», атомными электростанциями, Российским акционерным обществом «ЕЭС России» (или уполномоченной им организацией) и одной или несколькими энергоснабжающими организациями.
    В связи с изданием постановления Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526, предусматривающего реформирование атомной энергетики путем создания единой генерирующей компании, на сегодняшний день Государственный концерн «Росэнергоатом» является единственным продавцом электроэнергии, вырабатываемой на атомных электростанциях. Из вышеизложенного, с большой долей вероятности, можно предположить, что Государственный концерн «Росэнергоатом» вправе продавать электроэнергию, генерированную на атомных электростанциях, только на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности) или на экспорт, с использованием механизмов, предложенных РАО «ЕЭС России». (В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 793 РАО «ЕЭС России» осуществляет (организует) экспорт-импорт электрической энергии).
    Таким образом, следует сделать вывод: Государственный концерн «Росэнергоатом» может заключить договор купли/продажи электроэнергии с потребителем, являющимся субъектом ФОРЭМ.  
    В соответствии с Основными принципами организации функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) координацию деятельности всех субъектов федерального оптового рынка в вопросах производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии осуществляет РАО «ЕЭС России». В компетенцию РАО «ЕЭС России» входит, в частности, организация заключения договоров на федеральном оптовом рынке и контроль за их исполнением. РАО «ЕЭС России» также организует проведение и учет платежей между субъектами федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности).
    Согласно п. 8 Основных принципов организации функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) поставка электрической энергии (мощности) на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) и получение ее с указанного оптового рынка осуществляются на основании договоров субъектов оптового рынка с Российским акционерным обществом «ЕЭС России» или уполномоченной им организацией, заключенных в установленном порядке.
    В п. 9 Основных принципов организации функционирования и развития федерального оптового рынка раскрывается правовая природа договоров субъектов оптового рынка с РАО «ЕЭС России». Здесь указывается, что РАО «ЕЭС России» в качестве организатора федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) оказывает его субъектам услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России на основании двухсторонних договоров с субъектами федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности).
    Основой  для заключения договоров на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности) является баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам указанного оптового рынка, формируемый и утверждаемый Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации (п. 10 Основных принципов организации функционирования и развития федерального оптового рынка). 
    Таким образом, РАО «ЕЭС России» на основании договоров об оказании услуг с продавцами и покупателями электрической энергии на федеральном оптовом рынке организует заключение договоров купли-продажи электроэнергии между субъектами рынка. При этом договоры купли-продажи электроэнергии заключаются между субъектами рынка на основании баланса производства и поставок электроэнергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы по субъектам оптового рынка, утверждаемого Федеральной энергетической комиссией.
    Несмотря на то, что предусмотренные п. 4 Постановления Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 793 Правила работы федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) до настоящего времени не утверждены, из вышеизложенного следует, что принцип свободы договора, предусмотренный п. 1 ст. 1 ГК РФ, ст. 421 ГК РФ, на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности) не действует. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об естественных монополиях» в компетенцию органов регулирования естественных монополий входит правомочие определять потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. Акт Федеральной энергетической комиссии (баланс производства и поставок электроэнергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы по субъектам оптового рынка) предписывает продавцу электроэнергии, во-первых, заключить договор с определенным потребителем и, во-вторых, заключить договор на определенных условиях. (См.: Правила отбора поставщиков электрической энергии (мощности) на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), утвержденные постановлением ФЭК РФ от 17 апреля 1997 г. № 17/6).
    По Указу Президента РФ от 29 ноября 1995 г. № 1194 «О Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации» ФЭК является органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии, осуществляющим в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» регулирование деятельности субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, а также государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».
    Таким образом, контрагент по договору купли-продажи электроэнергии на федеральном оптовом рынке, существенные условия данного договора, в том числе и цена продаваемого товара, определяются в административном порядке.
    Из вышеизложенного следует, что Государственный концерн «Росэнергоатом» может заключить договор купли-продажи электроэнергии лишь с потребителем - субъектом федерального оптового рынка электроэнергии, предписанным Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации в балансе производства и поставок электроэнергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы по субъектам оптового рынка.
    Постановлением ФЭК РФ от 25 мая 2000 г. № 28/5 согласован Временный порядок проведения торгов по продаже сверхплановой электрической энергии, вырабатываемой поставщиками - субъектами федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), утвержденный Правлением РАО «ЕЭС России». Тем самым государственный орган санкционировал корпоративный акт и придал ему значение источника права.
    Согласно Временному порядку проведения торгов по продаже сверхплановой электроэнергии предметом торгов является месячный объем сверхплановой электроэнергии, в том числе и вырабатываемой на атомных электростанциях.[5] В качестве продавца электроэнергии, произведенной на атомных станциях, выступает Государственный концерн «Росэнергоатом» либо лицо, действующее по его поручению. Организатором торгов выступает РАО «ЕЭС России» либо лицо, действующее по его поручению. Потенциальными покупателями электроэнергии могут быть субъекты ФОРЭМ, представившие заявки на участие в торгах и зарегистрированные организатором торгов. Торги проводятся в форме закрытого аукциона. Продавец сверхплановой электроэнергии обязан заключить договор купли-продажи электроэнергии с победителем торгов (ст. 447 ГК РФ).
    Таким образом, в настоящее время Государственный концерн «Росэнергоатом» лишен возможности заключить договор купли-продажи сверхплановой электроэнергии с потребителем – субъектом ФОРЭМ, самостоятельно определив цену электроэнергии и контрагента по договору.  
    Важнейшим условием улучшения роста инвестиционной привлекательности субъектов электроэнергетического комплекса и модернизации объектов электроэнергетики является выведение секторов производства и сбыта электроэнергии из непосредственного государственного регулирования. Ответом на создавшуюся экономическую ситуацию явилось постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». Данным постановлением одобрены Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации. Согласно постановлению одним из итогов реформирования электроэнергетики станет преобразование существующего федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии.  
    Согласно Основным направлениям реформирования электроэнергетики отношения между продавцами и покупателями электроэнергии должны основываться на конкурентом ценообразовании, в тех секторах, где созданы достаточные условия для конкуренции. Конкурентный оптовый рынок должен устанавливаться на основе свободного коммерческого взаимодействия его участников, действующих по установленным правилам функционирования рынка. На оптовый конкурентный рынок должна поставляться, в том числе и электроэнергия, генерированная Государственным концерном “Росэнергоатом” на принадлежащих ему атомных электростанциях. На первом этапе реформы каждому поставщику предоставляется право на продажу на торгах определенной, одинаковой для всех доли электроэнергии (5-15 процентов выработки). Формирование рыночных цен на торгах будет осуществляться на основании сопоставления ценовых заявок покупателей и продавцов по фактору минимальных цен (коммерческая диспетчеризация) в соответствии с порядком установления равновесных цен оптового рынка.
    На последующих этапах становления оптового рынка электроэнергии участникам рынка должна быть предоставлена возможность заключения контрактов на будущие поставки электроэнергии (мощности) и на покупку или продажу фиксированного объема электрической энергии (мощности) для поставки в оговоренную дату в будущем по согласованной цене (форвардных и фьючерсных контрактов), которые обеспечиваются страхованием (хеджированием) рисков резкого изменения рыночных цен.
    Таким образом, Основные направления реформирования электроэнергетики предполагают предоставление субъектам оптового конкурентного рынка возможность заключать договоры купли-продажи электроэнергии на будущее время в заранее фиксированном объеме по заранее согласованной цене. Как следует из содержания Основных направлений реформирования электроэнергетики, купля-продажа электроэнергии на будущее время должна производится на торгах. Согласно ГК РФ (ст. 454) предметом договора купли-продажи может быть товар, произведенный в будущем, при этом покупатель может оплатить товар до его передачи, в момент заключения договора (ст. 487 ГК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 447 ГК РФ, в случаях, указанных в Гражданском кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. В настоящее время Гражданский кодекс и иные федеральные законы не предусматривают заключения договоров купли-продажи электроэнергии путем обязательного проведения торгов.
    Как следует из Основных направлений реформирования электроэнергетики, всем покупателям электроэнергии, удовлетворяющим требованиям по минимальному объему оборота электроэнергии, будет обеспечена возможность свободного выхода на оптовый рынок
    Во исполнение постановления Правительства РФ «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» распоряжением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. № 1040-р утвержден План мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики Российской Федерации, который предусматривает разработку проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации», «Об электроэнергетике», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об естественных монополиях», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
    Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданский кодекса Российской Федерации» содержит новеллы, предлагаемые к включению в § 6 главы 30 ГК РФ. Согласно данному проекту ст. 548 ГК РФ необходимо дополнить п. 3 следующего содержания: «К отношениям, связанным с куплей-продажей энергии и оказанием сопутствующих услуг, осуществляемых на основании других договоров, предусмотренные настоящим Кодексом, правила предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса применяются в случаях, установленных законом, иным правовым актом или соглашением сторон». Таким образом, проект не содержит новелл, предусматривающих регламентацию договора купли-продажи электроэнергии на оптовых рынках, правилами, регулирующими отношения по энергоснабжению.
    Согласно проекту федерального закона «Об электроэнергетике» (ст. 30), крупные потребители электроэнергии (квалифицированные потребители) могут получить статус субъекта оптового рынка электроэнергии. В соответствии со ст. 31 проекта закона «Об электроэнергетике» на оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами рынка. Проект полагает необходимым, также, предоставить субъектам оптового рынка возможность заключать «двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии» помимо организованной системы договоров между субъектами рынка. Специально акцентируется внимание на том, что субъекты оптового рынка свободны в выборе контрагентов по «двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии». Если организованная система договоров между субъектами рынка предполагает, что цена на электроэнергию определяется по результатам сопоставления ценовых заявок поставщиков и покупателей, то в отношении «двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии» проект предусматривает, что цена по таким договорам определяется продавцом и покупателем самостоятельно.  
    Резюмируя изложенное, необходимо подчеркнуть, что в согласно законодательству и нормативным правовым актам, действующим в настоящее время, государственный концерн “Росэнергоатом” не вправе заключить договор купли-продажи электроэнергии, руководствуясь принципом свободы договора, т. е. он лишен права самостоятельного выбора контрагента, права на определение цены продаваемой электроэнергии по согласованию с контрагентом. Однако в будущем, в случае принятия федерального закона «Об электроэнергетике» РФ, Государственный концерн «Росэнергоатом» будет вправе заключить договор купли-продажи электроэнергии с субъектом оптового рынка электроэнергии, самостоятельно избрав при этом себе контрагента и определив условия договора, в том числе и цену электроэнергии, по согласованию с ним.
    Таким образом, проект федерального закона «Об электроэнергетике» предоставляет субъектам оптового рынка, продавцам и покупателям электроэнергии, свободу договора, т. е. свободу самостоятельно определять контрагентов по заключаемым договорам, свободу заключать или не заключать договор, возможность выбора содержания заключаемого договора по согласованию с контрагентом, в том числе и цены заключаемого ими договора.
     
    6. Полномочны ли Федеральная энергетическая комиссия РФ и Минатом РФ на выдачу согласований (т. е. дать санкцию) условий предварительного договора энергоснабжения, какова может быть форма указанного согласования?
     
    Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. № 392 Минатом является федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит, в частности, анализ и оценка конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка по видам продукции, выпускаемой предприятиями и организациями ядерного комплекса. Министерство РФ по атомной энергии осуществляет управление в пределах своей компетенции деятельностью предприятий и организаций ядерного комплекса, обеспечивает эффективное использование производственного потенциала предприятий и организаций ядерного комплекса, координирует предприятия и организации ядерного комплекса с целью проведения согласованной финансовой и инвестиционной политики.
    Минатом РФ утверждает в установленном порядке уставы подведомственных ему государственных унитарных предприятий, заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителями этих предприятий. Кроме того, согласно Положению, Министерство Российской Федерации по атомной энергии осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Минатом РФ издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения работниками Министерства, а также предприятиями и организациями ядерного комплекса, организует контроль за их выполнением.
    Из вышеизложенного следует, что Минатом РФ вправе изменять содержание правоспособности унитарных предприятий, учредителем которых он является, назначать его руководителя, заключать с ним контракт. Поэтому согласование с Минатомом РФ условий предварительного соглашения является обязательным не только с правовой точки зрения (с целью обеспечения неизменности содержания целевой правоспособности Государственного концерна «Росэнергоатом», в частности способности заключать предварительные договоры под условием), но и, самое важное, с точки зрения нормальной деловой этики. Кроме того, заключение предварительного договора в случае его реализации гарантирует стабильность сбыта продукции, выпускаемой Государственным концерном «Росэнергоатом», обязывает Вертикально Интегрированную Компанию приобретать электроэнергию, произведенную на атомных электростанциях. Минатом координирует свою деятельность с органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Поскольку в дальнейшем планируется организация принятия Правительством РФ программы развития Полярной земли, учитывающей условия заключенного предварительного соглашения, обращение в Минатом РФ должно быть продиктовано Соглашением о сотрудничестве то между Правительством Полярной земли, Государственным концерном Росэнергоатом и Вертикальной Интегрированной Компанией.
    Учитывая вышеизложенное в компетенцию Минатома РФ входят полномочия по согласованию и одобрению условий предварительного соглашения. 
    Поскольку приказы и распоряжения Минатома РФ обязательны для исполнения предприятиями ядерного комплекса, то в интересах сторон, заключивших предварительное соглашение, издания распоряжения, не имеющего нормативного характера, но предписывающего исполнять условия предварительного соглашения.  
    В соответствии с абз. 7 ст. 11 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 г. № 41 Федеральная энергетическая комиссия РФ осуществляет рассмотрение проектов целевых программ развития электроэнергетики Российской Федерации. Данное полномочие подразумевает возможность рассмотрения на Правлении ФЭК РФ проекта предварительного соглашения, одобрение его положений, в том числе в части условий формирования тарифов на электроэнергию. ФЭК РФ вправе согласовать и одобрить предварительное соглашение между Вертикальной Интегрированной Компанией и Государственным концерном “Росэнергоатом” как направленное на развитие электроэнергетики Российской Федерации, поскольку в случае реализации данного соглашения на оптовом рынке появляется квалифицированный потребитель. 
    Рекомендуемая форма акта Федеральной энергетической комиссии: постановление.
     
    7. Соответствует ли действующему законодательству проект Соглашения о сотрудничестве между Правительством Полярной земли, Вертикальной Интегрированной Компанией и Государственным концерном «Росэнергоатом»? Вправе ли Правительство Российской Федерации издать акт о программе развития Полярной земли, учитывающей условия предварительного договора, существуют ли прецеденты принятия подобных программ?
     
    Проект Соглашения о сотрудничестве между Правительством Полярной земли, Вертикальной интегрированной Компанией и Государственным концерном «Росэнергоатом» действующему федеральному законодательству не противоречит. Соглашение позволяет конкретизировать, уточнить и согласовать позиции таких крупных социальных субъектов как Полярная земля Российской Федерации, Вертикальная Интегрированная Компания, Государственный концерн «Росэнергоатом» по вопросам, связанным с предоставлением гарантий защиты капиталовложений Вертикальной Интегрированной Компании в развитие экономики Полярной земли в форме строительства нового комбината цветного металла и его дальнейшей эксплуатации.
    Однако в узко юридическом смысле соглашение не более чем протокол о намерениях сторон его подписавших.[6] Для реализации соглашения, Правительство Полярной земли и орган местного самоуправления по месту расположения комбината цветного металла должны издать ряд актов ненормативного характера. Данные акты и должны рассматриваться на предмет соответствия или несоответствия законодательству на момент их издания, в том случае если они нарушают права и охраняемые законам интересы третьих лиц. Поэтому обязанности принимаемые Правительством Полярной земли по соглашению с Государственным концерном «Росэнергоатом» и Вертикальной Интегрированной Компанией целесообразно зафиксировать на уровне Закона Полярной земли.
    Согласно ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации утверждаются Законом субъекта Федерации. Данная программа представляется руководителем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Проект программы социально-экономического развития, по ст. 21 названного закона, разрабатывается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
    Как следует из Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Полярной земли (1997 г.) разработка и реализация федеральной целевой программы социально-экономического развития Полярной земли и других федеральных целевых программ, осуществляемых на территории Полярной земли, относится к совместному ведению Российской Федерации и Полярной земли. Кроме того, договор относит к совместному ведению Российской Федерации и Полярной земли вопросы строительства и градостроительства, вопросы владения пользования и распоряжения минерально-сырьевыми и иными природными ресурсами на территории Полярной земли. Договором предусмотрено также проведение на территории Полярной земли эксперимента по реализации региональной модели стабилизации социально-экономического развития и переходу к устойчивому развитию для регионов Севера. Вопросы проведения эксперимента – совместная компетенция Российской Федерации и Полярной земли. Также к совместному ведению Федерации и земли договор относит вопросы обеспечения эффективного функционирования и развития промышленности, транспортной и энергетической систем, а также вопросы обеспечения условий для функционирования и устойчивого развития топливно-энергетического комплекса Полярной земли.
    Согласно договору полномочия органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти Полярной земли по конкретным предметам совместного ведения, указанным в Конституции РФ и Договоре между Российской Федерацией и Полярной землёй определяются Соглашениями, подписываемыми Председателем Правительства РФ и Главой Правительства Полярной земли.
    Договором предусмотрено, что в целях его исполнения органы государственной власти Российской Федерации разрабатывают с участием органов государственной власти Полярной земли проекты федеральных законов, иных нормативно-правовых актов по предметам совместного ведения, принимают участие в разработке и утверждают федеральные целевые программы в сферах экономического, экологического, социального и культурного развития Полярной земли, в том числе по освоению природных богатств и развитию транспортного комплекса области, обеспечивают финансирование и реализацию федеральных целевых программ на территории Полярной земли в части федеральных полномочий и в объемах, установленных федеральным бюджетом, обеспечивают проведение на территории Полярной земли эксперимента по разработке региональной модели стабилизации социально-экономического развития и переходу к устойчивому развитию для регионов Севера.
    В соответствии со ст. 14 Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ, Правительство РФ прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики, вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации. Таким образом, Правительство РФ полномочно издать постановление об утверждении программы социально-экономического развития Полярной земли. Соответствующие полномочия предоставлены Правительству РФ договором между Российской Федерацией и Полярной землёй, Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ».
    Акты, изданные Правительством РФ об утверждении программ социально-экономического развитии субъектов Федерации, разработанных в соответствии с соглашением о сотрудничестве между высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, компанией, генерирующей электрическую энергию и субъектом, планирующим осуществление инвестиций в форме капитальных вложений на территории субъекта автору неизвестны.[7]
     
    8. Достаточно ли обязательств, зафиксированных в проектах документов для достижения поставленной цели? Каковы условия, которые могут повлиять на невозможность заключения в будущем основного договора и/или на невозможность исполнения в будущем Государственным концерном «Росэнергоатом» принятых обязательств? 
     
    Мероприятий, планируемых в представленных проектах документов, достаточно для достижения поставленной цели. Целесообразно предусмотреть в соглашении о сотрудничестве между Правительством Полярной земли, Вертикальной Интегрированной Компанией и Государственным концерном «Росэнергоатом» проведение экспертизы инвестиционного проекта строительства нового комбината цветного металла на Полярной земле в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39 – ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», проведение экологической экспертизы строительства нового комбината цветного металла и планируемого производства в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и иные мероприятия.
     
    Невозможность заключения в будущем основного договора купли-продажи электроэнергии может быть вызвана: 1) установлением законодательного запрета на заключение договоров купли-продажи электрической энергии на оптовом рынке в соответствии с принципами свободы договора между производителями и потребителями электроэнергии; 2) внесением изменений в Устав Государственного концерна «Росэнергоатом», устанавливающих запрет на заключение договоров купли-продажи электроэнергии на оптовом рынке в соответствии с принципом свободы договора; 3) существенного изменения обстоятельств, которого стороны не могут разумно предвидеть в момент заключения договора.
    Невозможность исполнения в будущем обязательств, принятых Государственным концерном «Росэнергоатом» по основному договору купли-продажи электроэнергии на оптовом рынке, может быть вызвана «юридическим форс-мажором», т. е. запретом, установленным правовым актом, на исполнение обязательств, возникших из договора купли-продажи электроэнергии, заключенным в соответствии с принципом свободы договора.
    Кроме того, Государственный концерн «Росэнергоатом» может быть лишен возможности исполнить договор энергоснабжения на предлагаемых Вертикальной Интегрированной Компанией условиях, в том случае если его исполнение будет являться для него чрезвычайно обременительным.
    Согласно ст. 451 ГК РФ расторжение договора возможно при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли разумно предвидеть, договор вообще не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
    Категории «разумное предвидение», «существенное изменение обстоятельств» использованные законодателем при конструировании правила п. 1 ст. 451 ГК РФ являются оценочными. Оценочные категории отражают явления, разнообразные настолько, что сформулировать все их необходимые признаки невозможно. Поэтому законодатель предоставляет суду значительные возможности при применении нормы для решения спора действовать по собственному усмотрению. Иными словами, является ли изменение обстоятельств столь существенным, что должно влечь за собой вынесение судебного решения об изменении или расторжении договора, определяет суд применительно к каждому конкретному случаю. Однако при применении данной нормы одного существенного изменения обстоятельств недостаточно, требуется установить, могли ли стороны разумно предвидеть, что в будущем произойдет существенное изменение обстоятельств.
    Суд, установив наличие существенных изменений обстоятельств, должен определиться: влечет ли существенное изменение обстоятельств расторжение или изменение договора. В соответствии с законом, правило п. 1 ст. 451 ГК подлежит применению при наличии одновременно следующих условий:
    1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
    2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалось по характеру договора и условиям оборота;
    3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
    4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
    Закон предусматривает, что если существенное изменение обстоятельств произошло, но нет хотя бы одного из четырех условий, предусмотренных п. 2 ст. 451 ГК РФ, то договор продолжает оставаться в силе, при этом стороны несут все вытекающие из него обязанности и пользуются соответствующими правами.
    Положения, закрепленные в ст. 451 ГК РФ, посвящены вопросам урегулирования договорных отношений при возникновении невозможности исполнения и, в частности, при разрешении такой проблемы, как существенное изменение обстоятельств. Данные правила воспринимаются всеми участниками оборота и судебными органами как новые, еще не проявившие себя в российских рыночных отношениях. Цель применения правил ст. 451 ГК заключается в том, чтобы стороны путем проведения совместных переговоров внесли в договор соответствующие изменения. Целью этих изменений является восстановление первоначального баланса интересов сторон.
    При заключении договора купли-продажи электроэнергии по цене 0, 9 центов США к/Вт. час стороны исходят из того, что повышения себестоимости генерации электроэнергии на АЭС не произойдет. В случае существенного повышения себестоимости электроэнергии возможно изменение договора или его расторжение по решению суда, поскольку в п. 2 ст. 451 ГК использованы такие оценочные категории как «степень заботливости и осмотрительности, требуемая по характеру договора и условиям оборота», «значительная степень» и т. п.
     
    9. Заключение. Условия представленных документов не противоречат действующему законодательству. Государственный концерн «Росэнергоатом» вправе заключить предварительный договор купли-продажи электроэнергии на оптовом рынке в соответствии с принципами свободы договора. Обязанность заключить основной договор возникнет в случае принятия закона, дозволяющего продавать электроэнергию на оптовом рынке самостоятельно избранному контрагенту на самостоятельно определенных условиях в соответствии с принципом свободы договора. Предварительное соглашение должно быть одобрено ФЭК и Минатомом РФ и положено в основу соглашения между Правительством Полярной земли, Вертикальной Интегрированной Компанией и Государственным концерном «Росэнергоатом», которое в свою очередь нуждается в санкционировании со стороны Правительства РФ путем издания акта, утверждающего программу социально-экономического развития Полярной земли.
     
    10. Рекомендации. Внести в проект предварительного договора условия о процедуре досудебного урегулирования споров, которые могут возникнуть как в связи с исполнением предварительного договора, так и в связи с исполнением обязательств, возникающих из основного договора.
     
    _______________________
     
     
     


    [1] Работа выполнена в июле 2002 г. В Российской Федерации отсутствует конкретный хозяйствующий субъект, именуемый «Вертикальная Интегрированная Компания», нет и Полярной земли как субъекта Федерации. Всякие совпадения случайны, аналогия неуместна и допустима только в сознании субъекта восприятия материала, но не в устных и письменных заявлениях. Сочинение написано с позиций диалектического материализма и диалектической логики, которые представляют собой открытые, неформализованные мировоззренческие системы, позволяющие с уверенностью рассматривать один и тот же предмет одновременно как «черный» и «белый», что позволяет успешно решать как сиюминутные тактические задачи, так и бороться за бесперебойное снабжение энергией конечных потребителей, своевременную и полную оплату фактически потребленной энергии, снижение тарифов и уменьшение энергопотребления. (Примечание декабря 2003 г. - В. Н.). При восприятии настоящего сочинения, читатель должен учитывать изменения в российском законодательстве, обусловленные проведением административной и электроэнергетической реформ, в частности, издание Федерального закона «Об электроэнергетике». (Примечание сентября 2004 г. –В. Н.)
    [2] Этот тезис правилен лишь для целей публикуемого исследования. В действительности договор энергоснабжения не является договором купли-продажи, поскольку не приводит к возникновению у покупателя права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на получаемую электроэнергию. (См. статью автора «Договор энергоснабжения - самостоятельный институт российского гражданского права» в № 3 Сибирского юридического вестника за 2003 г.). На сегодняшний день автор полагает, что и договоры, опосредующие торговлю электрической энергией на оптовом рынке, можно именовать куплей-продажей лишь условно… На самом деле, когда говорят о продаже (поставке) электроэнергии, то говорят о предоставлении прав на получение энергии, но не более. Энергия есть информация и будучи информацией, она не может быть объектом права собственности. Но в отличие от смысловой информации, содержащейся, к примеру, в этом произведении, она является физической величиной, такой же, как скорость или масса. Упорядоченная энергия - поток молекул или электронов - есть информация техническая, подобная той, которая передается по телеграфным проводам или отражается на экране телевизора. Количество и качество такой энергии точно вычисляется и процессы, связанные с такой информацией, подчиняются физическим законам. Законы общества (право) не могут противоречить законам физики. (Примечание датируется декабрём 2003 г.- В. Н.).
    [3] Например, на момент заключения предварительного договора неизвестен банковский счет, на который абонент должен осуществлять платежи по договору энергоснабжения. Условие о банковском счете стороны не включают в предварительный договор и тем самым не признают его существенным для основного договора.
    [4] Мы лишь условно, в учебных целях, можем утверждать, что в условиях рыночной экономики принцип реального исполнения обязательств утрачивает своё значение, не играет какой-либо роли. Обязательства по подаче и потреблению электрической и тепловой энергии должны реально исполняться обеими сторонами, которые не вправе осуществить замену исполнения возмещением убытков, причиненных неисправным контрагентом. Чтобы опровергнуть тезис о «низвержении» принципа реального исполнения обязательств, следует первоначально безоговорочно поверить в истинность этого тезиса. Рыночная «децентрализованная» экономика, экономика частных хозяйств, отнюдь не исключает плановых начал как в рамках отдельно взятого хозяйства, в рамках одной отрасли, в рамках одной финансово-промышленной группы, так и в масштабах всего народного хозяйства. Предприятия среднего и крупного капитала, принадлежащие частным собственникам, и расположенные на территории Российской Федерации, являются достоянием российского народа. Всякий может опровергнуть суждения автора попыткой физически уничтожить принадлежащие ему завод, фабрику, комбинат, железную дорогу или электрическую сеть и т. д. Замена исполнения денежной компенсацией может привести к ликвидации звена единой цепи. Экономика развитых капиталистических стран - плановая экономика, сочетающая частное и публичное планирование. Но планирование это в большинстве случаев не имеет административно-командного характера, основано на объективно действующих законах экономики и эксплуатации природных ресурсов развивающихся стран. (Примечание декабря 2003 г. - В. Н.).
    [5] Электроэнергия, вырабатываемая гидроэлектростанциями – субъектами ФОРЭМ, может быть запланирована для продажи на торгах в Плановом балансе производства и поставок электроэнергии в рамках ЕЭС России по субъектам ФОРЭМ.
    [6] Подобное соглашение относится к сфере публичного правового регулирования и не является договором в смысле гражданского права, (т. е. не является сделкой), и, следовательно, никого ни к чему не обязывает. Исполнение таких соглашений обеспечивается не мерами государственного правового принуждения, а системой «понятий», системой принуждения политического. О «понятийной» системе регулирования см. статью автора «Вексельный национальный закон и lex mercatoria: первые итоги анализа», в № 5 журнала «Закон и право» за 2004 г. Именно система господствовавших в обществе «понятий» удержала самодержавие в лице Екатерины II от отмены крепостного права, что, к слову сказать, уберегло её от расправы, хотя юридического оправдания для существования крепостной зависимости после введения вольности дворянской уже не было. После отмены обязательной дворянской службы строй феодальный трансформировался в рабовладельческий, результаты пожинаем до сегодняшнего дня. Но отметим, что в «понятиях» могут быть фиксироваться и объективные социально-биологические законы выживания и развития общества. (Настоящее примечание датируется декабрем 2003 г. - В. Н.).
    [7] На момент выполнения работы (июль 2002 г.). После июля 2002 г. этот вопрос автора не интересовал. (Примечание датируется декабрём 2003 г. - В. Н.).








    [Начало][Партнерство][Семинары][Материалы][Каталог][Конференция][О ЮрКлубе][Обратная связь][Карта]
    http://www.yurclub.ru * Designed by YurClub © 1998 - 2012 ЮрКлуб © Иллюстрации - Лидия Широнина (ЁжЫки СтАя)


    Яндекс цитирования Перепечатка материалов возможна с обязательным указанием ссылки на местонахождение материала на сайте ЮрКлуба и ссылкой на www.yurclub.ru